В какой школе учится?

Татьяна Александровна, идет запись в школу. В электронной анкете диагнозы детей указывать не обязательно. Как родителям понять, какая школа для особенного ребенка будет лучше — обычная или коррекционная?

Татьяна Соловьева: Давайте сразу уточним, термины «коррекционная школа», «виды коррекционных школ» (их было восемь) больше не используются в документах. Есть общеобразовательные школы. В некоторых из них созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, работают учителя-дефектологи, есть адаптированные образовательные программы. Чаще всего это школы-интернаты, перечисленный в особом перечне. Их 1664. Выбирая массовую общеобразовательную школу для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют право получить у директора полную информацию об условиях обучения. Право выбора остается за родителями. Какой вариант лучше? Поможет понять психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без заключения ПМПК ребенка не примут в специальную школу, а в массовой — не обеспечат необходимый объем специальных условий, включая занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом.

А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?

Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.

Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: «В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?». Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: «Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?»

Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?

Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:

Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?

Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: «А я вот где был! А у меня машинка!», тянет маму за рукав: «Не хочу. Давай пойдем домой!». У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.

Очень важный показатель — качество и темп выполнения задания за определенный промежуток времени. Если требуется значительная помощь со стороны, нужно контролировать каждый шаг, иначе ребенок бросает начатое, возникает риск формальной инклюзии, когда особый ученик помещается в слишком сложную для него среду обучения.

Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?

Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание… Ребенок «сигнализирует» взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, «уходят» на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.

В России примерно 14 миллионов слабослышащих. Детей с нарушениями слуха — около миллиона. Учителя обычных школ знают, как их учить?

Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.

Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.

Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?

Татьяна Соловьева: Слуховой аппарат не работает как очки. Современные устройства — цифровые, настраиваются специалистами, позволяют различать окружающие звуки, речевые и неречевые, в разных условиях. Важно помнить, что при нарушенном слухе возникают неприятные болезненные ощущения в ухе при восприятии громких звуков. Это значит, что при общении со слабослышащим или глухим ребенком не стоит кричать, лучше говорить голосом нормальной громкости. Дело не столько в громкости, сколько в высоте звуков. В большинстве случаев люди с нарушением слуха способны воспринимать низкие звучания, шумы, такие как стук, гудок и другие.

Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?

Татьяна Соловьева: При организации командных соревнований должны учитываться интересы всех участников команды. В этом случае, думаю, были допущены нарушения. Если соревнуются пары, где условия сопоставимы, например, в обеих парах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, такие состязания возможны, но оцениваться должны особым образом. Организаторам олимпиад нельзя об этом забывать. С другой стороны, включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады — очень важное начинание.

По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!

Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.

Некоторые дети с нетерпением ждут начала нового учебного года, тем не менее, и для них каждый сентябрь становится довольно стрессовым и напряженным периодом. Особенно сложно приходится первоклассникам, ведь с наступлением 1 сентября резко меняется их место в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, а на смену привычным играм и забавам приходят учебные занятия и обязательства. Сложнее всего объяснить ребенку, что теперь он не может погружаться в развлечения в любое время.

Психологи выделяют три кризисных периода в жизни школьников: поступление в 1 класс, переход из младшей школы в среднюю (5 класс), переход из средней в старшую (10 класс). Сложнее всего работать с теми, кто впервые пошел в школу, так как таких ребят ждет кардинальная смена образа жизни и обстановки.

Первый раз в первый класс

Как отмечают психологи, поход в 1 класс как раз приходится на «кризис 7 лет». Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится «непонятным», и все это совпадает с началом школьного обучения.

Итак, на что же следует обратить внимание в первую очередь, чтобы помочь организму ребенка перестроиться от режима дня в детском саду на режим школьника?

· Новая школьная обстановка ожидает от ребенка настроенности на получение знаний, серьезности и ответственности. Очевидно, что в 1 классе не все малыши мыслят глобально и понимают, что их успехи в учебе могут значительно повлиять на их будущую жизнь и карьеру. Прежняя детсадовская модель поведения вытесняется, а новые формы поведения ребенок еще не успел освоить, поэтому могут возникать конфликты и недоразумения как с родителями, так и с учителями и одноклассниками. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно весь урок и не разговаривать с соседом по парте? Почему нельзя бегать и играть с игрушками? После детского сада новая жизнь кажется утомительной и неинтересной.

· Школьная дисциплина требует большего напряжения и самоконтроля, отчего ребенок может испытывать стресс и тревогу. Резко меняется характер деятельности – если раньше основной формой взаимодействия была игра, то теперь это учеба, а успехи ребенка оцениваются преподавателем. Да и сами по себе умственные нагрузки уже являются стрессовыми для малыша.

Многие родители согласятся, что самое трудное, с чем могут столкнуться ребята, начиная уже со второго класса, – это домашние задания. Во-первых, некоторых детей и вовсе сложно заставить их выполнять, во-вторых, мамы и папы не до конца уверены, стоит ли приучать ребенка к совместному выполнению домашних работ. Психологи убеждены: делать задания за ребенка или вместе с ним не стоит, иначе вам придется делать это в течение следующих 10 лет. Ответственность родителей состоит лишь в том, чтобы обеспечить ребенку условия, возможность делать домашнее задание, создать систему. Задача ребенка заключается в использовании этой системы. Обговорите с малышом интервалы и длительность перерыва, а также время начала выполнения домашнего задания. Например, вы можете предложить следующее: «Если ты хочешь посмотреть мультфильм или поиграть с друзьями во дворе, выполни перед этим домашнее задание. Ты можешь начать в 14.00 и делать перерывы на 15 минут каждые полчаса. Если не будешь отвлекаться, ты выполнишь все задания быстро, и у тебя останется время для развлечений, договорились?». Важно правильно мотивировать ребенка на своевременное и качественное выполнение уроков. Если у него возникли трудности с пониманием какого-либо предмета, помогите ему самому найти ответ на свой вопрос, в крайнем случае – помогайте в разумных пределах, а не выполняйте все задание за ребенка.

Помимо нагрузок и смены режима дня, ребенок вынужден адаптироваться в новом коллективе сверстников, что не всегда происходит быстро и успешно. Конфликты с одноклассниками могут отбить у малыша желание учиться и посещать школу вообще. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Нельзя упрекать ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу». Помните, что только так дети устанавливают контакты и зарабатывают себе определенный статус в классе. Но при этом, конечно, нужно внимательно следить за тем, с кем общается ваш ребенок.

Как помочь ребенку и понять, что адаптация прошла успешно?

· В первые дни учебы помогите ребенку поверить в свои силы, подбадривайте его и не позволяйте грустить.

· Интересуйтесь его делами, задавайте вопросы об успехах и достижениях.

· Поощряйте малыша за успехи, но не критикуйте, если он принес из школы плохую отметку или не выполнил определенное задание.

· Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, так только можно создать почву для развития комплексов и зависти.

· Если ребенок приходит домой в хорошем настроении и с энтузиазмом рассказывает о своих друзьях, новых знаниях и достижениях – значит, адаптация прошла успешно

· Если малыш легко справляется с домашним заданием, проявляет интерес к новым знаниям и открытиям, можно похвалить и себя, и ребенка – это хороший знак.

· Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.

Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Чего стоит избегать? Как вовремя обнаружить признаки дезадаптации?

Не стоит усложнять жизнь малышу: многочисленные кружки и секции будут лишними в начальной школе, особенно для первоклассников. Достаточно выбрать одно занятие по интересам. Школьная программа рассчитана с учетом возможностей и потребностей малышей, так что дополнительная нагрузка им точно не нужна.

Постарайтесь не доставлять ребенку эмоциональных потрясений и не возлагайте на него новые обязанности. Например, не стоит резко требовать от него мыть посуду и вытирать пыль в своей комнате.

Если вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром, жалуется на одноклассников и на требования учителя – это плохой знак.

Признаками дезадаптации также считаются отказы ребенка посещать школу, выполнять домашнее задание, капризы, сопротивление и конфликты с одноклассниками.

В таких ситуациях нужно незамедлительно поговорить с учителем, а также обратиться к психологам.

Как помочь ребенку при переходе в среднюю школу?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы и даже самооценка ребенка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Ребятам важно привыкнуть к разнообразным подходам и требованиям всех учителей, научиться взаимодействовать с ними и подстраиваться под их систему.

Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал новому классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Если этого не произошло, родителям необходимо познакомиться со всеми предметниками и заранее выяснить круг вопросов, которые будут вызывать у ребенка трудности во время учебного года.

Психологи убеждены, что переход в 5 класс – событие достаточное стрессовое в жизни каждого ребенка. Сейчас дети привыкают смотреть на себя глазами разных преподавателей и выделять свои сильные и слабые стороны. Возможно резкое снижение успеваемости. Нам кажется, что ребенок скатился на «тройки» и его ничего больше не волнует, кроме компании и развлечений. Присмотритесь к ребенку внимательнее, ведь именно сейчас начинается всем известный подростковый возраст.

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане. Если раньше существовали только родители, одноклассники, учитель и домашние задания, то теперь ребенок стремиться заявить о себе за порогом школы. Важно познакомиться с друзьями вашего ребенка, узнать, каким образом они проводят свободное время вместе. Выясните, что интересно вашему подростку и его друзьям, в какой системе ценностей они живут.

Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. А конфликты с подростком по поводу очередной «двойки» уж точно не сделают из него отличника и не поднимут его самооценку.

В 10-11 лет ребята стремятся к самостоятельности и свободе. Нередки случаи, когда из-за плохого контроля со стороны родителей они попадают в неприятные ситуации, пробуют алкоголь, курение и наркотики в кругу плохой компании. Конечно, все это надо пресекать. Свободу и самостоятельность ребенок может найти в другом: поговорите с ним и предложите записаться в спортивную секцию, кружок танцев или рисования. Так у подростка появится поле для самореализации, а также любимое занятие, не навязанное школой и родителями.

Уже старшеклассник

Если вашему ребенку придется перейти в другую школу с конкурсным набором — лицей, гимназию или колледж, то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет значительно легче.

В этом возрасте некоторые родители и учителя ожидают от старшеклассников более-менее четкого профессионального самоопределения и даже выбора нескольких вузов, куда он планирует поступить. Однако психологи уверены, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода, а старшеклассники часто выбирают профессию неосознанно и принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Важно понимать, что ребенок в любой момент времени может передумать, поэтому необходимо ко всем предметам в школьной программе относиться с должным вниманием.

Если вы заметили у ребенка способности и интерес к определенной области, всеми силами помогите ему углубить свои знания в ней. Важно помнить, что лучше поздно переориентировать ребенка, чем смириться с его неперспективным выбором, жалея впоследствии об упущенном.

Выбор учебного заведения, где хочет продолжить обучение подросток – это лишь полдела. Важно проследить, умеет ли ваш ребенок правильно учиться. Речь идет о ведении конспектов, умении самостоятельно находить информацию и разбираться в ней, оформлять доклады и рефераты, самому контролировать свой учебный процесс и равномерно распределять нагрузки, ведь в университете их очень много. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Естественно, возможны конфликты между подростками и родителями на фоне переходного возраста. В 16-17 лет мнение сверстников становится более весомым и авторитетным, чем мнение родителей. В такой ситуации нужно знать меру и лишний раз не вмешиваться в жизнь своих детей, иначе конфликты неизбежны.

В любом случае, все трудности преодолимы, а в жизни старшеклассников скоро начнется новая счастливая пора – студенчество. Задача родителей в том, чтобы помочь детям справиться с нагрузками и стрессом, разобраться во взаимоотношениях с друзьями и преподавателями и, конечно, не потерять себя.

ГИД ПО «РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЕ»

1. Авторизация / Регистрация пользователя

В верхнем правом углу нажмите «Вход», если Вы регистрировались ранее, либо пройдите процедуру регистрации по ссылке «Регистрация».

Для регистрации на портале РЭШ обязательно укажите Вашу роль (ученик/родитель/учитель), фамилию и имя, адрес электронной почты, дату рождения, придумайте пароль. Также необходимо указать место проживания и Вашу образовательную организацию (школу). В случае отсутствия Вашей образовательной организации в списке, необходимо обратиться с соответствующим запросом в службу поддержки, нажав кнопку «Моей школы нет в списке».

Также Вы можете указать отчество и пол. Для пользователей, выбравших роль «ученик», – класс.

Приняв условия Соглашения об обработке персональных данных, нажмите кнопку «Поступить в школу». Поздравляем, Вы прошли регистрацию! Далее следует пройти авторизацию на портале.

При нажатии на кнопку «Вход» Вы попадаете на страницу авторизации. Здесь Вам необходимо ввести свой логин (адрес электронной почты, указанный при регистрации) и пароль и нажать кнопку «Войти».

Для авторизации Вы можете воспользоваться аккаунтами в социальных сетях Вконтакте, Facebook. В этом случае портал РЭШ автоматически заполнит некоторые поля регистрационной анкеты, указанные в профиле соответствующей социальной сети. Заполнить оставшиеся пункты нужно будет вручную.

Если Вы забыли пароль для входа в учетную запись, воспользуйтесь формой восстановления пароля, нажав на ссылку «Я забыл пароль». На указанную при регистрации электронную почту придет письмо-инструкция.

После успешной авторизации в правом верхнем углу экрана отобразится аватар и ФИО пользователя, кликнув на которое Вы попадаете на главную страницу Личного кабинета пользователя.

2. Личный кабинет ученика

Начало работы

Вверху экрана располагается основное меню Личного кабинета, содержащее разделы: «Расписание», «Учителя», «Задания», «Дневник», «Достижения», «Уведомления», «Избранное», «Заметки».

Слева на странице размещена информация пользователя: фото, фамилия и имя, роль, наименование школы, класс, дата рождения, родители.

Для внесения изменений в личные данные, в контактную информацию, для добавления/изменения фотографии нажмите «Редактировать профиль».

Для изменения пароля, электронной почты, редактирования отображения виджета «Активность», нажмите «Настройки».

Если родитель ученика изъявил желание зарегистрироваться на портале с целью наблюдения за процессом обучения ребенка, то в разделе «Уведомления» появится соответствующее сообщение для осуществления привязки аккаунтов.

После прохождения по ссылке, в личном кабинете ученика появится запись о родителе (родителях).

Справа на странице размещен раздел «Активность», в котором отображается информация об основных действиях ученика, например: «Зарегистрировался», «Пройден тренажер по уроку» и другие.

Расписания занятий

Страница с расписаниями занятий для обучающегося позволяет ученику планировать свое время обучения в соответствии с выбранной учебной траекторией.

Для создания учебной траектории необходимо нажать кнопку , в результате чего открывается форма:

Данная форма предполагает выбор одной из двух вариантов траектории:

1. Стандартная траектория.

При указании класса система создаёт учебную траекторию обучения, включающую все уроки по всем предметам соответствующего класса. Также может быть указан второй иностранный язык (для всех классов, кроме 1 класса), который будет включен в расписание данного курса. Предмет Технология для 7-8 классов предполагает половое разделение, поэтому при составлении учебной траектории для 7 и 8 классов система попросит указать пол. Расписание стандартной учебной траектории составляется из расчета 33-35 учебных недель в соответствии с ПООП. Понедельный учебный план для каждого года обучения можно увидеть по ссылке https://resh.edu.ru/curriculum

2. Индивидуальная траектория.

Для создания индивидуальной траектории необходимо указать её название в поле «Учебная траектория», выбрать параметры: количество уроков в день, предмет, класс, уроки. При отсутствии конкретизации уроков система включит все уроки выбранного предмета и класса. Каждая индивидуальная учебная траектория может содержать до 4-х линеек «Предмет – Класс».

После заполнения формы, необходимо нажать кнопку «Сохранить». Учебная траектория и расписание будут созданы и появятся на странице раздела «Расписания».

Временной диапазон позволяет посмотреть траекторию на интересующую неделю. Нажмите стрелочку «Вправо» или «Влево» для просмотра занятий в другие даты.

Расписание представлено в виде таблицы.

В формате отображения расписания на неделю таблица представляет собой набор учебных дней.

Каждая ячейка содержит дату, перечень предметов, которые запланированы на указанную дату, номера уроков по ним.

При нажатии на выбранный урок Вы перейдете на страницу урока.

Учителя

Раздел «Учителя» содержит информацию о привязанных к данному аккаунту учителях.

Для привязки нового учителя пользователю ученик необходимо получить от учителя ссылку для привязки. Авторизовавшись на портале, ученик должен пройти по ссылке, направленной учителем, в результате чего, в личном кабинете ученика появится запись о данном учителе.

После подтверждения учителем привязка будет осуществлена.

Если при регистрации ученик и учитель корректно заполнили такие данные как «Регион проживания», «Населенный пункт», «Школа», то в разделе «Учителя» появится возможность увидеть всех учителей указанной школы, зарегистрированных на портале. Чтобы направить своему учителю запрос на прикрепление, в поле «Статус» необходимо нажать на надпись «Запросить привязку», при этом статус учителя поменяется на «Ожидается подтверждение».

После подтверждения учителем запроса привязка будет осуществлена.

Изменить или дополнить информацию о регионе проживания, населенном пункте и школе можно в разделе «Редактировать профиль».

Дневник

Дневник позволяет следить за успеваемостью обучающегося. Здесь можно получить информацию о результатах прохождения тренировочных и контрольных заданий, а также дополнительных заданий, назначенных и проверенных учителем.

Уведомления

В разделе отображаются актуальные оповещения, уведомления, напоминания, календарные заметки, события.

Нажмите на прямоугольник сообщения, чтобы увидеть подробный текст.

Избранное

В разделе находятся интерактивные уроки, которые добавлены в «Избранное» с помощью соответствующей иконки под видео.

Для быстрого поиска или удобного просмотра предусмотрены фильтры по классу и предмету. Можно использовать как один фильтр, так и сочетание обоих фильтров.

Заметки

В разделе находятся записи, ссылки, пометки, интересная и полезная информация, которую ученик хочет сохранить.

В окне «Заметка» пишется материал заметки. Атрибут «Привязка к уроку» позволяет привязать информацию к нужному уроку. После нажатия кнопки «Добавить заметку» создается заметка с указанием даты её создания, текстом заметки и ссылкой на выбранный урок.

3. Личный кабинет учителя

Начало работы

Вверху экрана располагается основное меню Личного кабинета, содержащее разделы: «Расписание», «Ученики», «Задания», «Уведомления», «Избранное», «Заметки».

Слева на странице размещена информация пользователя: фото, фамилия, роль и наименование школы.

Для внесения изменений в личные данные, в контактную информацию, для добавления/изменения фотографии, нажмите «Редактировать профиль».

Для изменения пароля, электронной почты, редактирования отображения виджета «Активность» нажмите кнопку «Настройки».

Ученики

При нажатии кнопки «Пригласить учеников» Система сформирует ссылку, по который нужно пройти зарегистрированным на портале ученикам.

После прохождения авторизованными на портале учениками по ссылке, в разделе «Уведомления» появится соответствующее сообщение.

Для подтверждения привязки ученика необходимо зайти в раздел «Ученики» в таблице «Список всех привязанных учеников» выделить соответствующих учеников в статусе «Ожидается подтверждение» и нажать кнопку «Подтвердить»

После того, как привязка учеников будет подтверждена, статус изменится на «Привязан» и учителю станут доступны дневники учеников.

Для просмотра оценок конкретного учащегося, необходимо нажать на кнопку «Дневник».

После подтверждения привязки учеников у учителя появляется возможность формировать группы. Для этого в разделе «Ученики» в таблице «Список всех привязанных учеников» необходимо выделить соответствующих учеников в статусе «Привязан» и нажать кнопку «Добавить в группу».

В появившемся окне ввести название группы в поле «Новая группа» и нажать на кнопу «Добавить». В результате сформируется группа.

При необходимости в группу можно добавлять вновь прикрепленных учеников. Для этого в разделе «Ученики» в таблице «Список всех привязанных учеников» необходимо выделить соответствующих учеников в статусе «Привязан» и нажать кнопку «Добавить в группу».

В появившемся окне выбрать название группы в поле «Добавить в группу» и нажать на кнопку «Добавить». В результате произойдет добавления ученика в указанную группу.

Также учеников можно удалить из группы. Для этого в разделе «Ученики» в соответствующей группе необходимо выделить учеников, которых необходимо удалить и нажать кнопку «Удалить из группы».

При необходимости можно удалить группу. Для этого необходимо нажать на надпись «Удалить группу» напротив названия группы.

Задания

Раздел «Задания» позволяет назначать привязанным ученикам задания.

При нажатии кнопки «Добавить задание» открывается форма для выбора задания и назначения его ученику.

Необходимо заполнить все поля и в области «Назначить задание отдельным ученикам» или «Назначить задание на группы» выделить соответствующих учеников или группы, которым нужно назначить задание.

После заполнения формы и нажатия кнопки «Сохранить и опубликовать» указанные ученики или группы получат задание для выполнения.

Назначить задание можно также просматривая конкретный урок:

В правом верхнем углу урока, над меню Модулей урока, авторизованному пользователю в роли «Учитель» доступна кнопка «Добавить задание для учеников». При ее нажатии, откроется форма добавления задания с предзаполненными полями по уроку.

4. Личный кабинет родителя

Начало работы

Вверху экрана располагается основное меню Личного кабинета, содержащее разделы: «Дети», «Уведомления», «Избранное», «Заметки».

Слева на странице размещена информация пользователя: фото, фамилия и имя, роль.

Для внесения изменений в личные данные, в контактную информацию, для добавления/изменения фотографии, нажмите «Редактировать профиль».

Для изменения пароля, электронной почты, редактирования отображения виджета «Активность» нажмите кнопку «Настройки».

Дети

При нажатии кнопки «Привязать учетную запись ребёнка» появляется диалоговое окно, в котором необходимо выбрать способ привязки: «Зарегистрировать» или «Привязать».

При выборе способа привязки «Зарегистрировать» открывается форма регистрации, в которую необходимо внести данные Вашего ребёнка и нажать кнопку «Добавить учетную запись».

Если Ваш ребёнок уже зарегистрирован на портале «Российская электронная школа», то необходимо выбрать способ привязки «Привязать».

Открывается форма, в которую необходимо внести логин или адрес электронной почты Вашего ребёнка и нажать кнопку «Привязать».

После того, как привязка будет подтверждена, Вы сможете в режиме реального времени наблюдать за успехами Ваших детей на портале «Российская электронная школа», видеть дату и время последнего входа в систему, а также иметь доступ к дневнику ребенка. Для того, чтобы ознакомится с успеваемостью необходимо нажать на кнопку «Перейти в дневник».

5. Быстрый поиск по сайту

Для удобства пользователей разработан универсальный расширенный поиск.

Система предложит Вам ввести поисковый запрос

Результаты поиска формируются на отдельной странице.

В левом блоке можно уточнить запрос и сузить выдачу.

Хочу развеять часто ошибочное представление о дистанционном обучении. Обычно думают, что в таком случае ребенок берет учебники, сам изучает тему, пишет контрольные или сдает экзамены раз в семестр, а педагогами для него становятся родители. Это совсем не так.

На сегодняшний день в Украине есть полноценные онлайн-школы с личным кабинетом на сайте, видеоуроками, где учитель объясняет каждую тему, ежедневными домашними заданиями, оценками, журналом и общением с преподавателем. Школа доступна в любое время из любой точки земного шара. Выходит, не ты ходишь в школу, а школа всегда с тобой.

Часто дистанционно учатся дети-спортсмены, те, кому далеко и неудобно добираться в школу (например, в небольшом селе), а также дети, проживающие на оккупированных территориях, желающие получать украинское образование.

Как мы к этому пришли

Сын учится в шестом классе. В последние годы школа для него была непрекращающимся стрессом, он не хотел туда ходить. Желание учиться пропало. Из любознательного ребенка сын стал превращаться в угрюмого и неуверенного в себе. Спасение находил в компьютерных играх и планшете.

Почему так произошло? Во многом из-за постоянного сравнения детей, отсутствия индивидуального подхода. Учителя часто говорят: «Вот Петров молодец, сделал задание, а ты что, не смог?» Или зачитывают оценки при всем классе с комментариями о том, кто лучше, кто хуже.

Сама по себе оценка за знания – это прекрасно, она помогает увидеть, как ты усвоил тему. Но сравнение оценок разных учеников давит. Ярлык «отличник» или «троечник» остается на всю жизнь. Как мы знаем, не факт, что отличник будет счастлив в дальнейшем, а троечник не найдет свой путь.

В итоге школа стала постоянным стрессом, гонкой за успеваемостью и непрерывным «должен», «обязан». У сына не было времени на собственные увлечения, а годами накопленный стресс не давал услышать свои желания.

Есть альтернативные школы с прекрасными педагогами, небольшими классами и индивидуальным подходом. Но, во-первых, все они частные и стоят совсем не мало (в среднем от 5000 гривен в месяц), а во-вторых, они тоже не дают ту степень свободы, которую бы хотелось. Свободу выбора, свободу перемещения и возможность что-то менять, если тебе не нравится.

Как мы искали школу и переходили

Сначала я разузнала все сама, пустила этот вариант в свое сознание. Решиться на это очень страшно, буквально шагнуть в пропасть. Таких школ много, и их востребованность растет. В нашу школу в этом году перевелось большое количество детей, от нагрузки даже сервер не выдержал, и первые пару дней сентября дети не смогли учиться.

Я понимала, что психологически ребенку проще иметь контакт с учителем, а не только с учебником. Искали школу с видеоуроками, где каждую тему преподаватель объясняет лично. И важна была возможность выполнять домашние задания на русском языке, пока сын перестроится на украинский язык обучения. Исходя из этих факторов, круг школ сузился.

Потом рассказала сыну о такой форме обучения. Не давила, не настаивала, а просто предлагала. Ему тоже трудно было представить такой вариант. Мы вместе пересматривали сайты школ, когда увидели ту, которую в итоге выбрали, сказал: «Да, я хочу”. Сын понимал, что это серьезный шаг, собирал нужные документы, интересовался каждый день, принят ли он. Ждал начала учебы, ему было очень интересно – как это он не наденет костюм, не возьмет портфель и не пойдет с цветами в школу.

Требования у онлайн-школ такие же, как и в обычных школах – дополнительных экзаменов нет. Нужно подать документы: личное дело, медкарточку, фотографию и заявление. Обучение в нашей школе стоит 900 грн/мес., есть скидки для разных групп населения.

У дистанционной школы есть лицензия государственного образца. Аттестат, документы, оценки – все это как в обычной школе и ничем не отличается. На ЗНО нужно ехать в Харьков (школа находится там) и сдавать в общем порядке. Это единственный случай необходимого личного присутствия ученика.

Что получилось в итоге

Сейчас сын учится в комфортном ему темпе, умеет распределять свое время – обладает навыками тайм-менеджмента. Он понимает, что учеба – зона его личной ответственности, что он должен не кому-то, а делает это для себя.

В интерактивном режиме ему стало интереснее учиться, ведь здорово, когда объяснение учителя можно поставить на паузу и сделать себе, например, чай.

В итоге у сына освободилось много времени, он начал вспоминать, что ему интересно, и записался на разные кружки и секции.

Он не встает утром, когда еще темно и не бежит в школу при любой погоде. Он стал меньше болеть (раньше болезнь была поводом не идти в школу), и, наоборот, хочет быть здоровым, чтобы не пропустить любимую тренировку, да и просто потому, что болеть – не лучший вариант.

И самое главное – у него появилось время на детство и радость жизни. Время смотреть в окно, иногда ничего не делать, размышлять и никуда не торопиться.

Как проходят уроки

На сайте школы в личном кабинете ученика есть расписание на неделю. Он открывает урок, смотрит записанное учителем видеообъяснение, как будто на доске. Учитель говорит, пишет, показывает презентацию, материалы по теме. Можно прочесть сжатый урок в описании видео, перейти по ссылкам на дополнительный материал.

После занятия – тест с вопросами по уроку, он оценивается в 8 или 9 баллов. Можно на этом остановиться, но, если ребенок хочет оценку выше, есть еще творческое задание, где нужно поработать над темой дополнительно.

Письменный ответ сын фотографирует и прикрепляет к уроку. Учитель проверяет, ставит оценку, пишет замечания. То, что нужно учить наизусть, сдается преподавателю по скайпу в назначенное время.

Сын регулярно заглядывает на сайт со своего телефона: не проверили ли его домашнее задание, нет ли новостей или сообщений от учителя, проверяет свой журнал с оценками.

В день он обычно делает два урока, в среднем это около трех часов. Такие два урока в обычной школе проходят целую неделю, просто там много времени уходит на повторение, опрос каждого ученика, разные «технические моменты». У нас все только по существу.

По началу рядом должен быть взрослый, чтобы помочь наладить всю схему: как технически сдавать домашние задания, общаться с учителями (кстати, есть поддержка учителей 24/7 в онлайн-режиме), выбрать дополнительные кружки и составить график.

Чем младше ребенок, тем больше помощи родителей нужно. В нашей схеме идеально мое нахождение с сыном где-то полдня, потом он убегает по своим делам, а я могу заняться своей работой.

Социализация

Самый главный вопрос, который нам задают, это «А как же социализация, ведь детям нужно общение со сверстниками?!». Выясняется, что под социализацией предполагают нахождение ребенка в замкнутом пространстве в неизменном коллективе из 30 человек в течении 10 лет. Та ли это «социализация», которая нужна современному человеку?

Сын ходит на несколько секций и кружков, постоянно посещает интересные ему мероприятия. Если кружок не нравится или не подходит, он меняет и ищет другой. На деле социализации получилось в разы больше. Он общается с разными детьми и педагогами, сам вливается в новые коллективы и может расстаться с ними, если чувствует, что это ему не нужно. Такой активной жизни у него не было в школе.

Общественное мнение

К сожалению, наше общество не готово к толерантному отношению ни в вопросе другой схемы учебы, ни даже другой схемы жизни. Киевское фейсбук-сообщество еще более-менее, а вот дальше дело не идет.

Мы привыкли и научились реагировать на резкие высказывания не только посторонних, но и, что самое трудное, близких людей. Бывает, что человек после получасового разговора меняет свое мнение, начинает относиться уважительно, но всем не объяснишь. Посторонних обычно приходится останавливать и просить прекратить высказывать свое однозначное «так быть не должно».

Многие понимают, что система образования у нас старая, а мир новый и дети современные. Школа во многом продолжает формировать винтиков системы, удобных людей для дальнейшей схемы жизни «дом-семья-завод». Сейчас все меньше остается таких схем. Мир требует выхода за рамки, иного подхода, ухода от стандартизации.

Продолжать воспитывать детей по-старому, на мой взгляд, – это отнимать у них время. Ребенку нужно учиться нести ответственность за себя, понимать, чего хочет он сам, уметь делать выбор и ценить себя в первую очередь. Ценить свое здоровье и свои желания без ориентира на чье-то мнение или оценку. Это даст ему важный фундамент в будущем, тот, который не дали нам на постсоветском пространстве.

Я не призываю переводить детей на дистанционное обучение, но хочу обратить внимание на то, что, если вы видите у ребенка какие-то проблемы в школе, то есть такой вариант получения знаний.

admin