В федеральном розыске

ВАГИН П.А., vagin_petr@mail.ru Кафедра оперативно-разыскной деятельности

и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

VAGIN P.A.,

Chair of detective activities

and crime detection technical actions

of the internal affairs bodies;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,

Russian Federation

РОЗЫСК ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ СЛЕДСТВИЯ И СУДА, НА ТЕРРИТОРИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Реферат. Самым легким способом ухода от ответственности остается перемещение преступника на территорию сопредельного государства, а в случае с Российской Федерацией — чаще всего на территорию государства — участника СНГ. Именно в этом направлении работы правоохранительных органов имеются многочисленные затруднения нормативно-правового и организационного характера. Показаны дефекты правового регулирования взаимодействия правоохранительных органов участников СНГ в вопросе розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда. Имеющиеся договоры и соглашения о сотрудничестве не позволяют действовать оперативно, безотлагательно, а значит, эффективно. Отсутствует возможность пересечения сотрудниками ОВД приграничных регионов границ сопредельных государств при преследовании преступников по горячим следам, не разрешено вести наблюдение на территории сопредельного государства. С учетом географического положения стран СНГ, свободы пересечения границ, сохранившихся межличностных связей предлагается заключение многостороннего договора, регламентирующего все формы взаимодействия правоохранительных органов. Названные проблемы законодательства могли бы получить свое разрешение в федеральном законе, регламентирующем выдачу лиц. Необходимость принятия закона обусловлена ростом количества разыскиваемых и выдаваемых правоохранительным органам лиц, а также действием Европейской конвенции о выдаче. В нормативных правовых актах, регламентирующих межгосударственный и международный розыск, предлагается определить случаи автономного и параллельного объявления и осуществления обоих видов розыска. Поскольку разыскиваемые лица могут находиться как на территории СНГ, так и в иных странах, при этом почти все государства — участники Содружества стали членами Интерпола, постольку межгосударственный розыск лиц будет сливаться с международным розыском.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств; лица, скрывающиеся от следствия и суда; межгосударственный розыск; международный розыск; взаимодействие правоохранительных органов; выдача лиц.

Организация розыскной работы в отношении лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, является одной из важнейших составляющих деятельности правоохранительных органов. Задержание преступника и его привлечение к уголовной ответственности несет в себе обеспечение реализации важнейшего принципа неотвратимости наказания. Одним из проблемных вопросов остается установление и розыск преступников из числа иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — ЛБГ), а также лиц из числа этнического (некоренного) населения.

В результате распада СССР, последующих кризисных политических, экономических и социальных изменений в Россию хлынул поток мигрантов из бывших союзных республик. Столкнувшись с проблемами в отношениях с коренным населением, языковым и культурным барьером, социальной неустроенностью, многие из них встали на путь противозаконной деятельности.

Преступники из числа иностранных граждан, ЛБГ, этнических групп оказывают существенное влияние на оперативную обстановку, что обусловлено низкой эффективностью контроля за нелегальными мигрантами со стороны правоохранительных органов, жесткой конкуренцией с местными преступными группами, наличием тесных связей со своими диаспорами, способностью организовать противоправную деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом. Кроме этого, тесные связи с исторической родиной, затруднения при проведении опознания потерпевшими позволяют им надежно скрываться от преследования и уголовной ответственности на территории республик. Благодаря клановости, закрытости, изолированности национальных диаспор преступникам удается уходить от уголовного преследования. Отсутствие информации, отказ от контакта с правоохранительными органами, сложности в переводе с национального языка обеспе-

чивают им возможность надежно укрыться в своих диаспорах, не боясь выдачи в руки правосудия.

На территории Тюменской области в 2014 году иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 476 преступлений, что составляет около 5 % от общего количества зарегистрированных преступлений. Основными видами совершаемых ими преступлений остаются: убийства (5), кражи (141), незаконный оборот наркотиков (55), причинение тяжкого вреда здоровью (20), разбойные нападения (6), грабежи (32), мошенничество (7), прочие (210).

Розыск, беспрепятственно осуществлявшийся до распада СССР правоохранительными органами на территории одного государства, фактически вышел за его пределы. Было необходимо найти наиболее оптимальные пути организации розыска преступников в рамках взаимодействия со странами, входящими в СНГ, простые и эффективные формы сотрудничества правоохранительных органов, используя отсутствие существенных различий в их законодательстве и схожесть принципов и методов розыскной работы.

На основе заключенных государствами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска лиц, ограниченный территориальными рамками государств Содружества. Этот вид розыска стал называться межгосударственным**.

На сегодняшний день весь массив правовых норм, регулирующих осущест-

* Данные ИЦ УМВД по Тюменской области за 2014 год.

** Появление этого термина, возможно, связано и с необходимостью рабочего разграничения понятий международного розыска в целом и в рамках СНГ в частности.

вление межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, рассредоточен в многочисленных, а потому труднообозримых источниках — международных* и внутригосударственных. Данный вид розыска наиболее актуален, так как основные экономические, политические, социальные связи объединяют между собой в первую очередь страны Содружества. Большинство разыскиваемых преступников из числа иностранцев и из этнических групп — это граждане государств, входящих в СНГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основы сотрудничества государств

— участников СНГ в борьбе с преступностью закреплены, в частности, в принятом Решением Совета глав государств СНГ (Минск, 22 января 1993 г.) Уставе Содружества Независимых Государств, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), двусторонних и многосторонних межправительственных договорах. Российской Федерацией заключено также большое количество межгосударственных двусторонних соглашений с государствами

— участниками СНГ, а также со странами Балтии по проблемам взаимодействия, в том числе в деле розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда**. Такие договоры со-

* В соответствии с Конституцией РФ правила, установленные международными договорами, в случае вступления их в противоречие с российскими законами обладают приоритетом. При этом следует учитывать, что международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами.

** Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 25 февраля 1993 г.); Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 18 мая 1995 г.); Договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Бишкек, 14 сентября 1992 г.) и т.д.

держат, как правило, типовые положения межгосударственных договоров о правовой помощи.

В той или иной степени вопросы сотрудничества правоохранительных органов стран, входящих в СНГ, в целях осуществления межгосударственного розыска затрагивают межведомственные многосторонние соглашения: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел государств — участников СНГ в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашгабад, 1993 г.), Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу (Ашгабад,

1994 г.), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван,

1995 г.) и др.

Параллельно с созданием правовой базы сотрудничества правоохранительных органов стран Содружества на многостороннем уровне шло формирование основ сотрудничества по заключению двусторонних соглашений. Министерство внутренних дел Российской Федерации заключило такие соглашения со всеми МВД государств

— участников СНГ. В их числе не только соглашения общего характера, но и соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов.

Без осуществления взаимодействия с правоохранительными органами государств

— участников СНГ розыск преступников на их территории будет невозможен.

По состоянию на 1 марта 2015 года в федеральном розыске в Управлении уголовного розыска УМВД России по Тюменской области находились 86 лиц из числа иностранцев и представителей этнических народностей. На рисунке 1 показано распределение остатка преступников по национальному признаку.

Рис. 1. Распределение исследуемой выборки в зависимости от национальности преступника

В Российской Федерации на национальном уровне правовую основу розыска преступников составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации*, а также дру-

* Приказ МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 дсп, утвердивший Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел; приказ МВД России от 21 авг. 2000 г. N 820 дсп «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел»; приказ МВД России от 26 янв. 1996 г. N 41, утвердивший Наставление по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; приказ МВД России от 7 дек. 1998 г. N 797, утвердивший Положение о Главном информационном центре МВД России; приказ МВД России от 12 июля 2000 г. N 752 дсп, утвердивший Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ и т.д.

гих ведомств, иные нормативные правовые акты .

Несмотря на не прекращающийся процесс нормотворчества, действующие и подготавливаемые международные и внутригосударственные нормативные правовые акты нуждаются в существенных изменениях и доработке.

Отдельный раздел центрального международного договора о правовой помощи СНГ — Минской конвенции — посвящен правовой помощи по уголовным делам. Нетрудно заметить, что розыск лиц упоминается как в статье об объеме оказываемой государствами друг другу правовой помощи, так и в разделе о правовой помощи по уголовным делам только «в приложении» к выдаче лиц. Таким образом, Конвенция не затрагивает напрямую вопросов объявления и проведения такого розыска, не выделяет его в качестве самостоятельного вида правовой помощи по уголовным делам. В связи с этим государства — участники Конвенции в марте 1997 года в Москве подписали Протокол**, вносящий в Конвенцию определенные изменения, в том числе касающиеся проведения розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда. Розыск лиц в Протоколе выделен в качестве самостоятельного вида

** О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года: федер. закон от 8 окт. 2000 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 2000. 10 окт.

правовой помощи, здесь же определен порядок его проведения. В соответствии с п. 13 Протокола, получив требование о выдаче, запрашиваемая сторона должна немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется (за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена). Но в большинстве случаев проведение розыска не терпит отлагательства, связанного с оформлением требования о выдаче лица, поэтому в п. 14 Протокола предлагается дополнить Конвенцию статьей 61-1 «Розыск лица до получения требования о выдаче», в соответствии с которой осуществление розыска лица производится и до получения требования о его выдаче при наличии оснований полагать, что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны. В этом случае розыск начинается с момента получения запрашиваемой стороной ходатайства об установлении разыскиваемого лица с просьбой о его задержании и указанием о том, что требование о выдаче этого лица будет представлено дополнительно.

На данном этапе очень важно обеспечить организацию работы по горячим следам. Так, в конце 2013 года в г. Тюмени возле ночного клуба «Мираж» было совершено убийство Б. с использованием ножа как орудия преступления. В ходе проведенных первоначальных оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что преступление совершил некто

Ш., гражданин Российской Федерации, по национальности чеченец. Сразу после совершения преступления он скрылся на территории Республики Казахстан. Благодаря оперативным действиям сотрудников полиции была незамедлительно собрана доказательственная база, которая позволила Следственному управлению Следственного комитета РФ по Тюменской области вынести постановление об объявлении его в международный розыск. Была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, начался процесс организации международного розыска. После получения информации о его возможном месте нахождения было подготовлено ходатайство в МВД Республики Казахстан. При проведении оперативно-технических мероприятий фигурант был задержан. В дальнейшем организовано взаимодействие с органами прокуратуры области о подготовке экстрадиции, которая была успешно выполнена на основе поданных соответствующих документов. На рисунке 2 показано распределение разыскиваемых преступников в зависимости от квалификации совершенных ими преступлений. Как мы видим, большинство преступников — разыскиваемые за кражу имущества и подделку документов, значительное количество преступников находится в розыске за совершение преступлений против личности. До 1 года в розыске состоит 36 подозреваемых, от 1 года до 3 лет — 21, более 3 лет — 29.

Рис. 2. Распределение разыскиваемых лиц в зависимости от квалификации совершенных ими преступлений (статьи Уголовного кодекса РФ)

С утверждением на заседании Совета министров внутренних дел государств

— участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 года) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. Утверждению Инструкции предшествовало принятие Решения Совета Министров внутренних дел государств

— участников СНГ о едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ, в соответствии с которым министерствам внутренних дел государств — участников СНГ было рекомендовано усилить контроль за своевременным объявлением разыскиваемых лиц в межгосударственный розыск, отмечалась также недопустимость направления органами внутренних дел ходатайств в генеральные прокуратуры своих государств об организации розыска и задержании на территории другого государства лиц, не объявленных в межгосударственный розыск.

Некоторые положения, закрепленные в статьях Временной инструкции, представляются достаточно спорными. Так, в данной инструкции дается юридическое определение межгосударственного розыска как комплекса оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий министерств внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но в пределах территории государств — участников СНГ, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров (ИЦ) и адресных бюро министерств внутренних дел. Таким образом, согласно Временной инструкции межгосударственный розыск следует рассматривать как комплекс мероприятий, направленный лишь на обнаружение разыскиваемых лиц. Однако цели такого розыска шире: обнаружение, арест, экстрадиция. Следовательно, межгосударствен -ный розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, можно определить как комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий, проводимых правоохранительными органами государств — участников СНГ, направленный на обнаружение в целях возможного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ареста и последующей выдачи (экстрадиции) или принятия иного решения в отношении разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но предположительно в пределах территорий государств — участников СНГ, проводимый в соответствии с внутренним законодательством участвующих в розыске государств, а также на основе заключенных государствами — участниками СНГ международных договоров.

Говоря об обмене министерствами внутренних дел информацией как одной из форм взаимодействия министерств внутренних дел, Инструкция упоминает лишь «оперативно-розыскную и иную» информацию, хотя было бы целесообразно конкретизировать, что законодатель имеет в виду под такой информацией. Вероятно, помимо оперативно-розыскной, взаимодействующие в деле розыска лиц стороны заинтересованы в обмене оперативно-справочной, криминалистической и иной необходимой для розыска лиц информацией*. Перечисляя формы взаимодействия, Инструкция, как и проект новой инструкции**, не упоминают о самом исполнении поручений о розыске. Не предусмотрена также возможность проведения совместных мероприятий по розыску и задержанию разыскиваемого лица на территории запрашиваемого государства.

В такого рода инструкции необходимо предусмотреть и возможность принятия органами внутренних дел запрашиваемого государства неотложных мер по обнаружению разыскиваемого лица по оперативным запросам до объявления его в межгосударственный розыск, в частности, в том случае, если в процессе осуществления внутригосударственного розыска органы внутренних дел запрашивающего государства получат информацию о вероятном выезде разыскиваемого лица на территорию другого государства — участника СНГ, поскольку в таких случаях проведение

* Предложения о внесении изменений и дополнений во Временную инструкцию о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц // Архив НИЦ N 1 ВНИИ МВД России.

** Проект разработан во исполнение Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года.

розыска не терпит отсрочек, связанных с оформлением требования о выдаче лица. Такое предложение в полной мере соответствует рассмотренным выше положениям п. 14 Протокола к Минской конвенции, связанным с возможностью осуществления розыска лица до получения требования о его выдаче «при наличии оснований полагать, что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны».

Как действующая Инструкция, так и проект называют в качестве основания для прекращения межгосударственного розыска лишь «обнаружение разыскиваемого лица». Вероятно, к основаниям прекращения межгосударственного розыска следовало бы отнести состоявшуюся выдачу, привлечение разыскиваемого лица к уголовной ответственности, прекращение уголовного дела, акт амнистии, изменение меры пресечения, документально подтвержденный факт смерти разыскиваемого, задержание разыскиваемого в стране — инициаторе розыска.

В соответствии с комментарием к Временной инструкции (указание МВД России от 25 декабря 1997 г. N 1/22744) на территории Российской Федерации межгосударственный розыск аналогичен существующей системе федерального розыска, установленной Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, и не подменяет собой международный розыск. Однако в указанной Инструкции в части, касающейся розыска, «выходящего» за пределы Российской Федерации, назван только международный розыск. В связи с этим в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел следует ввести отдельную главу, регламентирующую вопросы организации и тактики межгосударственного розыска лиц. Необходима также доработка и скорейшее принятие новой инструкции о порядке осуществления межгосударственного розыска лиц.

Наиболее легким способом ухода от ответственности для преступника является оставление территории государства совершения преступления и выезд на территорию сопредельного государства, поэтому органы внутренних дел должны иметь механизмы противодействия таким попыткам. В связи с этим очень важным

положением, закрепленным в статьях Типового соглашения и уже заключенных некоторыми странами СНГ соглашениях о сотрудничестве оВД приграничных регионов, является предусмотренная решимость немедленно сообщать друг другу информацию о лицах, находящихся в розыске, если имеются основания полагать, что они находятся или могут находиться на территории приграничного региона сопредельного государства.

основным недостатком заключенных соглашений такого рода является отсутствие в них положений о возможности пересечения сотрудниками органов внутренних дел приграничных регионов границ сопредельных государств при преследовании преступников по горячим следам и о продолжении ведения наблюдения на территории сопредельного государства.

При построении взаимоотношений с правоохранительными органами стран — участниц СНг может быть использован опыт, накопленный государствами Шен-генского соглашения. С учетом географического положения стран Содружества, свободы пересечения границ, сохранившихся межличностных связей граждан стран СНГ и т.д. заключение многостороннего договора, который регламентировал бы подобные формы взаимодействия между правоохранительными органами стран СНГ, представляется объективно необходимым и злободневным.

однако государства Содружества, не так давно ставшие независимыми, все еще «подвержены эйфории самостийности и, прикрываясь надуманными предлогами, фактически игнорируют просьбы своих коллег о правовой помощи» . В связи с этим уместно привести слова инициатора проведения I Международного конгресса судебной полиции (Монако, 1914 г.) французского профессора Лорно: «Мы должны понять, что можем поступиться некоторой долей своего суверенитета, и если у нас есть хотя бы крупицы сомнения в этом, то они абсолютно не оправданны в области борьбы с преступностью» .

Существующие в национальном законодательстве Российской Федерации пробелы, касающиеся, в частности, вопросов розыска, таких как определение оснований, порядка, сроков задержания и

ареста лиц, разыскиваемых зарубежными правоохранительными органами, и других, позволило бы устранить принятие закона о выдаче. Количество разысканных правоохранительными органами Российской Федерации и выданных странам СНГ лиц ежегодно увеличивается. Необходимость такого закона продиктована также вступлением в 2000 году в силу Европейской конвенции о выдаче*.

В нормативных правовых актах, касающихся осуществления межгосударствен-

* Конвенция подписана в Страсбурге 13 декабря 1957 г., ратифицирована Российской Федерацией (см.: О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней: федер. закон от 25 окт. 1999 г. N 190-ФЗ // Рос. газ. 1999. 28 окт.

ного и международного розыска, необходимо четко определить случаи автономного и параллельного объявления и осуществления обоих видов розыска. На сегодняшний день межгосударственный розыск лиц, несомненно, является самостоятельным видом розыска, однако, учитывая тот факт, что в большинстве случаев разыскиваемые лица с одинаковой долей вероятности могут находиться как на территории СНг, так и в иных странах, а также принимая во внимание то, что почти все государства -участники Содружества стали членами Интерпола — организации, которая за долгие годы своего существования нашла наиболее оптимальные приемы розыска преступников по всему миру, не исключено, что со временем межгосударственный розыск лиц может слиться с международным.

Список литературы

3. Выступление президента МОУП (Интерпола) г-на Б. Эриксона на 24 Региональной Европейской конференции Интерпола (Любляна, 10-12 мая 1995 г.) // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в Российской Федерации. 1995. N 14.

  • Начальник Национального центрального бюро Интерпола генерал-майор полиции Прокопчук Александр Васильевич

Прокопчук Александр Васильевич — выпускник Киевского государственного университета по специальности «Романо-германские языки и литература», позже окончил Всероссийскую государственную налоговую академию по специальности «Юриспруденция».

В 1990-е годы работал в контролирующих и правоохранительных органах: руководителем Департамента кадровой политики, начальником Управления внутренней безопасности и защиты информации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, первым заместителем начальника Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией, начальником Управления информации и общественных связей Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

С 2003 года — в органах внутренних дел. Работал руководителем Аппарата заместителя Министра — начальника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, начальником Управления правового регулирования и организации международного взаимодействия Департамента экономической безопасности МВД России.

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 994
Прокопчуку А.В. присвоено звание «генерал-майор милиции».

С 2006 года работал заместителем начальника НЦБ Интерпола — начальником Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом.

Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2011 г. Прокопчуку А.В. присвоено звание «генерал-майор полиции» и он назначен на должность начальника НЦБ Интерпола МВД России.

Участник боевых действий. Награжден именным оружием, имеет государственные и ведомственные награды. Почетный сотрудник МВД России.

Кандидат экономических наук. Владеет английским, немецким, французским, итальянским, польским языками.

В ноябре 2014 года в рамках 83-ей сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола Прокопчук А.В. избран в Исполнительный комитет Интерпола.

  • Символика Национального центрального бюро Интерпола МВД России
  • Новости
  • Из истории Интерпола
  • Взаимодействие с Европолом
  • Положение о Национальном центральном бюро Интерпола МВД России
  • НЦБ Интерпола предупреждает!
  • Международный розыск

Интерпол – крупнейшая в мире международная полицейская организация, в состав которой в настоящее время входят 194 государства. Основной задачей Организации является развитие и координация сотрудничества национальных правоохранительных органов в борьбе с общеуголовной преступностью. Наша страна вступила в Интерпол в 1990 г.

Для обеспечения международного полицейского сотрудничества по линии Интерпола каждое государство определяет орган, который будет выступать в качестве национального центрального бюро (НЦБ), осуществляющего взаимодействие с национальными правоохранительными ведомствами, НЦБ стран-членов Интерпола и Генеральным секретариатом Организации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» установлено, что в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России.

Деятельность НЦБ Интерпола регламентирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с общеуголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный и расовый характер. Обмен информацией с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на основных официальных языках Организации (английском, французском, испанском).

Системой связи, разработанной для обмена информацией между странами-членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I-24/7, в основе которой лежат самые современные информационные технологии.

Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами стран-членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. При этом каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными.

Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 80 субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день они являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях.

Наличие доступа к инструментам Интерпола позволяет сотрудникам правоохранительных органов координировать совместные действия с зарубежными партнёрами и проводить совместные правоохранительные операции, а также получать необходимую оперативную информацию практически в режиме реального времени.

Контакты

В последнее время наблюдается тенденция, при которой граждане, совершившие значительные преступления и желающие избежать наказания, пытаются решить вопрос ухода от уголовной ответственности путем выезда «за границу». И «за граница» здесь упомянута не только в значении иностранного государства, но также как некий барьер для правоохранительных органов в осуществлении поиска и задержания скрывающегося лица.

За последнее десятилетие все чаще встречаются случаи, когда украинских граждан объявляют в международный розыск с целью задержания и последующей экстрадиции, но при этом, самой экстрадиции, в конечном итоге, так и не происходит.

Перед тем, как проанализировать причины невозможности осуществления экстрадиции, следует рассмотреть порядок объявления в международный розыск лиц с целью их выдачи и требования к вышеуказанной процедуре.

Для осуществления процедуры объявления в международный розыск действует система взаимодействия правоохранительных органов страны-инициатора розыска, Национального центрального бюро Интерпола страны-инициатора, Генерального Секретариата Интерпола, национальных центральных бюро стран-членов Интерпола и Национального бюро Интерпола страны, где обнаружено разыскиваемое лицо.

Чтобы объявить лицо в международный розыск с целью экстрадиции и добиться результата, необходимо пройти достаточно долгий путь и успешно выполнить все требования, предусмотренные законодательством, регламентирующим деятельность Интерпола.

В международном розыске могут находиться лица, выехавшие за пределы Украины, уклоняющиеся от уголовной ответственности и отбывания наказания за преступления, за которые в соответствии с действующим законодательством или судебным приговором, вступившим в законную силу, предусмотрено (предназначено) наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев.

Получив информацию, что разыскиваемая личность, возможно, находится за пределами Украины, правоохранительные органы направляют соответствующий запрос в Национальное центральное бюро Интерпола Украины.

В соответствии с законодательством Интерпола, есть восемь типов уведомлений (запросов), семь из которых имеют цветовую маркировку исходя из их функциональности: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Запрос с целью экстрадиции называется «Red Notice» и он обязательно должен включать гарантию, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет направлено ходатайство об экстрадиции данного лица.

Также в запросе должна быть изложена полная и объективная информация о разыскиваемом лице и информация об уголовном деле с кратким изложением совершенного противоправного деяния.

После получения Национальным бюро Интерпола запроса, «RedNotice» направляетсяв Генеральный Секретариат Интерпола.

Згадайте новину: Політичний важковаговик Сергій Клюєв позбавлений ВРУ депутатської недоторканості

При этом, Генеральный Секретариат должен проверить запрос на полноту необходимой информации и дать возможность Национальному бюро страны, которая подала запрос, подготовить дополнительные материалы.

Следует отметить, что Интерполу (статья 3 Конституции Интерпола)запрещается вмешиваться в делаполитического, военного, религиозного или расового характера, и Интерпол строго придерживается этого запрета.

В результате проверки данных, в случае их соответствия всем требованиям, при наличии всех оснований и доказательной базы, Генеральный Секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.

После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных, Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы через доступные (или специально определенные) информационные системы.

Как только правоохранительные органы, к примеру Страны А, обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.

Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого он совершил преступление, является довольно длительной и состоит из множества формальностей.

Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица, правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения. При этом, абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдачи, поскольку без применения таких мер, лицо может сбежать и скрыться (хотя, теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).

Параллельно, информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны-инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.

С момента заключения под стражу «беглеца», страна-инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдачи, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако, фактически, страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на срок не более 40 дней). Весь этот процесс сопровождается многочисленной перепиской между странами.

Читайте інтерв’ю: Андрей Портной: «На моём депозитном счету в Приватбанке было почти 600 тысяч долларов, я их перевёл на карту и пользуюсь, вопреки заявления Генпрокуратуры эти средства не арестованы и не заблокированы.»

После получения информации орган-инициатор розыска в течении 10 дней, должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. В результате правового анализа предоставленных документов, непосредственно Генеральная прокуратура Украины отправляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.

Именно на этом этапе, после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.

Общепризнан факт, что выдача преступников – это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах — суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом, лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.

В результате анализа международного законодательства, обнаружено целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, основными из которых являются:

1. если запрашивающей страной не было предоставлено всех необходимых для удовлетворения запроса материалов и доказательств;

2. истек срок давности преступления;

3. совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;

4. запрашивающей страной не предоставлено гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;

5. правонарушение предусмотрено военным правом;

6. правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением.

7. экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;

8. экстрадируемым лицом получено право убежища.

Довольно часто на практике случается отказ запрашиваемой страной в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.

Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они на практике являются наиболее частыми.

Наиболее встречающимися являются отказы в экстрадиции, связанные с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержано. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством подавляющего большинства стран.

Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск. Но, если Генеральный Секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс, что запрашиваемая страна, все же признает политические мотивы экстрадиции. При этом, «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.

Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, действительно большое количество отказов связанно с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.

Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения права убежища, а право убежища служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах, для упрощенной процедуры получения гражданства).

При этом, следует отметить то обстоятельство, что если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.

Таким образом, существуют основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.

Подобные ситуации в многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом, могут быть верным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.

Автор статьи: Ольга Просанюк, управляющий партнёр АО AVER LEX, Адриана Фозекош АО AVER LEX, помощник адвоката

Згадайте новину: Затримано соратника громадина Януковича Олександра Єфремова

Портнова нарешті оголосили у розшук.

Заочне повідомлення про підозру у скоєнні злочинів регіоналу Олійнику та комуністу Калетнику.

Одной из задач, стоящих перед Управлением организации оперативно-розыскной деятельности Главного управления уголовного розыска МВД России, является организация работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, пропавших без вести, а также идентификация неопознанных трупов. Данное направление курирует заместитель начальника главка, полковник полиции Валерий Красильников. Мы встретились с ним, чтобы побеседовать на тему федерального розыска преступников.

— Валерий Владимирович, поясните, пожалуйста, читателям, что такое федеральный розыск?

— Федеральный розыск — это проведение на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан.

— О пропавших без вести сказано и написано уже многое. В нашем интервью мы ограничимся федеральным розыском преступников. Сколько обвиняемых, подозреваемых, подсудимых объявляется в розыск ежегодно?

— В среднем в России ежегодно объявляются в розыск около 100 тысяч человек. На величину данного показателя влияет большое количество факторов. Это и общее состояние криминогенной обстановки в стране, и изменения в действующем законодательстве, и складывающаяся судебная практика, и другое. Например, в результате изменений, вносимых в Уголовный кодекс, может быть полностью декриминализовано какое-либо деяние, и вполне естественно, что уголовные дела в отношении разыскиваемых по данной категории лиц прекращаются. Например, в связи с увеличением суммы неуплаченных государству налогов, необходимой для привлечения к уголовной ответственности, после 2009 года много дел было прекращено. А вообще в связи с тем, что общее количество преступлений в стране в последние годы снижается, соответственно и уменьшается количество объявленных в розыск лиц. Что касается результативности розыскной работы, то мы оцениваем её по двум показателям: удельный вес преступников, которых мы разыскали в текущем году, и снижение остатка разыскиваемых лиц. Если называть цифры по первому показателю, то в 2009 году задержали 104 тысячи из 129 объявленных в розыск, в 2010-ом — 87 из 110 тысяч, в прошлом году — 77 из 99 тысяч. Как видите, ежегодно находим около 80% подозреваемых и обвиняемых. Что касается второго показателя, то и он свидетельствует о повышении эффективности работы органов внутренних дел: за последние три года число разыскиваемых преступников уменьшилось на 10 тысяч человек.

— По подозрению в совершении каких преступлений обычно разыскиваются граждане?

— Чаще всего скрываются от правоохранительных органов люди, обвиняемые в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, потому что им, как правило, избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Поэтому нередки случаи, когда мы задерживаем этих людей, доставляем к дознавателям, следователям или в суд, а им вновь избирается, допустим, подписка о невыезде. Они опять скрываются, и их опять объявляют в розыск. В результате около 20% лиц мы разыскиваем два и более раза. Таковы реалии существующего законодательства и складывающейся судебной практики.

Что касается лиц, задержанных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то в отношении них, как правило, избирается мера пресечения в виде ареста. В розыск они объявляются только в тех случаях, когда им удаётся скрыться от следствия ещё до того момента, когда была установлена их причастность к совершённому преступлению. Например, в ходе предварительного следствия выясняется, что какой-то гражданин совершил убийство и сразу же скрылся. В соответствии с действующим законодательством данное лицо объявляется в федеральный розыск, а при наличии оснований — в международный. Таковых, из общего числа разыскиваемых, чуть более 10%. В их числе (если называть конкретные цифры за прошлый год) 845 убийц, почти полторы тысячи разбойников, два с половиной тысячи лиц, нанёсших тяжкий вред здоровью, 143 — разыскиваются за похищение людей.

— Где чаще всего пытаются скрыться разыскиваемые? Бегут за границу?

— Нет. Чаще всего скрываются в России. Уезжают в другой регион на заработки или к друзьям, знакомым. Если есть родственники в ближнем зарубежье, то могут поехать к ним. Сейчас, я думаю, будет сложнее разыскивать преступников, скрывшихся на территории Белоруссии и Казахстана, ведь после создания Таможенного союза для выезда в эти страны не требуется никаких документов, даже загранпаспорта. А оттуда можно уехать куда угодно, например, в другие страны СНГ или в государства с безвизовым режимом.

— Преступники меняют паспорта, внешность, маскируются?

— Бывает и такое. Но чаще в кино. В обычной жизни всё более рутинно и просто. В моей практике был случай. В 19 лет парень совершил изнасилование. Пока его проверяли на причастность к преступлению, принимали решение об избрании меры пресечения, он скрылся и был объявлен в федеральный розыск. А он (как выяснилось потом) по поддельному военному билету устроился контрактником в армию, повоевал в Чечне, получил орден Мужества, боевые медали. Потом вернулся жить в район, соседний с тем, где совершил преступление, женился по военному билету, у него родился ребёнок… Через 10 лет с помощью нашего источника мы узнали, что это тот самый разыскиваемый за изнасилование. Задержали его, сейчас он осуждён.

— Скажите, а какие-то ещё подразделения занимаются розыском преступников в масштабе всей страны? Или весь груз лежит целиком на вас?

— В порядке своей компетенции розыском преступников занимаются все правоохранительные органы: и ФСБ, и наркоконтроль, и ФСИН, и таможня. На полицию же возложена дополнительная функция координации этой работы. Также нам часто оказывают помощь волонтёрские организации и даже обычные граждане: мы никогда не отказываемся от такой поддержки и очень благодарны за неё.

— Полагается ли какое-то вознаграждение человеку, обнаружившему место обитания, предположим, разыскиваемого серийного убийцы?

— В Америке за каждого преступника назначается цена (к примеру, «стоимость» разыскиваемого главы мексиканского наркокартеля «Синалоа» по кличке Крошка составляет 5 млн долларов США), поэтому там розыском преступников занимаются и государственные, и частные структуры. Люди имеют право сами задерживать, стрелять в преступника. В России таких законов нет. Но тем не менее органы внутренних дел всё равно пытаются каким-то образом поощрить добровольных помощников: это и почётные грамоты, и премии, и ценные подарки. Награда всегда находит своего героя. А как же иначе?

Маргарита МАСЛОВА,

фото автора

20.03.2020 19:05

Зачастую большинство людей, которые не могут найти своих близких, не знают как действовать в таких ситуациях. Юристы советуют не медлить, а сразу начинать поиски.

Начальник отдела «Долинское бюро правовой помощи» Кропивницкого местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Сергей Кравчина обьяснил, что делать в случае исчезновения человека, передает «ЗиБ».
Пошаговая инструкция по поиску пропавших людей

В первую очередь, необходимо связаться со знакомыми, родственниками, которые могут владеть информацией о местонахождении человека.

Позвонить в места, где человек мог задержаться или куда, скорее всего, направлялся бы в той или иной ситуации (задержался на работе, поехал к друзьям в другой город, находится на лечении, о котором не хотел сообщать окружающих и т.д.).

Позвонить в скорую помощь по номеру 103, в медицинские учреждение для получения информации о лицах, поступивших на госпитализацию.

Обратиться в полицию по номеру 102 и позвонить на горячую линию по бесплатному номеру 0800500202, где вам помогут составить план дальнейших действий и примут заявку о пропавшем лице.

Если человек пропал за городом или в деревне, можно самостоятельно организовать поисковые группы. Необходимо учитывать особенности местности. В частности, если рядом есть лес, следует обследовать прилегающую территорию с громкоговорителем; если есть водоемы, нужно обращаться к водолазам.

Их ищет полиция

Чтобы сообщить о пропавшем человеке, необходимо оформить заявление в полицию (сообщение об исчезновении принимается в день обращения устно или письменно).

В сообщении необходимо предоставить подробные сведения о пропавшем лице. В частности, паспортные данные, описание внешности с особыми приметами (наличие татуировок и шрамов, также во что был одет человек на момент исчезновения и т.д.) и другие сведения, которые могут помочь в поисках (номер мобильного телефона, данные об автомобиле и прочее).

Министерство внутренних дел создало общую базу безвести пропавших. Портал розыска МВД также содержит информацию о потерянных вещях, оружии, имеет базу неопознанных трупов и базу лиц, которые не могут предоставить информацию о себе (пропавшие дети, больные и пожилые люди, имеющие сложности с собственной идентификацией).
Когда человек считается безвестно отсутствующим

Отсутствие человека по месту постоянного проживания или когда его местонахождение неизвестно создает определенные трудности. Кредиторы не могут взыскать долг, супруги — заключить брак, иждивенцы — получить помощь и тому подобное. Если человек статуса безвестно пропавшего, его родственники не могут даже оформить субсидию, если это лицо зарегистрировано вместе с ними.

В соответствии со ст. 43 Гражданского кодекса Украины, физическое лицо может быть признано судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

Кто может подать заявление

Заявление о признании физического лица безвестно отсутствующим может подать любое лицо, находящееся с этим субъектом в материально-правовых отношениях и которое заинтересовано в изменении его правового статуса.

Таким образом, заявителями могут быть, например, муж, жена, родители, дети, кредиторы и т.д. физического лица, местопребывание которого неизвестно, если им это необходимо для осуществления и защиты их субъективных прав и интересов. В случаях и порядке, предусмотренных законом, заявителем может быть и прокурор.

Собираем доказательства

Заявление о признании человека безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя или по последнему известному месту жительства (пребывания) лица, местопребывание которого неизвестно или по местонахождению имущества этого человека.

Заинтересованные лица должны предоставить доказательства того, что они сделали все возможное для установления местонахождения пропавшего человека. Скажем, спрашивали родственников, знакомых, направляли запросы, был объявлен розыск и тому подобное.

Нужно также указать обосновать причины, по которым необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Например, его имущество может быть уничтожено, разворовано, иждивенцы находятся в тяжелом материальном положении и тому подобное.

Если безвестно отсутствующий нашелся

Если лицо, которое было признано безвестно отсутствующим, появляется, ему необходимо обратиться в суд с заявлением об отмене решения о признании безвестно отсутствующим.

Если нужна юридическая помощь

Признание лица безвестно отсутствующим является сложной, с моральной точки зрения, процедурой, особенно для ее близких и родных. Но это нужно делать, чтобы имущество и права, человека имел при жизни, были под защитой, контролем и перешли к надлежащим наследникам. Получить юридическую помощь можно в центрах предоставления бесплатной правовой помощи.

Закон і Бізнес

admin