Увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта

Контракт – документ, регламентирующий многие сферы жизни военнослужащего. Несоблюдение его условий является строгим нарушением и влечет за собой определенные санкции. Иногда несоблюдение со стороны военнослужащего чревато увольнением из армии.

Причины для увольнения контрактника

Руководство военного ведомства не имеет права расторгнуть контракт с военнослужащим без веских на то оснований. Это значит, что нельзя бездоказательно обвинять человека в несоблюдении условий контракта. Наличие фактов, доказывающих вину военнослужащего, обязательно.

Так, существуют 2 веские причины увольнения:

  1. Дисциплинарный проступок. Полный перечень таких проступков можно найти в Дисциплинарном Уставе ВС РФ (от 10. 11. 2007г). Кроме того, увольнение может стать следствием очередного проступка, который совершается контрактником при наличии неснятых взысканий (трех и более). Однако военнослужащего нельзя привлечь к ответственности дважды за одно и то же нарушение.
  2. Административное правонарушение или совершение преступления. Единого перечня нарушений, за которые военное ведомство имеет право расторгнуть контракт с военнослужащим, нет. Каждый такой случай индивидуален и требует детального рассмотрения. Однако одно из положений любого воинского Устава гласит, что военнослужащий обязан строго соблюдать законы РФ, проявлять вежливость, быть дисциплинированным. Поэтому увольнение по статье «Несоблюдение условий контракта» возможно, если военнослужащий нарушил закон (например, за езду в пьяном виде). Такие правонарушения рассматриваются как несовместимые с военной карьерой, а потому командир имеет право расторгнуть контракт с военнослужащим.

Порядок расторжения контракта

Когда военнослужащий не выполняет условия контракта, порядок увольнения (согласно п.81 Дисциплинарного Устава РФ) будет следующим:

  • Расследование нарушения (проводится не более 10 дней с момента установления).
  • Непосредственный командир военнослужащего подает рапорт вышестоящему начальству на досрочное расторжение контракта.
  • Рапорт рассматривается, выносится решение и издается соответствующий приказ.

Согласно Постановлению КС РФ №6-П от 21 марта 2013 года командир обязан инициировать проведение внеплановой аттестационной комиссии. Она необходима, чтобы проверить, насколько деятельность военнослужащего соответствует занимаемой должности. Внеплановая аттестация состоит из следующих этапов:

  1. Формирование состава комиссии.
  2. Уведомление контрактника о начале аттестации (не позднее, чем за 2 недели).
  3. Установка фактов ненадлежащего поведения и нарушения условий контракта военнослужащим. Составление протокола по итогам.
  4. Направление предложения о досрочном прекращении контракта вышестоящему руководству. На основании этого предложения выносится решение.

Последствия для военнослужащего

Во-первых, при увольнении по данной статье, на военной карьере нарушителя ставится «жирный крест». Это достаточно сложная и неприятная в моральном отношении процедура.

Во-вторых, существенны и материальные потери:

  • лишение выходного пособия (его сумма равна 2-7 ежемесячным окладам);
  • лишение матпомощи (она выплачивается ежегодно);
  • невыплата премий за ответственное выполнение обязанностей.

Важный момент: если вышеуказанные выплаты получены военнослужащим до факта нарушения, то они не подлежат взысканию вследствие досрочного расторжения контракта.

Жилищный вопрос при увольнении за несоблюдение.

Если военнослужащий участвовал в программе «Военная ипотека», то при увольнении по данной статье ему придется вернуть все средства, выделенные на приобретение жилья. При этом выплачивать всю сумму сразу не обязательно: военнослужащему дается определенный срок (но не более 10 лет).

Когда вся сумма долга по договору целевого жилищного финансирования будет погашена, обременение государства на недвижимость снимается.

Оставшаяся сумма долга по ипотечному кредиту погашается заемщиком самостоятельно (в соответствии с графиком ежемесячных платежей, составленным банком). После того, как долг погашен, а кредитный договор закрыт, обременение банка также снимается.

Кроме того, ФГКУ «Росвоенипотека» имеет право реализовать жилье, находящееся в залоге, принудительно, если бывший военнослужащий не погашает долг. Вырученные средства направляются на оплату существующей задолженности, расходов, связанных с продажей, и на судебные издержки. Если после всех платежей остаются деньги, их отдают военнослужащему. В случае, когда денежных средств от продажи не хватило, уволенный контрактник остается должником и погашает оставшиеся долги самостоятельно.

Отметим также, что уволенный не теряет военный стаж (он сохраняется независимо от причин ухода со службы).

Есть ли возможность восстановления на службе?

Как правило, восстановиться в рядах армии после увольнения по данной статье сложно. Например, это практически невозможно сделать, если военнослужащий был уволен за грубый дисциплинарный проступок или административные правонарушения. Ярким примером грубого нарушения дисциплины является использование мобильного телефона военнослужащим на территории части. В марте 2019 года в ФЗ РФ № 76 были внесены поправки, строго запрещающие использование мобильных устройств.

Также»путь к восстановлению в рядах армии» закрыт контрактникам, уволенным за такие дисциплинарные проступки, как:

  • несоблюдение правил работы с взрывоопасными предметами;
  • нахождение на территории части в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • самовольный уход с места несения службы;
  • неуставное поведение;
  • прогул и отсутствие на службе не менее 4 часов без уважительной причины.

Иногда увольнение за несоблюдение условий контракта происходит из-за нарушений отдельных запретов (ФЗ №76 от 26 мая 1997 года «О статусе военнослужащего».).

Например, если военнослужащий занят на других оплачиваемых работах:

  1. открыл ИП;
  2. участвует в работе коммерческих организаций (если эта деятельность не входит в его воинские обязанности);
  3. оказывает услуги как физическим лицам, так и организациям с использованием служебного положения (если эта деятельность связана с получением прибыли).

Согласно статье 51 ФЗ РФ №76, такое увольнение считается дисциплинарным взысканием за коррупционные действия, а потому не является «положительным». Данная причина увольнения не станет поводом для возбуждения дела об уголовном или административном правонарушении, но и восстановиться на службе в подобной ситуации непросто. Многое зависит от того, на какую государственную должность будет устраиваться уволенный гражданин, как к этому факту биографии отнесется будущий работодатель.

Восстановится возможно, если увольнение было незаконным. Неправомерность действий командующего состава придется доказывать в суде. Однако при наличии неоспоримых фактов положительное решение суда весьма вероятно.

Подведём итог.

Таким образом, увольнение за несоблюдение условий контракта – крайняя, мера, которая влечет серьезные последствия. Потому каждый военнослужащий, подписывая контракт, должен четко понимать всю ту степень ответственности, которая на него возлагается.

Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в рядах армии. Можно стать контрактником и без прохождения армейской службы.

Положения контракта обязательны для выполнения обеими сторонами. Если со стороны военного имеются нарушения воинской дисциплины или закона, то командование имеет право уволить его до истечения срока действия контракта. Но процедура должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства. В противном случае увольнение может быть признано незаконным.

Военнослужащий имеет право сам потребовать расторгнуть контракт, если командование не выполняет своих обязательств перед ним. Рассмотрим в статье эти основания подробнее.

Уволить из армии по НУК — что это значит?

Расшифровка аббревиатуры НУК — несоблюдение условий контракта. Контракт для военнослужащего – это то же самое, что трудовой договор для гражданского работника. Но различие заключается в том, что при расторжении следует пользоваться нормами не трудового, а военного законодательства.

Расторгнуть контракт можно в случаях, если его условия не соблюдаются одной из сторон. Основания указаны в ст. 51 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998.

Нарушения со стороны контрактника

Причинами разрыва отношений по инициативе начальства служат такие нарушения, допущенные военнослужащим:

  1. Дисциплинарный проступок. Это совершение военным противоправных действий. В такой ситуации расторжение контракта будет самым серьезным наказанием. Допускается вынесение выговора (строгого выговора), который заносят в личное дело. Также может быть запрещено носить знак отличника службы, либо последует понижение в звании.
  2. Административное нарушение или преступление. Поскольку в законодательном порядке не установлен перечень нарушений, за которые военнослужащего можно уволить досрочно, то каждое из них рассматривается индивидуально. Основным критерием в данном случае служит то, что последствия или характер правонарушения несовместимы с ношением звания российского военнослужащего.

Существенные дисциплинарные проступки перечислены в Приложении № 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ (утв. приказом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007). Уволить могут и за систематические нарушения. Таковым считается неоднократное нарушение дисциплины военным не менее трех раз за короткой промежуток времени.

Согласно ст. 28.5 (п. 2) закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 к грубым дисциплинарным нарушениям относятся:

  • самовольное оставление места службы;
  • нарушение уставных взаимоотношений;
  • неявка в установленный срок из увольнения без уважительных на то причин;
  • нарушение правил несения службы;
  • уклонения от исполнения служебных обязанностей;
  • незаконное использование или порча военного имущества, осуществленные умышленно;
  • повреждение имущества или его уничтожение по неосторожности;
  • отказ от командировок;
  • нарушения со стороны командира требований безопасности, приведшие в результате к гибели или инвалидности военнослужащих;
  • нарушений требований секретного делопроизводства;
  • нарушение порядка выезда за пределы РФ.

Постановление Пленума ВС РФ № 8 от 29.05.2014 (п. 41) указывает, что такие дисциплинарные нарушения являются основанием для досрочного расторжения контракта с военнослужащим.

Не допускается применения наказания дважды за один и тот же проступок.

Это значит, что если военнослужащий был уже наказан за дисциплинарное нарушение, например, выговором, то оно не может стать причиной разрыва контракта.

Со стороны командования

Причины, по которым военнослужащий сам может подать рапорт на досрочное расторжение контракта, таковы (п. 44 постановления № 8):

  • нарушение, вследствие которого служащий не может осуществлять гарантированные Конституцией права;
  • действия командующих, в результате которых сам военный или члены его семьи теряют возможность воспользоваться наиболее значимыми для них правами, компенсациями, социальными гарантиями, предусмотренными для военнослужащих.

Порядок процедуры

В общем виде порядок увольнения, если военнослужащий не выполнил условия контракта, выглядит следующим образом (п. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ):

  • после выявления нарушения в течение 10 дней проводится расследование;
  • командующий подает рапорт на досрочное расторжение контракта;
  • в результате рассмотрения рапорта принимается решение об увольнении досрочно;
  • оформляется приказ на расторжение контракта.

Непосредственный начальник должен инициировать проведение внеплановой аттестации (п. 2.2 ст. 51 закона № 53-ФЗ). В ее процессе проверяют, насколько военнослужащий отвечает требованиям, предъявляемым к нему с учетом его звания.

При аттестации в общую процедуру добавляются такие шаги:

  1. формирование комиссии;
  2. уведомление военнослужащего о проверке за 2 недели до ее начала;
  3. комиссия устанавливает факты ненадлежащего выполнения условий контракта;
  4. составляется протокол об этом;
  5. направляется предложение о досрочном расторжении контракта;
  6. высшее командование знакомится с представленными документами и выносит свое решение по этому вопросу.

На основании постановления КС РФ № 6-П от 21.03.2013 внеочередная аттестация при решении вопроса о досрочном расторжении контракта является обязательным элементом.

Процедура проводится одинаковым образом как для офицеров, так и для остальных военнослужащих.

Как написать рапорт?

Увольнение по НУК может быть произведено в двух случаях:

  1. когда условия контракта не соблюдает сам военнослужащий;
  2. когда командование допускает в отношении подчиненного существенные нарушения на систематической основе.

  • В первом случае составление рапорта не обязательно. Военнослужащий может его написать, лишь если сам хочет уволиться досрочно, но уважительных причин для этого у него нет.
  • Во втором — составление данного документа обязательно.

Утвержденной формы рапорта нет. Поэтому документ пишется в произвольной форме. В нем необходимо указать такую информацию:

  1. Ф. И. О. и звание лица – получателя рапорта;
  2. наименование – «Рапорт»;
  3. просьба, обращенная к непосредственному командующему, о ходатайстве перед вышестоящим руководством о расторжении контракта;
  4. подробное описание причины, по которой военнослужащий просит его уволить (со ссылками на нормативные акты);
  5. согласие на проведение военно-медицинской комиссии либо отказ;
  6. согласие/отказ от расчета выслуги лет;
  7. наличие собственного жилья у военнослужащего (или его отсутствие);
  8. указание адреса комиссариата, в который направят в дальнейшем личное дело.

Внизу документа проставляется дата его составления, а также звание и Ф. И. О. подавшего его военнослужащего. При наличии приложений, они перечисляются в конце списком. Пример такого рапорта представлен ниже.

Скачать бланк рапорта на увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта МО РФ

Если основанием для увольнения является несоблюдение условий контракта самим военнослужащим, решение не зависит от того, подал он рапорт или нет. Командование может и не принять этот документ к рассмотрению.

Факт расторжения контракта оформляется приказом.

Какие выплаты положены, если уволен по НУК?

В связи с тем, что увольнение из армии происходит на основании нарушения, военнослужащий теряет право на получение ряда выплат. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 при увольнении по НУК служащие не получают единовременной выплаты в размере нескольких окладов.

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на такие денежные выплаты:

  • Пособие – 2 или 7 ежемесячных окладов.
  • Премии.
  • Ежегодная материальная помощь. Но если она уже была начислена и выплачена, военнослужащий не должен ее возвращать.

Последствия: чем грозит такое расторжение договора?

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на:

  • единовременное пособие;
  • премию;
  • материальную помощь.

Кроме того, он должен будет сдать вещевое имущество (шинель и т. д.), срок службы которых еще не истек.

Если уволенный является участником военной ипотеки, а увольнение произошло по его вине, он должен вернуть государству полученные в виде жилищного займа денежные средства.

Проценты перечисляются ежемесячно до полного их погашения (ч. 2 ст. 15 закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Основание увольнения не учитывается, только если выслуга составляет более 20 лет.

На нашем сайте можно ознакомиться не только с увольнением военнослужащего по несоблюдению условий контракта, но и с другими причинами. Читайте об увольнении по ОШМ, по семейным обстоятельствам военнослужащего, по собственному желанию, по окончанию контракта, в связи с утратой доверия.

Что делать при незаконном расторжении договора?

Если военнослужащий считает, что его увольнение незаконно, у него есть возможность выразить свое несогласие с результатами расследования или опротестовать его. Сделать это можно через суд. Также необходимо предоставить документальные доказательства того, что увольнение было незаконным либо процедура не была проведена в точном соответствии с законом.

Подать жалобу командиру (начальнику) можно в течение 10 суток с даты, когда дисциплинарное взыскание было применено (п. 83 Дисциплинарного устава).

Возможно ли восстановиться на военной службе?

Иногда возникает ситуация, что человек уволился по НУК, но хочет восстановиться.

Вернуться на службу после досрочного расторжение контракта по причине несоблюдения его условий можно, но лишь в том случае, если такое увольнение было незаконным.

Под незаконностью данной процедуры подразумевается не только расторжение контракта без уважительной на то причины, но и увольнение без аттестации (или несоблюдение сроков ее проведения либо порядка).

Итак, для восстановления должен быть установлен факт незаконности увольнения. Военнослужащий должен иметь доказательства этого. Несмотря на такие обстоятельства, есть определенные препятствия для восстановления на службе:

  • состояние здоровья, не позволяющее продолжать выполнять свои обязанности (об увольнении по состоянию здоровья читайте );
  • наличие судимости;
  • возраст, превышающий предельный для вступления в ряды ВС;
  • употребление психотропных или наркотических веществ.

Не позволит вернуться на военную службу и изменение личных обстоятельств, например заключение брака с судимым лицом.

Восстановиться можно через суд. Для этого нужно подать исковое заявление, приложив к нему документы, подтверждающие факт незаконности расторжения контракта.

После принятия судом решения в пользу истца, он сможет вернуться к выполнению обязанностей. Период, в течение которого он не служил из-за незаконного увольнения, будет включен в общий стаж.

Увольнение по НУК является негативным основанием для увольнения, так как служащий теряет положенные ему выплаты от государства. Военнослужащий может быть уволен досрочно из рядов ВС по причине ненадлежащего выполнения своих обязанностей или совершения правонарушения. Командование воинской части должно провести внеплановую аттестацию.

Если не будут соблюдены все нюансы расторжения контракта, то увольнение может быть признано незаконным, а военнослужащий подлежит восстановлению на службе.

Просмотров: 4 077

Отвечает заместитель начальника 3-го отдела 4-го управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Константин Лиховидов.

Полковник юстиции
Константин ЛИХОВИДОВ.

Меня привлекли к административной ответственности за несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1). Так полу­чилось, что при переезде с одной квартиры на другую я сломал грузовой лифт в жилом доме. Жильцы вызвали полицию.
Это произошло в выходной день, я находился не в военной форме одежды и компен­сировал все расходы по ремонту лифта. Тем не менее сотрудник полиции составил протокол, копия которого поступила в воинскую часть, где я прохожу службу по контракту. Командир объявил, что будет представлять документы о моём досрочном увольнении. Но разве случившееся может быть основанием для увольнения?

Сержант контрактной службы
Сергей ПРОКОПЧУК
Рязань

Привлечение военнослужащего к административной ответственности может повлечь его досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением ус­ловий контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к числу общих обязанностей военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины.
О нарушении важнейших обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, может свидетельствовать факт совершения военнослужащим административного правонарушения.

Привлечение военнослужащего к административной ответственности может повлечь его досрочное увольнение с военной службы

Такая правовая позиция, в частности, изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 12 апреля 2018 года по делу № 203-КГ18-2.
При этом решение об увольнении военнослужащего, привлечённого к административной ответственности за невыполнение условий контракта, должно приниматься в рамках установленной статьёй 26 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237) процедуры аттестации и с соблюдением требований пункта 2.2 статьи 51 упомянутого Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Согласно им военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до истечения срока, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Владимир МОХОВ, «Красная звезда»

Мурманский гарнизонный военный суд (Мурманская область) — Гражданские и административные

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года город Мурманск
Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи — заместителя председателя суда Мацкевича В.Ю., при секретаре ШНЕ, с участием административного истца Минина И.М., его представителя ССС, помощника военного прокурора ***** ЗВАНИЕ КЕВ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ***** ЗВАНИЕ Минина ИМ об оспаривании решений командующего Северным флотом (далее СФ) и командира войсковой части *****, связанных с порядком и основанием досрочного увольнения с военной службы,
УСТАНОВИЛ:

Минин проходил военную службу по контракту на воинской должности в войсковой части *****. Приказом командующего СФ от ДД.ММ.ГГГГ №***** Минин досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта (далее НУК) и исключен из списков личного состава воинской части (далее списки) ДД.ММ.ГГГГ
Полагая, что основание досрочного увольнения с военной службы определено в приказе незаконно, Минин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать:
— командира войсковой части ***** — представить его к досрочному увольнению с военной службы по состоянию здоровья;
— командующего СФ – изменить в приказе от ДД.ММ.ГГГГ №***** основание досрочного увольнения Минина с военной службы и досрочно уволить его по состоянию здоровья.
Также просит возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд – 300 руб.
Филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование СФ» — «1 финансово-экономическая служба» (далее 1 ФЭС) привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных соответчиков для разрешения вопроса о судебных расходах.
В судебном заседании Минин и его представить в поддержание требований пояснили, что истец досрочно уволен с военной службы по НУК незаконно. Протокол о грубом дисциплинарном проступке по факту совершения им административного правонарушения в ДД.ММ.ГГГГ не составлялся. Аттестация проводилась на предмет его досрочного увольнения по НУК до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. До издания приказа об увольнении он в установленном порядке прошел медицинское освидетельствование, по итогам которого признан ограниченно годным к прохождению военной службы, однако данное обстоятельство командованием было проигнорировано, и его лишили права выбора основания увольнения с военной службы. Представление к увольнению по НУК направлено командиром войсковой части ***** преждевременно и без достаточных к тому оснований, учитывая направление Минина на лечение. Он был признан ограниченно годным к прохождению военной службы до издания командующим СФ приказа об увольнении его по НУК.
Командующий СФ, командир войсковой части *****, начальник 1 ФЭС, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Представитель командующего СФ и командир войсковой части *****, каждый в отдельности, в письменных возражениях отметили, что Минин, совершив административное правонарушение в ДД.ММ.ГГГГ, нарушил условия заключенного с ним в ДД.ММ.ГГГГ контракта о прохождении военной службы, предусматривающие обязанность военнослужащего соблюдать законы, в связи с чем после выполнения соответствующей процедуры в переделах полномочий должностным лицом принято решение о досрочном увольнении истца по НУК. Процедура аттестации соблюдена, проведена с участием Минина, аттестационный отзыв своевременно ему доводился, а сама аттестационная комиссия была уполномочена рекомендовать заявителя к досрочному увольнению со службы по НУК. С выводами аттестации вышестоящее командование согласилось в ДД.ММ.ГГГГ Решение аттестации Минин не обжаловал. Право выбора основания досрочного увольнения у Минина отсутствует, поскольку решение о его досрочном увольнении по НУК было принято командованием воинской части в ДД.ММ.ГГГГ Представление о досрочном увольнении со службы по НУК направлялось из войсковой части ***** в ДД.ММ.ГГГГ, а заключение военно-врачебной комиссии (далее ВВК) поступило в войсковую часть ***** лишь ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований, суд находит административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
По делу установлено, что Минин с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части ***** (авиация СФ) в воинской должности ДОЛЖНОСТЬ
ДД.ММ.ГГГГ Минин заключил с Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части ***** контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет, согласно пункту 2 которого он добровольно принял обязательства в период военной службы добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащего, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из свидетельства о болезни №***** следует, что Минин ДД.ММ.ГГГГ получил травму глаза, в связи с которой проходил лечение в военном госпитале с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из сообщения командира войсковой части ***** от ДД.ММ.ГГГГ, решениями врачебно-летной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ Минин признавался годным к выполнению прыжков с парашютом, то есть годным для прохождения военной службы по воинской должности.
В силу п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. №565, заключение врачебно-летной комиссии о категории годности к военной службе, о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
Постановлением судьи Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ Минину за совершение ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ (Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния), назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 2 года со штрафом 30000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с данным фактом привлечения к административной ответственности ДОЛЖНОСТЬ войсковой части ***** по решению командования воинской части составил аттестационный отзыв в отношении Минина для представления его на внеочередную аттестационную комиссию войсковой части ***** с целью рассмотрения вопроса о несоответствии занимаемой воинской должности и целесообразности досрочного увольнения с военной службы по НУК.
В тот же день Минин был ознакомлен с аттестационным отзывом. Какого-либо письменного возражения на аттестационный отзыв он не представил командованию ни ДД.ММ.ГГГГ, ни в последующем.
Как видно из свидетельства о болезни №*****, ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ознакомления с аттестационным отзывом, Минин обратился в военный госпиталь с жалобами на последствия травмы глаза от ДД.ММ.ГГГГ., с которыми ранее после ДД.ММ.ГГГГ не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с планируемым увольнением Минина по НУК произведен подсчет в финансовом органе его выслуги лет военной службы на пенсию.
ДД.ММ.ГГГГ решением судьи Северного флотского военного суда оставлено без изменения постановление судьи Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а апелляционная жалоба Минина – без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ с участием Минина и составлением протокола проведено заседание аттестационной комиссии войсковой части *****, на основании заключения которой рекомендовано досрочно уволить Минина с военной службы в запас в связи с НУК как переставшего соответствовать воинской должности и совершившего грубое административное правонарушение. Как усматривается из текста аттестации, комиссией была проанализирована служебная деятельность заявителя и принято во внимание, что, совершив упомянутое административное правонарушение, заявитель нарушил требования законодательства, что является невыполнением общих обязанностей военнослужащего.
ДД.ММ.ГГГГ выводы аттестации утверждены вышестоящим командиром войсковой части *****.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя председателя Северного флотского военного суда вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения, а жалоба Минина, рассмотренная в порядке надзора – без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ врио командира войсковой части ***** письменно провел беседу с Мининым на предмет досрочного увольнения с военной службы по НУК, в ходе которой последний возражал против такового, однако каких-либо просьб и ходатайств не высказывал.
ДД.ММ.ГГГГ врио командира войсковой части ***** направил представление, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ вышестоящим командиром войсковой части *****, в адрес командующего СФ к досрочному увольнению Минина с военной службы по НУК.
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части ***** направил Минина на медицинское освидетельствование в военный госпиталь с учетом врачебной рекомендации по итогам стационарного лечения Минина.
Приказом командующего СФ от ДД.ММ.ГГГГ №***** Минин досрочно уволен с военной службы в запас в связи с НУК.
Как усматривается из книги входящих документов войсковой части *****, ДД.ММ.ГГГГ в эту воинскую часть поступило по почте заключение военно-врачебной комиссии военного госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное начальником подразделения Главного центра военно-врачебной экспертизы Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Минин признан ограниченно годным к прохождению военной службы – категория В.
Приказом командующего СФ от ДД.ММ.ГГГГ №***** Минин исключен из списков ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст.2.5 КоАП РФ, за административные правонарушения в области дорожного движения военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.
В силу п.2 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) > Глава III. Обязанности и ответственность военнослужащих. Производство по материалам о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими > Статья 28.3. Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего» target=»_blank»>28.3, п.п.7, 8 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) > Глава III. Обязанности и ответственность военнослужащих. Производство по материалам о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими > Статья 28.8. Разбирательство» target=»_blank»>28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок. По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке.
В соответствии с приложением 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495 (далее ДУ), к грубым дисциплинарным проступкам относится административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность.
Анализируя приведенные нормы применительно к обстоятельствам дела, следует заключить, что в конкретном случае командование правомерно не составляло в отношении Минина протокол о грубом дисциплинарном проступке, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен судом к административной ответственности на общих основаниях за совершенное правонарушение ДД.ММ.ГГГГ
На основании ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу» target=»_blank»>26, п.3 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) > Раздел V. Поступление на военную службу по контракту > Статья 32. Контракт о прохождении военной службы» target=»_blank»>32, пп.»в» п.2 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) > Раздел VII. Увольнение с военной службы > Статья 51. Основания увольнения с военной службы» target=»_blank»>51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» существо воинского долга возлагает на военнослужащих общие обязанности строго соблюдать Конституцию РФ и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен со службы в связи с НУК.
В силу ст.16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495 (далее УВС), военнослужащий обязан строго соблюдать требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, быть дисциплинированным.
В ст.ст.1, 3 ДУ закреплено, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами. Воинская дисциплина обязывает военнослужащего строго соблюдать Конституцию РФ, законы и требования общевоинских уставов.
Согласно ст.26, п.п.11-13 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237, в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, проводится аттестация.
При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится, в том числе по НУК. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего. Для увольнения с военной службы по НУК может быть дано заключение аттестационной комиссии.
В развитие ст.26 Положения о порядке прохождения военной службы Министр обороны РФ приказом №***** от ДД.ММ.ГГГГ утвердил Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ.
В п.41 Постановления Пленума от 29 мая 2014 г. №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» Верховный Суд РФ разъяснил, что невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться в совершении одного из грубых дисциплинарных проступков; административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что военнослужащий перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим службу по контракту.
Анализ содержания приведенных нормативных документов и разъяснений позволяет прийти к выводу, что основание и порядок проведения аттестации в отношении Минина полностью отвечают предъявляемым требованиям. С содержанием мотивированного аттестационного отзыва и выводов аттестации истец был своевременно ознакомлен, при проведении аттестации участвовал, выводы аттестации не обжаловал, ему предоставлялась возможность высказать мнение по существу аттестации. Заседание данного коллегиального органа в установленный срок проведено с составлением протокола, комиссия в совокупности оценила деятельность военнослужащего и за пределы своих полномочий не вышла, рекомендовав ДД.ММ.ГГГГ Минина к досрочному увольнению со службы в связи НУК.
Данное решение аттестационной комиссии утверждено вышестоящим командиром воинской части ДД.ММ.ГГГГ, что следует в конкретном случае рассматривать как дату согласия этого должностного лица, в том числе с решением командования войсковой части ***** от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном увольнении Минина с военной службы в связи с НУК.

При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что на день принятия решения аттестационной комиссией войсковой части ***** постановление судьи Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Минина уже вступило в законную силу.
Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. №660, в разделе 10 закрепляет, что решение об увольнении с военной службы реализуется в виде комплекса таких служебных мероприятий, как проведение аттестации, оформление листа беседы с военнослужащим, подсчет выслуги лет, направление представления к увольнению с военной службы. Копия заключения военно-врачебной комиссии прилагается лишь в случае увольнения военнослужащего по состоянию здоровья.
Исходя из принципа единоначалия, закрепленного в ст.33 УВС, выводов аттестации, ранее пройденной врачебно-летной комиссии, командир войсковой части *****, представив Минина ДД.ММ.ГГГГ к досрочному увольнению с военной службы по НУК, за пределы полномочий не вышел и требования закона не нарушил, поскольку правом выбора оснований увольнения с военной службы Минин не обладал. Данное представление суд находит законным и обоснованным.
Суд приходит к выводу, что совершение Мининым упомянутого административного правонарушения не может быть расценено как малозначительно нарушение им общих обязанностей военнослужащего и предоставляло командующему СФ право на основании соответствующего представления и аттестации принять решение о досрочном увольнении последнего с военной службы по НУК.
Учитывая, что приказ о досрочном увольнении Минина по НУК издан полномочным должностным лицом – командующим СФ с соблюдением всей необходимой процедуры, его следует признать законным и обоснованным.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, содержащейся в п. 25 Постановления от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»: в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения.
В рассматриваемой ситуации приказ командующего СФ №***** от ДД.ММ.ГГГГ, в части касаемо Минина, является завершением процедуры досрочного увольнения военнослужащего в рамках принятого в отношении Минина решения командованием войсковых частей *****, ***** от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а потому заключение военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ относительно предмета разбирательства правового значения не имеет и правомерности оспариваемых действий командования не умаляет.
Что же касается доводов административного истца и его представителя об обратном, то суд с ними, в силу вышеизложенного не соглашается как основанными на неверном толковании правовых норм.
Следует отметить, что с рапортом об изменении основания досрочного увольнения с военной службы Минин обратился к командиру войсковой части ***** лишь ДД.ММ.ГГГГ, тем самым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к воинским должностным лицам Минин по этому вопросу не обращался.
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, в силу ст.111 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд
возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.174-180 и 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Минина ИМ – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено представление в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу В.Ю. Мацкевич

Судьи дела:

Мацкевич Владислав Юзефович (судья)

Судебная практика по:

По лишению прав за «пьянку» (управление ТС в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования)
Судебная практика по применению норм ст. 12.8, 12.26 КОАП РФ

admin