Утверждение плана проверок юридических лиц

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 1, 2, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи наступлением обстоятельств непреодолимой силы и на основании абз. 9, абз. 13 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, п. 10 Порядка формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 21.04.2014 № 222, Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в органы прокуратуры решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведение которых запланировано с 01.05.2020 по 31.12.2020.

(см. приказ Ростобрнадзора от 15.04.2020 № 789 «Об отмене плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

В соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 18.03.2020 № ММ-П36-1945, письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.03.2020 № 01-118/13-01 «О принятии мер по исполнению поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020», на основании абз. 9 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, в связи с невозможностью проведения плановых проверок из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в прокуратуру Ростовской области решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, проведение которых запланировано с 23.03.2020 по 30.04.2020.

(см. приказ Ростобрнадзора от 23.03.2020 № 707 «Об отмене плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

В соответствии с абз. 3 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, и в связи с прекращением Автономной некоммерческой организацией Дополнительного профессионального образования «СигмаПлюс» деятельности, подлежащей проверке, Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в прокуратуру Ростовской области решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановой документарной проверки в отношении данной образовательной организации (№ проверки 612003068705).

(см. приказ Ростобрнадзора от 13.03.2020 № 590 «Об отмене плановой документарной проверки юридического лица»)

В соответствии с абз. 2 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, и в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности Частного учреждения дополнительного и дополнительного профессионального образования «Школа АВТО» вследствие его ликвидации, Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в прокуратуру Ростовской области решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановой выездной проверки в отношении данной образовательной организации (№ проверки 612003068699).

(см. приказ Ростобрнадзора от 19.02.2020 № 410 «Об отмене плановой выездной проверки юридического лица»)

В соответствии с абз. 2 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, и в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности Частного профессионального образовательного Учреждения «Центр непрерывного образования «Современник» вследствие его ликвидации, Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в прокуратуру Ростовской области решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановой документарной проверки в отношении данной образовательной организации (№ проверки 612003068680).

(см. приказ Ростобрнадзора от 19.02.2020 № 408 «Об отмене плановой документарной проверки юридического лица»)

В соответствии с абз. 2 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, и в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Автошкола «Наставник и К» вследствие его ликвидации, Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в прокуратуру Ростовской области решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановой выездной проверки в отношении данной образовательной организации (№ проверки 612003068963).

(см. приказ Ростобрнадзора от 19.02.2020 № 409 «Об отмене плановой выездной проверки юридического лица»)

В соответствии с абз. 2 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, и в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРВОМАЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» ДОБРОВОЛЬНОГО ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» вследствие его ликвидации, Ростобрнадзором принято и направлено на согласование в прокуратуру Ростовской области решение о внесении изменений в Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год путем исключения из него плановой выездной проверки в отношении данной образовательной организации (№ проверки 612003068937).

(см. приказ Ростобрнадзора от 19.02.2020 № 411 «Об отмене плановой выездной проверки юридического лица»)

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы на контролеров возложена обязанность по проверке информации об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность ее результатов.

Данный запрет не распространяется в отношении лиц, кто по итогам предшествующих трех лет подвергался административному наказанию за грубые нарушения законодательства и административному наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, а также в отношении которых принималось решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.

Кроме того, данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в соответствующий орган контроля заявление об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что мероприятие по контролю включено в ежегодный план в нарушение указанных требований законодательства.

Заявление подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее — заявитель) или иным лицом, имеющим право действовать от имени заявителя. К заявлению, подписанному лицом, действующим от имени заявителя, прилагается документ, подтверждающий полномочия подписавшего заявление лица на подачу такого заявления.

К такому заявлению прилагаются документы, подтверждающие отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

— выписка из реестра акционеров общества (для акционерных обществ);

— заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах за один календарный год из 3 предшествующих календарных лет (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность менее одного календарного года, — за период, прошедший со дня их государственной регистрации), либо иной заверенный им документ, содержащий информацию о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за один календарный год из 3 предшествующих календарных лет (для индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность менее одного календарного года, — за период, прошедший со дня его государственной регистрации);

— заверенная заявителем копия сведений о среднесписочной численности работников, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ за календарный год или период, сведения за который подавались в соответствии п.п. «б» настоящего пункта. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не привлекавшие в указанный период наемных работников, представляют соответствующие сведения в заявлении.

Форма заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правила его подачи и рассмотрения, установлены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решением об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

версия для печати

Общий порядок проведения проверок государственными надзорными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также права и ответственность как со стороны представителей государственного контроля, так и со стороны юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка, установлены Федеральным законом от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные
и выездные.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее – проверяющими органами) ежегодных планов в соответствии с полномочиями названных органов.

Утвержденный руководителем такого органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети Интернет.

Кроме того, прокуратуры субъектов Российской Федерации формируют сегмент сводного плана указанных проверок по соответствующему субъекту Федерации и размещают его на своем сайте, а Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и в срок до 31 декабря текущего календарного года размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Таким образом, чтобы узнать включено ли конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проверок достаточно зайти на сайт контролирующего органа, сайт прокуратуры субъекта федерации или сайт Генеральной прокуратуры.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановая проверка в отношении одного лица проводится не чаще чем один раз в три года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки являются:

-истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

-поступление в органы государственного (муниципального) контроля обращений и заявлений (за исключением анонимных) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления (проверка проводится после согласования с органами прокуратуры);

-приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О проведении внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного (муниципального) контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

С 01.07.2015 сведения о проведении плановых и внеплановых проверок, проводящихся в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, должны включаться контрольно-надзорными органами в единый реестр проверок. Порядок формирования и ведения единого реестра проверок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415. Информация единого реестра проверок общедоступна и находится на специализированном сайте в сети Интернет.

В зависимости от предмета и места проведения делятся на документарные и выездные. Как документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения и плановых, и внеплановых проверок.

Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа. Проверяющий орган не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка может быть проведена только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся
в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении проверяющего органа документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка в силу статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ не может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа.

После завершения проверки должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются составленные в ходе проверки протоколы, объяснения лица, в отношении которого проведена проверка, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ орган государственного надзора в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи
с иными действиями (бездействием), повлекшими невозможность проведение проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора) в течении трех месяцев со дня составления такого акта вправе принять решение о проведении в отношении таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления.

В отношении оформления результатов проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения которой установлено требование о ее согласовании с органами прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной типовой форме. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Также следует отметить, что, несмотря на доступность информации
о запланированных проверках, представители юридически лиц и индивидуальные предприниматели нередко пытаются уклониться от их проведения. Вместе с тем, статьей 25 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения закона.

С 2016 года вступили в силу изменения законодательства в части проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 1 стати 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

Указанный запрет на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства распространяется, в том числе на проверки, проводимые в сфере использования и охраны земель. На лиц, не подпадающих под критерии субъектов малого предпринимательства, указанный запрет не распространяется.

В связи с установленным запретом на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства прокуратурой исключено из плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год 78 проверок из 308.

Так, в 2016 году государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Омской области в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 464 проверки соблюдения требований земельного законодательства, из них 353 выездных и 111 документарных, выявлено 189 нарушений земельного законодательства. К административной ответственности привлечено 99 нарушителей земельного законодательства на общую сумму штрафов
5 миллионов 313 тысяч рублей.

По итогам 2016 года прослеживается тенденция увеличения количества выявленных нарушений земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует об эффективности применения норм Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении функций государственного земельного надзора.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых ежегодных планов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010г. №489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Указанными выше нормативными документами установлено, что органы государственного контроля (надзора) разрабатывают проекты планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют для рассмотрения в орган прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок разработки и утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора устанавливается в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1. При включении в планы проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в соответствии с пунктом 9 Положения о государственном земельном надзоре требуется указывать сведения об объектах земельных отношений, позволяющих их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения)

admin