Устроиться в прокуратуру

На основании статьи 53 Конституционного Закона Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан», ворганы прокуратуры могут приниматься на работу граждане Республики Таджикистан в возрасте до 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, владеющие государственным языком и обладающие необходимыми деловыми и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

По приказу Генерального прокурора Республики Таджикистан определен порядок принятия на работу в органы прокуратуры республики. Согласно данному порядку, в органы прокуратуры принимаются граждане Республики Таджикистан, окончившие юридические факультеты высших государственных учреждений и на основании решения распределительной государственной комиссии о распределении того или иного выпускника в органы прокуратуры.

Государственная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Таджикистан.

В составе Государственной комиссии при распределении выпускников юридических факультетов высших учебных заведений республики состоит представитель Генеральной прокуратуры республики.

Генеральной прокуратурой Республики Таджикистан заключены соответствующие договора о сотрудничестве по подготовке молодых специалистов и кадров в области юриспруденции с Государственным Национальным Университетом, Государственным Университетом права, бизнеса и политики Таджикистана и Русско-Таджикским (Славянским) Университетом.

Лица, не имеющие достаточного опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком в один год.

Генеральный прокурор Республики Таджикистан в исключительных случаях вправе принимать решение о сокращении срока стажировки или освобождении от стажировки.

Лица, впервые назначаемые на должности прокуроров и следователей прокуратуры, принимают присягу работника прокуратуры.

«Этот разговор, который сегодня пройдет, он важен, прежде всего, для всей нашей молодежи. Они должны увидеть и поверить: в прокуратуру можно устроиться без связей. Без звонков. Потому что мы опрос вели, 93% молодежи, к сожалению, говорят: «Чтобы устроиться в прокуратуру, обязательно надо иметь протеже», — сказал Асанов и подчеркнул: «Все зависит от них самих: от образа их жизни, от их социальной активности, стремления к знаниям, от энтузиазма. И президентские «100 шагов» (программа 100 конкретных шагов – V) заставят все госорганы, особенно квазигосударственный сектор открыть двери всем, у кого огонь в глазах, безграничный патриотизм и есть необходимые знания. Вот, что только нужно».

Начальник департамента кадровой работы генеральной прокуратуры Александр Огай рассказал, что недостатки старой системы заключались в том, что не было конкуренции, объявления о вакансиях печатались в газетах, документы принимались только пять рабочих дней, и многие просто не успевали их собрать. Таким образом, работать приходили «свои», кто заранее знал и готовился. Личность кандидата не изучалась, экзамены на знание законов не проводились, да и в целом, не было конкретных критериев отбора для выбора победителей.

«Конкурсные комиссии зачастую работали формально. А что имели в результате? Низкое КПД молодых сотрудников, неравномерность нагрузки, от чего страдало качества надзора и имидж прокуратуры. На службу часто приходили случайные люди», — подчеркнул Огай и признал: «система позволяла использовать принцип телефонного права для трудоустройства к нам».

Теперь же система отбора действует иначе.

«Кандидат не знает, кто его оценивает, а эксперт – чью работу он оценивает. До завершения оценки мы тоже не видим, кто автор зашифрованной работы (…). Специально дали не пять дней, а полтора месяца на сбор и подачу документов», — рассказал о нововведениях начальник департамента.

Как результат, заявки на первый конкурс подали 1350 человек, но, признал Огай, только 378 из них смогли сдать тест на знание законодательства. А успешно пройти все этапы смогли всего 69 человек, или каждый двадцатый. По мнению прокуроров, вся проблема в низком уровне образования. Всего в отборе участвовали выпускники 82 университетов, представители 51 из них – не прошли испытания. Кроме того, ни один отличник не прошел тесты, а было 76 обладателей красных дипломов.

«Эти цифры – серьезный повод задуматься. Чтобы не быть голословным покажу наглядно некоторые работы. На слайде работа выпускника Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета города Семей. Потратив целый час на описание жизненного опыта, он выдал четыре строчки. За следующие 120 минут написал эссе из шести строчек. Это чуть больше, чем сама тема эссе. Мы подсчитали: автор этих строк заплатил за обучение в университете 1 млн 160 тысяч тенге. Еще одна работа: выпускник академии экономики и права имени Жолдасбекова, кандидат потратил ровно три часа, в 140 словах допущено 53 орфографические ошибки», — привел примеры глава департамента.

Еще 62 кандидата написали свои работы хорошо, но не прошли из-за низкой оценки психолога. «Некоторые пытались показать себя лучше, чем есть. Неискренне отвечали на вопросы. Это легко определяется. У них выявилась склонность к наркотикам, алкоголю, игромании, правонарушениям и суициду. Мы не ищем всезнающих ботаников, нам нужны целостные и гармонично развитые личности», — объяснил Огай.

В результате новых подходов, «прокуратура получила новую генерацию сотрудников» — это 64 человека, рассказал он.

«Это грамотная, активная молодежь, на службу они поступили сами, и в условиях жесткой конкуренции. И тем, я считаю, дороже для них, статус прокурора», — уверен Огай.

Кроме того, подчеркнул он, апробированные инструменты показали свою эффективность, и уже активно применяются. Огай добавил, что за короткое время здесь смогли создать «систему объективной оценки отбора, не по знакомству или связям, а только по знаниям и личным качествам. И это работает».

«Звонки с просьбами устроить кого-то практически прекратились. Еще несколько таких конкурсов, и мы окончательно изменим парадигму о том, что в прокуратуру берут по блату», — заявил он.

Что касается планов на будущее, директор департамента предлагает оптимизировать и централизовать этапы отбора. Самые затратные, такие как медкомиссия и спецпроверка, проводить уже в финале, когда останется минимальное количество кандидатов. Кроме того, здесь предлагают централизовать прием, создав в Астане центр по набору сотрудников. Как объяснил Огай, ежегодно в прокуратуру поступает около 300 новобранцев, в среднем, по 15 – на область. При этом, каждый прокурор области делал отбор по-своему. Поэтому, создав единый центр в Астане, по всей стране будут единые стандартные требования к кандидатам, набор будет вестись одновременно во все области, набором займутся специально обученные люди, а прокуроры областей не будут отвлекаться от основной работы.

Фото с официального сайта Генпрокуратуры

Прием в Генеральную прокуратуру осуществляется при наличии определенных профессиональных качеств кандидата. Об этом генпрокурор Жакип Асанов сказал на заседании коллегии по вопросу формирования профессионального госаппарата, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«В прокуратуру можно устроиться без связей, без звонков. Мы опрос вели, 93% молодежи, к сожалению, говорят, чтобы устроиться в прокуратуру, обязательно надо иметь протеже. Все зависит от них самих: от образа их жизни, их социальной активности, стремления к знаниям, от энтузиазма.

Президентские «100 шагов» заставят госорганы, особенно квазигосударственный сектор, открыть двери всем, у кого огонь в глазах, безграничный патриотизм и есть необходимость знания. Вот что только нужно», — заявил Жакип Асанов.

По его словам, необходимо составить список вузов, выпускающих некачественные кадры для правоохранительной системы.

«…Нам очень важно дойти до каждого родителя и раскрыть: неадминистративными методами надо закрывать эти вузы, никому не нужные, которые никому ничего не дают, которые сидят и зарабатывают деньги. Надо раскрыть глаза родителей, надо раскрыть молодежь. Не надо стесняться. Это факт, весь этот список вузов, чьи студенты не поступают, даже те, кто поступают, надо эту статистику дать», — уточнил он.

Отмечая важность президентской реформы «Формирование профессионального аппарата», Жакип Асанов подчеркнул, что в этом направлении проводится огромная работа. Проводится «чистка» собственных рядов, создается объективная и прозрачная система отбора будущих прокуроров, меняются подходы к назначению руководящего состава, совершенствуется механизм подготовки сотрудников на базе Академии правоохранительных органов.

Прокурор (от лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны. И всё это — от имени государства. Профессия подходит тем, кого интересует право и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

В работе прокурора, как и всей прокуратуры, есть две стороны. Во-первых, прокуратора – это часть состязательной судебной системы. Если адвокат отстаивает права обвиняемого, то прокурор находится на стороне обвинения. Во-вторых, прокуратура — это надзорно-следственный аппарат.

Государственный обвинитель. Если кого-то обвиняют в уголовном преступлении, именно прокурор отвечает за изложение доказательств вины на суде.

Когда следователь завершает расследование уголовного дела, он составляет обвинительное заключение, где описывает свои выводы и приводит доказательства. После этого дело рассматривает прокурор. Если прокурор почему-то не согласен с результатами следствия (например, считает доказательства неубедительными), он возвращает дело на дополнительное расследование. Но если прокурора все доводы и выводы устраивают, он утверждает обвинительное заключение и отправляет дело в суд. В этом случае он должен быть готов отстаивать обвинение в суде.

Во время судебных заседаний прокурор состязается с адвокатом обвиняемого. Он должен так изложить дело, чтобы степень вины не вызывала сомнений у судьи и присяжных. В Российском законодательстве действует презумпция невиновности, т.е. сомнение в виновности должно трактоваться в пользу обвиняемого. Это значит, что для успеха недостаточно прокурору надеть мундир и насупить брови – нужны улики, логичные умозаключения, надёжные показания свидетелей. Если прокурора не устраивает решение суда, он имеет право его опротестовать.

Надзор. Главное направление работы российской прокуратуры – прокурорский надзор за соблюдением законодательства страны, гражданских прав и свобод. Прокуроры рассматривают обращения граждан, при необходимости возбуждают уголовные или административные дела, следят за работой находящихся в их подчинении следственных органов, за работой так называемых исправительных учреждений.

Контролируют соблюдение законов министерствами и ведомствами, парламентом, исполнительной властью, должностными лицами и пр. Для этого они оценивают издаваемые постановления и акты. Если прокурор видит, что закон нарушен, он принимает меры прокурорского реагирования – так называют прокурорский протест, представление и предостережение. Прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд, если считает, что нарушены права человека или интересы государства. Кроме того, прокуроры участвуют в законотворческой деятельности.

Опасная работа

У такого количества прав есть и оборотная сторона: прокурору может грозить опасность, например, когда он поддерживает обвинение против влиятельного преступника. Прокурора могут пытаться подкупить, и если попытка удаётся, он сам превращается в преступника.

Карьера

Прокурор – это не профессия, должность. Чтобы начинающий юрист стал со временем прокурором, ему стоит начать свою службу с качестве помощника прокурора. Прокурором может стать следователь. Правда, в настоящее время практически все тяжкие и особо тяжкие преступления расследует Следственный комитет. Но опыт следственной работы по-прежнему полезен в работе обвинителя.

Система правоохранительных органов может меняться. Также может меняться и распределение полномочий между разными структурами, и их внутреннее устройство. Не меняется только потребность в профессионалах высокого уровня.

Прокуратура имеет территориальные органы (в субъектах Федерации, районах, городах). Неотъемлемой частью прокуратуры России является военная прокуратура. А также специализированные прокуратуры: транспортные и природоохранные прокуратуры, по надзору за соблюдением законов в исправительных.

Высшую ступень прокурорской иерархии занимает Генеральный прокурор РФ, которому подчиняются его заместители, советники, различные помощники (старшие, по особым поручениям). Прокуроры не имеют права вступать в политические партии, избираться в органы государственной власти или местного самоуправления. Свою основную работу прокурор может совмещать лишь с преподавательской, научной или творческой деятельностью. Причина понятна: участие в бизнесе, властных структурах или политических партиях может помешать прокурорской беспристрастности.

Зарплата на 22.09.2020

Россия 33000—50000 ₽ Москва 50000—80000 ₽

Рабочее место

Прокуратура.

Важные качества

Прокурор – это должность, требующая хорошего интеллекта, аналитического мышления, цепкой памяти, эмоциональной устойчивости, самодисциплины, честности, высокого чувства ответственности и веры в свои силы. Требуется уметь находить общий язык с разными людьми.

Обучение на прокурора

Курсы

Получить юридическое образование в Современной научно-технологической академии могут те, кто уже имеет какое-либо проф. образование. Такое образование равно по статусу второму профессиональному образованию. Курс переподготовки идет — 3,5 месяца. Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Юрист» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Санкт-Петербургская юридическая академия Юриспруденция (заочно) (Факультет юриспруденции (бакалавриат)) Московский гуманитарный университет, МосГУ Юридический бизнес, услуги и деятельность корпоративного юриста (Юридический факультет) Российский новый университет Гражданско-правовой (Юридический институт РосНОУ) Международный юридический институт Юриспруденция (Юридический факультет) Университет Российского инновационного образования Юриспруденция (Факультет экономики и права)

Предлагаем вам ознакомиться с нашим перечнем юридических ВУЗов Москвы

Нужно окончить юридический вуз или факультет университета по специальности «юриспруденция».

Чтобы работать в военной прокуратуре, необходимо окончить военный вуз. Например, Военный университет Министерства обороны (г. Москва) (Военно-юридический или Прокурорско-следственный факультет по специальности «юриспруденция»).

Знания и навыки

Необходимо хорошо знать законы (Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Гражданский кодекс и пр.). Приходится следить за текущими изменениями в законодательстве.

Субъектный состав лиц, правомочных в соответствии с законом проводить досудебное следствие, определен законом. В соответствии со статьей 102 Уголовно-процессуального кодекса Ук­раины (УПК) органами досудебного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции и органов службы безопасности. На первый взгляд, все четко и понятно — только лица, занимающие должность следователя, вправе проводить досудебное следствие.

Однако на практике мы зачастую сталкиваемся с тем, что досудебное следствие по уголовным делам, относящимся по подследственности, согласно статье 112 УПК, к компетенции прокуратуры, проводится не следователями прокуратуры, а помощниками прокурора. Законность таких действий помощников прокуроров и хотелось бы проанализировать в рамках данной статьи.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «О прокуратуре» полномочия прокуроров, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией Украины, Законом «О прокуратуре», иными законодательными актами. Принимая во внимание, что интересующий нас вопрос касается досудебного следствия, обратимся к УПК.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 227 УПК прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия, в пределах своей компетенции участвует в осуществлении дознания и досудебного следствия и при необходимости лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу. Таким образом, досудебное следствие может, в соответствии с законом, проводиться уже не только следователем, но и прокурором.

Согласно статье 32 УПК, термин «прокурор», используемый в Кодексе, если нет особых указаний, имеет следующее значение: «Генеральный прокурор Украины, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокурор г. Киева, район­ный, городской прокурор, военный прокурор, транспортный прокурор и иные прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры управлений и отделов прокуратур, действующие в пределах своей компетенции».

Таким образом, поскольку нет особых указаний в части 1 статьи 227 УПК относительно понятия «прокурор», то в данном контексте это понятие, казалось бы, должно трактоваться расширительно и включать в себя не только прокуроров, но и их заместителей и помощников. То есть и заместители, и помощники имеют право проводить досудебное следствие. Именно так и рассуждают прокуроры, поручающие ведение досудебного следствия по уголовным делам своим помощникам.

Но если внимательно проанализировать указанные выше статьи 32 и 227 УПК, то нетрудно заметить, что законодатель везде акцентирует внимание на том, что данные лица имеют право действовать только в пределах своей компетенции. А пределы такой компетенции, как уже указывалось, определены, в частности, Законом «О прокуратуре».

Учитывая, что интересующее нас право прокурора на проведение досудебного следствия предусмотрено УПК в рамках полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия, проанализируем аналогичные полномочия, предоставляемые Законом «О прокуратуре».

Так, статьей 30 Закона «О прокуратуре» предусмотрено, что прокурор принимает меры, чтобы органы дознания и досудебного следствия:

1) соблюдали предусмотренный Законом порядок возбуждения уголовных дел, расследования деяний, содержащих признаки преступления, проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения технических средств, прекращения и закрытия дел, а также соблюдали сроки проведения следствия и содержания под стражей;

2) при расследовании преступлений неукоснительно исполняли требования Закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выясняли обстоятельства, уличающие или оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность;

3) выявляли причины совершения преступлений и способствующие этому условия, принимали меры к их устранению.

Так как весь Закон «О прокуратуре» посвящен законодательному закреплению правовых основ деятельности прокуратуры как правоохранительного органа, в указанном нормативно-правовом акте законодатель также практически всюду использует в основном только понятие «прокурор». В связи с этим немаловажное значение имеет трактовка указанного понятия в рамках данного Закона. В статье 56, в частности, разъясняется данное понятие применительно к этому Закону.

В данной статье указывается, что под понятием «прокурор» в статье 8, части 4 статьи 9, частях 1—3 статьи 12, части 1 статьи 20, статьях 34, 35, 44, 45, частях 1, 4 и 6 статьи 46, части 1 статьи 461, части 1 статьи 47, статьях 48, 49, 50, 501, части 5 статьи 52 и статье 55 вышеуказанного Закона следует понимать: Генерального прокурора Украины и его заместителей, подчиненных прокуроров и их заместителей, старших помощников и помощников прокурора, начальников управлений и отделов, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

Таким образом, нормами специального законодательства, а именно Законом «О прокуратуре», четко определена компетенция прокурорских работников.

Поскольку в данном перечне статей, в которых указанное понятие трактуется в широком смысле, отсутствует указание на статью 30 Закона «О прокуратуре», можно сделать вывод, что данным Законом полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия наделяются только прокуроры, и данные полномочия не распространяются ни на их заместителей, ни на помощников.

Также важно отметить, что в части 2 статьи 30 Закона «О прокуратуре» указывается, что полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами досудебного следствия и дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, данная часть статьи 30 Закона носит отсылочный характер.

Исходя из того что в статье 30 Закона «О прокуратуре» понятие «прокурор» используется в узком смысле (то есть подразумевается сам прокурор, а не его помощники и заместители), соответственно и указанные в УПК полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законов органами досудебного следствия и дознания касаются только прокурора, а не его помощников и заместителей.

Данный анализ, полагаю, имеет существенное значение, так как проведение досудебного следствия неправомочным лицом влечет за собой недействительность всех осуществляемых в рамках уголовного дела процессуальных действий и, как следствие, невозможность принятия зафиксированных в документах досудебного следствия фактов в качестве доказательств. Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении № 9 от 1 ноября 1996 года уделил данному обстоятельству особое внимание, указав, что, согласно статье 62 Конституции Украины, обвинение не может основываться на предположениях, а также на доказательствах, полученных незаконным путем. Доказательства должны признаваться полученными незаконным путем, например, тогда, когда их сбор и закрепление осуществлены или с нарушением гарантированных Конституцией Украины прав человека и гражданина либо установленного уголовно-процессуального порядка, или не уполномоченным на это лицом (органом), или путем действий, не предусмотренных процессуальными нормами. В данном случае налицо все вышеперечисленные нарушения действующего законодательства, и им должна быть дана соответствующая оценка компетентным органом, в первую очередь — судом — при рассмотрении таких дел.

admin