Установление третьей республики во Франции

Установление Третьей республики во Франции, ее конституционное оформление.

Утверждение Третьей республики После окончания войны с Пруссией осн политической проблемой являлся будущий гос строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной соц. базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исп-ем. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Развитие государственной системы Гос строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.

Третья республика во Франции

д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламен-тской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений — председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 48; Нарушение авторских прав

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в рукивременного правительства под руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

В 1871 г. прошли выборы в Учредительное собрание, большинство в нем захватили монархисты, расколотые, однако, на три фракции (ратовавшие за Бурбонов, за Орлеанскую династию, к которой принадлежал «июльский монарх» Луи Филипп, и за Бонапартов), которые так и не сумели договориться по кандидатуре французского монарха.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика,поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентом был избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республики была принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правления в основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президента республики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сената не выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе.

Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г

Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 838 | Нарушение авторского права страницы

Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г

После падения Парижской коммуны политическая обстановка во Франции отличалась жестоким террором и усилением реакции во всех направлениях. Во многих департаментах было введено осадное положение. До 1876 г. в Париже, да и в остальных городах Франции, действовали военно-полевые суды, приговаривавшие к смертной казни десятки тысяч участников Коммуны. Все демократические мероприятия Коммуны были отменены Национальным собранием, которое было избрано еще в феврале 1870 г. для выполнения весьма утилитарной задачи – утверждения условий мира с Германией.

Борьба монархистов и республиканцев в Национальном собрании продолжалась до 1875 г. Именно в этом году происходит законодательное оформление Третьей республики Франции. Было разработано три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. «Об организации Сената», Закон 25 февраля 1875 г. «Об организации государственной власти», Закон 16 июля 1875 г. «Об отношениях между государственными властями». Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи). Отказ от классической Конституции дал возможность монархистам не включать в нее преамбулу, где закреплялись бы принципы республиканского строя. Кроме того, ни один из перечисленных законов не содержал даже намека на какие-либо демократические права и свободы.

Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать в целом как документ, внесший в республиканское устройство принципы конституционной монархии послереволюционной Франции. Законодательная власть здесь принадлежала двум палатам – Сенату и Палате депутатов. Обе эти палаты могли в определенных случаях объединяться и заседать совместно под названием «Национальное собрание». Это касалось выборов Президента и принятия поправок к Конституции.

Особое положение в этой Конституции занимал Сенат. Именно этот орган мыслился как плацдарм для последующего перехода к монархической форме правления. Он формировался двояко: 75 человек назначались пожизненно, а 225 избирались коллегиями выборщиков по департаментам сроком на 9 лет. Каждые три года Сенат обновлялся на 1/3. Для выборов в Сенат был установлен возрастной ценз не моложе 40 лет. Помимо того, что Сенат имел равные права с нижней палатой в области законодательства (за исключением финансовых законов), у него имелись и особые полномочия. Он располагал юрисдикцией особого суда для рассмотрения преступлений, совершенных Президентом или министрами, по обвинению, предъявленному Палатой депутатов (своеобразным импичментом), а также для рассмотрения некоторых категорий политических преступлений, «угрожающих целостности или безопасности государства». Наконец, согласие Сената было необходимо для роспуска Президентом Палаты депутатов до истечения сроков ее полномочий. В 1884 г. был изменен порядок комплектования Сената: от пожизненных сенаторов перешли к выбираемым на срок. Однако здесь необходимо отметить, что это нововведение касалось только тех, кто замещал выбывающих пожизненных сенаторов. Другими словами, те 75 человек, которые были назначены пожизненно, продолжали осуществлять свои полномочия до своей смерти.

Палата депутатов состояла из 600 человек, избиравшихся на 4 года всеобщим голосованием. Но ни один из вышеперечисленных конституционных законов не содержал норм, регулирующих избирательное право. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Такая система привела к тому, что из 40 млн населения Франции избирательным правом пользовались 12 млн. Палата депутатов так же, как и Сенат, обладала правом законодательной инициативы, принятия законов, осуществляла контроль над деятельностью министров путем подачи запросов и т.д. Исключительным ее полномочием являлось, как уже указывалось выше, первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.

Построенная таким образом законодательная власть делала Сенат органом, который должен был сдерживать радикальные устремления нижней палаты, избираемой всеобщими выборами.

Исполнительную власть Конституция возлагала на Президента республики и министров. Президент избирался Национальным собранием сроком на 7 лет абсолютным большинством голосов и имел право переизбираться неограниченное количество раз. Полномочия его по Конституции Третьей республики были весьма значительны. Он являлся главой государства, руководил всей текущей государственной политикой (как внутренней, так и внешней). Президент назначал министров и председательствовал в Совете министров.

Конституция ничего не говорила о статусе и должности премьера – Председателя Совета министров и очень мало места отводила роли министров. Отмечалось только, что они подписывали все акты, издаваемые президентом (контрассигнация), а также несли конституционную ответственность коллегиальную (солидарную) за политику правительства и персональную – за акты, издаваемые ими. Конституция, однако, не уточняла, в чем должна выражаться политическая ответственность, и каким образом парламент мог содействовать смене правительства. А вот Президент, обладавший правом помилования, мог защитить любого члена правительства от нападок со стороны законодательной власти. В области законодательной Президент имел право законодательной инициативы, обладал правом обратиться с мотивированным посланием к парламенту о новом обсуждении закона (отлагательное вето), мог с согласия Сената распустить нижнюю палату. За все свои действия Президент не нес политической ответственности, но был ответствен конституционно – он мог быть обвинен в измене Палатой депутатов и судим Сенатом, как отмечалось выше.

Таким образом, должность Президента, Сенат мыслились как орудие желаемого монархистами переворота.

Третья французская республика

Даже назначение Президенту огромного жалования (1200000 франков ежегодно) должно было служить финансированию переворота.

Конституция 1875 г. оставляет без внимания такие моменты, как вотирование бюджета, правовое положение судей и местных органов власти. Поэтому система судебных и местных органов власти была позаимствована из Конституций 1848 и 1852 гг.

В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост Президента. Эти поправки подвели итог борьбы монархистов и республиканцев и окончательно закрепили во Франции республиканский строй.

36. Гражданский кодекс Франции 1804 г: система и институты.

Date: 2015-07-25; view: 239; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

В политической сфере:

  • Многопартийность и соответственно борьба правых и левых сил, блоков, группировок. В парламенте насчитывалось от 20 до 30 фракций.

Избирательное право:

  • По Закону 1919 г. мажоритарная система была заменена системой пропорционального представительства.
  • В 1927 г. – мажоритарная система была восстановлена.

– Франция и колонии были разделены на избирательные округа (однако, неравные по площади и численности избирателей);

– От 1 округа – избирался 1 депутат;

В административно-управленческой сфере:

Формально — основы государственного строя определялись конституционными законами 1875 г. Фактически — роль президента (главы государства) сводилась к минимуму. Пост председателя Совета министров и организационная структура правительства получили юридическое оформление только законами 1934 – 1935 гг.;

Только перед 2 мировой войной исполнительной власти и правительству перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. Правительство могло издавать нормативные (подзаконные) акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом;

Экономический кризис 30-х годов привел к обострению социальных противоречий.

Следствие: выросла активность крайне правых организаций фашистского толка («Огненные кресты», «Аксьон франсэз» и др.).

Перед 2 мировой войной характерно усиление реакции правых сил, что привело к объединению антифашистов в Народный фронт (партии коммунистов, социалистов, радикалов и более 40 различных демократических организаций пришедших к соглашению о единстве действий).

Программа Народного фронта (1936 г.)

В политике:

  • роспуск и разоружение фашистских организаций;
  • отмена репрессивного законодательства;
  • создание системы коллективной безопасности в Европе.

В экономике:

  • меры по повышению жизненного уровня населения и по борьбе с безработицей;
  • реорганизация французского банка и введение контроля за крупнейшими банками страны;
  • национализация военной промышленности.

На выборах 1936 г. Народный фронт одержал победу и сформировал правительство состоящее в основном из социалистов и радикалов.

Результатом деятельности левого парламента и правительства стало:

  • Повышение заработной платы рабочим;
  • Введение 40-часовой рабочей недели;
  • Проведение реформы Французского банка;
  • Отменены чрезвычайные декреты;
  • Частично национализирована военная промышленность;
  • Распущены военизированные фашистские организации;
  • Удалось не допустить установление в стране авторитарного режима.

Однако в результате противоречий в антифашистском блоке в 1938 г. к власти пришло правое крыло радикалов. Они отказались от большинства мероприятий и программ левых сил и вышли из Народного фронта.

В результате начала 2 мировой войны (1939), летом 1940 г. войска гитлеровской Германии вторглись во Францию, которая после короткого сопротивления капитулировала. Основная часть Франции — управлялась немецкими оккупационными органами. На юге (не оккупированной зоне) — власть оказалась в руках прогермански настроенного правительства маршала Петена (т.н.

Установление Третьей республики во Франции. Государственный строй Третьей республики.

«правительство Виши» — по названию города-резиденции). III Французская республика пала.

Конституция Франции была утверждена на референдуме 1946 г.

Это ознаменовало создание IV Республики во Франции.

Для Конституции 1946 г. характерно:

• широкая демократизация общественной жизни;

• предоставление широкого круга прав и свобод;

• гарантии конституционной законности.

Впервые во Французской Конституции оговаривалось:

• равноправие мужчин и женщин, а также народов зависимых стран;

• социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, право на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятием, право на всеобщее светское бесплатное образование и др.

• расширялась сфера регулирования политической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и пр.).

Кроме того:

• Франция объявлялась парламентской республикой (нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия.

• Национальное собрание получило исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах.

• Сохранялась двухпалатная структура Парламента. Вторая палата – Совет республики – наделялся только совещательными функциями. Совет республики частично избирался в департаментах и коммунах, а частично назначался Национальным собранием. (Его состав должен был периодически обновляться).

• Глава государства – Президент республики – избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент был лишен права роспуска нижней палаты. Любые акты президента, включая назначение на высшие должности в государстве, требовали согласия председателя Совета министров и одного из министров.

• Исполнительная власть передавалась Совету министров. Председатель Совета – являлся главой правительства. Совет министров осуществлял непосредственно управление страной. Его деятельность контролировалась нижней палатой парламента.

• В случае порицания правительства большинством парламента или провала в парламенте важного законопроекта — кабинет министров обязан был уйти в отставку.

• В случае двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания, правительство могло распустить парламент.



admin