Установка общедомовых приборов учета

Возмещение расходов на установку общедомовых приборов учета

В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ (в редакции от 11 июля 2011 года, далее — Федеральный закон № 261-ФЗ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии до 01 июля 2012 года. Обязанность по обеспечению оснащения многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса лежит на собственниках помещений в этом доме (в соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в редакции от 06 мая 2011 года, далее — Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения такого дома общедомовым прибором учета используемого коммунального ресурса, лицом, обязанным обеспечить оснащение дома указанным прибором учета, становится организация, осуществляющая снабжение дома соответствующим коммунальным ресурсом. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплатить ресурсоснабжающей организации затраты на установку прибора учёта.

Граждане — собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы ресурсоснабжающей организации на установку этих приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

МУП «КОС», является организацией, транспортирующей горячую, холодную воду и тепловую энергию, в связи с чем, обеспечило установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды за свой счет. Таким образом, у МУП «КОС» имеются основания для требования возмещения расходов, понесенных предприятием при установке общедомовых приборов учета.

Часто задаваемые вопросы

Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее – ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г.

Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ?

До 1 июля 2012 года обязанность обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома (МУП «КОС»).

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Зачем нужен ОДПУ?

Установка общедомового прибора позволит собственникам: — перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса; — контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям; — фиксировать факты утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома; — исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями; — убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации; — получить реальные возможности для экономии платежей за отопление и горячую воду. Следует отметить, что установка узлов учёта в соответствии с ФЗ №261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» является обязанностью собственников помещений МКД. Кроме того, в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №306 от 23.05.2006 (в ред. от 24.09.2014), с 01 января 2015 года, в случае если при наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета они не установлены, норматив потребления коммунальной услуги (на основании которого рассчитывается сумма платежа за коммунальные услуги при отсутствии общедомового прибора учета) должен будет определяться с учетом повышающего коэффициента.

Почему МУП «КОС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить МУП «КОС» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы.

Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» п.38(1) указано: Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

Сумма расходов за установку приборов учета, подлежащая возмещению собственником, определяется в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество дома. Другими словами, общая стоимость установки ОДПУ распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме (далее МКД), пропорционально размеру общей площади жилых и нежилых помещений в доме, согласно занимаемой площади. Указанный порядок определен в п. 38(1) Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 и ст. 37 Жилищного кодекса РФ.

Пример расчета:

P = C/ Sжил. и нежил. * Sп., где:

P – сумма к оплате за установку ОДПУ за помещение площадью Sп.;

C – общая сумма за установку ОДПУ;

Sжил. и нежил. — площадь жилых и нежилых помещений в доме;

Sп. — площадь жилого помещения в доме.

Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Для юридических лиц — собственников жилых и нежилых помещений — обязательно. Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать равными долями, в течение пяти лет с даты установки ОДПУ, расходы указанных в Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Какова «цена» рассрочки?

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

Порядок расчетов за возмещение расходов на ОДПУ

Согласно п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «собственники помещений в МКД оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки».

Собственник жилого помещения в МКД имеет право выразить намерение об уменьшении периода рассрочки путем направления в МУП «КОС» заявления, установленного образца.

При оплате расходов за установку ОДПУ, внесенные денежные средства распределяются следующим образом (вне зависимости от заявления на рассрочку)*:

В первую очередь погашаются проценты за текущий месяц, оставшаяся часть денежным средств гасит основной долг.

Расчет процентов

Например:

В апреле абоненту выставлен счет на оплату возмещения расходов на установку ОДПУ.

Стоимость ОДПУ – 10 000,00 руб.

На 5 лет ежемесячный платеж = 166,67 руб. (10000,00/60)

Желаемая сумма внесения в текущем месяце 5 000 руб. В случае внесения денежных средств в большем размере чем ежемесячный платеж, внесенными денежными средствами погашается текущий процент, оставшиеся денежные средства переносятся на погашение основного долга.

Следовательно, начиная со дня, следующего после произведенной оплаты, проценты начисляются на меньшую сумму основного долга, а именно на 5000,00 рублей**.

В мае оплата произведена в сумме ежемесячного платежа по основному долгу и процентам.

В июне внесение денежных средств не производилось, в связи с этим остаток задолженности не изменился, а проценты за пользование денежными средствами увеличились и составили 58,56 рублей на дату следующего платежа.

В июле сумма внесения составила 1 000 рублей. Таким образом из внесенных 1 000 рублей: 58,56 рублей пойдет на погашение процентов, а 941,44 рублей на погашение основного долга.

В августе оплата произведена в сумме ежемесячного платежа по основному долгу и процентам.

В сентябре сумма внесения составила 2 000 рублей. Таким образом из внесенных 2 000 рублей: 22,20 рубля пойдет на погашение процентов, а 1 977,80 рублей на погашение основного долга.

В октябре было изъявлено желание полностью погасить задолженность, для этого необходимо внести платеж в размере 1 758,18 рублей: 1 747,42 рублей и 10,76 рублей в счет погашения основного долга и процентов соответственно.

*при предоставлении рассрочки на меньший период, изменяется сумма ежемесячного платежа (в большую сторону).

** расчет процентов производится ежедневно на остаток задолженности, для примера взята оплата на последнее число каждого месяца.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 01.01.2019 размер базовой ставки НДС увеличивается с 18 до 20%.

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму налога.

Таким образом, при предъявлении возмещения расходов на установку ОДПУ собственникам помещений в многоквартирном доме, начиная с 1 января 2019 года МУП «КОС» в соответствии с законодательством РФ применяет ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 20%.

Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

В настоящий момент ОДПУ переданы управляющим организациям и включены в общее инженерное оборудование МКД. Начисление коммунальных ресурсов идет посредством показаний указанных узлов учета.
Для получения технической документации (рабочий проект, технический отчет, акт ввода в коммерческую эксплуатацию, паспорта на оборудование, входящее в ОДПУ), которая содержит сведения о месте и количестве установленных ОДПУ, рекомендуем обращаться в адрес управляющей организации.

Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

Как узнать, где именно установлен ОДПУ, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если собственник хочет его посмотреть?

По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с Законом РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках»,

– п. 4 ст.11, «потребители услуг (товаров, работ) субъекта естественных монополий обязаны иметь приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)»…

– ст.23, «субъекты естественных монополий, оказывающие регулируемые коммунальные услуги, обязаны обеспечить потребителей, не имеющих приборов учета, в соответствии с заключенными договорами, приборами учета регулируемых коммунальных услуг».

– переходные положения, «субъекты естественных монополий, оказывающие регулируемые коммунальные услуги, и потребители регулируемых коммунальных услуг обязаны установить общедомовые приборы учета тепловой энергии до 1 августа 2009 года».

Для снижения нормативных технических потерь и ликвидации сверхнормативных потерь тепловой энергии необходима организация учета тепловой энергии, посредством установки приборов учета, которые позволят снизить затраты потребителей. По отдельному договору с потребителем субъекты естественной монополий должны устанавливать общедомовые приборы учета тепла и индивидуальные приборы воды, а жители квартир – оплачивать их приобретение и установку, можно и в рассрочку.

При этом, наряду с подпунктом 9 статьи 7 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», обязывающим субъектов естественных монополий приобретать и устанавливать приборы учета регулируемых коммунальных услуг в соответствии с условиями заключенных договоров, подпунктом 4 статьи 11 Закона предусмотрена обязанность потребителя иметь указанные приборы учета.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 статьи 10 Закона потребитель услуг субъекта естественной монополии вправе требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их. Таким образом, потребитель обязан иметь и установить общедомовой прибор учета тепловой энергии, при этом, может самостоятельно приобрести и установить его либо потребовать у субъекта естественной монополии. В этом случае, в соответствии с подпунктом 2 статьи 11 Закона потребитель обязан оплачивать приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг в соответствии с условиями заключенных договоров.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 статьи 6 Закона субъект естественной монополии вправе устанавливать технические требования, обязательные для соблюдения потребителями. Вместе с тем, у потребителя есть право приобрести счетчики не у субъекта естественной монополий, а у другой специализированной организации.

В целях реализации Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» АО «ТРАНСЭНЕРГО» проводит установку приборов учёта с привлечением организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

Сервисное обслуживание имеет право производить компания, имеющая лицензию на данный вид деятельности. Для текущего обслуживания приборов учета потребитель может заключить договор сервисной организацией на сервисное обслуживание. Стоимость работ определяется при заключении договора и определяется объемом планируемых работ.

Стоимость одного комплекта прибора учета.

АО «ТРАНСЭНЕРГО»предоставляет рассрочку, сроком до двенадцати месяцев потребителям по оплате за прибор учета.

Стоимость работ по установке составляет 400 000,00 тенге. В указанную сумму включена в зависимости от выбранной компании (подрядчика) – стоимость теплосчетчика в комплекте, разработка проекта, сварочных работ, работ по монтажу и наладке прибора учета с системой дистанционной передачи данных.

Места установки приборов.

В соответствии с п.6 ст.23 «Правил пользования тепловой энергии», учет отпуска тепловой энергии производиться на границе раздела тепловых сетей, при установке приборов коммерческого учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон, потери на участке сети от границы раздела до места установки приборов коммерческого учета относятся владельцу, на балансе которого находится указанный участок сети. Граница балансовой принадлежности в многоквартирном жилом доме является первый фланец высокой стороны элеваторного узла.

Имеет ли право потребитель установить прибор учета у другой организации.

Имеет, при условии наличия у компании лицензии на данный вид деятельности, и наличия внесенной марки прибора в государственный реестр РК.

Этапы установки общедомовых систем учёта тепловой энергии.

  1. Проведение собрания собственников квартир каждого многоквартирного дома с оформлением протокола решения об установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии, определение размера оплаты для каждого собственника квартиры. Размер платы может определяться пропорционально площади занимаемой квартиры. Протокол должен быть подписан каждым собственником квартиры, проживающим в доме. Данный протокол является необходимым приложением к Договору на приобретение и установку приборов учёта.
  2. Орган управления многоквартирного дома направляет заявление в АО «Трансэнерго» о волеизъявлении заключения договора на установку и приобретение приборов учёта по адресу, ул. пр. Санкибай батыра д. 24 «Г».
  3. Обследование теплового ввода, разработка паспортов системы отопления, горячего водоснабжения, узла присоединения. Монтаж узла учёта должен осуществляться после подготовки помещения теплового пункта, а именно:
  • обеспечена защита от несанкционированного доступа (установлены решётки на окна и дверные проёмы, установлены металлические входные двери);
  • установлено ответственное лицо, отвечающее за допуск в помещение теплового пункта и его содержание, отвечающее требуемым условиям эксплуатации оборудования;
  • определено материально – ответственное лицо, обеспечивающее сохранность
  • оборудования узла учёта и модемной связи и ответственность, согласно действующему законодательству.

4. Демонтаж существующего оборудования теплового пункта:

  • запорной арматуры вышедшей из строя и не используемого при реализации данного проекта;
  • фрагментов трубопроводной сети, не используемых в составе организуемого узла учёта тепловой энергии;
  • изоляционного покрытия трубопровода.

4.1. Реконструкция трубопроводов для установки приборов учёта.

5. Монтаж оборудования теплового пункта:

  • шаровых кранов,
  • вентилей,
  • современных регуляторов температуры горячего водоснабжения,
  • фильтров,
  • закладных изделий,
  • контрольно-измерительных приборов,
  • предохранительных клапанов.

Внимание! Данные работы не входят в стоимость прибора учёта тепловой энергии.

6. Заключение договора на приобретение и установку приборов учёта.

  1. Сдача в эксплуатацию и подписание Акта допуска в эксплуатацию приборов учёта с включением прибора в систему диспетчеризации в присутствии представителей жителей дома, теплоснабжающей организации и специализированной организации, производившей работы по монтажу. Возможен временный допуск в эксплуатацию без включения приборов в систему диспетчеризации, до момента окончания наладочных работ в общей системе диспетчеризации.
  2. Оплата собственниками помещений/квартир производиться в едином платежном документе – квитанции.

По всем вопросам установки приборов учета тепловой энергии обращаться в АО «Трансэнерго» по адресу ул. пр. Санкибай батыра 24 «О», каб. 33.

Ранее в своих статьях мы разъясняли За чей счет устанавливаются коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, Как установить общедомовой прибор учета за счет средств капитального ремонта, а также Счетчик за 1 000 000 рублей и обязанность собственников установить общедомовой счетчик тепла до 01 января 2019 года. В настоящей статье мы разъясним порядок ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 предусмотрено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку коллективных приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии «ввод в эксплуатацию узла учета» – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Процедура ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках, детально описана в пунктах 61-73 вышеназванных Правил, согласно которым ввод в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая созывается владельцем узла учета. Комиссия проверяет:

  • соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
  • наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
  • соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
  • соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

В состав комиссии входят представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Перед началом комиссии владелец узла учета обязан за 10 дней до начала ее работы предоставить в теплоснабжающую организацию для рассмотрения следующие документы:

  • схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
  • свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  • базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
  • схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
  • почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 суток).

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного у потребителя, после чего узел учета пломбируется.

Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Установка общедомовых приборов учёта – важная для Управляющих компаний и собственников квартир в многоквартирных домах

В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ (в редакции от 11 июля 2011 года, далее — Федеральный закон № 261-ФЗ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии до 01 июля 2012 года. Обязанность по обеспечению оснащения многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса лежит на собственниках помещений в этом доме (в соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в редакции от 06 мая 2011 года, далее — Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения такого дома общедомовым прибором учета используемого коммунального ресурса, лицом, обязанным обеспечить оснащение дома указанным прибором учета, становится организация, осуществляющая снабжение дома соответствующим коммунальным ресурсом (соответствующая ресурсоснабжающая организация, в частности МУП «Водоканал»). Срок, до которого многоквартирный дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета до 1 июля 2013 года. При этом собственники помещений в многоквартирном доме будут обязаны оплатить ресурсоснабжающей организации затраты на установку прибора учёта.

Граждане — собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы ресурсоснабжающей организации на установку этих приборов учета равными долями, в соответствии с законодательством, с даты их установки при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов (ст. 395 ГК РФ), начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (8,25%), действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Управляющим организациям и собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо обратить особое внимание на то, что:

1. Обеспечение оснащения многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и, соответственно, несение расходов на эти цели, является не правом, а обязанностью собственников помещений в этом доме.

2. Наступление срока, до которого собственники помещений должны обеспечить оснащение многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, снимает с собственников лишь обязанность по самостоятельной организации этих работ. Обязанность по несению расходов на оснащение многоквартирного дома общедомовыми приборами учета остается на собственниках помещений.

3. Не занимаясь организацией оснащения дома приборами учета самостоятельно, а перекладывая это бремя на ресурсоснабжающую организацию, собственники помещений и управляющие компании имеют выгоду лишь в том, что «ничего не надо делать, придут другие и сами сделают», но при этом несут расходы, связанные с предоставлением рассрочки.

4. Перекладывая на ресурсоснабжающую организацию бремя оснащения дома общедомовыми приборами учета, собственники тем самым отдают на решение ресурсоснабжающей организации вопросы качества и стоимости оборудования.

5. Собственники обязаны оплатить ресурсоснабжающей организации расходы на установку приборов учета в полном объеме, включая стоимость самих приборов учета, стоимость их доставки, стоимость монтажных работ. При этом приведенные нормативные акты говорят о «расходах», а не о «понесенных расходах», что означает возможность выставления этих расходов к оплате собственникам в предварительном порядке.

6. Граждане — собственники помещений оплачивают расходы ресурсоснабжающей организации на установку приборов учета в соответствии с законодательством. При этом на сумму расходов ресурсоснабжающей организации начисляются проценты не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления (8,25%).Приведенные нормативные акты предусматривают рассрочку оплаты расходов ресурсоснабжающей организации для граждан, но не для юридических лиц. Соответственно, юридическое лицо, владеющее, например, нежилыми помещениями в доме, должно будет оплатить выпадающую на него долю в расходах ресурсоснабжающей организации не равными частями в течение пяти лет, а единовременно.

7. На случай несвоевременной оплаты расходов ресурсоснабжающей организации, приведенные нормативные акты прямо предусматривают обязанность собственников помещений оплатить ресурсоснабжающим организациям понесенные ими расходы на принудительное взыскание, что может обернуться для собственников помещений предъявлением к оплате не только судебных расходов, но и услуг коллекторских агентств.

Из всего вышесказанного следует, что собственникам помещений и управляющим организациям необходимо взять в свои руки оснащение своего дома приборами учета. Для этого им следует проводить общие собрания с постановкой на голосование вопроса об установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов. Самостоятельное обеспечение оснащения дома приборами учета дает собственникам и управляющим компаниям: 1) возможность по своему усмотрению осуществлять выбор производителя приборов учета, 2) самостоятельно определять для себя требуемый уровень качества и стоимости приборов учета, 3) в полном объеме осуществлять финансовый контроль над процессом.

Кто должен нести затраты на установку общедомовых приборов учёта

Согласно действующему законодательству, в строящихся многоквартирных домах обязанность по установке приборов учёта лежит на застройщике, при отсутствии данного оборудования, объект просто не будет введён в эксплуатацию.

Во вторичном жилье затраты, связанные с установкой общедомовых приборов учёта несут собственники помещений в многоквартирном доме. Они должны инициировать собрание собственников жилья и принять решение об установке общедомовых приборов учёта. С 01 июля 2012 года у ресурсоснабжающих организаций появилась обязанность принудительно устанавливать общедомовые приборы учёта в тех домах, где они не были установлены добровольно до 01 июля 2012 года. Тем не менее, у собственников жилья еще есть возможность принять решение и самостоятельно решить вопрос с установкой приборов учёта, при этом, выбрав подходящего по цене и качеству подрядчика и сам прибор учёта.

Как будут рассчитываться за потреблённые ресурсы те, кто не установил общедомовые приборы учёта

Согласно новым правилам оказания коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны оплачивать затраты ресурсов, связанные с эксплуатацией общего имущества дома. Те, кто не установил приборы учёта в связи с отсутствием технической возможности в доме, будут производить оплату по общедомовым нормативам, утверждённым Республиканской службой по тарифам РБ.

Где устанавливается общедомовой прибор учёта

Общедомовой прибор учёта устанавливается на границах ответственности, существующих между собственниками (или управляющей компанией/ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией. В большинстве случае эта граница проходит по стене дома.

Кто несёт ответственность за эксплуатацию и сохранность общедомовых приборов учёта?

Ответственность лежит на организации, занимающейся обслуживанием данного дома (например, управляющая компания) или собственнике жилья. При этом исполнитель коммунальных услуг обязан ежегодно проверять наличие и сохранность контрольных пломб на приборах учёта с составлением соответствующего акта.

Сумма к оплате за установку ОДПУ для каждого лицевого счета предъявляется в полном размере, с возможностью заключения соглашения о рассрочке платежей.

При отсутствии договора о рассрочке будут начислены проценты за пользование чужими денежными средствами следующим образом (на основании ст. 395 ГК РФ):

Ежемесячно будет рассчитана сумма процентов за каждый день пользования чужими денежными средствами, начиная с 1 числа месяца, но не ранее даты следующей за датой предъявления задолженности, в размере 1/365 от ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, где 365 – календарное количество дней в году, в високосный год 366 дней. Проценты будут рассчитаны при закрытии начисляемого месяца.

Как заключить рассрочку на оплату за ОДПУ

Договор на рассрочку оплаты задолженности за установку ОДПУ заключается с собственником или нанимателем жилья. При заключении договора будет в сумму соглашения включен долг и ранее начисленные проценты за пользование чужими денежными средствами на дату заключения соглашения, обычно это текущая дата. Сумма долга и ранее начисленных процентов будет поделена равными частями на каждый месяц рассрочки, погрешности округления при делении отнесутся в последний месяц соглашения. В договоре зафиксируется количество месяцев рассрочки (по умолчанию 60 месяцев), сумма рассрочки (задолженность услуги и задолженность по процентам за пользование чужими денежными средствами на дату заключения договора), процент годовых за рассрочку равный ставке рефинансирования ЦБ РФ (8,25%) или другое, указанное пользователем, значение, график погашения равными долями с указанием сумм погашения основного долга, погашения процентов за пользование денежных средств и суммой процентов за рассрочку. На сумму рассрочки будет рассчитана сумма процентов за рассрочку оплаты по следующей формуле:

Формула расчета процентов за рассрочку на каждый месяц

Проценты = сумма Дi * (Рi / 365) * Кi, где

Дi – сумма задолженность в i-м подпериоде расчетного месяца

Рi – ставка рефинансирования в i-м подпериоде расчетного месяца

365 – календарное количество дней в году, к которому относится расчетный месяц, в високосном году 366 дней

Кi – количество дней i-го подпериода

Подпериод ограничен следующими событиями – начало и конец месяца, дата заключения и расторжения договора, дата погашения задолженности по услуге, дата списания задолженности, дата изменения задолженности, дата изменения ставки рефинансирования. Максимальная продолжительность подпериода – полный месяц, минимальная продолжительность подпериода – 1 день.

Проценты начисляются при закрытии начисляемого месяца 1 числа месяца следующего за начисляемым

При выполнении начисления процентов будет определяться состояние договора – если договор по оплате основного долга и процентов не выполняется, то состояние изменится на «Не выполняется» или «Не выполнен», чтобы пользователь мог его расторгнуть. С даты расторжения договора будут снова начисляться проценты за пользование чужими денежными средствами.

Таким образом, соглашение включает в себя график погашения основного долга и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, а также проценты за рассрочку долга.

Если договор действует неполный месяц, то будет рассматриваться дата заключения договора как дата перевода просроченной задолженности по услуге в реструктурированную задолженность, а дата расторжения договора наоборот, как дата перевода реструктурированной задолженности в просроченную.

Задолженность по услуге и всем процентам буде отображаться в программе АРМ «Прием платежей» и выгружаться в банки и на Почту России.

Узел учёта для юридических лиц

Установка и приёмка приборов учёта у юридических лиц регламентируется СНиП 2.04.01-85* (Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий), пункт 11, а также согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 № 776.

Вариантов схем монтажа приборов учёта огромное количество, всё зависит от технических особенностей помещения, которое оснащается приборами учёта.

В минимальный набор входит следующее оборудование:

1. Водомер – 1 шт.

2. Фильтр – 1 шт.

3. Обратный клапан — 1 шт.

4. Шаровые краны – 2 шт.

5. Соединительная муфта

Порядок регистрации узла учета воды (непосредственная форма управления)

Согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 № 776.

п.38.Абонент до начала комплектации узла учета представляет техническую документацию (проект, рабочие чертежи, эскиз, схему) организации водопроводно-канализационного хозяйства, т.е.:

• Решение общего собрания собственников о выборе формы управления;

• Решение общего собрания собственников или доверенность, выданная всеми или большинством собственников о наделении представителя полномочиями действовать от имени собственников в отношениях с третьими лицами;

• Информация по нежилым помещениям, расположенным в доме (адрес, собственник, вид деятельности, № договора с МУП «Водоканал», наличие приборов учета воды зарегистрированных в МУП «Водоканал»);

• Схему водоснабжения и водоотведения с указанием привязок, расстояний, диаметров, запорной арматуры, начиная от точки подключения к городской сети, заверенную руководителем.

• Схему водоснабжения и водоотведения внутренней разводки предприятия (подвала или технического этажа) с указанием места расположения узла учета воды, заверенную руководителем;

• Схему узла учета воды (монтажные размеры, диаметры труб, длина прямолинейных участков, наличие обводных линий), заверенная руководителем;

• Паспорт на прибор учета воды и (или) свидетельство о поверке; (КОПИИ)

• Журнал (ежедневный) учета воды установленной формы (пронумерованный и прошнурованный):

Дата Показания Расход Роспись отв. лица Примечания

• Письмо на регистрацию приборов учета воды на Директора МУП «Водоканал» Цыбикова Жаргала Евгеньевича

Возможность опломбировки обводной задвижки (отверстие в штурвале шаровой задвижки) и монтажных соединений прибора учета воды.

п. 39.Узлы учета должны располагаться в освещенных помещениях с температурой воздуха в зимнее время не ниже + 5°C.

Средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод.

Задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а места их нахождения снабжены указателями, помещенными в доступных и хорошо видимых местах.

В помещении узла учета запрещается устройство транзитных трубопроводов, стояков и выпусков.

п.34 Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Дмитрий Бурняшев

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по .

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

admin