Упрощенный порядок в арбитражном процессе

О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства

Проект N 528836-5
Вносится
Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства

Статья 1

1) статью 135 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. В случае если в ходе подготовки к судебному разбирательству дела, рассматриваемого по общим правилам судопроизводства, истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и в арбитражный суд представлено согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
В определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства суд указывает реквизиты, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Исковое заявление, заявление по данному делу размещается на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в сети Интернет в разделе, доступ к которому предоставляется исключительно лицам, участвующим в деле (далее — в режиме ограниченного доступа), не позднее следующего дня после вынесения указанного определения.»

2) часть 1 статьи 207 после слов «главы 25» дополнить словами «, пункте 4 части 1 статьи 227»;

3) главу 29 изложить в следующей редакции:

«Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 226. Порядок упрощенного производства

1. Дела упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в порядке упрощенного производства применяются также особенности, установленные разделом III настоящего Кодекса, а при рассмотрении дел с участием иностранных лиц — разделом V настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.
2. Дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 253 настоящего Кодекса.

Статья 227. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства

1. В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц трехсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей ста тысяч рублей;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если в соответствующем ненормативном акте, решении содержится требование об уплате денежных средств, или предусмотрено взыскание денежных средств или обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем только в части требования об уплате денежных средств, или взыскания денежных средств или обращения взыскания на иное имущество заявителя и если при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает ста тысяч рублей;

3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения установлено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает ста тысяч рублей;

4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает ста тысяч рублей;

5) о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общая сумма, указанная в заявлении, не превышает ста тысяч рублей.
2. В порядке упрощенного производства независимо от цены иска рассматриваются дела:

1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;

2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
3. В случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также и иные дела, если не имеется препятствий, указанных в части 5 настоящей статьи.
4. Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.
5. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства либо по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам настоящей главы, либо суд пришел к выводу о том, что:
порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, либо судебным актом по данному делу могут быть затронуты права и законные интересы других лиц;
рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе если суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства либо по правилам административного судопроизводства указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. После вынесения определения рассмотрение дела производится с самого начала, за исключением случаев, когда переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства либо по правилам административного судопроизводства вызван необходимостью провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.
6. В случае если заявлены два требования, вытекающие из гражданских правоотношений, одно из которых носит имущественный характер и относится к требованиям, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, а другое требование носит неимущественный характер, то оба требования рассматриваются в порядке упрощенного производства, если суд не выделит неимущественное требование в отдельное производство на основании части 3 статьи 130 Кодекса.

Статья 228. Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства

1. Исковое заявление, заявление по делу, указанному в части 1 или 2 статьи 227 настоящего Кодекса, и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде. Такое заявление размещается на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в режиме ограниченного доступа.
В случае подачи искового заявления, заявления на бумажном носителе срок на его принятие исчисляется со дня размещения такого заявления на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
2. О принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает срок для представления ответчиком (заинтересованным лицом) отзыва на исковое заявление, заявление в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса, срок для представления доказательств, который не может составлять менее пятнадцати дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству, а также указывает реквизиты, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
В определении суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения.
Определение, вынесенное арбитражным судом по результатам рассмотрения вопроса о принятии искового заявления, заявления, размещается на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее следующего дня со дня его вынесения.
3. Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, установленный судом в определении о принятии искового заявления, заявления либо в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, который не может составлять менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения.
Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений, обоснование своей позиции в срок, установленный судом, который не может составлять менее тридцати дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству либо определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Такие документы не должны содержать ссылок на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
4. Если отзыв на исковое заявление, заявление, доказательства и другие документы, указанные в части 4 настоящей статьи, поступили в суд по истечении установленного судом срока, либо к ним не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере за осуществление судом перевода документов, поданных на бумажном носителе, в электронный вид, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, заявление, доказательства, другие документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в сети Интернет в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд.
5. Судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и других документов в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.
Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах доводы, возражения и объяснения лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании поступивших в течение указанных сроков доказательств.
6. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила, предусмотренные статьями 155 и 158 настоящего Кодекса.

Статья 229. Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства

1. Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных в настоящей главе.
Решения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассмотренным в порядке упрощенного производства, принимаются с учетом правил, предусмотренных статьей 201, 206, 211 или 216 настоящего Кодекса.
2. Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Такое решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным апелляционной инстанции.
3. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.»;

3) дополнить статьей 272.1 следующего содержания:

«Статья 272.1. Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства

Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, кроме случаев, когда в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.».

Статья 2

Статью 333_21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 1, ст. 12; 2009, N 52, ст. 6450) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
«1_1. В дополнение к государственной пошлине, уплачиваемой на основании пункта 1 настоящей статьи, при подаче искового заявления, заявления и процессуальных документов на бумажном носителе по делам, рассматриваемым арбитражными судами в порядке упрощенного производства, за осуществление перевода документов в электронный вид — 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Данный законопроект разработан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве одной из мер, направленных на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2010 года N Пр-3520 о путях оптимизации нагрузки на судей.
Совершенствование упрощенного производства направлено на достижение, в частности, следующих целей: минимизация судебных издержек лиц, участвующих в деле, в том числе за счет отсутствия необходимости лично присутствовать в судебных заседаниях и наличия возможности ознакомления с документами посредством удаленного доступа, а также сокращение сроков рассмотрения отдельных категорий дел.
Реализация данных целей позволит существенно повысить доступность правосудия.
В последние годы количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенно сокращается. Так, в период с 2006 по 2010 год количество таких дел сократилось с 73 119, что составляло 6,7% от общего количества рассмотренных арбитражными судами дел, до 8 506 или 0,7% от общего количества рассмотренных дел. То есть за последние пять лет доля дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, уменьшилась практически в девять с половиной раз. Это свидетельствует о неэффективности действующей редакции главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем в 2010 году средняя нагрузка по рассмотрению дел и заявлений на одного судью арбитражного суда субъекта Российской Федерации в месяц составила 58 дел, в то время как научно обоснованная норма нагрузки на судью арбитражного суда первой инстанции составляет 15,6 дела в месяц.
Высокая нагрузка на суды во многом препятствует полному и всестороннему рассмотрению дела в разумный срок и выполнению задач арбитражного судопроизводства. В результате этого создается почва для нарушения права лиц, участвующих в деле, на справедливое разбирательство дела в разумный срок, что недопустимо, поскольку данное право признается в качестве фундаментального и в России (статья 46 Конституции Российской Федерации), и в мире (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 14 международного пакта «О гражданских и политических правах»).
Большое количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, характеризуется незначительностью суммы требований, отсутствием спора и (или) являются простыми с точки зрения правового содержания. Такие дела сейчас рассматриваются в большинстве случаев в соответствии с общими правилами искового производства и правилами административного производства. Эти правила не оправданы для данной категории дел, поскольку предполагают достаточно долгую и громоздкую процедуру, заставляют участников судебного разбирательства нести зачастую колоссальные расходы.
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование института упрощенного производства путем расширения круга дел, рассматриваемых в названном порядке, а также изменения процедуры рассмотрения таких дел в целях ее ускорения, повышения ее доступности и востребованности у лиц, обращающихся в арбитражные суды.
Законопроект подготовлен с учетом положений Директивы Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков, вступившей в действие 1 января 2009 года.
Так, законопроектом предполагается, что в порядке упрощенного производства будут подлежать рассмотрению, в частности, дела, цена иска по которым не превышает установленных законом пределов, и дела, требования по которым, вне зависимости от их размера, подтверждаются представленными истцом документами, но не оспариваются ответчиком.
Также в законопроекте закреплен механизм перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства по инициативе истца и при согласии ответчика, то есть при волеизъявлении обоих лиц, по любым другим категориям дел.
Законопроектом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Это связано с тем, что споры по таким делам практически всегда задействуют широкий круг лиц и включают целый комплекс требующих разъяснения вопросов.
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела законопроектом предусмотрен механизм перехода от упрощенного к обычному производству в случае возникновения осложняющих рассмотрение дела факторов (например, удовлетворение ходатайства третьего лица о вступлении в дело, принятие встречного иска, который не может быть рассмотрен в порядке упрощенного производства, вывод суда о том, что заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам и т.д.).
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства будет осуществляться без вызова сторон и с активным использованием информационных технологий, а решение будет приниматься судом на основе доказательств, представленных сторонами в установленный судом срок.
Законопроектом предусматривается установление по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, срока представления доказательств в арбитражный суд, а также срока для представления в суд документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, обоснование позиции стороны. Причем в целях воспрепятствования злоупотреблению правами и реализации принципа равенства сторон такие документы не должны содержать ссылок на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
При этом все документы вне зависимости от того, поданы ли они в электронном виде или на бумажном носителе, будут размещаться в сети Интернет на сайте арбитражного суда с возможностью доступа к ним исключительно сторон, что позволит существенно сократить период времени, необходимый для ознакомления с такими документами, а следовательно, и срок рассмотрения дела.
В случае подачи документов в суд на бумажном носителе такие документы должны быть переведены в электронный вид. Осуществление данных действий может повлечь увеличение нагрузки на аппарат суда, что потребует создания новых рабочих мест. Однако такое увеличение штата в итоге не повлечет дополнительных затрат средств федерального бюджета, поскольку законопроектом предполагается взимание государственной пошлины за осуществление судом перевода документов в электронный вид в размере 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.
Отсутствие необходимости присутствовать в судебных заседаниях, прибывать в суд для ознакомления с делом позволит лицам, участвующим в деле, существенно сократить судебные расходы.
Установлены и особенности рассмотрения названной категории дел судом апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции приниматься не будут, а такие дела предлагается рассматривать в апелляционной инстанции судьей единолично.
При этом предполагается, что решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, будут подлежать немедленному исполнению, а срок на апелляционное обжалование таких решений будет сокращен до 10 дней.
Также предлагается закрепить возможность кассационного обжалования дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, только по безусловным основаниям. Такая особенность обжалования данной категории дел закреплена в настоящее время в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ.
При этом для таких дел сохраняется в полном объеме действующая процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Указанные положения направлены на упрощение процедуры рассмотрения предлагаемого законопроектом круга дел, сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного рассмотрения.
Принятие законопроекта позволит установить доступную и быструю процедуру рассмотрения несложных и незначительных по размерам требований дел, что будет способствовать эффективной реализации задач судопроизводства в арбитражных судах и снижению судебной нагрузки.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект направлен на повышение эффективности применения в арбитражных судах упрощенного порядка рассмотрения дел, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК).
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается новая редакция статьи 226 АПК, исключающая получение согласия сторон как обязательное условие для рассмотрения судом дела в порядке упрощенного производства без их участия. При этом в новой редакции части 1 статьи 227 АПК расширяется перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, которые не носят бесспорный характер.
Вместе с тем законопроект не предусматривает для участников арбитражного процесса возможности возражать против рассмотрения дела в упрощенном порядке и ходатайствовать о его рассмотрении в порядке, установленном иными главами АПК, что не в полной мере отвечает требованиям принципа состязательности и задачам правосудия.
Согласно новой редакции статьи 228 АПК поступившее в арбитражный суд заявление (исковое заявление) и определение судьи о принятии его к производству, содержащее установленный судом срок для представления ответчиком (заинтересованным лицом) отзыва на заявление (исковое заявление) и доказательств, а также реквизиты, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде, размещаются на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. По истечении срока представления отзыва и доказательств, установленных в определении, арбитражный суд принимает решение по делу. Между тем принятие по делу решения, подлежащего немедленному исполнению (часть 2 новой редакции статьи 229 АПК), без проверки сведений о том, что ответчику (заинтересованному лицу) известно о размещении на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет определения о принятии дела к производству и он ознакомлен с реквизитами, необходимыми для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде (в соответствии со статьей 121 АПК судебный акт, которым извещаются или вызываются участники арбитражного процесса, не содержит указанную информацию), приведет не только к нарушению конституционного права на судебную защиту, но и с учетом положений абзаца первого части 5 новой редакции статьи 228 АПК принятию незаконных и необоснованных решений.
Согласно абзацу второму части 1 новой редакции статьи 228 АПК срок для принятия к производству искового заявления (заявления), поданного на бумажном носителе, исчисляется со дня размещения такого заявления на официальном сайте в сети Интернет.

Вместе с тем срок для исполнения обязанности принять дело к производству не может зависеть от внутреннего порядка технической обработки документации, обеспечивающего размещение указанного заявления на официальном сайте в сети Интернет. Задержка в размещении документов на сайте арбитражного суда увеличит продолжительность состояния правовой неопределенности лица, обратившегося за судебной защитой. При этом лицо, подавшее в арбитражный суд заявление на бумажном носителе, будет находиться в неравном положении с лицами, обратившимися в суд с заявлениями в электронной форме, а также с лицами, чьи требования рассматриваются в порядке искового производства.
Законопроектом предлагается сократить срок обжалования решения, принятого по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, до десяти дней со дня его принятия (часть 3 новой редакции статьи 229 АПК).
В соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 229 АПК срок обжалования таких решений не превышает одного месяца.
В пояснительной записке к законопроекту существенное сокращение срока обжалования ничем не аргументировано.
Требуют редакционного уточнения положения части 1, абзаца первого части 3, абзаца первого части 4 и части 5 статьи 228 АПК (в редакции законопроекта).
Кроме того, положение законопроекта о возвращении без рассмотрения документов, поступивших в арбитражный суд по истечении установленного судом срока или без приложения документа об уплате государственной пошлины за осуществление перевода этих документов в электронный вид (часть 4 новой редакции статьи 228 АПК), не отвечает задачам отправления правосудия, так как может повлечь принятие необоснованного судебного акта по причине неполного исследования обстоятельств дела и доказательств.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменение в статью 333_21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), в соответствии с которым в дополнение к государственной пошлине, уплачиваемой на основании пункта 1 указанной статьи, при подаче искового заявления, заявления и процессуальных документов на бумажном носителе по делам, рассматриваемым арбитражными судами в порядке упрощенного производства, взимается плата за осуществление перевода документов в электронный вид — 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.
Вместе с тем в силу статей 8 и 333_16 Налогового кодекса государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц за совершение в их интересах уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами юридически значимых действий.

Таким образом, оплата за осуществление арбитражными судами перевода документов на бумажном носителе в электронный вид по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не подпадает под понятие «государственная пошлина», как утверждается в пояснительной записке, так как осуществление указанного перевода документов является технической услугой, а не юридически значимым действием.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации поддерживается при условии устранения замечаний к первому чтению.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс” и сверен по:
рассылка

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 175-178.

УДК 347.9

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

THE SOME PROBLEMS SIMPLIFIED PROCEEDING Ю. А. КОНДЮРИНА (U. A. KONDYURINA)

Исследуется институт упрощенного производства и анализируются касающиеся его изменения арбитражного процессуального законодательства.

Ключевые слова: арбитражный процесс; электронное правосудие; упрощенное производство; судебный акт; информационные технологии.

Key words: arbitration trial; electronic justice; simplified proceedings; judicial act; information technology.

Как известно, суд должен быть «скорым и правым». Это утверждение не утрачивает своей актуальности и сегодня. Одной из ускоренных форм судебного производства является упрощенное производство. В современном арбитражном процессе данный институт появился в 2002 г. в связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ. Целью введения института упрощенного производства является процессуальная экономия времени и средств как арбитражного суда, так и участников арбитражного судопроизводства.

В общем понимании упрощение процедуры рассмотрения дела предполагает некоторое изъятие из неё определённых элементов. Как справедливо отмечает М. З. Шварц, при упрощенной процедуре происходит снятие с суда определённых обязанностей, отказ от совершения определённых действий, что, в свою очередь, ускоряя рассмотрение дела, повышает риски сторон .

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться задачи судопроизводства и соблюдаться принципы арбитражного процесса. Не следует рассматривать введение упрощенного производства как отход от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности, так как в законе установлены со-

ответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение арбитражного дела из упрощенного производства в обычный режим искового производства. Законодателем лишь признается, что не во всех случаях арбитражному суду необходимо проводить дорогостоящую развернутую процедуру рассмотрения арбитражного дела .

24 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» (далее — Закон № 86-ФЗ). Целью принятия данного закона является повышение доступности правосудия с помощью сокращения сроков рассмотрения дел, представления сторонами доказательств и обжалования решений, установления более жестких правил пересмотра решений в апелляционном порядке, а также минимизации судебных издержек участвующих в деле лиц за счёт рассмотрения дела без вызова сторон и возможности ознакомления с материалами дела через сеть Интернет .

Основные изменения, привнесенные данным законом, состоят в следующем.

Изменились категории дел, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

© Кондюрина Ю. А., 2014

Ю. А. Кондюрина

Предельный размер цены иска повышен до 300 тыс. руб. для юридических лиц и до 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. В порядке упрощенного производства теперь рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере до 100 тыс. руб. и дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме не более 100 тыс. руб. В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены любые иные споры, если истец и ответчик выразили на это согласие.

Конкретизированы обстоятельства, при которых суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. К таким обстоятельствам относятся вступление в процесс третьего лица, установление риска разглашения государственной тайны, нарушение прав и законных интересов третьих лиц, необходимость сбора и исследования дополнительных доказательств, назначения экспертизы, выяснения дополнительных доказательств, заслушивания свидетельских показаний, исследования дополнительных доказательств.

Сокращён срок обжалования решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, до десяти дней. В апелляционной инстанции такое рассматривается судьей единолично и исключительно по имеющимся в деле доказательствам, пересмотр решения в кассационной инстанции возможен только по процессуальным нарушениям, которые являются безусловными основаниями для отмены решения.

Кроме того, с принятием Закона № 86-ФЗ в упрощенном производстве появились элементы системы электронного правосудия. Как отмечает В. А. Пономаренко, в отечественное законодательство впервые введена процессуальная конструкция, которая может быть названа прообразом процедуры осуществления электронного правосудия .

Введение в АПК РФ новой модели упрощенного производства было ожидаемо. Действовавшая с 2002 г. упрощенная процедура постепенно перестала применяться арбитражными судами по причинам, связанным с плохой работой почты (в результате несвоевременной доставки почтовой корреспонденции суд не получал возражения ответчика по поводу рассмотрения дела в упрощенной

форме вовремя, т. е. до проведения судебного разбирательства) .

Новая модель упрощенного производства представляет собой вариант заочного разбирательства, поскольку явка лиц, участвующих в деле, не требуется, предварительное судебное заседание, судебные заседания не проводятся, и относится к письменному процессу, так как в упрощенном производстве суд исследует исключительно доказательства и документы, представленные сторонами по материалам сформированного электронного дела.

Исковое заявление (заявление), поданное в арбитражный суд как в электронной форме, так и на бумажном носителе, размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети

Интернет в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия. О принятии заявления к производству выносится определение, в котором указывается на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливается срок для представления доказательств и отзыва ответчиком или другим заинтересованным лицом. Одновременно с определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трёх дней со дня их поступления в арбитражный суд.

Судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных для представления доказательств и иных документов. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании представленных доказательств.

Безусловно, данный порядок рассмотрения дел является максимально ускоренным и упрощенным как для сторон, так и для суда. Преимущество данной процедуры заключается в том, что можно не только представить исковое заявление (заявление), отзыв, доказа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые проблемы упрощенного производства

тельства и иные документы в арбитражный суд в электронной форме, но и, получив данные, необходимые для идентификации сторон, ознакомиться с материалами дела, не посещая для этого здание суда. Доступ к такой информации ограничен, что позволяет исключить разглашение коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Вместе с тем институт упрощенного производства имеет ряд проблемных аспектов.

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства согласие лиц, участвующих в деле, на ведение процесса, совершение процессуальных действий в электронной форме не запрашивается. Конечно, введение в упрощенное производство элементов системы электронного правосудия необходимо для ускорения судебной деятельности, однако, как уже было указано выше, при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться задачи судопроизводства и соблюдаться принципы арбитражного процесса. Представляется, что в основе построения данной системы электронной коммуникации должен лежать принцип диспозитивности, заключающийся в согласии сторон на такую форму коммуникации. Это согласие обеспечит возможность идентификации заинтересованных лиц и проверки достоверности их волеизъявления.

В порядке упрощенного производства рассматриваются дела, где участниками процесса преимущественно выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, однако не учитывается то обстоятельство, что участником дела может быть крестьянско-фермерское хозяйство, глава которого может не владеть необходимыми навыками работы с информационными технологиями, а в силу удаленности от городского поселения и не иметь технической возможности доступа в сеть Интернет. В данном случае может возникнуть проблема с обеспечением права на доступ в суд и права на справедливое разбирательство дела, поскольку такая процедура судопроизводства не позволяет указанным участникам арбитражного процесса в достаточной степени защитить свои права и законные интересы в суде.

В соответствии с ч. 4 ст. 228 АПК РФ при истечении установленного судом срока представления отзыва, доказательств и иных

документов они не рассматриваются и возвращаются лицам, которыми они были поданы, при условии, что такими лицами не обоснована невозможность представления указанных документов в установленный срок по причинам, не зависящих от них.

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» дано разъяснение, что сторона должна предпринять все зависящие от неё меры к тому, чтобы до истечения срока, установленного в определении, в арбитражный суд поступил соответствующий документ (в том числе в электронном виде) либо информация о направлении такого документа (например, телеграмма, телефонограмма и т. п.). Направление документа в арбитражный суд по почте без учёта времени доставки корреспонденции не может быть признано обоснованием невозможности своевременного представления документа в суд, поскольку соответствующие действия относятся к обстоятельствам, зависящим от стороны.

Рассматривая вопрос участия в судебном процессе крестьянско-фермерских хозяйств, следует отметить, что установленные ч. 4 ст. 228 АПК РФ неблагоприятные процессуальные последствия ввиду вышеперечисленных обстоятельств также негативно сказываются на возможности судебной защиты прав и законных интересов данной категории лиц, участвующих в деле.

Пункт 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ относит к делам, подлежащим рассмотрению в порядке упрощенного производства, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.

Ю. А. Кондюрина

К данной категории дел относятся и дела об оспаривании ненормативных правовых актов — решений Пенсионного фонда, в которых Пенсионный фонд привлекает к административной ответственности заявителей за нарушение пенсионного законодательства, например, установленного порядка исчисления страхового стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Ввиду того что действующее пенсионное законодательство несовершенно и имеет пробелы в правовом регулировании, на практике возникают спорные ситуации, когда заявителю необходимо не только оспорить привлечение его к административной ответственности, но и защитить права застрахованных лиц — работников заявителя. Рассмотрение данных дел в порядке упрощенного производства будет осуществляться исключительно по изложенным в представленных сторонами документах объяснениям, возражениям и (или) доводам лиц, участвующих в деле, без реализации в полной мере принципов состязательности и устности, без прений сторон с приведением аргументации своей правовой позиции, выяснения в процессе «живого» общения мнения противоположной стороны. При таких обстоятельствах невозможно утверждать, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства соответствует целям эффективного правосудия.

Если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, то суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства (п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ). Однако если же суд не придёт к таковому выводу и дело будет рассмотрено в порядке упрощенного производства, то это не позволит в полной мере суду всесторонне и полно исследовать все обстоятельства дела и права и законные интересы заявителя и застрахован-

ных лиц будут нарушены. Представляется, что такие дела, где оспаривание привлечения к административной ответственности затрагивает трудовые, пенсионные права, должны рассматриваться исключительно по общим правилам в порядке административного судопроизводства, а не в порядке упрощенного производства.

Таким образом, впервые в процессуальном законодательстве получили закрепление в широкой форме использование электронных средств обмена данными, возможность участия в судебном процессе в режиме удаленного доступа, ознакомление со всеми материалами дела через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Упро-щенное производство при его надлежащем применении позволяет суду повысить оперативность рассмотрения дел за счёт сокращения срока рассмотрения дела, эффективность работы самих судов, а также исполнимость принимаемых ими актов, разгрузить арбитражные суды и сократить материальные расходы и временные затраты на рассмотрение дел, не нуждающихся в сложной и дорогостоящей процедуре. 1 2 3 4 5

2. Арбитражный процесс / отв. ред. В. В. Ярков.

— М., 2012. — С. 490-491.

3. О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства : Пояснительная записка к проекту Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Пономаренко В. А. Федеральный закон № 86-ФЗ — важный шаг на пути к электронному правосудию // Юрист. — 2012. — № 10. -С. 129.

5. Решетникова И. В. Упрощенное производство. Концептуальный подход // Юрист. — 2013.

Упрощенное производство в арбитражном процессе

Институт упрощенного производства

Федеральным законом от 25.06.2012 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» (вступил в силу 24.09.2012) внесены существенные изменения в главу 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), регулирующую вопросы рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.

До принятия Федерального закона от 25.06.2012 № 86-ФЗ в порядке упрощенного производства могли быть рассмотрены только:

  • споры о взыскании задолженности по договорам энергоснабжения, а также задолженности по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений в целях осуществления экономической деятельности;
  • иски по документам, признанным, но неисполненным ответчиком;
  • иски к юридическим лицам на сумму до 20 000 рублей, к индивидуальным предпринимателям на сумму до 2000 рублей.

Федеральный закон от 25.06.2012 № 86-ФЗ существенно расширил круг дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства, также более подробно регламентировал процедуру рассмотрения таких дел в соответствии с указанным законом в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены споры:

  • о взыскании денежных средств:
    • для ю ридических лиц в сумме до 300 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей в сумме до 100 000 рублей;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в части денежных требований до 100 000 рублей.
  • о привлечении к административной ответственности и оспаривании постановлений об административных правонарушениях с суммой административного штрафа до 100 000 рублей.
  • о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму до 100 000 рублей.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства:

  • дела по корпоративным спорам;
  • дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • дела, связанные с государственной тайной;
  • если необходимо произвести осмотр доказательств, провести экспертизу, вызвать свидетелей;
  • спор касается прав третьих лиц, которые могут быть затронуты в результате принятия решения;
  • рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не способствует эффективному рассмотрению дела.

Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства

Упрощенный порядок производства может быть применен, если участник процесса был надлежащим образом извещен о нем, а также имел возможность ознакомиться с материалами дела и представить свои возражения.

При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле. Но поскольку судебное заседание в силу положений части 5 статьи 228 АПК РФ не проводится, арбитражный суд не извещает участвующих в деле лиц о времени и месте совершения отдельного процессуального действия.

Лица, участвующие в деле, которое рассматривается в упрощенном порядке, считаются извещенными надлежащим образом ко дню принятия решения, если суд располагает сведениями о том, что адресат получил копию определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленную ему в установленном АПК РФ порядке, или иными доказательствами того, что лица, участвующие в деле, получили информацию о начавшемся судебном процессе.

Если же соответствующая информация ко дню принятия решения не поступила или свидетельствует о невозможности лица ознакомиться с материалами дела и представить возражения и доказательства в обоснование своей позиции, суд выносит определение о рассмотрении дела в общем порядке.

Устанавливаются следующие сроки представления сторонами в суд и друг другу доказательств и документов:

  • 15 рабочих дней или более — для представления ответчиком отзыва на исковое заявление, заявление и представления любой из сторон доказательств, на которые она ссылается как на основание своих требований возражений;
  • 30 рабочих дней или более — для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, но не содержащих ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.

Эти сроки устанавливаются судом указанием либо точной календарной даты, либо периода времени, исчисляемого со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

При определении продолжительности этого срока следует учитывать время на доставку почтовой корреспонденции и общий срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Период времени между днями, когда истекают первый и второй сроки, должен составлять не менее пятнадцати рабочих дней.

Суд при необходимости вправе устанавливать дополнительные сроки для представления подлинных документов по требованию суда и истребования доказательств в пределах двухмесячного срока.

Если отзыв на исковое заявление или отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного судом срока, то такие документы не рассматриваются. Они возвращаются лицам, которыми они были поданы. Исключение составляют случаи, если этим лицам удалось обосновать невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.

Направление документа в арбитражный суд по почте без учета времени доставки корреспонденции не оправдывает несвоевременного представления документа. Такие действия относятся к обстоятельствам, зависящим от стороны.

Если же невозможность признана судом объективной, например необходимость в представлении доказательства возникла в результате ознакомления с доказательством, представленным другой стороной на исходе срока представления доказательств, то такое доказательство или такой документ рассматриваются арбитражным судом, если они поступили в суд до даты принятия решения по делу.

Если в суд поступают документы, подтверждающие исполнение заявленных требований в полном объеме или в части, пусть даже за пределами установленных сроков и даже без обоснования невозможности их представления в установленный срок, но до принятия решения по делу, то эти документы учитываются судом при принятии решения по рассматриваемому делу.

Если же такие документы поступят в суд после принятия решения по делу, то их представление является основанием для прекращения исполнительного производства.

Если документы поступят в суд до выдачи исполнительного листа, суд отказывает в его выдаче.

Если стороны сообщили в суде о намерении урегулировать спор мировым соглашением, то каждая из сторон до истечения срока рассмотрения дела в порядке упрощенного производства должна направить в суд подписанный проект мирового соглашения.

При таких обстоятельствах суд, не переходя к рассмотрению дела, назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения, который должен быть решен в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.

Если суд не утвердит мировое соглашение в этом судебном заседании, то выносится определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства.

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков. В случае обоснования невозможности их представления в такие сроки по причинам, не зависящим от стороны, и за пределами этих сроков.

Протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства.

Судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится, правила объявления решения не применяются, а дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения (часть 2 статьи 176 АПК РФ).

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается арбитражным судом после истечения сроков,

установленных арбитражным судом для представления в суд доказательств и иных документов (часть 5 статьи 228 АПК РФ).

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не позднее следующего дня после его принятия, размещается в сети Интернет.

Исполнительный лист на основании судебного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, выдается по заявлению взыскателя.

Решения по делам о привлечении к административной ответственности, рассмотренным в порядке упрощенного производства, по которым назначено наказание в виде административного штрафа, направляются для исполнения после истечения 30-дневного срока со дня вступления соответствующего судебного акта в законную силу.

Определение арбитражного суда первой инстанции об оставлении искового заявления, заявления без рассмотрения и определение о прекращении производства по делу, вынесенные по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, обжалуются по правилам, установленным АПК РФ для обжалования решений арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (часть 3 статьи 229 АПК РФ).

Обжалование решения по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, в апелляционном порядке

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.

Особенности рассмотрения апелляционных жалоб предусмотрены главой 34 АПК РФ:

  • апелляционная жалоба рассматривается в судебном заседании судьей единолично (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ);
  • время и место проведения судебного заседания указываются в определении о принятии апелляционной жалобы к производству;
  • копия определения направляется лицам, участвующим в деле;
  • в ходе судебного заседания ведется протокол.

Если в апелляционной жалобе приведены доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, которые признаны судом обоснованными, то суд переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Преимущества упрощенной процедуры арбитражного производства для участников процесса

  • повышение доступности правосудия;
  • минимизация судебных издержек;
  • сокращенные сроки рассмотрения дела;
  • ускоренное получение судебной защиты;
  • уменьшение возможности затягивания процесса.

Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства является специальной формой арбитражного процесса, согласно которой арбитражными судами рассматриваются дела искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Такой порядок способствует более быстрому разрешению споров, уменьшает расходы сторон на услуги представителя по участию в судебном заседании и на подготовку некоторых процессуальных документов, а также значительно сокращает объем «бумажной» работы сотрудников суда.
Упрощенный порядок рассмотрения дел в арбитражном процессе регламентирован главой 29 АПК РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ, уточняет некоторые положения ПП ВС РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве».

В упрощенном порядке подлежат рассмотрению дела в зависимости от оснований, указанных в ст. 227 АПК РФ: ч.1 – в зависимости от цены иска, ч. 2 – вне зависимости от цены иска. Ч. 3 предусмотрена возможность перейти к рассмотрению дела в упрощенном порядке при наличии о том ходатайства истца (при согласии ответчика) либо по инициативе суда в случае отсутствия показаний для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
В упрощенном порядке не рассматриваются дела по корпоративным спорам и дела о защите прав и законных интересов группы лиц. Если дело не относится к категориям дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, суд, приняв исковое заявление (заявление) к производству по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, начинает подготовку дела к судебному разбирательству.
Порядок и особенности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства

Для возбуждения дела арбитражный суд выносит соответствующее определение, о чем извещаются стороны.

Как указано в ст. 226 АПК РФ, дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ (ст. 228 АПК РФ):

— судебные заседания не назначаются, соответственно, стороны и третьи лица не извещаются о месте и времени судебного заседания. При этом АПК РФ предусмотрена обязанность суда размещать сведения о ходе процесса на официальном сайте арбитражного суда. Доступ к указанным сведениям имеют только участники спора;

— протокол судебного заседания не ведется ни в письменной форме, ни с использованием средств аудиозаписи;

— в связи с отсутствием судебных заседаний не применяются правила об отложении судебного заседания, об объявлении перерыва. Также, в отличие от обычного порядка, не предусматривается проведение предварительного судебного заседания;

— суд принимает решение на основе доказательств, представленных в течение указанных в определении арбитражного суда сроков (исчисляются рабочими днями). Если документы поступили в суд за рамками установленного срока, то такие сведения не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом в качестве доказательств по делу (Постановление АС Уральского округа от 16.05.2017 N Ф09-1733/17 по делу N А60-43596/2016);

— дела подлежат рассмотрению судьей единолично в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд;

— в упрощенном производстве не применяется правило об объявлении решения. Оно выносится не в полном объеме, а только резолютивная часть. По ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет решение в полном объеме (мотивированное решение). Для этого заявителем в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части на сайте арбитражного суда подается ходатайство о составлении такого решения, которое изготавливается в течение 5 дней;
АПК РФ предусматривает заключение мирового соглашения, для чего стороны направляют в суд ходатайство об утверждении соглашения и его проект. Суд, получив документы, назначает заседание по поводу утверждения соглашения и вызывает участвующих в деле лиц. Во время судебного заседания ведется протокол.

admin