Упрощенное производство по кас РФ

Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть «растянут» на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быОбращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть «растянут» на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быт готовым, что в случае вынесения решения не в пользу стороны, сроки на обжалование такого решения более короткие, что может послужить основанием для пропуска сроков и некачественной подготовки документов для обжалования в апелляционной инстанции.

О Б О Б Щ Е Н И Е

судебной практики по рассмотрению гражданских и административных дел в порядке упрощенного производства за 2017 год.

В соответствии с планом работы Заводского районного суда г.Орла проведено обобщение судебной практики по рассмотрению гражданских и административных дел в порядке упрощенного производства за 2017 год.

Понятие и общая характеристика упрощенного производства. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает две основные формы судебного разбирательства:

— судебное разбирательство административного дела в судебном заседании в порядке устного производства (ч. 1 ст. 140). Эта судебная процедура характеризует общий порядок искового производства по административным делам, который в процессуальной теории называют также ординарным, или полным, производством;

— судебное разбирательство административного дела без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 140).

Эта судебная процедура содержит в себе ряд изъятий общего порядка, вызванных необходимостью упрощения рассмотрения определенных категорий административных дел в целях их оперативного, ускоренного разрешения. В частности, исследование доказательств в судебном заседании, необходимое для принятия решения (ч. 2 ст. 176 КАС РФ), в упрощенном производстве заменяется единоличным изучением материалов дела судьей в рабочем кабинете. Однако к упрощенному (письменному) производству должны применяться общие правила производства в суде первой инстанции (разд. III КАС РФ), за исключением тех изъятий и дополнений, которые выражают существо письменного разбирательства как особого вида искового производства. Упрощенное судебное производство имеет место в зависимости от особых обстоятельств (предмета, условий) и позволяет применить к определенным категориям дел более простой порядок их рассмотрения.

Административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей;

в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

В случае наличия любого из указанных оснований суд на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства по административному делу вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

При решении вопроса о возможности рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности рассмотрения конкретных категорий административных дел.

Так, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Если при принятии административного искового заявления к производству или на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (например, определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать:

сведения об основаниях, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу;

разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (часть 2 статьи 14, статья 292 КАС РФ).

В случаях, указанных в части 5 статьи 216, пункте 2 статьи 291 КАС РФ, возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства являются препятствием для его рассмотрения в таком порядке.

Изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ). Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

Заключение прокурора, участие которого в рассмотрении административного дела является обязательным, представляется суду в письменной форме (часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152, 174, часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить десятидневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (части 1, 2 статьи 292 КАС РФ).

После истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения указанного определения (часть 6 статьи 292 КАС РФ).

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (статья 294 КАС РФ).

Из взаимосвязанных положений статьи 294 и части 1 статьи 314 Кодекса следует, что апелляционная жалоба (представление) на определение суда, принятое по административному делу, рассматриваемому в порядке упрощенного (письменного) производства, подается в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии определения.

Копия решения (определения) суда считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, когда она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней. В таких случаях срок обжалования судебного акта начинает течь с даты, указанной на почтовом штемпеле возвращенного почтового отправления с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения, отказом от получения почтового отправления (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом лицо, участвующее в деле, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы (представления), представив доказательства наличия уважительных причин неполучения или несвоевременного получения почтового отправления с копией судебного акта (статья 95 КАС РФ).

Апелляционные жалоба, представление на судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса.

Упрощенные формы производства используются не только в административном, но и в гражданском, уголовном и конституционном судопроизводстве. В гражданском судопроизводстве выделяется институт упрощенного производства, предполагающий рассмотрение дел по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 21.1 «Упрощенное производство» ГПК РФ.

Глава 21.1 ГПК РФ входит в состав подраздела II «Исковое производство» и регламентирует не отдельный вид судопроизводства (как, например, приказное производство), а особый порядок рассмотрения гражданского дела в рамках искового судопроизводства (аналогично особому порядку заочного производства). Следовательно, рассмотрение дела в порядке упрощенного производства осуществляется по общим правилам искового производства с отдельными особенностями, указанными в главе 21.1 ГПК РФ.

В отличие от приказного производства, упрощенное производство не исключает возможности рассмотрения и разрешения спора о праве.

К особенностям упрощенного производства можно отнести ограничение категорий дел, которые рассматриваются в указанном порядке (ст. 232.2), существенно иные правила рассмотрения дел на основании преимущественно письменных материалов без устного судебного разбирательства (ст. 232.3) и специфику составления судебных постановлений (ст. 232.4).

В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела с участием иностранных граждан. В этом случае наряду с общими правилами искового производства и особенностями, установленными главой 21.1 ГПК РФ, применяются также особенности, установленные для рассмотрения дел с участием иностранных лиц (раздел V ГПК РФ).

Часть первая ст. 232.2 ГПК РФ определяет перечень дел, для рассмотрения которых суд обязан использовать упрощенное производство.

Упрощенный порядок рассмотрения перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи дел установлен требованиями закона, поэтому вопрос о рассмотрении дела в таком порядке разрешается судьей уже при принятии искового заявления. Это означает, что дело сразу возбуждается как дело, подлежащее рассмотрению в порядке упрощенного производства. Это должно быть отражено в определении о принятии искового заявления к производству суда.

Если дело по исковому заявлению, перечисленному в ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ, ошибочно возбуждено в общем исковом порядке, а необходимость его рассмотрения с учетом требований ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ в порядке упрощенного производства выявлена в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судьей должно быть вынесено определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ к числу дел, которые суд обязан рассмотреть по правилам упрощенного производства, отнесены дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 000 рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (ст. 122 и ч. 3 ст. 125 ГПК РФ).

Таким образом, п. 1 ч. 1 комментируемой статьи определяет следующие условия рассмотрения дела в порядке упрощенного производства:

— предметом иска должно быть взыскание денежных средств или истребование имущества;

— цена иска — не более 100 000 рублей;

— дело не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства.

Под денежными средствами, которые подлежат взысканию в порядке упрощенного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафов, пени).

К требованиям об истребовании имущества относятся требования об истребовании как движимого, так и недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска о взыскании денежных средств определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

При исчислении цены иска в целях определения возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства учитывается сумма всех заявленных денежных требований имущественного характера, например сумма основного долга, процентов и неустоек (штрафов, пени).

По искам об истребовании имущества цена иска определяется исходя из стоимости истребуемого имущества (п. 2 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ).

Если судья после проверки поступившего искового заявления на соответствие правилам подсудности и требованиям ст. ст. 131 и 132 ГПК РФ придет к выводу о том, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, он выносит определение о принятии искового заявления к производству, в котором:

— указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства;

— устанавливает срок для представления сторонами в суд, рассматривающий дело, и направления ими друг другу (а также третьим лицам при их наличии) доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения;

— может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения;

— устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу (а также третьим лицам при их наличии) дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения.

Следовательно, определение о принятии искового заявления к производству должно содержать два срока:

а) первый срок — для представления доказательств и возражений;

б) второй срок — для представления иных дополнительных документов. При этом, как указано в ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ, такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в первый срок.

Следует отметить, что третьи лица, участвующие в деле, имеют аналогичные сторонам права на получение и представление документов, доказательств и позиции по делу.

Период между датой окончания первого срока и датой окончания второго срока должен составлять не менее пятнадцати дней (ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ).

За 2017 год Заводским районным судом г.Орла в упрощенном порядке рассмотрено -92 дела, из них:

в порядке ГПК РФ

— о взыскании задолженности — 82

— о возмещении имущественного вреда — 3

в порядке КАС РФ

— о взыскании налогов и сборов — 6.

По теме обобщения было изучено 92 дела, рассмотренных Заводским районным судом г.Орла за 2017 год.

Из рассмотренных за 2017 год дел указанных категорий в апелляционном порядке было обжаловано 3 судебных акта, из них, оставлены без изменения — 3.

Анализ административных и гражданских дел, рассмотренных Заводским районным судом г. Орла за 2017 год в упрощенном порядке, показывает, что в основном, при рассмотрении дел указанной категории, судьями верно оцениваются правовые отношения, правильно применяются нормы материального и процессуального права, в соответствие с законом разрешаются возникшие споры.

Однако, при рассмотрении указанной категории дел возникают следующие вопросы и ряд особенностей при рассмотрении:

Часть 3 ст. 232.2 ГПК РФ устанавливает безусловный запрет на рассмотрение определенных категорий дел в порядке упрощенного производства, даже если стороны согласны на рассмотрение дела в этом порядке. Поэтому вопрос о согласии сторон нецелесообразно обсуждать при рассмотрении таких дел.

Не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства дела, возникающие из административных правоотношений.

В настоящее время большинство дел, возникающих из административных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам КАС РФ, а не ГПК РФ.

Не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства дела, связанные с государственной тайной. Рассмотрение дел, связанных с государственной тайной, отнесено к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и судов автономного округа (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ), мировые судьи и районные суды такие дела не рассматривают.

К числу дел, которые не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства, отнесены дела по спорам, затрагивающим права детей. Круг таких дел достаточно широк. Ни закон, ни постановление Пленума Верховного Суда РФ не обозначают критерии отнесения дела к числу тех, которые затрагивают права детей. Очевидно, что затрагивающими права детей следует признать дела, в которые дети привлечены, в том числе через законных представителей, в качестве лиц, участвующих в деле (см. ст. 34 ГПК РФ). Например, дело о выселении из жилого помещения проживающего в нем несовершеннолетнего ребенка затрагивает права этого ребенка, ребенок должен быть привлечен к участию в таком деле в самостоятельном процессуальном статусе ответчика независимо от возраста, которого он достиг к моменту рассмотрения дела. К делам, затрагивающим права детей, следует относить и дела, к которым дети не привлечены в качестве участников процесса, но в которых разрешаются споры, непосредственно связанные с их правами и законными интересами (например, дела о взыскании алиментов, об оспаривании отцовства, об определении места проживания детей, о порядке общения с ребенком отдельно проживающего от него родителя и т.п.).

В порядке упрощенного производства не могут быть рассмотрены дела особого производства. Выделение таких дел не представляет сложностей. Круг дел, рассматриваемых в порядке особого производства, перечислен в ст. 262 ГПК РФ, к ним относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

9) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

10) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

11) иные дела, если федеральными законами их рассмотрение предусмотрено в порядке особого производства.

Дела особого производства возбуждаются и рассматриваются по правилам, установленным для каждой категории дел соответствующей главой подраздела IV ГПК РФ. Для этих дел характерно отсутствие сторон и спора о праве.

В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ). В случае если не рассмотренный в порядке особого производства спор о праве передается заинтересованным лицом на разрешение в исковом производстве, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства при соблюдении иных условий перехода к рассмотрению дела по правилам упрощенного производства.

Вопрос: «Подлежат ли рассмотрению в порядке упрощенного производства дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, даже если стороны согласны на рассмотрение дела в таком порядке?

Ответ: «Нет, так как, к делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, относятся все дела по требованиям, направленным на восстановление прав, нарушенных ответчиком вследствие повреждения здоровья потерпевшего или совершения действий, повлекших смерть лица (ст. ст. 1084 — 1094 ГК РФ), в том числе требования о компенсации морального вреда, если вред причинен жизни или здоровью потерпевшего (ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ).

Также не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц, дела о банкротстве, а также дела, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 10). Все эти дела подведомственны арбитражным судам, и их рассмотрение ГПК РФ не регламентируется.

Дело, рассматривающееся судом по правилам упрощенного производства, может быть в дальнейшем рассмотрено по общим правилам искового производства. Такой переход допускается по ходатайству сторон или по инициативе самого суда.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в ч. 4 ст. 232.2 ГПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.

Однако, поскольку упрощенное производство гражданских и административных дел действует незначительный период времени, в настоящий момент практически отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений.

Между тем, проведенное обобщение свидетельствует о том, что Заводским районным судом г.Орла в целом правильно применяется законодательство, регламентирующее рассмотрение гражданских и административных дел в упрощенном производстве. Все дела приняты к производству, назначены и рассмотрены в предусмотренные законом сроки, фактов нарушений процессуального закона не установлено. При изучении качества составления процессуальных документов по административным и гражданским делам за 2017 год замечаний не выявлено.

admin