Упрощенная бухгалтерская отчетность

Подаем отчетность по упрощенной схеме

Ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности в налоговые и статистические органы обязательно для всех экономических субъектов на территории России. Финансовая отчетность представляет собой совокупность многочисленных форм и бланков, в которых отражаются результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены льготные условия: они вправе вести бухучет по упрощенной системе и отчитываться в ФНС по упрощенным формам:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих учреждений).

Остальные бланки можно не составлять вовсе, если информация этих отчетных форм не является существенной для оценки экономической деятельности малого предприятия. Такое право закреплено в п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н. Послабляющее условие для организации должно быть прописано в учетной политике, иначе налоговики могут выписать штраф за несоответствие форм отчетности.

Упрощенная финансовая отчетность за 2019 год (бланк вы найдете ниже) предоставляется в обычном порядке до 31 марта года, следующего за отчетным. Но так как 31.03.2019 — воскресенье, подайте упрощенный бухотчет до 01.04.2019 (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Формы предоставляют в ФНС и органы статистики в электронном или бумажном виде.

ВАЖНО! Сдать отчетность за 2019 год можно до 1 апреля 2019 года!

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность

Отчитываться по упрощенным формам могут те экономические субъекты, которые имеют послабление вести упрощенный бухучет. В пункте 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 закреплен перечень таких организаций:

  1. Субъекты малого предпринимательства (СМП).
  2. Некоммерческие компании.
  3. Учреждения-участники проекта «Сколково».

Но есть организации-исключения, которые не имеют права на облегченный бухучет и отчетность (п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ):

  1. Фирмы, финотчетность которых подвергается обязательному аудиту.
  2. Кооперативы жилищные и строительно-жилищные.
  3. Потребительские кредитные кооперативы.
  4. Организации, осуществляющие микрофинансовое кредитование, займы.
  5. Учреждения госсектора и политические партии (филиалы и региональные подразделения).
  6. Коллегии, палаты и бюро адвокатов, юридические консультации.
  7. Нотариальные палаты.
  8. Некоммерческие учреждения, учтенные в реестре иностранных агентов.

Чтобы безошибочно определить, может ли ваше учреждение сдавать упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность за 2019 год, следует проверить организацию по обоим спискам. Также проверьте, признают ли налоговики компанию СМП по следующим показателям:

  • средняя численность сотрудников не должна превышать 100 человек за предшествующий год (как проверить показатель, сказано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739);
  • доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов рублей в год (остаточная стоимость основных фондов и активов также не должна превышать 800 млн рублей);
  • доля участия в уставном капитале компании принадлежит госсектору РФ (но не более 25 %) либо иностранным организациям (не более 49 %).

Бухгалтерский баланс учреждения

Строка

Разъяснения

Актив

Материальные внеоборотные активы

Указываем стоимость основных фондов организации, а также капитальные вложения в основные средства.

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

Суммарное значение вложений в нематериальные активы, разработки и проектирование НМА, также указываем долгосрочные займы, облигации и векселя.

Запасы

Готовая продукция, материальные запасы, незавершенное производство, ГСМ и прочее.

Денежные средства и денежные эквиваленты

Средства организации в кассе или на расчетном счете в рублях или иностранной валюте (эквивалент).

Финансовые и другие оборотные активы

Дебиторская задолженность в суммарном выражении за финансовый период.

Пассив

Капитал и резервы

Размер уставного, добавочного, резервного капиталов и нераспределенная прибыль. Некоммерческие организации включают целевые средства и особо ценное имущество.

Долгосрочные заемные средства

Кредитные обязательства, займы и проценты по ним (срок обязательства — более 1 года).

Другие долгосрочные обязательства

Кредиторка и резервы на предстоящие расходы сроком более одного года.

Краткосрочные заемные средства

Займы, кредиты, рассрочки (срок — менее 1 года).

Кредиторские обязательства

Текущая кредиторская задолженность (поставщики, подрядчики, учредители, бюджеты, сотрудники).

Другие краткосрочные обязательства

Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование (срок — менее года).

БАЛАНС

Требования законодательства к сдаче бухотчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой набор документов определенного содержания, составленных по данным бухучета (п. 1 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Ведение бухучета не является обязательным для ИП, частнопрактикующих лиц и подразделений иностранных компаний, ведущих учет по правилам Налогового законодательства (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Соответственно, не является для них обязательной и бухотчетность. Но вот юрлица ее готовить и сдавать должны (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

О том, на каком носителе, электронном или бумажном, возможна сдача бухотчетности в ИФНС, читайте в материале «Бухотчетность не обязательно сдавать электронно».

Вариантов, по которым формируется бухотчетность, на сегодняшний день существует 2 (приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н):

  • полный;
  • упрощенный, воспользоваться которым могут юрлица, которые вправе вести бухучет по упрощенным правилам.

Упрощение отчетности подразумевает возможность составления в сокращенном объеме 3 форм отчетности:

  • бухбаланса;
  • отчета о финрезультатах;
  • отчета о целевом использовании полученных средств.

Сдать отчетность можно как на бумажном носителе, так и по электронным каналам связи. Для сдачи упрощенной отчетности за 2018 год в электронной форме письмом ФНС России от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@ установлен специальный электронный формат.

Отчетность для малых предприятий за 2018 год: есть ли изменения

У кого есть возможность упростить бухучет и, соответственно, отчетность? Ответ на это дает п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Перечень таких субъектов приведен в таблице:

Кто может вести упрощенный учет

Закон, регулирующий деятельность субъекта

Малые предприятия

Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ

НКО

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Компании, действующие в рамках проекта «Сколково»

Закон «Об инновационном центре ”Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ

В то же время перечисленные субъекты должны соответствовать условиям, указанным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ, например, не подлежать обязательному аудиту, не быть госорганизацией, политической партией, не заниматься микрофинансированием и т. д.

Формы упрощенных отчетов приведены в актуальной редакции приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. В таблице ниже раскрыто, какие отчеты обязательны для бухупрощенцев, а также особенности специальных форм:

Обязателен ли отчет для бухупрощенцев?

Есть специальный упрощенный шаблон? (приказ № 66н, прил. 5)

Особенности упрощенного отчета

Бухгалтерская отчетность

Баланс

Да

Да

Имеет укрупненные статьи, группирующие несколько элементов. При существенности какого-либо показателя необходимо выделить его отдельно

Отчет о финансовых результатах

Да

Да

Нет разделения по видам расходов по основной деятельности, не выделен текущий налог на прибыль и прочие показатели, которые, скорее всего, будут незначительны для бухупрощенцев

Приложения

Отчет об изменениях капитала

Нет при несущественных показателях

Нет, используется общий с учетом существенности показателей

Отчет о движении денежных средств

Нет при несущественных показателях

Нет, используется общий с учетом существенности показателей

Отчет о целевом использовании средств

Да — для НКО и юрлиц, имеющих целевые поступления; нет — для остальных при несущественных показателях

Да

Нет разбивки по видам взносов, нет подробной детализации расходов

Пояснения к отчетности

Нет при несущественных показателях

Нет, используется общий с учетом существенности показателей

Шаблоны из приказа № 66н являются рекомендательными, организация может разработать собственную форму, соответствующую ее деятельности, оставляя и группируя нужные статьи общих форм отчетности. Для приложений шаблонов нет, поскольку их составление обязательно только в случае, если указанные там данные могут оказать значительное влияние на мнение пользователей (подп. «б» п. 6 приказа № 66н).

После установления единой формы упрощенной отчетности (приказ Минфина России от 06.04.2015 № 57н) изменения в приказ № 66н больше не вносились. Поэтому для отчета за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы действительны одни и те же бланки и полных, и упрощенных отчетов. Соответственно, действует и формат КНД 0710096.

О нюансах заполнения отчетности упрощенного варианта читайте .

Какие бланки обязательны

В таблице покажем, какие формы бухотчетности являются обязательными, а какие нет, и на основании чего, каковы их особенности.

Бланк, отчет

Обязателен или нет

Наличие шаблона по приказу 66н

Особенности

Бухотчетность

Баланс

Да

Да

Разделен на укрупненные статьи, которые группируют сразу несколько элементов. Выделение показателя необходимо только в том случае, если его значение и если это существенно.

О финрезультатах

Да

Да

Разделения по видам расходов по основной деятельности не содержит, текущий налог на прибыль не выделен, как и прочие показатели, которые, чаще всего, незначительны.

Приложения

Об изменениях капитала

Нет при незначительных показателях

Используется общий с учетом значительности показателей

О движении денежных средств

Аналогично

Аналогично

Пояснения

Аналогично

Аналогично

О целевом использовании средств

Обязательно только для НКО и юрлиц, имеющих целевые поступления

Да

Нет детализации и разбивки по видам взносов.

Подробнее о заполнении отчетности компаниями на УСНО читайте в нашей статье, перейдя по ссылке.

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность

Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие — критерии отнесения».

Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2018 год

Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:

  • из баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • приложений к ним.

Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • пояснения к отчетности.

О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале «Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса».

Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.

Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет о целевом использовании средств.

Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.

Заполнение упрощенных форм отчетности

Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.

Название строки

Пояснение

Актив

Материальные внеоборотные активы

Основные средства, незавершенные капитальные вложения в них

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

НМА, результаты исследований и разработок, вложения в НМА, исследования и разработки, долгосрочные финансовые вложения (выданные займы, векселя, облигации) и пр.

Запасы

Материалы, товары, незавершенка, готовая продукция

Денежные средства и денежные эквиваленты

Денежные средства в различной валюте, переведенные в рубли, в банке и в кассе. Их эквиваленты в виде высоколиквидных вложений, которые можно быстро обменять на деньги без значительного риска потери, например вклады до востребования

Финансовые и другие оборотные активы

Дебиторка, авансы выданные, краткосрочные финансовые вложения, прочие несущественные оборотные активы

Пассив

Капитал и резервы

Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. НКО включают в эту строку целевые средства, фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды

Долгосрочные заемные средства

Кредиты и займы сроком более года и проценты по ним

Другие долгосрочные обязательства

Кредиторка и целевое финансирование сроком более года, резервы предстоящих расходов со сроком более года и пр.

Краткосрочные заемные средства

Кредиты и займы сроком менее года и проценты по ним

Кредиторская задолженность

Кредиторка перед контрагентами, персоналом, бюджетом, учредителями, авансы полученные и пр.

Другие краткосрочные обязательства

Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование, доходы будущих периодов со сроком менее года и пр.

В упрощенном отчете о финансовых результатах не выделяются виды расходов по основной деятельности и некоторые другие показатели, детализирующие его данные при оформлении по обычной форме. Ниже в таблице показаны составляющие этого отчета.

Название строки

Пояснение

Выручка

Выручка за вычетом НДС и акцизов

Расходы по обычной деятельности

Себестоимость, коммерческие, управленческие расходы

Проценты к уплате

Проценты по полученным кредитам и займам

Прочие доходы

Доходы, не относящиеся к обычной деятельности

Прочие расходы

Прочие расходы за вычетом процентов к уплате

Налоги на прибыль (доходы)

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

Результирующая строка = 1 – 2 – 3 + 4 – 5 – 6

Бланк и образец заполнения бухгалтерского баланса за 2018 год можно скачать в статье «Бухгалтерский баланс за 2018 год: образец заполнения».

В каком виде сдается упрощенная отчетность в ИФНС

Все экономические субъекты, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представить ее годовой вариант в налоговую в силу подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кодекс не обязывает сдавать отчет в электронном или бумажном виде, такой выбор может сделать организация самостоятельно.Об этом в очередной раз напомнил Минфин РФ в письме от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624.

Однако в настоящее время все большее распространение получают программы для отправки электронной отчетности в связи с требованиями налогового законодательства об использовании электронных форм сдачи налоговых отчетов для организаций с численностью более 100 человек, а также для всех субъектов, отчитывающихся по НДС. В связи с этим ФНС разработан специальный формат упрощенной бухотчетности КНД 0710096, последний (актуальный) вариант которого утвержден приказом от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@ (см. письмо ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@).

О существующих способах отправки отчетности через интернет, читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».

Малые предприятия имеют право составлять бухотчетность как в обычном (полном), так и в упрощенном (сокращенном) виде. Упрощение выражается в уменьшении количества самих отчетов, а также в укрупнении данных по отражаемой в них информации. Однако следует иметь в виду, что показатели, которые являются существенными и могут повлиять на мнение пользователей отчетности, необходимо раскрыть либо отдельными строками в формах отчетности, либо в приложениях к ним.

О новых правилах, по которым нужно будет представлять отчетность за 2019 год, читайте в статье «Порядок сдачи бухгалтерской отчетности изменен».

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

admin