Управление финансами

Содержание

Правовые аспекты деятельности финансового института по управлению суверенными фондами

Ячевская Светлана Викторовна, директор правового департамента Министерства финансов РФ, кандидат юридических наук.

Настоящая статья посвящена анализу новых механизмов управления суверенными фондами, играющими огромную роль в бюджетной политике России, с точки зрения их эффективности, а также роли Министерства финансов в этом процессе.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, суверенные фонды, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, доверительное управление, Банк России, Министерство финансов.

1 января 2004 г. был основан Стабилизационный фонд РФ, призванный обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой <1>. Средствами фонда управляло Министерство финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами фонда осуществлялись Центральным банком РФ по договору с Правительством.

<1> Под базовой ценой на нефть понималась цена на сырую нефть марки Urals, эквивалентная 146 долл. США за одну тонну (20 долл. США за один баррель), с 1 января 2006 г. — эквивалентная 197,1 долл. США за одну тонну (27 долл. США за баррель).

1 февраля 2008 г., после разделения Стабилизационного фонда, образованы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Целью Резервного фонда является обеспечение финансирования бюджетных расходов и сбалансированности федерального бюджета. В случае если доходов от нефти и газа, поступивших за год, будет недостаточно для целей исполнения бюджета, определенная часть средств может быть изъята из Резервного фонда. Средства Резервного фонда могут также использоваться для досрочного погашения государственного внешнего долга в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Целью Фонда национального благосостояния является финансовая поддержка национальной пенсионной системы путем обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента России о бюджетной политике в 2012 — 2014 гг. <2> Минфином России разработан проект федерального закона, изменяющего механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В настоящее время указанный проект Федерального закона принят Государственной Думой в первом чтении.

<2> http://kremlin.ru/news/11779

На повестке дня стоит также вопрос об эффективном управлении средствами указанных выше суверенных фондов. В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность передачи средств ФНБ в доверительное управление специализированным финансовым организациям. Здесь необходимо отметить, что на практике инфраструктура для реализации подобного механизма отсутствует. Средства российских суверенных фондов размещаются Минфином России на счетах по учету средств фондов в разрешенной иностранной валюте, открытых в Центральном банке РФ на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и Центральным банком; фактически Центральный банк выступает основным агентом Минфина по управлению средствами фондов. Кроме того, средства ФНБ размещены на депозитах Внешэкономбанка.

Президент в своем послании о бюджетной политике в 2013 — 2015 гг. отмечает: "Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния".

Возросшая волатильность рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов. Мы считаем, что решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового агентства (РФА) — принципиально новой для нашей страны структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

Экономическая оценка сегодняшней консервативной политики по управлению средствами суверенных фондов не является предметом настоящей статьи. Мы полагаем, что необходимо сосредоточиться на анализе правовой основы доверительного управления суверенными фондами, правовых особенностей создания нового финансового института (специализированной финансовой организации) по управлению суверенными фондами, а также на административно-правовом аспекте передачи государственных функций указанному субъекту права.

Основные принципы управления суверенными фондами Российской Федерации закреплены в законе (Бюджетном кодексе РФ). В соответствии с положениями Кодекса целью управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Правовая основа доверительного управления ФНБ

  • Учредителем доверительного управления является Российская Федерация.
  • В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.
  • Доходы от доверительного управления не являются собственностью доверительного управляющего.
  • Доверительный управляющий ведет отдельный учет средств ФНБ доверительным управляющим.
  • Инвестиционная декларация утверждается Минфином России и содержит в себе перечень и структуру объектов доверительного управления, а также требования к объектам доверительного управления.
  • Отчетность по управлению средствами ФНБ определяется Правительством РФ.
  • Порядок определения и выплаты вознаграждения доверительным управляющим, перечень необходимых расходов, произведенных ими при управлении средствами ФНБ и подлежащих возмещению, и порядок возмещения этих расходов устанавливаются Правительством РФ.

Требования к финансовым активам, в которых могут размещаться средства суверенных фондов, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств суверенных фондов устанавливаются Правительством РФ.

Правовой статус финансового института по управлению суверенными фондами в России

Как показывает мировая практика, суверенные фонды создаются в различных организационно-правовых формах <3>. В структуре управления практически любого суверенного фонда можно выделить три основных элемента: это собственник, определяющий общие цели фонда и инвестиционную стратегию, а также осуществляющий контроль над эффективностью управления средствами фондов, стратегический управляющий и оперативный управляющий, осуществляющие управление средствами суверенных фондов в соответствии с законом либо решением собственника <4>.

<3> См.: Казакевич П.А. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Российский экономический интернет-журнал. www.e-rej.ru/Articles/2009/Kazakevitch.pdf.
<4> См.: Sovereign Wealth Funds Generally Accepted Principles and Practices ("Santiago Principles") // International Working Group of Sovereign Wealth Funds (IWG). 2008. October.

В настоящее время часть функций по оперативному управлению основной частью средств российских суверенных фондов выполняет Банк России. Выполнение функции оперативного управляющего средствами суверенных фондов исходя из положений действующего законодательства несвойственно Банку России, поскольку банк не имеет возможности ни проводить операции с корпоративными ценными бумагами, ни передавать средства в доверительное управление, а следовательно, не обладает ни опытом, ни соответствующей инфраструктурой. Минфин России также не имеет опыта, соответствующей инфраструктуры и кадровых ресурсов для проведения необходимых операций на финансовых рынках.

Отсутствие инфраструктуры, необходимой для размещения средств в долговых обязательствах и акциях юридических лиц, паях инвестиционных фондов, т.е. для использования финансовых инструментов более доходных, но в то же время и более рискованных, чем активы, используемые в настоящее время, а также нечеткое разграничение функций по стратегическому и оперативному управлению ограничивают возможности формирования и реализации эффективной инвестиционной стратегии российских суверенных фондов.

Решение обозначенных выше проблем видится нам в создании специализированного финансового института по управлению средствами суверенных фондов. Вопрос выбора организационно-правовой формы такого института долгое время являлся дискуссионным. Высказывались мнения о целесообразности создания специализированного финансового института в виде государственной корпорации, некоммерческой организации и открытого акционерного общества <5>.

<5> См.: Российское финансовое агентство должно заработать с 2010 года — Минфин // http://www.ria.ru/economy/ 20090814/180854887.html; Российское финансовое агентство заработает через полгода // http://www.rbcdaily.ru/2010/ 11/10/focus/562949979155811; II Петербургский международный юридический форум, круглый стол на тему "Правовые аспекты деятельности государственных институтов по управлению суверенными фондами и государственным долгом" // http://media.spblegalforum.ru/.

С учетом позиции Президента РФ о бесперспективности формы государственной корпорации в современных условиях <6>, а также того факта, что организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации обладает рядом особенностей, не позволяющих считать ее оптимальной для создания РФА, Правительством внесен в Государственную Думу проект закона о создании специализированного финансового института по управлению суверенными фондами Российской Федерации (в частности, Фондом национального благосостояния) в виде самостоятельного юридического лица в форме открытого акционерного общества, учредителем которого будет выступать Российская Федерация (100% акций принадлежит государству). При этом Минфин по решению Правительства для выполнения функций по размещению и учету средств суверенных фондов будет вправе привлечь специализированный финансовый институт в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином с указанным финансовым институтом.

<6> См.: Послание Федеральному Собранию РФ за 2009 г. // http://президент.рф/transcripts/5979.

Следует подчеркнуть, что создание специализированного финансового института не предполагает исключения Министерства финансов РФ из механизма по управлению средствами суверенных фондов. Министерство и дальше будет осуществлять функции стратегического управляющего средствами указанных фондов, реализуя полномочия по привлечению финансовых институтов для оперативного управления общества.

Прежде чем перейти к механизму управления суверенными фондами, важно отметить еще один аспект, связанный с деятельностью РФА, а именно возможность передачи властных полномочий (функций органа власти) иным негосударственным организациям. В практике мы видим единичные примеры такой передачи.

Изменение объема государственных функций, их перераспределение, включая передачу негосударственным структурам, необходимо рассмотреть как отдельный аспект общего вопроса о системе органов исполнительной власти, о том, какие субъекты входят в эту систему.

Как мы уже отмечали ранее в других наших работах <7>, в подобных случаях следует обращаться к практике Конституционного Суда РФ. Ясность в рассматриваемый нами вопрос внесло Постановление КС от 27.01.1999 N 2-П "По делу о толковании ст. 71 (п. "г"), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ", которым установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти включаются Правительство РФ, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых должен определяться на основе Конституции, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов.

<7> См.: Ячевская С.В. Министерство финансов Российской Федерации в системе государственного управления публичными финансами: Автореф. дис. …

Правовые основы управления финансами

канд. юрид. наук. М., 2009.

Установленное Конституционным Судом содержание понятия системы федеральных органов исполнительной власти дает характеристику этой системы в узком смысле этого слова. Передача отдельных функций государственным и негосударственным организациям ставит вопрос о том, в каком соотношении с системой федеральных органов исполнительной власти в узком смысле находится система органов исполнительной власти в целом и как соотносятся с этой системой те структуры, на исполнение которым передаются отдельные государственные функции.

Если исходить из смысла приведенного Постановления Конституционного Суда, можно утверждать, что органы и организации, которым передаются отдельные государственные функции, не входят в систему органов исполнительной власти в узком смысле, но связаны с этой системой, находятся под ее воздействием и в определенной зависимости от нее, что позволяет говорить о системе органов исполнительной власти в широком смысле, в которую наряду с указанными КС РФ органами входят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, которым переданы отдельные государственные публичные функции. Критерием для включения в систему органов исполнительной власти в широком смысле должно быть выполнение отдельных государственных функций, в том числе оказание публичных услуг.

Механизмы передачи средств ФНБ в доверительное управление

Специализированные
финансовые организации
-¬-¬-¬
I —-T—->L-L-L-
———————¬ ¦ ¦ -¬-¬-¬
¦ +——>¦ОАО+—->L-L-L-
¦От имени ¦ ¦ ¦ -¬-¬-¬
¦Российской Федерации¦ L—+—->L-L-L-
¦Минфин России ¦ ДУ
¦ +¬ Специализированные
L———————¦ финансовые организации
¦ ДУ
¦ —-T—->-¬-¬-¬
¦ ¦ ¦ L-L-L-
L—>¦ОАО+—->-¬-¬-¬
II ¦ ¦ L-L-L-
L—+—->-¬-¬-¬
Агентский L-L-L-
договор

Степень включенности тех или иных органов и организаций в систему исполнительной власти может варьироваться. Это и прямое подчинение, вхождение в круг подчиненных органу исполнительной власти объектов, максимальное сближение с системой, когда орган или организация в качестве основной (или единственной) деятельности выполняет отдельные государственные функции, переданные в установленном порядке. Это, с другой стороны, может быть определенная степень взаимодействия с системой в связи с оказанием публичных услуг, регулированием и координацией деятельности.

Таким образом, мы видим, что передача властных полномочий финансовым институтам, составляющим систему финансовых органов в широком смысле, и оказание такими институтами публичных услуг в данном случае вполне возможны.

Механизм управления суверенными фондами с участием нового финансового института

Сегодня предлагается два механизма передачи средств ФНБ в доверительное управление (см. схему).

  1. Минфин от имени Российской Федерации выступает учредителем доверительного управления средствами ФНБ и по договору доверительного управления передает их в доверительное управление обществу (доверительному управляющему).
  2. Минфин от имени Российской Федерации передает обществу (агенту) полномочия по заключению от имени учредителя доверительного управления (Российской Федерации) договоров доверительного управления средствами ФНБ с иными специализированными финансовыми организациями (доверительным управляющим).

С правовой точки зрения первый механизм является более предпочтительным, поскольку в данном случае правоотношения будут складываться с одним доверительным управляющим, что позволит обеспечить более оперативный (и более прозрачный) контроль над средствами суверенных фондов.

Перечень и структура объектов доверительного управления, а также требования к объектам доверительного управления указываются в инвестиционной декларации, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния и утверждаемой лицом, выступающим в правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами ФНБ от имени Российской Федерации (Минфин России либо общество).

Порядок определения и выплаты вознаграждения доверительным управляющим, перечень необходимых расходов, произведенных ими при управлении средствами ФНБ и подлежащих возмещению, и порядок возмещения этих расходов будут устанавливаться Правительством РФ или уполномоченным им Минфином России.

Чтобы результативно управлять финансами предприятия, специалист должен обладать глубокими знаниями и практическими навыками, так как только эффективное использование всех инструментов и методов позволяет качественно решать поставленные для достижения стратегических целей предприятия задачи:

  1. улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;
  2. рост объемов производства и реализации;
  3. лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);
  4. максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой и дополняют друг друга, но для осуществления эффективной деятельности предприятие всегда должно стремиться к достижению всего их комплекса.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента – максимизация цены компании, как наиболее обоснованный критерий управления финансами, применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Результатом формирования стратегии развития предприятия является определение суммы долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы и источники их финансирования.

2. Правовой и организационный аспект управления финансами

К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный (собственный) капитал.

Эти источники финансирования должны, как минимум, покрывать потребность в инвестициях долгосрочного характера.

Перед финансовым менеджером всегда встает вопрос о структуре источников финансирования и средней цене капитала. Этот вопрос относится к стратегическим, а теория структуры капитала, как уже отмечалось, является основной в финансовом менеджменте.

Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

  1. сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;
  2. достаточность объемов денежных поступлений;
  3. рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

Следовательно, первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для ее поддержания служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства – наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями, которые, как уже отмечалось, можно подразделить по экономическому содержанию на три основные категории: текущие, инвестиционные и финансовые. Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.

Приоритетное значение имеют денежные потоки, связанные с текущей деятельностью. Положительный из года в год денежный поток по текущим операциям – это первостепенное условие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельности хватает не только на простое, но и на расширенное воспроизводство. Устойчивые отрицательные результаты текущей деятельности ведут к неплатежеспособности, а в итоге – к банкротству.

К тактическим (текущим) проблемам относится определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности (объема производства и (или) продажи) и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль основных характеристик баланса: долго- и краткосрочные инвестиции, долго- и краткосрочные источники финансирования, во взаимосвязи их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

Функция координации и контроль требует от финансового менеджера умения взаимодействовать с другими руководителями. Все решения в бизнесе имеют финансовый аспект. Например, принимая решение об увеличении продаж, необходимо оценить, как это повлияет на фонды, запасы, использование производственных мощностей и, наоборот, как скажется на объемах реализации состояние ресурсов компании.

Успешно работающая фирма имеет высокие темпы роста продаж, что делает актуальным вопрос об инвестициях в сооружения, оборудование и запасы. Принимая во внимание и финансовые решения, менеджер должен определить оптимальные темпы роста продаж, выбрать наилучший способ финансирования приобретения активов, определить, что выгодней: использовать собственные средства или заемные, а если брать кредит, то на какой срок.

Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в первую очередь умение проводить операции на фондовых биржах и во внебиржевом обороте. Каждая фирма, выходя на рынок, размещает на нем свободные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым она влияет на фондовый рынок, и сама испытывает его влияние. Финансовый менеджер принимает решение о финансировании активов, выбирая наилучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена компании увеличивается и одновременно растет благосостояние акционеров.

Логика современного экономического развития приводит к тому, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть финансовый аспект. Практически во всех развитых странах финансовые институты издавна управляют пакетами акций промышленных компаний. Таким образом, роль фондового рынка и финансовых посредников в управлении экономикой в последнее время продолжает усиливаться. Возрастает влияние и наиболее крупных промышленных компаний. Так, в США 6000 эмитентов котирует свои акции на фондовой бирже, в Японии – 3000, в Германии – 650, России – 200 – 300.

Специфика корпоративного развития передовых стран наложила отпечаток и на науку. Финансовый менеджмент во второй половине XX в. развивался как наука управления финансами средних и крупных корпораций. Для современной же России характерно следующее:

  1. низкий уровень уставного капитала приватизированных предприятий;
  2. высокая цена финансовых ресурсов;
  3. неразвитость системы государственных финансов;
  4. неразвитость фондового рынка и финансовой инфраструктуры;
  5. низкая инвестиционная привлекательность предприятий.

Задача отечественной науки и практики – использовать западные достижения для того, чтобы перейти от экстенсивного развития к интенсивному. Недостаточно усвоить конкретную зарубежную методику или модель. Необходимо приспособить ее к конкретной ситуации, а для этого очень важно понимать теоретические основы управления финансами предприятия.

2. Правовой и организационный аспект управления финансами

Правовой аспект.

Управление финансами на территории РФ регулируется Конституцией РФ в части: 1) федеративного устройства государства (ст. 5 гл. 3); 2) единого экономического пространства; 3) содержания социальной и финансовой политики (ст.

Правовые аспекты деятельности финансового института по управлению суверенными фондами

7, 39, 41); 4) обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. Конституция определяет полномочия РФ в сфере финансов.

В ведении РФ находятся:

— установление правовых основ функционирования рынка;

— финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

— денежная эмиссия и основы ценовой политики;

— федеральные экономические службы, включая федеральные банка;

— федеральный бюджет;

— федеральные налоги и сборы;

— федеральные фонды регионального развития (ст. 71).

Конституция РФ определяет права и функции в части финансового управления президента РФ, Правительства, Федерального собрания.

Государственный кодекс РФ регулирует наряду с экономическими правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями:

— права граждан и юридических лиц;

— организационно-правовые формы предпринимательства: финансовые отношения при их функционировании и реорганизации;

— управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги);

— регулирует сделки, совершаемые с финансовыми активами: платежи, аренду, лизинг; кредит и банковский вклад, банковский счет, финансовые расчеты и страхование.

Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории РФ.

Бюджетный кодекс РФ регулирует бюджетный процесс на территории РФ (введен с 01.01. 1999).

Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимаются законы или постановления о бюджете соответствующего уровня, в котором устанавливаются конкретные цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджетной классификации.

Организационный аспект.

Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят всеми финансами: бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Представительные органы в лице Федерального собрания, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, занимается решением финансовых вопросов государства (ст. 114 ч. 1 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы по финансовым вопросам, подписывает федеральные законы, назначает и освобождает от должности министра финансов, министра по налогам и сборам, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Банка России.

Правительства республик в составе РФ, округов, краев, областей, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных образований.

Органы власти в зависимости от степени участия в финансовой деятельности делят на две группы:

— государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач;

— государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Они созданы специально для ее осуществления управления и контроля.

Это:

— Министерство финансов РФ;

— Федеральное казначейство РФ;

— Федеральная налоговая система;

— Центральный банк РФ.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориальные и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций соответствующие республиканские министерства финансов или департаменты управления финансами.

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Финансы и кредит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Вариант № 25»

                   Выполнил:                                                           студент 3 курса  экономического

                                                                        факультета, специальность

            «Бухгалтерский учёт

            анализ и аудит» (ОЗО)

                                          Швырева Лариса Викторовна

      Проверил:

      Иноземцева Л.П.

                                          Дата сдачи_______________

      Дата защиты_____________

            Оценка__________________

КЕМЕРОВО 2011

Содержание

  1. Общие понятие об управления финансами. Объекты и субъекты управления. Функциональный, правовой и организационный аспекты управления финансами

Управление  финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением  общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

В данном контексте представляется целесообразным дать понятие финансовой политики.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.

Финансовая  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая  политика является частью экономической  политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30—60-е гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономики, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

С конца 70-х гг. в основу экономической  и финансовой политики Великобритании, США и некоторых других стран  была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероприятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

В финансовом отношении неоконсервативное  направление исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему; снижения размера социальных расходов, в частности, на просвещение и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудителей инфляции.

В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая  концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства.

Тема 14. .Общее понятие об управлении финансами: функциональный, организационный и правовой аспекты

Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.

Основными составляющими финансовой политики являются:

  • налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;
  • бюджетная политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием в соответствии с выполняемыми функциями государства;
  • денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные  финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью оперативного решения поставленной задачи.

В управление финансами, как и в  любой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления.

В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства. Выделяют три группы объектов: 

  1. финансы предприятий, учреждений, организаций; 
  2. страховые отношения; 
  3. государственные финансы.

Им  соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат.

2. Фонды социального страхования их виды и взаимосвязь с другими звеньями сферы государственных и муниципальных финансов

Фонд  социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) осуществляет два вида социального страхования:

1) социальное страхование на случай  нетрудоспособности в результате  общего заболевания, материнства  и смерти;

2) социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний.

Основные нормативные документы, регулирующие работу Фонда социального страхования, включают:

  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ;
  • Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  • центральные отраслевые отделения;
  • филиалы отделений.

Руководит деятельностью ФСС РФ его председатель.

Основные задачи ФСС РФ:

  • обеспечение гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • проведение мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными ведомствами предложений о размерах тарифов страховых взносов на государственное социальное страхование.

Страницы:12следующая →

Тема 5. Управление финансами

ТЕМА 7. управление финансами

Управление финансами Целенаправленное воздействие управляющих субъектов финансовых отношений на систему финансов и ее звенья при помощи специальных финансовых приемов, методов, и инструментов с целью бесперебойного финансового обеспечения экономики и надлежащего выполнения ее субъектами задач и обязанностей
Целенаправленное воздействие финансовых органов (субъектов финансовых отношений) на ее объект – финансовые отношения
Целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них
Деятельность по привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов
Цель управления финансами Обеспечение устойчивости и финансовой независимости публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов, реализация положений финансовой политики
Цель управления государственными финансами Обеспечение относительного баланса интересов экономических институтов государства, юридических и физических лиц
Обеспечение бездефицитного государственного бюджета
Обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях

Принципы эффективного управления финансами:

• зависимость от конечной цели;

• макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

• соответствие интереса всех членов общества;

• использование экономических законов;

учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Методы и формы управления финансами:

• Финансовое прогнозирование и планирование

• Финансовое регулирование

• Финансовый контроль

• Финансовое право

Субъекты управления финансами –совокупность управленческих структур и органов, имеющих отношение к воздействию на систему финансов через финансовую политику, финансовый механизм и их финансово-правовое обеспечение на макро- и микроуровнях.

Объекты управления финансами– система финансов в целом, а также ее отдельные элементы и звенья:

Государственные финансы;

Муниципальные финансы;

Финансы хозяйствующих субъектов (организаций);

Финансы домашних хозяйств.

Система управления финансами включает:

• Стратегическое управление финансами

• Тактическое управление финансами

• Оперативное управление финансами

Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 1455;

Похожие статьи:

www.shkolageo.ru 1

Тема 3. Управление финансами и финансовая политика

Управление финансами

  • Управление финансами – это совокупность приемов и методов, обусловленных их историческими и политическими факторами, подчиняется финансовой политике государства.

  • Уровни управления финансами

  • 1.

    Правовые аспекты управления финансами внешней торговли рф

    Общегосударственный:

  • а) федеральный;

  • б) уровень субъектов федерации;

  • в) местный (муниципальный) уровень.

  • 2. Негосударственный:

  • а) уровень корпораций;

  • б) уровень предприятия;

  • в) внутрихозяйственный уровень.

Субъекты и объекты управления финансами

  • Субъекты управления финансами:

  • 1) коллегиальный орган представительной (законодательной) власти соответствующего уровня (определяет общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики, ключевые параметры управляемой системы);

  • 2) специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня;

  • 3) государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами.

  • Объекты управления финансами:

  • 1) финансовое направление деятельности государства на соответствующем уровне;

  • 2) установление направления финансовой политики;

  • 3) укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, инвестиции, обязательства, риски и т.п.);

  • 4) конкретные финансовые показатели;

  • 5) органы (службы) управления финансами и непосредственно их персонал.

Цели и принципы управления финансами

  • Цели:

  • 1) регулирование экономической системы общества с использованием финансовых рычагов;

  • 2) обеспечение бездефицитности государственного бюджета;

  • 3) обеспечение устойчивости национальной валюты.

  • Принципы:

  • а) Комплексный характер финансовой политики в целом и ее элементов

  • б) Сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы

  • в) Приоритетная ориентация не на минимизацию или максимизацию финансовых показателей, а на их оптимизацию

Методы управления финансами

  • I, Финансовое планирование – определение количественных и качественных параметров развития финансовой системы.

  • Направления планирования:

  • 1. Стратегическое (перспективное).

  • 2. Оперативное (текущее).

  • Инструменты финансового планирования:

  • — контрольные цифры: планируется показатель, который желательно достигнуть в конце планируемого периода, общий ориентир развития;

  • — финансовые лимиты: предельно допустимое по верхней границе значение планируемого показателя, превышение которого рассматривается как финансовое нарушение;

  • — экономические нормативы: планируемое соотношение между двумя взаимосвязанными финансовыми показателями (доходы и расходы).

  • Прикладные методы финансового планирования:

  • — балансовый – скоординированное планирование доходов и расходов;

  • — экстраполяция – определение последующей динамики фактически достигнутого на начало планового периода значения финансового показателя с учетом внешних и внутренних условий развития системы;

  • — программно – целевой – планирование финансового развития по предварительно выделенным целевым направлениям (программам);

  • — математическое моделирование.

  • II, Оперативное управление – процесс практической реализации планов.

Органы управления финансами

  • Управление финансами осуществляют органы законодательной и исполнительной власти:

  • — Федеральное Собрание и его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации;

  • — Президент РФ;

  • — Правительство РФ;

  • — Министерство финансов;

  • — Федеральное казначейство;

  • — Министерство по налогам и сборам;

  • — Государственный таможенный комитет;

  • — Центральный банк.

Финансовая политика

  • Финансовая политика – совокупность мероприятий государства в области финансов, решающая задачу обеспечения соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

  • Основные элементы финансовой политики:

  • — определение и постановка главных целей, конкретизация перспективных и ближайших задач;

  • — разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых поставленные задачи решаются (практическая часть финансовой политики – финансовый механизм);

  • — подборка и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Классификация финансовой политики по длительности периода и характеру решаемых задач

  • Финансовая стратегия – это долгосрочные планы развития.

  • Финансовая тактика – это направленность на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью и динамичностью.

  • Финансовые стратегия и тактика взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Уровни и направления реализации финансовой политики

  • Уровни реализации.

  • 1. Государственная финансовая политика:

  • А) бюджетная политика

  • Б) налоговая политика

  • В) политика управления государственным долгом, которая реализуется в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг.

  • 2. Финансовая политика предприятий и организаций.

  • Основные направления финансовой политики:

  • — политика доходов (цель – расширение источников поступления);

  • — политика расходов (цель – оптимизация использования средств общественных фондов).

Методические требования к формированию и реализации финансовой политики

  • 1) в части политики доходов:

  • а) сочетание масштабности поставленных задач с их безусловной реализацией;

  • б) использование взаимозаменяемых источников, создание резервных источников;

  • в) измеримость целей в части сроков и объемов привлекаемых средств;

  • г) максимизация текущих финансовых поступлений не в ущерб перспективным доходам (разумные налоги);

  • д) учет специфики источников финансовых поступлений (сезонность производства, спрос);

  • 2) в части политики расходов:

  • а) экономическая обоснованность затрат (финансовые расчеты на дополнительную прибыль или предотвращенные убытки);

  • б) рациональная минимизация затрат 9например, экономия на новых технологиях приводит к потери конкурентоспособности);

  • в) строгая дифференциация расходов по степени их важности (категория «А» — необходимые, категория «В» — желательные, категория «С» — только при наличии неиспользованного остатка средств);

  • г) обеспечение многоуровневого контроля за эффективностью и целевым характером совершаемых затрат.

admin