УПК 151 статья

Уголовно-процессуальный кодекс (упк) РФ / Глава 21 / Статья 151

Уголовно-процессуальный кодекс (упк) РФ.

С учетом изменений от
Актуализация — ноябрь 2017

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.
2. Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:
а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110-2, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127-1 частями второй и третьей, 127-2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 151-2, 169, 170-1, 171-2, 172-1, 185 — 185-6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199-4, 201, 204, 204-1, 205 — 205-2, 205-3, 205-4, 205-5, 208 — 212-1, 215, 215-1, 216 — 217-2, 227, 235-1, 237, 238, 238-1, 239, 240-1, 242-1, 242-2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258-1 частями второй и третьей, 263, 263-1, 269, 270, 271, 279, 282 — 282-3, 284-1, 285 — 291-1, 292 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298-1 — 305, 317, 318, 320, 321, 327-2, 328, 330-1, 330-2, 332 — 354-1 и 356 — 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200-1 частью второй, 205, 205-1, 205-2, 205-3, 205-4, 205-5, 208, 211, 215-4 частью второй пунктом «б», 217-1, 226-1, 229-1, 275 — 281, 283, 283-1, 284, 322 частью третьей, 322-1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127-1, 127-2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — седьмой, 159-1 частями второй — четвертой, 159-2 частями второй — четвертой, 159-3 частями второй — четвертой, 159-5 частями второй — четвертой, 159-6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 171 частью второй, 171-1 частями первой-1, второй, четвертой и шестой, 171-3, 172, 172-2, 173-1, 173-2, 174, 174-1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частями третьей и четвертой, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191-1 частью третьей, 192, 193, 193-1, 195 — 197, 200-1 частью второй, 200-2, 200-3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 — 210, 212-1, 213 частями второй и третьей, 215-2, 215-3, 217-1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222-1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223-1, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228-1, 228-4, 229, 229-1, 230 частями второй и третьей, 230-1 частью третьей, 230-2 частью второй, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей, 234-1 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 243 частью второй, 243-2 частью третьей, 243-3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 267-1, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322-1 частью второй, 325-1 частью второй, 327 частью второй, 327-1 частями второй — шестой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;
4)
5)
3. Дознание производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;
2)
3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
5)
6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;
8)
9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200-1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215-4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283-1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.
5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — седьмой, 159-1 частями второй — четвертой, 159-2 частями второй — четвертой, 159-3 частями второй — четвертой, 159-5 частями второй — четвертой, 159-6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171-1 частями первой-1, второй, четвертой и шестой, 172, 172-2, 173-1, 173-2, 174, 174-1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193-1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200-1 частью первой, 200-2, 201, 202, 205-4, 205-5, 206, 207 частью второй, 208 — 210, 215-4 частью второй пунктом «а», 222 частями второй и третьей, 222-1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223-1, 226 частями второй — четвертой, 226-1, 228 частями второй и третьей, 228-1, 228-4, 229-1, 234-1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243-2 частью третьей, 243-3 частью второй, 263-1, 272 — 274, 282-1 — 282-3, 284-1, 285, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327-1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205-6, 285-1, 285-2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.
7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.
8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствиеСледствие — в уголовном процессе собирание и проверка доказательств, необходимых и достаточных для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. производится:

Федеральным законом от 28-12.2010 № 404-ФЗ с 1 января 2012 года пункт 1 части второй статьи 151 будет дополнен подпунктом «г» следующего содержания:

«г) о тяжких и особо тяжких преступленияхПреступление — совершенное виновно (с умыслом или по неосторожности) общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под страхом наказания. Предусмотренный законом комплекс основных признаков конкретных преступлений образует состав преступления. Преступления квалифицируются с учетом тяжести, мотивов, способа совершения, последствий, личности преступника (например, более строгое наказание рецидивистов)., совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;».

ПоложенияПоложение — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных государственных органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. статьи 151 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 28-12.2010 № 404-ФЗ), касающиеся изменения подследственности преступлений, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2012 года.

1) следователями Следственного комитетаКомитет (французское comite, от латинского committo — поручаю):
1) Государственный орган, образуемый для проведения специальных мероприятий или руководства какой-либо отраслью. В России — с начала XIX в. (К. министров, секретные К. и др.).
2) Коллегиальный выборный руководящий орган в политических партиях и общественных организациях. Российской ФедерацииФедерация (французское federation, от позднелатинского federatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. — по уголовным делам:

(в редакции Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28-12.2010 № 404-ФЗ)

Положения статьи 151 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 28-12.2010 № 404-ФЗ), касающиеся изменения подследственности преступлений, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2012 года.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ, вступающим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, в подпункте «а» пункта 1 части второй статьи 151 цифры «185 — 185.5,» будут заменены цифрами «185 — 185.6,».

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29-12.2009 № 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29-12.2009 № 393-ФЗ).

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 58-ФЗ)

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средствНаркотические средства (наркотики) (от греческого narkotikos — приводящий в оцепенение) — вещества растительного или синтетического происхождения, препараты, растения, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему и включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персоналаПерсонал (от латинского persona — личность) — коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора (контракта) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой, 189, 205, 205-1, 205.2, 208, 211, 275 — 281, 283, 284, 322 частью второй, 322-1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в редакции Федеральных законов от 24.07.2002 № 103-ФЗ, от 28-12.2004 № 187-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ)

Федеральным законом от 28-12.2010 № 404-ФЗ с 1 января 2012 года в пункте 3 части второ1 статьи 151 цифры «204 — 206» будут заменены цифрами «205, 206», цифры «290 — 293,» будут исключены.

Положения статьи 151 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 28-12.2010 № 404-ФЗ), касающиеся изменения подследственности преступлений, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2012 года.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29-12.2009 № 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29-12.2009 № 393-ФЗ).

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127-1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171-1 частью второй, 172, 174, 174-1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй — четвертой, 191 — 193, 195 — 197, 201, 202, 204 — 206, 208 — 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 — 227, 228 частью второй, 228-1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242-1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 290 — 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322-1 частью второй, 327 частью второй, 327-1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ;

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228-1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. ДознаниеДознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6 настоящей части;

(в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 № 58-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 06.06.2007 № 90-ФЗ)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

(в редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в редакции Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 27-11.2007 № 272-ФЗ, от 14.03.2009 № 38-ФЗ)

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзораНадзор — одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.05.2002 № 58-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 08-12.2003 № 161-ФЗ, от 03.07.2006 № 97-ФЗ)

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 30.06.2003 № 86-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08-12.2003 № 161-ФЗ)

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

Федеральным законом от 28-12.2010 № 404-ФЗ с 1 января 2012 года в части пятой статьи 151 цифры «204,» будут исключены.

Положения статьи 151 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 28-12.2010 № 404-ФЗ), касающиеся изменения подследственности преступлений, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2012 года.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171-1 частью второй, 172, 174, 174-1, 176, 183, 187, 188, 190, 191 частью второй, 192, 193, 195 — 197, 201, 202, 204, 206, 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй — четвертой, 228 частью второй, 228-1, 272 — 274, 282-1, 282.2, 308, 310, 327 частью второй и 327-1 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Федеральным законом от 28-12.2010 № 404-ФЗ с 1 января 2012 года в части шестой статьи 151 цифры «290 — 293,» будут исключены.

Положения статьи 151 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 28-12.2010 № 404-ФЗ), касающиеся изменения подследственности преступлений, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2012 года.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285-1, 285.2, 286, 290 — 293, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

(в редакции Федерального закона от 08-12.2003 № 161-ФЗ)

Примечание:

По вопросу, касающемуся прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел, см. Указание Генпрокуратуры РФ от 29.01.2008 № 14/49.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокуроромПрокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 04.07.2003 № 92-ФЗ)

Законы, кодексы и указы бесплатно.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322, частью первой статьи 322.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности) и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Федеральным законом от 04.11.2019 № 354-ФЗ «О внесении изменений в ст.322.1 УК РФ и ст. 151 УПК РФ» внесены поправки в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Касательно УК РФ в ст. 322.1 «Организация незаконной миграции» добавлен пункт о том, что за совершение подобного преступления лицом с использованием своего служебного положения предусмотрено наказания в виде:

— лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет либо без такового;

— ограничение свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Поправками в УПК РФ стала новая редакция ст. 151 УПК РФ «Подследственность» в которой указано, что расследованием по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных, в том числе, ч.1 ст 332.1 УК РФо незаконной миграции с использованием служебного положения, в том числе преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности, занимаются дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности.

Данные изменения вступили в законную силу с 15.11.2019 г.

Прокурор города Балашова А.В. Дементьев

УДК 343.1

Подследственность преступлений экстремистской направленности: вопросы теории и нормативного регулирования

Латыпов Вадим Сагитьянович,

Уфимский юридический институт МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

e-mail: Vadi-Latypov@yandex.ru

В статье осуществлен правовой анализ уголовно-процессуального института подследственности преступлений экстремистской направленности. Рассматриваются признаки подследственности, вопросы, возникающие при определении термина «подследственность». Автором проводится сравнение уголовно-процессуального законодательства России и отдельных стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств. По результатам исследования автором предложены изменения в действующее уголовно-процессуальное законодательство России, а также сформулированы отдельные выводы теоретического характера.

Ключевые слова: правосудие; уголовный процесс; подследственность; участники уголовного процесса; территориальность; экстремизм; форма расследования; предварительное следствие; дознание.

Competence of crimes of extremist orientation: questions of the theory and standard regulation

Latypov Vadim Sagityanovich,

Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law, Associate professor

Уголовно-процессуальное законодательство основным своим назначением закрепило защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод (ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1). Решение поставленных задач и достижение указанных целей зависит от слаженности работы правоохранительных органов на всех этапах расследования, начиная с момента принятия сообщения о совершенном или готовящемся преступлении до итогового решения по расследуемому уголовному делу. Крайне важным этапом

в процессе расследования являются первоначальные досудебные стадии уголовного процесса.

Законность, полнота и всесторонность расследования должны достигаться с первоначальных следственных действий, производимых властными субъектами уголовного судопроизводства. Одним из процессуальных институтов, позволяющих обеспечить права и законные интересы участников уголовного судопроизводства, является уголовно-процессуальный институт подследственности.

Нельзя не согласиться с позицией Р. Л. Мифтахо-ва, который отметил, что «соблюдение норм о подследственности влияет на повышение качества предварительного расследования, позволяет избежать дублирования в работе органов, осуществляющих такое расследование. Нарушение норм о подследственности ведет к его затягиванию, признанию до-

казательств, полученных с нарушением правил подследственности, недопустимыми»1.

Уголовно-процессуальный институт подследственности традиционно рассматривается в рамках общих условий предварительного расследования, однако анализ действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволяет констатировать, что нормы, посвященные вопросам подследственности, содержатся и в других разделах и главах закона, в частности, в ст. 109, 145, 146, 150, 152, 153, 154, 155, 157, 226.2, 226.9, 237 УПК РФ. Подобный анализ норм, включающих вопросы подследственности, в научной литературе производился в разное время. Так, в 1986 г. по уголовно-процессуальному законодательству РСФСР подобная попытка была предпринята 3. 3. Зинатуллиным, М. С. Салаховым и Л. Д. Чулюкиным2, в 2015 г. Э. П. Григонис и А. Р. Клызбаев3 привели ряд норм, регламентирующих вопросы подследственности, однако последними были учтены далеко не все статьи, отражающие уголовно-процессуальные вопросы, регламентирующие институт подследственности.

Определение подследственности является ключевым вопросом, касающимся возбуждения, раскрытия и расследования преступлений, возникающим, как правило, на этапе принятия решения о возбуждении уголовного дела. Так, в соответствии со ст. 145 УПК РФ одним из видов решения, наряду с возбуждением или отказом в возбуждении уголовного дела, является передача сообщения по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Но необходимость в разрешении подследственности может возникнуть и на последующих стадиях расследуемого уголовного дела.

Важно отметить, что предшествует принятию решения о возбуждении уголовного дела этап проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.

Статья 144 УПК РФ предусматривает перечень должностных лиц, на которых возложена обязанность рассмотрения сообщения о преступлении. Первоначальная проверка должна осуществляться именно тем органом, на который возложена обязанность принятия решения о возбуждении уголовного дела. В данном случае разделяем принципиальную позицию, высказанную 3. 3. Зинатуллиным, М. С. Салаховым и Л. Д. Чулюкиным, которые полагают, что «именно в ходе проверки сообщения или заявления

0 совершенном преступлении или о подготовляемом преступлении в результате оценки материалов проверки у должностного лица формулируется вывод о его обоснованности или, наоборот, необоснованно-

1 Мифтахов Р. Л. Подследственность уголовных дел: дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2005. С. 3.

2 См.: Зинатуллин 3. 3., Салахов М. С., Чулюкин Л. Д. Подследственность уголовных дел. Казань, 1986. С. 5.

сти. Поэтому очень важно, чтобы за подписью этого должностного лица, которое несет ответственность за правильность разрешения заявления или сообщения о преступлении, было принято процессуально оформленное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом»4.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство России предусматривает проведение расследования в двух формах — предварительного следствия и дознания. Предварительное расследование в форме дознания, в свою очередь, может проходить в общем порядке либо в сокращенной форме.

Реализация принципа законности в ходе осуществления предварительного расследования по конкретному уголовному делу достигается в том числе и в определении формы этого расследования, что в конечном счете отражается и на соблюдении законности по всему уголовному делу в целом.

Отсутствие законодательно закрепленного понятия «подследственность» порождает обилие авторских подходов в определении данного института. В научной литературе можно встретить различные формулировки. Так, С. Б. Россинский под подследственностью рекомендует понимать «юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия»5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. А. Шейфер характеризует подследственность как «совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, какой следователь или орган дознания должен вести по делу предварительное следствие»6. Последний подход наиболее распространен в научной литературе, мы также придерживаемся этой позиции.

С целью исключения разночтений и вольности трактовки данного уголовно-процессуального института предлагаем внести изменения в ст. 151 УПК РФ, дополнив ее пунктом 1.1, законодательно закрепив термин «подследственность» следующего содержания: «Подследственность представляет собой совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания».

Органы, осуществляющие расследование преступлений в форме предварительного следствия или дознания, указаны в ст. 151 УПК РФ. Отдельного внимания заслуживает юридическая техника построения рассматриваемой нормы. Законодатель сформулировал данную статью, представляющую собой бланкетно-отсылочную норму. Структурно статья предусматривает форму проведения предва-

4 Зинатуллин 3. 3., Салахов М. С., Чулюкин Л. Д. Указ. соч. С. 5.

5 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П. А. Лупинская. М., 2011. С. 486.

6 Уголовный процесс: учебник / под ред. В. А. Лазаревой. М., 2015. С. 297.

рительного расследования и закрепляет конкретные правоохранительные органы, имеющие право осуществлять предварительное расследование по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

В теории уголовного процесса принято выделять признаки, присущие институту подследственности: предметную, или родовую, персональную, альтернативную и территориальную подследственность.

Предметный, или родовой, признак предполагает отнесение конкретного состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством России, к компетенции органа дознания или предварительного следствия.

Персональный признак основан на установлении специального субъекта, совершившего преступление, обладающего присущими ему специфическими признаками. К данной категории могут быть отнесены лица, указанные в ст. 447 УПК РФ, должностные лица Следственного комитета РФ, органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ и другие. Полный перечень специальных субъектов предусмотрен в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 и 4 ст. 151 УПК РФ.

Альтернативная подследственность выделялась в теории уголовного процесса еще в советский период, во времена действия УПК РСФСР, и предполагала возможность осуществления предварительного расследования тем органом, который выявил соответствующее преступление. По этому признаку подследственность определяется по уголовным делам, перечисленным в ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с совершением которого возбуждено соответствующее уголовное дело.

В случае возникновения неоднозначной ситуации, когда по материалам дела не удается установить подследственность уголовного дела, законодателем предусмотрена ч. 8 ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой «споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор».

Отдельно следует обратить внимание, что помимо перечисленных критериев определения подследственности самостоятельным признаком, закрепленным в ст. 152 УПК РФ, является территориальный. Территориальный признак предполагает определение подследственности в зависимости от места производства предварительного расследования.

В соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ в случае, если следователь, дознаватель установит, что уголовное дело ему не подследственно, он производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

Справедливо замечание А. В. Селютина, который отметил, что институт подследственности «является важным связующим звеном для применения норм

материального (уголовного) права и процессуального права в сложной и ответственной работе правоохранительных органов в борьбе с преступностью»1. Высказанную позицию дополняют Э. П. Григонис и А. Р. Клызбаев: «При исследовании свойств уголовного дела, служащих критерием определения его предметной подследственности, необходимо учитывать положения науки уголовного права, прежде всего, положений об объекте и предмете преступления»2.

Кроме того, принято говорить и о влиянии политики государства в сфере организации правоохранительной деятельности на институт подследственности. Полагаем, что 40 федеральных законов, внесших изменения в указанную норму, достаточно красочно отражают подверженность изменениям данного уголовно-процессуального института. Отчасти это связано с созданием, а в последующем — и упразднением отдельных органов и служб, в частности, федеральных органов налоговой полиции, органов наркоконтроля и других. Э. П. Григонис и А. Р. Клызбаев полагают, что «институт подследственности является одним из самых нестабильных среди других институтов уголовно-процессуального права»3.

В то же время вызывают озабоченность объемность и конструктивная сложность построения нормы УПК РФ, регламентирующей подследственность. Неоднократно в научной литературе обращалось внимание на необходимость систематизации или видоизменения информации, изложенной в данной статье. Так, к примеру, Э. П. Григонис и А. Р. Клызбаев предлагают осуществить перевод ст. 151 УПК РФ «с «языка цифр» на «язык слов»»4, что, на наш взгляд, несколько опрометчиво и приведет к необоснованному увеличению объема и без того громоздкой нормы. С. В. Супрун в ходе исследования предметной подследственности органов предварительного следствия пришел к выводу о целесообразности «на законодательном уровне ревизионно пересмотреть нормы ч. 2 ст. 151 УПК РФ, регулирующие предметный вид подследственности органов предварительного следствия Российской Федерации, выделить из них неоднократно повторяющиеся виды преступлений и исключить их из содержания предметного вида подследственности»5. Н. В. Османова предлагает и вовсе «ввести в главу 6 УПК РФ (Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения) статью 41.1, диспозицию которой изложить аналогично редакции, существующей в статье 151 (Подследствен-

1 Селютин А. В. Проблемы разграничения подследственности в уголовном процессе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 3.

2 Григонис Э. П., Клызбаев А. Р. Указ. соч. С. 44.

3 Там же. С. 46.

4 Там же. С. 55.

5 Супрун С. В. Предметная подследственность органов предварительного следствия нуждается в ревизионном пересмотре и дополнительном регулировании // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4. С. 58-62.

ность), исключив последнюю из 21 главы УПК РФ»1, другими словами, «переместить» норму из одной главы процессуального законодательства в другую, по мнению автора, более подходящую. Безусловно, это далеко не полный анализ предлагаемых в научной литературе изменений и каждое из них имеет право на существование, поскольку подкреплено убедительными аргументами, проведенными исследованиями. Однако, на наш взгляд, для придания научности и глубины изучения необходимо проанализировать уголовно-процессуальный институт подследственности в процессуальном законодательстве зарубежных стран. Работы подобного рода встречаются в научной литературе. Так, в частности, вопросом изучения подследственности по уголовно-процессуальному закону Франции, Германии и США занимался Н. В. За-харов2. Мы предлагаем рассмотреть более близкое нам исторически и политически законодательство стран, входящих в состав СНГ, — Республики Беларусь (далее — РБ), Республики Казахстан (далее — РК) и Азербайджанской Республики (далее — АР).

Не вдаваясь в детальный анализ, отметим, что во всех перечисленных странах действующее уголовно-процессуальное законодательство регламентируется уголовно-процессуальными кодексами3, которые, в свою очередь, содержат норму, посвященную подследственности: ст. 182 «Подследственность» УПК РБ, ст. 187 «Подследственность» УПК РК и лишь по УПК АР подследственность не выделяется самостоятельной нормой, а входит в ст. 214 «Производство дознания по уголовным делам» и ст. 215 «Производство предварительного следствия по уголовным делам». Общим во всех анализируемых кодексах является и то, что законодатель традиционно отнес уголовно-процессуальный институт подследственности к общим условиям предварительного расследования (УПК РБ, УПК АР) или общим условиям производства досудебного расследования (УПК РК).

Каждая из указанных норм так же, как и в российском Уголовно-процессуальном кодексе, построена по принципу отсылочного характера, со ссылками на нормы материального права так же, как и в российском законодательстве, указанным нормам присущи объемность и сложность в восприятии. Просматривается аналогичность и в вопросе о спорах по подследственности, которые, как и по УПК РФ, во всех представленных странах разрешает прокурор. Имеет место и распределение подследственности по выделенным нами ранее признакам.

1 Османова Н. В. Институт подследственности в досудебном уголовном производстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 11.

3 В ходе анализа уголовно-процессуального законодатель-

ства нами были использованы расположенные в общем до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что закрепленный в УПК РФ институт подследственности не имеет существенных различий с процессуальным законодательством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Азербайджанской Республики. Однако считаем необходимым отметить, что, в отличие от остальных, УПК Республики Казахстан содержит нормы, регламентирующие процессуальный порядок принятия решения при расследовании террористических и (или) экстремистских преступлений. Так, достаточно любопытная норма закреплена в ч. 1 ст. 185 УПК РК, согласно которой при наличии поводов к осуществлению досудебного расследования по делам об экстремистских и террористических преступлениях органы уголовного преследования вправе с санкции прокурора отложить срок регистрации заявления, сообщения или рапорта на срок, определенный прокурором. Такой подход свидетельствует об акцентировании внимания законодателя на расследовании преступлений указанной категории. Кроме того, нормы, регламентирующие данный вопрос, закреплены и в других статьях: ч. 3 ст. 113, п. 2 ч. 9 ст. 148, ч. 4 ст. 151, ч. 8 ст. 161 УПК РК.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение предварительного расследования: в п. 1 ч. 2 ст. 151 по преступлениям экстремистской направленности следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 282-282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации; п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 280-280.1 УК РФ.

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 151 УПК РФ некоторые деяния обладают альтернативной подследственностью, их расследование одновременно возможно следователями любого выявившего эти преступления следственного подразделения (ст. 282.1-282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации).

21 сентября 2018 г. в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением правоохранительными органами законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности, а также в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»4 издано указание Генпрокуратуры России «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности»5.

5 Указание Генпрокуратуры России от 21 сентября 2018 г. № 602/27 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности» (далее — Указание) // Законность. 2018. № 11.

Указание обязывает органы прокуратуры обеспечить эффективный надзор за исполнением ФСБ России, МВД России, ФСИН России законов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности. По фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа произвести передачу результатов оперативно-разыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Кроме того, в п. 1.4 Указания обращено внимание на соблюдение следователями и дознавателями при рассмотрении сообщений о преступлениях экстремистской направленности установленных законом требований о подследственности.

Недопустима передача материалов по сообщениям о преступлениях экстремистской направленности по подследственности, в том числе территориальной, без достаточных на то оснований (п. 1.5 Указания).

Вышеперечисленные лица обязаны незамедлительно принимать меры к проверке законности решений о направлении материалов по подследственности, путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений в уполномоченные органы и их регистрацию в установленном порядке.

Отметим, что согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в полномочия прокурора входит следующее: передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи.

По каждому сообщению о преступлении экстремистской направленности органы прокуратуры обязаны осуществлять незамедлительную проверку законности процессуальных решений.

Определим основные выводы по проведенному исследованию.

Отсутствие законодательно закрепленного определения подследственности не позволяет сформировать единый подход теоретиков уголовного процесса и правоприменителей к пониманию данного уголовно-процессуального института. Считаем целе-

сообразным внести изменения в ст. 151 УПК РФ, дополнив ее содержанием определения подследственности.

Среди ключевых признаков, присущих анализируемому институту, традиционно выделяют предметный (родовой), персональный, альтернативный и территориальный, вместе с тем отмечается его прямая зависимость от политико-управленческих решений, что отчетливо прослеживается в количестве и частоте вносимых в ст. 151 УПК РФ изменений.

Отмечены массивность и сложность построения нормы, регламентирующей подследственность, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. В то же время проведенное сравнительно-правовое исследование процессуального законодательства отдельных зарубежных стран показало, что нормы подобного содержания и построения присущи законодательству Республики Казахстан, Республики Беларусь и Азербайджанской Республики.

Вместе с тем отмечено повышенное внимание законодателя к преступлениям экстремистской направленности, об этом свидетельствует существование Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», наличие большого количества норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, а также изданное 21 сентября 2018 г. указание Генпрокуратуры России «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности».

Библиографический список

4. Мифтахов Р. Л. Подследственность уголовных дел: дис. … канд. юрид. наук / Р. Л. Мифтахов. -Ижевск, 2005.

7. Супрун С. В. Предметная подследственность органов предварительного следствия нуждается в ревизионном пересмотре и дополнительном регули-

ровании / С. В. Супрун // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2013. — № 4. — С. 58-62.

9. Уголовный процесс: учебник / под ред. В. А. Лазаревой. — Mосква: ЮСТИЦИЯ, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliograficheskiy spisok

4. Miftakhov R. L. Podsledstvennost ugolovnykh del: dis____kand. yurid. nauk / R. L. Miftakhov. — Izhevsk, 2005.

admin