Указ президента о зарплате медработников

Олег Белевский, 16 сентября 2019, 08:09 — REGNUM Недавно спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что депутатам Госдумы при работе над проектом федерального бюджета 2020−2022 годов необходимо изучить вопрос заработных плат работников образования и здравоохранения без учета управленческого звена. «Когда мы говорим о средней зарплате по регионам в отношении работников образования, здравоохранения, было бы также правильным посмотреть среднюю зарплату не учителя в школе, где средняя зарплата рассчитывается с учетом зарплаты директора и заместителей, не среднюю зарплату по больнице, где есть зарплата главного врача, заместителя главного врача и бухгалтера, а (среднюю зарплату) без управленческого персонала. Тогда у нас будет другая зарплата и другие цифры», — заявил Володин.

Среднестатистическая зарплата московского врача вполне может включать в свой состав очень разные цифры

Действительно, разница между реальной заработной платой обычного врача и среднестатистическим показателем порой столь значительна, что заставляет с большим недоверием относиться к данным Росстата. Уже не раз и не два разногласия по поводу реальной и среднестатистической зарплаты различных категорий работников давали о себе знать на самом высоком государственном уровне — вспомним те многочисленные ситуации во время встреч с президентом, когда журналисты и обычные граждане называли одни цифры, а глава государства, опираясь на статистические данные, — другие.

Врач

Чтобы понять, из-за чего возникает проблема, рассмотрим ситуацию с реальной заработной платой врачей в Москве и ее отражением в зеркале официальной статистики.

Так, например, по данным Росстата, в первом полугодии 2019 г. средняя зарплата врача в Москве составляла 143,5 тыс. руб. — почти в два раза больше чем средняя зарплата по Москве — 74,4 тыс. руб. Если вспомнить Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который предусматривал повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, то ситуация в столице выглядит очень даже неплохо. После уплаты 13%-го налога на доходы физических лиц (НДФЛ) московские врачи должны получать на руки (так сказать «чистыми») в среднем по 124,8 тыс. руб. — что является весьма внушительной суммой даже для Москвы (не говоря уже о российских регионах).

На самом деле, в Москве не так-то просто найти врача, который получает эту самую среднестатистическую зарплату. Врачи, работающие в обычных московских медицинских учреждениях, в лучшем случае получают на руки около 100 тыс. руб. в месяц, а многие таких денег и вовсе не видят. Например, в поликлиниках т. н. узкие специалисты — хирурги, невропатологи, офтальмологи, отоларингологи и т. д. — обычно получают на руки 60−65 тыс. руб, а участковые терапевты и участковые педиатры — раза в полтора больше — обычно 85−90 тыс., реже — 100 тыс. руб. или чуть больше. Это означает, что до вычета НДФЛ реальная зарплата московского узкого специалиста составляет около 75 тыс. руб., а участкового врача — 100−115 тыс. Именно такими показателями, а не среднестатистическими 143,5 тыс. руб., должна была бы оперировать статистика, если бы перед ней была поставлена задача дать более-менее адекватную зарплатную картину московского здравоохранения!

С другой стороны, не является секретом тот факт, что зарплата медицинских руководителей превышает зарплату обычных врачей в разы. Судить о ней весьма непросто, т.к. Росстат, располагая на этот счет достаточными данными, хранит вполне объяснимое молчание, скрывая имеющиеся различия за усредненными показателями зарплаты врачей как таковых (и имеет на это полное право, поскольку администрация больницы или поликлиники — это ведь тоже врачи!).

Тем не менее в условиях отсутствия прямых статистических данных получить какое-то приблизительное представление о зарплатах московских врачей-начальников все-таки можно. Для этого следует обратить внимание на «Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих ДЗМ и лиц, замещающих государственные должности города Москвы и членов их семей», которые ежегодно размещаются на официальном сайте Департамента здравоохранения Москвы в рубрике «борьба с коррупцией».

Коррупция Дарья Антонова © ИА REGNUM

Картина открывается довольно пестрая. Первое, что бросается в глаза, — это значительное доходное неравенство среди главных московских врачей. Так, в 2018 г. месячный доход (до уплаты НДФЛ) «самого бедного» главного врача едва превысил 83 тыс. руб., а «самого богатого» — 2 млн. 833 тыс. (т.е. разница в 34 раза!). Если же говорить о среднем уровне доходов данной социальной группы, то о нем свидетельствует следующий факт: совокупный доход 283 главных врачей государственных московских учреждений здравоохранения составил 1 млрд 225 млн руб. (а с учетом доходов членов семей 1 млрд 539 млн руб.) — т. е. в среднем 360 тыс. руб. в мес. на одного главврача до уплаты НДФЛ, или 313 тыс. — после уплаты. При этом следует учесть, что доходы не всегда тождественны зарплате — они могут быть несколько больше, т.к. помимо зарплаты могут включать в себя и доходы с различных видов капитала (т.е. дивиденды, проценты, роялти и пр.). Однако именно зарплата составляет значительную (по нашим оценкам, от 80 до 100%) часть доходов врачей-руководителей. Соответственно, размер доходов главных врачей дает хотя и не точное, но очень близкое к реальности представление о размерах получаемых ими зарплат.

Согласуется ли существующий разрыв в зарплатах медицинского руководства и обычных врачей со среднестатистическими показателями Росстата? Вполне согласуется. Проиллюстрируем этот тезис на простой числовой модели.

Предположим, что мы имеем 100 врачей, в отношении которых Росстат утверждает, что их средняя зарплата составляет 143,5 тыс. руб. в месяц. Их общий зарплатный фонд составит 14 млн 350 тыс. руб.

Предположим также, что из этих 100 врачей 35 — это узкие специалисты, получающие (до уплаты НДФЛ) зарплату на уровне 75 тыс. руб., а 35 — это участковые врачи, получающие соответственно около 115 тыс. руб. Их зарплатный фонд составит 6,65 млн руб.

Оставшиеся 7,7 млн руб. зарплатного фонда потратим на оплату труда 30 медицинских руководителей (главврачей, их заместителей, бухгалтеров, заведующих филиалами, отделениями и т.д.) — в среднем получится по 256 тыс. руб. (223 тыс. руб. после уплаты НДФЛ) в месяц.

Чтобы более точно представить, как в реальной жизни может выглядеть и эта усредненная цифра, введем в нашу числовую модель еще одно допущение: пусть из 30 медицинских начальников 20 будут начальниками среднего уровня, получающими по 200 тыс. руб. (174 тыс. после вычета НДФЛ). Тогда оставшиеся 10 человек из числа высшего руководства получат в среднем по 370 тыс. руб. (322 тыс. руб. после вычета НДФЛ) — что примерно соответствует тому уровню доходов, которые сегодня декларирует высшее звено московского медицинского руководства.

Ян Стен. Остерегайтесь роскоши. 1663

Таким образом, мы видим, что среднестатистическая зарплата московского врача в 143,5 тыс. руб. при всей своей внушительности и благополучии вполне может включать в свой состав очень разные цифры: с одной стороны, 75 тыс. руб. зарплаты узкого специалиста и 115 тыс. руб. участкового терапевта или участкового педиатра, а, с другой стороны, 200 тыс. руб. среднего медицинского руководства и 370 тыс. руб. высшего. Как нетрудно понять, одним из следствий реализации такой зарплатной модели является то, что даже в московских поликлиниках хронически (а иногда и остро!) не хватает узких специалистов и участковых врачей, что, как известно, не способствует эффективной работе медицинских учреждений. Кроме того, как показывают простые наблюдения, когда врач, работающий в поликлинике узким специалистом или участковым, слышит очередные заявления чиновников о величине средней зарплаты, то, сравнивая ее со своей — значительно более низкой — реальной зарплатой, он небезосновательно чувствует, что ему существенно недоплачивают за его труд — в первом случае около половины, а во втором — около трети его зарплаты!

Поэтому предложение спикера Госдумы В. Володина о необходимости изучить вопрос заработных плат работников образования и здравоохранения без учета управленческого звена следует признать вполне разумным и назревшим. По-крайней мере его реализация позволит перейти от победных реляций о величине среднестатистической зарплаты к видению реальной картины и реальных проблем, существующих и в здравоохранении, и в других важных социальных сферах.

Читайте развитие сюжета: Справедлив ли разрыв в зарплатах врачей и руководителей медучреждений?

Группа депутатов во главе с Сергеем Мироновым внесла на рассмотрение нижней палаты парламента соответствующий законопроект1, в котором предлагает дополнить Трудовой кодекс ст. 350.1, предусматривающей, что размер заработной платы отдельных медработников по основной должности, без учета совместительства не должен быть ниже размера средней зарплаты в том субъекте РФ, в котором они трудоустроены. Речь идет о следующих категориях работников:

  • участковые и семейные врачей;
  • врачи фельдшерско-акушерских пунктов;
  • врачи скорой медицинской помощи.

Помимо этого, предлагается установить среднюю зарплату работников медорганизаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, в размере не менее чем 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Соответствующие поправки предусматриваются также в ст. 133.1, ст. 144 Трудового кодекса РФ.

В обоснование предлагаемых мер авторы законопроекта приводят доводы о том, что в настоящее время штатные должности врачей первичной медико-санитарной помощи зачастую укомплектованы за счет вынужденного совмещения ставок и должностей, что приводит к повышению рабочей нагрузки на врача и может стать причиной снижения качества оказываемых пациентам медицинских услуг. При этом несмотря на то, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение средней зарплаты, в том числе врачей до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе, объективно результаты повышения средней зарплаты врачей не вполне отражаются на зарплате конкретных специалистов. В этой связи авторы законопроекта планируют изменить баланс составляющих оплаты труда отдельных категорий медработников.

1 С текстом законопроекта № 898575-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Ранее РБК подсчитал на основании данных Росстата, что цели майских указов президента в части зарплат бюджетникам были достигнуты только в 16 регионах. Это Брянская, Владимирская, Тамбовская, Вологодская, Ленинградская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тюменская (без учета входящих в нее автономных округов) и Новосибирская области, а также Ставропольский и Алтайский края, Татарстан, Чувашия и Бурятия. В части регионов средние зарплаты раскрываются не по всем категориям «майских» бюджетников в целях обеспечения конфиденциальности первичных данных (например, в Карелии, Ненецком АО и других), и это не позволяет сделать однозначный вывод об исполнении там указов.

Во всех остальных российских регионах формально указы не выполнены хотя бы по одной категории бюджетников, показали подсчеты РБК на основании данных Росстата.

Кроме того, РБК подсчитал, что в трети госбольниц зарплата ниже средней по региону, а более чем в ста зарплата за год и вовсе снизилась.

Комментируя эти данные, Минздрав заявил, что расчеты, в которых рассматривались средние зарплаты врачей и немедицинских работников больниц, «не отражают реальной картины и не учитывают различия средних заработков медиков в зависимости от индивидуальных факторов». Среди факторов, которые влияют на зарплаты медработников — уровень оказания медицинской помощи и выполнение ее объемов, а также квалификация, сложность выполняемой работы и количество отработанного времени, отмечал Минздрав.

Что еще выяснила Счетная палата

Проверка также показала, что Минздрав не обеспечил достижения целевых значений по трем из пяти показателей госпрограммы «Развитие здравоохранения». Это ожидаемая продолжительность жизни, смертность от новообразований и удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

Счетная палата также выяснила, что все основные распорядители бюджета в сфере здравоохранения (за исключением Росздравнадзора) продемонстрировали низкие темпы освоения бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. В самом Минздраве этот показатель составил 68,9%, в Роспотребнадзоре — 39,9%, в Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) — 32,4%.

Низкий процент освоения средств свидетельствует «о системных недоработках при планировании расходов и недостаточном контроле за реализацией Федеральной адресной инвестиционной программы», пояснил аудитор Счетной палаты Михаил Мень. Это, по его словам, грозит «необоснованным отвлечением средств федерального бюджета» и затягиванием сроков сдачи объектов.

Для всех объектов проверки также характерны нарушения в сфере закупок, указала Счетная палата.

Кабмин подготовит предложения о продлении стимулирующей политики в отношении медиков, работающих с ковидными пациентами, сообщил 17 августа глава кабмина Михаил Мишустин. Какие выплаты положены медикам сегодня и как обстоят дела с их начислением, разбиралась «Парламентская газета».

Кто получает федеральные выплаты

Федеральные стимулирующие надбавки медикам, работающим с заражёнными коронавирусом пациентами, начисляются по двум постановлениям Правительства — № 415 и № 484.

Первый документ предусматривает выплаты «за особые условия труда и дополнительную нагрузку» медработникам, оказывающим медпомощь гражданам, с подтверждённой коронавирусной инфекцией, либо работающим с биологическим инфицированным материалом.

Выплаты производятся:

  • врачам скорой помощи — 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за девять месяцев 2019 года, по данным Росстата;
  • среднему медперсоналу скорой помощи — 40 процентов;
  • младшему медперсоналу скорых, фельдшерам (медицинским сестрам) по приёму вызовов — 20 процентов;
  • врачам поликлиник, в том числе инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), педиатрам, терапевтам, пульмонологам — 80 процентов;
  • среднему медицинскому персоналу поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) — 40 процентов;
  • младшему медицинскому персоналу поликлиник и ФАПов — 20 процентов;
  • врачам стационаров (в том числе инфекционистам, анестезиологам-реаниматологам) — 100 процентов;
  • среднему медперсоналу стационаров — 50 процентов;
  • младшему медперсоналу стационаров — 30 процентов.

Чётких сроков её начисления постановлением не предусмотрено. Начисляется доплата за каждый месяц с даты формирования ковидного отделения (бригады скорой медицинской помощи) за фактически отработанное время по графику.

Во втором постановлении, № 484, речь идёт о так называемых президентских выплатах за работу в ковидных стационарах: надбавки врачам за это составляют 80 тысяч рублей, среднему медперсоналу — 50 тысяч рублей, младшему медицинскому персоналу — 25 тысяч рублей.

Также, согласно этому документу, врачам скорой помощи, обслуживающим вызовы к пациентам с коронавирусом, полагаются выплаты в 50 тысяч рублей, фельдшерам, медсёстрам и водителям — по 25 тысяч рублей.

Эта надбавка начисляется в полном объёме без учёта фактически отработанного времени. Первоначально было принято решение начислять выплату за работу в апреле, мае и июне. После глава государства принял решение оставить надбавку в июле и августе.

Все федеральные выплаты борющимся с коронавирусом медикам полностью освобождены от НДФЛ, то есть выплачиваются в полном объёме, без налоговых удержаний. Причём по предложению президента надбавки должны быть в обязательном порядке учтены при расчёте отпускных либо компенсации за неиспользованный отпуск.

Региональные доплаты медикам также предусмотрены

Помимо федеральных доплат в ряде субъектов Федерации предусмотрены собственные надбавки медикам.

К примеру, в Москве региональную надбавку получают медработники стационаров, где лечат ковидных больных. Врачи перепрофилированных больниц получат по 70 тысяч рублей, средний медицинский персонал — 50 тысяч рублей, младший медперсонал и другие работники — 30 тысяч рублей.

В Подмосковье доплату начисляют за оказание помощи: пациентам с подтверждённой коронавирусной инфекцией; пациентам с внебольничной пневмонией или признаками острых ОРВИ; пациентам с подозрением на COVID-19, которые проходят лечение дома; в обслуживании пациентов и персонала, имеющих риски заражения на рабочих местах (сотрудники приёмных отделений, рентгенологических кабинетов, буфетов, столовых, уборщики, кастелянши и т.д.).

Максимальные выплаты за ставку составляют: врачам — 50 тысяч рублей, среднему медперсоналу — 30 тысяч рублей, младшему медперсоналу — 10 тысяч рублей, водителям — сотрудникам поликлиник и служб скорой помощи — 15 тысяч рублей, другому персоналу — 10 тысяч рублей.

В Вологодской области стимулирующие выплаты назначаются в том числе техническим работникам обсерваторов.

Жизнь и здоровье врачей застраховали

Врачам, среднему и младшему медперсоналу, а также водителям скорой помощи, непосредственно работающим с пациентами с подтверждённой коронавирусной инфекцией или подозрением на неё, согласно указу президента, положены также и страховые выплаты.

Их начисляют тем медикам, кто заразился COVID-19 на рабочем месте. Если это станет причиной временной нетрудоспособности, страховка составит 68 811 рублей. Если болезнь приведёт к инвалидности, размер выплат составит от 688 113 рублей (III группа) до 2 064 339 (I группа). В случае смерти медработника размер выплаты составит 2 752 452 рублей.

Страховые выплаты производятся Фондом социального страхования. Расследование страховых случаев и начисление страховки осуществляется в срок, не превышающий четырёх дней.

Коронавирус ещё не побеждён

Несмотря на то что вновь выявленных пациентов с COVID-19 в России становится меньше, отказываться от стимулирующей политики в отношении медработников в Правительстве не планируют. Предложения о её продлении кабмин представит президенту, заявил 17 августа Михаил Мишустин.

Эту позицию поддерживают в Госдуме. «В целом по стране ситуация стабилизировалось, динамика по заболеваемости положительная, но это не значит, что коронавирус уже полностью побеждён и о нём можно забыть, — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. — На медиках, которые участвуют в борьбе с пандемией, по-прежнему лежит большая нагрузка».

Комитет Госдумы по охране здоровья и «Единая Россия» — в рамках партпроекта «Здоровое будущее» — ведут постоянный мониторинг за выплатами медработникам, подчеркнул депутат. Информация поступает и непосредственно от медиков, и по линии региональных отделений партии. Также парламентарии следят за соответствующими публикациями в СМИ и соцсетях.

«В мае вопросов и обращений было действительно много, путаница возникла из-за недопонимания по методике начисления выплат, — подтвердил Дмитрий Морозов. — Как мы помним, несколько раз эту тему поднимал на совещаниях президент. После того как в регионы были направлены дополнительные разъяснения, а также рекомендации главврачам лучше пояснять коллективам, по какому принципу выплату назначают, жалоб стало значительно меньше».

В то же время, по словам депутата, власти всех уровней продолжают уделять этой теме особое внимание. За прошедшие месяцы Комитет Госдумы по охране здоровья несколько раз обращался в Правительство и Минздрав с просьбой предоставить актуальную информацию о начисленных выплатах. Проверки по жалобам медиков проводили Следственный комитет и прокуратура.

Сейчас Комитет Госдумы по охране здоровья получает единичные обращения, связанные с надбавками. Вопросы по каждой жалобе оперативно решаются с Минздравом и регионами.

Кроме того, депутаты приняли постановление Госдумы с рекомендацией Счётной палате провести мониторинг начисления выплат по постановлению №415, к реализации которого возникало больше всего вопросов. И соответствующее мероприятие уже включено в план работы ревизионного органа на 2020 год.

admin