Учитель наказывает

Повышенный голос преподавателя, кажется, удивит уже немногих школьников. Иногда учителя заходят дальше и применяют наказания. Например, заставляют приседать, мыть посуду или просто запугивают. Преподаватель литературы и автор телеграм-канала о книгах и хип-хопе Артём Новиченков объясняет, почему учителя не имеют права наказывать детей (даже оценками).

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

«Географ бил указкой по спине, если человек крутился. Ещё как-то раз мальчик опоздал на урок, и географ кинул в него свой ботинок. Помолчав, он сказал: «Подай ботиночек»».

Лена, второкурсница МГПУ

«Учителя физкультуры заставляли перебирать грязную форму, а иногда уносить домой стирать в качестве наказания за пропуски. Иногда вместо физ-ры мы мыли посуду за учителями. Одну девочку они отправили купить им копчёную курицу».

Ученики одной московской школы

«Плохо себя вели на уроке, и нас учитель истории заставил сидеть на корточках всю перемену. В такой позе ноги начинают затекать. Потом ходить сложно, не то что бегать».

Вахтанг, первокурсник МГУ

«За опоздания на уроки ОБЖ наших мальчиков заставляли отжиматься, а девочек приседать».

Лиля, второкурсница РУДН

«Две девочки не слушались правил учителя «не произносить ни звука и убрать телефоны» и начали с ним спорить. Учитель литературы сказал: «Ты не адекватная, с родителями себя тоже так вести будешь или они у тебя такие же?». Девочки ответили грубо. Потом учитель взял вещи девочек и выкинул в коридор. А оставшиеся 30 минут сказал нам сидеть тихо и ничего не делать».

Оля, десятиклассница

«Шла в школу, вейпила. Запалила училка по литературе (старуха набожная). Захожу в класс, сажусь, как всегда, за первую парту прямо перед ней, а она мне говорит пересесть со словами»От тебя табаком воняет» — и устроила скандал, когда я отказалась».

Аня, выпускница

Все эти «отзывы» я собрал у своих учеников, которые уже либо окончили школу, либо ушли из неё. Когда учил их, ничего об этом не знал. Наверняка у каждого есть подобная история, даже если у вас была сильная школа. А если нет, то я за вас искренне рад.

Я вообще периодически слышу от коллег учителей, как они наказывают опоздавших учеником стоянием на уроке или приседаниями. Или просто принуждают петь песню. Моя учительница русского языка по 10-15 раз за урок заставляла вставать и садиться, когда мы плохо себя вели.

На первый взгляд, такая форма дисциплины в школе может показаться безобидной. Но причинение телесной боли или дискомфорта ребёнку — это не что иное, как физическое наказание. И стоит признать: нередко в наших школах такое поведение учителей — норма. Убеждён, что большинство «насильников» даже не осознают, что они делают что-то не так. Поэтому начну с самого очевидного.

1. Учитель не имеет права применять физическое или психологическое наказание к детям. Он не может дотрагиваться до ребёнка, повышать голос, заставлять делать то, чего ребёнок делать не хочет. Не имеет права унижать ребёнка, в том числе отчитывать перед классом или коллегами. Учитель обязан решать эти вопросы либо наедине с учеником, либо в присутствии его родителя или законного представителя.

2. Учитель не имеет права выгонять ученика с урока, не впускать на урок и решать дисциплинарные вопросы с помощью отметок. Наказание вообще не входит в полномочия учителя. Зато в обязанности учителя входит создание максимально комфортных условий для учёбы. Примерно это прописано в стандартном трудовом договоре учителя. То есть ученик вроде как на бумаге защищён, но на деле всё иначе.

Да, наверняка быть требовательным и воспитывать пунктуальность и послушность — нормальные качества для педагога. Но школа — не тюрьма и не армия. В ней нет «физического воспитания» (уроки физкультуры оставляю за скобками) или «трудотерапии». Поэтому для «выстраивания дисциплины» такого инструмента, как наказание, у учителя просто нет и быть не может.

Давайте честно спросим себя: опоздание ученика — это проблема для учителя или для ученика? Для ученика опоздание будет проблемой, только если оно помешает ему получать важные/нужные знания. Выходит, это проблема учителя. Поэтому когда учитель через наказание решает свою проблему, он создаёт проблему ребёнку. Нельзя свои внутренние проблемы трансформировать в обязательства для детей.

Более того, применение какого бы то ни было наказания неизбежно приводит к разным последствиям:

  • у ребёнка пропадает мотивация учиться (не только по отдельному предмету);
  • у ребёнка могут развиться психологические проблемы;
  • атмосфера страха — худшее условие для учёбы;
  • учитель падает в глазах учеников и впредь не воспринимается ими всерьёз;
  • дети не учатся нести ответственность за свои поступки

3. Когда учитель борется с нарушившими правила учениками с помощью наказаний, он берёт на себя ответственность за их образование. При этом он создаёт ситуацию, в которой получение знаний невозможно или затруднено — например, когда учитель тратит десять минут, отчитывая опоздавших. Это не только нерационально, но и непрофессионально. Зачем отвлекать целый класс от работы и акцентировать внимание на опоздавшем ученике вместо того, чтобы учиться?

Мало ли по какой причине ребёнок опоздал. Если мы говорим о детях младшей и средней школы, то вопрос скорее к их родителям, и его стоит выяснять с ними. Если о старшеклассниках — то это их выбор опоздать на ваш урок или вообще не прийти. На любые поступки у людей есть причины: может быть, ваши уроки неинтересны? Может быть, ребёнку дороже сон или ему лучше на перемене, чем с вами? А может быть, ему вообще не нужен ваш предмет? Ведь от того, что действительно нужно, обычно не отказываются. Если ученики опаздывают или не приходят на урок, значит им не хватает на это мотивации. А мотивация — это индивидуальная работа между учителем и учеником, которой многие учителя пренебрегают.

Если ребёнок завалит экзамен — это его ответственность. Вы должны проинформировать о возможных рисках. И прошу не читать слово «проинформировать» как «угрожать» или «манипулировать». На всякий случай поясню: я имею в виду, что вы должны рассказать ученику о своих требованиях и последствиях за их (не)выполнение.

Если вас не устраивает поведение учеников на другом уровне (этическом, например), то стоит разобраться в причинах. Поговорить с родителями, школьным психологом и вместе с ребёнком попробовать решить ваши разногласия.

Если не уважают, то это вопрос относится целиком к вам, а не к ученикам. Это индивидуальная проблема. Одно могу сказать точно: после физического наказания они вас точно не зауважают. Бояться — совсем не одно и то же, что уважать.

Я догадываюсь, что на это мне ответят учителя: «А как же экзамены? Ведь это с нас спрашивают! И зарплата наша зависит от их результатов!». Да, это так. Система манипулирует вами, поэтому вам приходится манипулировать учениками. Но выбирать всё равно вам: либо вы на стороне ребёнка, либо на стороне системы. Либо вы делаете уроки одновременно полезными и увлекательными. И выходите победителем из этой ситуации не с помощью силы наказания, а с помощью силы знания.

видео учительница небритая волосатая видео учительница около доски видео учительница отсасала у учиника видео учительница переодевает чулки видео учительница писает видео учительница под юбкой видео учительница показала пизду ученикам видео учительница показала письку видео учительница показывает писю видео учительница пристает к ученику видео учительница раздевается видео учительница раздевается на уроке видео учительница разделас перед учениками видео учительница разделась на уроке видео учительница русского языка секс видео учительница с большими сиськами видео учительница с большой красивой попой видео учительница с маленькими сиськами видео учительница с укаской мобильная версия видео учительница светит трусиками видео учительница сильвия сейнт видео учительница сосет видео учительница сосет у ученика видео учительница сосет член видео учительница танцев соблазнила учеников видео учительница трахает учеников видео учительница трахает ученицу видео учительница трахается видео учительница эро видео учительницв юбках в школе видео учительницу в жопу видео учительницу нагнули раком видео учительницу трахнули видео учительницы видео учительницы 18 видео учительницы английского в колготках видео учительницы без трусов видео учительницы биологии под юбкой видео учительницы в брюках видео учительницы в мини

В Бийском государственном колледже (Алтайский край) администрация перешла в решительное наступление на независимый профсоюз, сообщает Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель». Ранее, под увольнения были подведены ряд профсоюзных активистов из технического персонала. Теперь мишенью администрации колледжа стал председатель профкома, преподаватель информатики Виктор Шляпин.

С начала октября на преподавателя, до того не имевшего взысканий, обрушился вал приказов о наказаниях за нарушения трудовой дисциплины.

Выговор о срыве занятия

«Мне поставили пару на 1 корпусе параллельно с практикой на 2 корпусе. При этом об изменениях в расписании ничего не сообщили» — объясняет профсоюзный лидер. Дальше — больше. С докладной о нарушении преподавателя не ознакомили, но потребовали писать объяснительную… на основании докладной.

«Акт о нарушении трудовой дисциплины не составлялся, или я о нём не знаю. Акт об отказе писать объяснительную тоже мне не предоставлен» — комментирует Виктор Шляпин.

Приказ о замечании

Схема примерно такая же: проводил учебную практику; ни в расписании, ни в замене к расписанию группа не была привязана к номеру пары — преподаватели сами назначают время начала практики. Главное, чтобы выдерживалась общая продолжительность занятия.

«На 3 октября я назначил для группы время начала 8:30, т.к. студенты хотели сначала поздравить классного руководителя с Днём Учителя. Прихожу в 8:15 — на вахте уже ждет замдиректора Гущина Л.Н. с претензией, что звонок был на пару в 8:00 и я опоздал на 15 минут» — рассказывает пострадавший.

Приказ о снятии стимулирующих

Поскольку был приказ о выговоре, на его основании были сняты все стимулирующие: за классное руководство, за качество и результативность работы (по баллам). Основывались на положении об оценке качества и результативности (п 1.7), принятом 25.06.2014 и вступающему в действие с 01.09.2014, но за прошедший 2013-14 учебный год, когда действовало другое положение, где соответствующего пункта не было.

Оставим пока в стороне имеющий место в этом случае очередной факт пренебрежения нормами права. Само решение – изощренное издевательство. Именно Виктор Шляпин как глава профсоюзной организации некоторое время назад обратил внимание на финансовые злоупотребления со стороны директора Ленского и его подручных, которые выписывали себе премии из фонда, который должен был расходоваться по положению о нем, исключительно на стимулирование преподавателей. Жалоба профсоюза последствий для директора не имела (из краевого управления образования ответили – чего вы волнуетесь, они же себе ДОБРОВОЛЬНО (!!!) уже уменьшили эти премии), но очевидно, что пережитый страх разоблачения запомнился.

Стоит напомнить, что само создание независимого профсоюза было в свое время вызвано проводимой администрацией политикой урезания преподавательских зарплат. Профсоюз направил жалобу губернатору по поводу того, что «оптимизация» бюджетных расходов в колледже осуществляется весьма оригинально и избирательно. Штат администрации раздувается, премии выписываются, а сокращают исключительно активистов профсоюза, преподавателей, а также диспетчеров расписания.

Как напугать учителя литературы?
Это не «Поваренная книга анархиста» и не «Вредные советы» Остера.
Статья адресована простым ученикам простых школ, которые явно не
дружат с этим предметом. Сам автор не любил его.
Итак, чем можно напугать учителя литературы? Пошлостью,
нецензурщиной, грамматическими ошибками? Вряд ли. Он к этому
готов. У него даже ответ заготовлен: «Завтра в школу с
родителями.» Хулиганские действия исключим полностью. Но свести
счеты с ним очень хочется. С годами это чувство, к несчастью, не
проходит. Что делать?
Представьте себе такую картину: учитель читает Пушкина, потом
задает Вам вопрос. Вы встаете и, как ни в чем ни бывало, даете
достойный (Пушкина!) стихотворный ответ. Встает второй ученик,
третий… Это невозможно! — скажете Вы. Ваш учитель думает так же. А между тем…
Есть такая стихотворная форма – триолет. Он возник в средневековой Франции.
Определение. Триолетом называется стихотворение из восьми строк, записанное в следующем порядке: АБаАабАБ. Что это значит? Все строки отмеченные, как а или А рифмуются друг с другом, а все строки б или Б рифмуются между собой. Строки отмеченные одинаковыми заглавными буквами повторяют друг друга полностью.
Рифма- повторяющиеся окончания слов. (кровь-любовь, слова-права и т.д.)
Строка «АБаАабАБ» — называется рифмовкой ли порядком рифмовки.
Строки АБ –рефеном (повтором).
Примеры.
(Во всех примерах настоящей статьи, в учебных целях, слева от стиха приводится рифмовка. Вообще ее не указывают, но в упражнениях мы буем ее ставить.)
А Какая сладкая отрава
Б Легко звенящий триолет!
а Его изящная оправа,
А Какая сладкая отрава
а И вечно детская забава,
б Когда владеет ей поэт.
А Какая сладкая отрава
Б Легко звенящий триолет.
И. Каллиников
* * *
А Сказал в душе своей: Поэт
Б И верь ему в делах и слове.
а В кругу житейских благ и бед.
а Сказал в душе своей: Поэт
а И вот твой храм. И вот твой свет.
Б Во всех сомненьях наготове.
А Сказал в душе своей: Поэт
Б И верь ему в делах и слове.
И. Рукавишников
* * *
А Воскрес красавец триолет.
Б Опять повесою и франтом.
а Кто помнит, сколько ему лет?
а Воскрес красавец триолет.
а Он вечно молод. Он корнет.
б Он не украшен аксельбантом.
А Воскрес красавец триолет.
Б Опять повесою и франтом.
Е. Иванов
А Подарок тихого востока.
Б Я подарил тебе кольцо.
а Все, что премудро и высоко,
а Подарок тихого востока.
а Там жизнь и смерть тысячеока.
б Лишь у востока есть лицо.
А Подарок тихого востока.
Б Я подарил тебе кольцо.
И. Рукавишников.
Кольцом или кругом в поэзии называется стихотворение, последняя строка которого полностью повторяет первую. Триолет – всегда кольцо.
А своим названием он обязан трехкратному повтору первой строки.
Теперь вместе решим один пример:
Текст:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полу-живого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя!»
«Евгений Онегин»
А.С. Пушкин
Полный текст http://orel.rsl.ru/nettext/russian/pushkin/onegin.htm
Б) Прядок рифмовки пушкинского стиха:
абаб ввдд ежжее
Вообще, по грамотному абаб аабб аббаа., но пока это будет Вас только путать.
В) Выберем из примера две нерифмованные строки.
Я выбираю:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.»
Вы выбираете свои. (Далее Вы повторяете мои действия со своим вариантом)
В соответствии с определением, запишем, что мы имеем.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.
…………………………………………..ил
Мой дядя самых честных правил,
…………………………………………..ил
…………………………………………..ог
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.
Из восьми стихотворных строк нам нужно придумать всего три!
Остальные написал Пушкин. Теперь главное не испортить все. Будьте особенно требовательны к себе:
— Не допускайте отступления от порядка рифмовки.
— Не используйте лексику нехарактерную для автора. (Лексика – словарный запас).
А ели так поступать, то делать это крайне осторожно, нарочито подчеркивая, с иронией.
Пример.
Мой дядя самых честных правил
В законах кое-что подправил,
На сайте капельку добавил,
А в завещании убавил.
— Ритм у стиха не должен меняться.
Что такое ритм?
Попробуйте пробубнить стих, представьте, что у Вас каша во рту.
Теперь другой (любой). Так вот, разницы в ритме Пушкина и вашего триолета быть не должно! Для этого бубните пушкинский стих про себя, когда будете сочинять. Нанизывайте свои слова на этот ритм.
Если возникнут проблемы с рифмовкой или с лексикой. Решить их довольно просто, посмотрите в других главах романа, как эти проблемы решал сам гений.
(Будет выглядеть особенным шиком, если Вы соберете свой триолет исключительно из пушкинских строк, собранных из разных глав романа.)
Теперь за дело. Сочиняем третью строку триолета. Она рифмуется на -ил.
Второе ограничение. По смыслу она должна уживаться с четвертой строкой: «Мой дядя самых честных правил».
Третье условие. По смыслу она должна быть противопоставлена первым двум. Именно ее смысл и окрасит весь стих.
Подбираем рифму:
Исходное слово: «правил»
Славил
Лукавил
Правил (в смысле управлять – омонимическая рифма. Омонимы — слова имеющие одинаковое произношение написание, но разный смысл. Пример слово «коса»: Морская коса, девичья коса, сельхоз инвентарь)
Подберите другие рифмы, не менее трех.
Обратите внимание, какие богатые рифмы использует Пушкин. Вспомните «Незнайку» . «Пакля-сакля» и все! Особенно выгодны для нас рифмы Пушкина, Жуковского, Ознобишина, Лермонтова, Блока.
Мой вариант:
(Вы придумываете свой)
И как он только не лукавил.
Аналогично 5 и 6-ые строки.
В этих строках Вы должны «примирить» по смыслу первые две строки с третьей строкой. Не забывая при этом, про порядок рифмовки стиха.
Мой вариант:
Имением он небрежно правил,
И от долгов сбежать не смог.
Теперь весь триолет:
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
а И как он только не лукавил.
а Мой дядя самых честных правил
а Имением он небрежно правил,
б И от долгов сбежать не смог.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
* * *
Что получилось у Вас?
Теперь проверим ошибки.
1. Рифмовка соблюдена.
2. Ритм вроде ничего.
3. Содержание оставляет желать лучшего.
Дядя самых честных правил, но мошенник и мот. А может, сойдет?
В триолете многое сходит. В нем главное не точность мысли, а игра словами. Но требовательность к самому себе превыше всего.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
а Прекрасно он именьем правил.
а Мой дядя самых честных правил
а И этим он наш род прославил
б Он от трудов великих слег.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
Опять абсурд. «Когда не в шутку занемог», как-то с остальным стихом не вяжется.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
а Навеки он себя прославил.
а Мой дядя самых честных правил
а Всех без наследства нас оставил
б И в гроб с усмешкой сладкой слег.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
На троечку с минусом.
Упражнения:
Сочинить триолеты к заданным рефенам.
А) «Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.»
Б) «Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя!»
В) «Пал приамов град священный.
Грудой пепла стал Пергам»
«Торжество победителей»
В.А. Жуковский.
Г) Жарка ночь в Палестине.
В доспех, броне…
Д) «Он провел свою весну
Он весну провел»
Теперь улучшим нашу технику. Поиграем с рефеном. Не знаю, как называется этот литературный прием, но следующие шуточное стихотворение Владимира Соловьева его наглядно продемонстрирует.
Над зеленым холмом,
Над холмом зеленым,
Нам влюбленным вдвоем,
Нам вдвоем влюбленным
Светит в полдень звезда,
Она в полдень светит,
Хоть никто никогда
Той звезды не заметит.
Но волнистый туман,
Но туман волнистый,
Из лучистых он стран,
Из страны лучистой,
Он скользит между туч,
Над сухою волною,
Неподвижно летуч
И с двойною луною.
В. Соловьев.
Вообще это считается дурным стилем, но его часто используют.
В качестве примера риску привести свой стих.
А Она горько плачет.
Б Она плачет горько.
а А ее изыски ничего не значат.
а Она горько плачет.
а Век ведь только начат.
б Пережито столько.
А Она горько плачет.
Б Она плачет горько.
Упражнение. Выберите любую строку из Пушкина, сложите рефен, в соответствии с примерами, закончите триолет.
Внимание! Триолеты, приведенные в этом примере имеют рифмовку отличную от канонической. Подробнее об неканонических триолетах будет изложено ниже.
А За струнной изгородью лиры
Б Живет неведомый паяц.
б Его палаццо из палацц —
А За струнной изгородью лиры…
а Как он смешит пигмеев мира,
бКак сотрясает хохот плац,
АКогда за изгородью лиры
БРыдает царственный паяц!..
Рассмотрим на вышеприведенном примере украшательства стиха – метафоры (сравнения) и эпитеты.
В нашем случае метафорой (сравнением) является первая строка: » За струнной изгородью лиры». Это значит, что лира наделяется всеми свойствами изгороди.
Она уже не просто музыкальный инструмент. Она ограда от внешнего мира. Вообще с метафорами нужно быть очень аккуратными.
А Ужель та самая Татхор,
Б Богиня древнего Египта?
б И вторят строки манускрипта:
А «Ужель та самая Татхор?»
а Из тьмы веков кошачий взор
б И метры царского вердикта.
А Ужель та самая Татхор,
Б Богиня древнего Египта?
Е. Иванов
При этом получательница послания отождествляется с древнеегипетской богиней.
Понравится ли ей это?
Метафора должна быть всем понятна, а не вызывать легкое недоумение.
Например, «Обрядна, аки серебро». Почему серебро вообще обрядно?
Пример удачной метафоры: «Москва – Третий Рим».
Есть один дельный совет. Возьмите пустую телефонную книжку. Вместо друзей пишем в нее Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и т.д. Вместо телефонов образцы метафор из их произведений. Когда вы буде писать свои триолеты на их сочинения, используйте их же метафоры. Это придаст вашим стихам особый шарм.
Изначально с эпитетами было все просто;
Сокол – ясный;
Змей – поганый;
Город – белокаменный и т.д.
Но посмотрите, как использует эпитеты Игорь Северянин.
Обычно в цирке все смеются над клоуном, шутом гороховым.
Но стоит добавить паяцу эпитет «царственный», толпу зрителей наградить эпитетом «пигмеи». Смысл ситуации меняется на противоположенный.
Что ни говори, гений!
Выше была изложена классическая форма триолета. Она настоятельно рекомендована начинающим поэтам. Во-первых, Вы сразу произведете хорошее впечатление. Во-вторых, приготовьтесь к тому, что Вас будут нещадно критиковать, говорить, то Вы бездарность. Только классика сможет Вас оправдать в начале пути. Следуйте ей, как путеводной звезде.
Но иногда бывают трудности со смыслом или рифмой, которые на классической форме не разрешишь. Для этих целей рассмотрим несколько примеров отступления от классической формы.
Пример 1.
Четвертая строка не совпадает с первой и седьмой.
Ах, горяча слеза поэта
И горе тем, кто виноват.
Для их очей нет больше света.
Ах, тяжела слеза поэта.
Во храме, где молитва пета.
Где каждый камень жутко свят.
Ах, горяча слеза поэта
И горе тем, кто виноват.
И. Рукавишников
Тоже 4-ая строка.
А»Как учить детей псалтыри»
БПеречитывал сейчас.
а Что прекрасней в этом мире,
аЧем учить детей псалтыри?
аЧто объемнее и шире,
бЧем псалтыри стройный глас.
А»Как учить детей псалтыри»
БПеречитывал сейчас.
Е. Иванов
Пример 2
Этот стих лишь условно можно назвать триолетом. Дело в том, что в поэзии главное читатель и его восприятие стиха. Если ему кажется, что строчки одинаковые, значит, так оно и есть. Теперь внимательно читаем стих, ищем отступления от классической формы. Думаем, каким образом достигается эффект «узнавания триолета». Прошу обратить ваше внимание на то, что в данном стихе рифмуются строки целиком, а не только их окончания.
Неживая, нежилая, полевая, лесовая, нежить горькая и злая,
Ты зачем ко мне пришла и о чем твои слова?
Липнешь, стынешь, как смола, не жива и не мертва.
Нежилая, вся земная, низовая, луговая, что таишь ты, нежить злая,
Изнывая, не пылая, расточая чары мая, темной ночью жутко лая,
Рассыпаясь, как зола, в гнусных чарах волшебства?
Неживая, нежилая, путевая, пылевая, нежить темная и злая,
Ты зачем ко мне пришла и о чем твои слова?
Ф. Сологуб
Пример 3
Изложенная в определении рифмовка не единственно возможная. Например, Игорь Северянин рифмовал свои триолеты АБАаББАБ.
…..
……
….
Пример 4.
А вот пример рифмовки АБбАабАБ.
ТРИОЛЕТ О КЛЕНЕ
А О, если б клен, в саду растущий,
Б Расправив ветви, улетел!
б О, если бы летать хотел
А Безмозглый клен, в саду растущий!..
а Он с каждым днем всё гуще, гуще,
б И вот уж сплошь он полиствел.
А Что толку!- лучше бы растущий,
Б Взмахнув ветвями, улетел!
Игорь Северянин.
* * *
Пример 5.
Рифмовка — АБбАабАБ.
Обратите внимание, восьмая строка не повторяет вторую!
Розы Вячеслава Иванова —
Солнцем лобызаемые уста.
Алая радость святого куста —
Розы Вячеслава Иванова!
В них яркая кровь полдня рдяного,
Как смола благовонная, густа.
Розы Вячеслава Иванова —
Таинственно отверстые уста.
Ф. Сологуб.
Упражнения: а) выучите сказку наизусть. Не надо только себя мучить. Просто читайте стихи с выражением много-много раз. Вы его обязательно запомните.
Игорь Северянин.
Принцесса мимоза.
Сказка в триолетах.

Живет в фарфоровом дворце
Принцесса нежная Мимоза
С улыбкой грустной на лице.
Живет в фарфоровом дворце…
Летают в гости к ней стрекозы
Живет в фарфоровом дворце
Принцесса нежная Мимоза
2
Она стыдлива и чиста;
И ручки бархатные хрупки;
Наряд из скромного листа.
Она стыдлива и чиста,
Как вздохи девственной голубки,
Как в ранней юности уста.
Она стыдлива и чиста;
И ручки бархатные хрупки.

Дрожит сердечко, как струна,
У арфы дивной, сладкозвучной:
Она впервые влюблена,
Поет сердечко. как струна,
И во дворе теперь ей скучно,
Она давно не знает сна;
Поет сердечко, как струна,
У арфы громкой сладкозвучной.

ЕЕ избранник, Мотылек,
Веселый, резвый, златотканый,
Ей сделал о любви намек;
Ее избранник, Мотылек,
Любимый ею и желанный,
Подносит стансы в восемь строк;
Ее избранник мотылек,-
Поэт с душою златотканой.

Мимозу робко просит он
Дозволить слиться поцелуем,
Коротким, как волшебный сон;
Мимозу страстно просит он,
Любовью пылкою волнуем,
За поцелуй дает ей трон.
Мимозу умоляет он
Дозволить слиться поцелуем!

Принцесса любит… почему ж
Его противится желанью?
Притом он вскоре будет муж…
Принцесса любит… Почему ж?!
Уже назначено свиданье,
И близится слиянье душ;
Принцесса любит… почему ж
Противится Его желанью?

Как обнадежен Мотылек —
Поэт и юноша веселый!
В благоуханной вечерок
К ней подлетает мотылек.
Принцесса очи клонит долу,
Он наклоняется и – чмок!
Мимозу шустрый Мотылек,-
Поэт и юноша веселый.

И вдруг смежила вечным сном
Глаза лазурные принцесса
Пред потрясенным мотыльком.
Увы! Смежила вечным сном.
Сокрыла счастье завеса,
И веет в сердце холодком,
Когда смежила вечным сном
Глаза невинные принцесса.

Ее святая чистота-
Причина гибели мимозы,
Что чище вешнего листа.
В любви духовной – чистота,
А не в земной, рабыне прозы;
Есть для одних молитв уста.
И их святая чистота –
Причина гибели Мимозы!

Б) Сочините два триолета с рифмовкой АБАаББАБ. Рефены брать из классиков.
В) Повторить упражнение б, рефены придумать самим.
Внимание! Рефен задаст смысл и стиль стиха. Выбирайте только возвышенные темы, никакой пошлости. К примеру юбилей школы, победу в войне и т.д.
Г) Напишите триолет по форме приведенной в примере 5. Рефен взять из классиков. Обратите внимание на восьмую строку.
Д) Возьмите последний стих, который Вы проходили в школе. Напишите триолет.
Триолет не всегда пародия или экспромт. Он может быть и эпиграммой.
Эпиграмма – краткое сатирическое стихотворение.
А Безграмотен и очень зол,
Б Так говорите обо мне.
б И шепчут листья при луне:
А «Безграмотен и очень зол»
а Украшу звездами камзол
б И буду жить в волшебном сне.
А Безграмотен и очень зол,
Б Так говорите обо мне.
Е. Иванов.
В вышеприведенном триолете нарушено правило «расстановки знаков». Четвертая строка отличается от первой знаками препинания. Русское стихосложение такое оправдывает, но на конкурсе вас за это смогут «подрезать».
При написании эпиграммы надо учитывать, что основная смысловая нагрузка триолета падает на первую строку, которая повторяется три раза. Поэтому в ней необходимо разместить характеристику высмеиваемого персонажа, объяснить природу явления. А во вторую строку помещать указание на конкретный объект высказывания, существенные обстоятельства.
Так в нашем примере суть проблемы: «Безграмотен и очень зол».
Обстоятельство: «Так говорите обо мне». Обратите внимание, как преломляется смысл этих слов в конце триолета.
Также необходимо помнить, что на эпиграммы часто обижаются, причем весьма серьезно. Настоятельно не рекомендую Вам, сочинять эпиграммы на женщин.
О ком наше эпиграмма? Об авторе? Еще каком-то человеке? Непонятно.
Такой жанр называется лирикой. Лирика – вид поэзии в котором лирические переживания автора (лирического героя) принимают вселенский характер.
Например:
А К тебе, мой нежный триолет,
Б В годину грусти обращаюсь.
А а В твоих законах лунный свет.
А К тебе, мой нежный триолет
а В моей душе проложен след
б К луне тобою приобщаюсь.
А К тебе мой нежный триолет,
Б В годину грусти возвращаюсь.
И. Рукавишников.
Когда читаешь этот триолет, невольно вспоминаешь «Плачь Юнга»: «Луна, для душ чувствительных, Ты воплощенье Божества».
Луна в тоже время символ безумия.
Лирику принято разделять на разделы: любовная, гражданская, философская, героическая, пейзажная, прочая. Это деление весьма условно, как правило любой лирический стих делается на стыке разных разделов.
Ниже приведу примеры наиболее часто употребляемых лирических направления.
Любовная лирика – в ней описывается, любовь, возлюбленная, предметы ее окружающие т.д. Безусловно – это самый богатый лирический раздел.
Шарманка.
«Очаровательна Катрин»,
— Звучит, как настоящий гимн.
Ты, мусульманин, християнин?
Очаровательна Катрин!
Среди песков и снежных льдин
Для тех кто любит и любим
«Очаровательна Катрин»,
— Звучит, как настоящий гимн.
Е. Иванов.
Здесь рифмовку не привожу. Шарманка берет свое начало от популярнейшей мелодии «Шарман Катрин» или «Очаровательна Катрин», которую она первоначально играла. Трехкратное повторение названия «шлягера» прошлых веков, как бы воспроизводит вращение ручки шарманщика.
Замирая и мечтая и совсем не понимая, как признаться мне в любви,
Сочинял я Вам стихи.
Мое скромное творенье взором ласковым призри.
Замирая и мечтая, судьбу с звездами сверяя, умирал я от любви.
Жар, сомнение и холод все смешалось в миг в крови.
И удачу и терпенье и высокое стремленье сердцем трепетным прими.
Замирая и мечтая и от страсти весь сгорая, признаваясь Вам в любви,
Сочинил для Вас стихи.
«Неправильный триолет», явное подражание Ф. Сологубу. (см. выше «Полевая, лесовая, …)
Любовь обман? Любовь игра?
Нет, это счастье неземное.
Она свела меня с ума.
Любовь обман? Любовь игра?
Как высоки ее слова!
Без строк ее какое горе!
Любовь обман? Любовь игра?
Нет, это счастье неземное
Е. Иванов.
Обращаю ваше внимание, самая простая рифма к первой строке:
«Любовь обман? Любовь игра?
— Да!»
Это ошибка автора или тонкий расчет?
Философская лирика.
Здесь сразу хочется оговориться, что философия это наука об общих началах, сути и природе тех или иных явлений. Беспочвенные рассуждения – это шизофрения. Не надо этого никогда забывать. В своем триолете Вы должны четко раскрыть конкретный философский вопрос.
Любовь.
Когда высокая мечта
Тобою княжит нераздельно.
Судьба прекрасна и светла.
Когда высокая мечта
Окрасит мир во все цвета.
Жизнь не бредет уже бесцельно.
Когда высокая мечта
Тобою княжит нераздельно.
Е. Иванов
Застыли в золоте слова.
Чеканка четкая монеты.
Когда была мысль столь строга?
Застыли в золоте слова.
Им не страшна уже хула.
Они прелестней, чем сонеты.
Застыли в золоте слова.
Чеканка четкая монеты.
Е. Иванов
В качестве особого раздела философской лирики стоит тема «виртуального мира», «виртуальной любви», и т.д. Хотя со временем, причем ближайшим этот раздел появится во всех направлениях современной лирики. Но пока, я бы все стихи на эту тему, относил в раздел философских.
Милый URL
Где стихи волшебные,
Милый URL?
Слезы безутешные,
Где стихи волшебные!
Время то чудесное
Ценить не умел.
Где стихи волшебные,
Милый URL?
Е. Иванов
Гражданская лирика.
В данном разделе повествуется о гражданской позиции автора, описываются наиболее значимые события в истории страны. Только не надо забывать, об определении лирики. Лирика – это переживания лирического героя, а не простое изложение темы. Простое восхваление или поругание без внутренних переживаний здесь тоже явно не подходит. Позиции лирического героя может не совпадать с позицией автора или общепринятым взглядом.
Например:
У кошки родились котята.
Как мудр зелено-вещий взгляд.
Что там кричат? Столица взята?
У кошки родились котята.
Уйдите наше место свято.
Погасни, человечий ад.
У кошки родились котята.
Как мудр зелено-вещий взгляд.
И. Рукавишников
Правда, пример не совсем удачный. Стихотворение написано на стыке гражданской лирики и поэтического манифеста (о последних будет написано ниже). «Зелено-вещий» звучит почти, как «зловещий». Зеленые глаза – глаза сатаны.
Пейзажная лирика.
Название говорит само за себя.
Бегут хрустальные салазки
По голубому снегу сна.
Чертя узор безумной сказки,
Бегут хрустальные салазки.
На небе радостные глазки
Зажгла последняя весна.
И. Рукавишников.
Поэтические манифесты и стихи о поэзии, поэтах. Их роли и месте в обществе и истории.
«Поэт, как древний воин-самурай.»
Джулия Коронелли.
Как древний воин-самурай
На страже древности, традиций.
На месте стой, не отступай,
Как древний воин-самурай.
Пускай враги кричат: «Банзай!»
Ведь вьются флаги над столицей.
Как древний воин-самурай
На страже древности, традиций.
Е. Иванов
Поэт, порой, творит драконов,
Когда владеет ремеслом.
Ему ль не разрушать канонов?
Поэт, порой, творит драконов.
И сотни тысяч милионов
Сойдут с ума от слов его.
Поэт, порой, творит драконов,
Когда владеет ремеслом.
Е. Иванов
Рондо, рондель и сонет,
Но всех прекрасней — триолет.
Из роз изящнейший букет
— Рондо, рондель и сонет.
Но скрипит уже паркет,
То шагает триолет.
Рондо, рондель и сонет,
Но всех прекрасней — триолет.
Е. Иванов
Рондо, рондель, сонет – типы стихов, которые наряду с триолетом относятся к так называемым «твердым формам». Подробнее об этом можно узнать по адресу http://www.musagetez.kz/konkurs
Метафора «триолет – молодой» человек весьма характерна для многих поэтов.
Триолет можно немножечко преобразовать убрав последнюю строку и добавив посылку. Посылка – это четверостишие из четырех строк с рифмовкой абаб, в которой содержится вывод из триолета.
Например:
Два солнца горят в небесах
Посменно возносятся лики
Благого и злого владыки.
То радость ликует, то страх.
Дракон сожигающий дикий,
И Гелиос, светом великий,
Два солнца в моих небесах.
Внимите зловещему крику,
Верховный идет судия!
Венчайте благого владыку!
Сражайтесь с драконом, друзья!
Ф. Сологуб
Обратите внимание на 4-ую строку! Гелиос – древнегреческий бог солнца. Прекрасное знание древнегреческой и древнеегипетской мифологий – обязательное требование к поэту!
Еще один пример на туже тему:
Стихов я не хочу стыдиться.
Хочу воспеть, кто сердцу мил,
На миг, но дух мой покорил.
Стихов я не хочу стыдиться.
Прочтут ль Россия, Заграница,
Я им слагал, я им служил.
Стихов я не хочу стыдиться.
Так громче звонкая цевница!
Смелей, размашистей перо!
Спешите, люди, восхититься
Шутом и рыцарем Пьеро.
Е. Иванов
Упражнения:
А) Напишите триолет с посылкой.
б) Зайдите на поисковую машину http://www.yandex.ru Наберите в окне поиска «триолет». Самостоятельно собирите коллекцию триолетов. Некоторые из них выучите наизусть.
в) Посетите следующие сайты.
http://www.stihi.ru
http://www.musagetez.kz/konkurs
Вы готовы принять участие? Тогда регистрируйтесь на них и вперед!
Свои замечания, пожелания и триолеты вы Можете оставить в гостевой книге моего сайта http://www.triolet.boom.ru
Рекомендую прочесть книгу: М.Л. Гаспаров «Русский стих начала ХХ века в комментариях.» М. 1999.
Успехов Вам,
Евгений Иванов.
Январь 2003 года.
(версия от 10.02.2003)

1. Обижает детей, называет их плохими словами, кричит

«Вася, у тебя ума не хватает решить задачу, которую в детском садике решают», «Кто из тебя вырастет!», «Вы худший класс за всю мою работу в школе», и всё остальное.

2. Хлопает, шлёпает или толкает учеников

Нет ничего плохого в аккуратном прикосновение к спине, чтобы поправить осанку, а вот затрещина от физрука, грубое подталкивание к доске — уже не по правилам.

3. Заставляет делать что-то в качестве наказания

Учитель не имеет права наказывать детей, никак и ни при каких обстоятельствах. Ни ставить в угол, ни выгонять из класса, ни заставлять стоять весь урок за плохое поведение.

4. Не отпускает в туалет

Неважно, нужно человеку в туалет, умыться или попить воды. Терпеть до перемены — это вредно и унизительно. Да и вообще, «отпрашиваться» в туалет — довольно странный национальный ритуал. Особенно когда ведёшь бизнес-тренинг для взрослых, и кто-то из участников поднимает руку со словами: «Можно выйти?».

5. Не пресекает конфликты и травлю

Речь и о физической агрессии, когда один ученик лупит другого учебником по голове, и о моббинге, когда кого-то из детей целенаправленно обижают, а учитель ничего по этому поводу не предпринимает.

6. Отбирает личные вещи

«Дай сюда телефон / игрушку / наушники, получишь после урока / отдам маме». Люди не могут брать чужие вещи против воли владельца, и учитель — не исключение.

7. Решает проблему нехватки материалов за счёт детей

«Так, у вас же два учебника на парте? Дайте один этим обалдуям». Спросить, хочет ли кто-то поделиться, можно, а вот ставить перед фактом — нет.

8. Обсуждает и оценивает внешний вид

«Вырядилась, как не знаю кто». Или: «Отрастил волосы, подстричься пора!» Понятно, что у учителя есть свои представления о красоте, но делиться ими с детьми в такой форме точно не следует.

9. Касается уровня достатка семьи

«Маша, я, конечно, понимаю, что твой папа зарабатывает много, но давай ты не будешь ломать стул». «Петя, все уже сдали деньги на экскурсию. Ну, 250 рублей — не такая уж сумасшедшая сумма!»

10. Устанавливает разные правила для мальчиков и девочек

«Ты же девочка, должна писать аккуратно». «Ты же мальчик, чего плачешь?» Требования к аккуратности письма или степени эмоциональности от пола зависеть не должны. Разве что нормативы по физкультуре могут отличаться.

11. Привлекает к выполнению хозяйственных работ

Ребёнок не обязан мыть доску, переносить вещи, участвовать в генеральной уборке и выполнять другую работу, если ему не хочется этого делать.

admin