Учет в ПДН

При каких обстоятельствах Вы можете столкнуться с необходимостью «предъявить» квартиру или дом комиссии для обследования условий проживания Ваших детей?

1. Ребенка ставят на учет в ПДН (в детскую комнату милиции, если кто не знает, что такое ПДН) либо в КДНиЗП (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).

2. Ребенок по какой-либо причине был изъят из семьи и решается вопрос о его возвращении домой либо дальнейшем пребывании в приюте/детской больнице/доме ребенка.

3. Ребенок прогуливает школу или иначе нарушает внутришкольный порядок (срывает уроки, приходит в школу в неадекватном состоянии, дерется — все эти действия при их систематичности могут повлечь за собой постановку на внутришкольный учет). В таком случае школа в лице социального педагога либо заместителя директора по внеклассной работе в целях организации профилактической работы с ребенком организует проверку ребенка по месту жительства для выяснения условий его проживания и знакомства с семьей.
4. Проверка со стороны классного руководителя — самое безопасное и приятное среди возможных проверок, ибо включает чаепитие и спокойную беседу (при условии вменяемости родителей и положительной мотивации к обучению).
5. Ребенок передается под опеку либо усыновляется. В этом случае проверяют семью еще и органы опеки и попечительства, отдел социальной защиты населения, КДН и ЗП, иногда — ПДН и участковый уполномоченный полиции.
6. Семья переехала в квартиру с более худшими условиями. Для чего? А вдруг дети будут ущемлены? Вдруг мама — наркоманка и сбыла квартиру в обмен на зелья? Если бояться нечего, просто обстоятельства (например, раздел квартиры после развода, разъезд с родителями и т.п.), адекватный родитель всегда откроет дверь комиссии.

7. Заявление в полицию в отношении родителей, не исполняющих надлежащим образом обязанности по воспитанию, содержанию или обучению детей, допускающих жестокое обращение с детьми.
8. Жалоба со стороны соседей либо педагогов на поведение родителей, отношение к родительским обязанностям. Жалоба может быть обоснованной либо откровенной кляузой, от этого никто не застрахован. Главное — не бояться. Вам помогут, но для этого нужно наиболее полно выяснить картину событий. Сделать это без проверки по месту жительства сложно.
9. Заявление в полицию в отношении ребенка (например, кража, драка с получением серьезного повреждения).

10. Привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого в совершении преступления либо приговор суда. В этом случае подросток ставится на профилактический учет.

11. Ребенок получил бытовую травму, родители обратились в больницу/травмпункт, откуда поступает обязательная телефонограмма в ПДН. Жилищные условия проверяются с целью установления случайного либо неслучайного характера повреждения. Например, ребенок глотнул уксуса, марганцовки, упал с подоконника или, не дай Бог, выпал из окна. Всё бывает, и комиссия обязана установить причину, чтобы в дальнейшем избежать подобного.

Кто входит в состав комиссии, проверяющей жилищно-бытовые условия?
Состав комиссии варьируется, но обязательно представитель КДН и ЗП.

Помимо него Вас могут посетить:

1. Органы опеки и попечительства.

2. Инспектор по делам несовершеннолетних.

3. Участковый уполномоченный полиции (при постановке Вас или ребенка на учет в ПДН).

4. Представители Шумерлинского межмуниципального филиала по Порецкому району ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике — Чувашии.

5. Представители органов образования (как правило — заместитель директора школы по внеклассной работе, социальный педагог или классный руководитель).

В зависимости от причины проверки, она может проходить как спонтанно, без предупреждения, так и по предварительной договоренности с Вами. Без предупреждения мы обычно посещаем семьи часто употребляющие алкогольные напитки и ведущие аморальный образ жизни и явно влияющие на детей отрицательно. Такие семьи годами состоят на учете в ПДН и КДН и ЗП, наша головная боль… Приходя в квартиры и дома, можно увидеть пирамиды из бутылок, и окурки вместо игрушек.

Думаю, о таких случаях говорить не имеет смысла, ибо цель проверки ясна.

В остальных случаях с Вами связывается инспектор ПДН/представитель той или иной инстанции и договаривается о встрече.
На что обращаем внимание при проверке?

1. Место, где ребенок спит. Если есть — комната ребенка.

2. Место для приготовления уроков.

3. Продукты питания для ребенка соответственно его возрасту.

4. Одежда на разные сезоны, игрушки (не роскошные, но чтобы были).

5. Санузел. Если в квартире маленькие дети — уберите средства бытовой химии в недоступное место для ребенка.

6. Если в квартире животные — должен быть чистый туалет/клетка/террариум, продуктов жизнедеятельности нигде быть не должно.
7. Свободный выход из квартиры и дома.

8. Для неформальских квартир и домов требования те же! Хобби родителей — это классно, но ребенок страдать не должен. Условия должны быть надлежащими. Никто не требует от Вас перестраивать квартиру или дом, снимать плакаты и прочие предметы интерьера.

Не лезьте в бутылку, не кричите из-за двери: «Не пущу! Не ваше дело! Напишу куда либо!», а уберитесь в квартире и спокойно откройте дверь.

Начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Оричевский» — подполоквник полиции Модин Сергей Владимирович.

Телефон: +7(83354) 3-65-46.

История службы

Служба участковых уполномоченных милиции относится к числу старейших и имеет глубокие исторические корни. Прототипами современного участкового уполномоченного были – квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор. В крупных городах с момента создания Министерства внутренних дел функции участкового уполномоченного выполнял квартальный надзиратель, который наблюдал за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала. После принятия 25 декабря 1862 года «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии» для непосредственной охраны общественного порядка на местах образовались новые полицейские органы и учреждались новые должности. Крупные города делились на отдельные участки, вверенные особым участковым приставам; участки в свою очередь делились на 2-3 околотка, при этом в каждом околотке на службе состояли два околоточных надзирателя. На должность околоточного надзирателя назначались лица, достигшие 25 лет, обладающие здоровым телосложением, имеющие соответствующее образование, право на льготы второго разряда по воинской повинности или же приобретенную на государственной службе опытность. Обязанности околоточных надзирателей указывались в специальной инструкции, согласно которой, околоточный надзиратель должен был твердо усвоить свои обязанности и четко исполнять их. Он обязан был днем и ночью, как можно чаще, обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка, принимать предписанные законом меры к прекращению нарушения таковых. Ему предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей. Околоточный надзиратель был обязан «не останавливаясь на общем знакомстве с населением околотка, стараться ближайшим образом узнать его жителей, чтобы иметь всегда готовыми те сведения, касательно обывателей околотка, которые необходимы для успешного производства розысков», «он не должен был оставлять без внимания ни одного случая, а, напротив, на все обращать внимание, за всеми следить и все события запоминать и использовать все сведения при необходимости». Для достижения надлежащего успеха в охране общественного порядка Инструкция обязывала околоточных надзирателей взаимодействовать друг с другом, ибо «При полной солидарности всегда скорее и легче обнаруживаются преступления и разыскиваются преступники». 9 июля 1878 года в штаты уездных полицейских управлений для выполнения полицейских функций по обеспечению общественного порядка в уездах и волостях, была введена должность полицейского урядника. Согласно инструкции от 19 июля 1878 года, урядник должен был проживать в своих участках и без разрешения станового пристава не имел права отлучаться из них. Для успешного исполнения своих обязанностей, урядник обязан был тщательно изучать местность, входящую в данный участок, знать расположение сел, поселков, отдельных домов, ознакомиться с местами, где могут укрываться злоумышленные люди, скрывать и сбывать имущество, добытое преступлением. В пределах своего участка урядник выполнял многофункциональные обязанности, он занимался предупреждением и пресечением преступлений, составлением протоколов при обнаружении правонарушений, а так же он был обязан пресекать все действия, направленные против правительства, к подрыву доброй нравственности и прав собственности. На него были возложены такие обязанности, как соблюдение правил против пожара, принятие мер против наводнения, наблюдение за исполнением народного здоровья, за исправное состояние дорог, мостов, телеграфных столбов и другие меры, носящие профилактический характер. Нетрудно заметить, что обязанности и права околоточного надзирателя и урядника, содержание выполняемых ими функций во многом напоминает те, которые в настоящее время характерны для участковых уполномоченных милиции. Институт околоточных надзирателей и урядников существовал до 1917 года. Несмотря на многочисленные нарекания в их адрес и не всегда эффективную работу, этот институт являлся большим шагом вперед в организации полицейской деятельности. В 1918-1920 гг. вместо указанных категорий полицейских работников были введены должности старших милиционеров и волостных милиционеров. Современная служба участковых уполномоченных милиции стала активно формироваться в начале 20-х годов прошлого столетия. 17 ноября 1923 года народным комиссариатом внутренних дел РСФСР была утверждена Инструкция участковому надзирателю. Этот нормативный правовой документ положил начало формированию в городах института участковых. В сельской же местности процесс формирования службы участковых надзирателей затянулся до 1930 года. Дата 17 ноября в соответствии с Приказом МВД России от 6 сентября2002 г. № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции» считается датой начала формирования в органах внутренних дел института участковых уполномоченных милиции, и Днем участковых уполномоченных милиции. С 13 февраля 1930 года в соответствии с приказом НКВД РСФСР № 109 участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров, осуществлявших работу на участках, стали называть участковыми инспекторами милиции, а 31 мая 1930 года принято Положение об участковых инспекторах в сельской местности. Статья 3 Положения подчеркивала, что «по своим служебным правам сельский участковый инспектор приравнивается к участковому инспектору в городе». В отличие от сотрудников любого другого подразделения, решающих, как правило, лишь одну из функциональных задач органов внутренних дел, участковые работают по всем направлениям их деятельности. Кроме того, они обязаны оказывать содействие должностным лицам других государственных органов. В тридцатые годы прошлого столетия численность участковых инспекторов была относительно невелика. В 1938 году в штатах УНКВД СССР по Кировской области числилось 16 городских и 215 сельских участковых инспекторов. По образовательному уровню они значительно отличались от современных сотрудников милиции. Чаще всего в анкетах сотрудников НКВД в соответствующей графе было указано наличие лишь начального образования. В целях повышения образовательного и профессионального уровня для сотрудников милиции ежегодно организовывались двухмесячные лагерные сборы. Руководство службой осуществляло отделение по охране общественного порядка и административному надзору УРКМ УНКВД по Кировской области в составе 6 человек. В годы Великой Отечественной войны сотрудники милиции, как и все советские люди, приняли активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками. В 1941-1944 годах в действующую армию ушло 2492 сотрудника милиции. 400 кировчан не вернулись с полей сражений, из них 38 были участковыми инспекторами… В настоящее время начальником отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних является подполковник полиции Фофанов Сергей Николаевич. А сам отдел входит в состав управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Кировской области. Сегодня 534 участковых уполномоченных полиции вносят весомый вклад в укрепление общественного порядка и борьбу с преступностью в области. Они являются главным связующим звеном полиции с населением, гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств. Служба участковых уполномоченных полиции наших дней – это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию система подразделений в составе органов внутренних дел, со своими, еще не до конца решенными проблемами и широкими перспективами. История создания специализированных подразделений по предупреж­дению правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Кировской области относится к середине 30-х годов. Работа по борьбе с детской пре­ступностью была возложена на аппарат уголовного розыска. Для этого при­казом начальника УНКВД от 26.06.35 выделялся специальный сотрудник ОУР КУРКМ. В годы Великой Отечественной войны условия военного времени объ­ективно способствовали обострению проблем детской беспризорности и без­надзорности. В целях предупреждения этих асоциальных явлений, а также во исполнение указания НКВД СССР № 403 от 22.09.42 и решения Исполни­тельного Комитета Кировского облсовета депутатов трудящихся № 79 от 29.01.43 «Об организации детских комнат при органах милиции» приказом начальника УНКВ от 25.02.43 г. объявлялось о создании с 1 марта того же года детских комнат при отделениях милиции УНКВД. В соответствии с данным приказом было определено 8 отделений ми­лиции, при которых образовывались детские комнаты милиции, объявлялся их штат. Детские комнаты были открыты в г. Кирове — при 1-ом и 2-ом отделе­ниях милиции, при районных отделениях НКВД в городах Котельниче, Сло­бодском, Омутнинске, Уржуме, Зуевке и Мураши. Во всех, вновь создавае­мых подразделениях, за исключением Мурашинского и Омутнинского РОМ НКВД, по штату вводились должности инспектора и помощника инспектора детской комнаты милиции. В городах Мураши и Омутнинске вводились только должности инспекторов. Создание детских комнат именно в этих отделениях милиции осущест­влялось с учетом социально-экономических характеристик районов области, где они дислоцировались. Здесь находились либо крупные промышленные предприятия, либо через районы проходили магистральные линии железных дорог, связывавшие различные районы страны. Последний фактор брался во внимание, в том числе потому, что в это время стали распространенными случаи самостоятельного возвращения в освобожденные районы подростков, эвакуированных в начале войны на восток страны. Увеличение числа безнадзорных и беспризорных детей в годы войны и связанный с этим рост преступлений, совершаемых ими, требовал проведе­ния и других организационных и профилактических мероприятий. Помимо создаваемых детских комнат милиции, 23 июля 1943г. было образовано от­деление по борьбе с детской преступностью и хулиганством при ОУР УМ УНКВД в составе 6 человек: начальника отделения, 2-х старших оперупол­номоченных, 2-х оперуполномоченных и помощника оперуполномоченного. В то же время (приказ от 8.07.43 г. объявлялось о создании в УНКВД отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ). В соответствии с этим приказом из системы ОИТК выделялись исправительно- трудовые ко­лонии для несовершеннолетних и детские приемники-распределители и пе-реводились в подчинение ОБДББ УНКВД. На момент создания отдела БДББ УНКВД в области имелось 4 детских воспитательных трудовых колонии (Чепецкая, Сапожнятская, Порошинская и Халтуринская) и 3 детских приемника-распределителя (в г.г. Кирове, Котельниче, Зуевке). В связи с частой сменяемостью кадров в детских комнатах милиции в период их создания, объясняющейся в частности тем, что многие сотрудники органов НКВД откомандировывались для работы в освобожденные районы страны, полных архивных сведений о первых инспекторах детских комнат милиции не сохранилось. В течение длительного времени, примерно до конца 50-х начала 60-х годов количество детских комнат милиции в области практически не меня­лось. В августе1945 г. была создана детская комната милиции в Вятско-Полянском РОМ с введением здесь должностей инспектора и помощника ин­спектора. Одновременно этим же приказом были сокращены соответствующие должности в Уржумском РОМ. В мае 1948 года произошла реорганизация в областном центре. На базе детских комнат при отделениях милиции в г. Кирова была образована детская комната УМ УНКВД, в штат которой входило 3 инспектора и 2 помощника инспектора. Первым руководителем дет­ской комнаты милиции был Вагин Семен Николаевич1920 г.р., прослужив­ший в подразделениях по делам несовершеннолетних с 1946 по 1954 годы. В 1959 году детская комната УМ УООП была передана в подчинение отдела милиции Кировского городского совета депутатов трудящихся, без изменения штатной численности. В таком виде она просуществовала до 1964 года. Летом 1964 года данная детская комната милиции была ликвидирована. Личный состав ее был переведен во вновь созданные детские комнаты мили­ции в Ленинском и Октябрьском районных отделах милиции г. Кирова. Старшими инспекторами детских комнат милиции в этих подразделениях были назначены соответственно Демшина Галина Семеновна и Белозерова Людмила Ивановна. С середины 60-х годов начинается образование детских комнат мили­ции и в сельских районных отделах милиции. В 1964-1965 г.г. они были соз­даны при отделах милиции Верхнекамского, Лузского, Нолинского, Уржум­ского, Яранского районов, в г. Нолинске и ряде других. В первой половине 70-х г.г. детские комнаты милиции были образованы во всех 43 районных от­делах милиции области. Координация деятельности и руководство этими подразделениями осуществлялось аппаратами уголовного розыска. В соответствии с приказами МООП РСФСР и МВД СССР в1964 г. в ОУР УООП была введена должность старшего оперуполномоченного по делам несовершеннолетних. В 1974 году в составе отдела уголовного розыска УВД было создано отделение профилактики преступлений несовершеннолетних. Первым руко­водителем этого подразделения был Куимов Валерий Артемьевич. С сентября 1975 до 1977 года указанное подразделение возглавлял Розуван Алексей Михайлович, в настоящее время депутат Государственной Думы. В июне 1977 г. в соответствии с Указом Президента Верховного Со­вета СССР от 15 февраля в составе отдела профилактической службы Управ­ления уголовного розыска на правах отделения была создана самостоятель­ная инспекция по делам несовершеннолетних, осуществлявшая координа­цию деятельности инспекций по делам несовершеннолетних в горрайорганах области. Начальником инспекции был назначен Курочкин Георгий Пав­лович, находившийся в данной должности, до выхода на пенсию в1983 г. В 1989 году ИДН были переведены из штатов уголовного розыска в профилактическую службу, ас1991 г. стали одной из составляющих мили­ции общественной безопасности. Несмотря на относительно непродолжительное время существования службы уже сменилось не одно поколение инспекторов по делам несовер­шеннолетних. Если в1943 г. в области насчитывалось всего 14 инспекторов детских комнат милиции, то в настоящее время их 173. Произошли не только количественные изменения, но и качественные. При знакомстве с биографи­ческими сведениями в анкетах первых сотрудников детских комнат милиции зачастую в графе образование указывалось, что они имеют начальное, в луч­шем случае 7-летнее. Лишь единицы из них имели педагогическое образова­ние. Сейчас две трети сотрудников ПДН имеют высшее педагогическое, ли­бо юридическое образование. Реализация принимаемых в области мер по со­вершенствованию ПДН, способствовала закреплению кадров, увеличению их вклада в раскрытие и профилактику преступлений. Нынешнее поколение сотрудников ПДН с большим уважением отно­сится к своим предшественникам, т.к. на их плечи легло самое трудное: им приходилось начинать эту специфическую работу, не имея никакого опыта и даже представления о ней. Они с честью справились со своей задачей и впо­следствии делились наработанным опытом с молодежью.

После массовых задержаний в ходе акции против коррупции в Москве и регионах 26-го марта правоохранительные органы начали угрожать многим «несовершеннолетним» участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.

Как ставят на учет в соответствии с законом

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел Российской Федерации».

Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» — только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.

Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:

  • Если комиссия (КДН) и подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) в ОВД по месту жительства «несовершеннолетнего», а также начальник или заместитель этого ОВД убедится, что тот действительно систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики либо занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
  • Если в отношении «несовершеннолетнего» должно вступить в законную силу постановление об административном правонарушении.

Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.

Деятельность КДН

Согласно федеральному законодательству, КДН:

  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
  • рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации»
  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.

Чего КДН делать не может

КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:

  • о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (часть 1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей (часть 3.1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (касается только подростков, уже помещенных ранее и самовольно покинувших центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, совершивших преступление в возрасте, недостаточном для наступления уголовной ответственности, совершивших правонарушение, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3х часов с момента доставления (подпункты 3–6 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»).

Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет

Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).

Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.

Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики», пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.

Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845.

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа.

Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.

Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет, в соответствии с ст. 2.3 КоАП.

Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет, вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может.

Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.

Как обжаловать постановление КДН

Как можно обжаловать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних, рассказали коллеги из Фонда «Общественный вердикт»:

Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как сниматься с учета: практическое руководство

1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить письменный запрос на имя начальника территориального органа МВД России с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично. При личной подаче заявления следует иметь копию, на которой принимающий заявление сотрудник полиции должен поставить штамп с датой приема документа и входящим номером, присвоенным заявлению.

Помните, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок ответа на письменное обращение — 30 дней. Если Вы не получите никакого ответа через месяц, то смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о совершении начальником территориального органа МВД России административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59. КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет штраф в размере от 5 до 10 т.р.). Также в прокуратуру следует обжаловать и отказ в предоставлении копии требуемого решения о постановке на учет несовершеннолетнего. При этом следует ссылаться на Конституционное положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать заявление о проверке законности постановки несовершеннолетнего на учет в Прокуратуру, и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.

2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).

2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего — составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.

Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.

При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний — социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.

Также важно обратить внимание на допущенные процессуальные нарушения, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, проигнорированные или не оцененные надлежащим образом при рассмотрении дела КДН, на некорректное, оскорбительное поведение или насилие, в том числе психологическое, если оно имело место со стороны сотрудников полиции, членов комиссии, других людей, которые были привлечены в ходе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук — у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ. После этого остается возможность направления жалобы Председателю Верховного суда РФ (на все эти жалобы у Вас 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения региональным судом).

После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.

Документы

Заявление о выдаче копии решения о постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН

Скачать файл (.pdf)

Жалоба на действия ПДН

Скачать файл (.pdf)

Послесловие

ОВД-Инфо выражает огромную благодарность помощнику адвоката Жаклин Яковлевой и Денису Шедову (Правозащитный центр «Мемориал») за помощь в разработке юридических рекомендаций. Все возможные юридические ошибки в тексте остаются на совести ОВД-Инфо.

Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим опытом задержания и последующим судебным опытом и оцените полезность нашей работы.

admin