Участники религиозной организации

Здравствуйте!

Создание и деятельность религиозных организаций регулируется следующими нормативными актами:

— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;
— Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Учредитель юридического лица — это лицо, принимавшие участие в создании этого юр.лица. Вы можете выйти из состава участников или членов религиозной организации, но учредителем быть не прекратите, так как вы принимали участие в ее создании. Фамилии учредителей, действительно содержатся в ЕГРЮЛ и изменению не подлежат.

Уточните, для чего именно вам необходимо «выйти из состава учредителей», возможно, будет просто достаточно подтвердить, что вы не являетесь участником или членом этой организации

Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО, АО, производственный кооператив, КТ, ПТ, ХП.
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация, ассоциация (союз), потребительский кооператив, ТСН, казачье общество, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Некоммерческие унитарные организации:
АНО, фонд, учреждение, религиозная организация.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ религиозная организация является одним из видов некоммерческих унитарных организаций.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Гражданским кодексом Российской Федерации. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Министерство культуры Украины констатирует, что если религиозная организация не будет выполнять требования закона о переименовании, ее деятельность может быть прекращена по решению суда.

«В соответствии с частью 3 статьи 16 закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в случае нарушения религиозной организацией, которая является юридическим лицом, положений этого закона и других законодательных актов Украины ее деятельность может быть прекращена по решению суда», — говорится в ответе министерства на запрос агентства «Интерфакс-Украина», в котором был задан вопрос о том, какая процедура предусмотрена, если религиозная организация не будет выполнять требования закона о переименовании.

Минкультуры также отмечает, что суд рассматривает дело о прекращении деятельности религиозной организации в порядке искового производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Украины, по заявлению органа, уполномоченного осуществлять регистрацию устава конкретной религиозной организации или прокурора.

Теги: #минкультуры #церковь #закон

Как следует из п.2 ст.54 Гражданского Кодекса РФ местом нахождения юридического лица, по которому осуществляется его государственная регистрация, является место нахождение его исполнительного органа (коллегиального — для религиозных организаций это приходской совет, руководящий орган; или индивидуального — настоятель, председатель приходского совета), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождение юридического лица имеет важное юридическое значение, по месту нахождения происходит постановка на налоговый учет и уплата налогов, осуществляется исполнение обязательств, в которых участвует юридическое лицо, определяется подсудность споров.

П. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующего общие вопросы госрегистрации, устанавливает, что место нахождения указывается учредителями юридического лица в заявлении о его государственной регистрации.

Известно, что для некоммерческих (в т.ч. религиозных) организаций установлен «специальный порядок государственной регистрации» (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — «Закон»)). Сведения о месте нахождения религиозной организации указываются в заявлении о государственной регистрации (п.п. 5, 7 ст. 11 Закона) и Уставе (п. 2 ст. 10 Закона). Напомним, что новые формы заявлений о государственной регистрации религиозных организаций установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.06 № 212. Форма РН0001 (заявление о госрегистрации) содержит обязательный для заполнения заявителями раздел 2 «Адрес (место нахождения) некоммерческой организации», при этом допускается указание одного из трех адресов постоянно действующего руководящего органа, исполнительного или иного органа, лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности. Аналогичны требования об обязательном указании места нахождения религиозной организации и в случае ее реорганизации, внесения изменений и дополнений в учредительные документы и в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Как следует из п. 1 ст. 12 Закона религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случае, если в представленных на госрегистрацию документах (заявление, устав и т.д.) указаны недостоверные сведения (в т.ч. и о месте нахождения). В этом случае заявители теряют госпошлину (хотя практика удержания регистрирующим органом госпошлины вызывает немало нареканий у правоведов) и иные платежи по подготовке пакета документов (что в настоящее время составляет несколько тысяч рублей). Регистрирующий орган (в настоящее время — Федеральная Регистрационная Служба РФ (ФРС)) в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона обязывает заявителей предоставить «сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа религиозной организации». К такого рода сведениям ФРС относит гарантийное письмо от собственника помещения о предоставлении его на условиях аренды или других условиях религиозной организации в случае ее регистрации. Если предоставляющее помещение лицо само арендует данное помещение, требуется согласие собственника на субаренду. Кроме того, регистрирующий орган требует предоставить заверенные в установленной форме копии правоустанавливающих документов на помещение. Все документы требуются в двух экземплярах. Нам понятно беспокойство работников ФРС о получении максимально достоверных сведений о месте нахождения религиозной организации, однако Закон не предусматривает требование о предоставлении в регистрирующий орган именно этих документов.

Весьма интересен и вопрос о том, какое именно помещение может выступать в качестве адреса (места нахождения) религиозной организации. До конца 90-х годов была весьма распространена практика использования жилых помещений в качестве места нахождения религиозной организации. Данную ситуацию легко объяснить наличием у учредителей регистрируемой религиозной организации преимущественно жилых помещений (квартир, частных домов) и вообще в то время относительно малым количеством нежилых помещений (тем более, в сельской местности), пригодных для использования под церковные цели. Практика государственной регистрации религиозных организаций в жилых помещениях была закреплена Письмом Минюста РФ от 27.12.99 № 10766-СЮ, ст.15 которого подтверждала, что поскольку в соответствии с законодательством «в жилых помещениях могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии», указанные помещения могут являться адресами (местом нахождения) религиозных организаций. Данное письмо не отменено и по сей день. Тем не менее, несколько лет назад, Минюст ввел фактический запрет на использование жилых помещений в качестве места нахождения церквей. При этом учредителям религиозных организаций устно объяснялось, что согласно п. 3 ст. 288 части первой и п. 2 ст. 671 части второй ГК РФ жилое помещение может использоваться лишь для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. Таким образом, на наш взгляд, без достаточных оснований сложилась практика регистрации религиозных организаций только в нежилых помещениях. В то же время благотворительные общественные организации и фактически коммерческие организации пользуются правом регистрироваться по месту жительства их учредителей и руководителей. Так, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гласит, что «не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства». Коммерческие организации в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляют государственную регистрацию по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (например, генерального директора) или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (т.е. по смыслу текста — физического лица). На практике нередки случаи регистрации коммерческих предприятий по адреса жилых помещений. Для религиозных организаций же создаются дополнительные трудности: приход при регистрации далеко не всегда имеет церковное здание — его нужно строить, восстанавливать, реставрировать, покупать, оформлять собственность. Большинство действий с церковным зданием нужно совершать от имени зарегистрированной религиозной организации, т.е. создается замкнутый круг.

В связи с этим сложилась всем известная порочная практика регистрации юридических лиц (и религиозных организаций, в частности) по фиктивным, т.н. «юридическим адресам». Ими могут быть и помещения, принадлежащие учредителям церкви или их знакомым, а могут быть и совершенно посторонние адреса, предоставляемые за деньги предприимчивыми коммерсантами. В РПЦ МП таким адресом часто является адрес епархии. Во всех случаях фактическое место нахождения (фактический адрес) и юридический адрес не совпадают. В юридической и бухгалтерской литературе в настоящее время широко бытует мнение о том, что понятия «юридический» и «фактический адрес» «являются своего рода образными выражениями», «законодательно такие понятия не определены» (например, статья Ю. Б. Добронравова «Разбираемся с проблемой юридического и фактического адреса», «Главбух», № 1, январь 2006 года). Думается, что все не так просто. Уже приведенное мной Письмо Минюста от 27.12.99 отождествляет понятия «место нахождения» и «юридический адрес», делая эти понятия не образными, а именно юридическими. Существовавшие еще несколько лет назад формы для постановки на налоговый и пенсионный учет предусматривали две графы для заполнения: юридический и фактический адрес. Фактически законодательно закреплялось состояние существования у религиозной организации двух адресов: формального юридического — по месту постановки на учет в налоговый орган и фактического, где совершались богослужения. Существует и немалое количество действующих нормативно-правовых актов, оперирующих понятием «юридический адрес» (см., например, пункт «д» ст. 14 Приказа Минюста РФ от 30.12.04 № 202), а Приказ Государственной регистрационной палаты при Минэкономике от 07.02.96 отождествляет понятия «юридический» и «почтовый» адрес, подтверждая некую «виртуальность» юридического адреса.

Тем не менее, государство избавляется от понятий юридического и фактического адреса, повсеместно вводя понятие места нахождения организации, и начинает проводить политику по ликвидации сложившейся ситуации.

Налоговый кодекс предусматривает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116). Консультант налоговой службы РФ А.А. Фаттахова считает (статья Ю. Б. Добронравова «Разбираемся с проблемой юридического и фактического адреса», «Главбух», № 1, январь 2006 года), что нахождение организации по фактическому адресу, отличающемуся от указанного в учредительных документах, является, по сути, подтверждением существования там обособленного подразделения, которое необходимо регистрировать (ст. 83 НК РФ) и за нарушения сроков регистрации которого наступает ответственность по ст. 116 НК РФ.

Согласно требованиям п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация обязана информировать налоговые органы об изменении своего места нахождения в течение трех дней с момента с момента изменения адреса. По истечении трехдневного срока налоговые органы будут рассматривать прежний (уже несуществующий адрес) как нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц, что предусматривает штраф (до 20 МРОТ) в соответствии с п. 1 ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях («Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ»). Более серьезная ответственность для руководителя наступает при предоставлении в регистрирующий орган заведомо ложных сведений (штраф до 50 МРОТ согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП и штраф до 500 МРОТ и даже лишение свободы на срок до 5 лет согласно ст. 171 УК РФ). Впрочем, судебной практики такого рода в отношении церковных руководителей пока нет. Сами налоговые органы неохотно обращаются в суд, т.к. практически невозможно доказать, что учредители религиозной организации предоставили при регистрации заведомо ложные сведения и не собирались находиться в указанном в заявлении помещении. Кроме того, существующая арбитражная практика позволяет снизить штрафные санкции в 5-10 раз (а иногда и полностью освободить некоммерческие организации от ответственности), что минимизирует экономический «эффект». Данные нарушения не относятся к серьезным и не представляют существенной общественной опасности, ликвидация таких нарушений не является приоритетной задачей для налоговых органов (пока, во всяком случае).

Тем не менее, мы рекомендуем по возможности в кратчайшие сроки приводить свои учредительные документы в соответствии с фактическим положением дел. Для этого существуют два пути. Можно внести изменения в учредительные документы, касающиеся смены адреса места нахождения, либо, оставив в уставе «юридический адрес» (например, адрес Епархиального управления), зарегистрировать обособленное подразделение по фактическому месту нахождения (здание только что построенного храма). В обоих случаях используются формы заявлений, содержащихся в уже упоминавшемся Постановлении Правительства от 15.04.06 № 212.

  • Особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций
  • Общественные объединения и их организационно-правовые формы
  • Налоговые льготы для некоммерческих организаций
  • Цены, сроки и условия регистрации некоммерческих организаций

Религиозной организацией (РО) признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание,

  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,

  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных организаций

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на:

  • Местные (учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией).

  • Централизованные (религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них).

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование РО осуществляется Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.

Так, в Законе о регистрации закреплено, что государственная регистрация РО проводится в специальном порядке. Органом, осуществляющим государственную регистрацию РО, является Министерство Юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) или его территориальные органы.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации религиозной организации

  1. заявление о регистрации;

  2. список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

  3. устав религиозной организации;

  4. протокол учредительного собрания;

  5. документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

  6. сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

  7. сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

  8. документ об уплате государственной пошлины.

Бесплатная консультация по телефону

Вы не прошли валидацию

Отправить Это самый простой и быстрый способ узнать все интересующие Вас вопросы.

Порядок регистрации религиозной организации

Стадии процесса государственной регистрации религиозных организаций закреплены в положениях ст.11 ФЗ №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления документов, указанных выше. В иных случаях Минюст России (его территориальные органы), вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Минюстом России.

На основании принятого Минюстом России или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Минюст России или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах:

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Образование религиозной группы не требует государственной регистрации.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следует отметить, что Правительством РФ подготовлен и в марте 2014 года внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым в целях совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций отменяется требование о подтверждении 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации по причине несоответствия названного требования положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого, в проекте закона предусматривается изменение порядка уведомления о создании религиозной группы. Такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций, а также предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

admin