Участники финансовых правоотношений

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;
  • налоговые правоотношения;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

  • органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • финансовыми органами и гражданами;
  • самими финансово-кредитными органами.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства – закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт – извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий.

Субъекты финансового правоотношения

Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  3. использование выданных бюджетных ассигнований;
  4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ «О правах и свободах человека и гражданина» каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведение разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег -денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения"

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Вопрос №7. Финансово-правовые отношения, их содержание и особенности

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

• одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

• любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонневластным;

• властные предписания не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Как и любая норма права, финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).

Нормы финансового права структурно разделяются на три компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза – несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов. Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней). Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, т. е. регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс), законы, указы Президента, постановления Правительства, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права, участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства; одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти; возникают они по поводу денег – платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличительные черты, рассматриваемые в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

Указанные особенности, вместе взятые, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Так, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства, т. е. формированием фондов денежных средств. Поэтому подобные отношения регулируются административным правом.

Субъектами финансовых правоотношений выступают: органы государственной власти и государственного управления, хозяйствующие субъекты и граждане. В некоторых случаях субъектом финансового права может выступать Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (при выпуске облигаций государственных и муниципальных займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств и в некоторых других случаях).

Предприятия и организации (их филиалы и другие обособленные подразделения) вступают в финансовые отношения в связи с внесением в казну налогов и сборов, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т. д. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также принадлежат к участникам финансовых правоотношений.

Правосубъектность граждан главным образом связана с внесением налоговых и других обязательных платежей, поступающих в доход государства. Граждане также могут вступать в финансовые правоотношения по другим поводам, например, в связи с участием в государственных займах, денежно-вещевых лотереях.

Для защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяется административный и судебный порядок. В настоящее время действуют оба названных выше порядка, и разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться в суд. Административный порядок действует главным образом в отношении государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. Граждане по своему выбору могут использовать административный или судебный порядок защиты.

Для защиты прав граждан и юридических лиц в финансовых отношениях в законодательстве установлены гарантии возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.

Финансовое правоотношение

Так, неправильно взысканные с плательщика налоги подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам ущерб – возмещению. Еще одной особенностью действующего законодательства о налогах и сборах является то, что налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в вышестоящий налоговый орган и в суд одновременно.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты. Например, в налоговой сфере возникновение финансово-правовых отношений возможно на основе индивидуального нормативного акта – извещения налогового органа о необходимости уплатить тот или иной налог; изменение этих отношений происходит в связи с получением определенной льготы по данному налогу; прекращение финансовых правоотношений наступает при уплате налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Следует иметь в виду, что общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правовых отношений. В случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.

Вопрос 8 Субъекты финансовых правоотношений

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образова­ние, распределение и использование государственных денеж­ных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения — это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях. Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность». Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы. Финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. При реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику (ст. 50 НК РФ). Необходимым условием финансовой дееспособности является достижение установленного законом возраста. У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации. Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов — компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права. Субъекты финансового права под­разделяются на три группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования. Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение. Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации. Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения. Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти — ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являют.

К юридическим лицам — субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования. Индивидуальные субъекты финансового права — это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).

Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

Российская Федерация и субъекты РФ, являются преобладаю­щими в ряду субъектов финансового права и представляют собой государство. По классификации субъектов финансового права они относятся к общественно-тер­риториальным образованиям. В связи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового права. Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Кон­ституции РФ, НК РФ, БК РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах. Компетенция государства в области финансовой деятельнос­ти выражается в его суверенных правах в этой области, например: право на установление нало­гов; утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федера­ции) и др. Государство, как субъект финан­сового права выступает как властвующий субъект и в качестве государства-собственника, т.е. казны. Под казной Российской Федерации или субъектов РФ следует по­нимать право этих субъектов на владение, пользование и распо­ряжение средствами соответствующих бюджетов и иным государ­ственным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 ГК РФ). К «иному государственному имуществу» могут быть отнесены средства государст­венных внебюджетных фондов. К числу суверенных прав Российской Федерации относятся ее материальные бюджетные права (ст. 71 Конституции РФ). К материальным бюджетным пра­вам Российской Федерации относятся: а) право на собственный бюджет; б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет; в) право на использование бюджетных средств; г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории; д) право на образование и ис­пользование в рамках бюджета целевых или резервных фондов. Эти права зафиксированы в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и исполь­зованию внебюджетных фондов представительных и исполни­тельных органов государственной власти республик в составе Рос­сийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и в статьях 49, 54, 84, 133,-134, 135 и др. Бюджетного кодекса РФ. Суверенные права Российской Фе­дерации на собственный бюджет есть одновременно и право го­сударственной собственности. Исходя из ст. 71 Конституции РФ к суверенным правам Рос­сийской Федерации в сфере финансовой деятельности следует от­носить не только материальные бюджетные права, но и процес­суальные. Эти права Российской Федерации неразрывны между собой. Права Российской Федерации на получение, распределе­ние, использование бюджетных доходов определены ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является ре­зультатом реализации процессуальных бюджетных прав Россий­ской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюд­жета и отчета о его исполнении. Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении права на установление и взыскание (взимание) федеральных налогов и сборов (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на при­менение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыс­кание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим субъектам, которые воз­никают в процессе жизнедеятельности общества. Российская Федерация в целом выступает субъектом финан­сового права и в сфере государственного кредита. Это следует из Закона РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13.11. 1992 г., ст. 89 и ч. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных заимствований возни­кают долговые обязательства Российской Федерации. К финансо­вым правам Российской Федерации следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обяза­тельств за счет средств федерального бюджета. Назван­ные права не являются суверенными правами Российской Федерации, т.к. право России на выпуск государст­венных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта граж­данского оборота. Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погаше­нию долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности.

Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом яв­ляется субъектом финансового права в отношении права денеж­ной эмиссии. Денежная эмиссии согласно ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему. Субъектом финансового права является государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетен­цией в сфере финансовой деятельности государства Аналогично государству в целом, субъекты РФ являются субъектами финансового права в от­ношении материальных бюджетных прав, а также процессуальных прав на рас­смотрение и утверждение бюджета. Субъекты РФ яв­ляются субъектами финансового права в отношении прав на ус­тановление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ о государственном внутреннем долге субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ. Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоот­ношения. В этом случае они становятся субъектами этих финан­совых правоотношений и выступают в лице определенных госу­дарственных органов.

admin