Участки многодетным семьям в красноярске

Главная / Социальная политика / Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее – Закон) предусмотрено, что многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. Кроме того, многодетные граждане – собственники жилых домов имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занимаемых данными жилыми домами.

Для указанных целей, как правило, предоставляются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение данными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Многодетные граждане для целей Закона — это граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, — до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, — на период установления инвалидности независимо от возраста.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность для целей, не связанных со строительством (для животноводства, для ведения личного подсобного хозяйства за пределами населенных пунктов), установлен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для эксплуатации объектов недвижимости (жилых домов) – в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для жилищного строительства – в статье 15.1 Закона и выглядит следующим образом:

1. Заинтересованное лицо обращается в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, с заявлением, в котором указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

2. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка;

4. Уполномоченный орган после предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность заявителю бесплатно и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;

5. На основании решения уполномоченного органа заинтересованное лицо осуществляет регистрацию права собственности на земельный участок.

В случае поступления в орган местного самоуправления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале «Красноярский край», предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале «Красноярский край» в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 закона «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в населенных пунктах в собственность бесплатно по аналогии закона осуществляется в таком же порядке.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлен в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»:

1. Заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением, в котором указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

2. Органы местного самоуправления по месту жительства граждан осуществляют регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

3. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

4. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

5. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

6. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

7. Предоставление земельного участка, составляющего территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, такому объединению.

8. Утверждение проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру, кадастровый учет земельных участков.

9. Орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, после предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принимает решение о предоставлении бесплатно земельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

10. На основании решения уполномоченного органа заинтересованное лицо осуществляет регистрацию права собственности на земельный участок.

Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность для целей, не связанных со строительством, установлен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Документами, подтверждающими право на бесплатное предоставление земельных участков, являются:

— документ, удостоверяющий личность;
— свидетельства о рождении детей, в отношении опекаемых детей — об установлении опеки, в отношении пасынков, падчериц — свидетельство о браке с родителем ребенка;
— выписка из домовой книги или финансово-лицевого счета;
— в случае достижения ребенком возраста 18 лет:

* справка из образовательного учреждения об обучении ребенка по очной форме обучения;
* справка о прохождении срочной военной службы по призыву;
* справка об установлении инвалидности.

Получить дополнительную информацию можно по единому справочному телефону 8-800-350-20-50 в рабочие дни с 9.00 до 18.00.

23.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования город Красноярск
Скачать файл (docx, 28 КБ.)
22.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования город Канск
Скачать файл (docx, 28 КБ.)

21.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования Шарыповский район

18.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования город Красноярск

10.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования г. Канск

08.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования Емельяновский район

01.09.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края: г. Красноярск, г. Дивногорск

31.08.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края, Манский район, Ужурский район

25.08.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования Абанский район, Курагинский район

17.08.2020 Дополнительный перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Красноярского края в границах муниципального образования Козульский, Сухобузимский и Рыбинский район

В России существует Федеральный закон №161, где черным по белому прописано, что семьи с тремя и более детьми имеют право на бесплатную землю. Выдают участки, находящиеся с государственной и муниципальной собственности, региональные власти. На них люди могут вести огород, выращивать скот, строить дачи и жилые дома. Чтобы встать в очередь за бесплатной землей, необходимо потрудиться: собрать немаленький пакет документов, написать не одно заявление и дождаться ответа от ответственных лиц. Дело непростое, но реальное. Но более 40 красноярских семей решили пойти другим путем — они обратились в компанию в надежде упростить процесс, за короткие сроки решить все правовые вопросы и предоставить долгожданный земельный участок. Оплатить нужно было лишь консультационные и юридические услуги. Звучит заманчиво, тем более, что ждать землю уже не нужно — кооперативу якобы был выделен хороший «кусок» на Плодово-ягодной станции. Но даже спустя год семьи не получили свои участки, а дело дошло до Генеральной прокуратуры РФ. Что пошло не так в этой истории, разбирался корреспондент Sibnovosti.ru.

Красноярка Татьяна Васкевич задумалась о собственном доме после рождения третьего ребенка. За помощью она обратилась в красноярский центр развития института семьи. Женщина связалась с директором организации — Ольга Горя доступно объяснила алгоритм помощи в предоставлении земельного участка на ул. Азовская. Затем красноярка заключила договор, подписала «формальный» акт выполненных работ и стала ждать — в феврале прошлого года Татьяна Васкевич, как и остальные многодетные семьи, должна была получить землю и заняться межеванием. По ее словам, за услуги сторонней организации она заплатила более 50 тысяч рублей.

  • 9 тысяч рублей за помощь в оформлении документов

  • 5 тысячи за вступление в ЖКС «Радуга»

  • 30 тысяч рублей за проект

  • 6 тысяч рублей за договор возмездного оказания информационных услуг

Красноярка утверждает, что деньги в центре чаще всего брали наличными. Иногда приходилось перечислять их на чужую карту. Заметив подвох, инициативная группа даже обращалась в налоговую.

«Я писала в налоговые органы г. Новосибирска с просьбой узнать, отражены ли наши средства в бухгалтерской отчетности, но мне ответили отказом», — пишет женщина в заявлении в Генпрокуратуру.

Как видно, самая большая статья расходов — проект дома, который якобы необходимо предоставить в Минстрой России. Однако в перечне документов на предоставление бесплатного земельного участка такой обязательный пункт отсутствует.

«ЦРИС требует от людей наличия проектов домов. Раньше было такое понятие как жилье экономкласса и соответственно требование к квадратным метрам, этажности и так далее. В 2016 году этот термин упразднили. К ИЖС это понятие теперь не относится», — отметила красноярка.

Женщина потребовала вернуть 30 тысяч рублей за проект, который ни на каком из этапов получения участка не нужен. Деньги за эту статью расходов ей удалось получить назад.

Земельные споры

Итак, в феврале передавать земельный участок красноярским многодетным семьям, видимо, никто не собирался.

«Мы ждали март, апрель, май, результатов после каких- то бесконечных совещаний в Совете Федерации и прочее. Стали возникать вопросы по членским взносам, их правомерности без наличия имущества ЖСК, начала смотреть отзывы на различных форумах в сети интернет об организации «ЦРИС» и выяснила, что она по такой же схеме создавала много ЖСК в Новосибирске», — рассказывает красноярка.

Интересно, что в перечне имеющихся земельных участков для передачи их многодетным семьям, земля на ул. Азовская не числится. Список опубликован на сайте краевого правительства в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков».

«Мы собираемся писать жалобу президенту, но уже на краевой Минстрой. Ситуация слишком затягивается. Последний раз мы были на приеме у министра строительства Красноярского края Сергея Козупицы. Нам сказали, что в августе прилетает делегация из Дом.рф. Вопрос будет как раз касаться передачи участков на Плодово-ягодной станции. Мы подавали заявки в Минстрой на новое ЖСК, так как 22 человека исключили из прежнего кооператива — по этому поводу мы обратились в суд, чтобы оспорить протокол. Мы поняли, что сейчас готовится новая комплексная программа. Но у нас до сих пор нет уверенности — будут ли нам давать эти участки», — сказал Татьяна Васкевич.

Отметим, что на сегодняшний день «повезло» получить участки только ЖСК «Новый» в Новосибирске, решается вопрос с ЖСК «Бердский залив». Остальным кооперативам, созданным МА ЦРИС, земельные участки еще не переданы, утверждает красноярка.

Ответная реакция

Корреспондент Sibnovosti.ru обратился в компанию, услугами которой пользовались многодетные семьи. Ответ от ЦРИС долго ждать не пришлось.

За какие услуги многодетные семьи перечисляли деньги в «ЦРИС»?

«МА «ЦРИС» проводит бесплатные информационные семинары по вопросу реализации прав граждан на получение земельного участка в рамках Федерального закона № 161-ФЗ. На семинаре предоставляется информация об алгоритме реализации данного права. Для участия в ЖСК с целью получения земельного участка и строительства жилого дома, гражданину необходимо получить уведомление о включении его в списки граждан, имеющих право быть принятым в члены ЖСК. Данное уведомление можно получить в администрации по месту жительства гражданина. Вся вышеуказанная информация в обязательном порядке предоставляется гражданину на семинаре. В случае, если у гражданина нет возможности самостоятельно получить уведомление о включении в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК, возможно заключение договора возмездного оказания услуг, в рамках которого специалист МА «ЦРИС» по нотариально оформленной доверенности соберет все необходимые документы, направит в администрацию и получит уведомление о включении гражданина», — ответили в организации.

Стоимость услуг при этом составляет 9 тысяч рублей. Из них ровно половина оплачивается клиентом сразу— на момент заключения договора.

В чем сложности в получении земельных участков? Не только в Красноярске, но и других регионах?

«При реализации проекта ЖСК на разных этапах возможны бюрократические барьеры. Самая часто встречаемая сложность реализации Федерального закона заключается в необходимости внесения изменений или разработка регионального нормативного правового акта, регламентирующего правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов (указан критерий нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий или вообще отсутствует региональный НПА, соответственно, граждане этого региона не имеют возможности реализовать свое право). Далее, после регистрации гражданами ЖСК льготных категорий, необходимо направление ходатайства правительства региона в Единый институт развития жилищной сферы о передаче земельного участка жилищно-строительному кооперативу многодетных семей и работников бюджетной сферы, где тоже возможны барьеры. И уже после передачи ЖСК земельного участка, граждане начинают строительство жилых домов», — пояснили в ЦРИС.

Как вы объясните тот факт, что по закону для получения земли многодетными и другими льготными категориями граждан посредники не нужны?

Граждане добровольно обращаются в МА «ЦРИС» за помощью в реализации своей льготы, и всегда получают информацию о том, что могут самостоятельно получить уведомление о включении в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК. Помимо 10 Жилищно-строительных кооперативов, созданных по инициативе МА «ЦРИС», существует еще около 110 кооперативов (среди них ЖСК многодетных семей, работников бюджетной сферы, научных сотрудников, сотрудников федеральных структур), что подтверждает тот факт, что реализация прав граждан на получение земельного участка в рамках ЖСК возможна и без участия МА «ЦРИС». Федеральный закон распространяется на всех граждан РФ, без исключения.

Мы спросили и о проекте домов, который вовсе необязательно предоставлять в Минстрой.

«Жилищно-строительные кооперативы зарегистрированы с целью строительства жилых домов на земельных участках, предоставленных из федеральной собственности. Поскольку председатель правления несет ответственность за действия членов кооператива, заседанием Правления ЖСК «Радуга» было принято и запротоколировано решение о предварительном положительном рассмотрении заявления гражданина о включении в состав ЖСК, при условии наличия у гражданина проекта объекта индивидуального жилищного строительства», — ответили в организации.

Ситуация действительно оказалась запутанной и вынудила красноярцев обратиться в Генеральную прокуратуру и правоохранительные органы. Если в действиях компании найдут признаки мошенничества, то на них заведут уголовное дело. Пока же ясно одно — многодетные семьи, желающие бесплатно получить участок, должны самостоятельно обратиться в департамент муниципального имущества либо через своего представителя. Но ни на какое содействие от сторонней организации они рассчитывать не могут — все делается только по закону и в порядке живой очереди.

Фото: 2Gis, МИА «Россия сегодня»

С 2013 года, когда во Владимирской области заработала программа предоставления многодетным семьям участков под строительство, такие участки получили 3419 семей. Заметим, по закону земельные наделы должны быть обеспечены всей инфраструктурой: свет, газ, дорога. Но на деле проходят годы, а к участкам многодетных ведут все те же грунтовкии, люди сидят без воды и света.

На сегодняшний день картина такова: 70 % участков обеспечено электроснабжением, 80 % – подъездными путями, 40 % – системой водоснабжения, 30 % – газифицировано.

— С 2013 года на строительство объектов инфраструктуры было направлено 725 млн рублей, в том числе из областного бюджета — 413 млн рублей. На эти деньги введено в эксплуатацию более 80 объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, — пояснила начальник отдела реализации строительных программ и проектов департамента строительства и архитектуры Ирина Васильева.

При этом на 1 мая 2019 года во Владимирской области на выделенных бесплатно участках многодетные построили всего …. 153 дома.

Возникает вопрос – стоит ли тратить миллионы бюджетных средств на развитие инфраструктуры участков, где все равно никто не будет жить? Может, дешевле дать многодетным выбор — участок или денежная компенсация?

— Многие, получая участок, стремятся сразу же его продать, чтобы купить квартиру большей площади. Ведь изначально участки решили выделять для чего? Для того, чтобы семьи построили дома и улучшили свои жилищные условия. Но вот парадокс. Строиться большинству семей – не на что! Земля не обрабатывается, ничего на ней не строится, в общем, мертвый груз, — считает заместитель председателя Совета по делам многодетных семей Ирина Трумпф.

Простой подсчет: чтобы обеспечить участки многодетных семей всеми коммуникациями, потребуется… 6 миллиардов рублей. А если бы каждой из семей, получивших участок за 6 лет, выплатили вместо него по 500 тысяч рублей, на это потребовалось бы чуть больше 1,5 миллиарда рублей. То есть люди получили бы деньги без дополнительной «прокладки» в виде продажи земельного участка, а бюджет бы существенно сэкономил.

— На заседании Совета по делам многодетных семей мы приняли решение обратиться к властям региона о предоставлении денежной компенсации многодетным семьям вместо земельного участка. Зачем зарывать деньги в установку столбов и строительство дорог из щебня, если эти деньги можно дать людям? Речь идет о 500 000 рублей на семью, мы считаем, что это будет адекватная компенсация. При этом необходимо оставить и возможность получить земельный участок, ведь многим это тоже важно, — считает член Совета Людмила Мысловская.

Альтернативы требует и сама жизнь: в некоторых районах свободных земель просто нет. Многодетным сложно выделить земельные участки в Собинке, Лакинске, Киржаче, Судогде — там вокруг либо сельхозземли, либо леса, которые нельзя отдавать под жилую застройку.

Правда, при замене участков денежными компенсациями могут возникнуть сложности — закон-то федеральный, и деньги на инфраструктуру частично федеральные. Возобладает ли логика над формализмом — покажет время.

Ответ:
Ответ опубликовал: Катерина Подвербная | 09/10/2018

Уважаемая Светлана Юрьевна!

В порядке информирования сообщаем.

В соответствии со статьей 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее — Закон) многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона.

В случае утраты гражданами статуса многодетных в связи с достижением ребенком (детьми) установленного в пункте 1 статьи 14 Закона предельного возраста (достижение 23 лет) граждане, поставленные на очередь на предоставление земельного участка, сохраняют право на получение земельных участков в собственность бесплатно.

Вопросы предоставления земельных участков относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления.

Информация о земельных участках, которые могут быть предоставлены многодетным гражданам, расположена на едином краевом портале «Красноярский край» .

Для получения подробной информации по вопросам, связанным с получением земельного участка, Вы имеете право обратиться в администрацию того муниципального района или городского округа Красноярского края, в котором планируете получить земельный участок.

Литвинова Александра Геннадьевна 8(391)2278715

С 2012 года семьи, воспитывающие трех и более детей, вправе получить участок не только в том муниципальном образовании, на территории которого они зарегистрированы, но и в любом другом. Правда, сделать это они смогут только при условии, что на его территории есть свободная земля.

Закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», дающий многодетным семьям право на получение земельного участка для строительства жилья, был принят в 2008 году, но по-настоящему смог заработать только в 2012 году. При большом количестве желающих получить участок в границах Красноярска в черте города оказалось недостаточно земли, чтобы предоставить участки всем очередникам. Поэтому в конце 2012 года в краевой закон были внесены поправки, уточняющие процедуру предоставления земли.

В Красноярске и ЗАТО участки сегодня не выдают

Сегодня подходящих для предоставления многодетным семьям земельных участков в Красноярске нет. Те четыреста земельных наделов, что были сформированы в краевом центре в 2009 году, к настоящему моменту уже нашли своих обладателей. По данным администрации города, в 2010 году многодетным семьям в Красноярске было передано 157 участков, в 2011 году — 46 участков, в 2012 году — 69. На ноябрь 2013 года очередники получили в границах краевого центра 54 земельных надела. В 2014 году администрация не планирует формировать участки на территории Красноярска «в связи с ограниченными земельными ресурсами». Единственная возможность многодетным семьям из Красноярска получить участки для строительства жилья сегодня — это встать в очередь на получение земли на территории муниципальных образований края.

Пока речь идет о шести территориях: Сухобузимском, Емельяновском, Манском и Березовском районах, а также о Сосновоборске и Дивногорске, но в дальнейшем этот список будет расти. Кроме красноярских семей, которые могут получить участок в любом другом муниципальном образовании, на особом положении оказались жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), Железногорска и Зеленогорска. Они вправе получить землю для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства в любом муниципальном образовании, за исключением Красноярска.

Как рассказали участники прошедшего круглого стола на тему «Предоставление земельных участков для строительства жилья многодетным семьям в Красноярском крае», максимальный срок, в течение которого семья сможет реализовать свое право на землю, составляет три года. В крае сформирован единый реестр, куда входят сведения о стоящих в очереди многодетных семьях во всех муниципальных образованиях региона.

Несмотря на принятые меры, на территории края сохраняются сложности с предоставлением земли многодетным. Так, непростая ситуация складывается сегодня с выделением участков семьям, имеющим трех и более детей, в закрытых административно-территориальных образованиях. Причина заключается в действующем законодательстве. Дело в том, что земли, находящиеся на территории ЗАТО, являются федеральными, а значит, не могут быть предоставлены кому-либо в собственность. Поэтому семьи из Железногорска, которые стремятся получить землю для строительства в границах города, сделать этого пока не могут.

«Над этим вопросом совместно с депутатами мы работаем на протяжении последних двух лет,  — рассказал заместитель председателя комитета по промышленности Законодательного собрания Красноярского края и вопросам жизнеобеспечения Андрей Колесников. — На ближайшее заседание комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания будет вынесен вопрос об изменении пункта 2 статьи 14 закона «О регулировании земельных отношений», мы предлагаем включить в него пункт, который позволит многодетным гражданам взять землю в ЗАТО в аренду».

Выдачу земли тормозит подготовка документов и инфраструктуры

Чтобы обеспечить многодетных участками для строительства, в 2011 году в программе «О территориальном планировании» был выделен специальный раздел «Подготовка проектов планировки и межевания территорий, постановка на кадастровый учет». Началось формирование земельных участков на территории центральных районов края: в Емельяновском, Березовском, Сухобузимском, Манском районах, в Дивногорске и Сосновоборске.

«В первую очередь, мы, конечно, формировали участки для индивидуального жилищного строительства, — говорит заместитель министра строительства Красноярского края Татьяна Василовская. — Самые большие площадки выделялись в Емельяновском районе. Первоначально здесь была сформирована одна тысяча земельных наделов, сегодня к передаче семьям готовится еще тысяча земельных участков, параллельно ведется электроснабжение.

После этого нужно будет найти такой же земельный массив, чтобы обеспечить землей тех людей, которые на сегодняшний день еще стоят в очереди. На территории края продолжает действовать долгосрочная целевая программа «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельных участках под жилищное строительство». На настоящий момент на планировки территорий уже потрачено 80 миллионов рублей. Первое, чем нужно было обеспечить эти участки, — это энергоснабжение. Средства на проведение этой работы в первую очередь были выделены для территорий так называемой Красноярской агломерации. В Емельяново мы сейчас строим мощную трансформаторную подстанцию стоимостью 390 миллионов рублей, подключать которую собираемся в 2014 году. Следующая стоящая перед нами задача — создать транспортную инфраструктуру, подъезды к земельным участкам. Постепенно от центральной группы районов мы начинаем переходить к тем районам, где на сегодняшний день ощущается большая потребность в земельных участках. Сейчас мы активно работаем с югом Красноярского края: с Минусинским, Курагинским, Краснотуранским районами, где хотели бы получить участки переезжающие на материк северяне».

Выделение многодетным семьям участков для строительства жилья — затратное мероприятие. На сегодняшний день на территории края проживает 20 тысяч многодетных семей, имеющих право на получение земли, и это количество постоянно растет. Если каждая из этих семей захочет получить участок под ИЖС, власти должны будут предоставить им землю, обеспеченную коммуникациями. Осенью 2013 года в крае предлагалось внести очередные поправки в закон о земле для многодетных, предлагалось ввести еще ограничение на предоставление земельных участков многодетным семьям. В законе должен был появиться дополнительный критерий, по которому для получения земли в семье должно быть не только трое детей, но она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом. Если бы поправки были приняты, многие из тех, кто стоял в очереди на землю, лишились бы права на участки.

«Речь шла о том, чтобы сделать помощь более адресной, мы рассмотрели этот вопрос на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания края, — рассказал заместитель председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Андрей Колесников,  — инициатива получила отрицательное заключение прокуратуры. Поэтому до введения федеральных поправок в Земельный кодекс и другие нормативные акты мы решили пока не поднимать вопрос нуждаемости».

Что касается дальнейшего использования земли, то, как подчеркнули участники круглого стола, воспользоваться полученной землей многодетная семья может по своему усмотрению: она вправе как построить на ней дом, так и продать земельный надел.

«Сегодня не существует такой льготы, как предоставление квартир многодетным, — отметила депутат Законодательного собрания края Марина Добровольская, — поэтому, если семья понимает, что строительство дома для нее неподъемно, если она решит продать полученный участок и на эти деньги с доплатой купить квартиру, я лично не вижу в этом ничего плохого. Потому что другой помощи для решения жилищного вопроса многодетным семьям сегодня нет».

admin