Участие в отправлении правосудия это конституционная обязанность

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 342.722 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ

В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ The Citizens Constitutional Right to Participate in the Administration of Justice

А. Г. Быкова — доцент кафедры конституционного и международного права Омской юридической академии, доктор исторических наук, доцент;

М. Шелудяк — магистрант Омской юридической академии

M. Sheludyak — student of Omsk Law Academy

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы прав граждан на участие в отправлении правосудия. Раскрываются задачи реализации прав деятельности граждан и организаций в осуществлении правосудия.

Ключевые слова: право граждан на участие в отправлении правосудия.

The citizen’s rights to participate in the administration of justice.

В последние годы в юридической литературе активизировалась дискуссия о реализации конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия1. Основным предметом исследований выступает уголовно-процес- * 12

суальная сторона данного вопроса. Менее изучен конституционно-правовой аспект в реализации права граждан на отправление правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Конституционное и международное право

Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 32 закрепляет основное право граждан участвовать в отправлении правосудия. При этом они могут быть как активными, так и пассивными участниками судопроизводства. Поэтому данное право необходимо толковать в системной связи с конституционными положениями, согласно которым правосудие в России осуществляется только судом, а судьями могут быть отвечающие установленным профессиональным требованиям российские граждане (ч. 1 ст. 118, ст. 119).

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»2 (далее — Закон о статусе судей) судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

Участие представителей народа в отправлении правосудия — это форма реализации суверенитета народа в осуществлении важнейшего вида государственной деятельности. Поэтому привлечение граждан к отправлению правосудия всегда рассматривалось как качество, присущее демократическому государству. Вместе с тем конституционные понятия осуществления судебной власти, правосудия и участия граждан как представителей народа в отправлении правосудия имеют разное значение. Последнее понятие даже применительно к гражданам, наделенным соответствующими полномочиями наравне с профессиональными судьями (арбитражные заседатели), не означает их судебно-властного профессионализма. Даже входя в состав суда определенной инстанции и как судьи участвуя в коллегиальном разрешении конкретного дела (определенной подведомственности), в том числе при принятии судебного акта, они действуют не на профессиональной основе3.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»4 участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Кроме того, участие заседателей можно рассматривать как гарантию конституционного права на судебную защиту, а также одну из форм общественного контроля за деятельностью судебной власти.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Иные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и особый правовой статус заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в ст. 32 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

В современной России основные формы реализации гражданами права на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных и арбитражных заседателей. В Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»5, Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»6, Федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»7 установлены специальные требования к таким заседателям.

По статье 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее -ФЗ «О присяжных заседателях») присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации

2 URL: http://www.rg.ru/1992/07/29/status-sudey-dok.html

4 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Рос. газ. 1999. 29 июня.

6 См.: Парламент. газ. 2004. 25 авг.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2288.

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Соответственно, речь идет о том, что право граждан на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей может быть реализовано не иначе как посредством включения гражданина в списки кандидатов в присяжные заседатели и последующем привлечении гражданина посредством выборки из данного списка к участию в рассмотрении судом уголовного дела8.

Отбор судом кандидатов в присяжные заседатели и привлечение их к участию в рассмотрении уголовного дела производятся в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Согласно определению, данному в п. 30 ст. 5 УПК РФ, присяжный заседатель — это лицо, привлеченное в установленном данным Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

ФЗ «О присяжных заседателях» также определяет категории лиц, которые не могут быть ни присяжными заседателями, ни кандидатами в присяжные заседатели: это лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет (данное правило подразумевает необходимость наличия у присяжного заседателя определенного жизненного опыта, уровня знаний и зрелости, правового сознания9); состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; наличие непогашенной или неснятой судимости; признание судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности. Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Данный закон определяет перечень случаев, в которых граждане, включенные в общий или

запасной список кандидатов в присяжные заседатели, подлежат исключению из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ст. 7). Граждане исключаются в случаях подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; достигшим возраста 65 лет; замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим; гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения; судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения; имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовноисполнительной системы; священнослужителем.

Статья 2 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» устанавливает два вида требований, предъявляемых к арбитражному заседателю: те, которыми гражданин должен обладать, а также ряд юридических фактов, наличие которых в биографии гражданина делает невозможным привлечение его к отправлению правосудия в качестве арбитражного заседателя. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предприни-

8 См.: Ушаков А. А. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (постах). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

мательской деятельности не менее пяти лет. Арбитражными заседателями не могут быть лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы; судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (ли-

Конституциионное и международное право

цензии); лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Таким образом, государство предъявляет разные требования к получению статуса присяжного или арбитражного заседателя.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей. Только в одном случае арбитражный заседатель имеет право продолжить осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу: в случае если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено.

Анализ современного законодательства в части конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия позволяет сформулировать предложение по совершенствованию Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». По нашему мнению, конституционное право на участие в отправлении правосудия должно быть не обязанностью (долгом), а правом.

Главная / Информация / Права и обязанности граждан

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья

1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи:

п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;

глава 10 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

ст. 16 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:

ст. 16 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Право граждан на выбор медицинской организации:

ст. 19 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

ст. 16 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

4. Право граждан на выбор врача:

ст. 19 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

ст. 16 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказания медицинской помощи:

ст. 1064, 1068 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

глава 13 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

ст. 16 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

ст. 69 Федерального Закона «Об обращении лекарственных средств».

6. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции:

глава 6 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. Право граждан на проведение экспертизы:

глава 6 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

8. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:

ст. 67 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

9. Право граждан на трансплантацию органов:

Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

ст. 68 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

10. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы:

ст. 5 Федерального Закона «О рекламе»;

ст. 69 Федерального Закона «Об обращении лекарственных средств»;

Указ Президента Российской Федерации от 17.02.1095 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».

11. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями:

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

12. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией:

Федеральный Закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека».

13. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья:

глава 13 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

14. Права и обязанности пациента:

глава 4 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Права граждан в системе ОМС

Права граждан Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования определены в статье ст. 16 Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:

Граждане Российской Федерации имеют право на:

бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

— на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

— на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября, либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Застрахованные лица обязаны:

предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;

уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина».

В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ».

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся: соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2); уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3); получение основного общего образования (статья 43, часть 4); забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3); уплата налогов и сборов (статья 57); охрана природы и окружающей среды (статья 58); защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан: забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12-17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Налоги

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и полностью уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом: знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и другими. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность конкретизирована федеральным законом РФ от 10 января 2002 года номер 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Исполнение этой обязанности регулируется федеральным законом РФ от 28 марта 1998 года номер 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность не является обязательной для всех граждан РФ. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с федеральным законом РФ от 25 июля 2002 года номер 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

admin