Тьютор в детском саду

К одной из проблем современного образования относят устаревший формат обучения, обезличенный подход к детям. Существующая школьная система препятствует развитию ребенка с уникальными способностями или, наоборот, с ограниченными возможностями. Позиция педагога-тьютора в штатном расписании учебного учреждения поможет решить проблему косности и инертности образовательной системы, а также множество других.

Кто такой тьютор?

Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор». Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика. При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.

Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:

  • Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
  • Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
  • Организация среды.
  • Мотивация к обучению.
  • Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
  • Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.

Кто такой тьютор, узнаете также из видео:

Историческая справка

Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало. Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень. В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.

В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.

В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.

В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кому необходим наставник?

В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.

Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:

С помощью индивидуального наставника особые ученики социализируются, преодолевают затруднения, усваивают учебный материал в соответствии со своими возможностями.

Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.

Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:

  • Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
  • Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
  • Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
  • Авторам личных проектов;
  • Старшеклассникам в период профориентации;
  • Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.

Нужна помощь тьютора и в университете, особенно на первом курсе, а также в период написания и сдачи диплома.

Тьюторство в дистанционном обучении

Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.

Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.

Недостатки профессии

Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.

Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.

Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.

Где учатся на тьютора?

Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.

Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.

Вывод

Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.

Как получить помощь тьютора или ассистента в школе?

Сначала разберемся, в чем отличие тьютора от ассистента:

Тьютор – специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.

Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие с другими детьми, в том числе с использованием планшетов и средств альтернативной коммуникации. Ассистент также оказывает помощь в одевании и раздевании ребенка, в передвижении по школе, и при необходимости помогает вести записи.

Нуждаемость ребенка в тьюторском сопровождении или в помощи ассистента может быть установлена:

  • в заключении ПМПК;
  • в решении школьного ПМПК (консилиума).

Обратите внимание, что даже при отсутствии соответствующей рекомендации в заключении ПМПК школьный консилиум может принять решение о необходимости постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом.

Как добиться указания на помощь тьютора или ассистента в заключении ПМПК?

Если ваш ребенок нуждается в помощи тьютора или ассистента, обязательно указывайте на это при прохождении ПМПК. Напишите в ПМПК заявление об обязательном рассмотрении вопроса нуждаемости вашего ребенка в помощи тьютора или ассистента, подробно укажите конкретные причины такой потребности. В качестве доказательств приложите характеристику из школы,

заключения врачей и психологов, указывающих на трудности, которые могут быть преодолены ребенком только с помощью специалистов.

Как правило, нуждаемость ребенка в помощи тьютора или ассистента определяется психолого-медико-педагогической комиссией. В заключении ПМПК должны быть указаны рекомендации по созданию специальных условий для обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации. В том числе, нуждаемость в получении услуг ассистента (помощника) или тьютора.

(п. 2.16 <Письмо> Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссии»‘; п. 21 Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 ‘»Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Помощь тьютора или ассистента – не простая формальность. Это часть права ребенка на создание специальных условий получения образования, напрямую гарантированного законом. В организациях, осуществляющих образовательную деятельности по АООП, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися по ч. 2 ст. 79 ФЗ «Об образовании». Под специальными условиями для получения образования понимаются предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 «Об образовании»).

Если в заключении ПМПК прописана нуждаемость ребенка в услугах тьютора или ассистента, в силу закона ему должна быть предоставлена помощь таких специалистов. Для получения услуг тьютора или ассистента вам необходимо предоставить заключение ПМПК в школу и в орган образования, который является учредителем школы. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (п. 23 Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013N 1082 »Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Что если в заключении ПМПК не прописана нуждаемость ребенка в услугах тьютора или ассистента?

Есть два варианта действий.

Во-первых, добивайтесь признания нуждаемости ребенка в помощи тьютора или ассистента через ПМПК. Вы имеете право обжаловать заключение территориальной ПМПК в центральную ПМПК, указывая, что вашему ребенку в силу особенностей его здоровья и развития такая помощь действительно необходима.

Во-вторых, школа может по собственной инициативе может ввести в штатное расписание должности тьютора или ассистента, не дожидаясь соответствующего заключения ПМПК в отношении конкретного учащегося. Из ФГОС ОВЗ следует, что в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования «при необходимости» возможно временное или постоянное участие тьютора и ассистента (помощника). На школьном ПМПК (консилиуме) может быть принято решение о том, что ребенок, получающий образование по АООП НОО, действительно нуждается в помощи таких специалистов. Из письма Минпросвещения России от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью” следует, что в случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

  • на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
  • на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
  • на постоянной основе.

Что делать, если несмотря на заключение ПМПК помощь тьютора или ассистента не предоставлена?

«Школа или орган образования не могут отказать в создании специальных условий при наличии соответствующей рекомендации ПМПК. Финансовые, кадровые или административные трудности не могут служить причиной задержки или отказа в предоставлении помощи тьютора или ассистента. Такие действия вы вправе обжаловать в прокуратуре или в суде», – объясняет адвокат, консультант РООИ «Перспектива» Валентина Фролова.

Если вы хотите получить консультацию юриста, обратитесь на Горячую линию по вопросам образования людей с инвалидностью и ОВЗ, заполнив форму на сайте «Все включены».

СПЕЦИАЛИСТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЬЮТОР»

ПРОФЕССИЯ «ТЬЮТОР»

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) — новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор – это:

  • наставник;

  • посредник;

  • человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

  • позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

  • культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

Профессиональный стандарт является нормативно-правовым документом, в котором описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции. Он применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.

.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Педагогическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса, включая образование обучающихся с ОВЗ.

  • Организация образовательной среды для реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ.

  • Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, включая адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ

Высшее профессиональное образование – бакалавриат в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения. Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения.

При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. При отсутствии профильного педагогического образования рекомендовано дополнительное профессиональное педагогическое образование по профилю деятельности; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

ТРЕБОВАНИЯ К ОПЫТУ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Рекомендован педагогический стаж 2 года. Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности: педагогические работники в начальной и средней школе; педагогические работники в дошкольном образовании.

ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ

Педагогическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса, включая образование обучающихся с ОВЗ: выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, обучающихся в процессе образования; организация участия обучающихся в разработке ИУП и АОП; педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов освоения ИУП, АОП.

Организация образовательной среды для реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ: проектирование образовательной среды; повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ; координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ТЬЮТОРА

Определяется двумя документами: Трудовым кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Согласно этим документам, для тьюторов (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования) определена продолжительность рабочего времени: 36 часов в неделю.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТЬЮТОРА

1. Сопровождает обучающегося в режимных моментах школьной жизни, во время школьных мероприятий вне класса.

2. Отвечает за жизнь и здоровье обучающегося во время школьных занятий и во внеурочной деятельности.

3. Участвует в обсуждении программ, планов и методик работы.

4. Проводит индивидуальные занятия с обучающимся с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными образовательными программами и планами занятий.

5. Своевременно сообщает учителю о любых проблемах и трудностях во время работы.

6. В своей работе ориентируется на рекомендации и указания учителя инклюзивного класса и психолога инклюзивного класса.

7. Принимает участие в различных видах социально значимой деятельности учащихся, направленной на реализацию социальных проектов и программ.

8. Повышает свою квалификацию по темам, касающихся детей с ОВЗ.

9. Обеспечивает адаптацию учебных материалов, которые используются для обучающегося, посещающего инклюзивный класс, в соответствии с планом учителя.

10. Ведет сбор данных и протоколирование результатов наблюдения за поведением и освоением навыков обучающегося, посещающего инклюзивный класс согласно индивидуальной части АОП.

11. Проводит тестирования уровня развития навыков у обучающегося под инструктажем учителя инклюзивного класса.

12. Поддерживает регулярную связь с родителями. Сообщает о состояния здоровья, психологическом состоянии обучающегося в течение учебного периода.

13. Участвует совместно с учителем в консультациях дома у обучающегося.

ПРАВА ТЬЮТОРА

Тьютор инклюзивного класса имеет право:

1. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

2. На предоставление рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

3. На предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

4. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

5. На получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;

6. На взаимодействие с другими подразделениями школы для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;

7. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЬЮТОРА

Тьютор инклюзивного класса несет дисциплинарную ответственность за:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и прав, предусмотренных должностной инструкцией – в соответствии с действующим ТЗ.

2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных правил и др., создающих угрозу деятельности школы и работникам.

4. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. Причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Нарушение порядка организации занятий (мероприятий).

7. Неправомерное использование полномочий, использование их в личных целях.

8. За жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий (мероприятий).

9. Несёт персональную ответственность за качественное ведение необходимой документации, своевременное заполнение электронных форм документов.

ТЬЮТОРУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.

2.Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

3.Конвенцию о правах ребенка.

4.Основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии.

5.Индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену.

6.Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся.

7.Педагогическую этику.

8.Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени.

9.Технологии открытого образования и тьюторские технологии.

10.Методы управления образовательными системами.

11.Современные технологии продуктивного, развивающего обучения.

12.Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, мультимедийным оборудованием.

13.Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

14.Правила по охране труда и пожарной безопасности.

ОБЩИЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1.Сбор информации о ребенке,

2.Анализ полученной информации и собственные наблюдения,

3.Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление ИОП.

4.Решение поставленных задач,

5.Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА

1.Работа по подготовке и обеспечению тьюторского сопровождения (планирование, организация, разработка и пр.),

2.Собственно педагогическая работа (непосредственное тьюторское действие – тьюторский час, образовательное событие и пр.),

3.Организационно-педагогическая деятельность (методическая работа, оформление документации, участие в совещаниях, педагогических советах, социальное взаимодействие и пр.).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА

1.Формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой.

2.Следит за состоянием ребенка – эмоциональным

(помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет).

3.Координирует деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель класса

Обсуждает с учителем:

1.Цели и задачи своей работы.

2.Возможные трудности (посторонний шум во время

переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и

возвращение, особенности характера и специфику

поведенческих проявлений ребенка.

3.Каким образом наиболее эффективно выстроить

взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и

другие дети

Следит за тем, что происходит в детском коллективе

1.О чем дети говорят, во что играют.

2.Объясняет детям, как общаться с их одноклассником.

Тьютор и

родители

1.Рассказывает родителям подопечного о том, как

прошел день, что удалось, какие были трудности.

2.Отвечает на вопросы родителей.

КАРТИНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТЬЮТОРА И РЕБЕНКА С ОВЗ

Ребенок с ОВЗ и

учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает

учителя и выполняет

его инструкции

Привлекает внимание ребенка к учителю:

  • «Смотри на … (имя учителя), слушай…».

  • «Смотри на доску».

  • «Возьми ручку, пиши».

  • «Открывай учебник».

  • «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и

тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства ученика.

  • соотносит задания учителя с возможностями

ученика.

  • если ребенок не успевает полностью

выполнить задание — определяет нужный момент,

когда следует остановиться и переключиться на

новое задание.

  • если общее задание для всех детей сложно для

понимания ребенка, то продолжает с подопечным

работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в

какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и

другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей

инициативе общается

с ними, отвечает на

обращение других

учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в

соответствующие моменты подключает к общению

подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик,

а тот не реагирует. Тьютор организует диалог

учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» –

«Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и

родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед

началом уроков

прощается с

родителями,

после уроков –

встречает родителей

и прощается с

тьютором

  • помогает подопечному в общении со своими

родителями в условиях школы – помогает

рассказать, что было в школе, познакомить с их с

друзьями и т.п. Ребенок может обменяться

несколькими фразами и с родителями других детей.

ДОКУМЕНТАЦИЯ, КОТОРУЮ ВЕДЕТ ТЬЮТОР

  • План работы на год (месяц, четверть).

  • График работы.

  • Расписание занятий с ребенком (уроки/занятия, индивидуальные занятия. внеурочная деятельность, мероприятия).

  • Программа сопровождения обучающегося.

  • Календарно-тематическое планирование, планирование индивидуальных занятий.

  • Журнал учёта проведённых занятий.

  • Дневник наблюдений.

  • Анализ реализации программы сопровождения.

  • Дидактические и адаптированные материалы.

ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ

Дневник наблюдения. Основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности, позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается. Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:

  • Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, фиксирует свои действия, действия учителя.

  • Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

  • Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.

ЛИТЕРАТУРА

САЙТЫ

1.Тьюторская Ассоциация http://thetutor.ru/

4.Образовательный центр «Участие» (Санкт-Петербург). Перекрестки психологии и педагогики www.fondedu.ru

Что такое тьюторство

В России тьюторство наиболее активно развивается последние двадцать лет. В основном, тьюторство – это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы. Это самодвижение в своем образовании, преодоление рамок школы (вуза) в своем движении к значимым целям, это системность которую начинает удерживать ученик, выход в систему открытого образования. Тьюторство помогает ребенку научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории. А еще можно сказать что тьюторство — это педагогическая область в сфере образования, специализирующаяся на реализации принципа индивидуализации, развитии аутентичности и субъектности развивающегося человека. Тьюторство — это массовое движение профессионалов, объединенных идеей выстраивания новой образовательной услуги, адекватной современной ситуации, вызовам общества и профессионального мира и органично дополняющей существующую карту профессий. Тьюторство помогает найти человеку основания для выбора, определить свою стратегию движения, собрать свою систему образовательных мест и ситуаций, двигаться в пространстве становящихся норм, удержать недоопределенные ориентиры.

Кто такой тьютор

Тьютор – это тот специалист, который помогает в переходах и изменениях, в ситуации пересборки своей траектории и образовательной ситуации. Ребенок, переходя из детского сада в школу, как правило не понимает, что меняется. Он играет в игру, правила которой не знает. И в этой игре очень трудно выиграть. Взрослые учителя автоматически ожидают грамотного учебного поведения, учебной активности, заинтересованности и самостоятельности. Многие учителя надеются на появление у ребенка внутренней мотивации к учебе, чтобы не приходилось стимулировать и мотивировать традиционным «кнутом и пряником”. Но внутренняя мотивация всегда строится на личных целях и ориентирах, на определенности ребенка «зачем я хожу в школу”. А это не появляется само по себе, процесс образовательного целеполагания важно не просто педагогически обустраивать, но и делать это постепенно.

Есть примеры, когда ребенок вынужденно меняет школу. В новом месте для того, чтобы эффективно учиться, ему нужно понять, как в здесь все устроено, что принято, какие новые возможности и неожиданные ограничения есть. Ребенку важно измениться, осуществить шаг развития, оценив специфику новой ситуации. Важно скорректировать свое поведение и свои образовательные привычки, от чего-то отказаться, а что-то принять, как новое, перестроить свою образовательную стратегию, а иногда и свои цели. Обычно в педагогическом мире нет профессионала, который в оказывает помощь в осуществлении самого перехода.

Тьютор часто работает с ситуациями, когда у ребенка есть особенности здоровья или особые потребности в процессе обучения. Тогда задачей тьютора становится пересборка образовательного пространства, т.е. мест и способов обучения. Предельная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.

Чем тьютор отличается от других типов образовательных профессий

Тьюторство – это особый тип педагогической профессии. Если для простоты разделить все профессии в сфере образования на три типа – формирующие, терапевтические и сопровождающие, – то тьютор относится к последней группе. Базовая задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Коуч – тоже пример сопровождающей (или посреднической) профессии, но коуч помогает достигать цель, двигаться более эффективно, развивать сильные стороны. Тьютор, в свою очередь, будет обустраивать сам поиск цели, оформление смыслов и оснований движения. Коучинг – во многом, комплиментарная тьюторству профессия, удобная для выстраивая продуктивного сотрудничества. Тьютор уместен тогда, когда более четкое представление о себе важнее, чем эффективно достигнутая цель, тогда когда человек осваивает сам навык принятия образовательного решения и управления своим развитием, а также самодвижение в образовании или перестроение своего пути.

В ситуации работы с детьми это часто и есть неотъемлемая часть содержания образования. Когда на простых и краткосрочных задачах ребенок осваивает через пробы и экспериментирование способность к самодвижению, к реализации своей индивидуальной образовательной программы. А в работе со взрослыми мы чаще работаем со сменой профессиональной траектории, самоопределением и реализацией проектов, у которых нет возможности опереться на прототип, на чужой опыт.

У меня был опыт, когда я работала как тьютор со взрослым человеком, который параллельно работал и с коучем. Так вот, но любил говорить: «Поход к стоматологу не заменит похода к офтальмологу.” Специалистов в сфере образования становится много, и границы их профессиональной деятельности часто очень сближаются. Я считаю, это хорошо и правильно. «Сервисов” для развития и оснащения своего образования у человека должно быть много и разных. Это характеристика современной ситуации, и важно разобраться, в какой ситуации какие специалисты более ресурсны.

Достаточно ли профессионалов в области тьюторства

Профессионализм тьюторов за последние 5 лет резко вырос. Это связано с ростом спроса на тьюторство. С одной стороны, профессионалов достаточно — относительно тех мест, где тьюторство востребовано. С другой стороны, спрос пока сильно занижен, потому что родители не очень хорошо информированы о проблемах, вызовах и возможностях образовательной ситуации их детей. Пока проблемы не видны, нет и активности в поиске профессионалов. Мы считаем, что определенная инертность и консерватизм родителей — явление проходящее. Сопротивляться новым подходам в образовании становится все сложнее, они не просто доказывают свою эффективность, они становятся нормой. Мы наблюдаем такой парадокс: в сфере образования и в профессиональном сообществе (в том числе, среди коучей и психологов) профессия тьютора достаточно давно известна, профессионалов знают поименно, и даже в лицо, известен список «Топ-100 профессионалов-тьюторов России”. А родители пока про нас очень мало знают. Наверное, недостаточное позиционирование тьюторства среди родителей – недочет нашего сообщества. Наиболее сильный дефицит тьюторских кадров сейчас наблюдается в сфере инклюзивного образования. Семейное образование пока только начинает открывать для себя потенциал тьюторства, думаю в этой области в ближайшие годы будет резкий рост спроса на профессиональных тьюторов, способных пересобирать и удерживать целостность образовательной ситуации ребенка, находящегося на семейной форме образования. Будет расти спрос на работу с индивидуальной образовательной программой и активизацией детских образовательных инициатив.

Стоимость тьюторской услуги сейчас достаточно высока, это связано с достаточно низкой производительностью труда тьюторов-профессионалов. Горизонтальная система разделения труда в тьюторстве пока совсем не развита, и мы чаще встречаем тьюторов-универсалов, а не тьюторские команды с развитой специализацией. Но, думаю, развитие кооперации специалистов в тьюторстве, и, как следствие, оптимизация самой тьюторской услуги, сокращение ее стоимости — это наше самое ближайшее будущее.

Где учат тьюторству

Учиться тьюторству, как и любой другой профессии, нужно системно: нужно найти место, где «я умею как тьютор”, место, где «я оттачиваю профессиональные навыки как тьютор”, место, где «я практикую”, и место, где «я рефлексивно обсуждаю свою практику”. Я не говорю, что это принципиально разные места. Я указываю, что эти фокусировки обязательно должны быть. И что традиционное образование скорее всего не подходит для освоения тьюторства, так как тьютор — это профессия становящаяся, некоторые ее нормы находятся в стадии оформления, само профессиональное «знание” очень подвижно. Пока нет окончательного методического пакета, списка «учебников”, исчерпывающей образовательной программы.

С одной стороны, тьюторство – это сфера, где без академического образования прорваться очень сложно, т.к. нужно хорошо понимать идею и концепцию тьюторства. Для этого есть тьюторская магистратура, например в Московском педагогическом государственном университете. Или курсы повышения квалификации.

С другой стороны, чтобы освоить тьюторские компетенции, а не просто получить информацию о профессии, важно иметь постоянную практику. Идеальная ситуация – это дополнение теории регулярной практикой и супевизией. В таком сочетании освоение компетенций наиболее эффективно.

Источник: Семейное Образование

Русфонд.Право

Ребенку-инвалиду в школе полагается ассистент (помощник)

Валерий Панюшкин,
руководитель детского правозащитного проекта Русфонда «Русфонд.Право»
В «Русфонд.Право» обратилась Татьяна Т. из Екатеринбурга. Ее восьмилетняя дочь Амалия больна детским церебральным параличом и плохо ходит. Да к тому же еще плохо видит – сильная близорукость и астигматизм. Татьяна спрашивает, полагается ли ее дочери тьютор в школе, и если полагается, то как этого тьютора добыть.
Девочка учится в коррекционной школе. Класс, в котором она учится, находится на третьем этаже. Лифта в школе нет. Столовая – на втором этаже. Музыкальный и физкультурный залы – на первом этаже. Довольно часто, забирая дочь из школы, Татьяна видит, что колготки на Амалии перекручены, потому что не смогла как следует их натянуть после посещения туалета. Или рот перемазан едой, потому что не видела толком губы, когда вытирала их салфеткой после завтрака. Помочь девочке очень просто – несколько заботливых движений. Но Татьяна пишет, что педагоги помогают ребенку неохотно, поскольку техническая и бытовая помощь детям не входят в их должностные обязанности, а с простым человеческим желанием помочь у нас в стране перебои.
Между тем, напоминает юрист «Правонападения» Наталия Кудрявцева, в статье 79 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ребенку, которому трудно учиться самостоятельно, должен быть предоставлен «ассистент (помощник), оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь».
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» подробно прописываются должностные обязанности тьютора, но тьютор обязан помогать ребенку в школе именно учиться, не должен носить ребенку портфель, страховать ребенка на лестнице и подтягивать ребенку колготки. И называется такой человек именно «тьютор», а не «ассистент» (помощник), которого гарантирует школьникам-инвалидам федеральный закон «Об образовании».
Предыдущая практика «Правонападения» показывает, что если требуешь от школы тьютора, чтобы водил ребенка по лестнице, школа отказывает на том основании, что тьютор обязан писать с ребенком прописи, а не преодолевать ступеньки. А если требуешь от школы ассистента (помощника), то школа отвечает, что федеральный закон – это, конечно, хорошая вещь, но никаких министерских разъяснений про ассистентов (помощников) нету, штатное расписание никаких ассистентов (помощников) не предполагает.
На этот раз мы попробуем новый маневр. Предположим, что вот этот самый человек, который помогает парализованному ребенку карабкаться по лестницам и слабовидящему ребенку вытирать салфеткой рот, на бюрократическом школьном языке может называться не «тьютором» вовсе и не «ассистентом» (помощником) даже, а «помощником воспитателя». Упомянутые выше нормативные акты предполагают такую единицу в штатных расписаниях школ.
Юрист Наталия Кудрявцева предлагает Татьяне следующее.
1. Написать заявление на имя директора школы и в территориальное управление образования, чтобы предоставили информацию о том, есть ли в штатном расписании конкретной школы штатная единица «помощник воспитателя».
2. Если помощника воспитателя в штате школы нет, требовать от управления образования, чтобы была введена такая штатная единица.
3. Если помощник воспитателя в штате есть, требовать от администрации школы скорректировать рабочий день этого сотрудника и прикрепить его к конкретному ребенку либо закрепить за классом.
Если откажут, идти в суд и доказывать, что федеральный закон, здравый смысл и простое человеческое милосердие должны же быть выше всех этих должностных инструкций. И хоть тьютором назови человека, хоть ассистентом, хоть помощником, но должен же быть в школе кто-то, кто поможет девочке вскарабкаться по лестнице и натянуть колготки.

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».
Помочь проекту «Русфонд.Право» Регулярные пожертвования на программы помощи

admin