Трудовой стаж рк

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Р. Панов, исполнительный директор ТОО «All&Company»,

специалист по кадровым вопросам

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ТРУДОВОЙ СТАЖ?

Как ИП должен зафиксировать факт работы в своем же ИП? Необходимо ли делать записи в трудовой книжке? В случае завершения предпринимательской деятельности, какие документы ИП должен иметь для подтверждения трудового стажа, дохода (к примеру, для оформления пенсии)?

В соответствии со статьей 34 Трудового кодекса Республики Казахстан документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, может быть любой из следующих:

1) трудовая книжка;

2) трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;

3) выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора;

4) выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;

5) послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации либо нотариально;

5-1) выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах;

5-2) сведения из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях;

6) архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Казахстан намерен отказаться от выплат базовой части пенсии

Об этом в понедельник заявила министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова на встрече с пенсионерами Усть-Каменогорска. Инициатива будет претворяться в жизнь в соответствии с поручением президента страны Нурсултана Назарбаева в рамках модернизации пенсионной системы. В Минтруда уже разработали соответствующие механизмы расчета пенсий за вычетом базовой части, передает Liter.kz.

Базовую часть пенсии еще называют «президентской» — 10450 тенге. Эти деньги получают абсолютно все пенсионеры по возрасту в качестве своеобразного бонуса к солидарной части.

Вообще пенсия состоит из трех частей: базовой, солидарной и накопительной. В соответствии с предложением Минтруда уже в 2016 году от базовой части придется отказаться. В 2043 году Казахстан откажется и от солидарной составляющей и полностью перейдет на накопительную пенсию.

Старые лапти

В настоящее время размер пенсионной выплаты рассчитывается следующим образом:

1. Базовая часть выплачивается из бюджета — 10450 тенге.

2. Солидарная часть предполагает трудовой стаж до 1998 года не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин. Если стаж соответствует, то назначается минимальная пенсия 20782 тенге. Если стаж меньше, применяется понижающий коэффициент. К примеру, при стаже в 19 лет у женщины этот срок пересчитывается в месяцы и делится на положенный минимальный стаж (228/240). Получившийся коэффициент умножается на минимальную пенсию. Это и будет солидарной выплатой. Если стаж больше минимального, то за каждый год добавляется 1 процент к минимальной пенсии.

3. Накопительная часть пенсии предполагает наличие пенсионных накоплений. Когда они закончатся, при отсутствии аннуитетной страховки накопительная часть выплачиваться не будет. Расчет размера пенсионной выплаты осуществляется исходя из размера заработной платы, с которой отчислялся социальный налог в пенсионный фонд за любые три года начиная с 1998-го. Маленький секрет — лучше брать те три года, когда официальная зарплата была самой большой, но не более лимита в 39 МРП. Пенсионной выплатой будет 60 процентов от полученной средней заработной платы за 3 года.

Новые сапоги

Новый подход предлагает назначение базовой пенсии в зависимости от стажа участия получателя в пенсионной системе. При отсутствии у граждан стажа участия в системе им будет предоставляться социальная пенсия, равная половине прожиточного минимума. При стаже 20 лет — 70 процентов прожиточного минимума. От 20 до 35 лет — с прибавлением одного процента прожиточного минимума за каждый год. И, наконец, при стаже участия свыше 35 лет базовая пенсия будет равна величине прожиточного минимума.

В данной системе подсчета имеются оговорки. Пока что они не вошли в окончательный вариант методики. В частности, для спорной группы уже действующих пенсионеров и тех, которые выйдут на пенсию до 2018 года, будут применяться особые методы подсчета базовой части, в результате чего пенсия увеличится приблизительно на 9-10 тысяч тенге.

Второе новшество включает в себя пенсию из новой условно-накопительной системы, которая будет формироваться за счет 5-процентных взносов работодателей в пользу своих работников, и пенсию из действующей накопительной пенсионной системы. Другими словами, по примеру России работодателей обяжут платить сверх 10 процентов так называемого социального налога из зарплаты работников еще 5 процентов, но уже не за счет работника. Напомним, что введение этой системы в России три года назад вызвало шквал негодования со стороны предпринимателей. Но ничего, два года платят, привыкли.

Эти самые 5-процентные взносы будут накапливаться на отдельном от накопительного счете все в том же Едином накопительном пенсионном фонде. За счет них будут выплачиваться пенсии пожизненно. В отличие от стандартных накоплений 5-процентки не могут быть унаследованы.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа отчислений в пенсионный фонд размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни.

Пенсия из действующей накопительной пенсионной системы будет начисляться в прежних объемах.

Кому это надо

Модернизация пенсионной системы стартовала летом прошлого года. Именно тогда было принято решение о слиянии всех частных пенсионных фондов в единый государственный — ЕНПФ. Вторым этапом стало изменение методики расчета пенсий. Такие нововведения на первый взгляд могут показаться суетой, на самом деле эта работа проводится в рамках подготовки вхождения Казахстана в Евразийский экономический союз.

Те правила, которые вводятся у нас впервые, уже опробованы в Российской Федерации на протяжении трех лет. К примеру, наши 5-процентки там отчисляются работодателями в размере 6 процентов. Частные накопительные пенсионные фонды в России действуют только в сегменте добровольных вкладов. При этом, если Казахстан стремится сформировать преимущественно накопительную пенсионную систему, то соседняя Россия склонна к сохранению солидарной. В этом существенная разница между нашими государствами. У нас социальные расходы по содержанию пенсионеров постепенно выдавливаются из категории бюджетных трат. У северного соседа все это целиком зависит от государства.

Беларусь и вовсе отстранилась от вопросов формирования пенсий в части проведения неких реформ. В этой стране применяется выверенная еще в советском прошлом солидарная система пенсионных выплат и менять ее на что-то новое в условиях экономического коллапса в этой стране нецелесообразно.

Нюансы

Гармонизация законодательства в рамках предстоящего более тесного объединения России, Казахстана и Беларуси под эгидой Евразийского экономического союза, с одной стороны, предполагает и некий социальный паритет. По примеру того, как Казахстан импортировал инфляцию из России после создания Таможенного союза, следовало бы ожидать импорта социальной составляющей из соседней страны после создания ЕврАзЭС. В переводе на кухонно-разговорный язык это могло бы означать, что пенсии в наших странах уравняются в размерах. Однако как российские, так и казахстанские эксперты, а равно и представители власти считают, что этого не произойдет.

Статья 11. Исчисление трудового стажа для назначения пенсии из Центра

1. При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра засчитываются:

1) работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;

Примечание

2) воинская служба;

3) служба в правоохранительных органах;

4) государственная служба;

5) предпринимательская деятельность;

6) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80 — летнего возраста;

7) время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита, либо больным СПИДом;

8) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;

9) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;

10) время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;

11) время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;

12) период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

13) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту, и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет;

Примечание

14) обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

15) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;

16) иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование.

2. При льготном исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра также засчитываются:

1) воинская служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на лечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы — в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим;

2) работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, и служба, кроме воинской службы, предусмотренной подпунктом 1) настоящего пункта, в годы Великой Отечественной войны — в двойном размере;

3) работа в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — в тройном размере;

4) время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — в двойном размере;

5) время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины, — в двойном размере;

6) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы, ссылки, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы, на спецпоселении и на принудительном лечении в психиатрических учреждениях граждан, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и репрессированных, впоследствии реабилитированных, — в тройном размере;

7) работа и воинская служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года — в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года — в полуторном размере;

8) работа в противолепрозных и противочумных учреждениях, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, — в двойном размере; в учреждениях судебно — медицинской экспертизы и в патолога — анатомических отделениях лечебных учреждений — по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан, — в полуторном размере;

9) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается за год работы;

10) работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, независимо от их подведомственной подчиненности, — по списку, утвержденному Правительством Республики Казахстан, засчитывается в стаж за год работы.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Если человек всю жизнь проработал в Казахстане и вышел на пенсию в этой стране, он вправе рассчитывать на то, что государство будет платить ему пенсионное содержание, где бы он потом ни проживал.

Неприятный сюрприз получают казахстанцы, переезжающие на постоянное место жительства в Россию. Размер пенсий оказывается значительно ниже того размера, что был назначен в Казахстане. Впору задуматься о нарушении прав человека.

Сегодня мы публикуем откровения Анны Закировой, переехавшей из Алматы в Калининград.

Сначала была интрига

– Наш переезд в Россию произошел почти спонтанно. Никаких перемен не планировали, радовались алматинскому солнышку, продолжали работать и после выхода на пенсию. Но младший сын, учившийся в российском вузе, решил не возвращаться домой. Причина — в Казахстане пока слишком мало возможностей для работы по его специальности. И мы с мужем решили ехать к сыну, чтобы жить рядом. Да и к отеческим гробам поближе: предки наши покоятся в российской земле. Мы оба родились в Российской Федерации, но 30 лет назад по разным причинам переехали в Казахстан (тогда, напомню, республику той же страны — СССР). Эти годы были интересными, насыщенными, работали в крупных государственных учреждениях или компаниях, довольно напряженно, можно сказать, с высоким КПД и с соответствующей оплатой.

И вот на седьмом десятке лет – переезд в крупный российский город, обустройство, получение гражданства. Все это заняло два года и сопровождалось немалыми стрессами, подтверждающими пословицу «Взрослое дерево не пересаживают». Наконец, получили паспорта и отправились в Пенсионный фонд, где сдали все нужные документы для начисления новой пенсии.

Кстати, точной, достоверной информации о том, какой она будет на исторической родине, у нас практически не было. Еще в Алматы, в очередях Российского посольства, слышали, что казахстанскую пенсию после получения гражданства просто конвертируют, переводят в рубли, то есть она будет ровно такой же, какую начислили в РК при выходе на заслуженный отдых. Но никаких официальных данных на эту тему не находили.

Приехав в Россию, в поисках более конкретного ответа отправили письмо с вопросом о предполагаемом размере пенсии в отделение Пенсионного Фонда РФ по месту жительства. Ответ был обтекаемым: вопросы начисления пенсии решаются индивидуально и «только на основании полного рассмотрения всех документов в установленном порядке».

И нигде, ни разу, не прозвучало никакого намека на то, что все заработанное после 2001 года, вернее, пенсионные отчисления в виде социальных налогов, при назначении пенсии учитываться не будут.

Проще говоря, труды последних полутора десятка лет, надо сказать, самых продуктивных, окажутся для обеспечения безбедной старости напрасными. И это несмотря на то, что государство, где мы в это время работали, пополняло республиканский бюджет от отчислений с нашей зарплаты и зарплат множества других людей, позже переехавших на историческую родину.

Стаж учитывается, взносы — нет

– Даже не знаю, какие эмоции мы испытали, когда узнали о размере своих пенсий в России. Разочарование, обида, желание куда-то идти, разбираться, жаловаться. Сначала просто не поверили. Со стажем более сорока лет и с неплохой оплатой труда в течение всех этих лет получить в итоге 11 тысяч рублей! Уточню для ясности: этой суммы хватит только на оплату ежемесячных коммунальных услуг в трехкомнатной квартире. Что-то не получается, как у почтальона Печкина, с гордостью говорившего: «Я, можно сказать, только жить начинаю – на пенсию выхожу».

Нетрудно было подсчитать, что, оставшись в Казахстане, мы получали бы почти в два раза больше – по 20 тысяч рублей в переводе с тенге.

Но шок прошел, надо привыкать к новой жизни. Решили: проживем, тем более что некоторые накопления сделали, усвоив еще с 90-ых годов, что на государство рассчитывать рискованно, надеяться можно только на себя.

И все же хотелось понять. Казалось бы, есть Соглашение о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. И Россия, и Казахстан являются его участниками. В нем сказано, что «гражданам, прибывшим из стран-участниц СНГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 г. может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность».

Но суть в том, что если стаж учитывается, то заработная плата, точнее, пенсионные отчисления с ее размера, – нет. А стаж дает право только на самую минимальную сумму. Причем, с каждым годом эта минимальная сумма уменьшается и скоро станет равна прожиточному минимуму в России, то есть соцпособию.

Международная практика выглядит более справедливой. Россия, например, выплачивает немалые средства тем своим бывшим гражданам, которые переехали в другие страны. В год эта сумма, перечисляемая из бюджета Пенсионного фонда РФ, достигает 40 млрд. рублей. Порядка 300 тыс. человек в 129 странах, основные из которых – Германия, Израиль и США, получают российскую пенсию, выехав из этого государства.

В своих отчетах российский Пенсионный фонд поясняет, что выплачивает пенсии выехавшим гражданам «в рамках системы сохранения пенсионных прав при смене страны проживания и в соответствии с международными договорами о социальном обеспечении». Комментируя эту тему, российские аналитики пишут, что потраченные на такие цели средства критичными для бюджета страны не являются, а игнорирование пенсионных прав может привести к социальным потрясениям. Увы, в Казахстане на это возможностей, видимо, не нашли.

Казахстан как будто ни при чем

– Почему же Россия не учитывает отчисления после 2001 года? Ответ прост: именно в этом году был принят закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому, начиная с 1 января 2002 года в РФ размер пенсии напрямую зависит от объема уплаченных страховых взносов (пенсионных отчислений).

А взносы эти остались в Казахстане. Как ответили нам в Министерстве труда и социальной защиты РК: «Для определения размера страховой пенсии по законодательству РФ страховой стаж, приобретенный на территории Республики Казахстан, не учитывается».

Еще министерство в своем ответе напомнило, что с 1998 года в Казахстане начала действовать накопительная пенсионная реформа и вкладчики НПФ могут изымать свои накопления при выезде на постоянное место жительства за пределы республики. Но надо тогда уточнить, что это совсем другие, личные накопления с заработной платы, которые государство законодательно мотивировало нас накапливать в НПФ для лучшей жизни в старости. И не нужно путать их с теми накоплениями от отчислений социальных налогов с заработной платы в бюджет, которые граждане продолжали делать и после внедрения накопительной пенсионной системы.

На что могут рассчитывать бывшие казахстанцы-пенсионеры?

– Хорошо еще, что по федеральному закону от 15 декабря 2001 года «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера не может быть ниже величины прожиточного уровня. Россия не обрекает на полную нищету вернувшихся на историческую родину пожилых людей.

И все же бывшие казахстанцы, выполнявшие свои гражданские обязанности перед государством, где они трудились, недополучают теперь то, что им должно причитаться по закону.

Известно, что поток уезжающих пенсионеров из Казахстана не заканчивается, одновременно растет и трудовая миграция. А у людей, моложе нас по возрасту, ситуация будет еще хуже. Они позже начали работать, а это значит, что потеряют еще больше накоплений, если решат вернуться в Россию. Большинство из них об этом даже не догадываются, наивно полагая, что уж страны-то, входившие когда-то в Советский Союз, о таком вопросе точно договорились.

Вместо постскриптума

Совсем недавно интернет-газета ЗОНАКЗ писала о том, что страны ЕАЭК, куда входят Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения, вплотную подошли к вопросу экспорта пенсий. В совместном документе, который разрабатывается, должны быть прописаны нормы пенсионного обеспечения выезжающих как на постоянное место жительства, так и на работу в другие страны.

И чиновникам, похоже, нужно поспешить, чтобы не поднялось цунами из исков обделенных пенсионеров в суды разных инстанций. Образованные люди уж смогут постоять за свои права…

***

admin