Трудовой кодекс статья 76

— если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (см. также коммент. к ст. 74).

Следует иметь в виду, что работодатель вправе отстранить работника от работы в связи с приостановлением действия специального права работника только в том случае, если это право приостановлено на срок до двух месяцев. Если же этот срок превышает два месяца или работник вообще лишен соответствующего права, то трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 (см. коммент. к ней);

6) по требованию органов или должностных лиц. Работодатель обязан отстранять работников от работы по требованию органов и должностных лиц только в том случае, если эти органы и должностные лица уполномочены на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К таким органам и должностным лицам относятся, в частности, органы и должностные лица федеральной инспекции труда.

Требование об отстранении от работы может быть предъявлено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Согласно ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и является обязательным для исполнения работодателями. В соответствии со ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

Пунктом 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что в случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора).

Решение совета директоров о приостановлении полномочий директора (генерального директора) служит основанием для отстранения его от работы в соответствии со ст. 76 (отстранение от работы по требованию органов, уполномоченных федеральными законами для отстранения от работы или недопущения к работе).

Отстранение от работы (приостановление полномочий) руководителя АО по решению совета директоров следует отличать от отстранения от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), которое служит самостоятельным дополнительным основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации, предусмотренным п. 1 ст. 278 ТК (см. коммент. к ней). Согласно п. 1 ст. 69 Закона о банкротстве арбитражный суд отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Федерального закона.

3. Во всех перечисленных случаях отстранение работника от работы является обязанностью работодателя. При этом следует отметить, что законодатель обязанность отстранять работников от выполнения работы не ставит в зависимость от уважительности или неуважительности причины, по которой работник не прошел обучение, проверку знаний или медицинский осмотр. В этих случаях работник должен быть отстранен от работы при любых обстоятельствах.

4. По смыслу ст. 76 отстранение от работы — это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей. Поэтому отстранение работника от работы в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если работник появился на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или иного токсического опьянения, то он должен быть отстранен от работы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет являться отстранение такого работника от работы в последующие дни, в т.ч., например, до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания.

Если работник отстранен от работы в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению трудовых обязанностей.

Работники, отстраненные от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц, должны быть допущены к работе после отмены в установленном порядке предъявленных требований.

5. Работнику, отстраненному от работы на законных основаниях, заработная плата за время отстранения не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК или иными федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 59 Закона о государственной гражданской службе за государственным служащим, отстраненным от исполнения должностных обязанностей в связи с проводимой в отношении его служебной проверкой, денежное содержание (заработная плата) сохраняется на весь период отстранения.

В случае если работник был отстранен от работы потому, что не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине (например, в связи с болезнью или с тем, что работодатель не организовал соответствующим образом проверку знаний или прохождение медицинского осмотра), оплата за время отстранения от работы производится в этом случае как за простой (см. коммент. к ст. 157).

Комментарий к статье 76 ТК РФ

1. В комментируемой статье идет речь о случаях, когда работодатель обязан:
— отстранить работника от работы (если основания для этого выявлены в отношении уже допущенного к работе работника);
— не допускать работника к работе (если такие основания обнаружены до начала его рабочего дня (смены)).

Причинами для принятия таких мер являются:
— появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Согласно п.42 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств. Такие доказательства обязательно должны быть (в частности, комиссионно составленный акт о появлении работника на рабочем месте в состоянии опьянения).

Данное обстоятельство, помимо отстранения от работы (недопущения к работе), может повлечь также увольнение работника по п.»б» ч.6 ст. 81 ТК РФ в порядке применения дисциплинарного взыскания (см. ст. 81 ТК РФ и комментарий к ней). Если увольнение является правом работодателя, то обеспечить отстранение или недопущение работника к работе он обязан в любом случае. Это требование, связанное с охраной труда, которая, согласно ст. 209 ТК РФ, представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и распространяется на всех работодателей;
— непрохождение работником в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. Здесь следует иметь в виду, что ст. 214 ТК РФ предусматривает обязанность работника проходить, во-первых, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и инструктаж по охране труда, во-вторых, — проверку знаний требований охраны труда;
— непрохождение работником в установленном порядке обязательного медицинского осмотра, а также обязательного психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 214 ТК РФ устанавливает, что работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) а также периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и другие обязательные медицинские осмотры, внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в тех случаях, которые предусмотрены ТК РФ и иными федеральными законами.

Так, согласно ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и до достижения возраста восемнадцати лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Статья 330.3 ТК РФ предусматривает, что работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры, в том числе в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательно проведение, в том числе, предрейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Что касается обязательного психиатрического освидетельствования работников, то, например, ч.1 ст. 6 Закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает ограничения выполнения отдельных видов деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, а также деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» был утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, для работы в отдаленных районах и под землей такими состояниями являются эпилепсия и синкопальные состояния, для работы в газоспасательных службах — психические заболевания (в том числе на стадии ремиссии) и т.д.

К работникам, в отношении которых не установлено обязанности прохождения медицинского осмотра (обследования), а также обязательного психиатрического освидетельствования, отстранение от работы либо запрет допуска по данному основанию не могут быть применены;
— выявление в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (см. ст. 73 и комментарий к ней);
— приостановление действия на срок до двух месяцев специального права работника — лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права.

Присвоение работнику такого специального права осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, ч.ч.1, 2 статьи 3.8 КоАП РФ предусматривают, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Необходимо подчеркнуть, что в комментируемой статье идет речь о приостановлении действия специального права работника на срок до двух месяцев. В случае приостановления действия специального права на срок более двух месяцев, равно как и при его лишении и истечении срока действия, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, должна идти речь об увольнении работника по п.9 ст. 83 ТК РФ.

На практике чаще всего отстранение от работы (запрет допуска к работе) применяется к водителям транспортных средств в случае лишения их права управления транспортным средством при нарушении отдельных правил дорожного движения.

В соответствии с ч.1.1 ст. 32.7 КоАП РФ водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством, находящиеся у гражданина на руках на момент вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, в течение трех рабочих дней должны быть сданы им в подразделение Госавтоинспекции, исполняющее данное административное наказание, а в случае утраты указанных документов — должно быть подано заявление об этом (указание ГИБДД РФ от 13 июля 2010 года N 13/9-529 «Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами»).

Соответственно, работник лишается возможности выполнять свою трудовую функцию. При этом работодатель обязан воспрепятствовать продолжению работником своей работы.

В данном случае имеет место смешение понятий «лишение» и «приостановление» применительно к так называемому «лишению прав» на управление транспортным средством на определенный срок по формулировке, содержащейся в КоАП РФ. Представляется, однако, что лишение предполагает безвозвратную, а не временную утрату права, и при употреблении данного понятия в рамках трудового права его следует понимать именно так.

Важно, что в данном случае работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника только в том случае, если:
1) это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Так, кассационным определением Волгоградского областного суда от 29 сентября 2011 года по делу N 33-12716/11 был признан незаконным приказ главврача МУЗ, которым истица — медицинская сестра по физиотерапии была временно отстранена от работы в связи с отсутствием продленного сертификата по специальности «физиотерапия». Суд установил, что истица имеет среднее медицинское образование, ранее проходила специализацию и повышение квалификации, и ей была присвоена высшая квалификационная категория по специальности «физиотерапия». При этом само по себе отсутствие действующего сертификата по специальности (физиотерапия) у медицинской сестры по смыслу ст. 76 ч.1 п.5 ТК РФ не является основанием для отстранения работника от обязанностей медицинской сестры;
2) обнаруживается невозможность перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Это может быть как вакантная должность или работа, которые соответствуют квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. В любом случае это должна быть такая работа, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Соответственно, работодатель, как и в иных подобных случаях, должен письменно уведомить работника о наличии таких вакансий. Работнику предоставляется в полном объеме перечень подходящих вакансий, имеющихся у работодателя в данной местности (или, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором — в других местностях), или же — информация об отсутствии таких вакансий у работодателя. Если работник соглашается на такой перевод, то вопроса об отстранении от работы (запрете допуска к работе) по существу не возникает, поскольку работник приступает к иной работе у данного работодателя, которая не требует наличия специального права. Только в случае, если работник не согласен на перевод, работодатель обязан применить положения комментируемой статьи об отстранении от работы (недопущении к работе);
— требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Например, согласно п.10 ч.2 статьи 29 УПК РФ суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
— другие случаи, предусмотренные ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В частности, ст. 330.4 ТК РФ устанавливает, что наряду со случаями, указанными в ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от подземных работ (не допускать к подземным работам) работника в случаях несоблюдения им требований безопасности при проведении подземных работ, неприменения работником выданных ему в установленном порядке средств индивидуальной защиты и т.д.

Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Об отстранении работника от работы (недопущении его к работе) работодатель издает соответствующий приказ в произвольной форме с указанием оснований и приложением подтверждающих документов.

2. Период отстранения работника (недопущения к работе) совпадает с периодом действия обстоятельств, которые явились основанием для применения данной меры. С устранением таких обстоятельств (прохождение обязательного медосмотра, необходимого обучения в области охраны труда и т.д.) работник может продолжать работу. Иное может быть предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами.

В течение всего периода отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В соответствующей графе табеля учета рабочего времени проставляется время отсутствия работника на работе, неявок на работу.

Исключением являются случаи, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Как правило, такие исключения оказываются характерны для государственной службы.

Например, согласно ч.2.1 ст. 32 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы (не допущен к исполнению должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки, с сохранением денежного содержания.

В случаях, если работник был отстранен от работы в связи с тем, что он не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине (например, в связи с тем, что дата прохождения медосмотра совпала с периодом его временной нетрудоспособности), ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Так, из апелляционного определения Московского городского суда от 12 октября 2012 года по делу N 11-10444 следует, что обязанность по оплате времени простоя работника, не прошедшего медицинский осмотр, возникает в том случае, если работодатель не исполнил возложенную на него обязанность по организации медицинского осмотра, после чего не допустил работника до работы по данному основанию.

Другой комментарий к ст. 76 ТК РФ

1. Отстранение от работы — недопущение работодателем работника к выполнению работы по трудовой функции, обусловленной трудовым договором.

Из содержания комментируемой статьи вытекают следующие особенности отстранения от работы:

а) отстранение от работы осуществляется при наличии основания, предусмотренного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

б) работодатель обязан отстранить лицо от работы при наличии основания, указанного в законодательстве;

в) отстранение от работы осуществляется на весь период до устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения;

г) отстранение от работы приостанавливает выполнение сторонами обязанностей по трудовому договору. Работник освобождается от обязанности выполнять работу по обусловленной трудовой функции, выходить на работу, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и от ряда других обязанностей, вытекающих из законодательства о труде, условий коллективного договора (соглашения), локальных правовых актов работодателя и соглашения сторон. Работодатель, в свою очередь, освобождается от выполнения своих обязанностей перед работником. В период отстранения от работы (недопущения к работе) работнику, как правило, не начисляется заработная плата.

2. Круг обстоятельств, являющихся основанием для отстранения от работы, определяется ч. 1 комментируемой статьи.

3. Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения служит основанием для отстранения от работы независимо от того, в какое время рабочего дня работник появился на работе в этом состоянии.

Появление работника на работе в состоянии опьянения считается грубым нарушением трудовых обязанностей, являющимся основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Факт появления работника на работе в состоянии опьянения должен быть соответствующим образом удостоверен и зафиксирован, а увольнение осуществлено в порядке, установленном для наложения дисциплинарных взысканий (см. ст. 193, подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК и комментарий к ним).

4. На работодателя возлагается обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктажа по охране труда, обеспечения стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ. Работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда (см. ст. ст. 212, 225 ТК и комментарий к ним).

В свою очередь работник обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда (см. ст. 214 ТК и комментарий к ней).

5. Об основаниях и о порядке прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров см. ст. ст. 65, 69, 185, 212 — 214, 266, 298, 324, 328, 330.3, 348.3 ТК и комментарий к ним.

6. О выявленных в соответствии с медицинским заключением противопоказаниях для выполнения работы, обусловленной трудовым договором, см. ст. ст. 73, 96, 224, 254, 298, 324, 328, 330.2, 331, 341 ТК и комментарий к ним.

7. В качестве основания, обязывающего работодателя осуществить отстранение работника, комментируемая статья называет приостановление действия специального права на срок до двух месяцев, если это исключает возможность применения труда работника в соответствии с трудовым договором.

Под приостановлением специального права в трактовке законодателя подразумеваются две группы обстоятельств:

1) ст. 3.8 КоАП предусматривает в качестве вида административного наказания лишение ранее предоставленного лицу специального права на срок от одного месяца до трех лет. Исполнение постановления о лишении специального права осуществляется посредством изъятия в установленном порядке документа, удостоверяющего наличие этого права. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату. Исключение составляют случаи, когда лишение специального права было назначено в качестве административного наказания за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3 КоАП), а также правил дорожного движения (гл. 12 КоАП), когда соответствующие документы возвращаются после проверки знания лицом, подвергшимся наказанию, правил дорожного движения, а в некоторых случаях — после проведения медицинского освидетельствования (ст. 32.6 КоАП);

2) приостановление действия специального права возможно не в качестве наказания за совершение работником административного правонарушения, а при наступлении иных обстоятельств, не связанных с виновными действиями работника. Соответственно, в том случае, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и работника невозможно перевести с его согласия на другую работу, а период приостановления (лишения) специального права не превышает двух месяцев, такой работник подлежит отстранению от работы на этот срок. Если указанный срок превышает два месяца, трудовой договор с работником может быть расторгнут (см. ст. 83 ТК и комментарий к ней).

Во всех указанных случаях речь идет о прекращении лицензии или приостановлении специального права, предоставленных работникам. Если приостанавливается действие специального права работодателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) либо к ним применяется административное наказание в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП), это не является основанием для отстранения работников от работы (о порядке перевода на другую работу и прекращения трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным работодателем, сокращением численности или штата работников см. ст. ст. 72 — 72.2, 74, 81 ТК и комментарий к ним).

8. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

О правах должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, см. ст. ст. 357, 367, 368 ТК и комментарий к ним.

В силу ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК) при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 час. с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

К отстранению от должности как мере процессуального принуждения по своему правовому значению примыкают такие меры пресечения, как домашний арест и содержание под стражей. Применение указанных мер пресечения, как и в случае отстранения от должности, влечет приостановление действия трудового правоотношения.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Закона. При обращении с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от должности временный управляющий обязан направить копии ходатайства руководителю должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия.

В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия, а в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника — на одного из заместителей руководителя должника, при отсутствии заместителей — на одного из работников должника.

В силу ст. 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено в числе прочих мер и временных ограничений отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных, а при определенных условиях — и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

9. Приостановление выполнения обязанностей в рамках трудового правоотношения при отстранении от работы по общему правилу выражается в том, что работнику не начисляется заработная плата. Вместе с тем законодательство предусматривает ряд исключений из общего правила.

Прежде всего в силу ч. 3 комментируемой статьи в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата всего времени отстранения от работы как за простой (см. ст. 157 ТК и комментарий к ней).

В ряде случаев отстраненному от работы лицу вместо заработной платы осуществляются иные выплаты компенсационного (страхового) характера. Так, лицам — носителям возбудителей инфекционных заболеваний, отстраненным в связи с этим от работы, выплачиваются пособия по социальному страхованию (ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Лица, временно отстраняемые от должности в качестве меры процессуального принуждения, имеют право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Консультации и комментарии юристов по ст 76 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 76 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Статье 76 ТК РФ

Отстранение работника от выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) предусмотрено статьей 76 Трудового кодекса РФ.

Необходимо уточнить, что работодатель вправе отстранить работника от работы (не допускать к работе) только на время, фактически необходимое до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе). В течение этого времени работнику не начисляется заработная плата, предусмотренная в соответствии с условиями заключенного с ним трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В частности, государственным служащим, временно отстраненным от должности в связи с совершением дисциплинарного проступка на период до одного месяца, может быть сохранено денежное содержание по соответствующей должности. Если же отстранение работника обусловлено привлечением его в качестве обвиняемого, то последнему в течение соответствующего периода выплачивается государственное пособие в размере 5 МРОТ в месяц.

В том случае, если отстранение работника от выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) вызвано обстоятельствами, исключающими вину работника, работодатель обязан произвести оплату времени, на которое работник фактически был отстранен от работы, как за простой. Впрочем, в отдельных ситуациях работодатель вправе отказать работнику в предоставлении работы (допуске к работе) и после того, как были устранены обстоятельства, явившиеся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе). Например, работник, появившийся на рабочем месте в состоянии опьянения и впоследствии протрезвевший, может быть уже на следующий день после отстранения от работы уволен работодателем в порядке и по основанию, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Во избежание споров и разногласий между работником и работодателем факт появления на рабочем месте в состоянии опьянения должен быть соответствующим образом документирован, например в форме акта.

Отстранение работника от работы по требованию органов управления (должностных лиц) допускается только в тех случаях, когда такие органы (лица) в соответствии с федеральными законами (нормативно-правовыми актами) наделены соответствующими полномочиями. Такие полномочия, в частности, предоставлены органам (должностным лицам):

федеральной инспекции по труду;

Госсанэпиднадзора;

арбитража.

admin