Требования к запросу полиции

Порядок обработки персональных данных, в том числе их передачи, регламентирован Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Далее — «Федеральный закон № 152-ФЗ»).

В положениях статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных на передачу (распространение) этих данных не требуется в ряде случаев. Одним из них является обработка персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ).

При предоставлении персональных данных по запросам органов внутренних дел следует руководствоваться Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Федерального закона о полиции полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе, персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона о полиции запрос должностных лиц полиции, предусмотренный указанным пунктом, обязателен для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами.

С учетом изложенного, запрос органами внутренних дел персональных данных должен осуществляться в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона о полиции.

 Как правило, первый запрос содержит требования предоставить в срок от семи до 10 дней ряд документов. Торговая организация и банк по понятным причинам получат разные запросы. Но в целом прежде всего запрашиваются копии уставных и учредительных документов; приказы или протоколы о назначении генерального директора и главного бухгалтера за определенный период, если они менялись; копии документов, регламентирующих должностные обязанности первых лиц компании (например, должностная инструкция финансового или экономического директора), а также сведения о расчетных счетах. Очень вероятно, что также будут запрошены электронные копии регистров бухгалтерского учета, книги покупок-продаж, выданные лицензии, сертификаты, разрешения. Иногда просят предоставить штатное расписание с паспортными данными сотрудников.

Примерный круг вопросов можно вычислить, если обратить внимание, оперативником какой оперативно-розыскной части (ОРЧ) направлен запрос. Например, в городском управлении БЭП и ПК часть ОРЧ-2 занимается налогами, часть ОРЧ-3 – потребительским рынком и т. д. Запрос иногда приходит не один. Может последовать дополнительный запрос, касающийся контрагентов. Правоохранители могут потребовать предоставить их данные, договоры с ними, разъяснить детали взаимоотношений. Это один из самых неприятных моментов. Моему клиенту – компании, разрабатывающей программное обеспечение для учета товаров, – после предоставления по запросу информации о контрагентах пришлось рассылать клиентам и партнерам письма с разъяснениями, что в отношении фирмы дело не возбуждено, а запросы связаны с уголовным делом в отношении третьего лица.

 Очень часто после запроса, в момент передачи полиции требуемых документов генеральному директору либо главному бухгалтеру вручается уведомление о явке – требование указанным лицам явиться в соответствующее подразделение МВД и дать объяснения. По закону они обязаны явиться после такого уведомления, однако такая дача объяснений сильно отличается от вызова свидетеля на допрос. Прежде всего тем, что обязанность свидетеля давать правдивые показания прописана Уголовным кодексом, а получение объяснений – дело практически добровольное и их содержание на совести поясняющего. Кроме того, доставлять приводом в правоохранительные органы можно только свидетелей по открытому уголовному делу.

Можно ли отказаться от явки? Задача оперативных служб – выявить признаки преступления и собрать достаточный материал для возбуждения следователем уголовного дела. Иными словами, оперативник в силу служебного положения заинтересован в обнаружении признаков преступления. Поэтому многие адвокаты полагают, что полный ответ на запрос правоохранителей и дальнейшая явка для дачи объяснений – это все равно что доносить на самого себя, поэтому рекомендуют клиентам сдержанно относиться к ответам и визитам в экономическую полицию. К тому же законы предусматривают лояльное к нарушителям наказание в виде штрафа от 1000 до 3000 руб. Но надо учитывать, что оперативники могут прийти сами в офис, причем с документом, позволяющим им провести гласное оперативно-розыскное мероприятие. От обыска оно отличается тем, что можно не открывать закрытые помещения и ящики. Процедура эта неприятная, и надо взвесить, имеет ли смысл входить в конфликт с органами.

 Запросы могут приходить и от других контролирующих органов. Следователь, ведущий конкретное уголовное дело, может направить требование о предоставлении любых сведений, вызвать на допрос, провести любое необходимое для всестороннего расследования действие. В этом случае правоотношения регулируются Уголовно-процессуальным кодексом, а последствия отказа от исполнения требований следователя или прокурора могут быть серьезными – от миллионных штрафов и приостановления деятельности юрлица до уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний.

То же самое касается и запросов из судебных инстанций. Однако они составляют небольшую часть от общего числа запросов.

Возможен ли обоснованный отказ в предоставлении информации? Полиция и другие специальные службы имеют доступ к коммерческой и банковской тайне, личным данным граждан и другой информации, закрытой для большинства. Поэтому, если правоохранителям потребуются какие-то сведения, они все равно их узнают. В такой ситуации обоснованный отказ в предоставлении информации практически ничего не решит, но может осложнить положение предприятия.

  • Главная
  • Аналитика
  • Что делать, если правоохранители требуют документы, а давать их не хочется

06 февраля 2018

В каких случаях правоохранители вправе запрашивать документы
Как ноль поможет сделать запрос оперативника незаконным
Как защитить права и куда отправить жалобу

Редкий бухгалтер или руководитель компании не видел бумагу с просьбой представить документы от различных подразделений МВД, Следственного комитета и ФСБ. Как правило, цель таких запросов – проверить, не связана ли компания с обналичкой или нелегальной банковской деятельностью.

В большинстве случаев компания вправе не делиться документами, так как запросы правоохранителей редко соответствуют закону как по форме, так и по содержанию. А любое незаконное требование вы вправе игнорировать. Чтобы понять, обязательно ли отвечать на запрос,
внимательно прочитайте его текст вплоть до контроля каждой запятой.
Какие запросы можно оставить без ответа
Оперативники вправе запрашивать у компаний документы или их копии лишь в одной ситуации – когда проверяют зарегистрированные сообщения о преступлениях (ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»). И только тогда, когда эти правонарушения находятся в компетенции полиции.
В иных ситуациях правоохранители вправе наводить справки (п. 2 ст. 6 гл. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Отвечать на «наведение справок» руководство компании вправе в свободной форме. Предоставлять документы в этом случае не надо. Однако оперативники часто подстраховываются и подкрепляют запросы ссылками на статьи 6–8 Закона № 144-ФЗ. Это не должно вводить налогоплательщика в заблуждение. В этих нормах нет указания, что оперативники имеют право запрашивать документы.
Запрос законен, только если в нем обозначено, что он составлен и направлен «в рамках проверки материала из Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП)» (ст. 13 Закона «О полиции»). При этом в запросе должны быть указаны регистрационный номер и дата принятия заявления (приказ МВД от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»). Таким образом, законным является исключительно запрос, в котором указано, что он составлен и направлен «в рамках материала проверки КУСП №___ от «__»___20__г.»
Сотрудник полиции вправе запрашивать документы по возможным преступлениям, которые находятся в компетенции полиции (ст. 13 Закона «О полиции»). Налоговыми преступлениями занимаются следственные органы (ст. 151 УПК, ст.198-199.4 УК). Если оперативник мотивирует свой запрос фразой «в целях предупреждения, выявления и пресечения налоговых преступлений», он превышает полномочия. Компания вправе не реагировать на такой документ.

Оперативник не курьер, принесенные им письма незаконны

Правоохранители обязаны грамотно оформить запрос. В противном случае требование можно считать незаконным. Порядок оформления любой исходящей корреспонденции регламентирует приказ МВД от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству
в органах внутренних дел» (далее – Инструкция).
В Инструкции нет такого вида документа как запрос. Перечень наименований документов исчерпывающий. Интересующий нас запрос о представлении документов подпадает только под определение «письмо». Если дословно, то в Инструкции письмо обозначается как «обобщенное название различных по содержанию документов с особым способом передачи текста (пересылается почтой)». Инструкция предусматривает возможность доставки письма курьером либо в электронном виде.
На запросы, которые оперативники приносят лично или отправляют с личной электронной почты, компания вправе не отвечать. В пункте 62 Инструкции четко указано, что доставку и отправку документов осуществляют с помощью почты, фельдъегерской службы, электросвязи, с использованием ведомственной магистральной сети передачи данных. В исключительных случаях письмо доставляет курьер.
Сканы запросов тоже попадают в категорию необязательных к исполнению. В пунктах 110–112 Инструкции предусмотрено, что подлинность таких документов подтверждают электронной подписью.
Читаем запрос и ищем ошибки

Проверьте реквизиты и правила оформления запроса. Если хотя бы один пункт нарушен, запрос считается незаконным (п. 10 Инструкции). В большинстве запросов оперативников есть нарушения,
главное – их увидеть.

Межстрочные интервалы и кегль. При оформлении документов оперативникам рекомендовано применять Microsoft Word версии 2003 и выше. В отдельных случаях запрос составляют в другом текстовом редакторе, совместимом с Word. Шрифт должен быть единым – либо Times New Roman, либо Times New Roman Cyr, кегль – 13–15, межстрочный интервал – 1,5. Поля каждого листа также регламентированы: 30 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее.
Дата документа. Обратите внимание на дату документа. Ее оформляют арабскими цифрами в последовательности: день, месяц, год. Например «01.02.2003». Проставлять ноль в обозначении дня месяца, если он содержит одну цифру, обязательно. Если вы увидели неточность в оформлении такого «пустяка» – документ уже незаконный.

Почтовый адрес. Строки реквизита «Адресат» выравниваются по центру или по левому краю. В документе, адресованном должностному лицу, инициалы ставят перед фамилией, частному – после.

Почтовый адрес начинают с наименования адресата (для граждан – фамилия, имя, отчество), далее идет название улицы, номер дома, корпуса, квартиры. Только после этих данных пишут название населенного пункта, района, республики, края, области, автономной области,
автономного округа и почтовый индекс.

Вступительная фраза и основной текст. Во вступительной фразе оперативники объясняют мотив для запроса и используют фразеологические формулы подтверждения, обоснования действия, предложения, благодарности и другие, например:

Основной текст отделяют от обращения одним дополнительным межстрочным интервалом. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25–1,5 см от левой границы текстового поля. Текст состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания и цели составления документа. Во второй – решения, выводы, просьбы и рекомендации.
В организационно-распорядительных документах текст излагают от первого лица единственного числа («предлагаю», «прошу», «требую»). Если документ оформлен не на бланке органа внутренних дел, в подпись включают полную должность ответственного лица. Инициалы и фамилия в реквизите «Подпись» печатают с пробелом на уровне последней строки реквизита.

Если вы увидели в подписи предлог «за», надпись от руки «зам.» или косую черту перед наименованием должности, считайте весь документ недействительным. Это правило касается и случаев, если печать полностью закрывает личную подпись либо не захватывает часть должности подписанта.

В Инструкции указано, что запрос должен быть кратким и исключающим неоднозначное толкование. Впрочем, этот критерий субъетивный. Оспорить до кумент с помощью него сложно.

Нашли ошибку? Жалуйтесь в прокуратуру

Если сотрудник полиции нарушил права организации, жалуйтесь в вышестоящий орган или начальству оперативника. Незаконное истребование документов – нарушение прав (ст. 53 Закона № 3-ФЗ). В отдельных случаях стоит обратиться в суд или прокуратуру.

Подключить прокуратуру – самый действенный вариант. В жалобе прокурору укажите все пункты нарушений и попросите провести проверку. Все время, пока жалобу рассматривают, компания вправе не исполнять требования незаконного запроса.

Важно хранить копию жалобы с отметкой о вручении либо опись вложения, если вы отправили ее почтой. Эти документы позволят вам законно не отдавать документы, даже если оперативник потребует их повторно.

Если же запрос до последней запятой соответствует требованиям законодательства и Инструкции, его придется исполнить в указанный срок.

Журнал «Практическое налоговое планирование»

Скачать PDF статьи

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».

Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.

Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».

Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:

Закон «О полиции»

Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу. Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права — в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года

При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.

III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ — за непредставление сведений (информации). Данной нормой установлена ответственность — для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7. КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки — Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.

Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.

admin