Тарифные соглашения

УДК 331.2

с. г. полянская

Омский государственный технический университет, г. Омск

отраслевые

тарифные соглашения:

анализ практического содержания раздела по оплате труда_

В статье проанализированы отраслевые соглашения в части установления минимальных гарантий по оплате труда, оказывающих влияние на достижение достойной и справедливой заработной платы. В результате проведенного исследования выявлены проблемы и даны рекомендации по конкретизации содержательной части отраслевых соглашений в разделе оплаты труда. Ключевые слова: отраслевое тарифное соглашение, гарантии по оплате труда, социальное партнерство, регулирование социально-трудовых отношений, индексация заработной платы, минимальная заработная плата.

В России сложилась многоуровневая система социального партнерства, которая насчитывает шесть уровней и семь видов соглашений. Регулирование социально-трудовых отношений в сфере регулирования заработной платы реализуется на каждом из уровней социального партнерства. Участниками коллективных переговоров являются:

— представители органа федеральной исполнительной власти РФ, общероссийские объединения профсоюзов и работодателей на федеральном уровне;

— региональные органы исполнительной власти, региональные объединения работодателей и профсоюзов на уровне регионов;

— отраслевой орган исполнительной власти, отраслевое объединение работодателей и отраслевое объединение профсоюзов на отраслевом уровне;

— представители муниципальной власти, территориальные объединения профсоюзов и работодателей на муниципальном уровне;

— представители трудового коллектива и работодатели на уровне предприятий .

Большую роль для России играют отраслевые различия в условиях деятельности предприятий. Соответственно, это обстоятельство необходимо учитывать при регулировании социально-трудовых отношений, в том числе и в вопросах оплаты туда.

Отраслевые тарифные соглашения, заключаемые на федеральном и региональном уровнях, являются важным звеном в регулировании заработной платы, поскольку повышают уровень как правовой, так и социальной защиты работающих. По состоянию на 31 мая 2017 года на федеральном уровне в Российской Федерации действует 61 отраслевое соглашение. На региональном уровне заключено 1044 отраслевых соглашения .

При установлении гарантий по оплате труда в отраслевых соглашениях определяются социальные стандарты, обязательные к исполнению работодателями. Обязательства, зафиксированные

в отраслевых тарифных соглашениях, должны конкретизироваться в коллективных договорах в целях улучшения качества жизни работников предприятий. Таким образом, отраслевое тарифное соглашение является своего рода эталоном для разработки коллективного договора, то есть гарантии, установленные в коллективном договоре не могут быть ниже определенных в отраслевом соглашении.

Достижение уровня достойной и справедливой заработной платы требует обязательного включения в отраслевые тарифные соглашения таких важных социальных гарантий, как:

— минимальная тарифная ставка (минимальная заработная плата);

— утвержденный порядок индексации в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги;

— доля постоянной части заработной платы в общем заработке;

— соотношение минимальных и максимальных окладов на предприятии;

— доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости (ВДС);

— минимально допустимый уровень средней заработной платы;

— повышение уровня заработной платы в сопоставимых темпах роста производительности труда.

Какой же уровень гарантий следует устанавливать в соглашениях, чтобы обеспечить достижение достойной и справедливой оплаты труда?

Одним из критериев перехода к достойной и справедливой оплате труда является, прежде всего, установление минимальной тарифной ставки не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Поскольку в России в качестве стандарта обоснования минимальной заработной платы принимается прожиточный минимум трудоспособного населения (ПМ ТН), иными словами, потребности работников и их семей. Поэтому установленная в отраслевом соглашении минимальная

тарифная ставка (минимальная заработная плата) должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако нельзя не согласиться с мнением Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР), которые рекомендует использовать в качестве минимального стандарта для установления минимальной заработной платы не ПМ ТН, а минимальный потребительский бюджет, размер которого приблизительно равен двум ПМ ТН, что также соответствует 2/3 медианной заработной платы в РФ, которую Международная организация труда считает низкой.

Доля тарифной (основной) части заработной платы в общем заработке имеет существенное значение в вопросах достижения достойного уровня заработной платы. Чем выше этот показатель, тем более гарантированный характер имеет система оплаты труда на предприятии, тем увереннее чувствуют себя работники. ФНПР рекомендует устанавливать долю тарифа в соглашениях не ниже 70 % от общего заработка. В некоторых развитых странах доля всевозможных поощрений к заработной плате не превышает 10 %, что, соответственно, означает высокий уровень гарантий в оплате труда работников.

Что же касается справедливого распределения вновь созданной стоимости, являющейся источником прибыли и заработной платы, между собственниками и работниками, то в этом случае основными гарантиями выступает установленная в соглашении доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости (ВДС). Опыт развитых стран показывает, что достижение справедливого распределения валовой добавленной стоимости возможно при обеспечении доли оплаты труда в ней не менее 50 %.

Адекватная индексация в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги является важнейшим фактором, обеспечивающим достижение достойной и справедливой заработной платы. Статьей 134 ТК РФ установлено, что государственным органам, органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям следует производить повышение заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие же работодатели должны производить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Тем не менее необходимо отметить, что нигде не прописан (в том числе и в статье 134 ТК РФ) механизм реализации поставленной задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установление в соглашениях и коллективных договорах предельного соотношения минимальных и максимальных окладов позволит снизить неоправданно высокий уровень дифференциации в оплате труда.

Отражены ли вышеперечисленные гарантии, способствующие достижению достойной и справедливой заработной платы, в действующих отраслевых тарифных соглашениях покажет анализ ряда тарифных соглашений, результаты которого представлены в табл. 1.

Был проанализирован раздел «Оплата труда» в десяти отраслевых тарифных соглашениях. В ходе проведенного исследования выявлено следующее:

— ни в одном соглашении не используется гарантия по доле оплаты труда в валовой стоимости;

— в 7-ми из 10-ти соглашений определены сроки и порядок индексации заработной платы;

— в 5-ти из 10-ти соглашений отсутствует установленная гарантия по доли постоянной части заработной платы в общем заработке;

— в 4-х из 10-ти соглашений минимальная заработная плата установлена ниже ПМ ТН;

— в 7-ми из 10-ти соглашений отсутствуют гарантии по установлению минимально допустимой средней заработной платы;

— в 7-ми из 10-ти соглашений не определено предельное соотношение между максимальной и минимальной заработной платой;

— в 7-ми из 10-ти соглашений не предусмотрено повышение уровня заработной платы в сопоставимых темпах роста производительности труда.

Анализируя данные проведенного исследования, можно заключить, что большая часть исследуемых отраслевых соглашений требует совершенствования.

Особенно стоит обратить внимание на то, что ни в одном из отраслевых соглашений не установлены гарантии по доле оплаты труда в валовой добавленной стоимости, которая, как известно, определяет уровень справедливого распределения вновь созданной стоимости между работодателями и работниками, несмотря на то, что в приложении Генерального соглашения о социальном партнерстве на 2014 — 2016 годы (продлено на 2017 год) при проведении мониторинга качества и уровня жизни населения предусмотрено использование показателя доли оплаты труда в валовой добавленной стоимости. Бесспорно, для достижения справедливой заработной платы рекомендуется включать данный показатель в отраслевые соглашения.

Всего лишь в трех из десяти соглашениях установлены гарантии по предельному соотношению между минимальной и максимальной заработной платой (окладами). А данный показатель необходим для предотвращения неоправданно высокой дифференциации в оплате труда.

Однако следует отметить и то, что ряд соглашений имеет положительную динамику в области гарантий, способствующих улучшению положения работников. Так, в отраслевых соглашениях авиационной промышленности, машиностроительного комплекса и радиоэлектронной промышленности предусмотрены гарантии по доле постоянной части в структуре заработной платы не ниже 60 %, в соглашениях угольной промышленности — не ниже 70 %.

Кроме того, в отраслевых соглашениях авиационной промышленности, машиностроительного комплекса и радиоэлектронной промышленности предусмотрены гарантии по обеспечению уровня средней заработной платы не ниже 4 ПМ ТН, а в строительной промышленности — не ниже 5 ПМ ТН.

Обеспечение уровня достойной заработной платы невозможно без индексации в соответствии с ростом потребительских цен. Например, в отраслевых соглашениях угольной промышленности предусмотрена ежеквартальная индексация, а в тарифном соглашении порадиоэлектронной промышленности — каждые полгода.

Проведенное исследование показывает, что, несмотря на множество выявленных проблем в регулировании заработной платы на отраслевом уровне социального партнерства, есть и определенная положительная динамика. Практика заключения соглашений в авиационной промышленности, строительной промышленности, отрасли машиностроительного комплекса, отрасли электроэнерге-

Гарантии по оплате труда, установленные в отраслевых тарифных соглашениях

Таблица 1

Наименование соглашения Установленные гарантии по оплате труда в отраслевых соглашениях

Минимальная тарифная ставка рабочих 1-го разряда (минимальный размер заработной платы) Порядок индексации заработной платы Доля постоянной части заработной платы в основном заработке Доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости Минимально допустимый уровень средней заработной платы Соотношение между минимальной и максимальной заработной платой (окладами) Повышение уровня заработной платы в сопоставимых темпах роста производительности труда

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2017-2019 годы не ниже величины ПМ ТН в субъекте РФ ежегодная не менее 60 % — не менее 4-х ПМ ТН в субъекте РФ 1:6 есть

2. Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 20172019 годы — для основного персонала — 1,4 ПМ ТН в субъекте РФ; — для остальных категорий — 1,2 ПМ ТН в субъекте РФ — не менее 60 % — не ниже 4-х ПМ ТН в субъекте РФ 1:7 есть

3. Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2017-2019 годы не меньше величины ПМ ТН в целом по РФ ежегодная — — — — —

4. Отраслевое тарифное соглашение по горнометаллургическому комплексу Российской Федерации на 20172019 годы не ниже 1,5 ПМ ТН в соответствующем субъекте РФ — — — — — есть

5. Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 (продлено до 31.12.2018 г.) минимальная месячная тарифная ставка для рабочих 1-го разряда 6612 рублей ежеквартальная не менее 70 % — — — —

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8

6. Отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта на 2016-2018 годы не ниже минимальной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации ежегодная не менее 50 % — — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016-2019 годы Минимальный размер заработной платы работников не должен быть ниже ПМ ТН, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. — — — — 1:8 —

8. Федеральное отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности на 2015-2017 годы не ниже 1,5 ПМ ТН в субъекте РФ ежегодная не менее 60 % — не менее 4,0 ПМ ТН в субъекте РФ — —

9. Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 20172019 годы не ниже МРОТ, минимальной заработной платы, установленной в субъекте РФ ежегодная — — — — —

10. Отраслевое тарифное соглашение по электроэнергетике Российской Федерации на 2016-2018 годы 6000 рублей в дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в полгода каждые полгода — — — — —

о

от

т

тики, химической промышленности показывает возможности установления более высоких гарантий по оплате труда. Следует использовать этот опыт при работе над соглашениями других отраслей.

Кроме того, следует отметить, что ряд соглашений имеет положительную динамику в сфере гарантий, улучшающих положение трудового коллектива. В отраслевых соглашениях авиационной промышленности, машиностроительного комплекса, ракетно-космической промышленности предусмотрены гарантии по доле постоянной части в структуре заработной платы не ниже 60 %, в соглашениях строительной промышленности — не ниже 65 %, в химической и угольной промышленности — не ниже 70 %.

Следует отметить, что в отраслевых соглашениях авиационной промышленности, химической

промышленности, машиностроительного комплекса предусмотрены гарантии по обеспечению уровня средней заработной платы не ниже 4 ПМ ТН, а в строительной промышленности — не ниже 5 ПМ ТН.

Обеспечение уровня достойной заработной платы невозможно без адекватной индексации в соответствии с ростом потребительских цен. Например, в отраслевых соглашениях угольной и строительной промышленности предусмотрена ежеквартальная индексация, а в тарифном соглашении в электроэнергетике — каждые полгода.

Проведенное исследование показывает, что в сфере разработки и заключения отраслевых соглашений, несмотря на множество проблем, наблюдается определенная положительная динамика в регулировании заработной платы. Прак-

тика заключения отраслевых тарифных соглашений в авиационной промышленности, угольной промышленности, отрасли машиностроительного комплекса показывает возможности установления более высоких гарантий по оплате труда. Следует использовать этот опыт при работе над соглашениями в других отраслях.

Библиографический список

1. Полянская С. Г. Регулирование заработной платы на основе социального партнерства // Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике: материалы междунар. науч.-практ. конф., 22 апр. 2016 г. Омск, 2016. С. 28-32.

6. Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016

12. Соглашение о порядке, условиях и продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы на период 2016-2018 годов. URL:http://media.rspp.ru/document/1/a/9/ a9a368a48a99c2d33502f638500f6088.pdf (дата обращения: 30.10.2017).

ПОЛЯНСКАЯ Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация труда». Адрес для переписки: svetlana02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2017 г. © С. Г. Полянская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжная полка

Учебник посвящен анализу используемых в современной практике маркетинга России и зарубежных стран методик разработки и технологий производства рекламной продукции. Раскрыты сущность и разновидности рекламного продукта с позиции маркетинг-менеджмента, особенности технологических процессов в полиграфии, создании наружной, аудио-, видео- и мультимедийной рекламы. Рассмотрено множество практических примеров и ситуаций по применению рекламных технологий в конкретных маркетинговых ситуациях. Соответствует актуальным требованиям ФГОС ВО. Для подготовки студентов по экономическим направлениям и специальностям по дисциплинам «Разработка и технологии производства рекламного продукта», «Основы рекламы», «Рекламное дело», «Менеджмент рекламы», также может быть использован в качестве дополнительного материала при изучении дисциплин «Маркетинг», «Брендинг» и др.

Дубровская, Е. С. Экономика : учеб. для вузов / Е. С. Дубровская. — М. : РИОР; М. : ИНФРА-М, 2017. -253 с.

Учебник содержит материал по основам экономической теории, микро- и макроэкономике. Раскрываются вопросы методологии экономической науки, типы и модели экономических систем, функционирование рыночной экономики и основных ее механизмов, проблемы общественного воспроизводства, национального счетоводства, рынка труда, цикличность развития экономики, инфляции, финансовой системы, мирового хозяйства и др. В издании помещены контрольные задания в виде тестов для самостоятельной работы студентов, проведения практических занятий и контрольной проверки знаний. Предназначено для студентов инженерных специальностей и направлений, преподавателей и аспирантов.

Соглашение подписано 27 февраля 2018 года, зарегистрировано в Роструде 29 марта 2018 года, регистрационный номер 5/17-19

Настоящее Дополнительное Соглашение заключено между работодателями и работниками Организаций ЖКХ в лице их полномочных представителей (сторон):

  • Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (далее – ОООР ЖКК), созданного в соответствии с нормами федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 24.11.2014 № 358-ФЗ, от 28.11.2015 № 355-ФЗ), действующего на основании Устава ОООР ЖКК, ОГРН № 1167700069790 от 01.11.2016г. и зарегистрирован Минюстом России, учётный № 7714120011 от 09.11.2016г.;
  • Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (далее – Профсоюз жизнеобеспечения), действующего на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Профсоюза жизнеобеспечения, ОГРН № 1037739338450 от 31.01.2003г., зарегистрирован Минюстом России, учетный номер 0012110145 от 26.08.2010 года.

Стороны Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы (далее – Соглашение или ОТС), зарегистрированного в Федеральной службе по труду и занятости (далее – Роструд) 28.12.2016г. за номером 22/17-19 в редакции дополнительного соглашения, зарегистрированного Рострудом 22.09.2017г. за номером 15/17-19,руководствуясь интересами работодателей и работников, в целях поддержания должного уровня социального партнёрства и упорядочения социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, заключили на федеральном отраслевом уровне настоящее Дополнительное соглашение по внесению изменений в ОТС о нижеследующем:

I. В разделе 1 «Общие положения»:

пункт 1.3. изложить в следующей редакции:

1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) — вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ»и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ(Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях N1, N4 и N 5к настоящему ОТС).

пункт 1.4. изложить в следующей редакции:

1.4. Организации жилищно-коммунального хозяйства — юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях N1, N4 и N5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.

второй абзац пункта 1.8. изложить в следующей редакции:

«… В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.»

пункт 1.10. изложить в следующей редакции:

1.10. Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли организуют оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» федеральным законом от 03.07.2016г.N 238-ФЗ и постановления Правительства РоссийскойФедерации от27.06.2016г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

второй абзац п.1.9. изложить в следующей редакции:

«…В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.»

добавить пункты 1.12.1 и 1.12.2:

1.12.1. Нормы заключаемых региональных отраслевых тарифных соглашений не могут ухудшать условия, предусмотренные настоящим Соглашением и обеспечивающие социальные гарантии работников отрасли.

1.12.2. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях, при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций, согласовании социально-экономической политики и регулировании социально-трудовых отношений–представление интересов работников осуществляют Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, региональные профсоюзы работников жизнеобеспечения и первичные профсоюзные организации работников жизнеобеспечения.

изложить п. 1.13 в следующей редакции:

1.13. Настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям ч.2 ст.48 ТК РФ до 31 декабря 2023 года включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией.

II. В разделе 2 «Оплата труда»:

пункт 2.3. изложить в следующей редакции:

2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее законодательно установленного минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума.

В ПриложенииN 1 указаны основные группы Организаций ЖКХ, также представленных в Приложениях N 4 и N5, а также Организации, вид экономической деятельности которых связан с отраслью жизнеобеспечения населения.

III. В разделе 4 «Охрана труда»:

пункт 4.1.2. изложить в следующей редакции:

4.1.2. Соответствие нормативно-технической документации Организации ЖКХ по охране труда нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда и требования функционирования систем управления охраной труда (далее — СУОТ).

Внедрение и верификация (сертификация) СУОТ осуществляется с целью реализации обязательных требований законодательства в части техники безопасности и безопасности жизни и здоровья граждан, а также минимизации уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности при реализации обязательных требований законодательства в данной сфере.

Основной формой соответствия работодателя установленным требованиям в области охраны труда, является внедрённая и верифицированная (сертифицированная) СУОТ.

пункт 4.1.3. изложить в следующей редакции:

4.1.3. Своевременное проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) с замерами параметров вредных и опасных факторов, разработка мероприятий и принятие мер по снижению параметров до нормативных значений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, с обязательным участием соответствующих органов Профсоюза жизнеобеспечения работодатель проводит СОУТ, разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников.

IV. В разделе 5 «Занятость»:

из пункта 5.6. исключить подпункт г) и последний абзац;

добавить пункт 5.7. следующего содержания:

5.7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пп. 2, 3, 5 ст. 81 ТК РФ, с работником — членом профсоюза производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Увольнение председателя первичной профсоюзной организации, его заместителей производится по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или вышестоящим профсоюзным органом (ст. 374 ТК РФ).

V. В разделе 7 «Социальное партнерство, гарантии и основы сотрудничества сторон»:

пункт 7.1.1. изложить в следующей редакции:

7.1.1. Обращаются в уполномоченные органы публичной власти всех уровней с просьбой о содействии в решении следующих вопросов:

добавить пункты 7.1.1.6. – 7.1.1.8:

7.1.1.6. Внесение сторонами ОТС в установленном порядке предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов (или изменений к ним), регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, работников, а также участвуют в их разработке.

7.1.1.7. Проведение консультаций (переговоров) с органами государственной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

7.1.1.8. Участие в мониторинге и прогнозировании потребности сферы ЖКХ в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в т.ч. в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным образовательным программам, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством РФ.

добавить пункт 7.2. следующего содержания:

7.2. ОООР ЖКК и Профсоюз жизнеобеспечения совместно предпринимают действия в целях реализации настоящего Соглашения.

пункт 7.2.10. изложить в следующей редакции:

7.2.10. В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют:

  • в создании и развитии отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;
  • в осуществлении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;
  • в формировании оптимального качественного состава и численности трудовых ресурсов, необходимых для функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;
  • в мероприятиях по повышению качества и конкурентоспособности продукции стройиндустрии и жилищно-коммунальных услуг для потребителей, а также повышению уровня материального положения работников жилищно-коммунального хозяйства;
  • в создании условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения средств социально-ответственного бизнес-сообщества, иных негосударственных источников финансирования.

добавить пункт 7.2.14.:

7.2.14. Меры по реабилитации и адаптации инвалидов.

ОООР ЖКК и Профсоюз жизнеобеспечения в соответствии с федеральным законом от 24.11.1995 г. №185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» оказывают содействие:

  • в создании благоприятных условий для проживания инвалидов в многоквартирных домах;
  • в создании условий труда и обучения инвалидов максимально приближенными к их потребностям, учитывающие особенности и состояние здоровья;
  • в реализации мер по реабилитации и адаптации инвалидов, предназначенные для поэтапного восстановления способности инвалидов к труду в сфере ЖКХ;
  • в совершенствовании компетенций инвалидов и росту их профессионализма для работы в Организациях ЖКХ и бытового обслуживания населения;
  • в создании условий для занятий инвалидов адаптивной спортивной и физкультурной подготовкой;
  • в проведении совместно с общероссийскими общественными организациями инвалидов анализа и разработки образовательных программ в области ЖКХ, в части подготовки инвалидов для профессиональной деятельности.

добавить пункт 7.3.10.:

7.3.10. ОООР ЖКК обеспечивает организационно-методические условия соблюдения работодателями Организаций ЖКХ условий для трудовой деятельности инвалидов, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

пункт 7.4.6. изложить в следующей редакции:

7.4.6. Отстаивает интересы работников в сфере социально-трудовых отношений, согласно Рекомендации МОТ N 91, добивается распространения коллективных договоров на членов профсоюза и других работников Организации, предусмотрев иные условия их участия в социальном партнерстве на основе заключения дополнительных соглашений к коллективным договорам.

исключить пункт 7.5.8., следующий за одноименным пунктом 7.5.8.;

пункт 7.5.9 изложить в следующей редакции:

7.5.9. Для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива, а также на время профсоюзной учебы предоставлять не освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, в том числе уполномоченным лицам по охране труда, свободное от работы время с сохранением среднего заработка. Конкретная продолжительность освобождения от работы и перечень профсоюзных работников устанавливаются непосредственно в Организациях.

Предоставлять отдельные компенсации и гарантии работникам — членам профсоюза за определенную деятельность, в рамках соглашений, предусмотренных абзацем 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации.

VI. В раздел 10 «Заключительные положения»:

в пункт 10.4. добавить второй абзац следующего содержания:

«…Аналогичный порядок предусмотрен при распространении действия оформленных в установленном законом порядке дополнительных соглашений к ОТС, в том числе в части их распространения по письму руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с предложением к работодателям, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к этому соглашению…»

В пункт 10.7. добавить третий, четвертый и пятый абзацы следующего содержания:

«…Для включения в региональные и федеральный реестры участников Соглашения, Организации представляют соответствующему объединению работодателей информацию о полном и сокращенном наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН), идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), коде причины постановки на налоговый учет (КПП), фактической численности работников Организации, фактическом адресе, электронной почте и телефонах Организации. Также представляется информация о наличии и численности первичной профсоюзной организации или об официальном намерении ее создания.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное регулирование цен и тарифов вправе требовать от работодателя, являющегося регулируемой организацией, официальное подтверждение от ОООР ЖКК, позволяющее установить юридически значимый факт распространения на организацию прав и обязательств по соблюдению ОТС в установленном законом порядке. При этом положения ОТС могут применяться органом тарифного регулирования в части социальных гарантий, только в отношении регулируемой организации, имеющей данное официальное подтверждение.

Наличие временного приостановления отдельных положений ОТС для работодателя, полученного им в соответствии со с. 48 ТК РФ и настоящим Соглашением, также должно иметь официальное подтверждение.»

абзац третий п.10.8. изложить в следующей редакции:

«…Если работодатели, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, в течение 30-ти календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций (с указанием оснований отказа, согласно критериям, установленным Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений или иным уполномоченным на это органом)работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя с поддержкой отказа. В соответствии с ч.3 ст.8 ТК РФ устанавливается, что без совместного решения об отказе, он не является мотивированным…»

добавить пункт:

10.12. В связи с тем, что Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введена часть 7 в ст. 48 ТК РФ, стороны ОТС договорились, что работодатели, являющиеся участниками ОТС и получившие право в соответствии с установленным порядком на временное приостановление действия отдельных положений (норм) ОТС совместно с их первичными профсоюзными организациями не реже двух раз в год (по итогам, за первое полугодие – к 01 октября отчетного года, по итогам за год – к 01 апреля года, следующего за отчетным) представляют в ОООР ЖКК, для рассмотрения Отраслевой комиссией, информацию о ходе выполнения ОТС по утвержденной ОООР ЖКК форме.

VII. Внести следующие исправления опечаток и описок:

  • в седьмом абзаце п. 1.5. заменить слова «283-ФЗ» словами «238-ФЗ»;
  • в последнем абзаце п.2.4. поменять местами слова «размере» и «отличном»;
  • во втором абзаце п.2.8.2.4. заменить слова «Правительства РФ» словами «Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС»;
  • в п. 5.2.2. слово «требования» изменить на слово «требованиями».

VIII. Внести изменения в приложения к ОТС:

Приложение N 1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N 2 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N 3 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N4 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N5 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Президент Общероссийского отраслевого объединения

работодателей сферы жизнеобеспечения

А.Д. Кочегаров

Председатель Общероссийского профессионального союза

работников жизнеобеспечения

А.Д. Василевский

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 7 «Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» Федерального закона «О теплоснабжении»
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы общества на нарушение конституционных прав и свобод положениями ч. 1 ст. 7 ФЗ «О теплоснабжении». Как указал суд, положения п. п. 2, 3, 8 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О теплоснабжении» предусматривают основные принципы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, к которым отнесены обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. В свою очередь норма п. 42 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075, в нормативном единстве с указанными положениями ФЗ «О теплоснабжении» направлена на формирование надлежащего механизма ценообразования, в том числе с учетом экономически обоснованного расчета размера фонда оплаты труда в организации теплоснабжения. Таким образом, положения ч. 1 ст. 7 ФЗ «О теплоснабжении» во взаимосвязи с п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права общества.

Работодатели должны помнить о том, что трудовые взаимоотношения регулируются не только ТК, но и отраслевыми соглашениями. Утверждаются они на федеральном уровне.

Понятие отраслевого соглашения

Понятие отраслевого соглашения (ОС) содержится в части 1 статьи 45 ТК РФ. Это правовой акт, который устанавливает правила социально-трудовых взаимоотношений, общие принципы экономического взаимодействия между работниками отрасли. Отраслевые соглашения могут регулировать следующие сферы:

  • Порядок оплаты.
  • Наличие гарантий.
  • Выплату компенсаций.
  • Предоставление льгот.
  • Взаимные обязательства сторон.

Основанием для заключения ОС стал Указ Президента 212 от 15 ноября 1991 года. Он обязывает заключать соглашения между такими участниками, как:

  • Государственные структуры.
  • Представители сотрудников отрасли (профсоюзы).
  • Представители работодателей.

Соглашения могут регулировать следующие стороны трудовых взаимоотношений:

  • Порядок увольнения и основания для него.
  • Трудовой режим.
  • Режим отдыха.
  • Порядок получения дополнительного образования по профессии.
  • Повышение квалификации.
  • Участие трудящихся в управлении коммерческой структуры в рамках социального партнерства.
  • Пенсионное страхование.

Содержание документа, согласно части 1 статьи 46 ТК РФ, устанавливается в соответствии с договоренностью всех участников. Как правило, ОС включает в себя перечень приложений. Они содержат следующие пункты:

  • Тарифные сетки отрасли.
  • Минимальные часовые ставки.
  • Порядок выдачи надбавок и доплат.
  • Порядок выплаты вознаграждения за выслугу лет.
  • Перечень специальностей, при которых полагается сокращенное рабочее время.
  • Дополнительный отпуск.

Срок действия также зависит от договоренности, однако он не может превышать 3 лет. Данное ограничение установлено частью 2 статьи 48 ТК РФ. В некоторых случаях на основании части 2 статьи 48 ТК РФ, этот срок можно продлить до трех лет.

Разновидности отраслевых соглашений

Соглашения подразделяются на виды в зависимости от количества участников, которые заключали документ. Соглашения могут быть или двухсторонними, или трехсторонними. В статье 45 ТК РФ указано, что особенности документа определяются отраслью, подлежащей регулированию. Рассмотрим подробнее виды соглашений:

  • Генеральное. Это внутренний акт предприятия. В его заключении федеральные органы участия не принимают.
  • Федеральное. Такой документ устанавливает общие принципы взаимоотношений между работником и работодателем.
  • Межрегиональное. Утверждает нормы на уровне нескольких субъектов РФ.
  • Региональное. Соглашение регулирует взаимоотношения в рамках одного субъекта РФ.
  • Территориальное. Нормативный акт устанавливает правила взаимодействия в рамках определенного муниципального образования.
  • Прочие соглашения. К примеру, это могут быть документы, регламентирующие особенности социального партнерства.

Основное различие между соглашениями – уровни, на котором они принимаются.

Особенности разработки отраслевых соглашений

Порядок разработки документов, вне зависимости от их вида, регламентируется статьями 47 и 48 ТК РФ. Перед заключением соглашения нужно составить его проект. Порядок его разработки определяется частью 5 статьи 47 ТК РФ. Проект формируется комиссией. Его положения обговариваются с профсоюзом и работодателем.

Комиссия может уведомить работодателей, которые не участвуют в разработке, о начале работы по составлению соглашения. Если в организацию поступило такое уведомление, она обязана известить об этом профсоюз. Сделать это нужно в течение 30 дней. Если в ответ на уведомление не был предоставлен письменный аргументированный отказ, компания считается вступившей в сферу действия ОС.

Как уже упоминалось ранее, содержание документа определяется по соглашению сторон. На основании проекта формируется отраслевое соглашение. Вступает в действие оно с момента проставления подписей всех участников или с даты, которая указана в документе.

Максимальный срок действия соглашения с учетом продления – 6 лет. Продление действия предполагает составление дополнительного соглашения. Его требуется зарегистрировать в Федеральной службе по труду. Бумаге присваивается определенный регистрационный номер.

ВАЖНО! Условия, прописанные в отраслевом соглашении, не должны ухудшать положение трудящихся. В том случае, если на работников действует сразу несколько ОС, приоритетным является документ, предлагающий наилучшие условия для работников.

В отношении кого действует отраслевое соглашение?

ОС действует в отношении следующих лиц:

  • Работодатели, которые входят в объединение, заключавшее соглашение. Если юридическое лицо вышло из объединения после оформления соглашения, оно не освобождается от наложенных обязательств.
  • Работодатели, которые попросили объединение участвовать в заключении ОС, но при этом не входящие в него.
  • Государственные структуры и органы местного самоуправления.
  • Бюджетные организации, от имени которых составлялось соглашение.

ВАЖНО! Условия соглашения действуют в отношении всех сотрудников, которые служат у указанных работодателей.

Отраслевые соглашения и профсоюзы

В отраслевом соглашении можно указывать дополнительные условия, касающиеся функционирования профсоюзов. К примеру, работодателя можно обязать ежемесячно перечислять платежи в профсоюз на основании письменных заявлений трудящегося. Также отраслевые соглашения могут давать прочие гарантии профсоюзам:

  • Предоставление члену профсоюза свободного времени с сохранением зарплаты для исполнения общественных обязанностей.
  • Предоставление времени для прохождения учебы на курсах и семинарах.
  • Беспрепятственное посещение профсоюзом рабочих мест для проверки соблюдения прав участников профессионального объединения.

Профсоюзы через отраслевые соглашения гарантируют:

  • соблюдение интересов сотрудников;
  • предоставление бесплатных консультаций;
  • предоставление юридической помощи по трудовым вопросам;
  • пользование собственностью профсоюза.

ВАЖНО! Регулирование этих сторон трудовых отношений отраслевыми соглашениями установлено Законом о профсоюзах.

Действующие отраслевые соглашения

На сегодняшний день на территории РФ действует более 60 отраслевых соглашений. Рассмотрим некоторые из отраслей, которые регулируются этими нормативными актами:

  • Горно-металлургический комплекс.
  • Угольная промышленность.
  • Алмазно-бриллиантовый комплекс.
  • Дорожное хозяйство.
  • Нефтяная и газовая промышленность.
  • Лесопромышленный комплекс.
  • Агропромышленный комплекс.
  • Производство никеля и драгметаллов.
  • Лесное хозяйство.
  • Организации ЖД-транспорта.
  • Авиационная промышленность.
  • Автомобильный и городской наземный транспорт.
  • Морской транспорт.
  • Образовательные учреждения.
  • Судостроительная промышленность.
  • Субъекты, которые находятся в ведении Минобразования.
  • ФСБ.
  • Субъекты уголовно-исполнительной системы.
  • Машиностроительный комплекс и другие.

Соглашения, действующие в отношении этих отраслей, устанавливают дополнительные права для сотрудников. То есть ОС – это выгодно, прежде всего, для работников. Документ составляется с учетом специфики отрасли.

admin