Тайное голосование

Содержание

Выборы

В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.

Выборы— процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Стадии процесса выборов в РФ(подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов).

Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:

  • Альтернативность кандидатов. Наличие нескольких равноправных кандидатов.
  • Тайное голосование. Участники голосуют анонимно. Никто не вправе контролировать волеизъявление голосующего.
  • Объективность информации. Объективное информирование избирателей средствами массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, избирательных объединениях.
  • Всеобщность. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства, может принимать участие в выборах в качестве избирателя (исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права).
  • Равенство голосов всех граждан. Каждый избиратель имеет лишь один голос.

Избирательное право

Избирательные права граждан — это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.

 Избирательное право может быть:

  • активное (право избирать);
  • пассивное (право быть избранным).

Принципы избирательного права в России:

  • всеобщее право;
  • равное право;
  • прямое право;
  • тайное голосование.

 Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 1

Референдум

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.

Референдум — это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы — это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти; референдум же — механизм прямой демократии, т. е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.

Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.

Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:

  • принятие конституции страны и поправок к ней;
  • изменение формы государственного устройства или формы правления;
  • принятие новых законов либо отмена старых;
  • вступление страны в международную организацию или сообщество (например, вопрос о вступлении стран Европы в Евросоюз решался в этих странах при помощи референдума);
  • присоединение к международному соглашению и т.

    Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

    д.

Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.

Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:

  • велико число не участвующего в референдуме населения;
  • решение выносится незначительным большинством голосов;
  • не учитываются нюансы принимаемого решения;
  • так как общественное мнение подвержено резким колебаниям, результаты референдума вскоре после его проведения могут уже не отвечать настроениям общества;
  • участники референдума лишены возможности вносить изменения в текст бюллетеня и должны только подтвердить или отвергнуть уже сформулированные решения.

Плебисцит — это процесс выявления мнения избирателей путем голосования. В основном форма плебисцита используется как опрос населения о принадлежности территории, на которой этот народ проживает, тому или иному государству. Также плебисцит может применяться как форма референдума по вопросу доверия главе государства и проводимой им политике.

Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит восстановил монархию. На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.

В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами. 2

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

вид голосования, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего; это достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах. Наиболее распространено Т. г. бюллетенями, которые заполняются избирателями (голосующими) в особой комнате или кабине и опускаются в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.

Оцените определение:

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

голосование, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего; свобода волеизъявления при Т. г. достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах для голосования. Наиболее распространено Т. г. бюллетенями, содержащими различные варианты вынесенного на голосование решения. Бюллетень заполняется избирателем (голосующим) в особой комнате или кабине и опускается в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.

Оцените определение:

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

принцип избирательного права, согласно которому не допускается контроль за волеизъявлением избирателей. Т.г.

ГИА по обществознанию

гарантируется рядом законодательных процедур: каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; избирательные бюллетени не нумеруются, заполняются в кабине, в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательных комиссий, и др. За нарушение Т.г. установлена административная (ст. 40 КоАП РФ) и уголовная (ст. 133 УК РФ) ответственность.

(В.Ч.)

Оцените определение:

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

вид голосования, при котором исключено внешнее наблюдение и отсутствует контроль за волеизъявлением избирателя. Гарантией полной свободы волеизъявления служит порядок подачи голосов (заполнение бюллетеней в изолированном помещении, личное опускание бюллетеней в сложенном виде в урну и т.п.). Обеспечивается конфиденциальность и при использовании специальных машин для голосования. Так, например, французское законодательство оговаривает, что такие машины должны иметь приспособление, которое исключало бы контроль за избирателем во время голосования и позволяло бы регистрировать голосование «незаполненными бюллетенями». В. Б. Рыжов

Оцените определение:

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

способ голосования при выборах депутатов и выборных должностных лиц населением и при принятии решений коллегиальными органами, в том числе представительными органами государственной власти и местного самоуправления. В отличие от открытого голосования при Т. г. воля голосующего остается неизвестной другим лицам, что достигается в результате следующей процедуры Т. г.: проект решения или кандидатуры вносятся в бюллетень для голосования (все бюллетени для одного голосования одинаковы по размеру и цвету); в месте голосования выделяется помещение или устанавливаются кабинеты, где голосующий заполняет бюллетень и куда никто, кроме него и приглашенного им для помощи лица, заходить не вправе; выйдя из помещения или кабины, голосующий, никому не показывая бюллетень, опускает его в ящик (урну) для голосования.

Т. г. не обеспечивается электронной системой голосования, поскольку при этом хотя и можно сохранить в тайне и не объявлять волю каждого голосовавшего, однако, во-первых, соседи видят, на какую кнопку он нажимает, во-вторых, машина фиксирует результат голосования каждого. Тайна голосования не обеспечивается также в полной мере и тогда, когда нет помещения или кабин для голосования и бюллетени заполняются на виду у других.

На выборах должностных лиц, депутатов, президентов Т. г. — одна из гарантий объективности и демократизма. (С. А.)

Оцените определение:

Похожие главы из других работ:

Законодательство о тайне голосования

2. Принцип тайны голосования в современных условиях развития информационных технологий

Недавний интерес к разрешению дистанционного голосования онлайн, вызвал беспокойство тем, что такой способ не может гарантировать тайны голосования, следовательно, нарушает честность выборов…

Законодательство о тайне голосования

3. Законодательная основа принципа тайны голосования

Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности статья 81 Конституции Российской Федерации…

Избирательная система Российской Федерации

2.2 Порядок проведения голосования

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами…

Муниципальные выборы

2.5 Итоги голосования и результаты выборов

Время начала и окончания голосования на муниципальных выборах устанавливается законом субъекта Федерации и не может составлять согласно рамочному Федеральному закону менее десяти часов. Как правило, субъекты Федерации устанавливают…

Национальное собрание Республики Беларусь

9. Голосования

Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов…

Организация и проведение выборов в Кыргызской Республике

1.2 Порядок голосования на выборах Кыргызской Республики

Для участия в голосовании избиратель получает избирательный бюллетень, который является документом строгой отчетности. Форма и степень его защиты определяются Центральной избирательной комиссией…

Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни

2.1 Понятие служебной тайны, виды служебной тайны, объекты и субъекты служебной тайны

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне. Попросту говоря…

Понятие государственной, коммерческой и служебной тайны

2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны, в соответствии со ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», — это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности…

Право на неприкосновенность частной жизни в РФ

5. Тайна голосования

Особое место в праве на неприкосновенность частной жизни занимает право на тайну голосования. Оно возникает у субъекта при реализации им своего избирательного права во время участия в выборах органов власти…

Правовое регулирование избирательной системы

2.1 Порядок проведения голосования

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Воробьев Н.И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н.И. Воробьев.

Подача голосов

— Тамбов: изд-во ТГТУ, 2012. — 123 с…

Правовое регулирование избирательных отношений

2.2 Порядок проведения голосования

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Воробьев Н.И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н.И. Воробьев. — Тамбов: изд-во ТГТУ, 2014. — 123 с…

Принципы гражданского процессуального права. Право на апелляционное обжалование

1. Принципы российского гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права: понятие, классификация. Характеристика отдельных принципов процесса (принцип диспозитивности, принцип состязательности, принцип равноправия сторон, принципы непосредственности, устности и непрерывности с

В каждой отраслиправа выделяются основополагающие начала, определяющие содержание норм данной отрасли права, ее место, роль и назначение в системе права…

Принципы избирательного права

2.2 Порядок проведения голосования

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами…

Референдум в СССР: конституционно-правовые основы и практика

2.1 Референдум России 25.04.1993 г.: причины и результаты голосования

Следующим этапом политической борьбы между реформистским и антиреформистским силами в России стал референдум 25 апреля 1993 г…

Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

3. Понятие и правовое регулирование права тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как принцип уголовного процесса;

1. Принцип тайны голосования

Тайное голосование

Этот принцип состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.

Хотя необходимость тайного голосования очевидна, история его значительно короче истории выборов государственных органов. Так, во Франции теоретически тайное голосование было установлено еще в 1789 году, но практически введено только с 1871 года. В Великобритании оно ведет отсчет своего существования с 1872 года.

Обеспечивается тайна голосования тем, что избиратель заполняет избирательные бюллетени или манипулирует с машиной для голосования в закрытой от посторонних взоров кабине. При голосовании бюллетенями обычно используется еще такая дополнительная гарантия, как избирательный конверт, в который вкладывается бюллетень. Когда избиратель покидает кабину, у него в руках только конверт, который он опускает в избирательный ящик. Если избиратель не желает голосовать, но по закону обязан это сделать, он может опустить в ящик пустой конверт.

Что же касается машин для голосования, то, например, французский Избирательный кодекс, предусматривающий с 1969 года и такой способ голосования, в числе требований к этим машинам устанавливает, что они должны иметь приспособление, исключающее контроль за избирателем во время голосования, и допускать голосование «незаполненными бюллетенями».

В Албании в первые годы после установления в ходе второй мировой войны коммунистического режима практиковалось с учетом неграмотности значительной части населения тайное голосование резиновыми шарами. Избиратель получал шар, прятал его в кулаке, затем опускал руку поочередно в ящики для голосования «за» и «против» кандидата (единственного), после чего поворачивал к избирательной комиссии ладонь этой руки, показывая, что шар опущен в один из ящиков.

Вообще следует отметить, что в социалистических странах тайное голосование, хотя большей частью и провозглашалось в конституциях и избирательных законах, но на практике обычно не допускалось: кабины для заполнения избирательных бюллетеней устанавливались в стороне от пути избирателя от стола участковой избирательной комиссии, где он получал избирательный бюллетень с фамилией единственного кандидата, к избирательному ящику, в который этот бюллетень следовало опустить.

Если бы избиратель пошел в кабину, то тем самым обратил бы на себя внимание вездесущих служб государственной безопасности. Такова и сегодня практика в КНДР, где 100 % избирателей голосуют за официальных кандидатов. Правда, в других социалистических странах избирателям теперь начинает предоставляться возможность выбора между кандидатами (против которых не возражают власти, т.е. аппарат правящей коммунистической партии), а следовательно, использование кабин для тайного голосования уже не влечет само по себе вредных последствий.

admin