Судья в суде

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 50-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.11.2004 N 142-ФЗ,

от 30.11.2004 N 144-ФЗ, от 14.02.2005 N 2-ФЗ,

от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

(в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Положения статьи 7 (в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ) о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяются на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации срока, на который они были назначены (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ).

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 144-ФЗ)

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

Москва, 19 февраля 2018, 20:15 — REGNUM Образование апелляционных и кассационных судов повлечёт за собой как юридические последствия, так и повлияет на расстановку сил в региональных властных «элитах». Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр, комментируя новую реформу судов общей юрисдикции в России. Он отметил, что при появлении обособленных судов произойдёт существенное снижение практически безграничного в настоящее время влияния председателя суда субъекта.

Василий Сурьянинов. Советский суд — суд народа! 1951

«Скорее всего, учреждение апелляционных и кассационных судов для многих граждан создаст дополнительные сложности в части личного участия в процессе, но для них это вопрос может быть решён посредством видео-конференц связи. Уже сейчас это делается судами апелляционных инстанций по большинству уголовных дел в том случае, если подсудимый находится под стражей. Конечно, вызывает опасение рассмотрение дел новыми судами, отнесённых в настоящее время к компетенции военных судов. В проекте закона указано, что будут создаваться коллегии по делам военнослужащих, но хватит ли для такого количества судов военных судей?» — подчеркнул он.

Скляр добавил, что в настоящий момент до конца не известно, в каком объёме и какими полномочиями будут обладать новые суды, однако можно сделать вывод, что уровень коррупции в региональных судах снизится.

Добавим, по мнению партнёра, адвоката юридической фирмы SILA international lawyers Екатерины Яковлевой, создание обособленных судов апелляционной и кассационной интенций приведёт к единому подходу в применении закона в рамках уголовных и гражданско-правовых дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Яковлева обратила внимание, что в существующей системе судопроизводства есть большой минус. Например, кассационные и апелляционные жалобы рассматривает президиум одного и того же суда. Невзирая на то, что судебный состав разный, мнение президиума в применении закона, как правило, не сильно отличается от мнения коллег из апелляционной коллегии. То есть кассационная жалоба подаётся для формального соблюдения порядка обжалования, для последующего обжалования судебных актов в Верховном суде, без надежды на реальный пересмотр актов. Это означает, что такая система обжалования на сегодняшний день имеет изъяны и в большинстве случаев не эффективна.

«Однако предлагаемое территориальное распределение округов — по аналогии с арбитражными судами, на мой взгляд, является минусом. Во-первых, в судах общей юрисдикции судятся в основном граждане, а это означает, что финансовое обеспечение судебных затрат у них ниже по сравнению с юридическими лицами. В связи с этим нахождение кассационной инстанции в другом городе (причём на довольно значительном расстоянии, как предлагается) может затруднить участие сторон в деле. К примеру, чтобы обжаловать не вступивший в силу судебный акт, жителю Владивостока придётся ехать в Томск, а это расстояние не меньше 3500 км, стоимость билетов, разница во времени. Все эти обстоятельства могут стать препятствием к правосудию для этого жителя Владивостока», — подчеркнула она.

Яковлева также отметила, что вхождение в один округ большого количества областей, особенно применительно к апелляционным инстанциям, может привести к нежелаемой нагрузке на судей, которая в конечном счете приведёт к их формальному подходу к рассмотрению жалоб.

«Поскольку ещё не представлены изменения процессуальных законов — ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ, то, возможно, будут выявлены плюсы-минусы после их предложения. Так, например, высказывались предположения о введении сплошной кассации, то есть рассмотрения каждой кассационной жалобы. Сейчас дело выносится на президиум, только если судья решит передавать на рассмотрение это дело или нет. Если такие изменения настанут, это положительно скажется на судебной системе с точки зрения доступа к правосудию», — заключила адвокат.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по мнению эксперта, удалённость ряда судов по территориальному признаку может повлечь дополнительные судебные издержки для жителей Российской Федерации.

Читайте подробнее: Реформа судопроизводства затормозит доступ к правосудию?

В помощь при обращении в Государственный суд
1. В каком случае можно обратиться в Государственный суд?
2. Должен ли у меня быть представитель?
3. Как возбудить производство в порядке конституционного надзора?
4. Что такое возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам?
5. Что делать, если по материальным причинам нет возможности нанять себе представителя?
6. Как подать документы в Государственный суд?
7. Что такое денежный залог и как производится его внесение?
8. Как найти документы и судебные акты Государственного суда?
9. Как представить в Государственный суд информационный запрос или ходатайство о получении разъяснений?
10. Как Государственный суд защищает и оглашает мои сведения?
11. Как ходатайствовать об удалении личных данных из судебного акта?
12. Как ознакомиться с судебным делом и процессуальными документами?
13. Как получить копии процессуальных документов?
14. Как осуществляется приём лиц в Государственном суде?
15. Как обратиться в Европейский суд по правам человека?
16. Как получить информацию о посещении Государственного суда?

1. В каком случае можно обратиться в Государственный суд?
Если Вы желаете оспорить вынесенный в отношении Вас судебный акт, то Вы можете подать в Государственный суд кассационную или частную жалобу. До обращения в Государственный суд Ваше судебное дело должно пройти производство уездного или административного суда и производство окружного суда. Государственный суд в качестве суда третей инстанции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела. Для этого следует соблюдать срок и условия подачи жалобы. Производство в Государственном суде осуществляется согласно установленному в Уголовно-процессуальном кодексе, в Деликтно-процессуальном кодексе, в Гражданском процессуальном кодексе и в Кодексе административного судопроизводства, Государственный суд в качестве конституционного суда исполняет также задачи, перечисленные в Законе о судопроизводстве в порядке конституционного надзора (на эст. яз). Касательно разных видов производства, исходя из процессуальных кодексов, действует разный процессуальный порядок. Если судебный акт по Вашему судебному делу уже вступил в силу, но позже открылись новые обстоятельства, то и в этом случае можно ходатайствовать в Государственном суде о пересмотре судебного акта в порядке возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Обращение в суд разъяснено в общих чертах в информационном листке для тех, кто обращается в суд.
Следует учитывать, что Государственный суд выражает правовую точку зрения только при проведении производства по конкретному судебному делу. Вне судебного производства Государственный суд не может занимать правовые точки зрения. Не во власти Государственного суда также давать юридическую консультацию и указания. Вне судебного производства Государственный суд отвечает на запросы, вытекающие из Закона о публичной информации и Закона об ответах на информационные записки и на ходатайства о получении разъяснений и о подаче коллективных обращений.
2. Должен ли у меня быть представитель?
Кассационную жалобу и заявление о возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, как правило, следует подать в Государственный суд при посредстве представителя. В отношении разного вида судебных дел действуют разные правила:
• в отношении уголовных дел согласно ч. 3 ст. 344 Уголовно-процессуального кодекса кассацию может подать прокурор или адвокат в качестве защитника обвиняемого или в качестве представителя потерпевшего, гражданского ответчика или третьего лица. Касательно дел о проступке такое право согласно ч. 2 ст. 155 Деликтно-процессуального кодекса имеет защитник-адвокат лица, в отношении которого ведётся производство, учреждение, ведущее производство во внесудебном порядке, или его представитель из числа адвокатов;
• в отношении гражданских дел согласно ч. 4 ст. 677 и ч. 3 ст. 218 Гражданского процессуального кодекса в исковом производстве в Государственном суде участник процесса может совершать процессуальные действия, а также подавать заявления и ходатайства только при посредничестве присяжного поверенного. В неисковом производстве участник процесса может совершать в Государственном суде процессуальные действия, подавать заявления и ходатайства также лично;
• в административных делах согласно ч. 1 ст. 31 Кодекса административного судопроизводства в государственный суд может обратиться участник процесса лично или через представителя. Представитель должен соответствовать требованиям частей 1 и 2 статьи 32 того же кодекса.
3. Как возбудить производство в порядке конституционного надзора?
Если Вы находите, что закон или постановление противоречит Конституции, то для того, чтобы это проверить, Вы как частное лицо не можете обратиться напрямую в Государственный суд. Ходатайство о проверке соответствия Конституции правоустанавливающего акта могут подавать в Государственный суд Президент Республики, канцлер юстиции, собрания местных самоуправлений и Рийгикогу. Осуществление такого производства по контролю регулируется Законом о судопроизводстве в порядке конституционного надзора.
Если Вы находите, что касающийся Вас и Ваших прав закон, постановление или его положение не соответствует Конституции, то Вы можете обратиться в суд первой инстанции или подать жалобу канцлеру юстиции для проверки соответствия правоустанавливающего акта Конституции и другим законам.
Проверка соответствия Конституции правоустанавливающего акта может быть возбуждена также судом первой или второй инстанции, если входе рассмотрения судебного дела он находит, что какой-то закон или положение противоречит Конституции. В таком случае суд не применяет положение и направляет вынесенное решение или постановление в Государственный суд. В Государственном суде дело разрешается коллегией конституционного надзора.
4. Что такое возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам?
Возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам – это пересмотр в Государственном суде уже вступившего в силу решения, приговора или постановления суда, если открылись новые обстоятельства. Заявление о пересмотре дела должно быть подано участником процесса или иным лицом, которого суд должен привлечь к разрешению дела. Положения, позволяющие возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам, чётко перечислены в процессуальных кодексах (смотри точнее 68 главу Гражданского процессуального кодекса, 13 главу Уголовно-процессуального кодекса, 15 главу Деликтно-процессуального кодекса, 22 главу Кодекса административного судопроизводства). Заявление о возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам следует подать скоро после того, как стало известно о новых обстоятельствах. В гражданских и административных делах, как правило, срок подачи заявления составляет два месяца, в уголовных делах и делах о проступке сроки длиннее и могут достигать шести месяцев. Государственный суд в качестве конституционного суда исполняет также задачи, перечисленные в Законе о судопроизводстве в порядке конституционного надзора.
5. Что делать, если по материальным причинам нет возможности нанять себе представителя?
Если по материальным причинам у Вас нет возможности нанять себе представителя, то Вы можете ходатайствовать о предоставлении государственной юридической помощи. О государственной юридической помощи можно более подробно прочитать на домашней странице Адвокатуры Эстонии и на веб-странице судов Эстонии, бесплатно дают разъяснения о возможностях получения государственной юридической помощи также адвокатские бюро. Оказание государственной юридической помощи осуществляется на основании Закона о государственной юридической помощи.

6. Как подать документы в Государственный суд?
Подачу процессуальных документов регулирует Порядок подачи документов в суд. Участники процесса и их представители могут через э-досье (на эст. яз.) подавать электронным путём в Государственный суд процессуальные документы и следить за ходом судопроизводства. Документы должны соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 203 Порядка, они должны быть подписаны электронно-цифровой подписью и объём одного процессуального документа может составлять до 200 мегабайтов. Общий объём подаваемых одновременно документов не должен превышать 250 мегабайтов.
Процессуальные документы можно подавать по электронному адресу канцелярии Государственного суда kantseleiriigikohus ee. Документы с электронно-цифровой подписью просим направить только по этому адресу, электронное письмо с электронно-цифровой подписью, поступившее на другие адреса электронной почты Государственного суда, передаётся в канцелярию. При подаче в суд по электронной почте документов с электронно-цифровой подписью следует учитывать, что:
• максимальный объём электронного письма составляет 5 мегабайтов. Письмо, объём которого превышает указанный предел, следует разделить;
• для электронно-цифровой подписи следует использовать программное обеспечение Digidoc Client от АО «Sertifitseerimiskeskus»;
• документ следует подать в формате простого текста (Text), в формате RTF (Rich Text Format), PDF (Portable Document Format), ODF (Open Document Format), DOC (MS Office Word Document), DOCX (Office Open XML Document), DDOC (файл с электронно-цифровой подписью), BDOC (международный формат электронно-цифровой подписи), JPG (формат графических файлов), XLS (MS Office Excel Spreadsheet) или XLSX (MS Office Excel workbook);
• просмотр документа должен быть доступен с помощью программного обеспечения Adobe Reader или Microsoft Word;
• документ не должен содержать изменяющихся частей (ссылок, изменяющих содержание письма);
• документ должен содержаться в электронном письме в качестве приложения.
Относительно поступления документа, направленного по электронной почте, на адрес kantseleiriigikohus ee податель документа получит автоматическое подтверждение о доставке документа.
Процессуальные документы на бумажном носителе можно направлять в Государственный суд по адресу ул. Лосси, Тарту 50093, Эстония.
7. Что такое денежный залог и как производится его внесение?
При подаче в Государственный суд кассационной или частной жалобы, а также заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам вносится кассационный залог.
• В гражданских делах на основании ч. 2 ст. 140 Гражданского процессуального кодекса при подаче кассационных жалоб вносится денежный залог в размере 1 процента от цены гражданского дела с учётом объёма жалобы, но не менее 100 и не более 3000 евро. В неисковом деле, в деле по неимущественному иску, а также при подаче частной жалобы вносится денежный залог в размере 50 евро.
• В уголовных делах и в делах о проступке согласно Уголовно-процессуальному кодексу и Деликтно-процессуальному кодексу денежный залог не вносится.
• В административных делах на основании ч. 2 ст. 107 Кодекса административного судопроизводства при подаче кассационных или частных жалоб или заявлений о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам денежный залог составляет 25 евро.
Начиная с 1 июля 2014 государственные пошлины, обеспечения и денежные залоги по судебным делам уплачиваются на банковские счета Министерства финансов (смотри подробнее указания на веб-странице судов Эстонии):
Банк SEB – расчётный счёт EE571010220229377229 (SWIFT: EEUHEE2X)
Банк Swedbank – расчётный счёт EE062200221059223099 (SWIFT: HABAEE2X)
Банк Luminor Bank – расчётный счёт EE701700017001577198 (SWIFT: NDEAEE2X).
8. Как найти документы и судебные акты Государственного суда?
После разрешения ходатайства о принятии жалобы к производству на веб-странице Государственного суда публикуется его результат – принять или не принимать к производству; также публикуется имя подателя жалобы и общее описание содержания жалобы или касательно уголовного дела квалификация преступления, являющегося сутью обвинения. Эти данные удаляются с веб-страницы по истечении 30 дней со дня опубликования.
Время проведения судебных заседаний и рассмотрения дела в письменном производстве обнародуется на веб-странице Государственного суда с момента его назначения. Как правило, опубликуются также имена сторон производства и общее описание содержания жалобы или касательно уголовного дела квалификация преступления, являющегося сутью обвинения. Списки заседаний коллегий по уголовным и гражданским делам и коллегии конституционного надзора, состоявшихся более семи дней назад, на веб-странице Государственного суда не приводятся. Сведения о заседаниях, состоявшихся в коллегии по административным делам, указываются в течение 30 дней после проведения заседания.
На веб-странице публикуются также судебные акты Государственного суда, вынесенные при рассмотрении принятого к производству ходатайства.
9. Как представить в Государственный суд информационный запрос или ходатайство о получении разъяснений?
На основании Закона о публичной информации в Государственный суд можно подать информационный запрос – это ходатайство о получении публичной информации. В информационном запросе можно спросить у Государственного суда предназначенные для общего пользования документы, составленные в ходе работы Государственного суда. Для этого можно использовать форму подачи информационного запроса, адрес электронной почты канцелярии Государственного суда kantseleiriigikohus ee, почтовый адрес Государственного суда ул. Лосси 17, Тарту, 50093, Эстония или обратиться по телефону к главному специалисту отдела правовой информации. На информационные запросы отвечает специалист отдела правовой информации. Ответ на информационный запрос даётся незамедлительно, но не позднее чем в течение пяти рабочих дней. В случае необходимости Государственный суд может продлить срок до 15 рабочих дней.
На основании Закона об ответах на информационные записки и на ходатайства о получении разъяснений и о подаче коллективных обращений в Государственный суд можно подавать информационные записки или ходатайства о получении разъяснений. Информационной запиской можно вносить Государственному суду предложения по организации работы учреждения или по формированию развития сферы либо давать информацию, связанную с публичной жизнью и государственным управлением. В ходатайстве о получении разъяснений можно просить информацию, которая предполагает анализ и синтез информации, находящейся в распоряжении Государственного суда, или сбор дополнительной информации, также можно просить о даче разъяснений по правовым вопросам касательно правовых актов, на основе которых Государственный суд действует, и компетенции учреждения. В ответе на ходатайство о получении разъяснений специалист отдела правовой информации Государственного суда может разъяснять процессуальный порядок в Государственном суде. Дача юридического совета и трактовка законов вне производства по конкретному судебному делу в компетенцию Государственного суда не входит. Ответ на информационную записку или на ходатайство о получении разъяснений даётся в течение 30 дней, в случае необходимости срок дачи ответа может быть продлён до двух месяцев.
10. Как Государственный суд защищает и оглашает мои сведения?
Вы имеете право ознакомиться с данными, которые собраны в отношении Вас Государственным судом. Если Вы желаете получить сведения на бумажном носителе, то согласно ч. 2 ст. 25 Закона о публичной информации и ч. 2 ст. 19 Закона о защите персональных данных начиная с двадцать первой страницы в покрытие исполнения информационного запроса следует платить 0,19 евро за каждую выданную страницу. Вы вправе также требовать исправления неправильных персональных данных. Для этого в Государственный суд следует подать ходатайство с собственноручной или электронно-цифровой подписью.
Если Вами подан информационный запрос для получения информации, содержащей ограниченный доступ к Вашим персональным данным или персональным данным третьих лиц, то Государственный суд перед выдачей такой информации должен установить личность запрашивающего информацию лица. Информация, касающаяся третьих лиц, как правило, может быть выдана лишь в том случае, если на это имеется согласие третьего лица. Информация, касающаяся третьих лиц, может быть выдана без их согласия только в случае, если это допускается Законом о защите персональных данных.
Обращения лиц и другая судебная корреспонденция регистрируется в регистре документов Государственного суда. В регистре документов видны только Ваши инициалы, а не имя и фамилия. Переписка с частными лицами сохраняется в Государственном суде в течение пяти лет. По истечении срока хранения документы подлежат уничтожению.
При посещении веб-страницы Государственного суда сведения об адресе используемого Вами компьютера или компьютерной сети в Интернете (IP-адрес), о веб-браузере компьютера, версии программного обеспечения операционной системы, времени и продолжительности посещения записываются и хранятся. Государственный суд не связывает собранную информацию с устанавливающей личность информацией и использует её только в неперсонифицированном виде. Сведения собираются и хранятся только касательно того, какая часть веб-страницы посещается и как долго там задерживаются. Эти сведения используются только в целях технической безопасности и для составления статистики посещаемости, чтобы развивать на основании этого веб-страницу и увеличить удобство использования.
11. Как ходатайствовать об удалении личных данных из судебного акта?
В гражданском судопроизводстве, административном судопроизводстве или в судопроизводстве в порядке конституционного надзора по ходатайству лица или по инициативе суда имя лица в судебном акте заменяется инициалами и его личный код, дата рождения, регистрационный код и адрес не обнародуются. Суд может также обнародовать только резолютивную часть решения или не обнародовать решение, если оно содержит сведения о персональных данных деликатного характера и обнародование решения с персональными данными может причинить существенный вред неприкосновенности частной жизни лица.
В опубликованном судебном акте по уголовным делам и по делам о проступке указываются имя и личный код обвиняемого, при отсутствии личного кода дата рождения. Имя и личный код либо дата рождения несовершеннолетнего обвиняемого заменяются инициалами или буквенными обозначениями. Имена и прочие персональные данные других лиц суд заменяет инициалами или буквенными обозначениями. В некоторых случаях для дополнительной защиты персональных данных суд может также обнародовать только вводную часть и резолютивную или заключительную часть судебного решения, вынесенного по уголовному делу или по делу о проступке.
12. Как ознакомиться с судебным делом и процессуальными документами?
Ознакомление с документами и материалами судебного дела урегулировано в Порядке делопроизводства Государственного суда. С материалами судебного дела и иными материалами, связанными с судопроизводством, могут ознакомиться участники процесса при предъявлении документа, удостоверяющего личность; прокуроры при предъявлении удостоверения с места работы; представители физических и юридических лиц при предъявлении документа, удостоверяющего представительство, и документа, удостоверяющего личность; журналисты при предъявлении служебного удостоверения и только после окончания производства по делу в Государственном суде; а также полицейские чиновники при предъявлении ходатайства полицейского префекта и служебного удостоверения. Советуем ознакомиться также с рекомендациями совета администрирования судов для коммуникации СМИ с судами.
Из архива Государственного суда можно получить материалы на основании информационного запроса. Архивные документы Верховного суда ЭССР за более ранний период (как правило, до 1971) переданы в Национальный архив. Общие сведения касательно всех фондов Национального архива доступны электронным путём через регистр Национального архива или информационную систему архива http://ais.ra.ee/.
13. Как получить копии процессуальных документов?
Согласно ч. 131 ст. 22 Закона о государственной пошлине (на эст. яз.) в судебном деле не следует платить государственную пошлину за электронную выдачу электронных документов и за первичную выдачу копий распечатки электронных документов. Согласно ст. 61 того же закона за выдачу повторной копии решения или постановления суда, за изготовление распечатки процессуального документа досудебного или внесудебного производства или иного документа судопроизводства, а также электронного документа уплачивается государственная пошлина в размере 0,3 евро за каждую страницу, начиная с 21 страницы.
Государственная пошлина уплачивается на расчётные счета Министерства финансов и обязательно следует указать номер ссылки 2900076284:
Банк SEB – расчётный счёт EE891010220034796011 (SWIFT: EEUHEE2X)
Банк Swedbank – расчётный счёт EE932200221023778606 (SWIFT: HABAEE2X)
Банк Luminor Bank – расчётный счёт EE701700017001577198 (SWIFT: NDEAEE2X).
14. Как осуществляется приём лиц в Государственном суде?
Главный специалист отдела правовой информации осуществляет приём лиц по понедельникам с 14.00 до 15.30. Записаться на приём можно по телефону 7 309 030. При записи выясняется причина обращения на приём и согласовываются дата и время приёма. Поскольку Государственный суд не может давать советов и юридической консультации, то на приёме главный специалист отдела правовой информации может разъяснять лишь процессуальный порядок в Государственном суде.
15. Как обратиться в Европейский суд по правам человека?
Если Вы считаете, что Эстонское государство нарушило в отношении Вас Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека или права и свободы, гарантированные протоколами к Конвенции, то Вы можете подать заявление в Европейский суд по правам человека. Перед обращением в суд Вы должны исчерпать все внутригосударственные возможности защиты прав – подать заявление в суд и обжаловать решение, как правило, до Государственного суда. Заявление может быть подано в Европейский суд по правам человека в течение шести месяцев с момента вынесения внутригосударственного окончательного судебного акта. Больше информации об обращении в Европейский суд по правам человека можно найти, например, в информационном листе Европейского суда по правам человека и в разделе Европейского суда по правам человека на странице Министерства иностранных дел.
16. Как получить информацию о посещении Государственного суда?
По вопросам, касающимся посещения Государственного суда, просим обратиться в отдел коммуникаций Государственного суда. Прямые контакты:
Ирис Раудсик, специалист по связям с общественностью
электронная почта: iris raudsikriigikohus ee

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г. N 7-ФЗ
«О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Постатейный)
В.В. НЕХАЕВ, Т.Г. НЕХАЕВА, В.П. БЕСПАЛОВ
Нехаев Виктор Викторович, профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор исторических наук, кандидат юридических наук.
Нехаева Татьяна Геннадьевна, доцент кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, член Квалификационной коллегии судей Тульской области, арбитражный заседатель Арбитражного суда Тульской области, кандидат исторических наук.
Беспалов Виктор Павлович, начальник Управления Судебного департамента в Тульской области, заслуженный юрист Российской Федерации.
В работе анализируются основные положения Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в который трижды вносились изменения. Рассматриваются вопросы правового статуса данного Судебного департамента, полномочия органов и должностных лиц, проблемные вопросы, приводится судебная практика. Затрагиваются также иные законы, регламентирующие судоустройство Российской Федерации.
Издание предназначено в первую очередь работникам Судебного департамента при ВС РФ, судьям, юристам, адвокатам, а также студентам и преподавателям юридических вузов и факультетов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Закон) относительно невелик по объему: состоит из 4 глав и 21 статьи. Однако он сыграл и продолжает играть существенную роль в успешном проведении судебной реформы в нашей стране. Ранее в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» организационное руководство судами РСФСР осуществлялось: Министерством юстиции СССР — в отношении судов РСФСР; Министерством юстиции РСФСР — в отношении верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов — в отношении районных (городских) народных судов. Органы юстиции разрабатывали предложения по вопросам организации судов, проведения выборов судей и народных заседателей, составления списков присяжных заседателей; руководили работой с кадрами судов; проверяли организацию работы судов; изучали и обобщали судебную практику; организовывали судебную статистику.
Как известно, тяжелейшее финансово-экономическое положение судебной системы вынудило Совет судей Российской Федерации 16 октября 1996 г. принять Постановление «О кризисе судебной власти», в котором отмечалось: «В результате финансовой политики Правительства РФ судебная система находится в глубоком кризисе и в случае непринятия в ближайшее время решительных мер по финансированию судов и погашению долгов федерального бюджета она вынужденно прекратит свою работу». Совет судей оставлял за собой право обратиться в Совет Европы о нарушении в Российской Федерации ст. 46 Конституции, гарантирующей гражданам судебную защиту, и постановил выступить с обращением от имени всех судей к гражданам России о кризисе судебной власти . Все это, а также критика Министерства юстиции РФ (Минюст России) за недостаточное обеспечение организационного функционирования судебной власти со стороны судейского сообщества привели к разработке и принятию Закона и образованию Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент).
———————————
Российская юстиция. 1996. N 12.
Совет судей Российской Федерации разработал и внес на обсуждение IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей (декабрь 1996 г.) проект Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях», который был одобрен. Съезд образовал редакционную комиссию для доработки проекта и предложил Верховному Суду Российской Федерации внести его на рассмотрение Государственной Думы в порядке осуществления своего права законодательной инициативы. В феврале — марте 1997 г. названный проект обсуждался на совещаниях председателей верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, проходивших в Саратове, Омске и Смоленске по инициативе Председателя ВС РФ В.М. Лебедева. Высказанные на совещаниях замечания и предложения были учтены при окончательной доработке проекта, после чего он был внесен в апреле 1997 г. на рассмотрение Пленума ВС РФ, который, одобрив проект, направил его в Государственную Думу, которая, в свою очередь, направила его в комитеты, комиссию, депутатские объединения в Государственной Думе, Конституционный Суд РФ (КС РФ), ВС РФ для подготовки замечаний и предложений. После этого Закон был принят Государственной Думой 19 декабря 1997 г. и подписан Президентом РФ 8 января 1998 г.
Закон стал переломной вехой в решении организационных, кадровых и финансово-экономических вопросов судов общей юрисдикции. «Достижением реформы стало создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах РФ. Судебный департамент принял на себя весь комплекс обязанностей по обеспечению деятельности судов, в том числе их аппарата, организации делопроизводства, обучению персонала и т.д. С созданием Судебного департамента сформировалось более позитивное восприятие проблем судебной власти в Министерствах экономики, финансов и Правительстве РФ в целом. Согласованными усилиями Верховного Суда РФ и Судебного департамента ежегодно удавалось добиваться последовательного увеличения объема выделяемых средств на обеспечение деятельности судов» .
———————————
Лебедев В.М. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. 2001. N 11.
Однако до сих пор в научной среде и среди юристов-практиков продолжаются споры о месте, полномочиях, функциях и перспективах развития данного государственного органа. Бесспорно одно: Судебный департамент при ВС РФ состоялся как звено властной системы, способствуя успешной реализации судебной реформы в интересах населения страны, защиты прав и свобод россиян на основе норм Конституции РФ и в соответствии с международными принципами защиты прав человека. Поэтому комментарий данного Федерального закона, несмотря на достаточно дискуссионные точки зрения, — первая попытка комплексного научного осмысления и систематизации проблемы.
8 января 1998 года N 7-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 27.10.2003 N 133-ФЗ,
от 30.11.2004 N 143-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. Как известно, III Всероссийский съезд судей (март 1994 г.) принял решение о необходимости создания департамента Минюста России по обеспечению судебной деятельности, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Минюст России это решение не выполнил. В Постановлении Совета судей Российской Федерации от 18 октября 1995 г. уже говорилось о необходимости образования Судебного департамента. Об остроте развернувшейся дискуссии говорят следующие строки, в которых выражалось категорическое несогласие с попытками образовать Судебный департамент при Минюсте России: «Между тем Минюст России вопреки воле судейского сообщества и позиции Президента РФ предпринимает попытки любой ценой сохранить организационное руководство и право распоряжения финансовыми ресурсами, выделяемыми государством для нужд правосудия, и делается это за спиной судейского сообщества. Министерством юстиции тайком от Совета судей подготовлено несколько вариантов указов Президента и постановлений Правительства об образовании Судебного департамента при Министерстве юстиции Российской Федерации, Положение о Судебном департаменте» . Обсуждалось образование Судебного департамента при Президенте РФ: «… оно не решило бы проблемы, поскольку такой департамент стал бы не чем иным, как одним из подразделений Управления делами Президента РФ, а на местах органы Судебного департамента представляли бы собой одну из структур местных администраций, т.е. те же управления (отделы) юстиции» .
———————————
Постановление Совета судей Российской Федерации от 28 марта 1996 г.
См.: Демидов В.В. Вступительная статья к Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». М.: Городец, 1998. С. 6.
2. Определяется правовой статус Судебного департамента в качестве федерального государственного органа. Закон не называет Судебный департамент органом исполнительной власти. Однако в самом названии: «при Верховном Суде Российской Федерации» — определяется его место в системе разделения властей. Относительно данного вопроса существуют и обосновываются следующие точки зрения: Судебный департамент как организационно-обеспечивающий орган судебной власти (аналог — аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Администрация Президента РФ); Судебный департамент должен быть самостоятельным федеральным органом исполнительным власти и подчиняться Президенту РФ: «Деятельность Судебного департамента непосредственно не относится к правосудию (правоохранительной деятельности судебной власти), к тому же этот Департамент как орган (организационный рабочий аппарат) не входит в судебную систему (систему судопроизводства) и является федеральным государственным органом, по реализуемым функциям — фактически исполнительным органом власти» ; «По своему статусу Судебный департамент является государственным органом, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции, аналогичные тем, которые ранее осуществлялись Министерством юстиции. Следование принципу разделения властей не позволяло по формальным основаниям отнести к органам исполнительной власти Судебный департамент, функции и управленческие полномочия которого аналогичны соответствующим полномочиям органов исполнительной власти» ; «По своей природе и осуществляемым функциям Судебный департамент является органом не судебной, а исполнительной власти… Представляется, что Судебный департамент должен находиться под эгидой Президента РФ» (д.ю.н., проф. А.А. Власов) .
———————————
Тарасов А.М. Президентский контроль // Законодательство. 2003. N 4.
Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2001. N 9.
См.: Завидов Б.Д. Комментарий к Закону «О статусе судей в Российской Федерации». М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003. С. 10, 11.
Однако место Судебного департамента отражено в ст. 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1 «О судебной системе Российской Федерации»: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Основная функция Судебного департамента — организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды). В отечественном законодательстве нет нормативных правовых актов, подобных данному Закону, как нет и государственных структур, аналогичных Судебному департаменту. Своеобразие и специфичность его заключаются в том, что, являясь федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, и «состоя» при Верховном Суде РФ, он в то же время не занимается организационным обеспечением этого суда, поскольку обязанность по обеспечению деятельности последнего возложена на его аппарат. Согласно Закону зависимость исключается и во взаимоотношениях между верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа, с одной стороны, и районными судами — с другой, поскольку организационное обеспечение первых возложено непосредственно на Судебный департамент (подп. 1 п. 1 ст. 6), а районных судов — на управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ (ст. 14).
Организационное обеспечение правосудия — особый, не относящийся к сфере управления и к судебной сфере вид государственной деятельности, осуществляемый уполномоченными государственными органами с участием институтов судейского сообщества, строго регламентированный законом, несовместимый с выполнением судебных обязанностей и имеющий целью всемерное содействие эффективному функционированию правосудия путем решения вопросов организации судебной системы, создания и обеспечения для нее необходимых организационных, кадровых, материально-технических условий и укрепления независимости судей .
———————————
См.: Завидов Б.Д. Комментарий к Закону «О статусе судей в Российской Федерации» (предисловие А.А. Власова). М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003. С. 4.
3. Согласно ст. 30 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, а других судов общей юрисдикции — Судебным департаментом.
В силу ст. 9 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Судебный департамент и его органы в субъектах РФ предпринимают меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом и входящими в его систему органами. Поэтому помимо судов в число обслуживаемых субъектов входят органы судейского сообщества. В дополнение к указаниям в Законе на обслуживание мировых судей только в части финансирования судейское сообщество предлагает распространить на мировые суды компетенцию Судебного департамента в полном объеме. Генеральный директор Судебного департамента А. Гусев справедливо считает, что «мировая юстиция должна обеспечиваться точно

Тест: Знаете ли вы Конституцию России?

Конституция – основной закон нашей страны. Знать Конституцию – значит знать свои права и обязанности, понимать государственное и политическое устройство страны.

Проверьте, насколько хорошо вы знаете Конституцию нашей страны?

1. Конституция принята:

а) 12.12.1998г.;

б) 12.12.2000г.;

в) 12.12.1993г.

2. Российская Федерация –

а) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

б) есть демократическое федеративное правовое государство с президентской формой правления;

в) федеративное правовое государство

3. Наименования Российская Федерация и Россия:

а) равнозначны;

б) не равнозначны.

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

а) ее многонациональный народ;

б) Президент РФ;

в) Правительство РФ.

5. Российская Федерация состоит из:

а) республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации;

б) областей, городов федерального значения, автономной области;

в) краев, областей, городов федерального значения.

6. Может ли гражданин Российской Федерации лишен своего гражданства или права изменить его:

а) не может быть лишен своего гражданства или права изменить его;

б) может быть лишен своего гражданства.

7. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

а) законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

б) исполнительную, судебную;

в) законодательную, исполнительную.

8. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

а) Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

б) Президент Российской Федерации;

в) Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации.

9. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно:

а) общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией;

б) Конституции.

10. Гарантом Конституции Российской Федерации является:

а) Президент Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации.

11. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами кто определяет основные направления внутренней и внешней политики государства:

а) Президент Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации;

в) Федеральное Собрание Российской Федерации.

12. Президент Российской Федерации избирается сроком:

а) на три года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

б) на пять лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

в) на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

13. Президентом Российской Федерации может быть избран:

а) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

б) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 6 лет;

в) гражданин Российской Федерации не моложе 25 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

14. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации:

а) Президент Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации;

в) Федеральное Собрание Российской Федерации.

15. Президент Российской Федерации издает:

а) постановления и распоряжения;

б) указы и распоряжения;

в) приказы.

16. Федеральное Собрание:

а) — парламент Российской Федерации — является законодательным органом Российской Федерации;

б) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации;

в) является представительным органом Российской Федерации.

17. Государственная Дума состоит из:

а) 450 депутатов;

б) 300 депутатов;

в) 200 депутатов.

18. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:

а) судом и Президентом Российской Федерации;

б) только судом;

в) Президентом Российской Федерации.

admin