Судьи конституционного суда РФ

4. Авакьян С. А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. № 5. С. 14.

5. Кельбя И. И. Правовой институт гражданства Российской Федерации // Миграц. право. 2012. № 1. С. 11-13.

6. Российская газета. 2002. № 100.

7. Бердникова К. Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Совр. право. 2012. № 2. С. 25-32.

N. I. Petrenko, А. S. Rovenskaya SOME ASPECTS OF CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

ROVENSKAYA Anna Sergeevna — Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: anna.sultaikina@yandex.ru

УДК 340.131.5

ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖОСТЬ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дудко Игорь Геннадьевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск. E-mail: idu2000@yandex.ru

Сидорова Елена Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: sidorova_lena1993@mail.ru

В статье автор анализирует процедуру назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, перечисляет требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, сравнивает процедуру назначения судей конституционных (уставных) судов в различных субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Адыгея, Свердловская область). По результатам работы автором сделан вывод, о том, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, у которого есть особые требования к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей.

Ключевые слова: конституционные (уставные) суды, судья конституционного (уставного) суда.

Конституционно-правовой статус судей заключается в осуществлении ими публично-правовых задач судебной власти, представителями которой они являются. Судья обязан осуществлять свои полномочия вне зависимости от посторонних влияний и пристрастий. Для этого в Конституции РФ закреплены конкретные требования, которые предъявляются к кандидатам на должности судей и порядку их назначения. Также Конституция РФ гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей, чем

обеспечивается самостоятельность судебной власти . Наличие такого признака на конституционном уровне, как указал Конституционный Суд РФ в п. 2 Постановления от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности п.3 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в связи с жалобами граждан Р. И. Мухаметшина и А. В. Барбаша»», отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые в соответствии со ст. ст. 91 и 98 Конституции РФ обладают неприкосновенностью .

Судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ является гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Судьи конституционных (уставных) судов назначаются на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо установленной численности депутатов регионального парламента (например, 1/3 в Калининградской области, 7 депутатов в Санкт-Петербурге) или председателя парламента (примером является Татарстан). Достаточно интересной является норма ст. 9 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», согласно которой судьи назначаются в равном числе от каждой ветви государственной власти: депутатов и депутатских объединений регионального парламента, Главы Республики Адыгея и Верховного Суда Республики Адыгея .

Многие авторы считают, что этот порядок является самым подходящим, так как при этом обеспечивается баланс всех ветвей власти.

Можно согласиться с высказыванием О. В. Брежнева о том, что действующее федеральное законодательство не предусматривает полномочий федеральных судов или советов судей субъектов РФ по участию в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как это предусмотрено в ряде субъектов РФ . Поэтому федеральное законодательство в этой части необходимо скорректировать, чтобы легитимировать возможность участия судебной власти в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Порядок, когда единственный субъект, высшее должностное лицо субъекта РФ предлагает кандидатуру на должность судьи конституционного (уставного) суда, является не самым лучшим, так как в этом случае не обеспечивается баланс всех ветвей государственной власти (как, например, в Кабардино-Балкарии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия — Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия — Алания» главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда . Во многих субъектах РФ (кроме Калининградской области) в законодательстве не предусмотрена обязательная норма о том, что должностное лицо обязано представлять какие-либо альтернативные кандидатуры, также законодательство не исключает возможности представлять снова уже ранее отклоненную кандидатуру.

Согласно статье 59 Устава Свердловской области и статье 18 Областного закона «Об Уставном суде Свердловской области» судьи Уставного суда Свердловской области избираются областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области по

представлению Губернатора Свердловской области .

Другие субъекты РФ закрепили в своих законах о конституционных (уставных) судах аналогичную с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» норму об органах, учреждениях и лицах, которые наделены правом внесения высшему должностному лицу субъекта РФ предложений о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда . Однако это не означает, что высшее должностное лицо субъекта РФ обязано соглашаться с предложенными кандидатурами.

В большинстве субъектов РФ кандидатуры на должность судей предлагают:

— органы государственной власти субъекта РФ (Башкортостан);

— органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чечня, Башкортостан);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— органы судейского сообщества (Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Саха (Якутия), Тыва, Дагестан);

— юридические учреждения (Саха (Якутия) и ведомства (Ингушетия, Тыва);

— депутаты парламента (Свердловская область, Марий Эл, Тыва, Чечня, Башкортостан, Ингушетия) либо группы депутатов в Саха (Якутии) и депутатские объединения в Дагестане.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, которая выражается в Определении от 2 февраля 2006 г. № 37-О «По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые касаются в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ .

Статья 8 Конституционного закона Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 г. № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» уста-

новливает, что кандидат на должность судьи этого суда, помимо стандартных требований, должен обладать безупречной репутацией .

Авторы многих работ отмечают, что при отборе кандидатов на должности судей конституционных (уставных) судов в субъектах РФ предъявляются повышенные требования к уровню их квалификации. Например, в республике Татарстан все судьи Конституционного Суда Республики Татарстан являются кандидатами наук.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл определен в ст. 9 Закона РМЭ «О конституционном суде РМЭ» .

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл могут вноситься Главе Республики Марий Эл депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховным судом Республики Марий Эл, Арбитражным судом Республики Марий Эл, юридическими научными и учебными заведениями Республики Марий Эл.

В постановлении Государственного Собрания РМЭ от 14 августа 2014 года № 706-П «О регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл» закреплена процедура назначения судьи Конституционного суда Республики Марий Эл . Государственное Собрание в соответствии со ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 11 марта 1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл на очередной сессии после получения представления Главы Республики Марий Эл.

Кандидатуры на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл предварительно обсуждаются в Комитете Государственного Собрания по законодательству. Он же готовит заключение по каждой кандидатуре. На заседание Комитета Государственного Собрания по законодательству приглашается кандидат на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл. Представляет кандидатуры на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл на заседании Государственного Собрания министр Республики Марий Эл — полномочный представитель Главы Республики Марий Эл. Председатель Комитета Государственного Собрания по законодательству знакомит депутатов с заключениями Комитета Государственного Собрания по законодательству по представленным кандидатурам.

Каждая кандидатура на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл обсуждается. Кандидатам дается возможность выступить и ответить на вопросы депутатов. Каждый судья Конституционного суда Республики Марий Эл назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голо-

сованием. Назначенным на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания. Назначение на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл оформляется постановлением Государственного Собрания.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Главой Республики Марий Эл для назначения на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл, Председатель Государственного Собрания объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл.

Приведение к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл, проводится Председателем Государственного Собрания на заседании Государственного Собрания. Председатель Государственного Собрания приглашает на трибуну зала заседаний лицо, назначенное на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл, для приведения его к присяге. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного суда Республики Марий Эл под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Государственном Собрании.

В республиках Адыгея, Коми, Татарстан в законе о конституционном суде используется термин «избрание» на должность, в остальных случаях используется термин «назначение».

По моему мнению, термин «избрание» предполагает выбор из двух или более кандидатур. Избрание с точки зрения правового смысла в данных законах не применяется, так как предлагают на статус судьи конституционного (уставного) суда одну кандидатуру, а в последующем ее назначают. Поэтому правильнее было бы использовать термин «назначение».

Процедура назначения судьи конституционного (уставного) суда бывает довольно непредсказуема.

Так, в 2014 году в городе Санкт-Петербурге при назначении пятого судьи Уставного суда кандидатов на пустовавшую должность было трое.

Адвоката Олега Баронова выдвинули «яблочники» и «эсеры», впрочем, без особой надежды на успех. Губернатор 3 февраля предложил кандидатуру Юрия Кравцова, который в 1995-1998 годах был спикером Законодательного Собрания первого созыва и написал проект Устава города, по которому парламент получал существенные полномочия по сравнению с исполнительной властью. Буквально через неделю, 12 февраля, группой депутатов была выдвинута еще одна кандидатура — Михаил Петров, советник главы администрации, губернатора Игоря Дивинского.

В кулуарах Законодательного Собрания никто не сомневался, что эта кандидатура техническая, нужная

для необходимого минимума претендентов, и что Кравцов получит должность уставного судьи.

Утром 14-го мая председатель комитета по законодательству петербургского парламента Виталий Милонов, зачитывая с трибуны биографическую справку о кандидате Кравцове, как бы между прочим отметил, что в ответ на запрос спикера Законодательного Собрания в прокуратуру города поступила информация о том, что на кандидата в 1998 году было заведено два уголовных дела. Дела были объединены в одно производство и закрыты по нереабилитирую-щим основаниям — за истечением срока давности. Фактически это означало, что выдвигать Юрия Кравцова на пост судьи вообще было нельзя.

По итогам тайного голосования бюллетенями за выдвинутого губернатором Юрия Кравцова проголосовали только два депутата, Олег Баронов получил 8 голосов, а Михаил Петров — 33.

Однако сам Кравцов утверждал, что уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Таким образом, в результате того что была дана информация об уголовном деле в отношении Кравцова, решение на голосовании у многих поменялось и большее число голосов получил вовсе не тот кандидат, за которого изначально хотели все голосовать. Данная ситуация ставит под сомнение деятельность Законодательного Собрания, которая готовит заключение по каждой кандидатуре. Ведь при заключении должна была проверяться вся информация по кандидатам, и при наличии информации о признаках преступления по уголовному делу кандидатуру не должны были допускать до голосования. Предоставленная во время голосования информация могла быть и личной заинтересованностью кого-либо. После подобных случаев происходит недоверие граждан к легитимности процедуры назначения судей конституционных (уставных) судов.

Необходимо тщательно проверять информацию по каждой кандидатуре, претендующей на должность судьи конституционного (уставного) суда, и не допускать подобных ситуаций, которые повлекли бы недоверие граждан.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, в котором существуют особые требованиями к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей, отличающихся от общих норм, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» . При регулировании порядка назначения на должность судей конституцион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных (уставных) судов имеют большое значение правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 12 дек. 1993 г. . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р. И. Му-хаметшина и А. В. Барбаша» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

5. Определение Конституционного Суда РФ от 27 дек.

2005 г. № 491-О «По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 2 февр.

2006 г. № 37-О «По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 «О Конституционном Суде Республики Адыгея» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Закон Республики Северная Осетия — Алания от 15 июня 2001 г. № 17-РЗ «О Конституционном суде Республики Северная Осетия — Алания». . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

9. Закон от 6 мая 1997 г. № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

10. Закон Республики Ингушетия от 28 дек. 2001 г. № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия». . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

11. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

12. Постановление Государственного Собрания РМЭ от 14 авг. 2014 г. № 706-П «О регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

I. G. Dudko, E. A. Sidorova

PROCEDURE FOR THE APPOINTMENT AS A JUDGE OF THE CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS

OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: constitutional (charter) courts, judge of the constitutional (charter) court.

SIDOROVA Elena Aleksandrovna — Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: sidorova_lena1993@mail.ru

УДК 342

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ*

Яичникова Юлия Степановна,

кандидат юридических наук, ведущий советник аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола. E-mail: law@marsu.ru

Общественный контроль получил регулирование не только в базовом федеральном законе, но и в некоторых специальных правовых актах. Данная статья посвящена особенностям жилищного общественного контроля, который имеет отличия в субъектах, объекте, формах контроля.

Ключевые слова: общественный жилищный контроль, субъекты, объект, общественная проверка, общественные слушания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовую регламентацию общественному контролю как новому правовому явлению положил Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» , который в основном урегулировал базовые понятия, термины, установил формы осуществления общественного контроля. В целом исследователи дают закону положительную оценку.

И. М. Япрынцев отмечает, что общественный контроль по своей сути — это проявление демократического контроля . Другие ученые констатируют, что посредством общественного контроля достигается решение важной задачи по возрастанию эффективности власти , открытости сферы услуг, которые власть предоставляет населению . В. В. Гриб полагает, что система общественного контроля в Российской Федерации составляет ос-

* Публикация подготовлена в рамках грантового проекта Российского гуманитарного научного фонда № 15-33-01364.

нову гражданского общества и правового государства . По мнению Т. Н. Михеевой и Е. В. Маслова, общественный контроль является одной из дополнительных форм взаимодействия общества с властью .

Вместе с тем закон имеет ряд недостатков и пробелов, что значительно затрудняет его применение на практике. Е. С. Шугрина обращает внимание на то, что в числе основных принципов общественного контроля не названы профессионализм и компетентность и в законе заложена так называемая модель «некомпетентного» общественного контроля . В. В. Гриб, как отмечалось выше, давая в целом позитивную оценку общественному контролю, критикует закон за нелогичность, поскольку в нем отсутствует самостоятельная статья, посвященная объектам общественного контроля . Такого же мнения придерживается Д. С. Михеев, указывая на отсутствие норм, регулирующих такой важный вопрос, как объекты общественного контроля . Развивая да-

Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму проект поправок к Конституции. В частности, господин Путин предлагает сократить количестве судей Конституционного суда с 19 до 11. Сейчас в состав входит 15 судей.

Изменения вносятся в ст. 125 Конституции.

Сейчас: «Конституционный cуд Российской Федерации состоит из 19 судей».

Предлагается: «Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая председателя Конституционного суда Российской Федерации и его заместителя».

Кроме того, президент получит право увольнять судей Конституционного суда. Ст. 83 Конституции (описывает полномочия президента по формированию органов власти) предполагается дополнить пунктом «е.4» в следующей редакции:

«вносит в Совет федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного суда Российской Федерации, судей Верховного суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий».

Напомним, с инициативой изменить Конституцию Владимир Путин выступил 15 января во время оглашения послания Федеральному собранию. Для работы над поправками было создана рабочая группа. Президент предложил вынести поправки на всероссийское голосование. Источник «Ъ” сообщал, что голосование может пройти в конце апреля, РБК назвало возможной датой 12 апреля.

Что оппозиция думает о предложении президента изменить Основной закон страны, читайте в материале «Ъ”.

Как рабочая группа по изменению Конституции будет реализовывать идеи президента, читайте в публикации «Ъ”.

обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов. Статья 13-1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи (статья 13-1 введена Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742). Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом. Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 15, ст. 1273). За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; прекращения полномочий судьи. (Статья 15 в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4824) Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742). Полномочия Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом (в ред. Федерального конституционного закона от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2754). Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если: 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4824); 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом (в ред. Федерального конституционного закона от 25 декабря 2012 г. N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 53, ст. 7572). Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду: 1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; 2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 15, ст. 1273); 3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 15, ст. 1273); 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации; 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 6) совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 7) продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью; 8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; 9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; 12) смерти судьи. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 1 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 6, 7 или 8 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей (в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2922).

Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона. Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии (в ред. Федерального конституционного закона от 25 декабря 2012 г. N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 53, ст. 7572). Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Конституционного Суда Российской Федерации ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации. ГЛАВА III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47-1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний (в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742). Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона. Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также: 1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации; 2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения; 3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства; 4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации; 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом. (Статья 21 в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742) Статья 22. (Утратила силу на основании Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742) Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается (в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742; Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2922). В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2922). (Статья 23 в ред. Федерального конституционного закона от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2754) Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них (в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742); 2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях (в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5742); 3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата (в ред. Федерального конституционного закона от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2754; Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2922); 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

admin