Судебная реформа 1922

А.Н. Суханбердиева

В современных условиях, когда продолжается реформирование судебной системы Российской Федерации, необходимо изучать и учитывать опыт судебных реформ прошлого, среди которых одной из наиболее значимых была реформа 1922 г.

Судебная реформа 1922 г. являлась комплексным преобразованием всей судебной системы, введением в правовую практику новых для советского государственного строя институтов.

Основные аспекты судебной реформы могут быть выражены в следующих положениях:

реорганизация системы общих судов и революционных трибуналов;

создание прокуратуры;

создание адвокатуры;

создание государственного арбитража;

модернизация процессуального законодательства.

В процессе реализации судебной реформы вместо общих судов и трибуналов была создана единая система из трех звеньев: народный суд — губернский суд — Верховный суд республики.

Народные суды учреждались в уездах и должны были рассматривать основную массу гражданских и уголовных дел. Заседали они в составе одного судьи или судьи с двумя народными заседателями.

Губернский суд руководил народными судами, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам, а также служил кассационной инстанцией для народных судов.

Верховный суд РСФСР, в свою очередь, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам и как кассационная инстанция для губернских судов. Также Верховный суд осуществлял контроль над всеми судами республики, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Верховный суд РСФСР был образован 31 октября 1922 г. Председатель и члены Верховного суда назначались Президиумом ВЦИК.

Положение предусматривало, что временно сохраняются специальные суды: а) по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной Армии, — военные трибуналы, б) по делам об особо важных преступлениях, угрожающих транспорту, — военно-транспортные трибуналы, в) по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде — особые трудовые сессии народных судов, г) по делам земельным — земельные комиссии, и д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами — состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях — центральная и местные арбитражные комиссии.

Судебная реформа сопровождалась воссозданием таких органов, существовавших в царской России, как прокуратура и адвокатура.

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г. в стране учреждалась Государственная прокуратура РСФСР как орган надзора за соблюдением законности всеми органами власти, организациями и частными лицами. Кроме органов власти и управления, прокуратура следила за законностью действий органов дознания и ГПУ, за местами лишения свободы, выполняла функцию поддержания обвинения в суде. Прокурором республики являлся нарком юстиции, поэтому прокуратура не являлась независимой.

Отдел Государственной прокуратуры в Наркомюсте включал в себя следующие подотделы: общего надзора, надзора за органами следствия и дознания, государственного обвинения и секретариата.

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Коллегии адвокатов создавались при губернских отделах юстиции для оказания юридической помощи населению, в том числе для осуществления защиты обвиняемых в суде, и функционировали под надзором губернских судов.

Необходимо отметить, что судебная реформа осуществлялась в условиях новой экономической политики, которая проводилась правительством с 1921 г. Ее содержание определялось отказом от чрезвычайных мер периода «военного коммунизма», в первую очередь, продовольственной разверстки, и означало восстановление товарно-денежных отношений. Новые отношения определяли необходимость развития гражданско-процессуального законодательства и гражданского судопроизводства .

В ходе судебной реформы для разрешения экономических споров была создана система государственного арбитража. В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро и губсовнархозах.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (СУ РСФСР 1922. № 65. Ст. 769). Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г. (СЗ СССР. 1924. № 24. Ст. 293).

В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро и губсовнархозах (СУ РСФСР. 1922. № 65. Ст. 769).

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях. Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г. (СЗ СССР. 1924. № 24. Ст. 293).

Арбитражным комиссиям были подведомственны: а) имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями; б) споры между государственными организациями (но не ниже губернского уровня) — при обязательном условии согласия спорящих сторон на разрешение дела в комиссиях.

Судебная реформа 1922 г. была связана не только с изменением системы судоустройства, но и с модернизацией судебного процесса.

Судебная реформа 1922 года

В 1923 г. были приняты два важных нормативных акта: Уголовно-процессуальный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс.

Уголовно-процессуальный кодекс узаконил основные принципы уголовного судопроизводства: гласность, публичность, устное ведение процесса. В соответствии с кодексом суд выносил решение простым большинством голосов, обжалование приговора в апелляционном порядке отменялось и допускалось только в кассационном. «Принятие УПК означало четкое закрепление процессуальной формы уголовного преследования лица, обвиняемого в совершении преступления, что само по себе являлось существенной гарантией от произвола со стороны государственных органов, осуществлявших карательную политику» .

В Гражданско-процессуальном кодексе 1923 г. закреплены принципы состязательности и объективности. Суд был обязан устанавливать по любому делу объективную истину, не ограничиваясь представленными сторонами материалами и объяснениями, собирать доказательства по собственной инициативе, т. е. принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела. В то же время ст. 4 ГПК устанавливала, что «за недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой РабочеКрестьянского Правительства» (СУ РСФСР. 1923. № 46-47. Ст. 478).

Судебная реформа 1922 г., несмотря на свою значимость, не создала целостной и завершенной судебной системы. Даже после ее завершения и кодификации процессуального законодательства вопрос судоустройства и судопроизводства продолжал регулироваться целым рядом различных нормативных актов: Положением о судоустройстве РСФСР, Положением о прокурорском надзоре, а также материальными и процессуальными нормами вновь принятых кодексов. В то же время продолжали действовать многочисленные принятые ранее декреты, постановления, положения, инструкции. При этом формы процессуальной деятельности судов не были устойчивыми, они постоянно изменялись с учетом тех задач, которые государство, исходя из политической ситуации в стране, ставило перед судебными органами.

Список литературы

Пашенцев Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010. 367 с.

Колемасов В.Н. Организация работы советской судебной системы в 1920-е годы // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2011. № 2. С. 148-151.

Судебная реформа 1922года. Адвокатура, прокуратура, ГПУ.

Проведение Судебной реформы 1922года обусловлено изменившимися в стране социальными условиями(новаяэкономическаяполитика),наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой «революционной законности».По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922 года (Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января 1923 года.

История судебной системы в России

Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построениесучетомгосударственногоустройства, соответствиеновомуадминистративно-территориальномуделениюКадровомусоставу судей в этот период уделялось большое внимание. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост числа судей-членов партии. В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко всему числу сотрудников Суда.Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической партии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми, большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь.Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовыйсостав.Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних.Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они подразделялись на: волостные, уездные, губернские.

Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были упразднены.Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре – при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный арбитраж.

ГПУ.Второй шаг реформы правосудия заключался в ограничении полномочий чрезвычайных органов. Отныне единственными государственными учреждениями, обладавшими правом осуществлять судебное разбирательство и выносить приговоры, становились судебные органы. 6февраля 1922 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались. Место ВЧК заняло Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. Первым руководителем нового органа стал бывший председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский. На местах создавались политотделы при губернских исполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК. Непоследовательность реформы проявилась в постепенном со временем расширении сферы деятельности ГПУ.

Создание советской прокуратуры.Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение о прокуратуре 28 мая 1922 года.Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России.Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике. Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики.

Разрешенная адвокатура.Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных, советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в суде.Согласно Закону от 26 мая 1922 года коллегии защитников создавались в губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии сзанятием иной должности (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов.Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и следственных органов в 1929 году отмечалось, что «основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права».Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.В основе преобразований советской судебной системы в 20-е годы лежал прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в правовом регулировании.Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.

Образование СССР

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.На Украине не обошлось баз борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках — Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивдение отряды местной вооруженной оппозиции.Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система — верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон СССР, был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

  • комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР
  • бюджетную комиссию
  • комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ
  • комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР
  • комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах
  • комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

26-27 июня проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.



Судебная реформа 1922 г.

Проведение Судебной реформы 1922 г. обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректном) применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой «революционной законности».

Реформирование судебной системы диктовалось пестротой судебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики.

Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦИК, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции. В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Наркомат юстиции, в губерниях — губернские отделы юстиции, в уездах — уездные бюро юстиции.

Таким образом, к концу 1922 г. сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице Наркомюста, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВЦИК, валявшийся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов.

Большое количество нормативных актов, касающихся реорганизации судебных органов республики, — явление характерное для 1920-х годов. И это вполне объяснимо — шел процесс поиска наиболее приемлемых форм деятельности новых советских судов.

РСФСР являлась ведущей республикой в Союзе ССР. Практически 90% проводимых в ней реорганизаций воспроизводились затем в других союзных республиках, что хорошо видно на примере реорганизации судебной системы.

Укрепление законности в условиях НЭПа потребовало реорганизации отдельных органов, защищающих закон и интересы граждан.

Ввиду этого была возрождена прокуратура Положением о прокурорском надзоре. Она действовала в составе наркомата юстиции. Председатель наркомата был также Прокурором республики.

Функции прокуратуры:
а) надзор за законностью действий орг-ов вл-ти, обществ. объединений, граждан
б) Возбуждение уг. дел
в) Надзор за произв-ом дозн-ния и предвар-ого следствия.
г) Поддержание обвинения в суде
д) Опротестование приговоров в кассац. и надзор. порядке
е) Надзор за местами заключения.

Также был создан институт адвокатуры. Её задачи:
а) Оказание юр. помощи населению
б) Защита их интересов в суде.

В ноябре 1922 г. принимается положение о судоустройстве, которое закрепило в судебной системе 2 ветви: общие и специальные суды.

Суды общей юрисдикции:
1) Народный суд. Действовал на уровне уезда, рассматривал большую часть уг. и гр. дел.
2) Губернский суд или высшей суд автономной республики. Состоял из пред-а, двух замов, 12 постоянных членов суда и нар-ых засед-лей. Выступал как суд 1 ин. по особо важным делам и в качестве касс. ин. по отн-нию к приг-рам нар. судов.

Суды специальной юрисдикции:
а) Военные трибуналы
б) Арбитражные комиссии
в) Земельные комиссии

Верховный Суд РСФСР. Состоял из Президиума, Пленума и 7 коллегий (2 судебных, 2 кассационных, военной, военн-трансп-ной, дисциплин-ой). Выступал как суд 1 ин. по особо важным делам и являлся кас. ин. по приг-рам и решениям губ. судов. Осуществлял надзор за всеми судами и давал разъяснения по суд. практике.

Также учреждался институт народных следователей, которые действовали в следственных участках, губернских судах и в Верх. Суде РСФСР.

Позже появился Верховный Суд СССР, к чьим полномочиям относилось: разрешение споров между респ-ками, рассмотрение дел по обвинению высших долж. лиц в должны-х прест-ниях, проверял на конституционность постановления республик. Действовал в составе пленарного заседания и 4 коллегий (гр-кой, угол-ой, военной и военно-транспортной)

58. Образование СССР: причины, факторы, планы.

После окончания граж. войны возникла необходимость объединения всех остальных советских республик (Украинской, Белорусской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской, Хорезмской, Бухарской и Дальневосточной) вместе с РСФС, что диктовалось рядом причин:
1) Сохранявшаяся угроза внешней агрессии
2) Истощение внутренних ресурсов, которое делало затруднит-ым восстановления нар. хоз-ва во всех респуб-ах.

Объединение было обусловлено рядом факторов:
1) Экономический фактор – единая система социальной собственности
2) Политический фактор – однородность гос. органов, одна на всех Армия, одна партия, единство политического строя.
3) Социальный фактор – достаточно однородная структура общества

В феврале 1922 республики передали право РСФСР представлять их инт-сы на генуэзской конференции и заключать международные договоры.

Новая форма гос. единства была найдена не сразу. Сталин предложил проект «автономизации”, согласно которому республики вступали в состав РСФСР на правах автономий. Правда, автономия являлась лишь национально-культурной. Ленин выступил против этого проекта, заявив, что республики должны войти в состав РСФСР на равных правах, передавая в ведение федерации важнейшие функции управления. Вместе с тем они имели право свободного выхода из состава федерации. Таким образом, 30.12.1922 в состав образованной СССР вошли УССР, БССР, РСФСР и ЗСФСР. Последняя стала результатом объединения Грузии, Азербайджана и Армении в марте 1922. I съезд Советов СССР принял решение о разработке Конституции СССР

Конституция СССР 1924 г.

Конституция состояла из 2 разделов: Декларации и Договора. В декларации указывались особый характер советской политики, причины объединения республик, принципы объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из 11 глав (О предметах ведения верховных органов власти, о правах республик и союзном гражданстве, о Съезде Советов СССР, о ЦИК СССР, о Президиуме ЦИК, о СНК СССР, о Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, об ОГПУ, о Союзных Республиках, о гербе и флаге ССС)

Исключ-ные предметы ведения союза по Конституции:
2) внешняя политика, внешняя торговля
3) разраб-ка общего плана развития нар. хоз-ва
4) транспорт и связь
5) руковод-во вооруж. силами
6) единый бюджет, денежная система
7) разраб-ка основ судоустройства и зак-дат-ва, прием новых республик
8) изменение конституции

Верховный орган власти – Съезд Советов СССР – избирался от городских советов (1 деп. от 25 тыс. изб-лей) и губернских съездов советов (1 деп от 125 тыс. изб-лей). Собирался 1 раз в год но допускались и чрезвыч. созывы
ЦИК – высший орган власти в период между съездами. В него входили:
1) Союзный Совет – избирался съездом от представителей респ-ик пропорционально их населению.
2) Совет национальностей – по 5 представителей от союзной и автономной респ-ик и по 1 деп-у от автоном. областей.

Президиум ЦИК – высший зак-дат-ный, исполнит-ный и распоряд-ный орган власти в период между сессиями ЦИК. Состоял из 21 члена. Функции Пр. ЦИК:
а) Формирование Совета Народных Коомиссаров (председатель + 10 наркомов)
-5 наркомов были общесоюзными, другие 5 – объединенные или союзно-республиканские.

Компетенции Верховного Суда СССР:
1) Разъяснение по законам общесоюзного зак-дат-ва
2) Опротестование постановлений, решений и приг-ров верховных судов респ-ик
3) Проверка на конституционность постановлений республик
4) Рассмотрение споров между республиками
5) Рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц

Компетенция и задачи ОГПУ:
1) Борьба с полит-ой и эконом-кой контрреволюцией
2) Со шпионажем и бандитизмом
-ОГПУ возглавлял председ., входивший в СНК с правом совещат.

38. Судебная реформа в рсфср 1922 года.

голоса

В Конс-ции отсутствовали главы про права и обяз-сти граждан, про избират-ное право, так как это относилось к предметам ведения республик.
У каждой республики было право на гражданство, сочетавшееся с гражданством СССР
В Конс-ции отсутствовало упоминания термина федерации, так как данная форма устройства рассматривалась не как конституционная, а как переходная форма к полному гос. единству.



admin