Суд по салической правде

Суд и судебный процесс по «Салической правде».

Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний — тунгин — уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

Судебный процесс: Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.

Когда не удавалось добиться признания — на чем сосредотачивались основные усилия, — судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий — “суд божий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне — на дубинках.

Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

76. Право средневековой Франции (источники, основные институты, общая характеристика). Кутюмы Бовези – источник феодального права Франции.

Для классического феодального права характерно наличие множества источников. Основным источником феодального права Франции на всем протяжении его истории были кутюмы т.е. обычаи.

Длительное время кутюмы не были записаны и судьи выделяли их содержание, опрашивали наиболее уважаемых представителей местного населения. При этом право носило партикулярный характер, т.е. в каждом регионе и даже небольшой местности существовали свои обычаи. В XV в. по указанию короля обычаи были записаны, изданы 60 сборников «больших кутюмов» и приблизительно 30 сборников «малых кутюмов». Эти сборники сохранили свое действие вплоть до конца ХVIII в. Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права». Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецепции римского права.

По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника права, как акты короля. В период сословно-представительной монархии эти акты издавались королем совместно с генеральными штатами, тогда как в теории абсолютизма король издавал акты единолично (ордонансы, эдикты, капитулярии…).

На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право, которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д. Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского самоуправления.

Феодальное право называют «кулачным», т.к. оно открыто провозглашало принцип: «кто сильнее, тот прав». Это выражалось в том, что феодальное право допускало такой способ завершения спора, как поединок и междоусобные войны. Регулирование отдельных институтов права характеризовалось следующими особенностями:

— основной вещью в имущественных спорах выступала земля.

В целом французское феодальное право восприняло римское понятие права собственности, но не распространяло его на землю. В отношении земли использовались понятия «держание» и «владение» при условии военной и иной службы. Историки права отмечали, что в феодальном обществе существовало разделение право собственности на землю, когда невозможно было указать конкретного собственника земли: вассал владел и пользовался землей, если выполнял обязанности и длительное время не мог передать это право владения другому лицу без согласия сеньора. Но и сеньор не имел право отобрать землю у своего вассала, если тот выполняет свои обязанности.

По мере развития товарно-денежных отношений стали распространяться сделки с землей, на при обязанности соблюдения правила субинфеодации, т.е. приобретатель земли одновременно брал на себя вассальные обязанности перед вышестоящим сеньором.

Кроме того монопольное право на землю имело духовенство и дворянство, поэтому приобретение земли горожанином одновременно предполагало и приобретение дворянского титула.

Господство в феодальном обществе натурального хозяйства и слабое развитие торговли предопределило неразвитость обязательств и договор права.

Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы регулирующие их д-ть и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового права. Это право определило порядок организации купеческих гильдий, порядок и условия банкротства. Большое внимание уделяло таким договорам, как перевозка, товарищество и комиссия.

В ХVII в. впервые в истории европейского права был издан кодифицированный отраслевой акт «Торговый кодекс» (1670).

На регулирование имущественных отношений большие влияние оказывали Библия; Новый завет строго запрещал взымать % по договору займа, поэтому в Западной Европе ростовщической деятельностью занимались иностранцы (евреи).

Семейно-брачные отношения регулировались нормами кононического права. Так, юридическое значение имел брак, заключенный только в форме церковного обряда – венчания.

Право открыто закрепило верховенство мужа и отца в семье. Церковь допускала рукоприкладство со стороны мужа, но запрещала убивать жену. На юге Франции сказалось влияние римского брака sine manu, поэтому существовал режим раздельного имущества и наследные права признавались и за женщинами, тогда как на севере Франции действовал режим общности имущества мужа и жены, и наследные права женщины были существенно ограничены.

Католическая церковь строго запрещала развод и допускала его только с личного разрешения римского папы.

Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по их тяжести и объекту посягательства:

1. Преступление против христианской веры – ересь, атеизм, богохульство, колдовство, вероотступничество и др. К этой же группе относились преступления против нравственности.

2. Государственные преступления – измена, бунт, посягательство на жизнь короля, членов королевской семьи, но королевских чиновников, преступления против суда и порядка управления.

3. Преступления против частных лиц и их имущества – убийство, нанесение телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.

Соответственно изменить цели и виды наказания: если раньше цель наказания – возмещение вреда, то в классическом праве – наказание и устранение.

Поэтому на первый план выдвинулись такие наказания, как смертная казнь, телесные и членовредительские наказания. Тюремное заключение и каторжные работы, как правило на неопределенный срок, конфискация имущества, штрафы. Если раньше основная часть штрафа шла в пользу потерпевшего, то в классическом феодальном праве в государственную казну.

4. Новому понятию преступления стал соответствовать и иной судебный процесс – розыскной (инквизиционный). В отличии от обвинительного, в розыскном действует принцип публичного обвинения, т.е. инициатором возбуждения преступления выступает не сам потерпевший, а государство в лице судебного органа, и потерпевший, и обвинение не стороны, и не участники процесса, а лишь объект расследования. Именно поэтому широкое распространение получает такой способ получения доказательств, как пытка. По требованию церкви в судебном процессе было ограничено применение ордалий.

Клятва на библии.

Суд и процесс по Салической Правде

В средневековом христианстве окончательно этот вид судебного процесса был закреплен в ХVII в. специальном ордонансе. В этом акте выделяется 3 этапа судебного процесса:

  • дознание – обнаружение самого факта совершения преступления и определение круга подозреваемых и свидетелей.
  • Расследование – поиск доказательств, опрос свидетелей, обоснование выявления фактов. Допускалась пытка.
  • Судебное заседание и вынесение приговора – этот этап был очень кратким и формальным, т.к. судопроизводство не было отделено от административной власти и расследования и все 3 этапа проводил непосредственно судья.

77. Право средневековой Германии (источники, основные институты, общая характеристика).

Источники права. Основным источником права Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII в. предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются"Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало".

Особенностью Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 г. было признано основным источником права империи и рецепцировало в полном объеме. Одним из результатов этой рецепции стало создание кодексов уголовного, гражданского права.

Феодальные поземельные отношения в Германии, так же как и во Франции, регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью германского ленного права являлось то, что леном могли быть наделены сразу двое, один человек получал лен во владение, другой — право "ожидания", т.е. право получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.

В Германии существовали также аллоды. Правом собственности на землю обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства, относившаяся к шеффенскому сословию.

Формы зависимого крестьянского держания в Германии были более разнообразные. Лично свободные крестьяне (чиншевики) держали землю от феодалов на условиях уплаты чинша в денежной или натуральной форме. Это владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным.

Крепостные находились в полной зависимости от феодалов, их можно было отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия господина и т.д.

Распространение римского права привело к приравниваниючиншевого землевладения к краткосрочной аренде, что ограничивало права крестьян на владение и пользование землей и позволяло феодалам увеличивать повинности.

Одновременно появляется такой институт собственности, как собственность с обременением, когда владелец земли получает возможность свободно отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.

Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключительные договора должны были носить письменную форму.

Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа. Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой отцу невестыпокупной цены (виттум), которую отец передавал ей после заключения брака. После заключения брака муж должен был дать жене и так называемый "утренний дар". Виттум и "утренний дар" составляли впоследствии вдовью долю. Жена не могла ничего отчуждать из своего имущества без согласия мужа.

После смерти мужа жена получала свою "вдовью долю" и так называемую женскую долю — домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.

По ленному праву лен переходил только к одному сыну, по земскому -право наследования имели все сыновья. Преимущества наследования имели дети мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в родительском доме и получение приданого.

Уголовное право и процесс. В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое"кулачное право", санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд. А фактически

— произвол права "сильного".

С.XI в. начинаются попытки установления"земского мира" и ограничения "кулачного права". К нарушениям "земского мира" стали относить: 1)неподчинение церковным властям, 2) еретичество, 3) месть за обиды,4)незаконный сбор пошлин, 5) грабеж на большой дороге, 6)фальшивомонетчество, 7) мятеж против империи и т.д.

Формально "кулачное право" было отменено в 1496 г. постановлением о "вечном земском мире".

Первоначально не существовало систематизированного перечня преступных деяний, а все наказания можно было подразделить на: 1) тяжкие: смертная казнь в различных формах, 2) членовредительские и телесные и 3) позорящие.



Организация суда и особенности судебного процесса по нормам Салической правды

У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие санкции за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков, а также на то обстоятельство, что уголовный и гражданский процесс представляли собой неразрывное целое.

По Салической правде судебное разбирательство возбуждалось по жалобе потерпевшего, который должен был в строго определенной форме вызвать обвиняемого в суд, причем на явку полагался установленный законом срок. В случае неявки вызов повторялся второй и третий раз, и только при троекратной неявке могло последовать заочное рассмотрение или осуждение.

На частном обвинителе лежала и обязанность предоставить доказательства виновности лица, которое он оговорил, причем если он проигрывал дело, то ему грозила та же кара, какой в случае осуждения подвергся бы обвиняемый. Обвинитель перед судьями излагал свою жалобу, после чего обвиняемый спрашивался, признает ли он обстоятельства, указываемые обвинителем. Если обвиняемый их признавал, разбирательство заканчивалось и судьи выносили приговор, если же отрицал, судьи переходили к рассмотрению доказательств, к допросу свидетелей. Обвинитель представлял суду своих свидетелей, обвиняемый — своих. Каждая сторона имела право оспаривать показания свидетелей противной стороны. По исчерпании всех доказательств и заключительных слов сторон суд постановлял приговор.

Основными доказательствами были: собственное признание обвиняемого; свидетельские показания; вещественные доказательства; присяга, клятва соприсяжников. Соприсяжники не являлись свидетелями, не давали суду показаний по существу дела.

26.Преступление и наказание по Салической Правде

Они были свидетелями доброй славы. К ним относились приятели, соседи, родственники, которые знали обвиняемого и по совести утверждали, что он хороший человек и не мог совершить преступления, в котором он обвиняется. Они под присягой ручались за честь, добропорядочность обвиняемого, что обвиняемый и его присяга достойны доверия. Обе стороны могли приводить соприсяжников.

В Салической правде упоминаются и другие способы доказательства невиновности того или иного лица, в том числе ордалии (например, испытания котелком и др.), клятвы и пр. Титул LIII фиксирует процедуру выкупа руки от испытания посредством котелка с кипящей во­дой. Правом уклонения от очищения «сакральной силой воды» (титул LVI) могли воспользоваться только имущие представители франкского общества.

Исполнение судебного решения было делом истца, а не государственных органов. Если присужденный к уплате выкупа обвиняемый не выполнял решения суда, обвинитель должен был троекратно обращаться к суду за подтверждением своего права. Только после этого обвинитель с помощью суда мог в принудительном порядке получить возмещение из имущества осужденного. Если обвиняемый не уплачивает наложенного на него вергельда, то есть выкупа за убийство, и никто по требованию обвинителя не примет на себя обязательство уплатить сумму вергельда за осужденного, последний передается в руки обвинителя, который имеет право умертвить его. Такое умерщвление должно быть совершено с соблюдением определенной формы, в присутствии свидетелей. При анализе особенностей франкского судебного процесса следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманскогообщества перед судом.

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 575 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Судебный процесс по Салической правде

admin