Субконто

Посмотрев на характеристики любого счета из плана счетов бухгалтерского учета, можно предсказать, как будет выглядеть информация в оборотно-сальдовых ведомостях. В этой статье, мы познакомимся с одной из характеристик счета – Субконто.

Повторениепрошлых материалов.

Информация о деятельности предприятия попадает на бухсчета, как только мы отберем и оформим Хозяйственную операцию своим Первичным документом, в котором сделаем Проводку. По-умолчанию, всякая информация на каждом счете бухучета хранится в сумме. Этих сумм достаточно, чтобы сделать самый важный отчет – бухгалтерский Баланс.

Только для ежедневного контроля за всем, чем пользуется фирма одних сумм недостаточно. Взять, элементарно, контроль товаров или заработную плату сотрудников. Согласитесь, что только сумм не хватит, чтобы увидеть в отчетах подробную информацию, например, о конкретных товарах или сотрудниках. Как вы помните, счет, дающий только сумму и не представляющий никаких возможностей показать ее подробней называется – «Синтетический». В противном случае – «Аналитический».

Для решения задачи детализировать информацию, у каждого счета в плане счетов бухгалтерского учета имеется свой набор характеристик. Один из способов детализации — разделение счетов на «Аналитический» и «Синтетический» — это наличие субсчетов. Об этом мы говорили в предыдущей статье.

Субконто — способ сделать счет Аналитическим

Вернемся к счету 10 «Материалы». В плане счетов бухгалтерского учета (скачать) мы видим, что у него есть субсчета, которые УЖЕ детализируют информацию по виду «Материалов» (счет уже «Аналитический»). Еще мы видим у большинства его субсчетов два субконто: «Номенклатура» и «Склады». Что это обозначает?

Все довольно просто: при выборе в проводке счета, например — 10.1, мы в обязательном порядке должны будем указать «Название Склада», на котором будет храниться материал и, обратите внимание на наличие субконто «Номенклатура», должны указать конкретное название этого Материала. Другими словами, Субконто позволяет нам выбирать из имеющихся названий материала, нужное.

Название Субконто решает откуда выбирается значение для подстановки к бухгалтерскому счету в проводке. Вернемся к нашему 10 счету. Посмотрите на названия его субконто: это «Склады», иначе можно сказать «МестаХранения», и «Номенклатура».

Все значения «Складов» хранятся в программе 1С в специальном одноименном справочнике. Это делается для того, чтобы «десять раз» не писать одно и тоже, а просто выбирать. Справочник – это как записная книжка, где вы делаете свои записи, предварительно сгруппировав их, так сказать, по однотипности.

Что такое субконто Номенклатура

Термин «Номенклатура» — это собирательный термин, который в программах 1С используется как справочник конкретных названий «Товаров», «Услуг», «Работ», «Продукции». Смысл в том, чтобы один раз занести, а затем выбирать во время использования проводки по бухгалтерскому счету. Дальше вы увидите, как выглядят два справочника в программе 1С.

Примеры счетов бухучета из плана счетов

Взгляните на 41 счет. Какие у него характеристики? Видите ли вы субсчета? Субконто? Как разделяют субсчета информацию со всего счета? А субконто как делят? Согласитесь, счет 41 – «Аналитический».

Теперь рассмотрим счет 60. Что мы видим в нем? Имеются ли субсчета или субконто? Представьте, какую подробную информацию мы увидим в отчетах, когда начнем анализировать 60 счет: а) в целом, б) каждый субсчет?

Кстати, вы обратили внимание, что название одного из Субконто у 60 счета – это «Контрагенты»? Термин ничего не напоминает? Помните, что он означает?

Подсказываю. Контрагенты – это собирательный термин, обозначающий все фирмы, организации, предприятия с различной организационно-правовой формой. Т.е. ООО, ИП и другие. Для нашего предприятия Контрагенты – это список организаций, с которыми мы работаем.

В программах 1С, Контрагенты – это справочник, куда пользователь заносит информацию о фирмах, чтобы в дальнейшем выбирать ее в первичных документах.

Пример справочника «Контрагенты»

Пример справочника «Номенклатура»

Вернемся к практическому заданию 

Продолжим пример с запасами на моей кухне (title    Крупы, мука, приправы в кухонном столе на 800р., полуфабрикаты в холодильнике на 1500р.). Как вы помните, я подсчитывал свои «запасы» в кухонном столе и в холодильнике. Скажите, можно ли стол и холодильник назвать местом хранения? Ок! Идем дальше.

Я подсчитывал крупы, муку, приправы и полуфабрикаты. Разве эти названия не подходят для хранения их в справочнике «Номенклатура»? Подходят!

А раз так, то опираясь на характеристики счета (в моем случае это счет 10 Материалы), нарисую, что я ожидаю увидеть на нем.

10 – 2300
            Крупы, мука, приправы

Кухонный стол   — 800
            Полуфабрикаты
                Холодильник     — 1500

10.1 800
            Крупы, мука, приправы
Кухонный стол   — 800

10.2 1500
            Полуфабрикаты
                Холодильник     — 1500

Однако, «крупы, мука, приправы» и «полуфабрикаты» — это неправильные названия для бухучета. Должно быть все конкретно. Полуфабрикаты, в моем случае, замороженная курица, грудка куриная, пицца. А «крупа, мука, приправы» — это Запасы.Для точного учета и контроля все должно быть указано конкретно, например: рис, пшено, спагетти, перец черный молотый.

Уточним наш пример с кухней. В холодильнике: замороженная курица – 500р, пицца – 700р., грудка куриная – 300р. В кухонном столе: мука – 150р. рис круглый – 100р. гречка – 150р. приправа для мясных блюд – 400р. А теперь попробуйте сами «предсказать», как будет выглядеть результат на 10 счете.

Субконто в 1С

Для наглядности и закрепления навыка – нарисуйте.

Получается, чем более конкретную информацию мы хотим видеть в отчетах, тем правильней названия мы должны заносить в справочники. Т.е. не «Чай в ассортименте», а «Чай Нури», «Чай Зита», «Чай Лисма» и т.д. Даже здесь требуется больше конкретики, потому как чаи бывают в виде одноразовых пакетиков или заваркой, с разными фасовками по количеству или весу.

Еще одна характеристика счета, последняя на сегодня

Незаменимой характеристикой для всех счетов бухучета, где учитываются товарно-материальные ценности (ТМЦ), т.е. товары и материалы, будет «Количество».

Сегодня мы увидели, как детализируется информация на счетах, как будет она выглядеть в отчетах. Однако, для «товарно-материальных счетов» будет не хватать детализации. Именно «количество» — та недостающая характеристика, позволяющая представить более полную информацию на таких счетах бухучета.

Посмотрите в план счетов. Видите колонку «Кол»? Обратите внимание, что напротив некоторых счетов в этой колонке стоит знак «+». Этот знак показывает нам, что в проводке для этого счета мы выбираем свой Субсчет и выбираем Субконто и, обязательно, указываем количество.

Еще раз, знак «+» у бухгалтерского счета говорит нам о том, что на счете,кроме «Сумм» и какой-то конкретики за счет «Субсчетов и Субконто», еще будет храниться «количество».

Субсчета и Субконто счета – показывает нам, что за конкретная информация будет храниться и показываться нам в бухгалтерских отчетах.

Зная Субконто счетов из плана счетов бухгалтерского учета, можно «предвидеть», что будет в бухгалтерских отчетах. Это очень важный навык, позволяющий избежать неправильных мыслей, мешающих пониманию бухучета.

Например, мысли, выраженные в вопросах:

 — «Почему я не вижу у поставщика товары, которые мы купили у него»
 — «Я хочу увидеть у покупателя, какой конкретный товар он купил»

Субконто — характеристика счета в бухучете: план счетов

Довольно часто пользователи, начинающие работать в программе 1С, не могут определиться какими отчетами удобнее пользоваться при проверке и анализе данных.

В данной статье рассматривается формирование отчета Анализ субконто. Это очень удобный для бухгалтера отчет, т.к. позволяет вывести информацию «наоборот», т.е. выводится информация в разрезе аналитики (субконто), где отображены все счета учета, в которых данное субконто участвовало.

Узнаем, в каких случаях удобнее сформировать именно этот отчет и какой следует использовать вид отчета в каждом конкретном случае.

Рассмотрим более подробно варианты настройки отчета и для каких целей их следует использовать.

Контрагенты и Договоры

Анализ взаиморасчетов по всем Контрагентам и Договорам

Отчет Анализ субконто по Контрагентам и Договорампозволяет проанализировать обороты и сальдо с контрагентами сразу по всем счетам взаиморасчетов в разрезе договоров.

Данный отчет способствует выявлению следующих ошибок в учете:

  • задублирован договор;
  • неправильно установлены счета расчетов в документах;
  • непоследовательный ввод документов;
  • не произведен зачет аванса.

Для построения отчета Анализ субконто по Контрагенту в разрезе заключенных с ним Договоров необходимо сделать следующие настройки.

Шаг 1. Выбрать субконто Контрагенты в шапке отчета и нажать на кнопку Показать настройки для дальнейшей настройки.

Шаг 2. Определить субконто для анализа на вкладке Виды субконто:

  • добавить субконто Контрагенты и Договоры;

Шаг 3. Настроить отражение информации в отчете на вкладке Группировка:

  • установить флажок По субсчетам — для отображения оборотов и сальдо по субсчетам;
  • в табличной части установить флажки по Контрагентам и Договорам.

При этом Контрагенты должны находиться выше Договоров, это позволит проверить взаиморасчеты по договорам, а также выявить задублированные договоры в разрезе контрагента.

Именно такие настройки позволят быстро и качественно проверить взаиморасчеты по всем контрагентам и договорам сразу.

Анализ взаиморасчетов по конкретному контрагенту

Можно сформировать отчет Анализ субконтотолько по конкретному Контрагентув разрезе договоров.

Для этого дополнительно к вышеуказанным настройкам необходимо на вкладке Отбор:

  • установить отбор по Контрагентыи указать анализируемого контрагента.

admin