Субъекты среднего предпринимательства

Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

Таким образом, из положений статьи 3 Закона №88-ФЗ следует: для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

— организация должна быть только коммерческой;

— доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;

— доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;

— средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

— хозяйственных товариществ и обществ;

— производственных кооперативов;

— государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

— хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

— хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).

Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Отметим, что критериев отнесения субъектов к малому бизнесу по объемам выручки Закон не содержит. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли (пункт 1 статьи 3 №88-ФЗ).

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 3 №88-ФЗ).

В соответствии с нормами статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законодательством.

Причем в физические лицами в гражданском законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином — лицо, получившее вид на жительство.

Пункт 1 статьи 23 ГК РФ устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет.

Итак, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

Критерии малых предприятий на 2019-2020 годы

Составлять баланс обязана каждая компания. А вот право выбора формы — традиционной или упрощенной — для этого отчета существует не у всех. В частности, такую возможность имеют малые предприятия (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Критерии малых предприятий указаны в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. На 2019-2020 годы критерии малого предприятия установлены следующими:

Критерии признания субъектом малого предпринимательства

Предельное значение

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

Суммарная доля участия в уставном капитале иностранных организаций

49%

Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

49%

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

100 человек

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

800 млн руб.

Подробнее о критериях читайте в материале «Малое предприятие — критерии отнесения в 2019 — 2020 годах».

Когда можно заменить традиционный баланс упрощенным

Покажем на цифрах, как проверить, относится ли компания к малым.

Показатель

ООО «Этюд»

ООО «Увертюра»

ООО «Сапфир»

Законодательно установленное ограничение

Проверка на соответствие критериям СМП

Выручка, руб.

550 000 000

254 000 000

20 000 000

800 000 000

Соответствует

Численность, чел.

Соответствует

Доля в УК других компаний, %

Соответствует

Из таблицы видно, что каждая из рассмотренных организаций вправе составлять упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный баланс не могут формировать организации, подлежащие обязательному аудиту, и ряд других компаний, перечисленных в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Особенности упрощенного бухгалтерского баланса для малых предприятий

Упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия нужно составлять с учетом следующего:

  • Форму упрощенного баланса можно найти в приказе от 02.07.2010 № 66н (приложение № 5). Упрощенный баланс можно составлять по группам статей без детализации (п. 6 приказа № 66н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 июня 2019 года в форму упрощенного бухгалтерского баланса внесены изменения. При составлении отчетности за 2019 год нужно брать редакцию от 19.04.2019. Ключевые отличия: отчет можно составлять только в тыс. руб. Миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. .

  • Для заполнения баланса информацию берут из данных учета, который малым предприятиям можно вести в упрощенном порядке.

Как вести упрощенный учет, можно посмотреть в памятке Минфина (информация от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015).

  • В балансе будут отсутствовать строки, отражающие отложенные налоговые активы и обязательства, если компания решит не применять ПБУ 18/02 (п. 14 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Малые предприятия вправе не применять ПБУ 18/02 в соответствии с п. 2 этого положения.

  • При формировании информации в упрощенном балансе важно помнить, что МП могут не создавать ряд обязательных для остальных компаний резервов (п. 11 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязателен только резерв по сомнительным долгам (п. 70 ПБУ по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Скачать баланс МП по новой форме

Малым компаниям предоставлены и другие послабления, которые способны отразиться на показателях упрощенного баланса. Например, можно не применять ретроспективный пересчет показателей баланса, если выявлены ошибки предыдущих периодов. Прибыль (убыток) от исправления такой ошибки включается в прочие доходы (расходы) текущего периода (п. 22 информации Минфина № ПЗ-3/2015). Возможно также применять кассовый метод начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 5 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

О том, каков состав упрощенной бухотчетности, читайте в этом материале.

Итоги

Составлять упрощенный бухгалтерский баланс — право любого малого предприятия. Однако можно оформлять этот отчет и в традиционной форме. Главное, чтобы бланк бухгалтерского баланса малого предприятия был действующим (а за 2019 год он поменялся), а информация в нем полной, достоверной и полезной для пользователей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Согласно Предпринимательскому кодексу РК, в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода, субъекты предпринимательства относятся к следующим категориям:

→ Субъекты малого предпринимательства — это ИП без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не 300 000 МРП.

→ Субъекты микропредпринимательства — это субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30 000 МРП.

Субъекты малого и микропредпринимательства также имеют ограничения по видам деятельности (смотрите перечень ограничений ниже).

→ Субъекты среднего предпринимательства — это ИП и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства.

→ Субъектами крупного предпринимательства являются ИП и юридические лица, осуществляющие предпринимательство со среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше 3 000 000 МРП.

Отнесение субъектов предпринимательства к категориям используется для целей:

  • государственной статистики;
  • оказания государственной поддержки;
  • применения иных норм законодательства РК.

Для целей государственной статистики используется только критерий среднегодовой численности работников. Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства РК используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством РК СНР на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.

Программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии.

Субъектами малого и микропредпринимательства, не могут быть признаны ИП и юридические лица, осуществляющие:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

8) аудиторскую деятельность;

9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

10) деятельность кредитных бюро;

11) охранную деятельность;

12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность, указанную в настоящем пункте, относятся к субъектам среднего предпринимательства, а в случае соответствия критериям крупного предпринимательства, – к субъектам крупного предпринимательства.

Для субъектов частного предпринимательства, в соответствии с налоговым законодательством РК являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, фиксированного налога и единого земельного налога, используется критерий по численности работников.

Малые предприятия — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Получить такой статус может организация, соответствующая утвержденным законодательством критериям. Компании из перечня МСП освобождены от проверок и имеют преимущества и льготы по бухгалтерскому и налоговому учету, участию в госзакупках. Кроме того, в условиях карантина по коронавирусу правительство подготовило меры поддержки субъектов МСП.

Разберемся, какие организации и ИП в 2020 подходят под определение малого бизнеса и какие льготы для них предусмотрены в связи с пандемией коронавируса.

Основные критерии малого бизнеса

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов (отличия микробизнеса и малого бизнеса очень значительны: максимальные доходы различаются почти в 7 раз);
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. К ним относятся фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 оценка малого бизнеса для расчета максимального размера доходов за прошедший год включает не просто всю выручку по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому бизнесу: таблица критериев малого и среднего предпринимательства в 2020 год включает показатели дохода и численности сотрудников.

Критерии

Среднее

Малое

Микропредприятие

Доходы

2 млрд руб.

800 млн руб.

120 млн руб.

Численность сотрудников

101-250 человек

100 человек

15 человек

Как видно из таблицы, критерии микропредприятия 2020 — это доходы меньше 120 млн рублей в год и количество сотрудников — не более 15.

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним перечень того, кто относится к малым предприятиям в 2020 году, критерием долей в капитале.

Таблица 2. Доли в капитале

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ №209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Федеральная налоговая служба разъяснила критерии отнесения к малому предприятию 2020: они содержатся в письме от 18.08.2016 №14-2-04/0870@.

ВАЖНО! С 01.12.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 №313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже вправе претендовать на поддержку государства.

Государственные меры поддержки субъектов МСП в период карантина

До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.

Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.

Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.

Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.

Единый реестр малых и средних предприятий

Чтобы узнать, какие предприятия относятся к малому бизнесу, достаточно заглянуть в созданный с 01.08.2016 единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности:

  • сведений о доходах (оборот малого бизнеса в год);
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Чтобы попасть в реестр, руководителям компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП получите на специальной странице сайта ФНС. Там же можно найти информацию о том, какие предприятия относятся к микропредприятиям в 2020 году. Чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или Ф.И.О. ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем бизнесе нет в реестре или они некорректны, еще раз проверьте, соответствует ли ваша компания критериям (как определить размер предприятия микро/малое/среднее, смотрите в таблицах), подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для МСП в 2020 году

Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:

  • они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъектам малого бизнеса разрешено держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
  • могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ №402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

ВАЖНО! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 №158);
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любому контролирующиему органу допускается проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ №246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ №246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • фармацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждать статус не нужно

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

Вклады теперь застрахованы

С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 №322-ФЗ.

Библиографический список

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий

кафедрой экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки: e-mail: miller@eco.univer. omsk.su

МИЛЛЕР Максим Александрович, доцент кафедры экономики и социологии труда.

Статья поступила в редакцию 09.11.2011 г. © А. Е. Миллер, М. А. Миллер

УДК 336.64+658.11.017 о. Ю. ПАТЛАСОВ

А. В. ГОРДУСЕНКО

Омская гуманитарная академия

СУБЪЕКТЫ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА,

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ_________________________________

Проанализированы критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в различных странах, а также в банках России. Исследованы структура и экономические характеристики МСП, а также направления сотрудничества с банками. Сформулированы предложения по совершенствованию взаимодействия коммерческих банков и субъектов МСП.

Ключевые слова: заемщик, малое и среднее предпринимательство, коммерческий банк, факторинг.

Актуальность темы исследования аккумулируется следующими обстоятельствами. Во-первых, отношение регионов к масштабу поддержки субъектов малого предпринимательства зависит от количества крупных налогоплательщиков и их доли в формировании региональной налоговой базы. Во-вторых, структура малого предпринимательства по видам деятельности сопряжена непосредственно с объемами привлечения внешних источников финансирования. В-третьих, в сложившейся банковской практике отсутствуют единые критерии отнесения заемщиков к субъектам МСП, кроме того отечественные коммерческие банки в своих регламентах отдельно выделяют подходы к оценке кредитных рисков ПБОЮЛ и юридическим лицам — субъектам МСП.

Каковы же критерии отнесения к малому и среднему бизнесу? Возможно использование как количественных критериев, так и качественные (статус резидента, экономическая неустойчивость, монопольное положение и др.). С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ). Данным нормативным актом установлены критерии отнесения к субъектам МСП. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, один из критериев, не должна превышать предельные значения, установленные постанов-

лением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг)» для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новый закон был принят с учетом рекомендаций Европейской комиссии от 6 мая 2003 года для определения микропредприятий, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС и Регламента ЕС №70/2001 о рамках государственного содействия стран-членов Европейского союза (далее — ЕС) малым и средним предприятиям. Одна из задач Федерального закона № 209-ФЗ — обеспечение соответствия законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства ЕС законодательству Российской Федерации, что весьма актуально в преддверии вступления в ВТО

Следует отметить, что Министерство экономического развития РФ не предполагало использовать стоимостной критерий ввиду невозможности установления показателей близким к европейским, но с целью исключения из категории малых предприятий организации, являющихся частью вертикально интегрированных компаний и имеющих значительные обороты за счет этого, был введен критерии выручки.

В странах Европейского союза, США и Китае критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса несколько иные (табл. 1). В США не выделяются средние предприятия и микропредприятия. В Китае, так же как и в США,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в странах Европейского союза, в Китае и США

Страна Страны Европейского союза США Китай

Микропредприятие 1) Численность не более 10 чел.; 2) Выручка или валюта баланса до 2 млн евро Не выделяются 1) Численность не более 100 чел. в зависимости от вида деятельности 2) Выручка не более 20 млн юаней в зависимости от вида деятельности 3) Стоимость активов не более 3 млн юаней для архитектуры и 20 млн юаней для сферы недвижимости (real estate development industry)

Малое предприятие 1) Численность не более 50 чел.; 2) Выручка или валюта баланса до 10 млн евро 1) Численность от 100 до 1500 чел. в зависимости от вида деятельности 2) От 0,75 до 300 млн долларов в зависимости от отрасли и вида бизнеса 2 млн евро 1) Численность не более 300 чел. в зависимости от вида деятельности; 2) Выручка от реализации до 80 млн юаней в зависимости от вида деятельности. 3) Стоимость активов не более 50 млн юаней для архитектуры и 50 млн юаней для сферы недвижимости (real estate development industry)

Среднее предприятие 1) Численность не более 250 чел.; 2) Выручка до 50 млн евро или валюта баланса до 43 млн евро Не выделяются 1) Численность до 2000 чел. в зависимости от вида деятельности; 2) Выручка от реализации до 1200 млн юаней в зависимости от вида деятельности. 3) Стоимость активов не более 800 млн юаней для архитектуры и 100 млн. юаней для сферы недвижимости (real estate development industry)

критерии малых компании устанавливаются для каждой отрасли отдельно. Оборот и выручка предприятия, а также такой показатель, как доход ( валовой доход), могут быть аналогичными понятиями. Обычно в данном случае имеется в виду количество денег или иных благ, получаемых компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи продуктов или услуг своим клиентам. Таким образом, проводить параллели и сравнения относительно внесения малых и средним бизнесом вклада в экономическое развитие различных стран не является корректным.

Следует отметить, что в Китае только в 2011 г. на основе Стандартов для классификации малых и средних предприятий (China’s Régulations on the Standards for Classification of Small and Medium-sized Enterprises), опубликованных 18 июня 2011 г., стали выделяться микропредприятия. Также новая классификация включает самозанятое население. Новые критерии отражают текущую экономическую ситуацию и подчеркивают растущую важность малых и средних предприятий для властей Китая, на которые приходится около 90 процентов занятости.

Если оценить удельный вес малого и среднего предпринимательства в таких социально-экономических показателях России, как ВВП, среднесписочная численность работников, также произвести сравнение между среднемесячной начисленной заработной платой работников в целом в экономике и у субъектов малого и среднего предпринимательства, то мы не обнаружим преимуществ у данного сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Около 40 % малых и средних предприятий в Российской Федерации работают в сфере торговли, а именно в этом секторе, согласно данным Росстата, наблюдается высокая доля числа неформально занятых и более низкий уровень заработной платы. В среднем по России распределение численности занятых в неформальном секторе по видам экономической деятельности в 2009 году, по данным Росстата,

следующее: торговля — 34,3 %, сельское хозяйство — 24,9 %, строительство — 10,1 %, транспорт и связь —

9.2 %, обрабатывающие производства — 8,9 %, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг — 4,6 %, операции с недвижимостью —

3.2 %, гостиницы и рестораны — 2,3 %.

Более того, исходя из исследований Федеральной службы государственной статистики относительно среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности, в сфере торговли также наблюдается более низкий уровень заработной платы, который составлял около 85 % от среднего уровня на протяжении 2007 — 2009 гг.

Еще одним критерием служит производительность труда. В данном случае нет определенных данных об объеме произведенных товаров. Если взять за показатель производительности отношение оборота предприятий к численности работников по видам экономической деятельности, то также не обнаружится преимуществ, в особенности у малых предприятий (табл. 2).

Соответственно, существующий на сегодняшний день малый и средний бизнес не имеет значительного положительного влияния на экономику в виду его структуры, а именно, преобладание предприятий торговой сферы, что является причиной более низкой заработной платы работников, низкой производительности труда и низких поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от малых и средних предприятий, так как неофициальная занятость способствует снижению поступлений такого налога как НДФЛ, который на 70 % зачисляется в бюджеты субъектов федерации и является одним из основных источников поступлений в бюджетную систему (5 % от поступлений консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, 27,6 % поступлений консолидированных бюджетов субъектов федерации РФ).

Таблица 2

Оборот на одного занятого за 2008-2009 гг. на крупных (КП), средних (СП) и малых предприятиях МП)

(млн руб. на чел.)

Вид экономической деятельности Оборот на одного занятого

КП СП МП

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,156 0,160 0,178

Рыболовство, рыбоводство 0,663 1,224 0,595

Добыча полезных ископаемых 4,946 1,300 0,338

Обрабатывающие производства 1,386 0,989 0,281

Строительство 0,603 0,754 0,500

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,389 2,183 1,956

Гостиницы и рестораны 0,279 0,337 1,251

Транспорт и связь 1,135 0,771 0,703

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,729 1,082 0,565

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,157 0,598 0,302

Источник: составлено авторами

Таблица 3

Критерии отнесения к МСБ в банках РФ

Банк Критерий отнесения к МСБ Название продукта

Сбербанк РФ Для ИП и малых предприятий с годовой выручкой до 400 млн руб. Бизнес-оборот, Бизнес-инвест, Бизнес-актив, Бизнес-авто, Бизнес-недвижимость, Бизнес-рента

Для ИП и малых предприятий с годовой выручкой до 25 млн руб. Программа кредитовании «ГАЗ»

Для ИП и малых предприятий с годовой выручкой до 1 млрд руб. Г осзаказ

Для ООО, ИП, собственников бизнеса с годовой выручкой до 60 млн руб. «Доверие»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Росбанк Годовая выручка до 360 млн руб. — малый бизнес; от 360 до 1,8 млрд руб. — средний бизнес Все продукты

Уралсиб Годовая выручка до 400 млн руб. Все продукты

Банк Интеза Годовая выручка до 1 млрд руб. Краткосрочный кредит, бизнес-ипотека

Источник: собственные исследования

Согласно исследованиям Росстата, из всех инвестиций, которые предприятия и организации страны осуществляют для своего развития, в около 50 % они финансировали за счет своей прибыли и амортизации и только 10,3 % — за счет заемных средств кредитных организаций, при этом доля кредитов российских банков с 2000 г. в инвестициях выросла с 2,9 % до 10,3 % в 2009 г. Ситуация со средним бизнесом несколько иная — доля кредитов банков в инвестициях в основной капитал на средних предприятиях составляет 17,5 %, о малых предприятиях нет официальных статистических данных.

Использование лишь собственных средств для развития бизнеса приводит к торможению развития всей экономики. В условиях, когда лишь 9—10 % инвестиций поставляются банковским сектором, неудивительно сохранение существенной доли сырьевого сектора в экономике, даже при высоком уровне налогообложения в добывающих отраслях. Существующие структурные перекосы экономики могут быть преодолены только за счет эффективной аллокации ресурсов при посредничестве мощного банковского сектора. Следовательно, роль банков, как

и государства, в развитии малых и средних предприятий велика в виду того, что они являются одним из основных источников инвестиций предприятий и осуществления расширенного воспроизводства.

В целом банковская система призвана соответствовать целям, аналогичным тем, которые сформулированы для финансового рынка в целом в Концепции развития финансового рынка России до 2020 года, а именно:

— обеспечивать трансформацию внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими транзакционными издержками;

— способствовать эффективной аллокации ресурсов;

— предоставлять механизмы для реализации базовых социальных функций государства;

— обеспечивать укрепление финансового суверенитета .

В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу, при этом российская бан-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

%

Рис. 1. Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным малым и средним предприятиям, млн рублей

ковская является достаточно слабой ввиду низкой капитализации и недостаточности объемных показателей — пассивов и активов. Отношение активов российского банковского сектора составляет только 75 % к ВВП, в то время как в Бразилии — 133 %, в Китае — 144 %, в европейских странах — от 200 % и выше, в США — 102 %, но там инвестиционная деятельность во многом отделена от банков и является предметом деятельности специальных инвестиционных компаний, по мощности и размерам не уступающих банкам.

Существует ряд точек зрения относительного того, кто осуществляет в большей степени взаимодействие с малыми и средними предприятиями, региональные банки или государственные. Согласно исследованию «Эксперта РА», которое основано на результатах анкетирования банков, а также проведения серии углубленных интервью с представителями рынка кредитования малого и среднего бизнеса, наибольший кредитный портфель наблюдается у Сбербанка РФ (рис. 1).

Несмотря на то, что исследование «Эксперта РА» проведено с учетом критериев отнесения к субъектам МСБ по российскому законодательству, в самих банках, как показывают результат проведенного маркетингового исследовании, данные критерии отличны (табл. 3). Не представлены в табл. 3 данные Альфа-Банка, который к малому и среднему бизнесу относит компании, размер годовой выручки которых не превышает 1,3 млрд руб. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Москве и Московской области, и 780 млн руб. — в других городах России.

Камнем преткновения развития сотрудничества между банками и МСБ является неудовлетворение первыми состоянием заемщиков, а также потребность в содействии государства по осуществлению программ по разделению рисков кредитования startup, недостаточной финансовой грамотностью потенциальных клиентов.

Одним из способов разделения рисков является сотрудничество с Гарантийными фондами. На начало 2011 г. в Российской Федерации создано 73 гарантийных фонда. При сотрудничестве с гарантийным фондом заключается трехсторонний договор поручительства между банком, предпринимателем (заемщиком) и фондом. Преимущество этой схемы заключается в том, что поручительство фонда не требует

ни дополнительных затрат на страхование имущества, ни долгой процедуры зачета залога в качестве обеспечения. Денежные средства из федерального и региональных бюджетов служат залоговой базой по выдаваемым банком кредитам. Более того, за счет средств фондов осуществляется возмещение части суммы процентов по кредиту, части лизинговых платежей, части страховой премии, части расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам банковской гарантии, поручительства.

В Омской области 16 кредитных учреждений имеют право финансировать малый и средний бизнес региона под поручительство фонда, наибольшую активность проявляет Омское отделение № 8634 ОАО «Сбербанк России». В совокупности в фонде за 9 месяцев 2011 г. было заключено 97 договоров поручительства на общую сумму обязательств фонда 340 477,13 тыс. руб., сумма привлеченных кредитов за этот же период составила 793 447,58 тыс. руб. В сравнении с итогами работы Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, в котором за три квартала 2011 года было выдано 167 поручительств в размере 532 734,14 тыс. рублей по кредитам на сумму 899 495,80 тыс. руб. результаты Омского фонда выглядят более сдержанно. Но в обоих фондах наибольшую активность в сотрудничестве проявляют предприятия торговли (46,78 % в Омской области и 55 % в Новосибирской области) и Сбербанк РФ, что подчеркивает тенденцию развития МСБ в целом по Российской Федерации.

Другим продуктом, который направлен на развитие МСБ, является факторинг. При операциях факторинга банк финансирует своих клиентов против уступки прав требования к их покупателям (дебиторам) по предоставляемым этими компаниями коммерческим кредитам. Актуальность и востребованность данного продукта также подтверждается структурой сделок в разрезе размера бизнеса клиента ( рис. 2).

В международном праве факторингу посвящена UNIDROIT Convention on International Factoring — Конвенция о международном факторинге, подготовленная Международным институтом унификации частного права и принятая в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве. Согласно данному документу, фактор выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

— финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

100%

80%

60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40%

20%

0%

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Крупный бизнес Средний бизнес і Малый бизнес

2010 г.

Рис. 2. Структура сделок факторинга в разрезе размера бизнеса клиента по количеству клиентов

— ведение бухгалтерского учета по причитающимся суммам;

— сбор дебиторской задолженности;

— защита от неплатежеспособности дебиторов .

Ввиду этих причин факторинга объединяет в себе

сразу несколько функций. Во-первых, финансирование оборотного капитала. Во-вторых, фактор берет на себя работу по инкассации задолженности клиента. В-третьих, если это предусмотрено договором, фактор берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков. Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен (при факторинге акцент переносится на кредитоспособность их клиентов), а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.

В России широко используется закупочный факторинг, который в классическом виде предполагает тесную кооперацию с крупным дебитором, например, торговой сетью. Схема будет представлять собой установление лимита на большую федеральную торговую сеть с предложением специальных условий для ее поставщиков, а также совместную работу по определению на каких условиях и какие компании следует переводить на факторинг. В связке «производитель—торговая сеть» главную роль занимает именно торговая сеть в виду того, работа с ними является престижной и прибыльной, поэтому поставщики готовы принимать условия, которые выдвигаются ими, в том числе отсрочку платежа. В современных условиях торговая сеть не нуждается в каких-либо факторинговых продуктах, она получает необходимую продукцию в нужном объеме и на своих условиях. Для факторинговой компании или банка взаимоотношения производителя и торговой сети ничем не отличаются от отношений поставщика и покупателя, поэтому в таком случае используется прямой факторинг, предполагающий уступку дебиторской задолженности поставщика.

При реверсивном факторинге основная задача, которую решает клиент, — привлечение финансирования на закупку продукции, когда компания не может получить отсрочку платежа. В сегменте малого и среднего бизнеса реверсивный факторинг могут использовать сборочные производства для работы с поставщиками комплектующих, в том числе мебельной фурнитуры, компонентов для производства пластиковых окон. Это могут быть предприятия, выпускающие продукты питания, — реверсивный факторинг будет способствовать получению отсрочки платежа за поставленное сырье, тару и упаковку. Следовательно, если закупочный факторинг используется в сфере торговли, то реверсивный факторинг направлен на производственные предпри-

ятия. Соответственно, он является более актуальным с точки зрения изменения структуры малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) абсолютно некорректно проводить сравнения относительно вклада в развитие экономик малого и среднего бизнеса в различных странах ввиду совершенно различных критериев отнесения к таковым; 2) существующий сегодня малый и средний бизнес не имеет значительного положительного влияния на экономику ввиду его структуры, а именно, преобладание предприятий торговой сферы; 3) отсутствие единых критериев отнесения к МСБ; 4) неразвитость финансового механизма, что тормозит развитие МСБ.

Низкая эффективность труда в малом бизнесе перекрывается другими достоинствами, в частности способностью оперативно обеспечивать занятость, как правило, большую в расчете на вложенный капитал в сравнении с крупным производством. В силу этого место поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в региональной политике определяется не только наличием/отсутствием крупных налогоплательщиков, но и масштабами проблем занятости населения.

Отказ в российских нормативных документах от уточнения критериев отнесения к субъектам МСП относительно отраслевой принадлежности является безосновательным, так как существует разброс уровня фондовооруженности, энерговооруженности и электровооруженности труда по отраслям экономики.

На наш взгляд, целесообразно рекомендательным письмом Центрального банка РФ утвердить единый подход к классификации субъектов МСП с учетом отраслевой специфики и региональных особенностей, что упростит доступ к финансовым ресурсам субъектам МСП.

Библиографический список

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

public/documents/sba_homepage/serv_sstd_tablepdf.pdf (дата обращения: 28.11.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, заведующий кафедрой коммерции, маркетинга и рекламы, проректор Омской гуманитарной академии; профессор кафедры бухгалтерского учета и экономики Омского государственного аграрного университета; профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и статистики Омского филиала Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации.

ГОРДУСЕНКО Александр Владимирович, аспирант кафедры коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии; специалист отдела логистики ООО «ИКЕА ДОМ».

Адрес для переписки: email: alex.gordusenko@ gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.11.2011 г.

© О. Ю. Патласов, А. В. Гордусенко

УДК 330.83:519.86 е. Г. АНДРЕЕВА

А. Н. СУХОВА

Омский государственный технический университет

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В статье рассматриваются вопросы экономического роста и модели, с помощью которых они описываются. Выделяются основные модели кейнсианского типа, отражающие концепцию регулируемого экономического роста, возможности влияния политики накопления и инвестирования на темпы экономического роста, а также модели неоклассического направления, выявляющие механизм влияния сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и на динамику этого уровня.

Ключевые слова: экономический рост, валовой внутренний продукт, инвестиции, потребление, накопление, темп роста, модели.

Экономический рост является важнейшей характеристикой общественного производства страны. Экономический рост — это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Свое выражение он находит в увеличении национального производства, в возрастании экономической мощи страны, региона.

Экономический рост России в период, предшествующий кризису 2008 — 2009 гг, начался с 1999 г. В результате за 1999 — 2008 гг., согласно данным Росстата , уровень ВВП России вырос более чем на 90 %. Однако начавшийся в 2008 г. мировой кризис начал сказываться на экономике России с сентября — октября 2008 г. За последний квартал 2008 г. ВВП упал в среднем на 5,8 %. В связи с этим весьма актуально исследование моделей роста экономики, а также сохраняют свое значение разнообразные подходы, раскрывающие новые, неизученные аспекты данной проблемы.

Модели экономического роста позволяют отслеживать изменения национального дохода в зависимости от потребления, капиталовооруженности, инвестиций. В связи с этим весьма важным является

рассмотрение моделей макроэкономических процессов, их разнообразия, выделение особенностей каждой при решении экономических задач.

Основная цель построения таких моделей — это определение условий, необходимых для равновесного роста, под которым подразумевают такое развитие экономики, когда увеличивающиеся от периода к периоду объемы спроса и предложения на макроэкономических рынках всегда равны друг другу при полном использовании труда и капитала .

Анализируются следующие макроэкономические модели роста.

Неоклассические модели

Неоклассики при анализе экономического роста исходят, во-первых, из того, что стоимость продукции создается всеми производственными факторами (ресурсами); во-вторых, из того, что каждый фактор производства вносит свой вклад в создание стоимости продукции в соответствии со всеми предельными продуктами и получает доход, равный этому предельном продукту; в-третьих, из того, что существует количественная зависимость между выпуском

admin