Субъекты избирательного процесса

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;
  • выдвижение кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование.

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Стадия формирования избирательных комиссий.. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК — назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК — назначаются Советом Федерации; пять — Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов.

Субъекты избирательного процесса

Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Сбор подписей. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, — наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе — письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье — наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам .

Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2517 | Нарушение авторского права страницы

Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации

Иоселиани А.Ю., соискатель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина, зам. директора по ВР Липецкого филиала Воронежского экономико-правового института.

Реализация избирательных прав граждан Российской Федерации осуществляется посредством деятельности различных организаций, лиц, участников выборного процесса, имеющих определенный правовой статус. Однако количество субъектов избирательного процесса не является раз и навсегда определенным. Это связано с тем, что законодательство о выборах развивается, совершенствуется, кроме того, среди ученых нет единого мнения о классификации субъектов избирательного процесса. Учитывая, что выборы в России приобрели характер не всегда честной борьбы с использованием "грязных" технологий при недостаточном или неэффективном контроле со стороны правоохранительных органов или избирательных комиссий, возрастает роль института наблюдателя в избирательном процессе.

Одни ученые выделяют три группы субъектов избирательного процесса и относят наблюдателей к группе граждан и объединений, реализующих пассивные избирательные права <1>. Согласно другой точке зрения наблюдатели входят в группу индивидуальных субъектов вместе с избирателями, членами комиссий с правом совещательного голоса, кандидатами, их представителями и доверенными лицами <2>. Автор не ставит задачу вступать в дискуссию по данному вопросу, лишь отмечает, что ему близка вторая точка зрения как наиболее простая в классификации.

<1> См.: Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие. М., 2003. С. 258 — 259.
<2> См.: Веденеев Ю.А. Политическая реформа и избирательный процесс в России // Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспектива. М., 1995. С. 34.

Порядок назначения и полномочия наблюдателей регулируются Федеральными законами N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также другими законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и международными договорами.

С 6 августа 2005 г. вступил в силу п. 4 ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о назначении наблюдателя зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов или зарегистрировавшим список кандидатов. Федеральным законом предусматривается возможность законами субъектов РФ предоставить право назначения наблюдателей иными общественными объединениями, инициативной группой по проведению референдума. Однако практика показывает, что в ряде законов, нормативно-правовых актов субъектов РФ наблюдатели на выборах от общественных организаций уже не предусмотрены, как, например, в Законе Липецкой области от 2 июня 2006 г. N 298-ОЗ "О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов", в Избирательном кодексе г. Москвы, принятом в 2005 г. В соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области избирательной комиссией утвержден, в частности, порядок реализации статуса наблюдателей при проведении 14 марта 2010 г. выборов областной Думы, в котором отмечено, что "наблюдателя может назначить избирательное объединение, выдвинувшие зарегистрированный список кандидатов в депутаты" <3>.

<3> Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 22/77 // URL: www.ikso/content.php?id=324&a=5588.

Таким образом, отсутствие наблюдателей от общественных организаций, которые не претендуют на представительство в органах власти, но заинтересованы в честных выборах и могли бы дать объективную оценку, создает дополнительную возможность для фальсификации результатов выборов.

Наблюдатели не могут назначаться общественными объединениями, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Создание и деятельность таких общественных объединений запрещены согласно п. 5 ст. 13 Конституции РФ.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

В соответствии с избирательным законодательством наблюдателями являются граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, которые в день выборов, а также в дни досрочного голосования уполномочены проводить наблюдение за ходом проведения голосования, за подсчетом голосов избирателей и другой деятельностью избирательных комиссий. Политическая партия может назначить в каждую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Чтобы исключить влияние какой-либо партии на избирательную комиссию, не допускается одновременное осуществление наблюдения двумя и более наблюдателями от одной партии.

В п. 6 ст. 30 Федерального закона N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" четко обозначены права наблюдателей. Они могут знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, заявлений о голосовании вне помещения для голосования, присутствуя как в помещении для голосования, так и вне его. В связи с изменением в Законе N 67-ФЗ наблюдатели получили право находиться даже на избирательном участке в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (п. 5 ст. 30). Кроме того, наблюдатели вправе наблюдать за подсчетом числа избирателей, выдачей избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы им возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов. Наблюдатели имеют право обращаться с предложениями и замечаниями к председателю участковой избирательной комиссии; знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, получать заверенные копии протоколов; обжаловать решения, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

Изменения, которые были внесены в избирательное законодательство в 2005 г., расширили полномочия наблюдателей, но одновременно они были лишены права самостоятельно делать копии протоколов избирательных комиссий и приложенных к ним документов, осталось лишь право получать от комиссии заверенные копии протоколов.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона N 51-ФЗ и п. 10 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ наблюдатель не вправе проводить предвыборную агитацию среди избирателей, заполнять бюллетень, выдавать избирательные бюллетени, расписываться за избирателя; совершать действия, нарушающие тайну голосования и препятствующие работе избирательной комиссии; участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Что же касается участия в выборах международных наблюдателей, то оно регулируется теми же Федеральными законами, но они не содержат определения, кто является иностранным (международным) наблюдателем. Такое определение имеется в Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента РФ, которые были утверждены Постановлением ЦИК от 24 января 2008 г. N 90/703-5: "Иностранным (международным) наблюдателем может быть не являющийся гражданином РФ представитель иностранной или международной организации, наделенной правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов Президента РФ. Международной организацией в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" является межгосударственная, межправительственная организация" (п. 1.1 и п. 1.2).

Право приглашения международных наблюдателей имеется у Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов. Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права приглашать наблюдателей. Он может лишь вносить предложения о направлении приглашений иностранным наблюдателям, как и международные и национальные правительственные и неправительственные организации, а также частные лица, имеющие признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 31).

В соответствии с указанной статьей иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию и аккредитацию ЦИК РФ. Центральная избирательная комиссия выдает иностранному наблюдателю удостоверение, согласно которому срок его полномочий начинается со дня аккредитации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. Федеральные и региональные органы государственной власти обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность самостоятельно и независимо за счет их собственных средств или средств стороны, направившей наблюдателя.

Как субъекты избирательного процесса иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, представителями партий, общественных объединений, национальными наблюдателями. Они вправе публично излагать свое мнение об избирательном законодательстве, о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям СМИ только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

В то же время иностранному наблюдателю законом запрещено использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании. В качестве меры ответственности предусмотрено лишение аккредитации.

Международное наблюдение за выборами выступает частью международного наблюдения за соблюдением прав человека, поэтому важнейшим источником является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В п. 3 ст. 21 отмечается, что "воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве".

Среди других документов следует отметить Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 г. и вступивший в силу в 1976 г., а также обязательную силу для Российской Федерации имеют не только избирательные стандарты, принятые в рамках Совета Европы, но и стандарты СНГ. Статьи 14 и 15 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств регламентируют статус и полномочия национальных и международных наблюдателей.

Избирательное законодательство России, определяя права национальных и международных наблюдателей, не регламентирует четко их обязанности, лишь ограничивает тем, что они делать не вправе.

Как правильно вести наблюдение за процессом выборов и подсчетом голосов? Большинство партий имеют свои инструкции и методики по наблюдению и обучают направляемых ими людей в избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ в силу своих полномочий, определенных федеральными законами, принимает инструкции, разрабатывает рекомендации для наблюдателей, оказывая нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую и иную помощь. Как уже отмечалось, при проведении выборов Президента РФ Центральной избирательной комиссией были подготовлены Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей. Учитывая сложное и объемное избирательное законодательство РФ, дублирование статей в разных федеральных законах, этот документ более четко разъяснил полномочия, порядок деятельности иностранных наблюдателей, ответственность за нарушение законодательства в соответствии с положениями Конституции, федеральных законов, постановлениями ЦИК и нормами международного права в области организации и проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия кроме рекомендаций и разъяснений снимала учебные фильмы, проводила занятия с представителями партий с целью повышения правовой грамотности участников избирательного процесса. Член ЦИК РФ Игорь Борисов в своем интервью обращал внимание на то, что члены участковых комиссий — это обычные люди, работают не на постоянной основе и, естественно, при достаточно сложном избирательном процессе неизбежны погрешности и ошибки.

Тема 5. Участники избирательного процесса

И. Борисов советовал наблюдателям обязательно приходить до начала голосования, чтобы видеть процедуру опечатывания пустых избирательных ящиков, а также не копить заявления и жалобы до окончания голосования. Чтобы помочь избирателям в реализации их конституционных прав, нужно оперативно принимать меры, при необходимости ставить в известность вышестоящие избирательные комиссии <4>.

<4> См.: Наблюдатель — друг избиркома // Интервью ЦИК России Игоря Борисова. URL: http://www.rfsv.ru.

Однако если бы проблема была только в ошибках членов избирательной комиссии, вероятно, не обнаружилось бы столько нарушений, выявленных наблюдателями на выборах, в частности 11 октября 2009 г., проходивших в 75 субъектах РФ. Проблема еще и в том, что на протяжении ряда лет состав многих участковых комиссий практически не меняется. В этом есть свои плюсы и минусы. Замечательно, если в них работают ответственные люди, которые не пойдут на фальсификацию итогов голосования, но практика показывает, что имеется немало "спевшихся" коллективов, которые обеспечат победу указанной партии или кандидату. И здесь наблюдателям нужно быть вдвойне внимательными. Они могут столкнуться не только с нарушениями законодательства со стороны комиссий, но и с "грязными" политтехнологиями со стороны кандидатов.

У депутатов Государственной Думы возникли серьезные претензии к Председателю ЦИК в связи с фальсификацией выборов 11 октября 2009 г. По мнению Чурова, количество зарегистрированных жалоб на один участок было меньше, чем на мартовских выборах 2009 г. "Между тем огромная проблема как раз зарегистрировать жалобу или, например, получить заверенную копию бюллетеня сразу после подсчета — даже у членов ЦИК, а тем более у наблюдателей. Потому что противодействуют фиксации этих нарушений очень многие: от сотрудников УИК и членов ТИК до сотрудников милиции" <5>. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность. Нарушение прав наблюдателя на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов (ст. 5.6 КоАП РФ), а также непредоставление либо несвоевременное предоставление сведений наблюдателям об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ) влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от 1 тысячи до 2 тысяч рублей (в редакции Федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ и от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ). Наблюдателями от разных политических партий нарушения на выборах отмечались в Москве, Тульской, Кемеровской, Курганской, Тюменской областях, в Республике Марий Эл и других субъектах РФ. По фактам нарушений, выявленных наблюдателями, возбуждались и уголовные дела. По собственной информации газеты "Советская Россия", в подмосковном Воскресенске возбуждено уголовное дело по фактам фальсификации, так как появившиеся через двое суток в системе ГАС "Выборы" результаты голосования очень отличались от зафиксированных в протоколах наблюдателей <6>.

<5> Польгуева Е. Чур меня! // Советская Россия. 2009. 24 окт.
<6> См.: Всероссийская акция протеста // Советская Россия. 2009. 24 окт.

К сожалению, практика применения административной ответственности и уголовно-правовых санкций не так велика, как могла быть, учитывая количество нарушений на выборах. Проблема не только в законодательстве, не обеспечивающем честный подсчет голосов, но и в исполнении тех статей законов, которые четко определяют права и обязанности всех субъектов избирательного процесса. Поэтому на выборах очень важны такие качества наблюдателей, как честность, добросовестность, выдержка и, разумеется, хорошее знание избирательного законодательства, осознание своей роли в реализации избирательных прав граждан.

Выборы 11 октября 2009 г. были признаны легитимными, несмотря на многочисленные нарушения. Еще одной проблемой этих выборов в ряде регионов была низкая активность граждан. Вполне возможно, что это неверие в то, что контроль со стороны гражданского общества может что-то изменить.

Итак, избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников, среди которых важную роль играют наблюдатели. Их полномочия регулируются рядом федеральных законов и законов, нормативных актов субъектов РФ. Внесенные изменения или, наоборот, пробелы в избирательном законодательстве ограничивают возможности контроля за соблюдением законов о выборах на этапе голосования и подведения результатов. Лишение общественных объединений права направлять наблюдателей приводит к снижению прозрачности избирательного процесса и большей фальсификации итогов голосования. Это право необходимо восстановить.

Российское законодательство предусматривает возможность обжалования нарушений в избирательные комиссии и суды. Однако процедура рассмотрения обращений в избирательные комиссии практически не регламентирована, порядок же хранения документов не позволяет гарантировать, что на суд они попадут в неизменном виде. Несмотря на указанные проблемы, присутствие национальных и иностранных наблюдателей на выборах в Российской Федерации может в целом повысить авторитет избирательного процесса. Анализ нарушений, выявленных наблюдателями, позволяет совершенствовать избирательное законодательство и процесс реализации избирательных прав граждан. Обеспечивая параллельное определение результатов голосования, наблюдатели являются источником информации, на основании которой могут быть сделаны заключения о подлинности официальных итогов выборов.

Субъекты избирательного процесса

1. Понятие и статус субъекта избирательного процесса.

Субъект ИП – это лицо, обладающее правами и обязанностями, связанными с подготовкой и проведением выборов. Необходимым условием реализации избирательных прав и обязанностей яв-ся избирательная правосубъектность, которая состоит из 3-х элементов: правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.

Избирательная правоспособность – это потенциальная возможность лица быть участником избирательных правоотношений. Возникает у граждан РФ с момента рождения.

Избирательная дееспособность – это способность лица своими действиями реализовывать принадлежащие им права и возложенные на них обязанности по формированию выборных органов и должностных лиц публичной власти. Возникает у граждан РФ по достижении ими возраста 18 лет.

Избирательная деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения. Зависит от того, какое именно правонарушение совершено, если это конституционно-правовое или гражданско-правовое правонарушение, то она возникает с 18 лет, административная или уголовная с 16 лет.

Статус участника избирательной кампании – совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием в избирательных действиях.

2. Виды субъектов избирательного процесса.

Субъекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными:

1) Основные субъекты – наделены правами и обязанностями по участию в ИП. Это субъекты, обладающие правами и обязанностями непосредственно связанными с участием в избирательном процессе.

  • Общие (избиратели) – граждане РФ, ИНГ, политические партии, иные общественные объединения.
  • Специальные – лица, которых закон наделяет дополнительными правами, гарантиями и обязанностями (кандидаты и избирательные объединения).

2) Вспомогательные –наделены полномочиями по оказанию содействия основным субъектам по участию в избирательном процессе. Это ОГВ, ОМС, СМИ, избирательные комиссии.

3. Гражданин, как субъект избирательного процесса.

Е.

Избирательное право

В Корчиго предлагает выделять 3 уровня содержания избирательной правосубъектности граждан:

1 уровень – обладание гражданством и достижение возраста 18 лет. Обладатели имеют право выступать, а ИП в качестве представителей его основных участников. Это уполномоченные представители, доверенные лица, члены комиссии с правом совещательного голоса.

2 уровень – обладание активным избирательным правом, которое предоставляется с учетом с учетом места жительства гражданина в зависимости от уровня выборов.

3 уровень – обладание пассивным избирательным правом, в отношении которого установлен ряд избирательных цензов.

Граждане, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами, как непосредственно, так и в составе списков кандидатов. При этом непосредственно они мб выдвинуты в порядке самовыдвижения, либо избирательным объединением. В составе списка, только избирательным объединением.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности после поступления в ИК заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему округу.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, при этом кандидаты, которые замещают государственные или выборные муниципальные должности яв-ся государственными или муниципальными служащими, членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением ПП, работают в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ, в частности понимается, привлечение к участию в избирательной кампании подчиненных лиц, использования служебных помещений, телефонной связи, служебного транспорта и др.

После выдвижения кандидат, который представил в ИК, установленные законом документы, а так же, ели это необходимо подтвердил свое выдвижение определенным кол-ом подписей, получает статус зарегистрированного кандидата, который предоставляет ему дополнительные гарантии.

Дополнительными гарантиями, в частности яв-ся: право на освобождение от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий, в любой день и на любое время на период до официального опубликования результатов выборов.

Зарегистрированные кандидаты не мб по инициативе администрации уволены с работы, со службы, отчислены из образовательного учреждения, или переведены на другую работу, а так же направлены в командировку или призваны на военную службу.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечение его в качестве его обвиняемого по уголовному делу, заключение под стражу могут быть приняты с согласия председателя следственного комитета РФ или руководителя следственного органа следственного комитета РФ в зависимости от уровня выборов.

Кроме того, к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, они могут быть привлечены только с согласия прокурора соответствующего уровня.

Наблюдатель – это гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии, в период проведения голосования, установления его итогов, определение результатов выборов.

Наблюдатель, в частности, вправе знакомиться со списками избирателей, в день голосования находиться в помещении для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, наблюдать за подсчетом голосов избирателем.

Доверенное лицо – гражданин РФ, назначенный кандидатом или избирательным объединением, который имеет право, выступать от их имени на всех заседаниях соответствующей ИК, а так же осуществлять в их интересах агитационную деятельность.

Доверенные лица не обладают полномочиями наблюдателей.

Взять лекцию

15.04.2013

Тема 3. Регистрация. Учет избирателей и виды избирательных единиц.

1. Регистрация, учет избирателей, составление списков избирателей

Регистрация –действия по учету избирателей, проживающих на территории определенного муниципального образования, а так же формирование сведений об избирателях.

Учет избирателей – это включение граждан в число избирателей на соответствующей территории, исключение их из этого числа, внесение изменений в сведения об избирателях по установленным законодательством основаниям.

Таким образом, регистрация и учет обозначают один и тот же процесс, но первый термин с формально- юридической точки зрения, а второй с точки зрения его содержания.

Учет избирателей осуществляется по месту их жительства. Закон предусматривает три категории субъектов, осуществляющих учет избирателей:

1) По общему правилу – это глава местной администрации, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, либо руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения в случаях предусмотренных законом.

2) Учет избирателей военнослужащих членов их семей и других избирателей, проживающих в приделах воинской части осуществляется командиром воинской части.

3) Учет избирателей, проживающих за приделами РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения РФ.

Регистрация избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, с использованием государственной автоматизированной систем «Выборы».

В целях регистрации различные гос органы в установленные законом сроки, предоставляют уполномоченным субъектам сведения об избирателях. А именно:

1)Органы, осуществляющие регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, а так же выдачу и замену документов, удостоверяющих личность, не реже, чем один раз в месяц.

2)Органы ЗАГС не реже , чем один раз в месяц представляют сведения о фактах смерти граждан

3)Не реже, чем один раз в три месяца органы, осуществляющие воинский учет сообщают о гражданах, призванных на военную службу. А органы уголовно исполнительной системы – о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Это сведения в свою очередь передаются уполномоченным субъектам не реже, чем один раз в месяц в ИК субъекта РФ, для формирования и ведения регистра избирателей.

Список избирателей представляет собой перечень граждан, имеющих право проголосовать на территории конкретного избирательного участка. Списки избирателей, как правило, составляются территориальными избирательными комиссиями, отдельно по каждому избирательному участку.

См. схему №6

Закон предусматривает ряд особых случаев, связанных с составлением списков избирателей:

1) На избирательных участках, образованных на вокзалах и в аэропортах списки избирателей составляются в день голосования и исключительно на основании открепительных удостоверений.

2) Законом субъектам мб предусмотрено образование специальных избирательных участков для голосования граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства. Такие граждане включаются в списки на основании их письменного заявления, поданного в ИК не позднее, чем в день голосования.

3) При проведении выборов федеральные органы гос власти, участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за приделами РФ, вправе составлять список до дня голосования по письменным обращениям, а в день голосования по устным обращениям, явившихся в участковую комиссию граждан РФ.

Список избирателей составляется в 2-х экземплярах, по общему правилу, территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр, списка избирателей, конкретного избирательного участка, не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.

Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр книги избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга, не позднее дня предшествующего дню голосования дб сброшюрована, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

Участковая комиссия за 20 дней до голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Избиратель вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей.

В течение 24 часов, а в день голосования в течении 2 часов с момента обращения, но не позднее окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причины такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Взять лекцию

22.04.2013

Федеральными законами о конкретных выборах предусматриваются особенности выдвижения кандидатов. Так, для выдвижения кандидата на должность президента РФ необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее, чем за 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, обращается в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации группы избирателей, и своим заявлением о согласии, баллотироваться, в котором указываются персональные сведения о нем.

Кроме того, прилагаются сведения о размере и об источниках доходов кандидата на должность президента РФ и его супруги за 6 лет, предшествующих году назначения выборов.

Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

admin