Субъекты бюджетного процесса

РЕФЕРАТ

по курсу "Основы экономики"

по теме: "Бюджетный процесс в Российской Федерации"

1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

2. Основы формирования бюджетов Российской Федерации

Литература

1.

§ 3. Бюджетный процесс в субъектах РФ

Участники бюджетного процесса и их полномочия

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В соответствии с этим определением необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы:

нормативные документы, определяющие состав бюджетного законодательства;

распределение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления (по вертикали);

круг участников бюджетных правоотношений;

полномочия участников бюджетного процесса (по горизонтали).

Необходимо отметить, что Бюджетному кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу. В то же время Бюджетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти.

К компетенции федерального уровня государственной власти принадлежат:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

утверждение бюджетной классификации РФ;

установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

управление долгом Российской Федерации;

определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ и др.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся не только вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, но и порядок организации межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ, хотя эти вопросы находятся в сфере совместного ведения с федеральными органами государственной власти. Соответственно компетенция органов местного самоуправления должна осуществляться в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса:

Президент Российской Федерации;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. В состав участников бюджетного процесса входят также органы, обладающие бюджетными полномочиями.

Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие обязанности:

рассматривать и утверждать бюджеты;

рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов;

формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и др.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.

Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). Представляется, что это положение направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе, который, как известно, устанавливает, что исполнение бюджета — исключительная компетенция исполнительных органов власти.

Органы исполнительной власти осуществляют:

составление проектов бюджетов;

представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами;

исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

управление государственным (муниципальным) долгом;

осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности:

совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;

обслуживает счета бюджета;

осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из компетенции кредитных организаций.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют:

контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня главным распорядителем бюджетных средств выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;

утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

составляет бюджетную роспись;

БК РФ Статья 152. Участники бюджетного процесса

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Бюджетный процесс в Российской Федерации (стр. 1 из 3)

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

(п. 5 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Ст. 152 БК РФ. Участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс на региональном уровне (на примере Свердловской области)

1. Составление проектов бюджета

2. Рассмотрение и утверждение бюджета

3. Исполнение бюджета

Особенность бюджетных процессов всех уровней (в том числе и регионального) — последовательное прохождение постоянно возобновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.

Формирование бюджетов включает в себя следующие стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Исполнение бюджетов — следующая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов устанавливается законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе РФ и иных субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления.

Рассмотрим более подробно основные стадии бюджетного процесса в Свердловской области.

Закон Свердловской области от 25 ноября 1994 г. N 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с последними изменениями от 20.02.2009г.) регулирует отношения, связанные с:

– составлением проекта областного бюджета, проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Свердловской области — Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области;
– рассмотрением проекта областного бюджета, проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области;
– утверждением областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области и внесением в них изменений;
– исполнением областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области;
– составлением и рассмотрением участниками бюджетного процесса в Свердловской области бюджетной отчетности, ее утверждением органами государственной власти Свердловской области, а также осуществлением участниками бюджетного процесса в Свердловской области государственного финансового контроля.

1. Составление проектов бюджета

Общий порядок составления проекта областного бюджета представлен в статье 4 закона Свердловской области от 25 ноября 1994 г.

Бюджетный процесс в Российской Федерации

N 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с последними изменениями от 20.02.2009г.).

Составление проекта областного бюджета осуществляется в соответствии с основами составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, определенными федеральным законом. Проект областного бюджета составляется сроком на три года, а именно на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта областного бюджета обеспечивается Правительством Свердловской области. Непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляется финансовым органом Свердловской области.

Проект областного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития Свердловской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств Свердловской области. В ходе составления проекта областного бюджета должны применяться следующие документы и материалы:

– бюджетное послание Президента Российской Федерации;
– основные направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации;
– бюджетное послание Губернатора Свердловской области;
– государственное задание;
– реестр расходных обязательств Свердловской области;
– документы, применяемые для расчета межбюджетных трансфертов;
– методика планирования бюджетных ассигнований.

Проект областного бюджета составляется в форме проекта закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок и сроки составления проекта областного бюджета устанавливаются Правительством Свердловской области.

В проекте закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должны предусматриваться:

– основные характеристики областного бюджета на очередной финансовый год, включая общий объем доходов областного бюджета, общий объем расходов областного бюджета, дефицит областного бюджета или профицит областного бюджета;
– основные характеристики областного бюджета на плановый период, включая общий объем доходов областного бюджета, общий объем расходов областного бюджета, дефицит областного бюджета или профицит областного бюджета;
– нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на очередной финансовый год и плановый период (в случае, если эти нормативы не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации);
– общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств Свердловской области, на очередной финансовый год;
– общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств Свердловской области, на плановый период;
– общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов областного бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов областного бюджета;
– объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Свердловской области на очередной финансовый год;
– объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Свердловской области на плановый период;
– верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области, выраженным в валюте Российской Федерации;
– верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области по состоянию на 1 января года, следующего за каждым годом планового периода, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области, выраженным в валюте Российской Федерации;
– верхний предел государственного внешнего долга Свердловской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области, выраженным в иностранной валюте (в случае, если такой долг имеется);
– верхний предел государственного внешнего долга Свердловской области по состоянию на 1 января года, следующего за каждым годом планового периода, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области, выраженным в иностранной валюте (в случае, если такой долг имеется);
– цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты из областного бюджета, условия и порядок предоставления этих бюджетных кредитов, объем бюджетных кредитов, которые предоставляются из областного бюджета в пределах финансового года, и объем бюджетных кредитов, которые предоставляются из областного бюджета на срок, выходящий за пределы финансового года (в случае, если планируется предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде);
– распределение бюджетных инвестиций, которые планируется предоставить юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями Свердловской области, государственными унитарными предприятиями Свердловской области, в очередном финансовом году и плановом периоде с указанием полных наименований юридических лиц, которым планируется предоставить такие инвестиции, объемов и целей их предоставления.

В проекте закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период могут предусматриваться иные положения, связанные с особенностями формирования доходов и (или) расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также с особенностями расходования средств областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

Внесение проекта закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в порядке законодательной инициативы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области осуществляется Губернатором Свердловской области в порядке законодательной инициативы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области не позднее 15 октября текущего финансового года.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета

Рассмотрение проекта закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период осуществляется палатами Законодательного Собрания Свердловской области.

Порядок рассмотрения установлен областным законодательством о правовых актах в Свердловской области, с учетом особенностей, предусмотренных в статьях 21 и 22 закона Свердловской области от 25 ноября 1994 г. N 8-ОЗ.

Статья 21 предусматривает необходимость проведения контрольным органом Законодательного Собрания Свердловской области — Счетной палатой — экспертизы проекта закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и экспертизы поправок к проекту закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятого Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области в первом чтении.

Статья 22 предусматривает необходимость создания и деятельности временной согласительной комиссии Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам, связанным с рассмотрением проекта закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласительная комиссия создается на том же заседании Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, на котором проект закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается в первом чтении.

Согласительная комиссия:

– вырабатывает предложения по урегулированию разногласий, возникших между государственными органами Свердловской области в процессе рассмотрения проекта закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Законодательным Собранием Свердловской области;
– рассматривает поступившие в Законодательное Собрание Свердловской области обращения, связанные с формированием доходов и (или) расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
– вырабатывает мнение по поправкам к проекту закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятому Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области в первом чтении.

Принятие закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области должно быть завершено не позднее 1 декабря текущего финансового года (ст. 23 Закона N 8-ОЗ)

В частности, закон Свердловской области об областном бюджете на 2011 год принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 16 ноября 2010 года, одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 25 ноября 2010 года.

3. Исполнение бюджета

Исполнение областного бюджета осуществляется в соответствии с основами исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, определенными федеральным законом и обеспечивается Правительством Свердловской области.

Исполнение областного бюджета организует финансовый орган Свердловской области, а осуществляют участники бюджетного процесса в Свердловской области в пределах их бюджетных полномочий. Организация исполнения областного бюджета, в том числе по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита областного бюджета, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Закона Свердловской области «О бюджетном процессе в Свердловской области» остатки средств областного бюджета на начало текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения областного бюджета в текущем финансовом году, в полном объеме.

Порядок составления сводной бюджетной росписи предусмотрен статьей 28 выше указанного закона. В сводной бюджетной росписи областного бюджета наряду с другими бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в законе Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, отражаются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Свердловской области.

При этом бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Свердловской области отражаются отдельно по каждому инвестиционному проекту в случае, если сметная стоимость инвестиционного проекта, в котором предусматривается осуществление за счет средств областного бюджета государственных инвестиций Свердловской области, превышает 100 миллионов рублей.

Порядок составления и ведения кассового плана областного бюджета рассматривает статья 29. Порядок составления и ведения кассового плана областного бюджета, в том числе состав и сроки представления главными распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета в финансовый орган Свердловской области сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана областного бюджета, устанавливается финансовым органом Свердловской области.

Отчеты об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года вносятся финансовым органом Свердловской области на рассмотрение Правительства Свердловской области в сроки, установленные Правительством Свердловской области. Их рассмотрение завершается утверждением данных отчетов Правительством Свердловской области.

Не позднее пяти дней после их утверждения Правительством Свердловской области отчеты об исполнении областного бюджета направляются Законодательному Собранию Свердловской области и Счетной палате для осуществления государственного финансового контроля в ходе исполнения областного бюджета.

Отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год вносится финансовым органом Свердловской области на рассмотрение Правительства Свердловской области в срок, установленный Правительством Свердловской области. Рассмотрение отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год Правительством Свердловской области завершается принятием решения о направлении этого отчета Счетной палате для проведения его внешней проверки.

Отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год направляется Правительством Свердловской области в Счетную палату не позднее 15 апреля текущего финансового года.

admin