Структурные элементы нормы права

Структурные элементы правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.

В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

Структура правовой нормы показывает из каких элементов /частей/ состоит норма и как эти части взаимосвязаны.

Таких элементов три:

— ГИПОТЕЗА /предложение/ – это элемент правовой нормы, в которой указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

— ДИСПОЗИЦИЯ /распоряжение/ – это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

— САНКЦИЯ /взыскание/ – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы прав.ВИДЫ САНКЦИЙ:

— абсолютно-определенная

— относительно-определенная

— альтернативная

Виды диспозиций:

— альтернативная

— прямая

— бланкетная

Виды гипотиз::

— простая

— сложная

— альтернативная

№30. Понятие системы права. Основные формирования отраслей права. Система права и система законодательства, их соотношение.

Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли и институты.

Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяется общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются.

Структура нормы права.

Это исключает дублирование, громоздкость, а следовательно, способствует лучшему восприятию содержания норм. В отраслях права, как правило, выделяются основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержания и объем правового регулирования. Так, в отрасли Конституционного права таким институтом является институт конституционного строя, а в отрасли трудового права – институт трудового договора,

ОТРАСЛЬ ПРАВА — это совокупность взаимосвязанных, обусловленных

юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием,

Отрасль формируется из правовых норм через институты.

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ – это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (Воздушный кодекс).
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство, в соответствии с которым ведется республиканское законодательство.

Date: 2016-06-09; view: 96; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Норма права

Структура правовой нормы. Элементы нормы права и их разновидности.

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

31. Правосознание: понятие, структура, классификация.

Правовое сознание – совокупность идей, мнений, представлений людей, социальных групп, всего общества в целом о действующем и желаемом праве.

Элементы правосознания:

1) Правовая идеология – основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву;

2) Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права;

3) Поведенческие элементы – привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права.

Виды правосознания:

1) по субъекту: индивидуальное – правосознание, присущее конкретной личности, групповое – правосознание, присущее определенной однородной социальной группе, массовое – правосознание, присущее большим массам;

2) по социальному статусу субъекта: обыденное – присущее субъектам, не имеющим профессиональных знаний о праве, профессиональное – присущее профессиональным юристам, научное (доктринальное) – присущее профессиональным юристам.

Функции правосознания:

1) гносеологическая – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности;

2) оценочная – с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым;

3) регулятивная – дает возможность с помощью сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его;

4) моделирования – служит средством формирования соответствующей модели поведения, которое рассматривается как необходимое.

32. Правовая культура: понятие, структура, классификация.

Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества».

Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение.

Виды правовой культуры:

1) ПК индивида;

2) ПК социальных групп;

3) ПК общества того или иного государства;

4) Национальная ПК;

5) Общечеловеческая ПК.

Структура правовой культуры:

1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта;

2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности;

3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение.

Уровни развития правовой культуры общества определяются:

1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям;

2) соответствием системы ценностей правовым ценностям;

3) степенью развитости системы права;

4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений;

5) состоянием правосудия;

6) способами взаимодействия между госорганами;

7) способами взаимодействия между госорганами и населением;

8) способами решения правовых конфликтов в обществе.

Уровень развития правовой культуры индивида определяется:

1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям;

2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит;

3) социальным статусом индивида;

4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит;

5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 154 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе».

Структурные элементы правовой нормы

Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Структура нормы права. Виды структурных элементов правовых норм.

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, гарантированное государством правило поведения общего характера, направленное на урегулирование общественных отношений.

Структура нормы права упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей 3:

1) гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. В ней содержатся фактические обстоятельства (юридические факты) при наличии которых субъекты совершают определенные действия. Например: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». (Гипотеза подчеркнутая часть)

2) диспозиция – элемент нормы права, который содержит само правило поведения, то есть указывает на права, обязанности или запреты, которые необходимо реализовать при наличии условий, указанных в гипотезе. (В указанной выше норме оставшаяся часть нормы является диспозицией, так как указывает на право покупателя отказаться от исполнения договора.)

3) санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения. «Проезд на запрещающий сигнал светофора — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль.

Логически структуру нормы права можно выразить следующим образом: «если….(гипотеза)….то (диспозиция)…в противном случае (санкция)».

Виды структурных элементов нормы

Структурные элементы по своему строению, по количеству составляющих компонентов могут быть простые, сложные и альтернативные.

Простая гипотеза предполагает наличие одного условия, при котором норма вступает в действие. Например, в указанной выше норме, для отказа от исполнения договора купли продажи достаточно одного условия – отказ продавца от передачи проданного товара.

Простая диспозиция предполагает совершение одного варианта поведения. Из содержания рассматриваемой нормы следует, что покупатель может только отказаться от исполнения договора.

Простая санкция содержит одну меру наказания (государственного принуждения). Например, ТК РФ «работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб».

Сложная гипотеза содержит в своем составе несколько условий, лишь при наличии которых в совокупности норма вступает в действие. Пример «Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (1 условие) и последний неосновательно отказался от оплаты (2 условие), то поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров.

Сложная диспозиция предписывает совершать одновременно несколько действий «если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара (первый вариант поведения) и уплаты процентов …» (второе действие).

Сложная санкция указывает на несколько мер наказания, которые совместно применяются к правонарушителю. Например, КоАП «Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без разрешения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.

Альтернативная гипотеза так же содержит несколько условий. Однако в отличие от сложной гипотезы для действия нормы достаточно одного из указанных фактов.

Аналогично альтернативная диспозиция требует совершения одного из нескольких указанных в ней вариантов поведения. Например: «Если недостатки товара не были оговорены продавцом (1 условие гип.), покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества(2 условие гип.), вправе по своему выбору потребовать от продавца: — соразмерного уменьшения покупной цены (1 вариант поведения); — безвозмездного устранения недостатков товара (2 вариант); — возмещения своих расходов (3 вариант поведения).

Альтернативная санкция — применения к правонарушителю одного из нескольких указанных в ней мер государственного принуждения. Пример КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

55. Система нормативных правовых актов по Конституции РФ.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

На вершине этой пирамиды находится Конституция России принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

На следующем уровне находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации.

Далее по нисходящей находятся постановления Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.

Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти.

Структура нормы права: определение, элементы и примеры

Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации издают в рамках своей компетенции нормативные указы или постановления. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.

Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т. п. Государственное санкционирование здесь проявляется в регистрации, утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами.

Читайте также:


admin