Структурная реорганизация

Реорганизация структуры предприятия

Это полное или частичное изменение организационно-штатной структуры отдела или подразделения в рамках компании, с увольнением части сотрудников или их переводом на другие должности. Часто в связи с неправильной организацией этого процесса нарушаются права отдельных сотрудников, что может привести к возникновению вопросов у юридического лица со стороны:

  • трудовой инспекции;
  • налоговой службы;
  • иных контролирующих органов и служб.

Стоит обязательно иметь в виду, что во время реорганизации учитывается момент, связанный с изначальной структурой предприятия. Также и то, что каждое обособленное подразделение имеет свой юридический адрес, отличающийся от адреса головного офиса.

Реорганизация производства без замены технологий и оборудования в производстве

Существует так называемая теория 3М, в которую включаются следующие понятия:

  • man — человек, в данном случае сотрудник;
  • machine — машина или оборудование организации;
  • material — материальные ценности.

В контексте проводимой реорганизации многие руководители высшего или среднего звена совершенно забывают о том, что достаточно просто умело управлять людьми без затрагивания неодушевленных предметов. Именно процесс взаимодействия с подчиненными должен являться основополагающим фактором.

Порядок реорганизации подразделений предприятия

О том, что работнику предстоит пройти через процесс изменения условий труда или изменения его оплаты, кадровые органы должны известить не менее, чем за 2 календарных месяца. Сотруднику представляется либо приказ об изменении вышеуказанных условий, либо отправляется письменное официальное уведомление от юридического лица. Если не получается сохранить ранее установленные условия трудового договора, то работодатель может изменить их в индивидуальном порядке.

В случае если работник не соглашается с тем, что ему сообщают, то работодатель обязан предоставить вакансии в других структурных подразделениях на выбор. Вакансия может быть:

  • того же порядка и ранга, что и ранее занимаемая должность;
  • предполагающая переход на нижестоящую должность в рамках реорганизуемого юридического лица.

Все возможно обсудить при изменении сторонами условий трудового договора.

Сокращение численности штата

Увольнение сотрудника в связи с сокращением штата может произойти только по обоюдному решению сторон при расторжении трудового договора. Так, происходят выплаты единовременной компенсации со стороны работодателя.

Есть следующие варианты поведения работодателя в отношении сотрудников реорганизуемого предприятия:

  • увольнение работника в связи с проводимой реорганизацией;
  • полный либо частичный перевод в новое предприятие;
  • частичное либо полное сокращение численности после реорганизации.

В индивидуальном порядке такое решение приниматься не может — это чревато юридическими последствиями.

Использование новых схем производства

Самым сложным при введении новых схем производственного характера является изменение не только структуры юридического лица, но и должностных инструкций сотрудников, связанных с введением нового оборудования и его обслуживания, а также с изменением условий трудового договора.

Работодатель обязан придерживаться всех установленных правил при реорганизации, чтобы избежать возможных проблем с контролирующими организациями.

У вас есть вопросы? Напишите нам Благодарим за обращение, в ближайшее время мы свяжемся с вами!

В этой статье мы ответим на следующие вопросы:

Как оформить объединение отделов?

Какие необходимо издать документы?

Как изменение организационной структуры повлияет на трудовые отношения с работниками?

В небольшой организации один работник может совмещать и выполнять несколько трудовых функций. Однако по мере увеличения численности сотрудников возникает необходимость в создании специальных подразделений (бюро, управления, участки, отделы, цеха) для более эффективной структуры организации.

Изменение организационной структуры не всегда означает ее увеличение. Объединяя нескольких структурных подразделений, можно упразднить отдельные должности и сократить штат работников.

Единого алгоритма структурных преобразований не существует, но правила трудового законодательства нужно соблюдать в любом случае. Их мы и рассмотрим.

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

Объединение двух и более отделов и создание на их базе одного отдела

Такое преобразование может совершаться в разных целях: например, приведение структурного подразделения к требуемой норме управляемости (численность работников могла быть меньше требуемой), изменение системы управления организации и т.п.

Шаг 1. Принятие решения о преобразовании структурных подразделений путем объединения.

Решение об объединении отделов (управлений) и создании на их основе нового подразделения может исходить от руководителя организации, собственника организации, или собрания учредителей (собрания участников общества).

Документ: Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 10.12.2013 № 118.

Реорганизация управления

1. Я работаю инспектором в отделе обращения граждан в управлении соцзащиты населения г.Воронежа. Работодатель принуждает нас всех проходить курсы переподготовки за свой счет и по выходным дням в течении нескольких месяцев в институте социального образования. Не обучившихся грозятся уволить при реорганизации или понизить зарплату. С приказом никто не ознакомил, говорят только на словах. Правомерна ли политика руководства? Спасибо.

1.1. Добрый день, неправомерно. Основанием к понижению зарплаты и тем более, к увольнению, Ваш отказ проходить подобное обучение не будет.

2. Работаю директором ДШИ, учредитель — муниципальный район в лице администрации, функции и полномочия администрации были переданы управлению культуры. Трудовой договор заключался с управлением культуры. В управлении культуры произошла реорганизация, они стали бюджетными как и ДШИ, поэтому больше не могут выполнять функции учредителя. Вопрос: как в связи с этим мне оформить перевод к учредителю, у меня по сути ничего не изменилось и я продолжаю работать на прежнем месте. Спасибо за ответ.

2.1. Уважаемая Эльвира, Вам не надо заключать новый договор в связи с изменением правового статуса работодателя. Новый работодатель может предложить новые условия трудового договора, а вы можете отказаться.

3. Нужно провести реорганизацию МУП предоставляющего услуги по похоронной деятельности, какую лучше выбрать форму управления МАУ или МБУ.

3.1. Уважаемая Татьяна, для учредителя, собственника лучше выбрать форму управления МАУ, а для директора лучше МБУ, тогда не нужно думать, где брать финансирование.

4. В управлении проводится реорганизация одного из отделов. В отделе было два сектора. Принято решение один сектор разделить на два. Функционал одного из создаваемых секторов соответствует ранее выполняемому, у другого сектора частично остается функционал прежнего сектора и добавляется новый. Возможно прежнего начальника сектора перевести в другое структурное подразделение не предложив возглавить один из вновь созданных секторов?

4.1. Уважаемая Мария, прежнего начальника сектора перевести в другое структурное подразделение не предложив возглавить один из вновь созданных секторов нельзя, но это зависит от места нахождения структурного подразделения.

5. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ Бй ОБЛАСТИ»
Имею ли я право на льготную пенсию? Раньше было:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «2 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО
Бй ОБЛАСТИ» в связи с реорганизацией сменили только название Функциональные обязанности и режим работы остались прежние. И еще добавили ГДЗС.

5.1. Здравствуйте.
Да имеете такое право.

6. Если фактически договор был заключен на год с возможностью заключить еще на тот же срок на тех же условиях, но произошла реорганизация и новая управляющая компания не провела ОСС и не перезаключила договор управления с собственниками, а 5 лет работала со старым договором, внеся дом а лицензию и в ГИС ЖКХ до 2022 года, но вдруг решила не перезаключать а расторгнуть в одностороннем порядке данный договор.

6.1. Если «новая» УО является правопреемницей прежней УО, то возможно она взяла на себя ВСЕ обязательства прежней УО по её договору управления.
Собственники помещений в МКД должны либо согласиться с «отставкой» УО, либо провести ОССП и вновь выбрать данную УО.
Либо выбрать другую УО или ждать итогов конкурса по отбору УО, который должны провести местные органы власти.

7. Я заведующая детским садом. Написала заявление на увольнение, а начальник Управления образования мне его не подписывает. Прошло уже две недели. Она хотит присоединить сад к школе путем реорганизации. Мне сказала что пока я несделаю все документы она меня не отпустит. Кто вообще должен заниматься документами, если я хочу просто уволится? Спасибо.

7.1. Уважаемая Татьяна, отзовите свое заявление об увольнении по собственному желанию и ждите выходного пособия в размере не менее трех заработных плат, предусмотренных Трудовым кодексом. Хотя ведение документов возлагается на делопроизводителя, ответственность он несет только перед Вами, а Вы в свою очередь перед начальником Управления образованием.
Статья 279. Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора
В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

admin