Структура конституции 1918

Права и обязанности граждан по Конституции РСФСР 1918 г. Избирательное право

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

— свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);

— свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;

— свобода слова и печати;

— свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);

— свобода объединения в различные союзы;

— предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;

— установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.

— право избирать и быть избранным в Советы.

РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в ущерб интересам социалистической революции.

Обязанности:

— трудовая обязанность;

— воинская повинность (право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных военных обязанностей).

Избирательное право. Принципы советского избирательного права стали складываться до Октября, когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры. Тогда же сложились новые подходы к формированию избирательного корпуса. Во многих местах эксплуататоров стали лишать активного избирательного права.

Укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное. Прежде всего, это касалось различий между рабочими и крестьянами. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов — рабоче — солдатская и крестьянская, каждая со своими нормами представительства. При слиянии этих систем уже принятые нормы представительства сохранились.

Основной закон закрепил принцип всеобщего (но только для трудящихся) избирательного права. Устанавливался лишь один возрастной ценз (18 лет). Статья 65 была посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав (лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором).

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения в городах, счет идет по избирателям на селе — по жителям более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. В послереволюционные годы многостепенные выборы служили своеобразным фильтром препятствующим проникновению «чуждых элементов» в высшие органы государства.

Конституция исходила из производственно-территориального принципа. Выборы проводились в дни устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны дня выборов не устанавливалось, по сути дела никакой избирательной кампании не проводилось. Голосование могло быть как тайным, так и открытым. Конституция закрепила и право отзыва депутатов из Советов.

13.Партийно-государственная доктрина «права наций на самоопределение». Ее реализация в законодательстве и практике государственного строительства. Образование РСФСР и других независимых советских республик. Взаимоотношения этих республик до образования СССР.

I Мировая война и революция привели к распаду Российской империи, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между народами. Поэтому большевики должны были обращать самое пристальное внимание на национальный вопрос. Без его решения захват власти в стране был невозможен. Еще до 1917 года была разработана доктрина о праве наций на самоопределение, то есть нации и народы имели право и должны были сами определять, решать свою судьбу. Эта партийная доктрина уже фактически присутствует в Декрете о мире, принятом на II Съезде Советов.

Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) — "Зерцало-М", 2003 г.

Декрет предлагал заключить справедливый демократический мир, то есть мир без аннексий и контрибуций, что означало по существу право наций на самоопределение. Под аннексией в Декрете понимался не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее в Европе и на других континентах.

Партийная доктрина скоро стала партийно-государственной, так как была узаконена в начале ноября 1917 года Декларацией прав народов России. Право народов на самоопределение утверждалось и в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Съезде Советов. Декларация провозгласила, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, не устанавливая однако конкретных форм федерации советских национальных республик. Декларация вошла в первую советскую Конституцию 1918 года. Народы России в той или иной мере пользовались правом на самоопределение: одни нации и народности образовывали независимые от России государства буржуазного типа: Финляндия, Восточная Польша. Другие нации создали независимые советские социалистические республики: Украина, Прибалтийские нации (Литва, Латвия, Эстония), Белоруссия, а в начале 20-х Азербайджан, Армения, Грузия. Третьи создали независимые советские республики: Бухарская, Хорезмская. Оставшаяся часть бывшей Российской империи назвала себя Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), которая была провозглашена в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Таким образом, Российская советская республика из унитарного государства превращалось в федерацию, практическое строительство которой началось после Съезда по линии создания автономных единиц внутри РСФСР. Среди автономных советских республик можно назвать Туркестанскую, Терская, просуществовавшую дольше всех. Правовое положение автономных республик 1918 года не было определено достаточно полно и четко. Все республики подтверждали государственно-правовую связь с РСФСР, то есть автономию, но ее границы каждая понимала по-разному. Кроме того, в составе РСФСР были созданы автономные области. К особенностям РСФСР можно отнести то, что она была создана законом, что Россия была асимметричной федерацией: не все народы получили право на автономию, например, губернии населенные русскоязычным населением, право быть субъектом РФ не получили.

До 1922 года отношения между РСФСР и другими независимыми республиками строились как федеративные. Связи достаточно тесные. По декрету ВЦИК “Об объединении советских республик для борьбы с империализмом” наркоматы становятся общими органами для всех советских республик. Связи налаживались в различных сферах: армия, экономика (наличие общих органов управления хозяйством ВСНХ), внешняя политика. 1921-1922 года — происходит переход к новому этапу взаимоотношений, характеризующийся укреплением дружественных связей. В основном отношения оформляются в виде двухсторонних договоров, а эти связи не очень прочные. Изменились цели: в годы гражданской войны — это, главным образом, обеспечение победы над врагом, теперь — восстановление народного хозяйства советских республик. Форма связей практически не изменилась — это участие представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. Появились новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами — мирные, дипломатические и торговые. В 1922 в Генуэзской конференции участвует делегация РСФСР от лица других республик. Расширяются и углубляются хозяйственные связи. Установлен единый хозяйственный план (план ГОЭЛРО). Проводятся общие экономические совещания (ЭКОСО). По декрету ВЦИК 1921 устанавливается единый бюджет, то есть утверждается единая налоговая и денежная система. Несмотря на тенденцию к объединению хозяйства, транспорта, денежно-финансовой системы республик, связи в виде двухсторонних договоров не очень прочны. Между республиками постоянно возникают прения. Сама жизнь диктует необходимость более тесного объединения.

14.«Военно-коммунистическое» государство: основные черты. Красный террор, революционные трибуналы, чрезвычайные комиссии в период гражданской войны.

Вое́нный коммуни́зм — внутренняя политика Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество.

Красный террор — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917—1923 годы) против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства. Исполнителем репрессий являлись органы ВЧК СНК РСФСР (Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности) и, согласно Постановлению, «ответственные партийные товарищи».

Революционные трибуналы (ревтрибуналы) — чрезвычайные судебные органы, существовавшие в некоторых Советских республиках и Советской России в 1918—1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими Красный террор 1918—1922 годов.

ВЧК СНК РСФСР — Всероссийская чрезвычайная комиссияпо борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917—1922). ВЧК являлась органом «диктатуры пролетариата» по защите государственной безопасности РСФСР, «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны».

15.Государственное регулирование производства, распределения труда в период «военного коммунизма» (продразвёрстка, главкизм, карточная система, трудовая повинность).

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции государство переходит к политике военного коммунизма. Под “Военным коммунизмом” понимается общество, живущее на основе таких же принципов и норм, как и армия (синоним казарменного коммунизма). В советской историографии принято различать военно-коммунистическую хозяйственную систему, военно-коммунистичекую государственность и военно-коммунистическую идеологию. Военному коммунизму как хозяйственной системе характерны признаки:

а) продразверстка. Продразверстка устанавливалась не сразу. Вначале новая власть установила государственную монополию на хлеб, таким образом обмен промтоваров на хлеб мог осуществляться только государственными органами. Но наладить товарообмен государству не удается. Заготовительный аппарат советской власти еще слишком слаб, к тому же значительная часть промтоваров расхищается. Поэтому в феврале 1919 года Совнарком издает декрет о продразверстке, устанавливающий обязанность для производителей хлеба (в основном крестьяне) ежегодно сдавать государству “излишки хлеба”. Отказ от сдачи излишек вел к уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Постепенно продразверстка была распространена и на другие с/х продукцию. Это был фактически единственный способ добиться снабжения армии и города продовольствием в условиях военной блокады и разрухи.

б) форсированное “огосударствование” промышленности. Советская власть была вынуждена форсировать национализацию крупной промышленности, а также средней и мелкой. К лету 1918 года были национализированы основные отрасли промышленности, затем в несколько этапов средняя и мелкая. К концу 20-ого года вся промышленность в собственности государства.

в)“Главкизм”: как система управления промышленностью, разновидность командно-административной системы управления. При этой системе предприятия полностью лишались хозяйственной самостоятельности. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность. Таким образом, никакой речи о коммерческом хозрасчете не шло.

г) уравнительное распределение материальных благ в обществе — по-другому и не могло быть в условиях нехватки самого необходимого; зарплата чаще всего выдавалась в виде набора предметов первой необходимости.

д) трудовая повинность: была утверждена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Трудовая повинность, то есть принудительное использование государством рабочей силы, первоначально носила ограниченный характер, рассчитана главным образом на эксплуататорские элементы и служила способом привлечения этих элементов к труду. Но затем она распространяется и на самих трудящихся (рабочих и крестьян). Обычными мероприятиями стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, проводившиеся 1918-1920 года. В декабре 1919 года создана комиссия по трудовой повинности во главе с Троцким, разработавшая программу основных действий. В период гражданской войны распространились два основных вида трудовой повинности: 1) милитаризация труда (работники предприятий переводились на положение военнослужащих со всеми вытекающими последствиями: нарушение трудовой дисциплины считалось воинским преступлением, нетрудящиеся часто объявлялись дезертирами; 2) использование воинских частей в качестве рабочей силы: целые армии объявлялись трудовыми (например в начале 1920 года 3-я Красная армия без изменения структуры преобразована в 1-ю революционную армию труда).

е) наконец, введение карточной системы.

Таким образом, политика государства в экономической сфере диктовалась необходимостью победы в гражданской войне и была направлена на обеспечение советской армии.

Избирательные права граждан по Конституции РСФСР 1918 г.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, — не было и избирательных прав.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий — 18 лет.

Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г

Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство.

Конституция РСФСР 1918 годабыла первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Конституция была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 годаи вступила в силу 19 июля после публикации в «Известиях ВЦИК». Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.). Структурно Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) Общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) Активное и пассивное избирательное право;

5) Бюджетное право;

6) О гербе и флаге РСФСР.

Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, — не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему.

Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название – Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий — 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы .

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции .

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники.

Особенностью Конституции 1918 года являлось то, что право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (рабочим или крестьянам, не пользующимся наемным трудом).

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100 человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывается не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирает исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом.

В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан.

Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское .

Закрепляется производственно-территориальный принцип. Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание (собрание рабочих и служащих предприятия, сельский сход). День выборов устанавливается местными Советами (глава 14, ст. 66),то есть, нет единого дня выборов для страны или уезда, нет и избирательной компании. Порядок голосования Конституцией не определяется, то есть по усмотрению местных Советов оно могло быть и открытым и тайным. Для правильности проведения выборов Законом предусмотрено присутствие избирательной комиссии и представителя местного Совета. В Конституции закрепляется документирование – так о ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии (статья 69). Глава 15 Конституции 1918 года посвящена проверке и отмене выборов. Для проверки выборов Советом назначается мандатная комиссия, которая докладывает о результатах проверки совету. В случае неутверждения какого-либо депутата назначаются новые выборы. Если же выборы признаются неправильными в целом, то вопрос об отмене выборов решается высшим по порядку органом Советской власти (статьи 71-76). В конституции закрепляется право избирателей отозвать депутата и произвести новые выборы (статья 78). Это право позволяет народу более полно осуществлять свою волю, но отозвать можно депутата из совета, со съезда же Советов отозвать делегата на практике было практически невозможно.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго — всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР .

Заключение

Таким образом, в первой четверти XVIII века был создан аппарат чиновничье-дворянской империи. Новые учреждения, как и новая армия и флот, упорядочили работу администрации, но при этом, прежде всего, были обеспечены выгоды и преимущества господствующего класса. Новые государственные учреждения должны были охранять господство дворянства, самодержавная власть способствовала сохранению и упрочению крепостного строя.

Итак, в Конституции 1918года закрепляются довольно широкие избирательные права, но только для трудящихся. Трудящиеся могли избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и пр. Более того, в выборах имели право участвовать даже лица, не являющиеся гражданами России, если они принадлежат к рабочему классу или не пользующимся наемным трудом крестьянству. Устанавливался довольно низкий возрастной ценз. Различное представительство от сельского и городского населения вполне отвечало поставленной задаче – установлению диктатуры пролетариата. То есть, в Конституции закреплялись такие избирательные права граждан, которые позволяли строить демократию большинства трудящегося населения против меньшинства эксплуататоров.

⇐ Предыдущая1234



admin