Страховка МВД

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) страхователями по обязательному государственному страхованию являются органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба (служба).
Страховщики выбираются в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке о размещении заказов.
В связи с переводом с 1 января 2012 года всех подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на единое финансирование из федерального бюджета сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащие внутренних войск МВД России (далее –сотрудники и военнослужащие) застрахованы в установленном порядке в страховой компании «ВТБ Страхование».
Следует подчеркнуть, что до 1 января 2013 года условия и порядок размещения заказов на оказание услуг (в нашем случае – услуг по страхованию) устанавливались Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ), а после указанной даты отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
МВД России будет проводить конкурс по отбору страховой компании на осуществление обязательного государственного страхования сотрудников и военнослужащих на 2016 год по нормам Федерального закона № 44-ФЗ.
Выбор страхователей осуществляется с учетом особого порядка обязательного государственного страхования и спецификой субъектов и объектов данного вида страхования.
Страховые организации в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключить со страхователями договоры. Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона № 52-ФЗ они обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь не менее чем двухлетний опыт работы в области страхования объектов личного страхования.
Также законодательно установлено, что размер страховой премии по обязательному государственному страхованию не может превышать 3 процента фонда денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного лица, то есть сотрудника либо военнослужащего. Этот документ содержит сведения о численности застрахованных лиц, размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, а также перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу.
Страхованию подлежит среднесписочная численность сотрудников и военнослужащих. Причем какие-либо списки застрахованных сотрудников и военнослужащих в страховую компанию не передаются, страховые полисы не выписываются.
Статьей 7 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрена ответственность по выполнению страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию.
Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом № 52-ФЗ, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед застрахованным лицом на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, то есть сотрудники и военнослужащие, в том числе и по призыву.
В случае гибели (смерти) застрахованного лица выгодоприобретателями являются:
— супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
— родители (усыновители) застрахованного лица;
— дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
— отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
— несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
— подопечные застрахованного лица.
Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
— гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);
— увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Порядок работы по организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России определяется приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России». Согласно названной Инструкции оказание помощи в сборе документов, необходимых для получения страховых сумм возложено на кадровые подразделения органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России.

До 1 января 2012 года суммы страховых выплат исчислялись в размере, кратном количеству окладов денежного содержания, в зависимости от страхового случая.
С 1 января 2012 года в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Федеральным законом от 08 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым страховые выплаты установлены в твердых размерах:
— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;
— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
инвалиду I группы — 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы — 1 000 000 рублей;
инвалиду III группы — 500 000 рублей;
— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей;
в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 рублей.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации.
Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день их выплат.
С учетом последней индексации страховых сумм в 2015 году их размеры составляют:
— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 233735,25 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 58433,81 рублей;
— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, — 2 337352,5 рублей на всех выгодоприобретателей в равных долях;
— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы:
инвалиду I группы — 1 753014,38 рублей;
инвалиду II группы — 1 168676,25 рублей;
инвалиду III группы – 584338,13 рублей.
Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

Вступил в действие Государственный контракт № 102 от 13 января 2020 года, заключенный между АО «СОГАЗ» и Министерством внутренних дел Российской Федерации на оказание услуг по осуществлению в 2020-2021 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
В рамках действующего Государственного контракта АО «СОГАЗ» несет ответственность по страховым случаям, произошедшим в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года включительно, и производит страховые выплаты вне зависимости от срока обращения застрахованных лиц (выгодоприобретателей) по страховым случаям, произошедшим в вышеуказанный период.
Информация о сроке и условиях страхования, страховых случаях и размерах страховых выплат, а также о порядке осуществления страховой выплаты и перечень документов, необходимых для ее получения, представлены в
ПАМЯТКЕ ЗАСТРАХОВАННОМУ ЛИЦУ

Контактная информация

Единый федеральный бесплатный круглосуточный телефонный номер АО «СОГАЗ»: 8-800-333-0-888

Адрес электронной почты: mvd@sogaz.ru

Почтовый адрес АО «СОГАЗ» для отправки документов:
107078, г. Москва, пр-т Ак. Сахарова, д. 10, АО «СОГАЗ», Управление урегулирования убытков по обязательному страхованию от НС и болезней.

Если Вы хотите самостоятельно передать пакет документов в офис АО «СОГАЗ», приём корреспонденции осуществляется по адресу:
107078, г. Москва, пр-т Ак. Сахарова, д. 10, АО «СОГАЗ», зона ресепшен (зона администратора).

Конституционный суд РФ подтвердил, что сотрудники правоохранительных органов имеют право на неустойку за несвоевременную выплату по страховке, даже если на момент наступления страхового случая их работодатель не заключил соответствующий договор. Норма федерального закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним категорий сотрудников (52-ФЗ) признана не соответствующей Конституции РФ.

КС уже не раз рассматривал вопросы, связанные с назначением страховых выплат, поэтому решение по делу Андрея Звягинцева из Томска вынесено без проведения публичных слушаний. Как следует из материалов дела, Звягинцев прослужил в органах внутренних дел 20 лет, но в 2016 году был уволен по состоянию здоровья и получил II группу инвалидности «вследствие заболевания, полученного в период военной службы».

Подобная ситуация подпадает под действие 52-ФЗ, и Звягинцев обратился за соответствующей выплатой. Однако страховая компания отказала: «Не наш клиент» — поскольку государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья на 2016 год с МВД не был заключен.

После многочисленных судебных разбирательств страховую премию бывший полицейский получил, однако суды не сочли возможным присудить ему неустойку за нарушение сроков положенной по закону выплаты. При этом, как обращает внимание заявитель, если вина за отсутствие страхового контракта лежит на работодателе, то «при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании», то есть в части выплаты неустойки в том числе. По мнению Звягинцева, иной подход нарушает статью 39 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ полагающееся социальное обеспечение.

В своем решении КС еще раз напомнил, что особый статус военнослужащих и приравненных к ним категорий сотрудников «влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы». Что касается выплаты неустойки, то этот вопрос КС подробно разбирал в апреле нынешнего года по жалобе Александра Матросова из Чувашии: или страховщик докажет, что обоснованно сомневался в праве своего сотрудника на выплату, или для него наступят «неблагоприятные последствия» в виде неустойки.

Между тем в деле Звягинцева имеет место другой спорный момент: отсутствие договора страхования не освобождает от обязанности возместить вред здоровью. Но вот формулировка «на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании» привела в правоприменительной практике к отказам в назначении неустойки за нарушение сроков. Ведь при надлежащем страховании ее не должно быть…

КС признал неопределенность закона и постановил считать положения 52-ФЗ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой они допускают «отказ в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты при наступлении страхового случая, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен».

Дело Андрея Звягинцева подлежит пересмотру. Кроме того, федеральному законодателю поручено уточнить оспоренные нормы.

УДК 368.91:34.08(045)

ИОРДАНОВА Светлана Александровна, соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший юрисконсульт Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Автор 4 научных публикаций

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В работе анализируются нормы законодательства, регулирующие обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел МВД России, а также обращается внимание на то, что охрана жизни и здоровья сотрудников милиции и членов их семей находится под особой защитой государства. Однако автор не только констатирует законодательные нормы, а также вносит предложения по совершенствованию законодательства.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья, сотрудники органов внутренних дел, застрахованное лицо, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, выгодоприобретатель

Закрепленное вст.41 Конституции РФ право на охрану здоровья и медицинскую помощь стоит на особом месте в системе социальных прав сотрудников органов внутренних дел. Обусловлено это тем, что к состоянию здоровья сотрудника милиции предъявляются особые, повышенные требования.

На указанные обстоятельства обращено внимание в постановлении Конституционного суда РФ № 6-П от 18 марта 2004 года1, где отмечено, что «обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода факторов». Кроме

того, суд указал, что «особый характер такой службы обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в т.ч. предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства гарантировать им повышенную социальную защиту».

Необходимо отметить, что жизнь и состояние здоровья сотрудников милиции напрямую зависит от их служебной деятельности. Так, среди причин смертности сотрудников органов внутренних дел ведущее место занимают травмы и отравления, связанные с профессиональной деятельностью. Темпы роста количества инвалидов среди сотрудников милиции выше

по сравнению с темпами роста общего числа пенсионеров2, а средняя продолжительность жизни лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, значительно ниже средней продолжительности жизни в России3.

Государственной защитой жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел является обязательное страхование их жизни и здоровья, закрепленное в ст. 29 закона РФ «О милиции»4, в соответствии с которой все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию.

Данные правоотношения регулируются следующими законами: от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»5, от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6, постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”»7 и приказом МВД РФ от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД РФ»8.

Следует отметить, что законодатель из общего числа сотрудников органов внутренних дел выделил категорию лиц, чья служба напрямую может быть сопряжена с посягательствами на их безопасность, которые в своей служебной деятельности постоянно и напрямую

контактируют с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, поэтому справедливо, что государство взяло их под особую защиту и предусмотрело для них повышенный размер страховых выплат. Так, законом № 45-ФЗ к лицам, подлежащим государственной защите отнесены: следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Данные сотрудники приравнены к таким должностным лицам, как судьи, прокуроры, сотрудники уголовно-исполнительной системы.

При реализации вышеназванных норм существенное значение имеет размер страховой суммы, которая определяется исходя из размера среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Таким образом, законодатель ставит знак равенства между понятиями «среднемесячная заработная плата» и «среднемесячное денежное содержание».

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса (ТК) РФ заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Иными словами заработная плата состоит из трех составных частей: фиксированной суммы, компенсационных и стимулирующих выплат.

Иорданова С.А. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья.

Из таких же составных частей состоит и «денежное довольствие». Согласно закону № 78-ФЗ от 30 июня 2002 года «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»9 денежное довольствие состоит из денежного содержания (оклада по должности и оклада по званию), из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: служба сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсация за службу в особых климатических условиях, премии и др.

Таким образом, понятие «заработная плата» соразмерно понятию «денежное довольствие», а не понятию «денежное содержание».

В целях приведения данных норм в соответствие с нормами ТК РФ, предлагаем:

1. В ст. 20 закона № 45-ФЗ слова «среднемесячное денежное содержание» заменить словами «среднемесячное денежное довольствие».

2. В ст. 5 закона № 52-ФЗ внести следующие изменения:

а) Абзац 1 п. 1 ст. 5 закона № 52-ФЗ изложить в следующей редакции: «Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из среднемесячного денежного довольствия, включающего кроме оклада по званию и оклада по должности, надбавки за выслугу лет, за особый характер службы, за сложность, напряженность, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) военнослужащих и приравненных

к ним в обязательном государственном страховании лиц».

б) Дополнить ст. 5 закона № 52-ФЗ пунктом 3: «Среднемесячное денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица определяется исходя из годового денежного довольствия, которое данному лицу начислено за 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению страхового случая. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно)».

Требуют законодательного урегулирования нормы закона № 52-ФЗ, определяющие круг лиц — выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица. Так, в соответствии с п. 4 ст. 2 закона № 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним); родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и бабушка застрахованного лица — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет; отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет; дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения ими 23 лет; подопечные застрахованного лица.

Однако, согласно положению ч. 2 ст. 934 Гражданского кодекса (ГК) РФ, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица. При этом из анализа положения ст. 934 ГК РФ следует, что застрахованное лицо вправе самостоятельно определить того, кто будет являться выгодоприобретателем. В том случае, когда застрахованное

лицо не указывает в договоре личного страхования выгодоприобретателя, то всю страховую сумму по наследству получат его родственники (изначально по первой линии, степени родства).

Таким образом, положения ч. 2 ст. 934 ГК РФ ич. 4 ст. 2 закона № 52-ФЗ значительно расходятся в своем содержании, в связи с чем считаем необходимым привести п. 4 ст. 2 зако-

на № 52-ФЗ в соответствие нормам ГК РФ, изложив данный пункт в следующей редакции: «Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее — выгодоприобретатели) помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются выгодоприобретатели, указанные в договоре страхования, а в случае их отсутствия -наследники застрахованного лица».

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004.29 марта. № 13. Ст. 1251.

А Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16, ст. 503.

5 Собрание законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1474.

6 Там же. 1995. № 17, ст. 1455.

1 Там же. 1998. №32, ст. 3900.

8Бюл. норматив, актов федерал, органов исполн. власти. 1999. № 7.

9 Собрание законодательства РФ. 2002. № 27, ст. 2620.

Iordanova Svetlana

ON THE COMPULSORY STATE LIFE AND HEALTH INSURANCE OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR STAFF

Контактная информация: e-mail\ svetaiordanova@mail.ru

Рецензент — Чертова НА., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

admin