Страховая отказала в ремонте по ОСАГО

Водитель может стать жертвой не только ДТП, но и страховщиков: ситуации, когда страховые компании отказываются оплачивать страховку в полном размере либо частично — к сожалению, не исключение. Отказ в оплате страховки влечёт за собой судебные разбирательства, поскольку пострадавший имеет полное право добиваться правды в суде. Как аргументированно, юридически грамотно, правильно и эффективно обжаловать действия страховщиков — читайте далее.

Когда страховая может отказать в ремонте по ОСАГО

Прежде чем обращаться в суд, потерпевшему стоит тщательно изучить все возможные причины отказа по выплате средств страховой компанией, а также законы, которыми они регламентируются.

Важно! Отказать в ремонте может не только страховая компания, но и СТО, в которую вам дали направление на ремонт, — аргументируя свои действия тем, что, к примеру, автомобили старше 2011 года выпуска на данной станции не обслуживаются.

Для того чтобы быть юридически подкованными, следует ознакомиться с п. 16 ст. 12 ФЗ 40, где чётко расписаны законные причины отказа возмещения ущерба или проведения ремонта после ДТП:

  1. Автомобиль не был предоставлен на техосмотр в страховую компанию: в течение 15 календарных дней после аварии вы должны предоставить свою машину на осмотр. Если вы пренебрегли этим пунктом, то получите законный отказ в возмещении ущерба.
  2. Страховая имеет законное право отказать в выплате средств и ремонте, если перечень документов, предоставленный вами, неполный. Поэтому тщательно изучите, какие именно документы вы должны предоставить. Также обратите внимание на сроки, к которым документы должны быть предоставлены в СК.
  3. Если ущерб, полученный в ДТП, превышает лимит денег, на который машина была застрахована. В таком случае вы можете доплатить, либо же получите отказ.
  4. В случае, когда СТО не может ликвидировать полученные автомобилем в аварии повреждения в указанный срок, а клиент отказывается согласовывать продление ремонтного срока.
  5. Если вы не заключали договор с СТО, в которую страховая компания направляет своих клиентов. На сайте каждой СК должен быть перечень СТО, с которыми она сотрудничает, либо же вас должны ознакомить с данной информацией сотрудники СК непосредственно при заключении договора.
  6. В случае, если страхователь стал виновником аварии, грубо нарушив правила дорожного движения, СК имеет законные основания отказать ему в ремонте по ОСАГО.
  7. Если было доказано, что за рулём машины находился человек, информация о котором не внесена в страховой договор.
  8. Когда в результате транспортно-трасологической экспертизы не было обнаружено причинно-следственной связи между аварией и повреждениями.
  9. Если в документах, составленных сотрудниками полиции, не указаны все полученные автомобилем повреждения.
  10. В ситуации, когда застрахованный водитель стал виновником аварии, поскольку находился за рулём под воздействием алкоголя или наркотических веществ.

Королева Великобритании может садиться за руль автомобиля без водительских прав. Кстати, в возрасте 93 лет она по-прежнему самостоятельно водит машину.

Что делать при отказе

Отказ в ремонте по ОСАГО — это ваша возможность получить от страховщиков деньги на оплату полной стоимости ремонтных работ автомобиля.

Согласно п. 21 ст. 12 «Закона об ОСАГО», на протяжении 30 дней с момента подачи документов в СК страховая должна выдать вам направления на СТО для проведения ремонтных работ автомобиля. Многие страхователи не знают, как правильно трактовать поведение работников СК, если по истечении указанного срока никаких ответов не было получено.

Всё просто: отсутствие какой-либо информации от страховой компании спустя 30 календарных дней трактуется как отказ в ремонте. Если вы убеждены, что отказ не имеет законных обоснований, то необходимо составить претензию в страховую компанию по ОСАГО.

Важно! Перед тем как составлять претензию, обратитесь к независимому эксперту для получения заключения о том, сколько будет стоить ремонт, с целью ликвидации полученного в ДТП ущерба. Это связано с тем, что если дело доходит до суда, страховая компания зачастую снижает стоимость ремонта.

Содержание претензии должно иметь следующие пункты:

  • правильно указанные реквизиты СК;
  • ваши точные реквизиты: ФИО, адрес;
  • законно регламентированные требования к страховщику, где необходимо указать причины, которыми вы руководствуетесь, и статьи «Закон об ОСАГО», нарушенные страховщиком;
  • реквизиты банковского счёта, на который должны поступить деньги на ремонт транспортного средства, а также полная сумма денег, указанная в заключении независимого эксперта.

Скачать Образец досудебной претензии

Обязательно прикрепите к претензии копии следующих документов: вашего паспорта гражданина РФ, ПТС и свидетельства о регистрации ТС, документов из ГИБДД, заключения эксперта, полиса ОСАГО. В большинстве случаев СК не реагирует на претензию, поэтому необходимо обращаться в суд. Однако пренебрегать составлением претензии нельзя, ведь это — предварительный этап по пути в судебный зал.

Подача в суд на страховую

Для возбуждения судебного дела вам необходимо составить иск. Грамотно аргументируйте причину подачи иска, а именно — незаконный отказ СК в ремонте ТС, а также игнорирование вашей претензии и отказ в возмещении денег на ремонт автомобиля. Не забудьте упомянуть о том, что, согласно договору, страховщики взяли на себе обязательства направлять вас на ремонт в случае ДТП, о чём свидетельствует заключение соответствующих договоров с СТО.

Знаете ли вы? В Германии обязательным пассажиром полицейского автомобиля должен быть плюшевый мишка, предназначение которого — успокаивать детей, находящихся в стрессовом состоянии непосредственно на месте ДТП.

В заявлении также сообщите о том, что вы утратили доверие к данной СК, и поэтому требуете теперь не проведения ремонта, а полного возмещения денег на ремонт, который будете проводить самостоятельно. А для этого также требуйте разрешения проводить ремонтные работы в том СТО, которое выбрали сами.

Скачать Бланк искового заявления

Обязательные пункты судебного иска:

  1. Полное название суда, в который вы обращаетесь.
  2. Точная анкетная информация об истце.
  3. Полная информация об СК (точное название, адрес, контактные данные).
  4. Цена искового обращения.
  5. Юридическое обоснования заявления. Аргументы, указанны в данном пункте, должны иметь законное обоснование.

Доставить составленный иск в суд вы можете как самостоятельно, так и воспользовавшись почтовыми услугами, но отправлять иск можно только заказным письмом. При этом необходимо обязательно составить опись всех документов и воспользоваться услугой «уведомление о получении».

Видео: Исковое заявление на страховую компанию. Порядок подготовки

Как проходит суд при отказе в выплате ОСАГО

Приблизительное время назначения предварительного судебного заседания — 1 месяц после того, как иск был направлен. Вы получите повестку на указанную дату и время. Формат предварительного заседания — беседа, в ходе которой сторонам будет предоставлена возможность разрешить все вопросы мирным путём. Ситуации, когда стороны достигают консенсуса, — не исключение: стороны договариваются, делают друг другу уступки, подписывают мировую.

Если мировая исключена, то стороны предоставляют дополнительные улики, подают ходатайства, корректируют указанную в иске сумму. Суд зачастую после предварительного слушания выносит решение провести ещё одну независимую экспертизу, поскольку результаты экспертизы страховщика и результаты экспертизы страхователя могут разительно отличаться из-за того, что страховщики занижают цену ущерба, чтобы выплатить страхователю меньше денег.

Важно! Перед тем как подавать в суд, тщательно ознакомьтесь с соответствующим законодательством, а также изучите судебную практику в данной среде. Также оцените свои возможности: если вы не уверены в своих силах, то воспользуйтесь услугами автоюриста.

Только после того, как будут получены результаты судебной независимой экспертизы, судом будет назначена череда заседаний, в ходе которых ваш вопрос будет решен. Не исключено, что от вас потребуются дополнительные документы.

Действия при выигрыше или проигрыше суда

На протяжении 30 дней после вынесения судебного решения закон позволяет сторонам его обжаловать, то есть оформить и подать апелляцию. Как правило, в апелляционный суд обращается ответчик (СК).

Если спустя 30 дней истец не получил уведомление о возбуждении дела в апелляционной судебной инстанции, то он должен обратится к суду с заявлением о получении исполнительного листа. Данный лист необходим для обращения к судебным приставам в случае отказа страховой компанией возмещать деньги.

Скачать Бланк апелляционной жалобы на решение суда

Судебная практика по отказам страховых

В большинстве случаев судебные иски по ОСАГО выигрывает владелец автотранспортного средства, и страховая обязывается полностью или частично удовлетворить исковые требования.

Среди самых частых случаев обращения автовладельцев в суд — занижение реальной стоимости повреждений, в результате проведения экспертизы страховщиками. Если истец убеждён, что сумма, указанная экспертами, значительно меньше реальной стоимости ремонта, то собирает документальную базу и обращается в суд. Решение выносится на основе результатов независимой судебной трасологической экспертизы.

Часто иски разрешаются ещё на досудебном заседании. К примеру, истец обращается к Фемиде с заявлением о том, что СК не полностью возместила ему ущерб. Истец с ответчиком идут на компромисс, при этом ответчик обязывается не только перечислить разницу, но и возместить истцу средства, потраченные на оплату нотариальных услуг, адвоката, а если истец требует, то, возможно, и морального ущерба.

Знаете ли вы? Согласно полицейским протоколам и сведениям, женщины намного реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП, поскольку они гораздо бдительнее и ответственнее мужчин.

Когда страховая не имеет права отказать

Владельцы полисов ОСАГО застрахованы не только от ДТП, но и от незаконных отказов страховых компаний проводить ремонт или возмещать ущерб — ведь существует перечень обязательных пунктов, согласно которым страховая не имеет прав отказывать. Ремонт машины, согласно п. 21 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», должен быть выполнен на протяжении 20 рабочих дней.

Страховщики не могут уклониться от ремонта или его оплаты в следующих случаях:

  • автовладелец подписал договор между автомастерской и страховщиками;
  • автовладелец — инвалид первой или второй группы, либо же опекун ребёнка-инвалида;
  • летальный исход: вследствие ДТП страхователь умер;
  • страховка оформлена правильно, сроки выдержаны, страхователь не является виновником аварии и не нарушал ПДР;
  • в случае, когда пострадал сам автовладелец, а не его авто, СК должна заплатить ему денежную компенсацию.

Прежде чем покупать полис ОСАГО у СК и заключать соответствующий договор, тщательно ознакомьтесь с репутацией этого учреждения, а также с законодательством, которым регламентируется данная сфера. Случается так, что не каждый страховщик добросовестно выполняет свои обязанности, и поэтому нужно быть юридически подкованным.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

В 2018 году в наш Call-центр обращается очень много обманутых автомобилистов, которые после ДТП отдали свои автомобили на ремонт на СТО по «направлению» страховой компании по ОСАГО и в результате получили некачественно отремонтированный автомобиль, да еще с них требуют доплату за ремонт.

В данной статье мы хотим дать Вам несколько очень важных советов, что бы Вы сберегли свои деньги, время, нервы и не остались у разбитого корыта.

7sovetov

  1. Правильно заполните извещение о ДТП, оно обязательно для предоставления в страховую компанию (Ст. 35 Правил ОСАГО).
  2. Получите направление на ремонт на руки в страховой компании (п. 21 ст.12 Закона «об ОСАГО»).
  3. В страховой компании или на СТО подписывайте только то, что Вам понятно на 100%.
  4. При сдаче а/м в ремонт Вам обязаны выдать Заказ-наряд. (Ст. 15 Постановления Правительства № 290 от 11.04.2001 г.).
  5. Доплата за ремонт – незаконно (п. 66 Пленума Верховного Суда № 58 от 26.12.2017 г.)
  6. Использование в ремонте б/у деталей — незаконно. (п. 15.1 ст. 12 Закона «об ОСАГО»)
  7. Контролируйте качество ремонта а/м на всех этапах ремонта.
  1. Правильно заполните извещение о ДТП, оно обязательно для предоставления в страховую компанию (Ст. 35 Правил ОСАГО).

В 2018 году сотрудники ГИБДД полностью перестали выдавать справки ф.154, в которых указывались обстоятельства ДТП, виновники ДТП и повреждения транспортных средств.

После отказа ГИБДД выдавать справки ф.154, составление извещения о ДТП стало обязательным для подачи документов в страховую компанию.

С июля 2018 года в Санкт-Петербурге будет увеличен лимит Европротокола с 50000 до 100000 рублей. То есть сотрудники ГИБДД будут оформлять только тяжелые ДТП, а 80% ДТП будут оформляться по Европротоколу.

Правильность заполнения извещения о ДТП трудно переоценить. Если Вы неправильно заполните извещение, страховая компания может отказать в выплате, или проведет только частичный ремонт Вашего автомобиля.

Простым языком можно сказать следующее:

А) Ошибки при составлении извещения о ДТП могут привести к отказу в выплате страхового возмещения.

Б) Если Вы не укажете все повреждения Вашего автомобиля в извещении о ДТП, страховая компания может принять решение, что эти повреждения не относятся к ДТП.

  1. Получите направление на ремонт на руки в страховой компании (п. 21 ст.12 Закона «об ОСАГО»).

Страховая компания обязана выдать пострадавшему в 20-дневный срок после подачи заявления, направление на ремонт, в котором должна быть указана общая стоимость ремонта, сроки ремонта, сроки сдачи автомобиля в ремонт, название и адрес СТО в котором будет производиться ремонт. (Ст. 65 Пленума Верховного Суда № 58 от 26.12.2017 г.)

Если Вы получили на руки такое направление, в котором указаны общая стоимость ремонта, сроки ремонта, сроки сдачи автомобиля в ремонт, название и адрес СТО в котором будет производиться ремонт, Вы защищены от любого произвола. Вам не смогут затянуть ремонт, с Вас не смогут требовать доплат, Вы точно знаете, где и когда будет произведен ремонт автомобиля.

Что же происходит сейчас в страховых компаниях? – Вы обращаетесь с заявлением в страховую компанию, Вам заявляют, что сейчас выплата возможна только ремонтом. Ваш автомобиль осматривают поверхностно на улице и сообщают что «скоро выдадут» направление на ремонт. Через несколько дней Вам позвонят или пришлют СМС, что направление выдано и ждет Вас на СТО. Вы сами дозваниваетесь на СТО что бы договориться на определенное время. На СТО Вашу машину еще раз осматривают и сообщают, что позвонят, когда согласуют со страховой компанией стоимость ремонта. Дальше проходит много времени, и если Вы сами не обиваете пороги СТО и страховой компании, то про Вас просто забывают, и у Вас на руках нет никаких документов подтверждающих факт Вашего приезда на СТО. Вы идете ругаться в страховую компанию, а Вас запускают по второму кругу.

Если Вы очень настойчивы, то через несколько дней после Вашего приезда на СТО, Вам позвонит мастер СТО и прозрачно намекнет, что ремонт невозможно сделать за те деньги, которые платит страховая компания и предложит доплатить из своего кармана.

В итоге у Вас на руках нет никаких документов подтверждающих Ваш приезд на СТО, нет документов подтверждающих, что с Вас требуют доплату. А значит Вы не сможете доказать эти факты в суде.

Вы опять идете в страховую компанию, а Вас запускают по следующему кругу.

  1. В страховой компании или на СТО подписывайте только то, что Вам понятно на 100%.

К нам часто обращаются автомобилисты, которые обращаясь в страховую компанию или на СТО, подписывают документы, даже не читая их.

Давайте рассмотрим часто встречающиеся обманы, и чем это Вам грозит.

В страховых компаниях часто подсовывают на подпись «соглашения о выплате страхового возмещения», в котором указывается сумма в 2-3 раза меньшая, чем ущерб нанесенный автомобилю.

Пример 1: Вы обратились в страховую компанию с заявлением, Вашу машину поверхностно осмотрели на улице. После этого Вам предлагают подписать бумаги. Вы их подписываете. И Вам сообщают что примут решение о страховом возмещении в течение 20 дней. По факту специалисты страховой компании на глаз прикидывают размер ущерба, делят его на 2-3, и подсовывают «соглашение» на подпись. Вы не читаете и подписываете. Вам платят деньги в 2-3 раза меньшие, при этом Вы уже не сможете предъявить претензии, так как подписали соглашение.

Пример 2: На СТО при приемке машины в ремонт по ОСАГО уже разработан стандартный бланк, в котором мелким шрифтом написано: Вы соглашаетесь на увеличение сроков ремонта, Вы соглашаетесь на доплату, Вы соглашаетесь на использование бывших в употреблении деталей и т.д. Пример: Вы обратились в страховую компанию с заявлением, Вас направили на СТО, там Вы предаете автомобиль на ремонт и подписываете акт приема-передачи машины и не читаете мелкий шрифт. В итоге Вам звонят и ставят перед фактом, что Вы должны доплачивать из своего кармана за ремонт. Сроки ремонта будут увеличены. А когда Вы придёте забирать машину из ремонта Вы увидите б/у детали на Вашем автомобиле.

Пример 3: На СТО, при приемке автомобиля на осмотр, Вам подсовывают «Договор уступки права требования Выплаты по ОСАГО». После подписания данного документа Вы теряете право требования выплаты от страховой компании. Фактически, Вы продаете СТО свое право требования выплаты со страховой компании за то, что Вам отремонтируют автомобиль. Вроде бы не очень плохо, но после составления заказ-наряда, сотрудники СТО объявляют Вам, что согласованной суммы со страховой компанией не хватает на ремонт и Вы должны доплатить из своего кармана. Вы недовольны и идете в страховую компанию, а там Вам заявляют, что раз Вы продали долг то разговаривать с Вами никто не будет. Идите на СТО и там решайте свои проблемы.

Внимательно читайте мелкий шрифт, если Вам что-то не понятно, не подписывайте, звоните нам для консультации.

  1. При сдаче а/м в ремонт Вам обязаны выдать Заказ-наряд. (Ст. 15 Постановления Правительства № 290 от 11.04.2001 г.).

При постановке автомобиля в ремонт заказ-наряд является основным документом, по которому далее будет произведен ремонт.

В заказ-наряде должен быть указан перечень заменяемых и ремонтируемых деталей с ценами на ремонт.

В заказ-наряде должны быть указаны конкретные детали и материалы используемые в ремонте. То есть должны быть указаны каталожные номера деталей и какие это будут детали – новые, оригинальные, б/у, неоригинальные и т.д.

По заказ-наряду Вы можете в конце ремонта проверить все ли детали поменяли и отремонтировали.

На основании заказ-наряда Вы будете предъявлять претензии, в случае некачественного или не полного ремонта.

Без заказ-наряда Вы не сможете контролировать ремонт на СТО, а так же не сможете предъявлять претензии.

На практике же происходит следующее: Вы сдаете автомобиль в ремонт, и Вам не дают заказ-наряд. Когда Вы забираете автомобиль из ремонта оказывается что, почему то некоторые детали Вам не заменили, некоторые детали поставили б/у, Вы хотите предъявить претензии, а не на что, так как нет заказ-наряда.

  1. Доплата за ремонт – незаконно (п. 66 Пленума Верховного Суда № 58 от 26.12.2017 г.).

Согласно Закона «об ОСАГО», в случае направления пострадавшего в ремонт, страховая компания полностью оплачивает стоимость ремонта без учета износа на СТО. Однако это страховым компаниям экономически не выгодно. Ведь выгоднее заплатить Вам деньги с учетом износа и сэкономить на Вас.

Поэтому на СТО всегда требуют доплату, мотивируя тем, что согласованных со страховой компанией денег на ремонт не хватает.

Пример: У Вас FORD FOCUS 2013 года выпуска, стоимость ремонта без учета износа 150000 рублей, с учетом износа 120000 рублей. Страховая компания должна перевести 150000 рублей на СТО и отремонтировать автомобиль после ДТП по ОСАГО. Однако страховая компания согласовывает 100000 рублей и на СТО с Вас требуют доплату 50000 рублей. Таким образом, страховая компания экономит от выплаты деньгами 20000 рублей, а Вы платите за ремонт из своего кармана.

СТО не вправе требовать какие-либо доплаты с Вас. Страховая компания обязана оплатить весь ремонт.

  1. Использование в ремонте б/у деталей — незаконно. (п. 15.1 ст. 12 Закона «об ОСАГО»).

Согласно п. 15.1 ст. 12 Закона «об ОСАГО», при ремонте в ремонте по ОСАГО могут использовать только новые детали.

Однако на СТО, пытаются подписать соглашение или «договориться» о ремонте из б/у деталей, мотивируя тем, что выплаты на ремонт не хватает. И Вы либо доплачивайте, либо мы поставим запчасти с разборки неизвестного качества.

Помните, что требование доплат и ремонт из б/у деталей незаконны и Вы вправе предъявить претензии страховой компании.

  1. Контролируйте качество ремонта а/м на всех этапах ремонта.

Контроль качества ремонта, это очень важно! Сотрудники СТО зачастую нарушают технологию ремонта, применяют низкокачественные материалы, вместо замены кузовных элементов производят их восстановление, экономя на запасных частях.

В процессе ремонта Вам могут повредить целые детали, например, повредить обивки салона, разбить стекла, поцарапать неповрежденные элементы и т.д.

Вам могут указать в заказ-наряде замену деталей на новые, а по факту поставить либо б/у, либо отремонтировать некачественно Ваши.

Всего этого можно избежать, только контролируя ремонт на всех стадиях.

  1. Необходим контроль на первом этапе ремонта – на сдаче автомобиля в ремонт. Это полная фотофиксация поврежденных и неповрежденных элементов, элементов салона, подкапотного пространства и багажника.
  2. Необходим контроль на этапе постановки автомобиля в окрасочную камеру – в этот момент, пока еще не произведена покраска, Вы можете увидеть всю подноготную ремонта. Вы увидите, какие детали менялись, какие ремонтировались, новые применялись детали или б/у, оригинальные или китайские.
  3. И самым важным этапом контроля ремонта является приемка автомобиля из ремонта. После окраски и сборки Вы увидите качество лакокрасочного покрытия, симметричность зазоров кузовных элементов, качество применяемых материалов, комплектность машины после ремонта, появившиеся в процессе ремонта новые повреждения.

Для сдачи и приемки автомобиля из ремонта привлекайте наших специалистов. Требуйте осмотр Вашего автомобиля перед окраской, в этот момент Вы увидите, какие на самом деле Вам поставили запасные части.

Любая страховка нужна для того, чтобы служить защитой от неприятностей. Однако не редкость случаи, когда владельцу полиса отказываются выплачивать страховую выплату. Иногда в этом виноват он сам, иногда автостраховка становится бесполезной из-за тех уловок, к которым страховщики прибегают, чтобы платить поменьше. Чтобы страховка не стала бесполезной, надо помнить несколько главных вещей. Отказы по страховке

Когда страховщик не платит?

Вы дадите страховой компании неоспоримый повод отказаться платить, если будет доказано, что страховой случай возник по вашей же вине. «Основания для отказа в выплате страхового возмещения указаны в договоре страхования, – поясняет Федор Воронин, директор по страхованию компании «ИНТАЧ Страхование». – Как правило, таковыми являются управление автомобилем в состоянии опьянения или ущерб, возникший вследствие умысла страхователя или других пользователей машины».

В правилах страхования любой компании можно найти пункты о том, что страховым случаем не будут считаться ситуации, когда страхователь нарушил правила пожарной безопасности, хранения и перевозки огнеопасных или взрывоопасных веществ и предметов. Точно также повсеместно не признают страховым случаем использование машины не по назначению, например, для обучения кого-нибудь вождению или участия в каких-то уличных гонках.

Нарушением правил страхования во всех страховых компаниях считается эксплуатация неисправной машины. Единственным документом, подтверждающим исправность автомобиля, является талон техосмотра. Поэтому если вы попадете в аварию на машине, которая не прошла очередной техосмотр, у страховой компании будет прекрасный повод отказать в страховой выплате за понесенный ущерб.

Грубой виной страхователя считается несоблюдение обязанностей по сохранности объекта страхования. Проще говоря, если вы бросите машину на стройке под стрелой подъемного крана, и на нее свалится бетонная балка, это наверняка не будет считаться страховым случаем.

«Страховая компания вправе отказать в страховой выплате по любому кузовному элементу, если этот элемент был поврежден на момент страхования, – говорит Светлана Хохлова, юрист портала 123Strahovka.ru. – Например, если на автомобиле была поцарапана дверь, то страховая компания не будет оплачивать покраску этой двери при следующем повреждении».

В ряде страховых компаний не признаются страховыми случаями последствия действий животных и короткое замыкание.

«Если допущенное к управлению машиной лицо не было вписано в полис, это может повлечь за собой отказ в выплате, – предупреждает Анна Максимова, начальник департамента автострахования и гражданской ответственности страховой компании «ПАРИ».

Если вы покупаете полис КАСКО в рассрочку, не пропускайте установленные сроки платежей. По правилам большинства страховых компаний страховое возмещение не выплачивается, если за вами числится долг перед компанией.

Страховая компания не несет ответственности, если не исполнила своих обязательств по возмещению ущерба в результате воздействия ядерного взрыва, военных и террористических действий, народных волнений и забастовок. Не возмещаются убытки, полученные в результате конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения или повреждения средства транспорта по распоряжению властей.

Страховая выплата: проблемы с документами

Любое происшествие, которое тянет на страховой случай, должно быть документально подтверждено. Исключение составляют мелкие повреждения, если в договоре КАСКО оговорено, что страховую выплату для их ремонта можно получить без каких-либо документов.

Больше всего отказов в возмещении ущерба по автостраховкам, пожалуй, связано с неправильным оформлением документов после ДТП. Поэтому лучше всего возить с собой шпаргалку со списком необходимых документов и порядком действий. Будьте внимательны при заполнении документов, а также следите, чтобы это правильно сделали сотрудники ГИБДД и аварийный комиссар.

Присутствие в справках и заявлениях фраз «неустановленное место, неустановленное время, неустановленные лица» очень часто ведет к отказу в выплате.

Случается, документы о ДТП теряются в недрах страховой компании. Поэтому делайте и храните копии всех бумаг, на основании которых вам будут оформлять страховую выплату. Требуйте от сотрудников компании на каждой копии проставлять отметку о том, что документ принят ими в работу, и дату, когда это сделано.

Следите за тем, чтобы ваш страховой полис был правильно заполнен . Ни в коем случае не делайте никаких исправлений в полисе сами и не позволяйте это делать сотруднику или агенту страховой компании. Известны случаи, когда агенты ленятся переписывать полис, если допускают ошибки при его оформлении. С таким полисом выплаты страхового возмещения не видать, хотя это не ваша вина.

Страховая компания откажется платить и в том случае, если после наступления страхового случая выяснится, что страхователем были предоставлены заведомо ложные сведения о тех, кто допущен к управлению автомобилем, или о самом автомобиле.

Типичные нарушения условий страхования

Существует ряд типичных нарушений условий страхового договора, которые могут стать поводом в отказе в страховой выплате:

1. СРОК ЗАЯВЛЕНИЯ О СТРАХОВОМ СЛУЧАЕ. Страховые компании очень придирчиво относятся к соблюдению установленных сроков представления заявления о страховом случае и документов, подтверждающих его наступление. С одной стороны, нарушение сроков вызывает у них подозрения в махинациях с документами, а с другой – служит законным способом отказаться возмещать убытки. Затянув с подачей заявления о страховом случае, вы сильно рискуете остаться без возмещения ущерба.

2. ОТЪЕЗД С МЕСТА ДТП. «Очень часто водители, попав в ДТП, не могут сориентироваться и совершают ошибки, которые потом могут обернуться отказом страховой компании в страховой выплате, – констатирует Светлана Хохлова, юрист портала 123Strahovka.ru. – Ни в коем случае нельзя уезжать с места ДТП или убирать машину, например, на обочину, неважно, мешает ли машина движению или стоит на трамвайных путях. Чтобы не возникло проблем с получением страховой выплаты, обязательно подавайте заявление о получении возмещения в письменном виде, даже если сотрудники страховой компании утверждают, что достаточно просто позвонить».

3. РЕМОНТ ДО ОСМОТРА. Еще одно распространенное нарушение условий страхового договора связано с ремонтом автомобиля. Обычное дело, когда затягивается осмотр поврежденной машины представителем компании. Даже если вам не терпится быстрее снова сесть за руль, ни в коем случае нельзя отдавать автомобиль в ремонт в расчете на то, что потом предъявите страховой компании к оплате чеки вашей мастерской. Ремонт поврежденного автомобиля до его осмотра представителем страховщика будет основанием для отказа в страховой выплате.

Чтобы не лишиться страховой выплаты, надо иметь документ, который подтверждает, что вы известили о проведении осмотра страховую компанию и всех участников ДТП, и акт осмотра автомобиля экспертом компании. В недобросовестной компании могут «забыть» выдать документ о проведении осмотра поврежденной машины экспертом компании, а потом заявить, что вы ничего на осмотр не представляли, чтобы отказать в выплате.

4. НЕПРАВИЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ. «Имейте в виду, пункт о пребывании машины на охраняемой стоянке в ночное время позволяет снизить стоимость страховки, но может сыграть злую шутку с владельцем полиса, – предупреждает Екатерина Евланова, начальник управления автострахования компании «МАКС». – Если автомобиль угонят ночью от магазина или от ресторана, это станет поводом для отказа в возмещении убытка. А ситуация довольно распространенная».

И это не единственный скользкий момент, связанный с пунктом договора, по которому автомобиль в ночное время должен находиться на охраняемой стоянке. Далеко не все стоянки имеют соответствующий статус, зачастую они вообще не имеют никакого статуса и не несут ответственности за вверенное их заботам имущество. Страховая компания наотрез откажет возмещать ущерб, если ваш автомобиль постигнут неприятности на одной из нелегальных стоянок.

5. ОТСУТСТВИЕ ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ. «Страховая компания может отказать в страховом возмещении при угоне, если в договоре страхования было указано обязательное наличие спутниковой системы, но на момент угона машины она не была активирована, – замечает Анна Максимова из «ПАРИ».

7. ПРОБЛЕМЫ С ГАРАНТИЕЙ. Если владелец автомобиля на гарантии, заключая договор КАСКО соглашается делать ремонт по направлению страховой компании, он может пострадать из-за конфликта между правилами страхования и условиями гарантии. Получается это следующим образом. Вы заключаете договор с компанией, предварительно убедившись, что у нее есть договор с авторизированным дилерским центром вашей марки. А к моменту наступления страхового случая компания разрывает отношения с этим центром или он закроется. Получится, что гарантийный ремонт делать негде. Ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании в обычной мастерской – потерять гарантию. Обращаться к дилеру – потерять страховку. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, можно договориться со страховой компанией об изменении условий договора и доплатить за право самому выбирать себе автосервис.»Подводные камни» договора

Некоторые компании специально оставляют в тексте страховых договоров лазейки, которые позволяют при наступлении страхового случая существенно снизить, а порой и вовсе отказать в страховой выплате.

Один из таких примеров – страховая выплата за шины и диски. Почти у всех компаний за повреждение только дисков и шин ничего не выплачивается. Однако если вместе с шинами и дисками поврежден кузов, страховая компания оплачивает ущерб в полном объеме.

«Условия договора могут быть составлены таким образом, что компания будет не обязана возмещать ущерб в некоторых ситуациях, или же при возмещении ущерба будет выплачиваться сумма, которая не компенсирует реальной величины ущерба, хотя заметить это сможет только юридически грамотный человек», – предупреждает Федор Воронин из «ИНТАЧ Страхование».

Например, некоторые компании дают нечеткое определение понятий «угон», «ущерб» и «пожар». В Уголовном кодексе РФ угон и хищение трактуются по-разному. Угон — это неправомерное завладение третьими лицами имуществом без цели хищения. А хищением называются действия, совершенные с корыстной целью, при этом разделяют кражу, грабеж и разбой. Кража означает тайное хищение чужого имущества, грабеж – открытое, а разбой происходит, когда при этом происходит еще и нападение на его владельца.

Большинство компаний под страхованием от угона подразумевает и хищение автомобиля, но бывают случаи, когда после пропажи машины клиенту отказывают в возмещении ущерба, ссылаясь на то, что машина была застрахована только от угона, а произошло хищение. Разумеется, доказать, что автомобиль украли без корыстных целей будет практически невозможно. Поэтому следите за тем, чтобы в договоре и полисе стояла формулировка «угон и хищение».

Такие же уловки применяются, чтобы избежать выплаты компенсации за сгоревший автомобиль, если машину подожгли. В страховой компании клиенту заявят, что произошел не пожар, а поджог, а такой риск его страховка не предусматривает.

Некоторые компании включают в список причин для отказа в страховой выплате по КАСКО нарушение правил дорожного движения (ПДД). Обратите внимание, некоторые компании коварно маскируют условие об обязательном соблюдении ПДД обязанностью страхователя «соблюдать нормативно-правовые акты РФ». Поскольку правила дорожного движения – нормативно-правовой акт, их нарушение станет поводом к отказу в страховой выплате.

«Автолюбителю, который собрался покупать автомобиль и хочет оформить КАСКО «не отходя от кассы», стоит обратить внимание на то, когда вступает в силу ответственность страховщика по риску «угон», – советует Светлана Хохлова, юрист портала 123Strahovka.ru. – В некоторых страховых компаниях ответственность страховщика наступает только после постановки автомобиля на учет в ГИБДД. Если во время перегона автомобиля из автоцентра на регистрацию в ГИБДД произойдет хищение, страховщик откажется возмещать убыток».

Что делать, если вам отказали в страховой выплате?

Если вам отказали в страховой выплате, требуйте отказа в письменном виде, а потом подавайте иск в суд. Кстати, намеренное введение клиента в заблуждение признается недобросовестными действиями страховщика.

Бывает, что страховая выплата оказалась несоразмерно меньше расходов на возмещение ущерба. Во-первых, начните восстановление справедливости с письменной жалобы в саму страховую компанию, во-вторых, напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3). Самый долгий и рискованный вариант «раскулачить» страховую компанию и получить полагающееся вам страховое возмещение – это провести встречную независимую экспертизу и обратиться в суд. В случае успеха, страховой компании придется доплатить и ущерб по страховке, и за повторную экспертизу, проведенную вами, и судебные издержки. Однако если вы проиграете, расходы на экспертизу и судебные издержки вам никто не компенсирует.

Имейте в виду: в случае конфликта со страховой компанией разобраться в ситуации, провести экспертизу и защитить ваши права вам могут помочь страховые агентства.

Итак, чтобы снизить риск отказа в страховой выплате, надо соблюдать следующие правила:

1. Внимательно изучите и соблюдайте правила страхования.

2. Вовремя проводите своего ТО автомобиля.

3. Следите за тем, чтобы страховой полис был заполнен правильно и без помарок.

4. Тщательно изучите страховой договор.

5. В случаях с понятиями «пожар» или «угон» требуйте уточнения формулировок.

6. Не нарушайте Правила дорожного движения.

admin