Стаж для льготной пенсии

Как известно, для определенной категории работников, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на работах, связанных с тяжелыми и вредными для здоровья условиями труда, действующим законодательством Украины предусмотрен ряд льгот, например, дополнительные отпуска, бесплатное питание и пр. В данной статье мы детально проанализируем одну из таких льгот, а именно — назначение пенсий по возрасту на льготных условиях, которые заключаются в уменьшении пенсионного возраста, то есть чем больше степень тяжести и вредности условий труда, тем ниже возраст выхода на пенсию, меньше требования к стажу, необходимому для назначения пенсии. Однако при обращении лиц для назначения им вышеуказанной пенсии в органы Пенсионного фонда Украины (ПФУ) очень часто случается, что последние отказывают в ее назначении, ссылаясь на различные обстоятельства, например:

1) не предоставлены доказательства, что лицо, кроме «льготного» стажа, также имеет необходимый общий стаж работы для назначения ему соответствующей пенсии;

2) лицо не предоставило, кроме трудовой книжки, уточняющую справку;

3) лицо не предоставило доказательств проведения работодателем аттестации рабочего места по условиям труда (аттестация);

4) лицо не предоставило доказательств для зачисления ПФУ в стаж работы, который дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, периода службы в Вооруженных Силах;

5) якобы отсутствуют основания для того, чтобы засчитать в стаж период обучения лица, претендующего на соответствующую «льготную» пенсию.

Следует отметить, что в некоторых случаях замечания работников ПФУ являются обоснованными, но чаще всего работники фонда в связи с тем, что ПФУ не в состоянии своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства по выплате пенсий, необоснованно отказывают лицам в назначении соответствующих пенсий.

В данной статье попытаемся разобраться, в каких именно случаях вышеуказанные действия ПФУ являются законными, а в каких —в судебном порядке могут быть признаны противоправными.

О необходимости подтверждения общего стажа работы

Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины (КМУ), и по результатам аттестации рабочих мест — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах (список № 1). Работникам, которые не имеют стажа работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждый полный год такой работы; женщинам — на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы».

Нормами пункта «б» части 1 статьи 13 этого Закона предусмотрено, что «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах (список № 2). Работникам, которые не имеют стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, женщинам — на 1 год за каждые 2 года такой работы».

Из вышеизложенного следует, что в случае обращения лица в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях, у которого есть полный «льготный» стаж, но при этом недостаточно общего стажа, ПФУ с учетом именно этих обстоятельств имеет все законные основания для отказа этому лицу в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. Данный правовой вывод изложен в постановлении Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 15 октября 2014 года по делу № К/800/52426/13 (К/800/52550/13).

О предоставлении уточняющей справки

Статьей 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» установлено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается КМУ.

Постановлением КМУ от 12 августа 1993 года № 637 утвержден порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней (Порядок № 637), в пункте 1 которого указано, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.

Согласно частям 1 и 2 пункта 20 Порядка № 637, «в случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка».

Из этого следует, что если у лица, обратившегося в ПФУ, есть в наличии трудовая книжка и соответствующие сведения в ней, где указана должность, предусмотренная списком № 1 или № 2, то уточняющая справка не нужна. Доказательство тому — устойчивая судебная практика, например, определения ВАСУ от 27 ноября 2014 года по делу № К/9991/73020/12 и от 11 декабря 2014 года по делу № К/800/20465/14.

Кстати, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) от 14 января 2015 года по делу № 6-42391св14, «уточняющая справка подтверждает именно специальный стаж работы и ее характер, а не право лица на «льготную» пенсию. Данная справка предназначена для дальнейшего ее предоставления лицом, оформляющим пенсию, в соответствующие органы ПФУ, которые в свою очередь определяют наличие оснований и права лица на пенсию на льготных условиях».

Кроме того, поскольку при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются вышеуказанные списки № 1 и № 2 в редакции, действовавшей в период работы лица, следует обратить внимание читателей на тот факт, что в настоящее время есть несколько редакций указанных списков, которые были утверждены следующими постановлениями, а именно: Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 117, Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, КМУ от 11 марта 1994 года № 162 и КМУ от 16 января 2003 года № 36. Таким образом, следует применять исключительно ту редакцию списка № 1 или № 2, которая действовала в период работы лица, претендующего на назначение ему соответствующей пенсии.

О проведении аттестации

Подпунктом 1 пункта 2 заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают по спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, которые дают право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, если они, согласно законодательству, действовавшему ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды.

Согласно статье 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», лицам, работавшим до вступления в силу настоящего Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на таких условиях: лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством.

С целью обеспечения социальной защиты работников Министерство труда и социальной политики Украины разработало Порядок применения списков № 1 и № 2, утвержденный приказом от 18 ноября 2005 года № 383 (Порядок № 383), регулирующий их применение при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с пунктами «а» и «б» статей 13 и 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Так, в пункте 2 Порядка № 383 указано, что под полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками № 1 и № 2, в течение не менее 80 % рабочего ­времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работниками своих трудовых обязанностей.

Требованиями пункта 3 Порядка № 383 установлено, что при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки № 1 и № 2, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки № 1 и № 2 при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 года и по результатам проведения аттестации после 21 августа 1992 года.

В пункте 4 Порядка №383 указано следующее: «В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением КМУ от 1 августа 1992 года № 442 (Порядок проведения аттестации), аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в пять лет». Условиями пункта 4.1 Порядка № 383 предусмотрено, что «указанное постановление вступило в силу с 21 августа 1992 года. Это означает, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы во вредных и тяжелых условиях труда после 21 августа 1992 года, соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено по результатам аттестации».

Из изложенного следует, что руководители предприятий обязаны были впервые обеспечить проведение аттестации на протяжении пяти лет, а именно — с 21 августа 1992 года до 21 августа 1997 года.

Как следствие, если лицо обратилось в ПФУ с заявлением о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях, в котором, например, ссылалось, кроме прочего, на то, что его трудовой стаж (который дает право на льготный выход на пенсию) составляет 13 лет, а именно — с 1980 года по 1993 год, то с учетом предписаний пункта 4 Порядка проведения аттестации законодатель не требует проведения аттестации в первый же год после возникновения такой обязанности, а ПФУ не имеют законных оснований требовать от лица предоставления доказательств ее проведения именно в это время (с 21 августа 1992 года по 21 августа 1993 года). Данный правовой вывод изложен в определении ВАСУ от 11 декабря 2014 года по делу № К/800/20465/14.

Кстати, в соответствии с пунктом 10 Порядка № 383, «для подтверждения стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда необходимо предоставить трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте и в случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, уточняющую справку, предусмотренную пунктом 20 Порядка № 637».

Также следует отметить, что аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации и разработанными во исполнение этого постановления Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Министерства труда Украины от 1 августа 1992 года № 41 (Методические рекомендации).

Как уже отмечалось, обязательность проведения аттестации введена лишь с 21 августа 1992 года (дата вступления в силу Порядка проведения аттестации), а поэтому период работы в тяжелых и вредных условиях труда до этой даты должен быть засчитан в льготный стаж без подтверждения ее результатами аттестации, что подтверждается также и в определениях ВАСУ от 24 октября 2013 года по делу № К/800/9867/13 и от 18 октября 2012 года по делу № К-24218/09.

С целью полного освещения данного вопроса предлагаю также рассмотреть случай, когда лицо обратилось в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях за период работы, который продолжался после 21 августа 1992 года (например, с 1998 года по 2013 год). Имеет ли право ПФУ отказать лицу в назначении такой пенсии, ссылаясь на отсутствие доказательств проведения аттестации?

Следует отметить, что судебные инстанции, в том числе и ВАСУ, принимали решения об удовлетворении исков даже без предоставления доказательств проведения аттестации. В обоснование решений они ссылались на то, что в соответствии с частью 2 пункта 4 Порядка проведения аттестации ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, а потому ее непроведение не может лишить граждан их конституционного права на социальную защиту относительно решения вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях. Соответствующий правовой вывод изложен в определениях ВАСУ от 4 июля 2013 года по делу № К/9991/38118/11 от 27 июня 2013 года по делу № К/9991/80837/12.

Однако с такой позицией не согласился Верховный Суд Украины (ВСУ), что подтверждается его постановлением от 10 сентября 2013 года по делу № 21-183а13, в котором указано следующее: «Вывод суда по рассматриваемому делу о том, что отказ управления ПФУ засчитать период работы истца, которая включена в список № 2, в льготный стаж вследствие непроведения аттестации этой должности на предприятии является обоснованным, соответствует требованиям закона». Кстати, аналогичная правовая позиция ВСУ изложена также в его постановлениях от 19 мая 2015 года по делу № 132/1749/14-а, от 14 апреля 2015 года по делу № 21-383а14, от 25 ноября 2014 года по делу № 21-519а14.

Необходимо подчеркнуть, что вышеуказанная позиция ВСУ не касается случая, когда первоначальная аттестация была проведена работодателем своевременно, а повторная — уже с пропуском пятилетнего срока, несмотря на данные обстоятельства, лицо имеет все законные основания для назначения ему пенсии по возрасту на льготных условиях. Соответствующая правовая позиция содержится в постановлении ВСУ от 16 сентября 2014 года по делу № 21-307а14, а также в постановлении ВАСУ от 15 января 2015 года по делу № К/800/12940/14.

Кстати, суды при рассмотрении данной категории дел обязаны самостоятельно выяснять, была ли проведена аттестация, и только по результатам установления этих фактов принимать решения. Об этом отмечается в определении ВАСУ от 19 февраля 2015 года по делу № К/800/25352/14.

О зачислении в стаж работы периода службы в Вооруженных Силах

Данный вопрос регламентирован следующими нормативными актами:

1) пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, — при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции приравнивается по выбору лица, обратившегося за пенсией, к работе, ей предшествовавшей или непосредственно за нею следовавшей. При этом указанные периоды учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, которая дает право на пенсию на льготных условиях или льготных размерах (часть 5 пункта 109 данного Положения). Доказательством того, что это Положение, принятое еще в СССР, может распространяться на данные правоотношения, является постановление Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 года № 1545-ХХІІ;

2) абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» — время прохождения срочной военной службы, а также время прохождения военной службы в особый период, объявленный в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», засчитываются в стаж работы, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную военную службу, военную службу в особый период, объявленный в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях».

Отсюда следует, что период прохождения срочной военной службы, а также военной службы в особый период должен быть обязательно зачислен ПФУ в стаж работы, которая дает право на назначение «льготной» пенсии, но при условии, что лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение «льготной» пенсии. Соответствующие доводы изложены в определениях ВАСУ от 24 февраля 2015 года по делу № К/800/49195/13, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14.

О зачислении в стаж периода обучения

Этот вопрос регламентирован нормами статьи 18 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» (приведен перечень профессионально-технических учебных заведений) и статьи 38 настоящего Закона, из норм которой следует, что необходимыми условиями для зачисления в льготный стаж периода обучения именно в профессионально-техническом учебном заведении является то, что перерыв между днем окончания обучения и днем зачисления лица на работу не должен превышать трех месяцев, а после окончания учебы оно должно быть обязательно зачислено на работу по полученной специальности. Таким образом, если предоставленные в ПФУ документы соответствуют данным нормам Закона, ПФУ обязано засчитать этот период обучения в «льготный» стаж по соответствующей специальности. Это также подтверждается определениями ВАСУ от 3 июля 2015 года по делу № К/800/29396/15, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14 и от 15 мая 2013 года по делу № К/9991/78511/12.

Вместе с тем несоблюдение данной нормы Закона может быть следствием отказа ПФУ в зачислении периода обучения в «льготный» стаж. Ярким примером тому служат определения ВАСУ от 23 апреля 2015 года по делу № К/800/60430/14 и от 9 июля 2015 года по делу №К/800/41360/14.

Нелишним будет акцентировать внимание на том, что ПФУ рассматривает вопрос относительно перерасчета или назначения какой-либо пенсии («льготной», «научной» и т.п.) исключительно по соответствующим заявлениям лиц, считающих, что у них есть все правовые основания для обращения в ПФУ с данными вопросами. По результатам рассмотрения таких заявлений органы ПФУ должны принимать решения о назначении пенсии или ее перерасчете или отказывать в этом. Однако на практике не единичны случаи, когда вместо решений ПФУ направляет им обычные письма, в которых указывает на факт отказа на тех или иных основаниях в назначении или перерасчете пенсии. Получив соответствующие письма, заявители считают, что именно они и являются решениями ПФУ, которые следует обжаловать в судебном порядке. Однако с этим не соглашаются судебные инстанции и отказывают в удовлетворении исков, если обжалуется отказ в назначении или перерасчете пенсии лишь на основании письма, а не решения. Яркий пример — определение ВАСУ от 5 июня 2015 года по делу № К/800/6921/14 и постановление ВСУ от 22 апреля 2014 года по делу № 21-484а13.

Несмотря на якобы уже поставленную точку в этом вопросе, вызывает интерес определение ВАСУ от 13 ноября 2014 года по делу № К/800/45148/14, в котором суд кассационной инстанции занял противоположную позицию, отметив следующее: «Оставляя без удовлетворения исковые требования об отмене решения ответчика об отказе в назначении пенсии истцу, суды исходили из того, что письменное решение по поводу назначения пенсии ответчик не принимал. Коллегия судей согласиться с таким выводом судов не может, поскольку в материалах дела имеется письмо управления ПФУ, которым истцу отказано в зачислении вышеуказанного периода в льготный стаж и в назначении ему пенсии по возрасту на льготных условиях».

Также следует отметить, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, который назначает и выплачивает пенсию, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсия назначается со дня обращения за ней.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок.

  • 29 Июня, 07:04
  • Розсилка ВІДПРАВИТИ

На всех украинцев не хватает денег

В Пенсионном Фонде пока не хватает средств, чтобы обеспечить всех украинцев достойными выплатами. Именно поэтому украинское правительство решило внедрить новую пенсионную реформу, которая вступит в силу с 2021 года.

Сейчас в Пенсионном фонде сообщили, что первыми почувствуют изменения получатели льготных пенсий, которые имеют право выходить на пенсию досрочно. Их количество вскоре значительно уменьшится, пишет finance.ua.

Также в Украине собираются ввести повышенный тариф единого социального взноса за лиц, занятых на работах по спискам льготных категорий профессий. Кроме того, прекратится назначение пенсий за выслугу лет.

Такие выплаты останутся для узкого круга лиц. Их покрывают исключительно за счет госбюджета, а так как средств пока не хватает и украинцев хотят перевести на накопительную пенсионную систему, то на государство рассчитывать особенно не надо.

Чтобы уменьшить расходы на пенсионеров, в Украине ежегодно растет пенсионный возраст (для женщин) и стаж. С 2021 года, чтобы выйти на пенсию, нужно будет накопить минимум 28 трудовых лет. С каждым годом эта цифра будет увеличиваться, пока в 2028 году не достигнет 35 лет.

Напомним, с 1 июля прожиточный минимум в Украине вырастет до 2118 гривен, а минимальная пенсия — до 1712 гривен. Размер максимальной пенсии с 16380 гривен повысится до 17120 грн.

В связи с большим количеством нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, и часто меняющимся в нашей стране законодательством, разобраться в пенсионных правах простому человеку бывает непросто. Довольно часто Пенсионный фонд отказывает в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не включая в льготный стаж определенные периоды работы.

Причиной отказа в назначении льготной пенсии может быть формальное не соответствие профессии или должности, указанной в трудовой книжке соответствующему наименованию в списках профессий, работ, производств, должностей, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия. Примеров множество: списком предусмотрена профессия монтажника по монтажу ж/б конструкций, в трудовой книжке указано «монтажник ж/б конструкций» – слова «по монтажу» отсутствуют; работник фактически работает каменщиком в постоянно действующей бригаде каменщиков, в трудовой книжке указана профессия каменщика – монтажника; вместо варщика асфальтовой массы указана профессия оператора и т.д.

Подтвердить в подобных случаях специальный стаж работы довольно сложно. Доказательством выполнения определенной трудовой функции могут служить справки от организации о характере работы, выписки из приказов, лицевых счетов и другие документы, в которых содержится указание на выполняемые вами работы или занимаемую должность, а с января 2002 года работодатель обязан указывать код льготы профессии или должности в сведениях, подаваемых в пенсионный фонд. Не стоит также игнорировать наименование и описание профессии, установленное различными квалификационными справочниками. Ст. 57 Закона РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»: если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот, то их наименование и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках. Любые другие наименования, придуманные работодателем, являются ненормативными.

На практике нередко приходится обращаться в суд с исковым заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж. Так, решением Советского районного суда г. Омска включены в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Правительства 1991 года периоды работы в должности каменщика-монтажника, Управление Пенсионного фонда обязано назначить и выплачивать пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения. И таких примеров довольно много.

В каждом конкретном случае вопрос о назначении льготной пенсии решается индивидуально, на что указывается и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г: судам необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Подсчет льготного стажа

Другая причина отказа — изменился порядок подсчета льготного стажа. Конституционный Суд РФ неоднократно признавал не соответствующими Конституции нормы, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством (постановления от 16 октября 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определение от 5 ноября 2002г. о проверке конституционности п. «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РФ » О государственных пенсиях в РФ»).

Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона. В настоящее время периоды работы, дающие право на досрочную пенсию, засчитываются в стаж в календарном порядке. Однако если необходимый стаж выработан до 2002 года, должен применяться действовавший на тот период порядок его подсчета. Так, по ранее действовавшему законодательству полный навигационный период на водном транспорте исчислялся в льготном порядке — за год работы. На этом основании Ленинским районным судом г. Омска признано право на досрочную пенсию машинистам, работающим в плавсоставе на судах речного пароходства с льготным порядком исчисления соответствующего стажа работы.

Порядок подачи заявления в Пенсионный фонд

Управление Пенсионного фонда по месту жительства обязано принять заявление о назначении трудовой пенсии соответствующего вида – по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, независимо от того, с какими документами Вы пришли и имеете ли Вы вообще право на получение пенсии. Все эти вопросы должны решаться после подачи заявления: Вам указывают недостающие документы и предоставляют срок, в течение которого они должны поступить в Пенсионный фонд. Решение о выплате пенсии или об отказе принимается в течение двух месяцев с момента подачи заявления.

Распространенный случай – Вас отправляют «домой», даже не принимая заявления о назначении пенсии, на словах мотивируя тем, что права на нее Вы не имеете. Сразу отметим, что эти действия незаконны и нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Впоследствии складывается ситуация, что такое доверие устному объяснению специалиста Пенсионного фонда и несвоевременное обращение за юридической помощью лишает человека возможности получать честно заработанную пенсию в течение нескольких лет.

В соответствие с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд. Днем обращения считается день подачи заявления с необходимыми документами в Пенсионный фонд. Таким образом, если момент возникновения права на пенсию и момент подачи заявления о ее назначении по времени не совпадают, Вы теряете право требовать в суде выплаты пенсии за период до момента подачи соответствующего заявления.

Как рассчитать льготный стаж для ухода на досрочную пенсию?

Вопрос: Как рассчитать льготный стаж для ухода на досрочную пенсию?

Ответ: Что касается порядка исчисления специального стажа для назначения льготной пенсии, то по общему правилу в этот стаж включают периоды:

  • непосредственной работы в особых условиях / в особой должности и при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня и за работу уплачивались страховые взносы. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.( это предусмотрено п. 5 Разъяснений Минтруда (Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»
  • получения пособия по временной нетрудоспособности;
  • ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков;
  • обучения сотрудника на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от работы.

Указанные периоды засчитывают в стаж в календарном порядке. (Такой порядок установлен в пунктах 4, 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516.)

Кроме того, в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, включают работу, которую невозможно было выполнять постоянно по объективным причинам (например, при выполнении работ вахтовым методом). Варианты подсчета льготного стажа в таких случаях приведены в данной таблице (п. 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516).

Как рассчитывается стаж работы сотрудника

1.Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда.

Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности, дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении, например, стаж работы на Крайнем Севере, на работах с вредными и опасными условиями труда.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет.

К специальному трудовому стажу относят:

1) специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;

2) специальный стаж для назначения надбавок к зарплате;

3) специальный стаж для предоставления дополнительных отпусков.

2.Стаж для досрочного назначения пенсии

Специальный стаж необходим для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

Сотрудник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет специальный стаж, который включает в себя периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями (ст. 27–28 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

По общему правилу в этот стаж включают периоды:

  • непосредственной работы в особых условиях или в особой должности и при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня;
  • получения пособия по временной нетрудоспособности;
  • ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков;
  • обучения сотрудника на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от работы. Поскольку в ряде случаев такое обучение является обязательным условием выполнения отдельных видов работ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). В частности, обучение является обязательным для сотрудников органов внутренних дел (ч. 8 ст. 76 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Указанные периоды засчитывают в стаж в календарном порядке. Такой порядок установлен в пунктах 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Специальный трудовой стаж исчисляют в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Кроме того, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяют списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Порядок применения указанных списков определен постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537.

Сотрудники, профессии и должности которых предусмотрены списками № 1 и № 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест.

С учетом специального стажа устанавливают пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсию за выслугу лет.

Вопрос о праве на досрочную пенсию также регламентируют:

  • Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
  • Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516;
  • Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141;
  • Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н.

admin