Ставка учителя сколько часов

Заработная плата учителя имеет не самую простую систему расчета. Существует базовая часть, компенсационные выплаты и выплаты за квалификацию и стаж. В этой статье отвечаем на основные вопросы.

В этой статье мы рассказываем:

  • Из чего складывается зарплата учителя
  • Как производится расчет заработной платы учителя
  • Про тарифные сетки НСОТ и ЕТС
  • Что говорят педагоги в разных регионах

Какая зарплата у учителей?

Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше.

В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).

В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка. Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2018 году увеличиться в три раза путем плавного повышения. Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.

НСОТ против ЕТС

С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.

Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:

  • оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
  • компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
  • стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками. Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.

Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство;
  • проверку тетрадей;
  • заведование кабинетом;
  • внеурочную работу;
  • категорию;
  • количество учеников;
  • большую нагрузку.

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов).

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады;
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся).

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период. Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога. Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа. Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа.

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже.

Квалификация:

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %;
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %;
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %;
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки. Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %. Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках.

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком. Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Что на самом деле

В последних числах октября появилась новость о том, что средняя зарплата учителя в Москве достигла рекордных на сегодня 90 000 рублей (читайте у нас на сайте. Эта информация вызвала в виртуальном пространстве шквал обсуждений. Жители российских регионов горячо возмущались в комментариях «зажравшимися москвичами», а столичные педагоги не менее горячо доказывали, что эта сумма вовсе не реальная средняя зарплата московского учителя.

Чтобы узнать, сколько составляет зарплата у учителей, обратимся к данным Росстата. В целом средняя зарплата учителя в России составляет в начале 2018 года чуть более 36 000 рублей. Самая большая ставка в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах – почти 90 000, а минимальная зарплата учителя пока в Дагестане, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии – примерно 20 000 рублей в месяц. Но подавляющее большинство педагогов заявляют, что эти данные крайне далеки от реальности и что средняя заработная плата учителя у них в регионе неизмеримо ниже.

Что говорят педагоги

Ольга Субботина:

— Работаю учителем английского языка в подмосковной школе, есть свой кабинет и классное руководство. Нагрузка 32 часа в неделю. Работа нравится, тем более что до дома две минуты ходьбы. В прошлом году получала почти 70 000. А в этом году директор все доплаты срезала. В результате получаю теперь по 35 000 в месяц, а нагрузка почти не изменилась. Обидно очень! Но я уже решила. Этот год и следующий буду ездить три раза в неделю на курсы повышения квалификации. А потом устроюсь на работу в Москву, у них в школах зарплаты хорошие!

Светлана Шмелева:

— Я из Калужской области, работаю в колледже. Оплата почасовая, 140 рублей за урок. Получается, что при нагрузке в одну ставку (18 часов в неделю) зарплата будет 10 000 рублей. А при этом средняя по области у нас 40 000. Вот как раз за счет директоров так и получается!

Нина Варламова:

— Я из Екатеринбурга. Ставка учителя у нас 9 000 рублей. За классное руководство платят, за проверку тетрадей, за свой кабинет – и это все такие крохи! За все вместе набегает 27 000. Работают у нас все учителя на две ставки, на одну-то не прожить!

Татьяна Гладких:

— Я вот московский учитель. Высший разряд, 34 года педагогического стажа, нагрузка 28 часов в неделю (18 уроков плюс 10 часов продленки). Так если мои скромные 50 000 сложить со 140 000 директорской зарплаты, то как раз и получится средняя зарплата учителя 95 000. Средняя температура по больнице, в общем…

Евгений Симоненко:

— Живем во Владивостоке. Жена работает в так называемой школе с пансионом (раньше это была школа-интернат). Получает 22 000 вместе с классным руководством. А уж детишки там… Стульями замахиваются, грозятся… И это в 4-м классе!

Сергей Ручко:

— В моем родном Челябинске учитель получает от 18 000 до 24 000 рублей. Дополнительные часы в нашей школе директор не дает, а нас же еще этими часами и шантажирует. У меня, например, нагрузка в неделю 34 часа. Получаю 23 800 наших российских рубликов.

Ирина Маркова:

— Я из Сочи, летней нашей столицы. Учителем работаю почти 30 лет. Получаю 30 000 при нагрузке 38 часов в неделю. И это со всеми доплатами: за категорию, за классное руководство и т. д. Школа работает в две смены. Ухожу из дома в 7 утра, к 17.00 возвращаюсь. А потом дома проверяю тетради, пишу планы, отчеты и пр. В отпуск не ездила 20 лет. Молодые ребята после педвузов приходят, но больше чем на год их не хватает.

Мария Алехина:

— Живем в Подмосковье. Муж работает в Москве на трех работах: преподавателем в музыкальной школе, музыкальным руководителем в образовательном центре и аккомпаниатором в досуговом центре. В месяц он зарабатывает примерно 70 000, и это со всеми надбавками и премиями. Правда, есть один плюс: мужу удалось выстроить график работы таким образом, что у него получается 3–4 рабочих дня в неделю. Но в эти дни он уезжает из дому в шесть утра, а возвращается к девяти вечера.

Галина Костенко:

— Живем в Сыктывкаре. Моя дочь работает учителем рисования, нагрузка 26 часов в неделю. Часы для кружковой работы с детьми школьная администрация не дает, потому что это время выделяется на подготовку к экзаменам: то к ГИА, то к ЕГЭ. Получает она 33 000 в месяц.

Из омской школы № 99 за последние два года уволились 15 учителей. По словам педагогов, одной из главных причин увольнения стали низкие зарплаты. Прокуратура начала проверку, а министр образования Омской области Татьяна Дернова поспешила напомнить о том, что зарплаты омских учителей складываются из нескольких показателей.

«Если человек озвучивает свою зарплату в 15 тысяч, он не озвучивает свою нагрузку, свою категорию, классное руководство. Всё это повышает уровень зарплаты. Если нагрузка учителя такая и нет дополнительных повышающих коэффициентов, отсутствует фонд стимулирования, нет достижений у учащихся, то, возможно, зарплата и будет 15 тысяч рублей. Зарплата — она очень индивидуальна, нужно по каждому учителю смотреть, как она складывается. Но зарплаты у педагогов не одинаковы», — процитировал Татьяну Дернову «Омск-Информ».

В ответ на заявление министра омский учитель Степан Кошкарёв написал колонку о реальном положении дел в омских школах. Он рассказал о переработках, дополнительных нагрузках, которые берут учителя, чтобы получить достойную зарплату, но всё равно нервно смеются, когда слышат цифры Омскстата.

Реальный размер зарплат омских педагогов по-прежнему остаётся загадкой. Начнём с сухой статистики. По данным Омскстата, средняя зарплата омских учителей за январь – сентябрь 2019 года составила 30 547 рублей в месяц, учителей областных школ — 29 512 рублей.

Далеки ли эти цифры от истины? Разбираемся вместе с учителями омских школ. По понятным причинам все они пожелали остаться анонимными.

— Я работаю по шесть дней дней в неделю, иногда приходится ещё и дома готовиться к занятиям. Ставка учителя — это 18 рабочих часов в неделю — 8500. За категорию, первую и высшую, эта ставка увеличивается на 10 и 15 процентов соответственно. Посчитать несложно, это ниже прожиточного минимума. Но никто 18 часов и не ведёт. Есть еще так называемая надбавка по положению: если учитель выполняет какую-то работу, не являющуюся его прямыми обязанностями, но она в последнее время ничтожно мала. Где-то 500–1500 рублей. Так, например, у меня высшая категория, то есть самая высокая квалификация. Количество часов урочной и внеурочной деятельности у меня — 40, и это при ставке 18 часов. Есть ещё три вида дополнительных обязанностей, за которые мне доплачивают 600 рублей.

В итоге я получаю на руки 27 тысяч рублей. И это одна из самых высоких зарплат у нас в школе.

А если категория ниже и нагрузка меньше, то этими цифрами и не пахнет. Есть ещё премиальный фонд, но о нем мы слышали, наверное, лишь однажды зимой, и эти выплаты были сущими копейками. В среднем учителя в нашей школе зарабатывают 18–22 тысячи рублей. Есть и те, кто за 15 тысяч работает при маленькой нагрузке. Многие говорят о борьбе с избыточной отчетностью. Чего-то реально стало меньше, но к имеющимся отчётам и их оформлению ужесточились требования. А ещё нас задавили мероприятиями. Куче организаций нужно «залезть» в школу и якобы провести мероприятие. При этом мы — учителя — должны сами собрать детей, подготовиться к мероприятию, оформить кучу бумаг и привезти учеников к месту проведения за свой счет.

По словам учителей, средняя зарплата в школе с учётом дополнительных нагрузок, классного руководства и 30 рабочих часов в неделю — не более 25 тысяч.

А вот мнение омской учительницы русского языка и литературы.

— В школах очень интересная система начислений: есть ставка, категории, грамоты, внеурочная деятельность, проверка тетрадей, классное руководство. Я получаю около 25 тысяч рублей в месяц, но, чтобы заработать эти деньги, нужно буквально жить в школе. Был месяц, когда у нас сняли доплаты за классное руководство и проверку тетрадей (а так могут), — и получилось 22 тысячи. В этом году я вела уроки у трёх девятых классов и двух шестых. Плюс факультативы и внеурочная работа. Всего 43 часа в неделю, а ещё и классное руководство. Свободного времени нет вообще! Готовиться к урокам сил не остаётся из-за бесконечной проверки тетрадей. Рабочий день, если учесть проверку тетрадей, длится 8–12 часов.

Ещё один омский учитель, которому приходится вести уроки по двум предметам, рассказал, что средняя зарплата в его школе 22–23 тысячи. Но это при 36 рабочих часах в неделю, то есть при двойной нагрузке.

— При ставке 18 часов в неделю учителя получают 8500. Прибавляем к этой цифре надбавку — 10 процентов за стаж и классное руководство — 40 рублей за ребёнка. Детей в классе где-то 28–30 человек. Часов у меня и у многих учителей по 36 в неделю. Это по шесть уроков каждый день. Работать сложно. Все устают. Плюс проверка тетрадей и контурных карт, лабораторных работ — за это не платят. А ещё подготовка к урокам. Когда? Ночью. Времени на личную жизнь нет. Учителя поэтому в основном и одиноки. Вот и средняя зарплата получается около 22–23 тысяч рублей, плюс если есть надбавки и стимулирующие выплаты — а это может быть за ответственность в школе за пожарку, охрану труда, антитеррор, Дневник.Ру и многое другое. Но это надо вообще жить в школе. Премии если и бывают, то раз в год, и это всего лишь 500 рублей. Много документации, от которой не успеваем отписываться. А ещё странная система курсов в институте развития образования. Курсы стоят очень дорого, платят за них из фонда школы, и зачем они тут нужны — непонятно, если в интернете можно дистанционно все сдать в московском вузе и дешевле. При этом аттестация педагогов — одна из худших по сравнению с другими регионами. Учителя доказывают, что они не сантехники. Никто никогда не поддержит и не похвалит.

Многие педагоги не скрывают, что подумывают о смене профессии.

— У меня педагогический стаж — девять лет и степень магистра. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Хотела выйти на работу в этом году, но максимум, что мне предложили, — 15 тысяч рублей за 23 урочных часа и классное руководство. Это фактически 45–50 часов в неделю работать. Решила ещё год посидеть с ребенком, лучше уделю ему больше времени, чем работать бесплатно. Да и после декрета на такую зарплату я не пойду.

В комментариях под материалами NGS55.RU о зарплатах омских учителей были указаны цифры, которые оказались ещё дальше от цифр, озвученных Омскстатом.

— Я работаю учителем в школе Омского района больше 25 лет и при нагрузке 22 часа и +3 часа внеурочной работы получаю 20 тысяч рублей. Премиального фонда в нашей школе давно нет, а из него нам раньше оплачивали проверку тетрадей, — поделился педагог.

— Я работаю педагогом-психологом в омской школе-интернате № 2. Стаж — 35 лет, высшая категория и 43 ребенка с ограниченными возможностями в работе. Оклад — 7958, он не индексируется, так как у нас нет приставки «учитель», как у логопеда и дефектолога. Психологи не попадают под майские указы. Со всеми надбавками на руки я получаю 12 707. Премий нет с марта. В работе 8 детей в предсуицидальном состоянии. А вот техничка у нас получает 18 тысяч, так как ей доплачивают до МРОТ. Абсурд! За два года в нашей школе были уволены или уволились 18 педагогов, и молодых, и ветеранов. А мы даже ветерана уже не получим. Ведь только в нашем министерстве выбрали не почетную грамоту, а какой-то знак, дающий право на ветерана. Критерии его получения нереальные: звание, медаль. За что так обидела педагогов Васильева? Глядя на наше унизительное положение, молодые в школу не идут! Это коллапс.

— Работаю на две ставки (класс плюс домашнее обучение), руковожу молодежной организацией, веду кружки и 30 тысяч у меня нет. Уже живу в школе, но семью прокормить не могу. Премий вообще никаких нет. Не выделяют нам, говорят.

В России изменится система оплаты труда учителей. Правительство готовит поправки в Трудовой кодекс, благодаря которым оклады преподавателей станут гарантированно больше, чем надбавки. Об этом объявила глава Министерства просвещения Ольга Васильева. Нововведение должно облегчить труд учителей и избавить их от переработок. Помимо этого, планируется законодательно сократить число бумажной работы. Что изменится с принятием поправок и как относятся к новой системе оплаты сами учителя — выясняли «Известия».

Расчет пропорций

Проблему низких зарплат учителей в регионах будут решать на законодательном уровне. В Минпросвещения связывают сложившуюся ситуацию с тем, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как рассчитывать оклады, надбавки и премии, и не учитывают рекомендации ведомства. Об этом Ольга Васильева рассказала в интервью «Российской газете».

«Мы сейчас боремся за то, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30% должно выделяться на различные надбавки. <…> Далеко не все эту пропорцию — 70 на 30 — соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку», — заявила глава Минпросвещения.

По словам Васильевой, поправки в Трудовой кодекс вводят единую модель формирования структуры оплаты труда, которая позволит прописать базовые гарантии по зарплатам в том числе учителей на федеральном уровне. Помимо этого, изменится и подход к бумажной работе учителей. Благодаря поправкам в Федеральный закон «Об образовании» число документов, которые обязаны заполнять учителя ограничится четырьмя. В перечень входят: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник.

О1 Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

«Любые другие бумаги — о субботниках, прививках, партах и тому подобное — не должны быть заботой учителя. Мы опять же отправляем такие рекомендации в регионы каждый год. И видим, что они не выполняются. Поэтому сейчас работаем над поправками в ФЗ «Об образовании в РФ», которые закрепят правило «четыре документа для учителя» законодательно», — добавила министр, уточнив, что новые школьные стандарты ФГОС снизят нагрузку на учителей более чем на треть.

Планы создать единую систему оплаты труда учителей обсуждались в Совете Федерации еще в декабре прошлого года. Во время заседания говорилось, что на реализацию проекта может уйти около года.

Дорогая моя столица

Существенный отрыв в зарплатах между столичными учителями и их коллегами из регионов — одна из наиболее животрепещущих тем в преподавательском сообществе. За 10 лет зарплата московских учителей выросла почти втрое. Средний заработок преподавателя в Москве превышает 115 тыс. рублей, такие данные привел мэр города Сергей Собянин.

По данным Росстата средняя зарплата учителя по стране составляет 40 тыс. рублей. При этом больше других получают преподаватели на Чукотке, в Ямало-Ненецком округе, на Сахалине и в Москве. А самые низкие зарплаты у учителей из южных республик — Северной Осетии – Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Дагестана. Данные эти усредненные: в некоторых регионах учителя жалуются, что их зарплата меньше 15 тыс. рублей.

О2 Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

В профессиональном сообществе считают, что изменение пропорций ситуацию не спасет. Изменение соотношения оклада и премии не поможет исправить ситуацию с переработками и нехваткой кадров, отметил в беседе с «Известиями» сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

— Если будет сказано, 70% платить в базу, а 30% за добавки, если при этом не увеличится само финансирование, то произойдет лишь перераспределение, — сказал Луховицкий.

Чтобы ситуация качественно изменилась, учителя должны получать единую по всей стране гарантированную базовую ставку, на которую можно прожить, — как минимум в размере двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), заключил эксперт. МРОТ в России в 2020 году составляет 12 130 рублей.

— До тех пор пока мы не увидим принятого Госдумой законопроекта, в котором сказано, что независимо от того, в каком регионе работает учитель, его ставка за 18 часов труда без всяких сельских, дальневосточных, сибирских — голая ставка учителя, который не имеет никакой степени, категории — самый минимум для всей страны одинаковый и он дает возможность не умереть с голоду, до тех пор никаких изменений в системе образования не будет. Требование общее звучит по всей стране. Этот федеральный минимум должен быть равен двум МРОТам, — добавил Луховицкий.

О3 Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Ставка учителя в настоящий момент складывается из подушевого норматива на каждого ребенка, обучающегося в классе. И ее размер каждый регион определяет на свое усмотрение. Например, в Москве эта сумма постоянно повышается, в то время как в других регионах финансирование на ребенка может быть до семи раз меньше. По мнению Луховицкого, в случае принятия предложенных поправок реальный доход педагогов останется прежним до тех пор, пока не будет гарантированного минимума вне зависимости от региона работы.

— Есть доплаты за работу на Дальнем Востоке, в Сибири. Они не зависимо ни от чего человеку придут, потому что они гарантированы, это так называемая компенсационная часть зарплаты. А есть надбавки и доплаты, которые называются стимулирующими. Вот их никто не гарантирует человеку. В любой момент директор может сказать: «А у меня нет этих денег. Я тебе буду платить только базовую часть и компенсационную». В этом отношении, конечно, лучше, чтобы не было никаких стимулирующих, а чтобы все 100% зарплаты учителю были гарантированы, — уточнил сопредседатель профсоюза «Учитель».

Стараться ради надбавок

В столичном регионе зарплата учителей действительно складывается из соотношения 70% — оклад и 30% — премия. Существует несколько способов получить надбавки, помимо руководства классом, рассказала «Известиям» учитель информатики школы № 1231 Анна Рудницкая.

— По большому счету у нас система 70% и 30% работает. Конечно, есть дополнительный функционал для тех, кто занимается чем-либо еще в школе. Я, например, руковожу школьной медиастудией и получаю за это доплату. Но у меня нет классного руководства, а в Москве это тоже неплохая надбавка. Плюс московские учителя получают ежемесячную городскую доплату за активное использование в своей работе МЭШ — Московской электронной школы, — отметила учитель информатики.

О4 Фото: ТАСС/Юрий Белинский

Такая система действует в Москве уже порядка 10 лет, и с принятием поправок никаких существенных изменений для столичных учителей не произойдет, считает соучредитель московского отделения Ассоциации географов-обществоведов, преподаватель географии, учитель высшей квалификационной категории Олег Сычев.

— Собственно, ничего нового и не произошло. В Москве, по крайней мере, такая система существует уже достаточно давно — около 10 лет. Ставка оклада составляет как раз около 70%, а всё остальное — всевозможные надбавки. Это в том числе дает возможность заработка педагогам, которые готовы брать на себя и какие-то дополнительные задачи. В регионах подход может быть разным, однако далеко не везде, насколько мне известно, сами учителя поддерживают идею уравнять систему на федеральном уровне. Всё зависит от уровня благосостояния региона, — отметил Сычев.

В первую очередь собеседник издания выделил решение снизить нагрузку на учителей за счет сокращения количества документов, которые им необходимо заполнять. Это позволит снизить количество рабочих часов у учителей, и в преподавательском сообществе такую инициативу полностью поддерживают.

— Этот момент, пожалуй, самый хороший из всего предложенного. Потому что сейчас бумажной работы очень много, загрузка у учителей очень большая, причем это касается как количества часов, так и чисто административной работы, всевозможных бумажек. Это, прямо скажем, не способствует педагогическому процессу, тем более что зарплаты все-таки не такие высокие — они ниже, чем говорит статистика. Поэтому учителя, конечно, вот этому нововведению будут очень рады, — добавил учитель географии.

О5 Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Повышение зарплаты учителей идет в основном за счет повышения надбавок, а не основной части, а это автоматически означает повышение нагрузки на учителей, считает директор Толвуйской школы в Заонежье, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» Виктория Стафейкова.

— Повышение надбавок означает, что и нагрузка у педагога увеличивается, потому что ему приходится выполнять дополнительные задачи для того, чтобы их получать. В результате нагрузка увеличивается, а качество теряется. Потом, стимулирующий фонд распределяется каждый раз по-разному, сегодня он есть, завтра его вовсе нет. Поэтому хочется, конечно, чтобы повышался именно оклад. То, о чем говорила Ольга Васильева, доведение фиксированной ставки до 70% для всех преподавателей, в том числе и в регионах, дает надежду на то, что в дальнейшем повышаться будет именно эта ставка. Если получится это сделать, это будет здорово, — рассказала «Известиям» Стафейкова.

Средний заработок дает упрощенную картину того, сколько зарабатывает школьный учитель, потому что один преподаватель может работать на полторы ставки, а другой — на две. Из-за этого получается, что заработок учителя высокий, но при этом статистика не учитывает, что он работает не положенные 18 часов, а 27 часов или более. С точки зрения бумажной работы нагрузка на учителя зависит в первую очередь от школы, считает Стафейкова. Учителя и сейчас заполняют четыре обязательных документа, однако директор может поручить им дополнительную работу.

— Часто бывает так, что директору поручают, например, административную работу, он спускает ее учителю — и у учителя нагрузка растет. Особенно это сказывается на классных руководителях, потому что у них такой работы больше. Возможно, новые стандарты помогут как раз защитить интересы учителей в тех школах, где таким злоупотребляют, — резюмировала директор школы.

admin