Ставка психолога в школе

Частью 1 ст. 50 КЗоТ определено: нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю. В комментируемом письме МОНмолодежьспорта со ссылкой на ч. 2 ст. 50 КЗоТ указало: учреждения и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 50 КЗоТ. Однако сразу предостережем: меньшая норма продолжительности рабочего времени в учреждениях, финансируемых из бюджетов (государственного или местных), не может устанавливаться. Это допускается только на предприятиях и в организациях, работающих на условиях хозрасчета (самофинансирование).
Для отдельных категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается законодательством (ст. 51 КЗоТ). К таким категориям относятся педагогические работники, которыми согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, являются практический психолог и социальный педагог.
Вместе с тем для педагогических работников законодательством не определена конкретная продолжительность рабочего времени в неделю. В основе их рабочего времени лежит педагогическая нагрузка, которая составляет тарифную ставку. Однако это утверждение касается практических психологов (социальных педагогов) только частично.
Согласно п. 4.6 Положения о психологической службе системы образования Украины, утвержденного приказом Минобразования от 01.05.99 г. № 127 (далее — Положение № 127), продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога определяется действующим законодательством с учетом типа учебного заведения. Рассмотрим по порядку.
Общеобразовательное учебное заведение
Законом Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV педагогическая нагрузка практического психолога и социального педагога общеобразовательного учебного учреждения не определена, за исключением практических психологов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), для которых педагогическая нагрузка составляет 18 ч в неделю, что соответствует тарифной ставке — п.п. «а» п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).
Поскольку педагогическая нагрузка практического психолога (социального педагога) не определена, то следует исходить из общей нормы ст. 50 КЗоТ, согласно которой продолжительность рабочей недели в нормальных условиях составляет 40 ч.
Однако следует помнить, что рабочее время работников заведений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно: подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и другую работу. Так, согласно п. 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455, в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны выполнять все виды учебно-методической работы в соответствии с должностью, учебным планом.
Исходя из этого, МОНмолодежьспорта в комментируемом письме указало, что из 40-часовой рабочей недели практическому психологу (социальному педагогу) стоит отвести:
— 20 ч — для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. д.);
— 20 ч — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление выводов и т. п.
Следует отметить: аналогичное требование ранее содержал п. 4.6 Положения № 127, однако с 03.08.2009 г. оно было исключено, когда приказом Минобразования от 02.07.2009 г. № 616 это Положение было изложено в новой редакции.
В связи с этим на сегодняшний день распределение педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) в течение недели, предлагаемое в комментируемом письме, — только рекомендации МОНмолодежьспорта.
Напомним: согласно п. 63 Инструкции № 102 педагогическая нагрузка между педагогическими работниками распределяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, которые сложились в заведении. Поэтому в зависимости от этих условий пропорция распределения педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) может быть и другой (например, 22 ч/18 ч), однако при этом продолжительность их рабочей недели должна быть установлена в размере 40 ч.
Аналогичный подход может применяться к распределению рабочего времени практических психологов и социальных педагогов, которые работают в системе внешкольного и профессионально-технического образования, поскольку для них нормативными документами также не определена педагогическая нагрузка.
Дошкольное учебное заведение
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628) педагогическая нагрузка педагогического работника в сфере дошкольного образования — это время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая нагрузка педагогических работников дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типа и формы собственности определена ч. 3 ст. 30 Закона № 2628. Так, педагогическая нагрузка составляет:
— практического психолога и социального педагога дошкольного учебного заведения — 40 ч в неделю;
— практического психолога дошкольного учебного заведения (ясли-сад) компенсирующего типа — 20 ч в неделю,
что соответствует тарифной ставке.
Как подчеркнуло Минобразования в письме от 15.06.2011 г. № 2/2-15-1461, в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа Законом № 2628 не предусмотреноуменьшение педагогической нагрузки практического психолога, а значит, объем такой нагрузки составляет 40 ч в неделю. В свою очередь, отметим, что также не предусмотрено уменьшение педагогической нагрузки практических психологов в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа и в п. 64 Инструкции № 102.
Обратите внимание: Законом № 2628 установлена именно педагогическая нагрузка, а не продолжительность рабочей недели. При этом, поскольку согласно ст. 50 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю, можно сделать вывод, что продолжительность рабочей недели практического психолога дошкольного учебного заведения равняется его педагогической нагрузке. В то же время считаем, что этот вопрос недостаточно урегулирован на законодательном уровне и педагогическая нагрузка (непосредственный учебно-воспитательный процесс) не может составлять 40 ч в неделю, а также должна соблюдаться пропорция, как предложено в комментируемом письме.
Светлана Меренкова, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОТНОСИТЕЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ У ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Письмо от 26.09.2012 г. № 1/9-683
Учитывая многочисленные запросы с мест, Министерство предоставляет разъяснения относительно распределения рабочего времени практических психологов и социальных педагогов.
Деятельность психологической службы системы образования осуществляется согласно статьям 21 и 22 Закона «Об образовании» и Положению о психологической службе системы образования Украины, утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г. № 616, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 23.07.2009 г. под № 687/16703.
В соответствии со статьей 50 Кодекса законов о труде Украины продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать норму продолжительности рабочего времени меньше предусмотренной в части первой этой статьи (статья 50 с изменениями, внесенными согласно законам Украины от 20.03.91 г. № 871-XII и от 17.11.93 г. № 3610-XII).
Педагогическая нагрузка учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников определена Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, согласованным с Минтруда, ЦК профсоюза работников образования и науки Украины, Минфином и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 мая 1993 г. под № 56 (с изменениями).
В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20.12.93 г. № 455 (с изменениями), в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы. Поэтому практическому психологу следует отвести 20 часов для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. п.) и 20 часов — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление заключений и т. п.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 64 подраздела А раздела VI приказа МОН Украины от 15.04.93 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования» с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства образования и науки от 24.02.2005 г. № 118, «ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников выплачиваются: за 3 часа педагогической (преподавательской) работы в день (18 часов в неделю): …практическим психологам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)… Норма часов на ставку установлена исходя из 6-дневного режима работы». При этом специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) определяется как общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (п. 1 ст. 9 Закона «Об общем среднем образовании» от 13 мая 1999 г. № 651-XIV).
Просим довести содержание письма до руководителей учебных заведений.
Заместитель Министра Б. Жебровский

Продолжительность рабочего времени и того, что входит в норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагога-психолога.

Вопрос: Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Норма моего рабочего времени составляет 36 часов. Из них 18 часов отводится на консультативную работу и 18 часов на оформление отчетной документации и обработку данных. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами. Об этом сказано в Приказе Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Однако руководство требует, чтобы я находилась на рабочем месте все 36 часов, в том числе приходила на работу в свой методический день. Правомерны ли эти требования и могу ли я заниматься оформлением документации за пределами детского сада?

Анастасия Прокофьева

Вопрос:В соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» норма часов педагогической работы педагогам-психологам установлена в объеме 36 часов в неделю в астрономических часах.

В соответствие с пунктом 8.1. приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

Из данной нормы не усматривается четкого разграничения (18 часов) продолжительности нормируемой и ненормируемой части педагогической работы. Однако, подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработка, анализ и обобщение полученных результатов консультативной работы, заполнение отчетной документации (ненормируемая часть педагогической работы) педагогом-психологом может осуществляться за пределами организации, с учетом вышеизложенного пункта 8.1 приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536, а также с учетом пункта 2.4 этого же приказа. «В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям».

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

1-1,5 часа

15 часов

0,5-1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1-1,5 часа

3 часа

3-3,5 часа

7 часов

Индивидуальная консультация

1-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская работа

0,5-1,5 час

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5-3 часа

3 часа

2 часа

Организационно-методическая работа

7 часов в неделю

28 часов

ВСЕГО

75 часов

75 часов

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.

О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений Рекомендации Минобразования РФ профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г № 20-58-196/20-5/ Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Приказ Минобразования РФ от 27 марта 2006 г. N 69.

Министр труда и социальной защиты населения РК Г. Абдыкаликова дала разъяснение по вопросу нагрузки педагога-психолога в общеобразовательной школе. В ответе говорится, что к педагогическим работникам относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, согласно статье 50 Закона «Об образовании». Постановлением Правительства РК от 30 января 2008 года № 77 утвержден перечень должностей педагогических работников, куда входит и педагог-психолог.

Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, в соответствии с пунктом 7 статьи 52 Закона «Об образовании», устанавливается не более:

1) 18 часов: для организаций начального образования; для организаций основного, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников; для специализированных и специальных организаций образования;

2) 24 часов: для дошкольных организаций и предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения и предшкольных классов организаций образования; для детских юношеских спортивных организаций образования;

3) 30 часов для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического и профессионального, послесреднего образования.

Нормативная учебная нагрузка педагогических работников, в государственных организациях образования, за исключением высших учебных заведений, устанавливается Правительством РК по представлению уполномоченного органа в области образования.

Трудовой договор должен содержать режим рабочего времени и время отдыха, согласно статье 28 Трудового кодекса. Читайте

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

В нашем Киришском районе 13 школ (9 в городе и 4 на селе) и 23 детских сада (19 городских и 4 сельских). Мы можем похвастаться, что почти в каждом образовательном учреждении у нас есть педагог-психолог. Еще мы называем себя командой, потому что с момента создания методического объединения в 1991 году действуем сообща. В этом году два больших семинара мы провели совместно с добрыми соседями — волховчанами: обменялись визитами, делаем совместный проект. В этих начинаниях нас активно поддерживал методкабинет Комитета образования Киришского района. Однако положение психологов нестабильное: два года назад грозились ставки закрыть, психологов сократить. После июньского 2006 года семинара-совещания в Москве «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» и публикации его итоговых документов забрезжила надежда. Сейчас опять на уровне области повторяется та же история. Руководители образовательных учреждений пытаются защитить кадры и доказать их дееспособность.

Проект Положения «О Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации», напротив, предполагает увеличение количества психологов за счет численности детей в школах из расчета 1 педагог-психолог на каждые 250 обучающихся (по старым меркам — 450–500 учащихся). Хорошо. А вот как быть с детскими садами? Старые мерки мы знаем: 1 ставка на 12 (!) групп. У нас очень большие детсады (их два), каждый насчитывает 11 групп. К примеру, музыкальный руководитель детского сада на одну ставку работает с четырьмя группами воспитанников, при этом имеет стаж по выслуге лет, в отличие от педагогов-психологов.

Зачастую на образовательное учреждение не выделяется целая ставка педагога-психолога, хотя работы очень много. Психолог, чтобы не потерять стаж к пенсии, берется за работу еще где-то по совместительству. А чтобы всюду успевать, нужен ресурс времени.

Согласитесь, что работа педагога-психолога схожа с работой учителя-логопеда. Последним повезло. У них существует научная организация труда. Над этим немало потрудились, выверив четкий ресурс. Их работа, к счастью, строго регламентирована. Они знают, во-первых, сколько детей надо взять на одну ставку — двадцать (у психологов — весь детский сад или вся школа). Во-вторых, существует определенное количество занятий в каждой возрастной группе. В-третьих, регламентированы виды работ, и, в-четвертых, они знают, сколько длится индивидуальное, сколько — фронтальное занятие.

Такой взвешенный подход не помешал бы и в нашей работе. Хорошая организация труда логопедов предотвращает эмоциональное выгорание, обеспечивая полную отдачу на рабочем месте.

Сравнение с логопедами явно не в нашу пользу: у тех и время пребывания в ОУ короче, и отпуск больше, и, в отличие от психологов, есть право на выслугу лет.

Нам известен приказ Министерства образования и науки от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Пункт 8.1 посвящен работе педагогов-психологов:

«Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом:

— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

— подготовки к индивидуальной и групповой работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами».

«Эта норма, — пишет в статье «От слов к делам» в газете «Школьный психолог» № 18 за сентябрь 2006 г. Т.Ю. Федотова, специалист Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, ответственная за психологическую службу, — существовала и раньше, теперь она узаконена».

Позвольте не согласиться. К этому приказу отлично подходит народная поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Это о второй части приказа, назовем ее методической. Психолог последнее предложение читает так: «Выполнение указанной (методической) работы может осуществляться за пределами ОУ», а руководитель читает по-своему: «Выполнение указанной работы может осуществляться непосредственно в ОУ». И виной всему в приказе глагол «может».

Психологи по всей России мучаются, имея такой несовершенный приказ: кто-то пишет план на неделю и заверяет у руководителя учреждения, кто-то составляет с руководителем учреждения особый трудовой договор и т.д. Короче говоря, работать в соответствии с этим приказом без договоренности педагога-психолога с руководителем учреждения невозможно.

Психологи своей работой давно доказали, что им можно доверять. Станет больше доверия, будет больше творчества, больше будет отдача.

Неверна и первая часть приказа. Там указан только один вид работы — консультативная. Если б так было! Кроме консультативной, мы ведем еще следующие виды работ: диагностическую, методическую, профилактическую, развивающую, коррекционную, в отдельных случаях психотерапевтическую.

Работа психолога многогранна и тяжела. Как правило, такой специалист, если он имеется, один на всё учреждение. Кроме индивидуальной и групповой работы с участниками образовательного процесса, он занимается и другими неотложными делами, помогает решить проблемы, которые подчас бывают очень сложными: развод в семье, смерть близких, плохие отношения с коллегами, дезадаптация, ЗПР ребенка и пр. Используя специальные методики и техники, психолог должен работать и над собой. Перенапряжение и постоянное утомление ведут к профессиональному выгоранию такого специалиста.

В свете новых веяний, заложенных в послании Президента России и последующих постановлений Правительства РФ, перед психологами возникают новые сложные и ответственные задачи сопровождения семьи. Психологу в образовательных учреждениях предстоит сопровождать направления, которые определены сегодня как приоритетные. Это развитие системы предшкольного образования, профильное и предпрофильное обучение, другие инновационные педагогические проекты.

У нас сократилась единица психолога на муниципальном уровне, закрыт ППМС-центр. Мы поддерживаем проект Положения в части увеличения количества психологов в школах — на каждые 250 учащихся один педагог-психолог.

Обязанностей у психологов много, прав, напротив, мало. Мы просим:

1. Создать благоприятный режим:

•18 часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса в образовательном учреждении;

• 18 методических часов — вне образовательного учреждения.

2. Предусмотреть пенсии по выслуге лет для педагогов-психологов всех образовательных учреждений.

3. Выделить финансирование для систематического повышения квалификации в виде выездных семинаров-тренингов, супервизорства и др.

4. Предусмотреть полную штатную единицу педагога-психолога на каждое ОУ.

5. Разобраться с нагрузкой педагога-психолога в ОУ.

От имени педагогов-психологов
Киришского района
Ленинградской области
А. ИВАШОВА

admin