Статья за тунеядство

Раскрытие сути понятия «тунеядец»

Тунеядец – это человек, который утверждает, что, не смотря на все приложенные усилия просто нереально найти нормальную работу с достойной заработной платой. Поэтому легче довольствоваться малым, «сидя на шее» у своих близких людей, в ожидании того самого «великого шанса», который изменит всю жизнь и докажет окружающим правильность данной теории.

Иногда сложно бывает отличить тунеядца от обычного безработного, но если вникнуть в ситуацию, то это не составит большого труда. Проблемы с работой могут возникнуть у каждого, но у большинства нормальных людей они обычно носят временный характер. О потенциальных методах борьбы с тунеядством на законодательном уровне можно узнать по ссылке http://ooocivilist.ru/nalog-na-tuneyadstvo-v-rossii-kakovyi-perspektivyi-ego-vvedeniya.html.

Какие слои населения подвергаются особым рискам?

Тунеядство – это своего рода болезнь, которая возникает из-за невозможности найти работу, а потом становится привычкой или способом жизни. Сложности с поиском места работы чаще всего могут возникать у женщин с маленькими детьми, людей пред пенсионного возраста, выпускников ВУЗов или других учебных заведений, которые не имеют опыта работы и связей, чтобы реализовать вновь приобретенные знания и навыки. Также к группе риска можно отнести людей со слабым здоровьем или проблемами с ним, поскольку для них рынок становится еще более ограниченным.

Тунеядец – это тот, кто пришел к пониманию, что ему просто нет необходимости работать, да и желания особого также не наблюдается. В некоторых случаях он даже может создавать видимость активности, делая вид, что штудирует объявления и ходит на собеседования. Он будет специально отказываться от предложений, находя все более веские аргументы «против», убеждая в этом и себя и окружающих. Данный случай можно отнести к разряду «запущенных».

«Портрет» тунеядца глазами психологов

В настоящий момент психологи выделяю четыре группы тунеядцев:

«Джентльмены удачи». Люди одержимые надеждой на богатую жизнь. Они не хотят долго и упорно работать, для достижения поставленной цели, желая получить все «здесь и сейчас»;

Философы. У таких людей в приоритете духовная сторона жизни. Они путешествуют, занимаются саморазвитием и способны довольствоваться малым;

«Инфантилы». Это люди, которые так и не выросли из детского возраста. Они просто не приспособлены к реальной жизни и самостоятельному принятию решений;

«Хикикомори». Люди, что абстрагируются от реальности, предпочитая жизнь в своем, выдуманном мире.

Как бороться с тунеядством?

Многие могут посчитать, что проблема носит чисто психологический характер. Но на самом деле чаще всего тунеядцами становятся те, у кого «за спиной» стоит человек, имеющий возможность оплатить его нужды и делает это на регулярной основе. Такие люди часто «одевают маску» жертвы. Близкие стараются всячески поддержать тунеядца, воспринимая его тщетные поиски близко к сердцу, тем самым еще больше усугубляя ситуацию. Если лишить его подспорья, то есть шанс, что он пересмотрит свое отношение к жизни.

Что объединяет шабашников, рантье, проституток, священников, самогонщиков, инвалидов и производителей грампластинок

Подготовил Андрей Борзенко

Винницкий завод «Терминал». Украина, 1978 год © Александр Гордиевич / ТАСС

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» узаконил уголовное преследование людей, попадавших под категорию «паразитов». Поскольку точно определить, кто в эту категорию входит, никогда не представлялось возможным, борьба с тунеядством стала одним из самых эффективных и универсальных репрессивных инструментов последних 30 лет существования СССР. Чтобы стать преступником, можно было буквально ничего не делать — или, наоборот, делать что‑то неподобающее советскому человеку. Для объяснения, как под одну статью могут попасть ленинградский поэт Бродский, привокзальный попрошайка, продавец самопальных пластинок и сочинский рантье, нужно было мощное идеологическое сопровождение. Мобилизация юристов, пропагандистов и просто бдительных граждан началась еще до принятия указа и не прекращалась до конца 1980-х. Arzamas разобрался в индустрии борьбы с тунеядством.

А

Алкоголики

Хрестоматийные «алкоголики, тунеядцы, хулиганы» из комедии Гайдая — типичный продукт борьбы с тунеядством. К моменту выхода фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» на экраны в 1965 году десятки тысяч человек были осуждены по статье 209 «Тунеядство» и сосланы на исправительные работы. Руководители предприятий жаловались: «Это такие лица, которые не поддаются мерам воспитания… Ничего им нельзя разъяснить, потому что они никогда не бывают трезвыми». Высылки были вскоре прекращены, осужденных приговаривали к исправительным работам по месту жительства, иногда к приговору добавлялось принудительное лечение от алкоголизма.

Антиобщественный паразитический образ жизни

Ключевая формулировка статьи о тунеядстве. Размытость термина, с одной стороны, затрудняла определение состава преступления, с другой — позволяла подвести под статью практически кого угодно и оправдывалась тем, что «формы паразитизма настолько разнообразны, изменчивы, многолики, что включение их исчерпывающего перечня в закон означало бы сужение действенности названной уголовно-правовой нормы»  Н. Н. Кодрашков. Тунеядство: против закона и совести. М., 1989..

Б

Бездельники

Со статьи в «Известиях» «Бездельники карабкаются на Парнас» (1960) началась традиция борьбы с литературным тунеядством. Игоря Холина, Юрия Галанскова, Александра Гинзбурга и других авторов машинописного альманаха «Синтаксис» »Синтаксис» — самиздатский машинописный альманах, выпускавшийся в 1959–1960 годах журналистом Александром Гинзбургом. Вышло три номера; во время работы над четвертым Гинзбурга арестовали, архив был конфискован и издание остановлено. обвинили в безделье, иждивенчестве и издевательстве «над всем, что дорого и свято советским людям».

БОРЗ

«Без определенного рода занятий» — аббревиатура, присваиваемая обвиненным в тунеядстве.

Бродяги

«Как правило, это неряшливо одетые люди, «обшарпанные», в старой, затасканной, истрепанной одежде, такой же обуви; личного имущества обычно не имеют, а небольшой запас (кое-что из белья, полотенце или тряпка, бритвенный прибор и непременный атрибут — граненый стакан) носят обычно в вещмешке, сумке («сидоре») либо просто авоське (все свое ношу с собой). Характерные испитые, опухшие, сморщенные, рано состарившиеся, заросшие щетиной лица… тоска и безразличие в глазах, без любви и надежды, все отдано водке и безделью».

Н. Н. Кондрашков. «Тунеядство: против закона и совести» (1989)

В

Воспитательная работа

Важнейшая задача советского общества в борьбе с антиобщественным поведением. Почти каждая публикация о тунеядстве наряду с требованием «не цацкаться» сопровождалась положительным примером перевоспитания. Например:

«Молодая девушка, что называется, «свихнулась»: не вылезала из ресторанов, крутилась возле иностранцев. Никакие увещевания не могли оторвать ее от «сладкой жизни». Тогда жильцы дома — а это был дружный здоровый коллектив — решили провести товарищеский суд. Суд был по-настоящему страстным и гневным. Случилось «педагогическое чудо». Девушка разом все оборвала. Ни ресторанов, ни сомнительных знакомств. С тех пор прошло больше года. Она кончила институт, получила диплом, вышла замуж».

«Литературная газета» (1960)

Г

Гадалки

«Карты не врут», киножурнал «Фитиль» (см. Сатира). 1964 год В роли гадалки — Фаина Раневская

Грампластинки

Владельцам подпольных микрофабричек требовалось в 1960 году два-три дня на выпуск граммофонной пластинки из рентгеновской пленки. Поэтому свой бизнес они делали не только на «рок-н-роллах», но и на том, что записи популярных советских мелодий появлялись у них на полгода раньше, чем в магазинах. Но устоявшийся образ продавца грампластинок, безусловно, предполагал, что и музыка, которой он торгует, вредоносна:

«Валерий Генкин по кличке Гном… давно потерял облик советского человека. <…> Заведя обширное знакомство с туристами, он делает свой «бизнес» при помощи граммофонных пластинок. «Я меняю классику на джаз, и в этом мое призвание, — говорит Генкин. — <…> Я способ­ствую укреплению культурных связей с ‚заграницей‘»».

«Известия» (1960) Фрагмент документального фильма Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Тени на тротуарах». 1960 год

Д

Доставалы

«Из уважения к Уголовному кодексу» не притрагивались к краденым или контрабандным товарам, но могли указать, где в данный момент продается нужная вещь.

Е

Еда

Базовый принцип «Кто не работает, тот не ест» прописан в советской конституции 1936 года и восходит к трудам Ленина, который называл этот афоризм «коренным началом социализма». Между тем первоначальный источник фразы — Второе послание апостола Павла фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10). У слова «тунеядец» та же этимология, что у слова дармоед: «туне» (напрасно, даром) и «ядец» (едок).

Ж

Жилплощадь

Один из главных источников нетрудовых доходов (см. Нетрудовые доходы). Сдача жилья внаем была запрещена, как и деятельность квартирных маклеров. Вредоносный рантье — постоянный объект насмешек официальной сатиры. Например, в фельетоне «Литературной газеты» «Тараканы» описывается некто Макарян, сдающий курортникам комнаты в Сочи:

«В последний раз, когда снова возникла угроза выселения из Сочи, Макарян прикинулся даже калекой, заполучив… липовую справку об инвалидности. <…> По-прежнему, останавливая на перекрестках курортников, таинственно шепчет: «Не угодно ли комнатку… Дорого не возьму». <…> Но попробуйте-ка схватить его. <…> У дармоеда высшее образование, он знает много хороших слов. Он начнет истошно кричать о законах и своих гражданских правах».

Бригада трактористов-испытателей на сборочном конвейере Ташкентского тракторного завода имени 50-летия СССР. 1983 год © Б. Казанцев / ТАСС

З

Злостные тунеядцы

В отличие от неустойчивых (пассивных) тунеядцев — открыто провозглашали свое нежелание трудиться.

«Они не мучаются угрызениями совести, их моральные взгляды не противоречат их образу жизни, они не осуждают своего поведения. Вот пример такого нахрапистого бездельника. Некто Владимир Б., филолог по образованию, более полутора лет нигде не работал, скитался по рабочим общежитиям, за проживание, конечно, не платил. Питался у знакомых девушек и ребят, которым объяснял, что не может устроиться на работу по специальности, и те его кормили и одевали, т. е. по существу жил на подаяния, выпрашивая их. Более того, бравировал, утверждая свои принципы: «Я уверен, что большинство людей предпочло бы отдыхать, а не работать». Такова воинствующая «идеология» бездельника. <…> Некоторые из таких «принципиальных» тунеядцев, когда их выявляют, могут каяться, просить их отпустить, на словах, для маскировки обещать исправиться и устроиться на работу. Журналист Б. Резник описывает подобный пример, который он увидел в Хабаровском приемнике-распределителе. Там находилась молодая кокетливая женщина, которую завсегдатаи этого заведения прозвали Маша Метранос. Прозвище Метранос она получила за то, что слыла постоянной хранительницей «метра» — захватанного граненого стакана, который она давала жаждущим в обмен на спивки и пустую посуду. <…> За месяц до ее задержания она клятвенно обещала участковому «прямо по утрянке» начать новую, честную, трудовую жизнь. И на вопрос: «Почему же не сдержала слово?» — ответила: «Пусть работает папа, пусть работает мама, пусть работает трактор, а гулять буду я»».

Н. Н. Кондрашков. «Тунеядство: против закона и совести» (1989)

И

Инвалиды

Официально не могли быть признаны тунеядцами, однако обилие инвалидов среди просящих милостыню вело к тому, что инвалиды, подлинные или мнимые, тоже становились объектами сатиры. В статье Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова «Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном дискурсе» авторы вспоминают эпизод из того же фильма «Операция «Ы»» Леонида Гайдая:

«Водитель: «Где этот чертов инвалид?!» Бывалый: «Не шуми, я инвалид».
По сюжету Бывалый… ездит на мотоколяске «инвалидке», которую он легко приподнимает и двигает… В этом эпизоде отчетливо звучит мотив иждивенчества, игры с приписанным статусом инвалидности и прилагающимися к нему преимуществами».

Иностранцы

В контексте борьбы с антиобщественным образом жизни, как правило, упоминались в роли дурачков, которых обманывают предприимчивые барыги, а также проводников западной заразы: рок-н-ролла, джинсов и тому подобного:

«День-деньской проводит Коган у подъездов гостиниц и ресторанов в ожидании иностранных туристов. Заметив их, он бросается навстречу с громким возгласом: «Сэр, сделаем бизнес!» Коган не брезгует ничем. Он готов взять рубашку, носки, жевательную резинку»

«Известия» (1960)

Борьба со спекулянтами, таким образом, приобретала характер национальной обороны:

«По своим взглядам они приближаются к духу частнокапиталистиче­ского предпринимательства — все эти спекулянты, мошенники и безусые бизнесмены у гостиниц. Не случайно оказалось, что именно бездельники-стиляги, занявшиеся спекуляцией валютой (чем не респектабельный бизнес!) стали подходящими кандидатами для вербовки иностранной разведкой. Наиболее обнаглевшие из них не скрывают, что по сути своей чужды нашему строю. Недавно один трутень-фарцовщик заявил: «Запад скоро проявит протест по поводу того, что в Советском Союзе преследуют частную инициативу». «Свободный» мир, дескать, за меня заступится! Он бы, может, и заступился, да… руки коротки!»

«Литературная газета» (1960)

К

Картежники

В представлении борцов с тунеядством делились на «деловых мужчин», разъезжавших на богатых машинах с телохранителями, и шулеров рангом пониже (курортные, поездные):

«… действуют раскованно, порой даже развязно, играют под этакого «рубаху-парня», веселого общительного гуляку, который ради риска готов на все, лишь бы «поиграть» всласть, с азартом».

Н. Н. Кондрашков. «Тунеядство: против закона и совести» (1989)

Л

Луковые

Бродяги, работающие по найму на луковых плантациях. В среднеазиатских республиках возник термин «луковые мужья» — те, кто нанимается на сезон к одиноким женщинам. Среди сельских бродяг (см. Бродяги) выделяли также категории, например арбузников, работавших на арбузных полях, скирдятников, ночевавших в скирдах, и камышатников, обитавших в камышовых зарослях.

М

Музыканты

Каноническая формулировка Бориса Гребенщикова «поколение дворников и сторожей» описывает, в частности, рок-музыкантов 1980-х, многим из которых приходилось устраиваться на подобную работу, чтобы избежать обвинений в тунеядстве. Виктор Цой и Александр Башлачев числились кочегарами, Петр Мамонов работал лифтером, а его младший брат, гитарист Алексей Бортничук, не удержался на работе в бойлерной и за тунеядство был приговорен к двум годам лишения свободы.

В сборочном цехе Угличского часового завода. 1982 год © Сергей Метелица / ТАСС

Н

Наши люди

Неопределенный, но крайне важный концепт, антоним дармоедов, которых, как правило, легко распознать среди «наших людей» по внешним признакам:

«Да, такие типы, к сожалению, еще мелькают на наших улицах. Их не так уж много. И они хорошо известны. Даже неопытному взгляду не трудно их выделить среди наших людей. Что же их отличает? Вызывающе крикливые наряды и шаркающая походка паралитика? Да! Но главное — это мутный взор и пустая душонка паразита!»

«Литературная газета» (1960)

В статье Татьяны Ластовки «Тунеядство в СССР (1961–1991): юридическая теория и социальная практика»  Т. Ластовка. Тунеядство в СССР (1961–1991): юридическая теория и социальная практика // Антропологический форум. № 14. 2011. содержится ключевой для понимания сути борьбы с тунеядством фрагмент:

«Но как выявить и определить этого врага? Что объединяет кочующих и попрошайничающих цыган, привокзальных проституток, запойных пьяниц, спекулянтов, фарцовщиков и стиляг? Если обратиться к тому, как изображались все эти лица на страницах сатирической периодики, то общим мерилом для их социального выделения служила их подразумеваемая инаковость, резко контрастирующая с рекомендуемым образом «настоящего советского человека». Определение последнего предстает при этом отчасти доказательством от противного: для того, чтобы судить о том, каким должен быть советский человек, важно знать, как выглядит его антипод».

Нетрудовые доходы

Широко трактуемый термин, необходимый для подавления любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству. В пересказе «Известий» указа «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда» поэтически сообщается:

«…в городе и деревне есть еще отдельные лица, которые упорно не желают трудиться. Такие люди нередко, для видимости, устраиваются на работу, а фактически живут на нетрудовые доходы…»

Далее следует подробный, но не полный перечень того, как эти люди обогащаются за счет трудящихся:

«…занимаются запрещенными промыслами, частнопредпринима­тельской деятельностью, спекуляцией, попрошайничеством, извлекают нетрудовые доходы от эксплуатации частных автомашин, применяют наемную рабочую силу и получают нетрудовые доходы от дачных и земельных участков, производят строительство домов, дач на средства, добытые нетрудовым путем, используя для этой цели незаконно приобретенные материалы, а также совершают другие антиобщественные поступки».

«Известия» (1961)

О

Облавы

Милицейские облавы, проводившиеся в магазинах, кинотеатрах, банях и других местах, где трудящийся не должен был находиться в рабочее время, считаются андроповским методом. Однако похожая практика применялась еще в 1960-х. Так, «Комсомольская правда» сообщала об акции молодежного движения «Комсомольский прожектор»: в рейдах по выявлению «жуликов, хапуг, тунеядцев и прочей нечисти» наряду с милиционерами участвовали комсомольцы и журналисты.

П

Попрошайки

«Отличаются своеобразными внешними данными: выглядят нарочито бедно одетыми, оборванными, «сирыми и убогими», чтобы вызвать жалость и сострадание у окружающих, нередко умело симулируют болезни, физические либо психологические недостатки. Есть отличия в манере поведения в зависимости от места обитания: вокзальные, вагонные, уличные, церковные и кладбищенские. Они прекрасно знают и «творчески» используют психологию публики, выжимая у них «слезу» и вымогая помощь».

Н. Н. Кондрашков. «Тунеядство: против закона и совести» (1989)

Проституция

До середины 1980-х годов такого явления для Уголовного кодекса СССР официально не существовало, это был один из эндемических признаков загнивающего Запада. Соответственно, преследование проституток проходило по линии борьбы с тунеядством. Когда наличие проституток было признано, отношение к ним оказалось в значительной степени сочувственным: например, в авторитетной брошюре Николая Кондрашкова сообщается:

«Проституция — страшная язва на теле нашего общества, но лечить ее надо не только хирургическим путем, не административными мерами, а прежде всего воспитанием нравственности».

Н. Н. Кондрашков. «Тунеядство: против закона и совести» (1989)

В том же году на экранах появилась положительная героиня Елены Яковлевой — интердевочка, самая знаменитая проститутка советского кинематографа (наряду с Манькой Облигацией).

Р

Религия

Наряду с тунеядством — главная мишень хрущевской пропаганды. «Лица, возглавляющие нелегальные религиозные секты», официально входили в перечень ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни, однако давлением на «сектантов» антирелигиозная кампания не ограничивалась. Священнослужители и верующие противопоставлялись честному советскому человеку. Например, на целиком посвященной борьбе с тунеядством полосе газеты «Правда» от 20 сентября 1962 года описывается, в частности, раскаяние бывшего дьякона:

«С интересом слушали литейщики выступление обрубщика Л. С. Петренко, который в прошлом был священнослужителем. — Религия и церковь, — сказал он, — безвозвратно отняли у меня больше пяти лучших лет жизни. На своем горьком опыте я убедился, что церковники и сектантские руководители — это тунеядцы. <…> Что мы давали обманутым людям, за счет которых существовали? Ничего, кроме вреда».

С

Самогонщики

С одноименного фильма 1961 года началась карьера Леонида Гайдая как главного живописца советского тунеядства. Горбачевская борьба с пьянством подняла самогоноварение на новый уровень. Так, в конце 1980-х годов у злостной самогонщицы Арзамасовой были изъяты полтонны сахара и десятки тысяч литров сивухи. Она успела накопить за счет ее продажи около 20 тысяч рублей  Н. Н. Кондрашков. Тунеядство: против закона и совести. М., 1989..

Cатира

Индустрия обличения тунеядства начиная с 60-х кормила сотни и тысячи литераторов, режиссеров, журналистов и других представителей творческих профессий. Журнал «Крокодил», специально созданный в 1962 году киножурнал «Фитиль», газетные фельетоны и полнометражные фильмы работали не только на узнаваемости образа паразита, но и на признании повсеместного распространения проблемы и бессмысленности борьбы с ней. В лучших своих проявлениях сатира оборачивалась против самих обличителей. Успех комедий Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая или Георгия Данелии строился в значительной степени на том, что представители общественности оказывались таким же объектом насмешек, что и асоциальные элементы.

«Пострадавший», киножурнал «Фитиль». 1962 годВ роли вора — Юрий Никулин

Т

Трутень

Знаменитая статья «Окололитературный трутень» в «Вечернем Ленинграде» от 29 ноября 1963 года — важнейший текст в истории борьбы с тунеядством, не только потому, что ее герой — Бродский. В этом выдающемся публичном доносе сконцентрировано такое количество риторических штампов, что хватило бы на целую «галерею дармоедов», какие во множестве печатали советские газеты. Формирование образа врага начинается с его расчеловечивания (трутень). Далее перечисляются классические признаки тунеядца: молодой, одетый в вельветовые штаны, недоучка, кустарь-одиночка, иждивенец. Процитировав не имеющие отношения к Бродскому стихи, упомянув дурную компанию и обязательную тщетную воспитательную работу, авторы переходят к связке «бездельник = предатель»:

«И наконец, еще одно заявление: «Люблю я родину чужую». Как видите, этот пигмей, самоуверенно карабкающийся на Парнас, не так уж безобиден. Признавшись, что он «любит родину чужую», Бродский был предельно откровенен. Он и в самом деле не любит своей Отчизны и не скрывает этого. Больше того! Им долгое время вынашивались планы измены Родине».

Ф

Фарцовщики

Фрагмент документального фильма Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Тени на тротуарах». 1960 год

Ш

Шабашники

Они же леваки, частники, калымщики. Самые трудолюбивые тунеядцы, выполняющие разную работу в частном порядке. Призывы к борьбе с ними традиционно сопровождались признанием недостатков советского сервиса, что нашло отражение, например, в песне Владимира Высоцкого 1971 года:

«Шабашэлектро» наш нарубит дров еще,
С ним вместе — дружный смежный «Шабашгаз».
Шабашник — унизительное прозвище,
Но что-то не обходятся без нас!

Э

Экстрасенсы

Позднейшая паразитическая специальность, невнятно описанная в цитируемой брошюре Николая Кондрашкова:

«Некоторые вовсе не заняты трудом, проживают на нетрудовые доходы и уклоняются от общественно полезного труда. Внешняя атрибутика таких «экстрасенсов»… своеобразная, в ходу различные приемы восточных обрядов индийских йогов, чтение псалмов и совершение других ритуалов».

Н. Н. Кондрашков. «Тунеядство: против закона и совести» (1989) 

Получив счет за коммунальные услуги, домохозяйка из Гомеля Мария Тарасенко удивилась: в платежках за январь и февраль сразу в 5,5 раза подорожала горячая вода. С 1 мая для таких, как она, в Беларуси подорожают еще и газ и отопление.

Причина — женщина не работает и подпадает под декрет президента РБ «О содействии занятости населения». Эта новая редакция скандального декрета Лукашенко «О предупреждении социального иждивенчества», прозванного в народе «тунеядским», была спешно принята в 2018 году. Изначально безработных хотели заставить платить специальный — высокий по белорусским меркам — сбор. Но после волны массовых протестов по всей Беларуси «содействовать занятости населения» власти решили повышением тарифов ЖКХ для безработных. Действовать этот порядок начал только сейчас.

Как домохозяйка из Гомеля стала «тунеядкой»

Домохозяйкой Мария Тарасенко стала около 10 лет назад. До этого женщина работала швеей, а затем — бригадиром и мастером на одной из гомельских фабрик. Условия были настолько тяжелыми, рассказывает Мария, что они с мужем решили: им хватит и его зарплаты.

Мария Тарасенко

Теперь же неработающую женщину внесли в базу «трудоспособных граждан, не занятых в экономике». Мария считает, что тем самым были нарушены ее права, гарантированные конституцией: «Государство вмешалось в мою личную жизнь, принуждает меня к труду и дискриминирует по признаку социального статуса».

Врать властям о «трудной жизненной ситуации» и регистрироваться в качестве фейкового предпринимателя, как делали некоторые безработные белорусы, чтобы их удалили из базы, женщина не стала принципиально. Она решила добиваться права оставаться домохозяйкой через суд.

Тарифы ЖКХ для безработных белорусов

Коммунальные платежи за стандартную двухкомнатную квартиру обходятся среднестатистическому гомельчанину примерно в 40 белорусских рублей (около 16 евро). В эту сумму входят все жилищно-коммунальные услуги: от водоснабжения до вывоза мусора.

Мария Тарасенко же должна теперь платить в два раза больше. Таким образом, считает она, государство хочет удержать граждан на низкооплачиваемых рабочих местах. Полумиллионный Гомель — второй по величине город Беларуси, но зарплаты здесь совсем небольшие. Многие вынуждены работать за «минималку» в 375 рублей (около 135 евро). Чтобы другим не было соблазна уволиться, безработным показательно выставили запредельные счета, убеждена женщина.

Так называемое «письмо счастья» — предупреждение районной администрации, что со второго квартала 2020 года коммунальные услуги будут насчитывать по повышенному тарифу, получил и гомельский блогер Максим Филипович. 22 марта он опубликовал его на своем канале в YouTube. Чтобы избежать этой участи, мужчина должен предоставить чиновникам «сведения, подтверждающие занятость».

Квитанция за февраль, которую получила Мария Тарасенко: общая сумма выросла в два раза

Сколько всего людей должны будут платить за коммуналку по новым тарифам — сказать сложно. На просьбу DW уточнить их число в комиссии по содействию занятости населения Железнодорожного района Гомеля, где проживает Мария Тарасенко, ответили, что «по этому вопросу никаких комментариев для СМИ мы не даем». Но еще год назад здесь озвучивали цифру в 170 человек. Можно предположить, что во всем Гомеле их около тысячи.

Правозащитник Леонид Судаленко отмечает, что пока власти решили ударить не по всем безработным, а только по собственникам жилья. Именно они должны будут оплачивать часть коммуналки, как указано в президентском декрете, по «ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (услуг ЖКХ. — Ред.)».

Коронавирус — спасение для белорусских «тунеядцев»?

Но что делать таким людям, задается вопросом юрист, как один из его подопечных? Белорусу, работающему в Подмосковье, тоже пришло «письмо счастья». Но вернуться домой, чтобы разобраться с выросшей коммуналкой, он не может из-за карантина — даже если ему удастся въехать в Беларусь, обратно в Россию путь ему будет закрыт. В условиях пандемии коронавируса ситуация подвисла, пожимает плечами Судаленко, никакого решения нет.

Региональный представитель независимого профсоюза радиоэлектронной промышленности Андрей Стрижак отмечает, что «тунеядский» декрет заработал в самый неудачный момент: курс белорусского рубля за последнюю неделю резко упал, и так невысокие зарплаты обесцениваются. Крупнейшее предприятие города «Гомсельмаш» еще до кризиса, рассказывает он, сокращало штат сотрудников. Те, в свою очередь, искали работу в Польше и России — соответственно, в Беларуси их тоже могут причислить к «тунеядцам». Но теперь границы закрыты, и ситуация выглядит патовой. «Абсурдный по своей сути декрет сегодня выглядит еще абсурдней», — считает Андрей Стрижак.

С другой стороны, говорит он, коронавирус может стать для людей лазейкой — теперь все могут попробовать заявить о «тяжелой жизненной ситуации» в связи с пандемией и добиться — правда, только на время — исключения из списков «тунеядцев».

Что же касается Марии Тарасенко, то она отнесла в Гомельский горисполком заявление с требованием проверить положения декрета президента на конституционность и исключить ее из базы «не занятых в экономике». Пока это попытка досудебного решения проблемы. Далее она намерена остаивать свои права с помощью тяжбы. Ее цель — добиться полной отмены «тунеядского» декрета.

Смотреть видео 16:35Можно ли заставить тунеядца работать? Есть не мало людей не желающих работать и они есть у многих в их окружении, живут не пытаясь что-то менять в своей жизни. Так пример из жизни, брат знакомой занимал весьма неплохие должности, так последнее место работы-супервайзер на буровой в районе Нефтеюганска, житуха не мед. Месяц человек работает и месяц дома на отдыхе, плюс перелеты и вахта с ее прелестями, места очень глухие и на помощь рассчитывать не приходится. На севере бывает и медведь людей задирает, тайга. Брат знакомой поругался со своим начальником и ушел с этого места работы и решил немного отдохнуть находясь дома. Подписать новый контракт имея неплохие записи в трудовой книжке довольно просто. Прошло 2-ва месяца, прошел кризис и предложений было маловато, везде сокращения, идти на работу менее оплачиваемую не захотел. Прошло еще пару месяцев, он запил, пока деньги водились он их не откладывал, квартиру не купил и проживал не в чем себе не отказывая. Жил и при этом шиковал, деньги в трубу улетали и девушку свою шубками и драгоценностями баловал. Она поняла, что лавочка закрылась и свалила. Платить за квартиру стало нечем, перебрался к маме и там и проживает уже 4-й год и не делает попыток найти работу, мама терпит своего сына которому 40 лет.

Другой вариант тоже проживает с мамой, работает сторожем, график очень хороший и нагрузку не создает. Тоже вид тунеядства. Мужики садятся на шею матери. И у каждого есть оправдание своего поведения, у сторожа что не надо кормить рабовладельцев и поэтому он сознательно не идет на более оплачиваемую работу. Мам их конечно жалко, но заставить их работать вряд ли получится.

Тут уж корреспондент «РГ» не выдержала и решила выяснить, чем пленила регионы странная инициатива, возвращающая нас всех в невозвратное советское прошлое.

Закон о тунеядцах и бездельниках был принят в СССР в 1961 году. Согласно указу «трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения». К середине 1964-го года по этому указу было сослано 37 тысяч человек. Использовали его и для преследований по политическим мотивам. Дело поэта Иосифа Бродского — не единственное. Государство боролось с бездельниками и дармоедами тридцать лет, вплоть до 1991-го, когда был принят закон «О занятости населения», зафиксировавший факт существования в стране безработицы и отменивший уголовную ответственность за тунеядство.

«А в 1993-м мы всенародно приняли Конституцию, которая декларировала: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен», — пояснила «РГ» кандидат юридических наук Елена Моргунова. — Согласна с питерским депутатом: социальное иждивенчество, теневой сектор экономики, неподотчетная государству занятость населения — проблемы серьезные. Да, ущерб тут огромен. Согласна и с тем, что авторитет труда сегодня упал, особенно у молодежи. Но воскрешение статьи о тунеядстве нас не спасет». В Советском Союзе, — напоминает вице-губернатор Еврейской автономной области Геннадий Антонов, — было гарантировано право на труд. Это означало «получение гарантированной работы». Наша Конституция таких обязательств не предусматривает. Но если государство не может обеспечить своим гражданам работу, они в этом не виноваты, считает первый зампред Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Алла Кузьмина.

Если законопроект будет принят, лица, живущие за счет дивидендов и процентов по вкладам, окажутся вне закона. Коснется это и людей творческих профессий, не привязанных к конкретному месту службы. Странно в законопроекте и то, что за тунеядство предусматривается не административная ответственность, а уголовная. Но ведь она влечет за собой судимость, а это препятствие для дальнейшего трудоустройства. Как видим, изъянов у новации много, чем же тогда объяснить то, что регионы готовы ее поддержать? «Не думаю, что это реабилитация правового наследия СССР. Все понимают, это невозможно», — говорит Елена Моргунова. А профессор Института современного развития Алексей Скопин полагает, что регионы, поддержавшие введение наказания за тунеядство, хотят таким образом пополнить бюджет недополученными налогами. «В России в некоторых регионах до 70% жителей занято в теневой экономике, то есть они что-то делают, но налоги не платят. Законопроект может подтолкнуть россиян к тому, чтобы они начинали регистрироваться как занятые. И главы субъектов, поддерживающие законопроект, думают о пополнении бюджета, сокращении расходов на пособия по безработице, об установлении прозрачности на рынке труда». Хотя в этом вряд ли помогут попытки реанимировать почившие в бозе указы. Лучше учесть успешный опыт Белоруссии в борьбе с социальным иждивенчеством.

Безработная? — В бордель!

В Берлине 25-летняя девушка — специалист в области информационных технологий, отказавшаяся стать проституткой, лишилась пособия по безработице. Дело в том, что в Германии безработные могут рассчитывать на пособие. Однако если они «необоснованно» отказываются от работы, которую им подыскали социальные службы, пособие может быть отменено. После того как в законодательстве Германии не осталось норм, препятствующих тому, чтобы женщин заставляли работать в секс-индустрии, безработным дамам в возрасте от 18 до 55 лет начали предлагать «подходящую» работу в борделях. В соответствии с новыми законами такая работа теперь не считается аморальной, и от нее нельзя отказаться без риска потерять пособие. Впрочем, после того как история стала достоянием гласности, власти выступили с разъяснениями: трудоустройство в интимной сфере возможно только в случае четко выраженного пожелания самого безработного.

Опыт друзей

В Белоруссии так же остро, как и у нас, стоит проблема теневой экономики — в стране многие зарабатывают транзитной торговлей, и уровень официальной занятости составляет 20-25% от общей численности населения. 2 апреля 2015 г. в Белоруссии был принят Декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно Декрету граждане, которые более полугода не уплачивали налоги на доходы (то есть не финансировали государственные расходы), обязаны уплатить сбор. Неуплата сбора влечет за собой административную ответственность в виде штрафа или ареста. Таким образом, в Белоруссии введен сбор за тунеядство, а не ответственность за него (не путать с ответственностью за налоговое правонарушение). От сбора освобождаются несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, недееспособные, нерезиденты, лица, работающие на сезонных работах. Декрет также содержит перечень тех, кто признается участвующим в финансировании государственных расходов. Это фермеры, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, военнослужащие, ремесленники, творческие работники, священнослужители, многодетные родители.

admin