Статья 24 ФЗ

Статья 24. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2019)

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

1. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

2. В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.

3. Извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве.

4. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.

5. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года;

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;

г) имеющим двух и более детей;

д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;

е) — ж) утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ;

з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных органах и учреждениях;

з.1) поступившим в войска национальной гвардии Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных войсках;

и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий в указанных органах;

л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, — на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно.

2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в:

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ;

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 302-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ;

образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;

восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;

б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;

г) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

г.1) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, — на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;

г.2) обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;

д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, — в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;

е) из числа лиц:

покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, — на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, — на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;

до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, — на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.

2.1. Право на предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 настоящей статьи отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз и при условии, если ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения им возраста семнадцати лет и шести месяцев.

3. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
Комментарий к статье 24
1. Комментируемая глава посвящена регулированию института извещений и вызовов в исполнительном производстве. Подробная регламентация процедуры извещения и вызовов способствует выполнению задач исполнительного производства по своевременному и правильному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст. 2 настоящего Закона) и является гарантией соблюдения прав сторон исполнительного производства, предусмотренных ст. 50 Закона об исполнительном производстве (участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, и др.). Целью введения института извещений и вызовов является уведомление лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о необходимости явки к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий.
К сожалению, в Законе не разграничиваются понятия «извещение» и «вызов». В связи с этим некоторые авторы предлагают использовать понятие «извещение» по отношению к сторонам, а «вызов» — к иным лицам, участвующим в исполнительном производстве (переводчик, специалист, хранитель имущества и др.) <1>.
———————————
<1> Подробнее об этом см.: Загайнова С.К. Извещения и вызовы в исполнительном производстве // Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.В. Яркова. М., 2008. С. 103 — 105.
Другие, напротив, полагают, что стороны исполнительного производства извещаются судебным приставом-исполнителем, когда их участие в совершении исполнительных действий является необязательным. В остальных же случаях, а также в отношении лиц, содействующих исполнению требований исполнительных документов, применяются вызовы <1>.
———————————
<1> Подробнее об этом см.: Зайцева А.Г. Извещения и вызовы в исполнительном производстве // Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ / Отв. ред. Н.А. Винниченко; науч. ред. А.Ф. Смирнов. М., 2008. С. 72 — 75.
Полагаем, что специфика принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов предопределяет возможность вызова к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительных действий должника, а в некоторых случаях и взыскателя (например, невозможно исполнить требование исполнительного документа о вселении в жилое помещение лица без его личного участия). Поэтому разграничивать понятия «извещение» и «вызов» нужно скорее не по признаку субъекта, которому они адресуются, а по цели совершаемого действия. Если повестка направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, для уведомления, предупреждения о предстоящем или уже состоявшемся событии, то имеет место извещение. Если судебный пристав-исполнитель назначает время и место явки и соответственно требует явиться — это вызов.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает способы извещения и вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве: направление повестки с уведомлением о вручении, телефонограммы, телеграммы, использование электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Наиболее распространенным способом является использование услуг почтовой связи, т.е. направление повестки с уведомлением о вручении или телеграммы. И это не случайно, поскольку ст. 26 Закона об исполнительном производстве содержит нормы, устанавливающие императивное правило о необходимости фиксации доставки повестки или иного извещения. Надлежащим образом зафиксировать вручение извещения адресату позволяет также доставка под подпись адресата лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручил его доставить.
Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Правительством РФ <1>. В настоящее время обсуждается возможность внесения изменений в Закон об исполнительном производстве в части совершенствования порядка извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, путем создания при возбуждении исполнительного производства электронного кабинета стороны исполнительного производства <2>. Использование электронной и иных видов связи (например, факсимильной) связано чаще всего с необходимостью срочного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве <3>.
———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 июня 2016 г. N 606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб».
<2> Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, текст по состоянию на 21 ноября 2016 г.).
<3> См. подробнее: Методические рекомендации о порядке телефонного извещения должников по исполнительным производствам способом автоматического обзвона (утв. ФССП России 27 ноября 2008 г. N 01-3093).
2. В настоящей главе не устанавливаются конкретные сроки извещения и вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве. Поскольку данный институт призван гарантировать права участников исполнительного производства, предусмотренные ст. 50 комментируемого Закона, извещение должно быть направлено указанным лицам заблаговременно с учетом «пробега» почтовой связи. Однако предварительное извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, может препятствовать своевременному и правильному исполнению судебных актов. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет исчерпывающий перечень случаев, когда судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве: во-первых, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению; во-вторых, при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, мер предварительной защиты.
Согласно ст. 211 ГПК немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, о восстановлении на работе и о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума. В соответствии с ч. 2 ст. 182 АПК немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов. КАС также предусматривает обязательное немедленное исполнение решений по делам о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения (ч. 8 ст. 227); о включении гражданина в список избирателей (ч. 6 ст. 244); о прекращении деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или о прекращении поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264).
Кроме того, ст. 212 ГПК и ч. 3 ст. 182 АПК предоставляют суду право обратить решение к немедленному исполнению по просьбе истца, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным. Похожая норма содержится в ч. 2 ст. 188 КАС, в соответствии с которой суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, при условии, что в КАС отсутствует прямой запрет на немедленное исполнение решения по определенной категории административных дел.
Перечень мер, относимых законодателем к обеспечительным, содержится в ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК; КАС также предусматривает возможность принятия мер предварительной защиты (гл. 7).
3. Наиболее важным для надлежащего извещения участников исполнительного производства является адрес, по которому необходимо направлять повестки или иные извещения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона в исполнительном документе обязательно должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в том числе место жительства или место пребывания для граждан и место нахождения, фактический адрес (если он известен) для организаций. В соответствии со ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Именно по таким адресам по общему правилу происходит извещение сторон исполнительного производства, являющихся гражданами. Однако для эффективного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, извещение может быть направлено также по месту их работы.
Часть 3 комментируемой статьи предусматривает направление извещения организации по месту ее нахождения. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
4. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет лицу, участвующему в исполнительном производстве, право сообщить в письменном виде судебному приставу-исполнителю иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому необходимо направлять повестки и иные извещения. Также у лиц, участвующих в исполнительном производстве, есть право указать иной способ уведомления и другие сведения для своевременного информирования их о ходе исполнительного производства. В этом случае судебный пристав-исполнитель обязан получить от организации соответствующее заявление в письменной форме, которое приобщается к материалам исполнительного производства. Сообщить указанные выше сведения могут не только стороны исполнительного производства, но и иные лица, участвующие в нем. Также следует учитывать, что сообщение иного адреса, по которому следует направлять извещения должнику, например, взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства, не означает, что судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения только по этому адресу. В данном случае судебный пристав-исполнитель обязан направить извещение по адресу, указанному в исполнительном документе, или адресу, определяемому на основании ч. 3 ст. 24 комментируемого Закона, а сообщенный взыскателем адрес должен быть проверен судебным приставом-исполнителем путем направления запроса в ФМС России <1>.
———————————
<1> См. подробнее: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21 сентября 2016 г. по делу N 33а-15578/2016.
5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает санкцию за уклонение от явки по вызову судебного пристава-исполнителя. В соответствии со ст. 6 комментируемого Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ, а в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Законом. Так, уклонение от явки по вызову судебного пристава-исполнителя влечет принудительный привод такого лица. Привод — это мера, направленная на принудительное доставление (сопровождение) лица, уклоняющегося от явки, к месту вызова. Однако данная мера может применяться только в том случае, если судебный пристав-исполнитель убедился, что лицо надлежащим образом извещено о необходимости явиться по вызову пристава, отсутствуют уважительные причины неявки и т.п.
Документальным основанием для привода является постановление судебного пристава-исполнителя, которое подлежит обязательному утверждению старшим судебным приставом или его заместителем. Согласно ст. 11 Закона о судебных приставах осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, должны судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов. Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению порядка деятельности судов установлен Приказом Минюста России <1>.
———————————
<1> Приказ Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов» (зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2016 г. N 42859).

admin