Статья 203 УК

Новая редакция Ст. 203 УК РФ

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 203 УК РФ

2. Сущность частной детективной и охранной деятельности заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1).

2.1. Сфера деятельности, компетенция указанных субъектов различны. Так, сыскная работа детективов направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается предоставление услуг следующего характера: а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам; б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности; в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов; г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

2.2. Согласно ст. 5 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 в случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

3. Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: а) защита жизни и здоровья граждан; б) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; в) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; г) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; д) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 при осуществлении своей деятельности частные охранники наделяются правом применения огнестрельного оружия. На вооружении охранных предприятий находятся пистолет ПМ и ружье охотничье гладкоствольное.

4. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 последовательно проводится принцип недопустимости смешения детективной и охранной деятельности, в силу которого одно и то же предприятие одновременно заниматься сыскной и охранной деятельностью не может. Исключением из этого правила являются два вида предприятий, в которых допускается осуществление смешанных форм детективной и охранной деятельности, — совместные ассоциации частных детективов и охранников, а также охранно-сыскные подразделения на предприятиях (службы безопасности).

5. Общественная опасность преступного посягательства определяется тем, что, кроме нарушения нормального функционирования службы при осуществлении частной детективной и охранной деятельности, оно связано с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это повышает характер и степень общественной опасности рассматриваемого деяния.

6. Основным объектом превышения полномочий являются отношения, складывающиеся по поводу предоставления частными детективами и охранниками профессиональных услуг третьим лицам. В качестве факультативного объекта могут выступать честь, достоинство, телесная неприкосновенность, жизнь и здоровье граждан.

7. Объективная сторона составов преступления выражается в деянии, состоящем в превышении полномочий, предоставленных лицензией на занятие частной детективной или охранной деятельностью, вопреки задачам этой деятельности, сопряженным с применением насилия или угрозой его применения.

По законодательной конструкции состав преступления (ч. 1) является формальным. Преступление окончено (составом) в момент совершения указанных в статье действий независимо от наступления материальных общественно опасных последствий.

7.1. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб может совершаться только путем действий.

7.2. В ходе частной сыскной деятельности в целях защиты прав и законных интересов клиентов допускается проведение устного опроса граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации.

7.4. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

8. Действия частного детектива и охранника будут совершены вопреки задачам сыскной и охранной деятельности, если они противоречат законодательным актам, специальным правилам, устанавливающим порядок предоставления охранных и детективных услуг. Иными словами, признак «вопреки задачам своей деятельности» указывает на незаконный, противоправный характер деяния. Вместе с тем он подчеркивает противоправность не любых действий, а лишь действий, связанных с исполнением профессиональных функций.

9. Применение насилия также является одним из обязательных признаков объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Под насилием следует понимать противоправное воздействие (психическое или физическое) на человека против его воли.

10. Угроза применения насилия означает высказывание намерения применить насилие к потерпевшему, в том числе выраженное словами, жестами, демонстрацией огнестрельного оружия, специальных средств, которые могли бы быть использованы в порядке реализации высказанного намерения. При этом угроза должна создавать у потерпевшего обоснованное представление об угрожающей ему опасности и реальной возможности немедленно привести ее в исполнение.

10.1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда также входит в содержание угрозы применения физического насилия и дополнительной квалификации по ст. 119 не требует.

11. Ненасильственные формы превышения полномочий не образуют составов преступления, предусмотренного ст. 203. В случае ненасильственного превышения полномочий действия частного детектива и охранника признаются преступными при том условии, что в них содержится состав иного преступления, например, состав посягательства на конституционные права и свободы человека и гражданина, преступления против общественной безопасности и т.п.

12. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) является материальным, поскольку в качестве обязательного признака объективной стороны предусмотрено наступление тяжких последствий.

12.1. Тяжкие последствия могут выражаться в причинении тяжкого вреда здоровью или причинении смерти потерпевшему. При этом неосторожное причинение смерти (ст. 109) или тяжкого вреда здоровью (ст. 118) охватывается ч. 2 коммент. статьи. Убийство (ст. 105) или причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ст. 111, требует квалификации по совокупности ч. 2 ст. 203 и ст. 105 или 111, поскольку это вытекает из правил квалификации идеальной совокупности преступлений.

13. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Руководитель или служащий частной охранной или детективной службы осознает, что он, применяя насилие или угрожая им, превышает полномочия, предоставленные ему в соответствии с лицензией, поступает незаконно вопреки задачам осуществляемой деятельности и желает действовать таким образом.

14. Мотивы и цели не указаны в качестве обязательного признака субъективной стороны составов преступления и могут быть различными, в том числе и связанными с выполнением сыскных или охранных функций.

15. Отношение виновного к последствиям, предусмотренным в ч. 2 коммент. статьи, может быть выражено как в форме умысла, так и неосторожности.

16. Субъектом преступного посягательства являются руководитель или служащий частной охранной или детективной службы.

16.1. Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной или муниципальной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях запрещено Законом.

16.2. Под руководителем следует понимать главу охранной или детективной службы, т.е. лицо, осуществляющее руководство частного охранного или детективного предприятия, в том числе выполняющее функции ее единоличного органа (ст. 273 Трудового кодекса). Таким образом, данному субъекту присущи все функции, указанные в п. 1 примеч. к ст. 201, следовательно, возможна УО руководителя по ст. 201 в случае злоупотребления им полномочиями управленческого характера и по ст. 204 — за получение коммерческого подкупа.

17. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб по ч. 1 коммент. статьи является преступлением средней тяжести, то же деяние, предусмотренное ч. 2, относится к группе тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 203 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется совершением частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности. Соответствующие полномочия установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

2. Преступление признается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное понятие является оценочным.

3. Субъект специальный: частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника. Совершение рассматриваемых действий сотрудниками службы (организации), не имеющей соответствующей лицензии, квалифицируется по иным статьям УК РФ.

4. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) предполагает сочетание (что, по-видимому, является законодательной неточностью) двух обязательных признаков: во-первых, применение насилия или угрозу его применения либо использование оружия или специальных средств (ч. 2 охватываются угроза применения насилия любой степени тяжести, а также насилие, заключающееся в побоях, истязании либо повлекшее умышленное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью) и, во-вторых, обязательное наступление тяжких последствий. Последнее понятие относится к оценочным и предполагает, к примеру, причинение крупного материального ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерти.

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Объектом преступления служат установленные государством порядок и пределы оказания охранных и детективных услуг.

Объективная сторона рассматриваемого деяния состоит в превышении частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, полномочий, установленных законодательством РФ, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, т.е. полномочий, предоставленных указанным субъектам в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности.

Частная детективная и охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Указанным Законом разрешено применение физического насилия и специальных средств, которые могут быть использованы строго по назначению и в конкретно определенных случаях, исключающих, во-первых, необоснованное причинение вреда и, во-вторых, причинение вреда посторонним.

Под превышением полномочий понимается деятельность, явно выходящая за пределы функций охранника или детектива. Например, применение спецсредств в отношении невиновного.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава являются последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Установление и констатация существенности нарушения относится к категории оценочных признаков и определяется по усмотрению правоприменителя.

Состав преступления — материальный: деяние считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона характеризуется косвенным умыслом: лицо осознает, что превышает предоставленные ему полномочия, предвидит вероятность наступления последствий и сознательно допускает их наступление или относится к данному факту безразлично.

Субъект — специальный: частный детектив или работник частной охранной организации. При этом последний должен иметь удостоверение частного охранника. Следовательно, если работник частной охранной организации нс имеет удостоверения охранника, он не может нести ответственность но ст. 203, но привлекается к ответственности по другим статьям УК РФ, в зависимости от фактически им совершенного. Например, побои (ст. 116 УК РФ).

Часть 2 ст. 203 предусматривает в качестве квалифицированного вида деяния совершение его с тяжкими последствиями, которые явились следствием превышения полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, совершенного с применением насилия или с угрозой его применения либо использованием оружия или специальных средств.

Понятие «тяжкие последствия» относится к категории оценочных признаков. Таковыми могут быть, например, причинение тяжкого вреда здоровью и т.п.

Под насилием следует понимать любое физическое воздействие на потерпевшего, включающее в себя причинение легкого вреда здоровья или вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти являются преступлениями более тяжкими, чем деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 203. Такой вывод следует из сравнения санкций: в ч. 1 ст. 111 УК РФ максимальный срок лишения свободы — восемь лет, а максимум лишения свободы по ч. 2 ст. 203 — семь лет. Как правило, более тяжкие преступления не могут составлять структуру менее тяжкого деяния, следовательно, деяния должны квалифицироваться по совокупности. Но тогда тяжкий вред здоровью будет рассматриваться и как признак ч. 2 ст. 203 применительно к тяжким последствиям (что было бы логичным и справедливым), и как конститутивный признак ст. 111 УК РФ. Но такое невозможно, поскольку тяжкий вред здоровью, как более опасное преступление, не включается в структуру менее тяжкого преступления (то же касается причинения смерти). Выход из такого затруднительного положения один — исключить из описания объективной стороны ч. 2 ст. 203 признак «тяжкие последствия».

Угроза может заключать в себе предупреждение о применении любого вида насилия.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Коммерческий подкуп, наряду со взяточничеством, являются основными правонарушениями коррупционного плана, на что обращено внимание в международных документах, ратифицированных Россией, как, например, Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и др., а также в принятых в их развитие федеральных законах: от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и других нормативных правовых актах. В этих документах подчеркивается, что коррупция превратилась в явление планетарного масштаба, а поскольку коррупционные язвы присущи всем странам, необходимо создать эффективные законодательные препятствия для исключения возможности дальнейшего расползания ее метастаз. В этих целях государства должны принимать в пределах своей компетенции разумные и эффективные нормативные документы, учитывающие как угрозу коррупционных явлений, так и международный опыт, нашедший отражение в соответствующих международных документах. В данном контексте Россия включила в состав уголовно наказуемых деяний коммерческий подкуп, реализуя, таким образом, рекомендации правовых актов международного сообщества.

С позиций объективной стороны ст. 204 содержит два самостоятельных преступления, которые заключаются:

  • 1) в незаконной передаче вознаграждения;
  • 2) в незаконном его получении.

Часть 1 ст. 204 предусматривает ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Объектом преступления служит нормальная правомерная деятельность коммерческих или иных организаций. Дополнительным объектом могут быть интересы граждан.

В качестве предмета рассматриваемого деяния закон называет деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, имущественные права.

Деньги — особый объект гражданского нрава, который чаще всего является законным средством платежа в возмездных договорах.

Деньги — особое движимое имущество, относящееся к категории делимых вещей.

Ценная бумага — документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Деньги и ценные бумаги являются разновидностью объектов гражданских прав, которые именуются вещами. Кроме того, ст. 128 ГК РФ причисляет к объектам гражданских прав иное имущество, которое, таким образом, приравнивается к вещам и, с позиций уголовно-правового фикционализма, представляет собой ценности, обладающие материальной или иного рода привлекательностью. И хотя, согласно ст. 128 ГК РФ, услуги имущественного характера и имущественные права, наряду с иным имуществом, также являются объектом гражданских прав и, более того, являются разновидностью имущества, в уголовном законе (ст. 204 УК РФ) они выделены особо.

Исходя из толкования понятия «незаконное оказание услуг имущественного характера», данного в абз. 2 и. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под услугами имущественного характера следует понимать как любые имущественные выгоды, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные, либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Предлагая понимать услуги имущественного характера как любые имущественные выгоды, данный Пленум Верховного Суда РФ прекращает, по крайней мере, на практике, спор по поводу легитимности предоставляемых услуг. В частности, проституция как услуга имущественного характера также рассматривается теперь как предмет коммерческого подкупа.

Имущественные права согласно п. 9 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ «включают в свой состав как право на имущество, в том числе право на требование кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ)». Такая интерпретация в постановлении имущественных прав позволяет относить к предмету преступления и такие объекты гражданско-правового интереса, которые ранее вызывали на ниве уголовно-правовой квалификации сомнения. Это, например, диссертации, которые пишутся ради достижения каких-либо интересов; книга, выпущенная либо под чужим именем, либо в соавторстве с истинным творцом и т.п.

Предоставление материальной выгоды или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, должны быть обусловлены его ответным вниманием подкупающему. Подкуп осуществляется для того, чтобы указанное лицо, используя свои служебные возможности, мог оказать услугу подкупающему.

Взаимная обусловленность передачи мзды может быть выражена разнообразно: словесно, конклюдентными действиями иного рода, молчаливым соглашением. Однако необходимо, чтобы разного рода знаковые системы были информативны: субъекты понимают, что они хотят сделать.

Факт передачи ценностей или оказания услуг возможен до того момента, когда лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, исполнит необходимое, но может быть, и после выполнения соответствующих действий. Для уголовной ответственности за незаконную передачу мзды важно действие по передаче хотя бы части обещанного вознаграждения или начало оказания услуг материального характера вне зависимости от того, выполнил ли управленец требуемые от него действия или нет. В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъясняется, что получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. Однако, поскольку объективная сторона коммерческого подкупа неоднородна, следует установить момент окончания деяния и при получении управленцем иных благ, а именно — оказание услуг имущественного характера.

В п. 11 указанного постановления также подчеркивается, что в тех случаях, когда предметом коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконценным с начала выполнения, с согласия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключение кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

Если лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, то действия передающего квалифицируются как покушение на коммерческий подкуп.

Ответственность по ч. 1 ст. 204 наступает только в том случае, если стоимость «коррупционных» благ превышает 10 тыс. руб., так как в противном случае субъект будет нести ответственность по ст. 204.2 УК РФ.

Законодатель подчеркнул важное для уголовной ответственности за коммерческий подкуп обстоятельство: ответственность наступает и в том случае, если предмет подкупа передается или услуга оказывается иному физическому или юридическому лицу, но но указанию лица, выполняющего управленческие функции, т.е. по указанию лица, которое обязуется, пользуясь своим положением, оказать ответную услугу «дающему». Если управленец не дал указания о передачи «мзды» другому лицу, тогда фактически такая передача по инициативе «дающего» преступлением не является (пользуясь буквальным толкованием закона). «Осыпание» благами через третьих лиц возможно, например, тогда, когда управленец оказывает услугу кому-то, от кого он хочет получить блага. Например, ремонт спортивного зала для того, чтобы в нем занимался ребенок лица, выполняющего управленческие функции.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Субъект осознает, что совершает подкуп лица, выполняющего управленческие функции, и желает этого. Кроме того, субъект, передающий коммерческий подкуп, должен сознавать, что таким образом он пытается склонить управленца к совершению действий, которые тот может выполнить, как сказано в законе, в связи с занимаемым положением. Союз «в связи» означает, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, может действовать либо сам в рамках отведенных ему полномочий, либо, пользуясь своей «мантией», может дать указания другим лицам.

Например, мэр города дает указание специалисту предоставить квартиру гражданину.

В качестве цели выступает стремление передающего коммерческий подкуп получить необходимые ему блага.

Субъект рассматриваемого преступления общий — лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицированными видами деяния ч. 2 ст. 204 называет его совершение в значительном размере, которым примечание 1 к ст. 204 УК РФ признает сумму, превышающую 25 тыс. руб.

В ч. 3 ст. 204 установлена ответственность за следующую альтернативу деяний, которые могут быть совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) за заведомо незаконные действия (бездействие); в) в крупном размере, которым в примечании 1 к ст. 204 УК РФ признается сумма, превышающая 150 тыс. руб.

Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном постановлении не разъясняет, как следует понимать термины «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» применительно к коммерческому подкупу. Однако, исходя из общего отношения высшей судебной инстанции к пониманию группы, можно утверждать, что:

  • а) группа лиц, образованная по предварительному сговору, состоит из соисполнителей;
  • б) если роли разделены, группы нет, и тогда констатируется соучастие со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Организованная группа также состоит из соисполнителей, но если в ней роли распределены, то, несмотря на это, все участники группы считаются соисполнителями (автор неоднократно выступал против подобных судебных решений, объяснить которые невозможно — Н. И.).

Что касается заведомо незаконных действий, то их надо понимать так:

во-первых, это действия, которые сопряжены с нарушением установленных законодательных предписаний. При этом, не имеет значения, предписания какого закона нарушены — УК РФ, ГК РФ, НК РФ. В любом случае нарушение законодательных предписаний есть незаконные действия;

во-вторых, передающий взятку должен сознавать, что провоцирует управленца на совершение действий, которые выходят за рамки предоставленных ему полномочий и, кроме того, нарушает законодательные правила. В этой части преступление, предусмотренное и. «б» ч. 2 ст. 204, отличается от деяния, ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 1 данной статьи особенностями умысла (сознания законности или незаконности действий, ради которых предлагается мзда).

Квалифицированными разновидностями преступлений ч. 4 ст. 204 являются деяния, предусмотренные ч. 1, а также п. «а» и «б» ч. 3 ст. 204, совершенные в особо крупном размере, которым в примечании 1 к ст. 204 УК РФ признается сумма, превышающая 1 млн руб.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 204, состоит:

  • — в незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества;
  • — в незаконном пользовании услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Все признаки, указанные в диспозиции ч. 3, соответствуют признакам деяния, предусмотренным в ч. 1 ст. 204, за исключением некоторых нюансов, на кторые следует обратить внимание.

Прежде всего объективная сторона состоит не в передаче коммерческого подкупа, а в его получении. В связи с получением предметов коммерческого подкупа возможна следующая ситуация. Субъект, не наделенный управленческими полномочиями в коммерческой или иной организации, получает коммерческий подкуп за действия, которые должен совершить управленец, а получивший совершить не может. В таком случае деяние квалифицируется как мошенничество, если получивший коммерческий подкуп не намеревался передать ценности управленцу. Если намеревался передать, тогда субъект может «претендовать» на соучастие в получении коммерческого подкупа. Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получает коммерческий подкуп за действия, совершить которые он полномочен. В такой ситуации он может быть привлечен к ответственности за получение коммерческого подкупа вне зависимости от того, намеревался ли он исполнить интересующие дающего действия.

Субъектом этого преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. специальный субъект.

Субъективную сторону данного преступления характеризует прямой умысел: субъект осознает, что принимает коммерческий подкуп и желает этого.

Квалифицированный вид деяния предусмотрен в ч. 6 ст. 204. К нему относится совершение деяния, предусмотренное ч. 5 ст. 204, в значительном размере, определенном в примечании 1 к ст. 204 УК РФ.

В ч. 7 ст. 204 установлены следующие признаки, требующие повышенной ответственности: а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) вымогательство предмета подкупа; в) подкуй за незаконные действия (бездействие); г) в крупном размере. Указанные признаки, в сущности, аналогичны квалифицированным разновидностям ч. 3 ст. 204, но с определенными нюансами.

Группа лиц, образованная по предварительному сговору, определена в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» следующим образом: «Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) но службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц». Таким образом, группу лиц но предварительному сговору могут составлять только соисполнители. Следовательно, если роли в группе были строго распределены, группы нет, но есть соучастие (мы уже высказывались по этому поводу). При этом моментом окончания группового подкупа постановление предлагает считать принятие незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в преступную группу управленцев.

В абз. 4 п. 15 этого же постановления разъясняется судам как квалифицировать действия лиц, не являющихся специальным субъектом — как соучастие в коммерческом подкупе со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

По поводу организованной группы Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 и. 16 указанного постановления разъясняет, что в случае признания получения коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации без ссылки на ст. 33 УК РФ. Здесь все соучастники, независимо от исполняемой роли, превращаются в соисполнителей. Более того, в абз. 2 п. 16 этого же постановления говорится, что в организованную группу могут входить лица, нс обладающие признаками специального субъекта. Следовательно, неспециальный субъект также является соисполнителем данного преступления. Объяснить такие рекомендации рационально — невозможно.

В отличие от признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, в ч. 4 ст. 204 предусмотрен такой признак деяния, как вымогательство коммерческого подкупа.

Вымогательство предмета коммерческого подкупа — это не только требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действие (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (п. 18 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ).

При этом не имеет значения, имело ли лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальную возможность причинить вред гражданину. Основным признаком в данном случае должен являться характер угрозы — она должна быть такой, которая не позволяет сомневаться в ее реальном осуществлении. Таким образом, если гражданин имел основания опасаться осуществления угрозы, деяние должно быть квалифицировано по п. «б» ч. 4 ст. 204.

Вымогательство коммерческого подкупа считается оконченным преступлением либо с момента предъявления требования о передаче предметов подкупа, либо с момента создания условий, при которых становится очевидной необходимость передачи ценностей. Если в процессе вымогательства субъект совершил действия, причинившие существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, он несет ответственность дополнительно по ст. 201 УК РФ.

В ч. 8 ст. 204 установлена повышенная ответственность за деяния, предусмотренные ч. 5, а также п. «а»—»в» ч. 7 ст. 204, совершенные в особо крупном размере (примечание 1 к ст. 204 УК РФ).

Примечание к ст. 204 содержит поощрительную норму, соблюдение условий которой позволяет освободить лицо, дающее мзду, от уголовной ответственности. Таковыми условиями служат три обстоятельства:

  • 1) активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • 2) наличие факта вымогательства в отношении дающего;
  • 3) добровольное сообщение лица, давшего или получившего мзду, о данном факте в органы, имеющие право возбуждать уголовное дело.

В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» раскрываются отдельные признаки, влияющие на освобождение лица от уголовной ответственности в случае, по сути дела, деятельного раскаяния. Активное способствование раскрытию и {или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц, обнаружение имущества, переданного в качестве коммерческого подкупа и др.

Сообщение, которое может быть как письменным, так и устным, должно быть добровольным, сделанным по собственной воли, а не в результате физического или психического принуждения. При этом мотивы, которыми руководствовался субъект, значения не имеют. Грамматическое толкование примечания позволяет прийти к выводу, что для освобождения от уголовной ответственности достаточно соблюдения двух условий в совокупности: сообщение о преступлении и способствование его раскрытию или способствование раскрытию и вымогательство. При наличии указанных условий лицо императивно (т.е. должно) освобождается от уголовной ответственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 203 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

admin