Статья 173 УК

О чем статья УК?

В статье 2 части и 1 примечание. В первой указано, что незаконное образование юридического лица, предоставление в орган для регистрации ЮЛ и ИП данных, повлекших внесение в реестр сведений о подставных лицах карается законом. Во второй части говорится о наказании, предусмотренном за то же деяние, но группой лиц или при сговоре, с использованием положения по службе.

Примечание: подставные лица – учредители или участники ЮЛ, органы управления, которые при введении в заблуждение были внесены в реестр. У них должна отсутствовать цель управления лицом.

Основные положения

173 статья Уголовного кодекса гласит, что за незаконное создание юридического лица преступники несут ответственность в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы. Если преступление совершается по сговору или лицом с использованием положения по службе, то тогда применяются штраф, обязательные работы или лишение свободы.

Виды наказаний и сроки

За преступление виновному грозят:

  • штраф 100-300 тысяч рублей или зарплата за 7-12 месяцев;
  • принудительные работы или лишение свободы на 3 года.

Если преступление совершено по сговору или с использованием положения по службе, то наказания будут таковы:

  • штраф 300-500 тысяч рублей или зарплата за 1-3 года;
  • обязательные работы на 180-240 ч;
  • лишение свободы на 5 лет.

Комментарии к статье 173.1

По Гражданскому кодексу в ст. 50 установлено, что юридические лица могут быть некоммерческими или коммерческими организациями. Они существуют в форме кооперативов, унитарных предприятий. Законодательство выделяет особенности их создания и реорганизации. Для акционерных обществ порядок определен в ФЗ №208. Юридическое лицо создано в момент государственной регистрации. Это указано в ФЗ № 129.

Комментарии к статье:

  1. В 173.1 статье приведено определение подставных лиц.
  2. Преступление окончено в момент государственной регистрации – это подтверждается внесением записи в реестр.
  3. Образование ЮЛ – не только сам факт регистрации, но и предшествующие ему действия, указанные в диспозиции нормы и примечания к ней в качестве объективных признаков. Преступлением может являться введение в заблуждение учредителей или прочих лиц, предоставление недостоверных документов.
  4. Признаки объективной стороны – представление документов, совершенное по указанию виновными лицами, которые не были осведомлены о незаконном характере действия.
  5. Действия, которые направлены на регистрацию ЮЛ с использованием подставных лиц, квалифицируются как покушение на совершение преступления, если образование лица не завершилось регистрацией.

В статье приведена дефиниция, которая ограничивает пределы действия нормы. Так, регистрация лица с поддельным или похищенным паспортом не является преступлением, даже если лица, данные которых были внесены в уставные документы, не были введены в заблуждение.

В примечании содержится положение: образование ЮЛ путем введения в заблуждение участников или регистрирующего органа. Оно не должно пониматься буквально, так как введение их в заблуждение не приведет к регистрации ЮЛ.

Введение в заблуждение – признак объективной стороны. Это приобретение, получение документов для регистрации, получение подписи под другим предлогом.

Использование положения по службе – использование должностными лицами, служащими, муниципальными служащими своих полномочий, возможностей влиять на действия и решения подчиненных, включая незаконные действия. Оно включает действия, облегчающие введение в заблуждение (руководитель дает подчиненному приказ зарегистрировать документы).

Признак встречается при ситуации, когда сотрудник внутренних дел изымает у гражданина паспорт для проверки, но на самом деле регистрирует на него ЮЛ. Но признак отсутствует, когда главврач больницы уговаривает подписать пациентов заявление на получение лекарств, хотя вместо него они подписывают документы для регистрации. Главврач является должностным лицом, но при преступлении использует профессиональные функции, а не служебного положения.

Во второй части статьи указан квалифицирующий признак – преступление группой лиц по сговору. Для него также имеет значение введения в заблуждение. Это могут быть ситуации: лицо получило обманом паспорт, указало данные без согласия лиц на регистрацию документов по ЮЛ. Лицо начало выполнять сторону преступления, а потом отыскало соучастника, предъявившего документы для регистрации. В этой ситуации квалификации нет, так как соучастники заключили договоренность после начала преступления.

Документы, предоставляющие право на постановку на учет, открытие счета (заявление, устав, подписи, печать) признаются официальными. Преступники-создатели фирм-однодневок наказываются по комментируемой статье, если чужие документы используются для образования ЮЛ, а по 173.2 – лица, предоставившие им такие документы. Объективная сторона – образование ЮЛ через подставных лиц. В законе не указана цель совершения преступления, но из системной связи состава следует специальная цель – для совершения преступлений в финансовой сфере. Субъект – лицо, использующее подставные документы.

Что показывает практика в суде по статье?

Судебная практика по статье не самая обширная, но все же встречается.

Примеры дел:

  • Гражданин К. посетил налоговую службу для создания ООО. Он принес все документы, но при проверке выяснилось, что паспорт с именем принадлежит другому гражданину. Налоговая вызвала полицию, К. арестовали и выяснили его настоящее имя. Он сознался, что взял паспорт у друга, который не заметил пропажи, чтобы открыть фирму и незаконно приобретать на ее имя кредиты на развитие бизнеса, с целью их не возращения. Следствие признало К. виновным в подготовке к преступлению, суд лишил его свободы на 3 года.

  • Гражданка П. решила отдохнуть на море и выбрала турфирму, которая привлекла ее своими ценами на путешествие. Она приобрела через них билеты и путевку, в назначенное время поехала в аэропорт, но там выяснилось, что билет поддельный, как и путевка. П. пришла в турфирму, но в помещении уже располагалась другая компания. П. обратилась в суд. Как выяснилось, ее обманули не одну. Следствие нашло руководителя фирмы, который признался в подделке документов и регистрации компании через подставное лицо. Его осудили, заставили выплатить пострадавшим сумму потери и моральный ущерб, посадили на 5 лет.
  • Гражданин Г. обратился в полицию с заявлением на своего руководителя. Тот работал в Налоговой службе и приказал ему зарегистрировать компанию на человека, который не предоставил документов. Г. посчитал это преступлением. Так оно и оказалось. Следствие арестовало руководителя фирмы, провело расследование и выяснило, что таким образом он зарегистрировал не одну фирму, принесшую ущерб гражданам и государству. Суд приговорил руководителя к штрафу и аресту на 4 года.

Какие решения выносятся по статье 173.1?

По статье чаще выносятся обвинительные решения. В 2017 по ней проходило 96 дел, из которых более 70 пришлось на 2 часть. 2 человека были оправданы, 2 лишились свободы, 16 получили условное лишение, 46 – штраф, 2 – исправительные работы, 17 – обязательные.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

В статье указано, что срок наказания вырастет, как и ответственность, если преступление будет совершено по сговору группой лиц или человеком, использующим свои служебные полномочия. Смягчающие обстоятельства в тексте статьи не приведены.

1. Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Под подставными лицами в настоящей статье и статье 173.2 настоящего Кодекса понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Комментарий к Ст. 173.1 УК РФ

1. Статьей 50 ГК РФ установлено, что юридические лица могут быть коммерческими либо некоммерческими организациями, здесь же предусмотрены формы, в которых они могут создаваться; так, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Законодательством об отдельных видах коммерческих и иных организаций регламентированы особенности их создания и реорганизации.

В частности, для акционерных обществ этот порядок определен в гл. II Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012) . Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 2 этого Закона общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Такой порядок (из него законодательством могут быть установлены некоторые исключения) предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) , исходя из подп. «г» п. 1 ст. 5 которого «образование» применительно к юридическому лицу используется как общее, объединяющее понятие для создания и реорганизации организации.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343 N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18 Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770 N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1 Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

2. Словосочетание «образование юридического лица через подставных лиц» довольно многозначно, однако при его толковании следует учитывать, что согласно примеч. к комментируемой статье под подставными лицами понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано юридическое лицо. Таким образом, под подставными следует понимать указанных лиц, названных в представляемых для регистрации юридического лица документах (ст. ст. 12, 14, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) вне зависимости от того, они либо иные лица выступили в роли заявителей (п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

3. Преступление окончено с момента государственной регистрации, которым признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Однако под образованием юридического лица следует понимать не только сам факт регистрации, но и действия, непосредственно ему предшествующие и указанные в диспозиции комментируемой нормы и примеч. к ней в качестве признаков объективной стороны деяния: введение в заблуждение учредителей либо иных названных в примеч. лиц, представление документов в регистрирующий орган и т.д.

К признакам объективной стороны деяния относятся и действия, в частности, представление документов в регистрирующий орган, совершенное по указанию виновного лицами, не осведомленными о незаконном характере этих действий; в последнем случае эти действия должны быть вменены виновному в силу ч. 2 ст. 33 УК как признаки совершения преступления путем посредственного исполнения его состава.

С учетом изложенного, действия, непосредственно направленные на регистрацию юридического лица с использованием подставных лиц (введение в заблуждение названных в примеч. к комментируемой статье лиц, представление документов в регистрирующий орган и т.д.), если образование юридического лица не завершилось его регистрацией по независящим от виновного обстоятельствам, квалифицируются не как приготовление, а как покушение на совершение предусмотренного названной нормой преступления.

4. Приведенная в примеч. к комментируемой статье дефиниция существенно ограничивает пределы действия комментируемой нормы. Из нее, в частности, следует, что регистрация юридического лица с использованием поддельных либо похищенных паспортов лиц, указанных в документах в качестве учредителей (участников) юридического лица или членов органов управления юридического лица, не образует состава предусмотренного данной статьей преступления, если лица, данные о которых содержатся в указанных документах, не были при этом введены в заблуждение относительно, например, цели использования указанным образом полученных у них паспортов.

5. Содержащееся в примеч. положение, согласно которому образование юридического лица через подставных лиц означает его образование путем введения в заблуждение учредителей (участников) или органов управления регистрируемого юридического лица, не должно пониматься буквально, поскольку, собственно, введение указанных лиц в заблуждение не может привести к такому результату, как регистрация юридического лица. Под введением названных лиц в заблуждение как одним из признаков объективной стороны деяния, предусмотренного комментируемой статьей, следует, в частности, понимать обманное приобретение, временное получение у этих лиц документов, используемых при регистрации, получение у них подписи под заявлением или иными документами, представляемыми для регистрации, под видом подписи документов иного рода, и т.д.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — общий.

8. Под использованием служебного положения, предусмотренным в качестве квалифицирующего обстоятельства в п. «а» ч. 2 комментируемой статьи, следует понимать использование должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, а также лицами, названными в примеч. 1 к ст. 201 УК, своих должностных либо служебных полномочий, а также возможностей влиять, в том числе незаконно, на действия и решения подчиненных либо подконтрольных им лиц. Такое использование служебного положения может включать действия, облегчающие введение названных в примеч. лиц в заблуждение или совершенные при процедуре регистрации (например, когда виновный является одним из руководителей регистрирующего органа и дает подчиненному, принимающему документы на регистрацию, соответствующие указания). Данный признак будет иметь место в действиях, например, сотрудника органов внутренних дел, изъявшего у гражданина паспорт будто бы для проверки, а в действительности использовавшего его при регистрации юридического лица.

Вместе с тем данный признак отсутствует, например, в случае, когда главный врач медицинского учреждения, проводя лечение престарелых пациентов, уговаривает их подписать якобы заявление о получении бесплатных лекарств, а на самом деле подписывает у них необходимые для регистрации документы, где эти пациенты выступают в качестве названных в примеч. к комментируемой статье лиц. В этом случае, хотя главный врач и является должностным лицом, однако при совершении преступления он использует отношения, сложившееся с вводимым им в заблуждение пациентом в связи с осуществлением не служебных, а профессиональных функций.

9. В п. «б» ч. 2 комментируемой статьи названо совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК). Для квалификации по этому признаку вопрос об отнесении введения названных в примеч. к статье лиц в заблуждение в объективную сторону рассматриваемого преступления также имеет важное значение. Поскольку исходя из систематического толкования ч. 1 и примеч. к комментируемой статье введение названных в примеч. лиц в заблуждение входит в объективную сторону преступления, то это означает: если лицо ввело в заблуждение других лиц, обманом получив их паспорта и указав без их на то согласия данные об этих лицах в представляемых в регистрирующих орган документах, т.е. это лицо начало выполнять объективную сторону преступного деяния, а лишь затем подыскало соучастника, который представил документы для регистрации, в содеянном обсуждаемого квалифицирующего признака нет, ввиду того что соучастники заключили соответствующую договоренность уже после начала выполнения одним из них объективной стороны предусмотренного комментируемого статьей преступления.

10. Поскольку документы, предоставляющие право на государственную регистрацию юридического лица, постановку на налоговый учет в инспекцию ФНС России, а также на открытие расчетного счета, а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица, решение учредителя о его создании, устав, заявление об открытии расчетного счета, карточку с образцами подписи и оттиска печати — судебная практика признает официальными документами , предусмотренное комментируемой статьей деяние должно при наличии к тому и иных оснований квалифицироваться по совокупности с ч. 2 ст. 327 либо ст. 292 УК.
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 31.03.2010 N 369-П09ПР.

Статья 173.1 УК РФ. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

Ст 173.1 УК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

  • а) лицом с использованием своего служебного положения;
  • б) группой лиц по предварительному сговору, —
  • наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Под подставными лицами в настоящей статье и статье 173.2 настоящего Кодекса понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Комментарий к статье 173.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект данного преступления – установленный порядок образования юридического лица.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Объективную сторону рассматриваемого состава образуют действия, выражающиеся в организации (создании или реорганизации) юридического лица через подставных лиц.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Государственная регистрация юридических лиц и ведение государственного реестра юридических лиц осуществляются Федеральной налоговой службой (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе” (ред. от 24 марта 2011 г.) ).

Действующим законодательством предусмотрена следующая процедура регистрации юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, а также формы заявления, уведомления или сообщения установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”.

Заявление, уведомление или сообщение удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или иного удостоверяющего личность документа.

При государственной регистрации юридического лица в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). Соответственно, при совершении данного преступления, выраженного в создании юридического лица, оно признается оконченным с момента внесения указанной записи в государственный реестр.

Реорганизацией юридического лица в соответствии со ст. 57 ГК РФ признается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которые могут быть осуществлены по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации по соответствующей форме. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы юридического лица;

в) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

г) передаточный акт или разделительный баланс;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному при создании юридического лица.

Государственная регистрация (как при создании, так и при реорганизации) осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Реорганизация юридического лица считается завершенной:

в форме преобразования – с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность;

в форме слияния – с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность;

в форме разделения – с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность;

в форме выделения – с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;

в форме присоединения – с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Именно с указанным выше моментом (в зависимости от формы реорганизации) следует связывать момент окончания рассматриваемого преступления, совершаемого в форме реорганизации юридического лица.

Следует отметить, что уголовно наказуемым является лишь создание или реорганизация юридического лица, иные действия (например, часто встречающееся на практике изменение состава участников в результате отчуждения долей на подставных лиц и т.п.) состава преступления не образуют, что следует расценивать как очевидный пробел уголовного закона.

Понятие подставных лиц приведено в примечании к рассматриваемой статье. Под ними понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица (физические и юридические лица) или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо.

Введение в заблуждение представляет собой сообщение заведомо ложных сведений либо сокрытие сведений, которые виновный обязан был сообщить лицу, выступившему учредителем (участником) либо органом управления юридического лица. Содержание обмана может быть различным и касаться, например, истинных целей образования юридического лица, его финансово-хозяйственной деятельности, порядка управления, распределения прибыли (бремени убытков) и т.п. Содержание и форма обмана на квалификацию не влияют, однако важно, чтобы такой обман оказал влияние на решение потерпевшего об образовании (создание, реорганизацию) юридического лица либо участие в качестве органа управления.

Вместе с тем толкование примечания позволяет сделать вывод, что если подставное лицо заведомо уведомлено о том, что оно будет выступать номинальным учредителем (участником) либо фиктивным органом управления, в то время как от его имени деятельность и управление юридическим лицом будут осуществлять иные лица либо подставное лицо, либо относилось к этому безразлично (в том числе в результате подкупа), состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать. При наличии специальной цели действия такого лица в определенных случаях могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 173.2 УК РФ

Субъектом преступления следует признать лиц, образовавших такое юридическое лицо, т.е. принявших решение и оформивших создание (реорганизацию) юридического лица и (или) выступивших заявителями при подаче документов на государственную регистрацию. Исходя из положений приведенного выше отраслевого законодательства заявителями об образовании такого лица могут выступить и сами подставные лица, действующие под влиянием заблуждения. При этом введение в заблуждение подставных лиц может осуществляться как самим виновным, так и третьими лицами.

Субъективная сторона предполагает прямой умысел. Виновный осознает факт образования юридического лица через подставных лиц, введенных с этой целью в заблуждение им самим или третьими лицами, и желает образовать (внести в государственный реестр юридических лиц) запись о таком лице.

Если посредством обмана подставных лиц, помимо регистрации от их имени юридического лица, виновный изымает также и чужое имущество либо приобретает право на него, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 159 УК РФ

Часть вторая предусматривает квалифицирующие признаки (использование служебного положение и совершение преступления группой лиц по предварительному сговору), содержание которых было рассмотрено выше.

admin