Статья 12 24

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Примечания:

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Согласно плану работы Нижнеломовского районного суда Пензенской области на 2016 год, проведено обобщение по рассмотрению административных дел по ст. 12.24 КоАП РФ за 2015 год.

Статья 12.24 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет (ч. 1) и административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ч. 2).

Правонарушение считается совершенным только в том случае, если противоправное деяние повлекло за собой наступление конкретных общественно опасных последствий, а именно нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Обязательным основанием данных правонарушений является прямая причинная связь между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, которые наступили именно в связи с нарушением водителем Правил дорожного движения.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, охраны здоровья граждан. Данные правонарушения выражаются в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств.

Составы правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, предполагают последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы.

Санкция нормы, содержащейся в ч.1 и ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ является альтернативной, поскольку в ней закрепляется возможность назначить один из двух видов административного наказания – штраф либо лишение специального права.

Административный штраф – денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм, в пределах, предусмотренных санкцией данной статьи. Устанавливаются относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность.

Лишение специального права состоит во временном лишении лица предоставленного ему права управления транспортными средства, оформляемого специальным удостоверением. Согласно ст. 32.6 КоАП РФ, оно может подлежать временному (до двух лет) ограничению в случае совершения лицом административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ, путем изъятия выданных документов на срок, устанавливаемый санкцией этой статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанной категории рассматриваются судьями районного суда.

Статистические данные

В 2015 году Нижнеломовским районным судом Пензенской области рассмотрено 23 дела об административных правонарушениях по ст. 12.24 КоАП РФ (дела №*и №* объединены в одно производство), из которых 2 дела прекращены производством, по 6 делам — протоколы возвращены должностным лицам, в органы, составившие протоколы.

Из 15 рассмотренных дел 9 дел рассмотрены по ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью легкий вред здоровью); 5 дел — по ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью); 1 дело — по ч. 1 и ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.

Производства по 2 делам об административных правонарушениях: 1 – по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, 1 – по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, прекращены на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Так, в ходе рассмотрения дела №* в отношении М.А.К. по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ установлено, что совершение обгона на рассматриваемом участке дороги не запрещено, при выполнении данного маневра М.А.К. не были нарушены Правила дорожного движения, п. п. 1. 5 и 11.1. Пешеход Ш.Н.А. переходил проезжую часть дороги вне зоны пешеходного перехода в пределах видимости нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1-5.19.2, нарушил п. 4. 3 ПДД, вышел из-за автомобиля «Газель» неожиданно для водителя М.А.К., при этом согласно заключению эксперта М.А.К. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения экстренного торможения транспортного средства. Вследствие неожиданности появления на незначительном расстоянии пешехода на полосе столкновения избежать не удалось. Производство по делу в отношении него подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях М.А.К. состава административного правонарушения.

По делу №* в отношении Т. по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, из заключения эксперта № * от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что у Л.С.А. имелись телесные повреждения, квалифицированные как вред здоровью средней тяжести. Переквалификация судом действий Т.А.Ю. на другую статью КоАП РФ, в том числе, на ч.2 ст.12.24, невозможно ввиду того, что это существенно ухудшит его положение. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. С учетом всех обстоятельств дела, судом было вынесено постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

6 протоколов об административном правонарушении были возвращены должностному лицу для устранения недостатков. Основной причиной возвращения явилось неправильное составление протокола, наличие в нем не оговоренных и не удостоверенных надлежащим образом исправлений, отсутствие сведений о вручении (невручении) копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого составлен протокол, неполнота предоставления материалов, которая не могла быть восполнена при рассмотрении дела.

Сроки рассмотрения

В соответствии с. ч. 1.1, ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

В 2015 году судьи Нижнеломовского районного суда Пензенской области нарушения сроков, предусмотренных ст. 29.6 КоАП РФ, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ, не допускали.

При этом, следует отметить, что по делу №5-2/2015 в отношении Т.А.Ю. имело место продление срока рассмотрения дела на основании ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в связи с назначением по делу экспертизы.

Назначение экспертизы по делам об административных

правонарушениях

Существенное значение в процессе получения и закрепления доказательств по делу имеют экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ).

Экспертиза проводится в тех случаях, когда при осуществлении производства возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве и т.д. О назначении экспертизы судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, выносится определение. Кодекс предусматривает основные составляющие определения, среди которых: основания для назначения экспертизы; информация об эксперте и данные об учреждении, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При этом, заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Все выводы должны быть внимательно изучены субъектом, осуществляющим производство. Кодекс оговаривает возможность несогласия субъекта, в производстве которого находится дело, с заключением эксперта, при этом несогласие должно быть мотивировано.

За период 2015 года была назначена одна экспертиза – судебно-медицинская, для определения степени тяжести нанесенного вреда здоровью.

Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 Кодекса РФ об административном правонарушении, в отношении Т.А.Ю. (№*), потерпевшим Л.С.А. заявлено ходатайство о назначении в отношении него судебно-медицинской экспертизы, поскольку на момент проведения первоначальной экспертизы (ДД.ММ.ГГГГ) он продолжал находиться в больнице на излечении. Всего находился в стационаре свыше 30 дней, и при выписке ему выставлены иные диагнозы, чем указанные в заключении эксперта № * от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в заключительном эпикризе, представленным Л.С.А., содержаться сведения об иных телесных повреждениях, чем указанных в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, судом для определения характера и тяжести полученных потерпевшим телесных повреждений назначена судебно-медицинская экспертиза, по результатам полученные потерпевшим телесные повреждения были расценены, как вред здоровью средней тяжести.

Назначение наказания

Из 9 дел об административных правонарушениях, рассмотренных по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено в 6 случаях, при этом размер штрафа составил от 2 500 рублей до 4 000 рублей, по 3 делам наказание назначено в виде лишения права управления ТС сроком на 1 год.

Из 5 дел об административных правонарушениях, рассмотренных по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено в 4 случаях, при этом размер штрафа составил от 10 000 рублей до 15 000 рублей, по 1 делу назначено наказание в виде лишения права управления ТС сроком на 1 год 10 месяцев.

По одному делу об административном правонарушении, рассмотренному по ч. 1 и ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 18 000 рублей.

Таким образом, при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ст. 12.24 КоАП РФ в основном в качестве наказания судьями назначался административный штраф (11 дел).

При назначении наказания судьями учитывались характер совершенного административного правонарушения, фактические обстоятельства правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, данные о привлечении к административной ответственности, мнение потерпевшего по мере наказания, получение правонарушителем телесных повреждений, наличие на иждивении правонарушителя малолетних детей, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – признание своей вины, раскаяние в содеянном, а также наличие отягчающих вину обстоятельств.

В качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом признавалось совершение правонарушения в состоянии опьянения; неоднократное (повторное) привлечение к административной ответственности за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения, которое было расценено судом как грубое нарушение порядка пользования правом управления транспортным средством, и в соответствии со ст. 3.8 ч. 1 КоАП РФ послужило основанием для назначения наказания в виде лишения этого права.

Все наказания назначались в пределах санкции соответствующих частей ст. 12.24 КоАП РФ.

По делу №* рассмотренному по ч. 1 и ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, учитывая положение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 12. 24 КоАП РФ, поскольку ею предусмотрено более строгое наказание.

Исполнение судебных постановлений

На момент проведения обобщения административное наказание в виде штрафа по 9 из 10 дел было исполнено добровольно. Одно постановление (дело №*) было направлено с отметкой о его вступлении в законную силу после истечения срока для добровольного исполнения в ОСП по Нижнеломовскому и Наровчатскому районам УФССП по Пензенской области (дело №*).

Из 4 дел об административных правонарушениях, по которым в качестве наказания было назначено лишение права управления транспортными средствами, по 2 делам об административных правонарушениях имеется извещения из органа, исполняющего данный вид наказания (ГИБДД), о принятии постановления к исполнению. По двум делам секретарем суда делается напоминание о высылке указанного извещения (№*, №*). При этом, имеются сведения о получении для исполнения копии постановления.

Обжалование

Из 23 рассмотренных дел об административных правонарушениях по ч.1 и ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ обжаловано в вышестоящий суд 1 дело, которое оставлено без изменения (№*в отношении З.С.А. по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ).

Выводы

Проведенное обобщение о рассмотрении дел об административных правонарушениях по ст. 12.24 КоАП РФ показало, что судьями Нижнеломовского районного суда Пензенской области при рассмотрении дел данной категории, всесторонне и полно исследуются доказательства, устанавливающие отягчающие и смягчающие административную ответственность обстоятельства. Действия лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, правильно квалифицируются, нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допускается.

Новая редакция Ст. 12.24 КоАП РФ

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Примечания:

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Комментарий к Статье 12.24 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.

2. Квалификация правонарушения по данной статье осуществляется в том случае, если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности от шести до двадцати одного дня. Если нарушение правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия квалифицируются по ст. 264 Уголовного кодекса.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

4. Субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства.

Другой комментарий к Ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.24, выступает безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения или правила эксплуатации транспортного средства.

2. С объективной стороны правонарушение характеризуется противоправным действием (бездействием) и выражается в: нарушении Правил дорожного движения; нарушении правил эксплуатации транспортного средства.

Комментируемая норма является бланкетной. Она отсылает к Правилам дорожного движения и правилам эксплуатации транспортного средства. При привлечении виновного к административной ответственности в каждом случае следует устанавливать, какое конкретно правило нарушено.

По юридической конструкции правонарушение образует материальный состав. Квалификация правонарушения по ст.12.24 осуществляется в том случае, если нарушение Правил дорожного движения либо эксплуатация транспортного средства повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Под легким причинением вреда здоровью понимается такое причинение вреда здоровью, которое вызвало кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности от шести до двадцати одного дня.

Квалификация правонарушения по данной статье осуществляется, если потерпевшим является водитель другого транспортного средства. В иных случаях привлечение к административной ответственности виновного осуществляется по ч.2 ст.12.30 настоящего Кодекса.

Если нарушение правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, то действия квалифицируются по ст.264 УК.

Правонарушение по юридической конструкции является материальным и считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в виде как умысла, так и неосторожности.

Оно может быть совершено либо по легкомыслию, либо по небрежности. При легкомыслии лицо, нарушая правила эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения легких телесных повреждений или материального ущерба, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

4. Субъектом рассматриваемого правонарушения признается водитель транспортного средства.

Ст.12.24 ч.1 КоАП РФ:
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Ст.12.24 ч.2 КоАП РФ:
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Таким образом, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего приведет одновременно к следующим неблагоприятным для Водителя последствиям:

  1. Лишение водительского удостоверения на срок от 1 года до 2 лет;
  2. Необходимость сдачи теоретического экзамена на знание ПДД РФ;
  3. Необходимость возмещения вреда здоровью потерпевшего.

Легкий вред здоровью это кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрату общей трудоспособности.
Средней тяжести вред здоровью это неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Не стоит впадать в отчаяние при возникновении ситуации, связанной с причинением вреда здоровью при ДТП. Главное не сидеть на месте, а стремиться разрешать возникший вопрос. Специалисты компании «Автоконсультант» помогут Водителю зачеркнуть все вышеуказанные неблагоприятные последствия и остаться со своим водительским удостоверением. На бесплатной консультации мы проанализируем Ваш случай с причинением вреда здоровью потерпевшего и сразу сообщим, можно ли выиграть дело в суде.

Самостоятельно избежать лишения водительских прав при причинении вреда здоровью потерпевшего практически невозможно. Аналогично шансы отсутствуют и при обращении к некомпетентным специалистам или к юристам и адвокатам широкого профиля.

admin