Статуя правосудия

Информационного-аналитический журнал «Политическе обозрение»

Прочитал интересную заметку о том, что в рамках проекта «Символ Права» в Екатеринбурге был разработан образ богини Права – Православа. По словам координатора проекта Геннадия Чеурина, весы, в руках богини Права должны состоять из трех чаш, равноудаленных и равновеликих. Они символизируют основу права: юридические (правовые) конструкции, первоэлементами которых являются дозволение, запрет и позитивное обязывание. Авторы нового образа считают необходимым различать богиню Права Православу и других известных богинь: древнегреческих Фемиду (богиня правосудия) и Диос (богиня справедливости), древнеримскую богиню правосудия Юстицию и древнеегипетскую богиню Маат, а также понятия Права и Правосудия. Правосудие, по мнению авторов, является частью Права.

— Фигура, изображающая правосудие! — провозгласил аукционист. — Бронзовая. В полном порядке. Пять рублей. Кто больше? Шесть с полтиной справа, в конце — семь. Восемь рублей в первом ряду прямо. Второй раз восемь рублей прямо. Третий раз. В первом ряду прямо.

К гражданину из первого ряда сейчас же понеслась девица с квитанцией для получения денег. («Двенадцать стульев», И. Ильф, Е. Петров)

Итак, кто же эта фигура – Фемида или Юстиция, которую купил гражданин из первого ряда? И чем все-таки различаются все эти образы?

Вот как мы можем представить Фемиду в соответствие с современными описаниями из словарей.

Фемида (Темида, Темис) (гр. themis (themidos), Θέμις, Thomis) — богиня древнегреческой мифологии. Титанида, дочь Урана и Геи.

По одной из версий, Фемида была второй законной женой Зевса. Так, по Гезиоду Фемида —вторая после богини Метис (ум) супруга Зевса, олицетворяющая идею порядка. Перестав быть женой Зевса, Фемида вместе с Дике осталась его помощницей и советницей.

По другой версии, Фемида была возлюбленной Зевса и приближенной советницей верховного олимпийского бога, сидящей возле его трона. По Гомеру она исполняет обязанности Зевсова глашатая на Олимпе, созывает богов на собрания, председательствует на пирах и собраниях небожителей (по другим источникам, и людей), разрешает их споры, при возвращении Геры на Олимп встречает богиню с чашею.

От Зевса Фемида была матерью Гор (богинь времен года) и Мойры (богинь судьбы Клото, Лахесис, Атропос).

По одной из версий Эсхила, Фемида также является матерью Прометея (Aeschyl. Prom. 18), при этом она явно сближается с землёй Геей и мыслится одним божеством под разными именами.

Как блюстительнице установленного в мире порядка, Фемиде приписывается способность предсказывать будущее; в Дельфах, до утверждения там культа Феба Аполлона, ей принадлежал унаследованный от Матери-земли оракул и треножник, с которого она давала предсказания вопрошающим. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону — своему внуку. Обладая даром прорицания, Фемида открыла Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. В Олимпии вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.

Считается, что благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле. Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость.

Фемиду называют богиней права, правды, порядка (правопорядка, законного порядка, законопорядка), справедливости и правосудия. В этом облике она предстает устроительницей и блюстительницей нравственных основ и всего строя жизни, а также богиней предсказаний.

Фемида первоначально – олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее – богиня правосудия, председательствовавшая на собраниях богов и людей, в последующем — персонификация правосудия в современном мире (самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь).

Иносказательно Фемида в переносном смысле означает правосудие, закон

Фемида как богиня обладала соответствующими ее статусу атрибутами и слугами.

Слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Жрецами Фемиды также иногда называют юристов.

Мантия Фемиды — торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае — правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние.

Весы Фемиды — древний символ меры и справедливости. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание на весах правосудия Фемиды деяний, добра и зла, вины и невинности.

Повязка на глазах богини Фемиды символизирует беспристрастность. Судья не взирает на конкретные личности, — истца или ответчика, — на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Меч Фемиды — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он — символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия «правого дела». Строго говоря, раньше богиня, как правило, опиралась на него, что показывало, что правосудие опирается на силу.

Статуя Фемиды до сих пор считается символом правосудия, олицетворением правосудия, самим правосудием.

Но в настоящее время существует значительное разночтение, как должна выглядеть Фемида.

Как указано в различных современных источниках Фемида изображалась:

  • с рогом изобилия и весами,
  • с повязкой на глазах и весами в руке,
  • с повязкой на глазах, с мечом (иногда с рогом изобилия) и весами в руках
  • с повязкой на глазах, с весами в одной руке и мечом в другой
  • с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.
  • всегда с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.

Интересно, что этим описания не соответствует образ Фемиды, изображенный на картинах средневековых художников. Ими Фемида запечатлена, например, следующим образом.

Кисти французского живописца и рисовальщика Прюдона Пьера Поля (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) принадлежит картина «Фемида и Немезида» (

Итальянский художник, писатель, историк и архитектор, основатель историко-художественного письма Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574) написал образ Фемиды в свойственной ему манере.

Итальянский художник эпохи барокко Джордано Лука персонифицирует Правосудие с женской фигурой («Фемида», Джордано Лука (Giordano Luca) (1632-1705)).

Как известно, богиня Юстиция (лат.Iustitia; Justitia Augusta) — богиня правосудия в древнеримской мифологии, соответствующая богине Дике в древнегреческой мифологии. Как отмечают составили статей о богине Юстиции, она являлась аллегорическим олицетворение моральных сил в юридической системе.

Культ Богини Юстиции существовал в Риме со времён Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Юстиция имела особого жреца.

В настоящее время, юстиция (лат. justitia — справедливость, законность, от jus — право), термин, обозначающий — 1) правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство, их деятельность. В зависимости от вида и сферы судопроизводства выделяют гражданскую, административную, уголовную, электоральную, конституционную, военную, международную юстицию.

Как утверждают составители словарей, Богиня Юстиция — изображает правосудие как обладательница трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами — символом беспристрастного вынесения решений.

Как утверждается, начиная со средневековья, Богиня Юстиция стала изображаться с повязкой на глазах и, иногда, обнажённой грудью.

Какой же видели Юстицию – Правосудие средневековые художники?

Вот так увидел «Правосудие» Рафаэль (Рафаэлло Санти или Санцио; Raphael, Raffaello Santi, Sanzio, 1483–1520 гг. · итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения), произведения которого отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции («Правосудие», Рафаэль Санти, 1509-11 гг. Рим, музеи Ватикана)

Такими запечатлил Юстицию и Пакс (в римской мифологии богиня мира, соответствующая греческой Эйрене) один из блестящих колористов венецианской школы художник позднего Возрождения Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528-1588 гг., настоящее имя — Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе). («Юстиция и Пакс перед троном Венеции», Паоло Веронезе (Paolo Veronese), 1575-77 гг., Венеция, палаццо Дукале)

Одно из семи добродетелей – Правосудие, на своем полотне написал величайший живописец и архитектор периода Предвозрождения флорентийский художник Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337), новаторски предопределивший классический стиль грядущей эпохи Возрождения. («Семь добродетелей: Правосудие», Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, (1266 или 1267-1337), 1306 г. Падуя (Италия), Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена)).

Образ Правосудия можно на живописной аллегории «Справедливость и Божественное Возмездие преследуют Преступление», написанной для Дворца юстиции французским живописцем и рисовальщиком Прюдон Пьер Полем (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) в стиле живописи романтизма. Как отмечают специалисты, после того, как картина стала узнаваемым фоном в сценах судебных заседаний, представленных Оноре Домье, зрители более поздних времен воспринимали эту картину с иронией.

Аллегорию Правосудия оставил потомкам и основатель историко-художественного письма итальянский художник, писатель, историк и архитектор Джорджо Вазари (30 июля 1511 — 27 июня 1574) (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574). («Аллегория правосудия» (Allegory of Justice), Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 июля 1511 — 27 июня 1574)).

Образ Правосудия мастерски воплощен в скульптурной форме позднего Ренессанса – маньеризме, нидерландским архитектором и скульптором Хендриком де Кейсером

Правосудие, обнимающиеся с Миром, увидел Лоран Де Ла Гир, французский живописец XVII в., один из основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. («Обнимающиеся Мир и Правосудие», Лоран Де Ла Гир (Hyre, Laurent De La, 27 февраля 1606 г. — 28 декабря 1656 г.), 1654 г., Толедо (Огайо), Музей искусств).

Аллегория Правосудия была создана и фламандским живописцем, рисовальщиком и гравером Бартоломеусом Шпрангером, типичным представителем интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе. («Аллегория Правосудия», Шпрангер Бартоломеус (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), 1599-1600 гг., Париж, Лувр).

Правосудие и Мужество неразделимы на картине итальянского живописца, рисовальщика, гравера Тьеполо Джованни Баттиста, бывшего в 1756-1758 президентом венецианской Академии художеств. («Мужество и Правосудие», Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770) (Tiepolo Giovanni Battista), 1743 г., Венеция, Скуола Гранде деи Кармини).

В изображении итальянского художника эпохи барокко Джордано Лука Правосудие персонифицирует женская фигура в белом одеянии, сидящая верхом на страусе в центре композиции, одним из атрибутов которого согласно старым иконографическим источникам, служит изображение мертвого страуса. Справа – Амур со стрелой в руке, слева – старец, олицетворяющий пороки. Картина насыщена светским духом, несет в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.

Аллегорию Юстиции можно увидеть на картине Гаэтано Гандольфи, итальянского художника Болонской школы живописи. («Аллегория Юстиции (Allegory of Justice)», Гаэтано Гандольфи (Gaetano Gandolfi; 31 августа 1734 — 20 июня 1802), 1760).

Шотландско-американский скульптор John Massey Rhind (9 July 1860–1936) свою Юстицию изваял в камне. («Юстиция (Justice)» John Massey Rhind (9 July 1860–1936)).

Представляет интерес работа канадского скульптора монументалист Walter Seymour Allward (18 November 1876 – 24 April 1955), установленная перед Верховным судом Канады в Оттаве

А вот современные образы Фемиды — Юстиции

Как пишет Сергей Середенко, «Божественность справедливости сохранилась до наших дней, и выражается в виде статуи богини правосудия, которая является почти обязательной принадлежностью судебных зданий. Называют эту богиню Фемида (Темида, Темис), что не совсем верно, поскольку эта греческая богиня, будучи действительно богиней правосудия, держала в правой руке не привычный меч, а рог изобилия. Рог на меч своей богине правосудия Юстиции заменили римляне, оставив неизменными другие обязательные атрибуты гречанки – весы в левой руке и повязку на глазах, символизирующую беспристрастность. Добрые эстонцы решили вернуть бедной женщине зрение и установили перед зданием Харьюского уездного суда в Таллине барельеф Юстиции без повязки…»

Да и в России статуи правосудия заслуживают изучения:

Фемида на здании Конституционного суда РФ

Статуя Фемиды у здания Верховного Суда России

Статуя Фемиды у здания Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания

Статуя Фемиды в здании апелляционного суда Москвы (Надпись гласит — Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Тулий Цицерон)

Статуя Фемиды в Арбитражном суде Амурской области

Статуя Фемиды в Брянском областном суде

Статуя Фемиды в Красноярском городском суде

Статуя Фемиды в Московском городском суде

Статуя Фемиды в Одинцовском районном суде

Статуя Фемиды в Федеральном арбитражном суде Западно-сибирского округа

Фемида на Здании Костромского областного суда

Вы также можете принять участие в нашем опросе.

Так, всет-таки какие у нас символы?

А видели ли Вы статую Фемиды на здании Верховного Суда РФ, что находится в районе Поварской улицы?

Статуя интересна вот чем:
Фемида с лицом комсомолки 30-х изображена со щитом, но без меча, причем на щите изображен герб Москвы. Видимо, знает Фемида кого и от чего защищает.
А чтобы бедной богине правосудия было понятно, кого защищать от кого, никакой повязки на глазах у нее нет.

Не хватает лишь скромной подписи: «Спасибо гражданину/компании N за поддержку в осуществлении правосудия»:-)

Как выяснилось, подобный имидж богини правосудия — вовсе не какое-нибудь супермодное веяние в ваянии скульптур и даже не плод буйной фантазии автора. В Верховном суде России придумали свою богиню правосудия! Когда готовили программу проектирования, в самом суде сказали, что «наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает», — огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. — То есть древнегреческих канонов было решено не придерживаться». И на изумленный вопрос: а как же, собственно, беспристрастие? — архитектор невозмутимо пояснил: «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет».

Я думаю эта история будет достойна хорошего детективного романа, достойная пера Агаты Кристи или Артура Конан Дойла. Давно слежу за ходом этого надуманного дела, историей рейдерского захвата прибыльного предприятия. История и приговор российскому бизнесу… У Вас прибыльное предприятие? Тогда мы идем к вам…
Сегодня добавлю еще один штрих, мистический

Я уже рассказывал вам про наш «самый справедливый» суд в мире. Был бы человек, а статья найдется, писал про рейдерский заказ и захват Сарапульского электрогенераторного завода, что они уничтожают уникальные предприятия, им не интересно развитие или совершенствование, им важно получить максимальную прибыль.
и плевать, что убивается сам бизнес и вера в справедливость Как убивают российский бизнес . А сами судебные заседания превращаются в шоу и фарс с, увы печальным концом.
Оставалась последняя надежда на «самый гуманный и справедливый» Московский суд и веру в справедливость, что не все прогнило в нашем Отечестве.
Надежда, что у Фемиды все-таки глаза завязаны и Мосгорсуд разберется в этом ангажированом деле.
Апелляционный процесс длился 4 заседания, дело рассматривал Московский городской суд в составе трех судей: Мишин, Кривоусова и Борисова. Все было нормально и адекватно, суд заседал 4 раза, что бывает очень редко. Обычно все рассмотрение длится не более получаса и заканчивается оставлением приговора без изменений. Судьи проявляли интерес к делу, казалось что на этот раз появится доля объективности. Суд обратил внимание на отсутствие правонарушений со стороны подсудимых, т.е. отсутствием состава преступления. Однако когда дошли до вызова свидетелей, были вызваны только свидетели обвинения, что было первой странностью.
Затем в дело вмешался тот самый «мистический» эпизод. На последнее заседание пришли двое молодых людей, представившись прессой, тихо сели в сторонке. Однако, во время заседания они ничего не записывали и вели себя совершенно не так как ведут себя представители прессы.
Когда судьям пришло время удалится в совещательную комнату, эти двое также вышли из зала суда и уже не вернулись.
Из совещательной комнаты судья вышел заметно нервный и вынес решение оставить приговор в силе.
Что это было? Кто эти двое? Кого представляют?
По сведениям полученным от людей, столкнувшихся с судами, оказалось что это повторяется неоднократно на разных судебных процессах. Если данные молодые люди присутствуют на судебном заседании, то 100% суд вынесет «нужное» решение не обращая внимание ни на какие материалы дела, и мнение судьи тут роли также не играет.
Что вообще происходит? То есть существует некая система воздействия на судебную власть в целом? Получается о независимости целой ветви власти говорить уже не приходится. Да и какая это может быть власть если существует некая система условных сигналов для принятия нужных решений. Вопрос, нужных для кого? Кто подмял под себя целую ветвь власти, что даже Московский городской суд оказался бессилен перед данным деятелем или группой деятелей?
Решение зачитывал судья Мишин, видно было, что он взволнован. Результат известен.

История персонажа

Богиня правосудия в греческой мифологии. Вторая жена громовержца Зевса, сошлась с ним после того, как Зевс проглотил свою первую супругу, богиню мудрости Метиду. В Древнем Риме «аналог» Фемиды — богиня правосудия Юстиция. Фемиду упоминает Гомер в «Одиссее».

История появления

Фемида — древнее божество из поколения титанов, дочь бога неба Урана и богини земли Геи. Дети самой титаниды Фемиды от Зевса — богини времен года Оры, которые отвечают за порядок в природе. Три из них служат привратницами у врат Олимпа.

Фемида

Одна из Ор — богиня правды Дике, которая в качестве атрибута, как и мать, использует весы. Дике наблюдает за миром людей, где подмечает все проявления несправедливости и лжи и спешит сообщить об этом Зевсу, своему отцу. По одной из версий мифа, богиня Дике во время Золотого века жила среди людей, но потом вознеслась на небо, а ее весы превратились в созвездие Весов.

Еще одна Ора – богиня времен года Карпо – стала спутницей богини любви Афродиты. Карпо изображают в виде юной красавицы, которая украшена плодами. Похоже изображалась богиня цветения Фалло, тоже Ора. В искусстве эта богиня часто представала пленительной юной девушкой с наполненным цветами передником.

Оры

Другая дочь Фемиды – Эвномия – отвечала за законопорядок и благозаконие. Еще одна – Эйрена – за мир. Богине Эйрене в Афинах приносили бескровную жертву, а после заключения мира со Спартой воздвигли этой богине алтарь. Эйрену изображали вместе с богом богатства Плутосом. Это символизировало тот факт, что мир приводит к процветанию.

Мойры, богини судьбы, – тоже дочери Фемиды. Древнегреческий драматург Эсхил также пишет, что Фемида – мать Прометея, мятежного титана, который защищал людей от произвола богов.

Фемида обладает даром прорицания и задействована в мифе о происхождении Дельфийского оракула. Мать-земля Гея передала этот оракул Фемиде, чтобы та давала там предсказания. Фемида затем отдала оракул собственной сестре, а та — богу Аполлону, который приходился ей внуком.

На Олимпе Фемида служит глашатаем, объявляя волю Зевса и созывая на совет богов. Героиня также передает веления Зевса людям. При помощи Фемиды Зевс развязал Троянскую войну.

Фемида и закон

Фемида – олицетворение закона, справедливого, карающего, единого для всех и беспристрастного. Это выражают атрибуты, с которыми Фемида изображается и ассоциируется – повязка на глазах, меч и весы. Однако такой способ изображать Фемиду пришел уже из Древнего Рима.

Статуя Фемиды

Сами греки первоначально изображали богиню с рогом изобилия в одной руке и весами в другой, а глаза Фемиды не были покрыты повязкой. Весы в этой версии символизировали справедливость и меру. Фемида взвешивала на весах поступки людей, совершенные ими при жизни, чтобы определить в тех меру добра и зла и так решить посмертную участь человека. Рог изобилия в этом случае символизирует воздаяние, которое человек получит или не получит после того, как его поступки будут взвешены и оценены.

Древние римляне внесли в символику Фемиды собственные представления. В римской мифологии рог изобилия в руках богини сменился карающим мечом, который символизировал возмездие и высшую справедливость. Римляне изображали меч в руках Фемиды острием вверх, чтобы подчеркнуть готовность богини в любой момент пустить оружие в ход. Вместе с новой трактовкой богиня получила и новое имя — Юстиция.

Император Тиберий

Культ Юстиции распространился в Риме во времена императора Тиберия, который посвятил богине статую. Кроме богини правосудия, в Древнем Риме была еще и отдельно богиня справедливости — Эквитас. Культ этой богини установился во времена Империи. Она изображалась на монетах в виде опирающейся на копье женщины в длинном одеянии, с весами или рогом изобилия в руке.

Повязка на глазах богини появилась позже, в эпоху Средневековья. Этот атрибут символизировал не слепую жестокость, как можно подумать, а то, что Фемида беспристрастна, слепа к богатству, регалиям, положению и воздает людям только по праву.

Интересные факты

  • Очередная трактовка образа Фемиды была дана скульпторами, которые создали статую греческой богини, размещенную у здания Верховного суда в Москве. После реконструкции над одним из входов в здание появилась фигура Фемиды без повязки на глазах. Поскольку повязка – символ беспристрастности, по этому поводу сразу же появилась масса критических комментариев, в том числе и опубликованных в прессе. Создатели скульптуры, как выяснилось, таким способом хотели дать понять, что правосудие не слепо и не жестоко.

Скульптура Фемиды на здании Верховного суда в Москве

  • Еще одно нововведение – щит в руках фигуры, который та держит вместо меча или рога, – тоже вызывало вопросы. По мысли авторов, это должно символизировать, что система правосудия защищает людей, а не карает каждого, кому пришлось с ней столкнуться.

admin