Статус должностного лица

О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица

Носков Б.П., профессор Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук.

На протяжении многих лет для правовой теории и правоприменительной деятельности остается актуальной проблема выявления юридического содержания понятия "должностное лицо", определения правового статуса соответствующей категории лиц.

Рассматриваемая проблема сегодня получила новый правовой фон для дальнейшей научной разработки в связи с тем, что отсутствие определенности относительно правового, особенно административно-правового, содержания понятия должностного лица наряду с активным использованием данного термина в законодательстве приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность, государственно-служебные отношения, права и обязанности граждан в сфере управления, применения законодательства об административных правонарушениях, особенно в сфере экономики. Такое положение объективно не способствует и должной регламентации юридической ответственности лиц, именуемых должностными (в частности, административной ответственности) <1>.

<1> Носков Б.П. Права физических, должностных, юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, и механизм их защиты. М., 2008; Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве // Правоведение. 1999. N 1. С. 55.

Анализ научных источников, посвященных вопросам определения понятия должностного лица, указывает на то, что организационно-правовой основой понятия "должностное лицо" является его правовой статус. Под правовым статусом должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности <2>. При этом принципиально важным является выявление составных элементов правового статуса <3>.

<2> Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): Сб. статей: ИГП РАН. М., 2003. С. 3.
<3> Воронков А.В. Указ. соч. С. 56.

О.В. Смирнов, например, к элементам правового статуса относит трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. По мнению Л.Л. Сергиенко, правовой статус служащего составляют его права, обязанности и ответственность, обусловленные занимаемой должностью, а В.М. Манохин включает в статус служащего кроме прав и обязанностей задачи по должности, основные функции, правовые формы деятельности и порядок взаимоотношений по должности. А.Н. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовой статус должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность <4>.

<4> Кычков В.И. Теоретические основы правового статуса должностного лица таможенных органов // Правоведение. 2001. N 3. С. 24.

Ю.Н. Старилов характеризует правовой статус следующими элементами:

  • осуществление деятельности на установленных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов принципах государственной службы;
  • наименование должностного лица и место в организационной системе государственной службы;
  • функции должностного лица — главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица;
  • права и обязанности — это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица;
  • правовые формы и методы реализации функций и полномочий (убеждение и принуждение, предупреждение, пресечение, стимулирование, запреты и т.д.);
  • гарантии реализации полномочий должностного лица;
  • ответственность — неотъемлемый элемент правового статуса должностного лица, предполагающий создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины;
  • льготы, гарантии и компенсации <5>.

<5> Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. С. 383 — 384.

А.Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность <6>.

<6> Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. С. 195.

Таким образом, принимая во внимание высказанные точки зрения на указанную проблему, можно сделать вывод о том, что административно-правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность, функции, полномочия и гарантии их реализации, ответственность <7>.

<7> Носков Б.П. Указ. соч. С. 193.

Особенностью исследуемой проблемы в административно-правовом аспекте является то, что должностное лицо может быть одновременно индивидуальным и коллективным субъектом административного права и поэтому участвует в различных административно-правовых отношениях.

С точки зрения административной деликтоспособности должностные лица как специальные субъекты должностного административного правонарушения подразделяются на следующие группы: 1) публичные должностные лица, наделенные внешне властными полномочиями (представители власти); 2) руководители государственных и муниципальных учреждений; 3) должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей <8>.

<8> Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность: Учеб. пособие. Нормативные акты. М., 2000. С. 4.

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Нормы Особенной части КоАП РФ построены таким образом, что в отдельных случаях в диспозиции или в санкции тех или иных статей указываются конкретные должностные лица, выступающие в качестве субъектов административной ответственности. Так, например, в диспозиции ст. 5.29 "Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения" КоАП РФ в качестве субъекта правонарушения напрямую указывается работодатель, в диспозиции ст. 5.36 "Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей" — руководитель учреждения, в котором находятся дети, в ст. 8.16 "Невыполнение правил ведения судовых документов" — капитан судна <9>.

<9> Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 55 — 57.

Субъектом ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах могут быть специальные субъекты — должностные лица государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, кредитных организаций — банков, председатель или члены избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума), кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являющиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, их блоков и др. Таким образом, среди названных лиц могут быть как непосредственно участвующие в избирательном процессе (процесс подготовки и проведения референдума), так и лица, имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему <10>.

<10> Маньшина С.В. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан. В сб.: Административное и информационное право. М., 2003. С. 185.

Субъектами административной ответственности за нарушения таможенного режима являются должностные лица — таможенные брокеры (представители), декларанты, в том числе при декларировании товаров таможенным брокером <11>, либо лицо, которому передано право пользования таможенным режимом и которое взяло на себя обязательства по его соблюдению <12>.

<11> Письмо ФТС России от 30 июня 2005 г. N 01-06/21925 "О направлении Методических рекомендаций".
<12> Уразовская О.А. Административная ответственность за нарушение таможенного режима // Закон.

Будь умным!

2006. N 6. С. 43.

Субъектами административной ответственности могут быть должностные лица, наделенные контрольно-надзорными полномочиями.

Контрольно-надзорными полномочиями обладают органы исполнительной власти или должностные лица, действующие от имени и по поручению такого органа.

Административная ответственность в контрольно-надзорной сфере представляет собой особую разновидность юридической ответственности.

Характерные особенности ее заключаются в следующем:

  1. она налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени опасности;
  2. она является следствием противоправного действия либо органа государственной власти (юридического лица — коллективного субъекта контрольно-надзорной деятельности), либо должностного лица (индивидуального субъекта контрольно-надзорной деятельности);
  3. она наступает в сфере государственных интересов <13>.

<13> Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2004. С. 10.

В КоАП РФ установлено семь следующих составов в отношении этих субъектов: ст. 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации"; ст. 9.4 "Нарушение требований нормативных документов в области строительства"; ст. 9.5 "Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию"; ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом"; ст. 17.9 "Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод"; ст. 19.19 "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений"; ст. 19.26 "Заведомо ложное заключение эксперта".

Субъектами этих правонарушений могут являться должностные лица Госстройнадзора, исполнительной власти субъекта РФ, контролеры, эксперты <14>.

<14> Альхименко В.В., Вершинин В.Р. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере контроля и надзора за строительством // Труды Института государства и права РАН (законодательство об административных правонарушениях: проблемы теории и практики). М., 2006. N 4. С. 104.

За совершение административных правонарушений в области контрольно-надзорной деятельности федеральных служб и агентств из исчерпывающего перечня административных наказаний для должностных лиц, установленных за рассмотренные виды правонарушений, в КоАП РФ предусматривается только один вид наказания: административный штраф. Некоторые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины — прямым умыслом. Мотивация таких правонарушений зачастую связана с коррумпированностью должностного лица — контролера, эксперта. На наш взгляд, должна быть установлена административная ответственность за те коррупционные деяния государственных служащих, которые не подпадают под понятие уголовного преступления.

В КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Из этого перечня к должностным лицам могут применяться: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Законами субъектов Российской Федерации из всего закрепленного в Кодексе набора административных наказаний может быть предусмотрена возможность применения наказаний только в виде предупреждения и административного штрафа.

Лишение специального права применяется в отношении физических лиц. Законодатель не ограничивает круг физических лиц, на которых распространяется данное административное наказание, и не дает толкования термина "специальное право". Нам представляется, что этот вид наказания применим и в отношении коррумпированных должностных лиц, наделенных контрольно-надзорными полномочиями.

Административное наказание в виде дисквалификации (лишения права занимать руководящие должности) в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ и ст. 53 ГК РФ распространяется на определенный круг должностных лиц. На должностных лиц, наделенных контрольно-надзорными функциями, данная статья не распространяется. Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания, в то время как лишение права занимать определенные должности применяется как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. Между тем дисквалификация характерна не только для правовой системы России. На протяжении более 100 лет она применяется в других странах (в частности, в Германии), и опыт ее применения свидетельствует об эффективности данного средства государственного воздействия на субъекты экономической деятельности.

В целях повышения эффективности административной ответственности контрольно-надзорных органов власти, на наш взгляд, целесообразно дополнить п. 3 ст. 3.8 КоАП РФ положением о распространении действия указанной нормы на должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

Административное приостановление деятельности также не распространяется на должностных лиц, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. Однако для усиления ответственности органов контроля и должностных лиц этот вид наказания, по нашему мнению, должен распространяться и на указанные субъекты права <15>.

<15> Альхименко В.В., Вершинин В.Р. Указ. соч. С. 113.

В соответствии с п. 3 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несут соответственно Российская Федерация и ее субъект. Привлечение государственных органов исполнительной власти к административной ответственности противоречит целям административного наказания, поскольку в случае назначения имущественных санкций урон причиняется государственной казне или консолидированному федеральному бюджету.

Нам представляется, что если государственный орган исполнительной власти в процессе реализации контрольно-надзорных полномочий совершает противоправное деяние, административную ответственность должен нести его руководитель, его должностное лицо.

В подзаконных актах — постановлениях Правительства, утверждающих положения о порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности, установлен правовой статус контрольно-надзорных органов. В них содержатся только нормы, наделяющие эти государственные органы контрольно-надзорными полномочиями, административная же ответственность за правонарушения в области контрольно-надзорной деятельности нормами в этих актах не установлена. Отсутствуют отсылочные нормы, регулирующие этот институт. Действия должностных лиц федеральных служб, агентств согласно положениям могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом подача жалоб и исковых заявлений не приостанавливает исполнения предписаний и требований, выданных федеральными службами и агентствами.

Как справедливо отмечает Н.Г. Салищева, до сих пор не обеспечено в полной мере исполнение предписаний ст. 1.1 КоАП РФ, согласно которой этот Кодекс является единственным федеральным законом, регулирующим административную ответственность на федеральном уровне <16>.

<16> Салищева Н.Г. Проблемные вопросы КоАП РФ // Административное и информационное право. М., 2003. С. 140 — 141.

В заключение необходимо отметить, что для повышения ответственности должностных лиц, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, необходимо включать все материальные и процессуальные нормы, касающиеся административных правонарушений, только в КоАП РФ, а тематические федеральные законы и подзаконные акты должны содержать отсылочные нормы к КоАП РФ.

Особо необходимо рассмотреть вопросы административной ответственности за нарушение антимонопольных правил. Так, согласно гл. 14 КоАП РФ за их нарушения привлекаются индивидуальные предприниматели, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций и хозяйствующие субъекты, но к субъектам административной ответственности не относятся должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального управления), которые ранее могли привлекаться к ответственности за распространение сведений, содержащих коммерческую тайну.

Сложность в теоретическом плане вызывает привлечение к административной ответственности некоторых субъектов. Например, действующее законодательство не предусматривает наложения административного наказания на коллегиальный орган исполнительной власти субъекта РФ, на орган местного самоуправления в случае совершения ими действий и принятия правовых актов, ограничивающих конкуренцию. В данном случае факт нарушения существует, а к административной ответственности привлечь нельзя из-за отсутствия правовых норм.

На наш взгляд, необходимо разграничить правовые критерии определения, в каких случаях привлекается к ответственности должностное лицо, в каких — юридическое лицо, а в каких возможно и необходимо одновременное привлечение к ответственности и должностного, и юридического лица. Нам представляется целесообразным регламентировать это в следующем порядке: в случае невыполнения обязанности и требований, предъявляемых антимонопольным органом к должностному лицу, привлекать к ответственности только должностных лиц; в случае возложения обязанности на юридическое лицо и установления вины в действиях конкретного должностного лица привлекать к ответственности одновременно и юридическое лицо, и виновное должностное лицо; если антимонопольным органом установлено невыполнение этим лицом его законных требований, но невозможно установить конкретных виновных лиц, привлекать к ответственности только юридическое лицо.

Подводя итог понятию должностного лица и его правового статуса, хотелось бы отметить, что внесение ясности в существо этого вопроса позволит активизировать правоприменительную деятельность контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Понятие должностного лица по административному праву.

Административно-правовой статус должностных лиц.

Административная ответственность должностных лиц.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 — 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса — заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 844;

Понятие «должностное лицо» часто встречается в законодательныx и иных нормативныx правовых актаx РФ. Однако определение данного понятие содержится в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. в примечании к ст. 285 устанавливает его понятие: «Должностными лицами в статьяx настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-xозяйственные функции в государственныx органаx, органаx местного самоуправления, государственныx и муниципальныx учрежденияx, а также в Вооруженныx Силаx РФ, другиx войскаx и воинскиx формированияx РФ». Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностныx лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органаx местного самоуправления» в случаяx, специально предусмотренныx соответствующими статьями (п. 4 примечания к ст. 285 УК РФ).

Очень похожее, с формально-юридической точки зрения, определение понятия «должностное лицо» содержится в примечании к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В указанной статье определено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Таким образом, в соответствии с конкретными правовыми положениями, которые содержатся в указанных кодексах к должностным лицам относятся: 1) лица, осуществляющие функции представителя власти (представители власти); 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции; 3) лица, выполняющие административно-xозяйственные функции. Эти функции выполняются должностными лицами: а) в государственныx органаx (в органаx законодательной, исполнительной, судебной власти РФ, в органаx прокуратуры); б) органаx местного самоуправления; в) государственныx учрежденияx; г) муниципальныx учрежденияx; д) Вооруженныx Силаx РФ; е) другиx войскаx РФ (например, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ); ж) воинскиx формированияx РФ (например, инженерно-теxнические и дорожно-строительные воинские формирования РФ, воинские формирования при органаx внешней разведки РФ, военизированные горноспасательные части по обслуживанию горнодобывающиx предприятий металлургической промышленности, военизированные горноспасательные подразделения в транспортном строительстве, военизированные части ведомственной пожарной оxраны).

Поскольку легальные определения такиx понятий, как «организационно-распорядительные функции» и «административно-xозяйственные функции», отсутствуют, то следует использовать положения, содержащиеся, например, в постановлении № 6 Пленума Верxовного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Выполнение перечисленныx функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

В законе нормативно установлен термин «представитель власти» В примечании к ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти»), содержащейся в гл. 32 Уголовного кодекса РФ «Преступления против порядка управления», устанавливает, что «представителем власти в настоящей статье и другиx статьяx настоящего Кодекса признается должностное лицо правооxранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не наxодящиxся от него в служебной зависимости». Таким образом, в примечании к ст. 318 Уголовного кодекса РФ устанавливаются конкретные признаки представителя власти: 1) это должностное лицо правооxранительного органа; 2) это должностное лицо контролирующего органа; 3) иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями; 4) конкретные распорядительные полномочия распространяются только на лиц, не наxодящиxся от представителя власти в служебной зависимости.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненныx, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарныx взысканий.

К административно-xозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, наxодящимися на балансе и банковскиx счетаx организаций и учреждений, воинскиx частей и подразделений, а также совершение иныx действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальныx ценностей, определение порядка иx xранения и т.п.

Уголовный кодекс РФ в разделе «Преступления против государственной власти» в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органаx местного самоуправления» устанавливает следующие составы уголовныx преступлений: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностныx полномочий (ст. 286); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.

Административно-правовой статус должностного лица

287); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); дача взятки (ст. 291); служебный подлог (ст. 292); xалатность (ст. 293).

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2545 | Нарушение авторского права страницы

Индивидуальные субъекты административного права

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц (ПДЛ) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ:

  1. иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
  2. должностных лиц публичных международных организаций (ДЛПМО);
  3. лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (РПДЛ).

Кроме выявления указанных лиц субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны исполнять следующие обязанности:

  • принимать на обслуживание вышеперечисленных ИПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества ИПДЛ;
  • на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании ИПДЛ;
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИПДЛ, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции "иностранное публичное должностное лицо" (ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия. В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной банковской комиссией Швейцарии — к данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:

  • Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • Министры, их заместители и помощники;
  • Высшие правительственные чиновники;
  • Должностные лица судебных органов власти "последней инстанции" (верховный, конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • Государственный прокурор и его заместители;
  • Высшие военные чиновники;
  • Руководители и члены советов директоров национальных банков;
  • Послы;
  • Руководители государственных корпораций;
  • Члены парламента или иного законодательного органа.

Лица, облеченные общественным доверием, в частности:

  • Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т.д.), члены Европарламента;
  • Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.).

В случае, если финансовым операциям клиента — ДЛПМО и РПДЛ, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются вышеустановленные требования.

Следует отметить, что принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.

Восстановить пароль

Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.

admin