Старший по подъезду

/фото из архива КЧ

Идеальный многоквартирный дом — это своеобразный «город». Собственники подчиняются единым правилам, которые регламентированы Жилищным кодексом, а их интересы представляет «мэр» — старший по дому.

Теперь вопрос на засыпку: есть ли в России город, где нет градоначальника и жители существуют сами по себе? Правильно, нет. А есть ли в Качканаре такие дома, где еще не избран старший по дому? Парадоксально, но есть. Согласно статистике, жильцы только четверти качканарских домов провели собрания и путем голосования выбрали своего представителя

История

Официально первые старшие по дому появились в Качканаре девять лет назад, в 2002 году, по инициативе УГХ. Было выпущено специальное решение и старших по дому, всего чуть больше ста человек, закрепили за работниками ЖЭУ (жилищно-эксплуатационный участок).

В те времена, вспоминает начальник отдела по работе с населением УЖК «Наш дом» Роман Стративный, представители собственников выполняли больше социальную работу — помогали неблагополучным семьям, которые проживали в их доме, занимались оформлением льгот для пенсионеров, организовывали субботники.

Социальный характер работ объяснялся тем, что в начале двухтысячных годов еще не вышел Жилищный кодекс и дома находились на балансе города (ЖК, который переложил обязанности по содержанию домов полностью на плечи собственников, вступил в силу в 2005 году).

В качестве вознаграждения за свою работу, старшие по дому тогда освобождались от оплаты ряда коммунальных и жилищных услуг — платы за вывоз ТБО (твердые бытовые отходы), горячее и холодное водоснабжение, отведение стоков, содержание и ремонт жилья. Это расходы за них покрывал городской бюджет.

Сейчас оплата идет за счет собственников.

Список всех старших по домам можно посмотреть на сайте управляющей компании nashdomkch.ru.

Для чего нужен старший по дому

Чтобы понять, для чего нужен старший по дому, можно провести аналогию с садовым кооперативом. В городе есть около десятка коллективных садов и только половина из них имеет собственного председателя (тот же старший).

Те сады, где есть председатель, живут благополучно — там реже происходят кражи, систематически производятся ремонты труб и дорог, лучше собираемость долгов. Иметь участок в этих садах считается престижным, так как их рыночная стоимость в разы выше. Те сады, где нет старшего, находятся в плачевном состоянии — во многих из них нет электричества, водопровода, отсутствует нормальная дорога.

Старший по дому является связующим звеном между собственниками и управляющей компанией. Он имеет ряд полномочий — подписывать акты, проверять финансовые отчеты по своему дому, и ряд обязанностей — ежемесячно отчитываться перед управляющей компанией о проделанной работе, систематически проводить собрания с собственниками, содействовать УЖК «Наш дом» в сборе долгов, подготавливать совместно с другими жителями предложения по текущему ремонту.

— Приведу простой пример эффективности их работы. В последнее время жители города активно обсуждают плату за общедомовое электричество. Парадоксально, но в тех домах, где есть старший по дому, доначисления по ОДПУ (общедомовые приборы учета) — минимальные, — рассказывает начальник отдела по работе с населением Роман Стративный.

Этому, по его словам, есть логическое объяснение: старшие следят за тем, чтобы жильцы одномоментно снимали показания квартирных приборов учета и без опозданий передавали данные в управляющую компанию. В некоторых домах, например №16 по улице Свердлова, выбраны старшие по этажам, а в общем коридоре для жителей висит объявление с просьбой снимать показания строго 24 числа и передавать их куратору по своему этажу.

— Также старшие снимают вместе с сотрудниками УЖК показания общедомового прибора учета, помогают нам выявлять тех людей, которые были отключены от электроэнергии за долги и самовольно подключились, — перечисляет Роман Вячеславович.

Огромную работу старшие по домам совместно с управляющей компанией провели, когда город попал в федеральную программу капитального ремонта домов. К слову, глобальные капремонты были проведены только в тех домах, где был избран старший.

Другой важный итог работы старших, отмечают в УЖК «Наш дом», это принятие индивидуальных тарифов по ремонту и содержанию жилья.

Жильцы должны беречь дом

Пенсионер Валентин Бабич несколько лет является старшим по дому №57 в 4 микрорайоне.

— Бригадир должен быть в каждом доме, — делится своими убеждениями старший по дому №57. — Не могут же все 70 собственников (а в некоторых домах число квартир еще больше) постоянно бегать в управляющую компанию, отвлекать специалистов, задавая им одни и те же вопросы. Обязательно должен быть старший по дому, через которого бы жители общались с УЖК «Наш дом».

В течение последних двух лет Валентину Бабичу совместно с сотрудниками управляющей компании удалось сделать следующее: капитально отремонтировать дом по федеральному закону №185, сделать косметический ремонт в подъездах.

— За это время компания повернулась к нам лицом. Когда старший по дому постоянно ходит, напоминает о нуждах дома, требует, надоедает, результат зачастую оказывается положительным. Порой, конечно, с небольшой руганью, но специалисты УЖК все равно понимают, что нам необходимо помогать. Когда жильцы и управляющая компания работают вместе — это всегда эффективно, — говорит старший по дому.

Одним из самых сложных в этой работе, по мнению Валентина Бабича, была работа с собственниками, которых постоянно приходилось воспитывать, учить, переубеждать, растолковывать им нормы Жилищного кодекса.

— Есть поговорка, что театр начинается с вешалки. Так и дом начинается с подъезда. Однако некоторые жильцы считают, что они — владельцы только квартиры, и на места общего пользования им наплевать. С трудом приходится менять их советское мировоззрение, многие до сих пор не понимают, что покупая квартиру, они также приобретают в собственность лестничную клетку, подъезд, подвал, — резюмирует Валентин Леонидович. — Примеров масса. На днях кто-то из жильцов разбил зеркало, по-подлому вынес остатки стекла к углу дома и там выбросил. Кто будет убирать? Дворник? Соседи? Я? Но ведь до помойки дойти всего 50 метров, неужели было трудно? Другой случай. Сломали замок на входной двери в третьем подъезде. Мы совместно с управляющей компанией поставили новый. И что вы думаете, жильцы стали закрывать дверь? Нет, им лень нажать на замок. Объясняешь им, что таким образом уходит тепло, что жителям первого этажа холодно — не понимают.

Старший по дому уверен, что каждый собственник должен беречь не только собственную квартиру, но и подъезд, территорию возле дома.

— Почему я являюсь старшим по дому? Мне просто хотелось жить в по-человечески уютном месте, чтобы в подъезде было опрятно, а во дворе — чисто. Хотелось, чтобы с крыши не текло, чтобы подвалы не топило. Я уверен, что такое желание должно быть у каждого жителя города, ведь в этом месте жить нашим детям, внукам.

Депутаты! Переходите от слов к делу

Прошло девять лет после подписания соответствующего решения, спикер думы Геннадий Русских снова взял инициативу в свои руки. В последних числах февраля он заявил, что готов инициировать проведение выборных собраний и оказывать жителям методическую помощь.

Подобные лозунги-заявления радуют, однако есть вероятность, что и на этот раз они останутся только словами: в течение последних десяти лет при помощи депутатов городской думы были избраны только два старших по дому в поселке Валериановск. Специалисты управляющей компании «Наш дом» признаются, что будут только рады, если народные избранники перейдут от слов к делу.

Простая арифметика: в городе всего 438 домов, в думе — двадцать депутатов. Если каждый депутат ежегодно, в течение своего четырехлетнего срока, поможет выбрать старших в пяти домах, то эта проблема будет решена.

Как стать старшим по дому?

Старший по дому избирается на общем собрании собственников.

За кого проголосует большинство, на того и будут возложены обязанности. При этом важно, чтобы на собрании был кворум, то есть необходимо, чтобы в обсуждении и голосовании приняли участие более половины жителей.

На выборах также должны присутствовать представители от управляющей компании, для этого инициатором собрания необходимо сделать заявку в отдел по работе с населением УЖК «Наш дом» по телефону 6-26-01.

Старшим по дому может быть избран любой житель Качканара, достигший 18-летнего возраста, дееспособный, являющийся собственником или зарегистрированный, а также постоянно проживающий в данном доме.

В многоквартирном доме может избираться до двух старших по дому. Старший по дому выбирается сроком на пять лет.

Главный по подъезду — звучит гордо. Главный по дому — должность даже более громкая, но по сути означает одно и то же. Раньше людей, облечённых такой властью, называли управдомами. Даже по классическим художественным произведениям мы их хорошо помним. В бессмертной комедии «Бриллиантовая рука» колоритная женщина-управдом подозревала Семёна Семёновича в тайном посещении синагоги, произнося свою культовую фразу: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». В «Собачьем сердце» излишне деятельный управдом пошёл ещё дальше — хотел оттяпать несколько комнат от квартиры профессора Преображенского. К счастью, ему это так и не удалось.

В реальной жизни в XXI веке управдомами называют главных по подъезду или по дому, и чаще всего с ними можно познакомиться либо на свой день рождения, либо во время ремонта, когда женщина пенсионного или предпенсионного возраста позвонит вам в дверь и начнёт требовать прекратить шуметь, угрожая вызовом участкового и выселением.

Кто-то таким инициативным товарищам даёт от ворот поворот, а кто-то задумывается, какими правами обладают эти самые главные по подъезду, какие на них возложены обязанности, и вообще, как можно самому стать главному по подъезду, так сказать, первым парнем на дворе?

Святые люди

Как оказалось, главный по подъезду — это отнюдь не назойливая старушка, которая вечно пытается сдать вас участковому. Она — практически святой для всего подъезда человек. По крайней мере, он, или она должна им быть, если ознакомиться с обязанностями.

Обязанности, кстати, от города к городу могут быть разными, потому что в «Жилищном кодексе РФ» такое понятие, как главный по подъезду или дому, не зафиксировано, и права и обязанности для этой должности устанавливаются каждым муниципальным органом отдельно. Но в любом случае есть список обязанностей управдомов, которые так или иначе будут присутствовать в любом городе любого региона.

В первую очередь старшие по подъезду — это отличный контролирующий орган, который неустанно и ревностно должен следить за тем, насколько добросовестно работают службы по уборке дворов, подъездов и остальных прилегающих территорий. Также управдомы обязаны контролировать ход ремонтных работ, производимых жилищно-коммунальными хозяйствами — от мелкой покраски двери подъезда вплоть до контроля капитального ремонта здания. В случае некачественного выполнения каких-либо работ старшие по подъезду должны обращаться с жалобой в контролирующий орган, требуя переделать недобросовестную работу и впредь не допускать таких ошибок.

Кроме того, «старшие» служат связующим звеном между управляющей компанией и жильцами дома. В этом случае выигрывают практически все. Жильцы освобождаются от неприятной процедуры обивания порогов казённых заведений, а управляющие компании ведут диалог с одним-единственным представителем вместо сотни разгневанных владельцев квартир, недовольных цветом покрашенных стен. В проигрыше — только управдом, который и до руководства ЖЭК должен достучаться, и остальным жильцам решение и проблемы этого самого ЖЭК объяснить, да так, чтобы они всё поняли.

Также «старшие» должны выступать с предложениями по улучшению дома и прилегающих территорий, добиваться этих улучшений от управляющих компаний, настаивать на необходимости проведения ремонтов, реконструкций, обновлений, скажем, детской площадки, лифтов, подъездов и всего прочего. Они же должны организовывать общие собрания жильцов, вести и хранить протоколы этих собраний, а также все ключи от всех подсобных и технических помещений, находящихся на вверенной им территории. В общем, хлопот не оберёшься.

Права

Но самое интересное, что всё это управдом должен делать, не будучи наделённым практически никакими дополнительными правами, по сравнению с остальными жильцами.

В основном права уходят корнями в обязанности. «Главные» вправе требовать что-то от управляющей организации. Они вправе контролировать деятельность ЖЭК на вверенной им территории. Они имеют право собирать претензии населения и направлять их в управляющую компанию, а также инициировать собрания жильцов и даже избираться в члены районного домового комитета и в старшие по району. Самое неприятное, но и самое полезное право — контролировать расход средств, собранных управляющей компанией на ремонт помещений.

Главный вопрос у пассивных жителей — имеет ли право главный по подъезду предъявлять им какие-либо претензии, угрожать участковым и даже выселением. Ответ прост: управдом имеет право принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями. То есть, максимум, что вам может грозить, — потеря нескольких нервных клеток от психологической войны с главным по подъезду, его звонков участковому, бесконечных актов и прочих административно-общественных механизмов воздействия на вас. Выселение вам не грозит ни в коем случае. Поэтому раболепствовать перед управдомом не следует, но и отношения с ним или с ней лучше поддерживать хотя бы на удовлетворительном уровне, ведь в главные по подъезду идут в основном активные граждане с кучей свободного времени, мелких проблем от ссоры с которыми потом не оберёшься.

Если б я был султан…

Теперь мы подошли к главному вопросу — как, собственно, самому стать главным по подъезду?

В подавляющем большинстве случае главный по подъезду, как и главный по дому, выбирается на общем собрании жильцов простым большинством голосов, но только при условии, что на встрече присутствовало более половины официально зарегистрированных в доме жильцов.

Так уж получилось, что в России, а особенно в крупных городах, таких, как Москва или Санкт-Петербург, жильцы бывают настолько занятыми, что не находят времени присутствовать на общих собраниях, и кворум для выбора главного по дому собрать очень трудно. На этот случай подойдут бланки для голосования, которые можно попросить заполнить, пройдясь по всем квартирам, — такой метод тоже подойдёт.

После того, как главный по дому наконец-то избран, со всеми документами (протокол общего собрания) необходимо идти в районную управу, чтобы официально закрепить полномочия главного по дому или подъезду. С этого момента можно избранного «главного» считать официально вступившим в должность.

Обычно главных по дому и подъезду избирают сроком на год, но в некоторых случаях время действия их полномочий может составлять и три года — всё зависит от города. В следующий раз нового управдома можно будет избрать на собрании жильцов по истечении срока пребывания на посту нынешнего «главного». Также, если главный по подъезду не справляется со своими обязанностями, можно на очередном собрании жильцов инициировать голосование за прекращение его полномочий и избрание нового «главы».

Ради чего

После всего вышеперечисленного возникает вопрос — ради чего люди становятся старшими по домам, подъездам и даже районам? Есть ли в этом какая-то выгода?

И, как это ни удивительно, выгода есть. Чаще всего старшие по дому избавляются от уплаты некоторых сборов, например за вывоз мусора, пользование домофоном, услуги консьержа, а также плату за найм квартиры, в случае, если имеет место социальный найм, а не простая аренда. В большинстве случаев получается экономия максимум в 200–300 рублей в месяц.

Понятное дело, что эти деньги — ничто по сравнению с потраченным временем и нервами на все обязанности, возложенные на главного по дому. Вот и избираются в них в основном жильцы с активной жизненной позицией, избытком энергии, по каким-то причинам вынужденные проводить большое количество времени дома. В основном такой причиной становится выход на пенсию.

Еще в 1991 году с принятием Закона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать ТСЖ (кондоминиумы). Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов – парламент, а председатель ТСЖ – президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

Из содержания указанной статьи можно сделать несколько выводов:

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания – более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания – более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только принимать решение о текущем ремонте, но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте»? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, — то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников. Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями, она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома.

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов – в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

Яндыева О.Е. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Мне скоро выходить на пенсию. Без дела сидеть не привык, поэтому хотел бы поработать старшим по дому или подъезду. Тем более что в моем доме за порядком особо никто не следит. Как стать старшим? Платят ли за это и что входит в его обязанности?

Владимир Ларюшкин. Южное Медведково.

Как рассказали в городском департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, старшего по подъезду или дому выбирают только на общем собрании жильцов и обычно на год. Выборы оформляют протоколом, который должны подписать не менее 51 процента обитателей дома или подъезда. Потом его надо зарегистрировать в ДЕЗе. Как правило, полномочия всенародного избранника автоматически продлеваются на следующий год. Конечно, если соседи на очередном собрании не вынесли другого решения.

Должность старшего по подъезду или дому официально не оплачивается, поэтому он работает на общественных началах. Но столичные власти за такой труд полностью освобождают активистов от оплаты жилищных услуг. Сюда входят плата за наем, оплата жилья по договору найма, техобслуживание, в том числе вывоз мусора, содержание домофона и услуги консьержки (согласно постановлению правительства Москвы № 1109 от 7.12.99 г., с изменениями от 14.03.00 г. и 13.03.01 г.). В месяц набегает экономии на квартплате не больше 200 — 300 рублей.

Старший по подъезду или дому представляет интересы своих соседей по содержанию и сохранности жилого дома и двора в районной управе, дирекции единого заказчика, управлениях внутренних дел и прочих госструктурах. Так примерно выглядят основные из его обязанностей:

при необходимости проводит собрания жильцов для обсуждения планов по уходу за домом или подъездом, участвует в заключении договоров ДЕЗа с подрядчиками;

оценивает работу коммунальных служб лично и с помощью опроса жильцов, сообщая потом народные пожелания руководителям местного ДЕЗа;

следит за тем, как жильцы пользуются своими квартирами, лестницами, лифтами, например, не портят ли их и не пачкают ли. Кроме того, проверяет, не мешают ли соседям чужие домашние собаки и кошки. В крайнем случае старший может «сдать» нарушителей милиции и ДЕЗу, после чего их ждут предупреждения и штрафы;

старший по дому также контролирует работу всех старших по подъездам (согласно постановлению правительства Москвы № 421 от 26.05.98 г.).

Зарвавшегося старшего «ставит на место» ДЕЗ или управа по жалобе жильцов. Помимо этого, если избиратели недовольны его работой, они вправе досрочно устроить общее собрание и выбрать нового старшего.

Сколько лет должен прослужить лифт в жилом доме

В моем доме из года в год ломаются лифты. Похоже, они давно свое отслужили. Сколько в жилом доме должен проработать лифт, чтобы мы дождались наконец замены или хотя бы ремонта?

Лариса Малышко. Северо-Западный округ.

Как объяснили в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы, максимальный срок работы лифта — двадцать пять лет. После этого специалисты «Мослифта» проводят экспертизу подъемника и решают, отремонтировать механизм или полностью поменять. Это зависит от того, насколько сильно износ деталей влияет на его работу. К таким показателям могут быть отнесены, например, сбои в работе дверей, нарушение точности остановки или плавности хода, сильный шум лебедки, повреждение кабины.

Обычно во время ремонта обновляют основные составляющие лифта: купе кабины, лебедку, несущие канаты, привод дверей, электроаппаратуру, ограничитель скорости, разводку проводов и кабелей, двери шахты.

Если в доме два лифта, тогда все работы проводятся по очереди. Обычно замена лифта длится 43 рабочих дня (плюс-минус 1 день). А продолжительность ремонта зависит от количества этажей в доме. При высотности до 9 этажей отремонтированный лифт должен вновь заработать через 24 рабочих дня. Если в доме больше 9 этажей, тогда спустя 24 дня добавляется по одному дню за каждый этаж.

Обращения по поводу технического обслуживания и сохранности лифтов, домофонов и систем видеонаблюдения в подъездах принимают по телефону «горячей линии» «Мослифта» — (495) 613-33-08 (в автоматическом режиме, круглосуточно). Не забудьте для обратной связи сообщить свой контактный телефон.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ…

Житель города Мехико подал в суд на муниципалитет. Суть такова: застряв в лифте с незнакомым парнем, дочь истца забеременела.

Агентство «Экстра-пресс».

Кто ремонтирует почтовые ящики

На нашей лестничной площадке висят покосившиеся почтовые ящики. Дверки на них или постоянно распахнуты, или их вообще нет. Куда обратиться с просьбой о ремонте ящиков?

Вера Долгих. Центральный округ.

Как сообщили в муниципалитете, ремонтом почтовых ящиков обязаны заниматься ДЕЗы за счет денег, выделенных на эксплуатацию жилищного фонда. А их замену делают за счет отложенных на капитальный ремонт средств. Конечно, если это предусмотрено в смете ДЕЗа по капремонту жилых домов. За разъяснениями и с заявками можно обратиться в объединенную диспетчерскую службу своего района. Хотя иногда в ближайшем почтовом отделении за отдельную плату тоже берутся, к примеру, врезать новый замок в газетный ящик или вообще целиком заменить квартирную почтовую ячейку.

Что касается домов ТСЖ и ЖСК, здесь замену и ремонт ящиков обычно оплачивает сам кооператив или товарищество жильцов. По договору с ТСЖ муниципальная дирекция единого заказчика обеспечивает только техническое обслуживание и мелкий ремонт почтовых ящиков (например, коммунальщики могут поправить погнутые дверцы), а также их окраску во время ремонта подъезда (согласно постановлению правительства Москвы № 257-ПП от 20.03.01 г., в ред. от 03.08.04 г., а также письму Управления городского заказа Москвы № 64-63/2 от 28.01.02 г.).

В одном из ближайших номеров «Комсомолка» обсудит проблему сохранности и надежности почтовых ящиков в столичных подъездах.

Рубрику ведет Светлана ОЛИФИРОВА: — Я отвечаю на ваши вопросы! Пишите, звоните!

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Если у вас есть вопросы к власти, звоните ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 10.00 до 17.00 по телефону прямой связи столичного правительства с жителями города: (495) 957-04-44.На этой неделе у аппарата дежурят сотрудники следующих организаций:

31 июля — Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы;1 августа — Департамент образования Москвы;2 августа — Комитет рекламы, информации и оформления Москвы;3 августа — Комитет по связям с религиозными организациями Москвы;4 августа — Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектура).

Правовой статус старшего по подъезду.

В настоящее время инициатива в части выбора старшего по подъезду широко поддерживается жителями. Это вызвано необходимостью взаимодействия собственников помещений с представителями управляющих и подрядных организаций, местной администрацией. Выбор старшего по подъезду — это наиболее цивилизованное решение для представительства интересов жителей. Понятие «старший по подъезду» встречается в нашей повседневной речи и нормативно-правовых актах достаточно давно. Кто же такой старший по подъезду? Каков его правовой статус? Какими нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность старшего по подъезду? Каковы его права и обязанности?

Старший по подъезду — это не должность, а скорее общественная работа, дополнительная нагрузка. В Жилищном кодексе отсутствует такое понятие, как старший по подъезду. Тем не менее в актах местного самоуправления оно встречается достаточно часто.

Практика в Нижнем Новгороде

Постановлением Городской думы г. Нижнего Новгорода от 24.05.2006 N 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» (далее — Положение N 41) регламентируется правовой статус старших по дому, подъезду, улице.

Итак, согласно этому документу старший по подъезду — это дееспособный гражданин старше 16 лет, выбираемый из числа лиц, проживающих в одном подъезде, для реализации задач территориального общественного самоуправления (далее — ТОС) в соответствии с уставом ТОС.

Как указано в п. 1.1 ст. 1 Положения N 41, ТОС в Нижнем Новгороде — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельной и под свою ответственность реализации инициатив по вопросам местного значения. ТОС является формой осуществления населением местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города. Согласно п. 3.1 ст. 3 Положения N 41 ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, квартал, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

В уставе ТОС может быть предусмотрено положение о наличии старшего по подъезду при необходимости содействия в решении задач ТОС. В ст. 14 Положения N 41 регламентируется порядок избрания старшего по подъезду, его обязанности и полномочия. Так, руководствуясь п. 14.4 данной статьи, жители подъезда могут наделить старшего по подъезду следующими полномочиями:

  • созывать собрания жителей подъезда;
  • обращаться в органы ТОС по вопросам, затрагивающим интересы жителей подъезда;
  • выходить с предложениями по техническому обслуживанию подъезда, благоустройству придомовых территорий, текущему ремонту зданий;
  • на основании решения собрания жителей подъезда аккумулировать личные средства жителей подъезда с целью удовлетворения общих потребностей;
  • участвовать в работе совещаний по обсуждению вопросов, связанных с эксплуатацией подъезда;
  • организовывать жителей на проведение работ по благоустройству подъезда;
  • осуществлять общественный контроль за уборкой подъездов, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовых территорий, за соблюдением санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, правил содержания домашних животных;
  • согласовывать акты приемки работ, произведенных в подъезде;
  • оказывать содействие органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов;
  • оказывать содействие органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам;
  • оказывать содействие учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий;
  • оказывать содействие органам внутренних дел в укреплении общественного порядка.

Старший по подъезду подотчетен и подконтролен общему собранию жильцов данного подъезда. Решением общего собрания срок его полномочий может быть продлен, а также прекращен досрочно (с учетом, что за досрочное освобождение от обязанностей старшего по подъезду проголосовало не менее двух третей жителей подъезда (п. 14.8 ст. 14 Положения N 41)). Кроме того, как указано в Положении N 41, на собраниях жильцов могут присутствовать представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса. Старший по подъезду представляет интересы жителей подъезда в отношениях с органами ТОС и действует от их имени. Также в рассматриваемом нормативном акте закреплена обязанность органов ТОС, администрации районов способствовать старшему по подъезду в осуществлении его деятельности, в том числе и путем оказания методической помощи.

Общие положения

Если обобщить все, что было сказано выше, можно сформулировать определение понятия старшего по подъезду. Итак, старший по подъезду представляет интересы своих соседей в части содержания и сохранности подъезда, жилого дома и двора в отношениях с районной администрацией, органами ТОС, управляющей компанией, управлением внутренних дел и прочими государственными структурами, являясь неким посредником для бесконфликтного и своевременного решения поставленных задач.

Из п. 14.1 ст. 14 Положения N 41 следует, что выбор старшего по подъезду возможен только при наличии на определенной территории ТОС. Однако ст. 30 Конституции РФ гарантирует право граждан на объединение.

Ниже мы рассмотрим иные случаи, когда может быть выбран старший по подъезду.

Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в данном доме. К компетенции общего собрания относятся не только вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, но и любые вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. На общем собрании собственников может быть принято решение о выборе старшего по подъезду, определены его полномочия и обязанности. Также можно предусмотреть выплату вознаграждения за выполнение обязанностей старшего по подъезду.

В многоквартирных домах, где выбраны разные способы управления, порядок избрания старшего по подъезду несколько отличается.

Так, в многоквартирных домах, где не создано ТСЖ, но выбрана управляющая компания, вопрос избрания старшего по подъезду должен решаться на общем собрании собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Поскольку заключен договор управления с управляющей организацией, в него нужно будет внести соответствующие изменения, касающиеся назначения ответственного лица, а также его полномочий по представлению интересов жителей подъезда в отношениях с управляющей компанией, при необходимости включить условия об оплате труда.

В домах, где создано ТСЖ, высшим органом управления является общее собрание членов ТСЖ, на котором могут быть приняты решения о необходимости введения старшего по подъезду, определены его права, обязанности, ответственность.

Все решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также членов ТСЖ оформляются протоколом (см. ст. ст. 46 и 146 ЖК РФ соответственно).

Вознаграждение старшего по подъезду

Из анализа полномочий, которыми как полностью, так и частично может быть наделен старший по подъезду, следует вывод, что данная деятельность охватывает достаточно широкий спектр жизни жителей одного подъезда и позволяет улучшить ее качество по многим направлениям. Исходя из этого, можно предположить, что такая работа должна быть оплачиваемой. Однако Положением N 41 оплата работы старшего по подъезду не предусмотрена. Подразумевается, что она выполняется на общественных началах.

Ни законодательством Нижегородской области, ни актами г. Нижнего Новгорода не предусмотрено вознаграждение за работу старшего по подъезду, в отличие, например, от других регионов. Так, за работу старшего по подъезду столичное правительство освобождает его от оплаты жилищных услуг (плата за наем, оплата жилья по договору найма, оплата услуг технического обслуживания) и платы за вывоз мусора в пределах ставок, установленных Правительством Москвы на одно жилое помещение, и социальной нормы площади жилья, а также от оплаты обслуживания запирающего устройства и услуг дежурного по подъезду (см. п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 N 328).

Также в качестве примера организации оплаты труда старшего по дому, но не по подъезду, можно привести ситуацию, рассмотренную в Постановлении ФАС ПО от 24.05.2010 по делу N А65-25539/2009. Так, управляющая компания заключала со старшими по домам договоры по работе с собственниками и нанимателями жилых помещений за счет старших по домам. Вознаграждение предусматривалось в размере 0,8% от собранных платежей за жилищно-коммунальные услуги. Данные затраты были заложены в тариф на все коммунальные услуги. Старшие по домам избирались на собраниях жильцов дома в соответствии с положением о старших по домам, утвержденным администрацией муниципального района.

Варианты вознаграждения могут быть разными, в том числе в виде предоставления компенсации в части оплаты содержания и ремонта общего имущества.

Поскольку решение данных вопросов отнесено к компетенции общего собрания собственников, следует учесть, что расходы, связанные с оплатой работы старшего по подъезду, будут ложиться на плечи самих собственников помещений пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество дома.

* * *

Работа старшего по подъезду на первый взгляд кажется незаметной и несколько рутинной. Казалось бы, зачем нужен еще один человек, если собственники и так могут решать свои вопросы напрямую с председателем правления, если в доме создано ТСЖ, либо с управляющей компанией, если в доме выбран этот способ управления. Однако, как мы знаем, в ситуации, когда нет ответственного лица, парламентера, представителя интересов группы лиц, проблемы решать достаточно трудно, особенно это касается управления таким сложным организмом, как многоквартирный дом. Мало кто желает нести бремя ответственности за всех, да и каждый знает, что инициатива наказуема. К сожалению, трудноискоренимая позиция «лучше не высовываться» препятствует проявлению собственниками активности в решении многих общих проблем. Исходя из такой постановки вопроса, граждане, изъявившие желание принять на себя большую ответственность за решение коллективных проблем, заслуживают уважения и поддержки, в том числе и материальной. Хорошо мотивированный собственник сможет решать вопросы более продуктивно, нежели лицо, исполняющее свои обязанности, как тяжкое бремя.

Е. В. Фомичева
Юрисконсульт Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода»

Версия для печати

admin