Ст 88 НК

Налоговикам дано право запрашивать у налогоплательщиков пояснения по возникающим в ходе камеральной проверки вопросам. Давайте разберемся, когда такие требования обоснованны, можно ли их проигнорировать и что за это будет, имеют ли право инспекторы заодно с пояснениями истребовать на проверку и документы.

Камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации (расчеты), представленные организациями в налоговые органы (п. 2 ст. 88 НК РФ). Проводится она по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом инспекторам не требуется никакого специального решения от своего руководства (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговики не должны ставить в известность и налогоплательщиков о том, что их отчетность попала на камералку, а также о результатах такого контроля. Догадаться о том, что декларация успешно прошла налоговый контроль, можно, если по истечении трех месяцев после сдачи отчетности от налогового органа не пришло никакого письма. Напомним, что в общем случае срок камеральной проверки составляет три месяца.

«Закулисная» проверка

После того как декларация попала в налоговый орган, она проходит автоматизированную сверку по контрольным соотношениям. Напомним, что специалисты ФНС России разработали такие соотношения для всех деклараций и расчетов. Например, контрольные соотношения декларации по налогу на прибыль приведены в письме ФНС России от 14.07.2015 № ЕД-4-3/12317@, а для декларации по НДС — в письме от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Если декларация прошла автоматический контроль, то, скорее всего, дальше ее проверять не будут. В противном случае инспекторы начнут углубленную камеральную проверку. Пункт 3 ст. 88 НК РФ дает налоговикам право в ходе камеральной проверки потребовать от налогоплательщика в течение пяти дней представить пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Это произойдет, если инспекторы решат, что:

  • организация допустила в декларации (расчете) ошибки,

  • либо есть противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах,

  • либо имеет место несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Например, налоговики попросят дать пояснения, если при камеральной проверке декларации по НДС они найдут несоответствие показателей налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль. Правомерность таких действий проверяющих подтвердил Верховный суд в Определении от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196 (информация ФНС России от 15.08.2018).

Следует отметить, что получение от налоговиков требования о даче пояснений не всегда означает, что компания допустила ошибку в расчете налогов (страховых взносов). Приведем пример. При контроле расчета по форме 6-НДФЛ налоговики используют показатели из расчета по страховым взносам. Но они не всегда сходятся. Это обусловлено тем, что правила начисления НДФЛ и страховых взносов разные. Так, страховые взносы с производственных премий работников рассчитываются на день начисления в бухгалтерском учете таких выплат (п. 1 ст. 424 НК РФ). А для НДФЛ датой фактического получения дохода в виде премий является день их выплаты (п. 1 ст. 223 НК РФ). Поэтому вполне возможна ситуация, что в отчетности по НДФЛ и страховым взносам выплата премии будет отражаться в разных периодах. Чтобы у налоговиков пропали сомнения в правильности отчетности, компании нужно пояснить причину расхождения.

Помимо вышеприведенных оснований для направления налогоплательщику требования о представлении пояснений, в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ инспекторы могут затребовать пояснения при проведении камеральной проверки:

  • уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет;

  • убыточной декларации (расчета).

Обратите внимание: п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщику дано пять дней на дачу пояснений. В связи с распространением коронавирусной инфекции был продлен на 20 рабочих дней срок представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа при получении таких требований с 1 марта до 30 июня 2020 г. включительно (п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Таким образом, если компания получила требование о даче пояснений, к примеру, 30 июня 2020 г., то на подготовку ей отведено 25 рабочих дней.

Даем пояснения

Начнем с того, что направление налогоплательщику сообщения о выявленных ошибках (несоответствиях) в представленной им налоговой отчетности с требованием дать пояснения является обязанностью налогового органа. На это указали специалисты Минфина России в письме от 15.01.2020 № 03-02-08/1322 со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда. В Определении от 12.07.2006 № 267-О высший суд указал, что по смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений.

От данного постулата отталкиваются и нижестоящие суды. Так, в постановлении от 06.04.2018 по делу № А56-38230/2017 АС Северо-Западного округа отметил следующее. В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговики во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязаны воспользоваться правом на истребование у налогоплательщика необходимой информации. Направленность и смысл такой процедуры состоят в том, что она является одним из предусмотренных НК РФ механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора, поводом для которого является обнаружение налоговым органом при проведении камеральной проверки различного рода ошибок, противоречий и несоответствий.

Еще раз отметим, что направление в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. Такой позиции придерживаются специалисты ФНС России (письма от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@, от 20.08.2018 № АС-4-15/16075).

Цена непослушания

Требования налоговиков дать пояснения лучше выполнить. В противном случае компания может быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Данной нормой предусмотрен штраф, в том числе за непредставление в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений. Размер санкции — 5000 руб., за повторное нарушение в течение календарного года — 20 000 руб.

Но это не все. Суды считают правомерным за невыполнение требований п. 3 ст. 88 НК РФ привлечение к административной ответственности руководителя организации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (постановление Верховного суда от 25.12.2018 № 127-АД18-5).

Кроме этого, инспекторы могут поставить компанию «на карандаш» и включить в план выездных проверок. Напомним, что критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в Приложении № 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В пункте 9 этого приложения говорится о таком критерии, как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей.

А как быть в ситуации, когда в требовании о представлении пояснений налоговики не указали, что конкретно их не устроило в декларации, а отделались лишь общими фразами, например «выявлены расхождения со сведениями, имеющимися в распоряжении налогового органа»?

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 4 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В нем должны быть указаны причины его направления. Если их нет, то налогоплательщик лишен возможности его исполнить. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ.

Таким образом, компания может проигнорировать такое требование. Но в этом случае ей нужно быть готовой к тому, что налоговики доначислят налоги и решать спор придется уже в суде.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, рекомендуем направить налоговым органам в ответ на их требование уведомление, что в связи с отсутствием указания на конкретные противоречия в отчетности представить пояснения невозможно, и попросить налоговиков уточнить свои требования.

Подбираем форму для пояснений

На сегодняшний день налоговая служба утвердила только формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме (приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Появление данного формата обусловлено положениями п. 3 ст. 88 НК РФ. В абзаце 4 указанной нормы сказано, что если плательщики НДС сдают декларацию в электронной форме, то и пояснения они также направляют в электронной форме по утвержденному налоговыми органами формату. Причем при сдаче пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными.

Что касается пояснений по другим налогам, то официальной формы пояснений для них нет. Поэтому пояснения можно направить как на бумаге, так и по телекоммуникационным каналам связи. С этим согласны чиновники. Они указывают, что Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщиков в выборе способа представления пояснений к налоговым декларациям (кроме декларации по НДС). Следовательно, пояснения по иным налогам могут быть представлены налоговым органам как на бумажном носителе, так и в электронной форме (письма Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231, ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@).

Организации представляют пояснения в произвольной форме. Главное, чтобы они максимально снимали вопросы, возникшие у проверяющих. Желательно свою позицию по вопросам налогообложения подкрепить ссылками на нормы Налогового кодекса, официальные разъяснения Минфина России и ФНС России, а также судебной практикой.

Обратите внимание: если организация направит пояснения, которые не удовлетворят налоговиков, то они могут выписать штраф по ст. 129.1 НК РФ. Суды соглашаются с правомерностью таких действий контролеров. Так, в Определении от 25.10.2019 № 305-ЭС19-18245 Верховный суд рассмотрел следующий спор. Организация сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой был заявлен убыток. Инспекторы в ходе камеральной проверки направили ей требование о представлении пояснений. Компания его выполнила. Однако, по мнению контролеров, представленная в пояснениях информация не обосновала размер полученного убытка. И за это компания была оштрафована по ст. 129.1 НК РФ. Высшие арбитры, изучив материалы дела, пришли к выводу, что организация не представила налоговикам надлежащие пояснения. Следовательно, штраф правомерен.

Пояснений мало, нужны документы

На практике сплошь и рядом встречаются ситуации, когда в требовании о представлении пояснений налоговики просят дать им на проверку и документы. Насколько это правомерно?

Допустимые случаи

В пункте 7 ст. 88 НК РФ сказано, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с декларацией (расчетом) не установлено НК РФ. Приведем перечень случаев, когда у налогового органа есть право истребовать у организации документы при камералке:

  • организация должна была сдать вместе с декларацией документы, но не сделала этого (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, документы нужны для подтверждения нулевой ставки по НДС (п. 10 ст. 165 НК РФ);

  • компания воспользовалась налоговыми льготами (п. 6, 12 ст. 88 НК РФ);

  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);

  • противоречия и несоответствия выявлены в декларациях по НДС или в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо завышении суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

  • организация является участником договора инвестиционного товарищества и представила декларацию по налогу на прибыль (п. 8.2 ст. 88 НК РФ);

  • представление уточненной декларации (расчета) по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации (расчета). При этом в уточненке уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом) (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);

  • проверяется декларация по НДПИ, водному или земельному налогу (п. 9 ст. 88 НК РФ);

  • проверка декларации по акцизам (в случаях, определенных в п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

  • в расчете по страховым взносам показаны необлагаемые выплаты или же компания рассчитала взносы по пониженным тарифам (п. 8.6 ст. 88 НК РФ);

  • компания заявила по налогу на прибыль инвестиционный налоговый вычет (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание: если ситуация подпадает под вышеперечисленные случаи, это не означает, что налоговики имеют право истребовать абсолютно любые документы. В приведенных нормах для каждого случая определен свой перечень документов, которые могут запросить инспекторы. В постановлении от 08.04.2008 № 15333/07 Президиум ВАС РФ указал, что по смыслу ст. 88 НК РФ истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если требование не исполнено налогоплательщиком по причине запроса налоговиками документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, оснований для применения ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ нет.

Если налоговикам нужны для проведения камеральной проверки документы и их истребование предусмотрено в ст. 88 НК РФ, то инспекторы должны направить налогоплательщику соответствующее требование. Его форма утверждена в том же приказе ФНС России, что и форма требования о представлении пояснений (приказ 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@). Понятно, что организации должны его исполнить. В противном случае негативных последствий не избежать.

Документы в рамках пояснений

А как быть в ситуации, когда запрос на представление документов содержится в требовании о представлении пояснений? На наш взгляд, налоговый орган не вправе в рамках требования о даче пояснений истребовать еще и документы на проверку. Если такая необходимость существует и обоснованна, то налоговики должны направить компании отдельное требование о представлении документов.

Что касается вопроса о том, могут ли инспекторы затребовать у компании документы в случаях, не предусмотренных ст. 88 НК РФ, то однозначного ответа на этот вопрос нет.

В постановлении от 15.03.2012 № 14951/11 Президиум ВАС РФ указал следующее. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в декларации (расчете) и (или) обнаруженных налоговиками противоречий (несоответствий), вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ). При этом инспекторы при установлении факта совершения налогового правонарушения обязаны рассмотреть все представленные налогоплательщиком пояснения и документы (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Исходя из приведенных норм, высшие арбитры пришли к выводу, что у налогового органа есть право истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных ими в ходе налогового контроля.

Но важно отметить, что в этом споре налоговики выставили компании отдельное требование о представлении документов.

Аналогичная позиция содержится в Определении ВАС РФ от 14.10.2010 № ВАС-13954/10.

Противоположный подход высказали специалисты Минфина России в письме от 27.03.2008 № 03-02-07/1-125. По их мнению, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ. Истребование документов в иных случаях неправомерно.

Некоторые суды согласны с точкой зрения финансового ведомства. Пример — постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2009 по делу № А56-40141/2009. В этом деле арбитры указали, что согласно п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган при обнаружении в декларации ошибок и (или) противоречий (несоответствий) может запросить у налогоплательщика лишь соответствующие пояснения, но не вправе требовать представления каких-либо дополнительных документов о его деятельности. При этом в соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщику, представляющему в налоговый орган указанные пояснения, не вменено в обязанность дополнительно представлять документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Как видите, сложно предсказать, на чью сторону встанут арбитры при возникновении спора о правомерности истребования документов в рамках дачи пояснений.

Камеральная проверка
Одно из основных мест в механизме налогового контроля занимает камеральная налоговая проверка. Такая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Камеральные проверки стали привычными для налогоплательщиков. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей, без какого-либо специального решения руководителя и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности. Срок проведения камеральной проверки в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов. Проверки деклараций (расчетов) налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному виду налогов. При несоблюдении установленных законодательством сроков представления декларации нарушитель привлекается к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса.
Если налоговый орган не затребовал у налогоплательщика документы, это не означает, что камеральная налоговая проверка не проводится. При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
• проверка полноты и своевременности представления документов налоговой отчетности;
• проверка правильности заполнения форм отчетных документов, налоговых деклараций;
• проверка правильности исчисления налоговой базы;
• проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
• проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
• проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
• сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.
При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение 5-и дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, представители налоговой инспекции вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговый инспектор их требовать не вправе. Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в ст. 88 НК РФ, а именно:
Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы
1. Использование налогоплательщиком налоговых льгот по проверяемому налогу
(п.6 ст. 88 НК РФ)
Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
2. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС), в которой заявлено право на возмещение налога
(абз. 2 п. 8 ст. 88, абз. 2 п.1 ст. 176)
Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
3. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
(п. 9 ст. 88 НК РФ)
Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов
Необходимые для проверки документы истребуются путем вручения проверяемому лицу требования о представлении документов. Получив требование, организация должна представить документы в виде заверенных копий в течение 10 дней.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 дней после окончания такой налоговой проверки составляется акт камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт налоговой проверки в течение 5-и дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Как правило, в большинстве случаев, камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля – выездной проверки.

Денисова М. О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В ходе камеральной проверки организация ЖКХ получила требование о представлении документов и договоров, которые относятся к ее контрагентам и их хозяйственным отношениям с другими организациями. В частности, запрашивается договор контрагента с компанией, которую он привлек для исполнения обязательств в рамках договора, заключенного с организацией. Должны ли быть представлены затребованные документы (тогда организации придется запросить их у контрагента) или можно отказаться от их представления ввиду того, что организация ими не располагает? Могут ли возникнуть неприятности в случае такого отказа?

Когда требование о представлении документов законно?

Итак, организация ЖКХ получила требование о представлении документов в рамках проведения камеральной проверки конкретной налоговой декларации (вероятно, по налогу на прибыль или НДС). Можно предположить, что данные документы необходимы налоговому органу для проверки обоснованности заявленных расходов (налоговых вычетов) в конкретном налоговом периоде. Иными словами, налоговый орган проверяет обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды (в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на конкретные расходы, уменьшения суммы начисленного НДС на конкретные налоговые вычеты).

С одной стороны, в силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы.

С другой стороны, в соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, если:

  • в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, либо несоответствие сведений, поданных налогоплательщиком, сведениям, приведенным в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3);

  • налогоплательщик применил налоговые льготы (истребуются документы, подтверждающие право на такие льготы) (п. 6);

  • в налоговой декларации заявлено право на возмещение налога (запрашиваются документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов) (п. 8);

  • выявлены противоречия в сведениях об операциях, содержащихся в декларации по НДС, либо несоответствие таких сведений, приведенных в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации, поданной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом), или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган таким лицом, если данные противоречия, несоответствие свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо завышении суммы налога, заявленной к возмещению (запрашиваются счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям) (п. 8.1).

Таким образом, в требовании налогового органа должно быть отмечено, по какому из перечисленных выше оснований должны быть представлены документы, иначе невозможно оценить правомерность действий налоговиков.

Можно ли отказаться от представления документов?

Что касается возможности отказаться от представления запрашиваемых документов, необходимо отметить следующее.

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в названные сроки документов с указанием причин и сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Такое уведомление составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. В форме предусмотрены две причины непредставления документов в срок, одна из которых – их отсутствие (утрачены, не поступали (не составлялись)).

Таким образом, у налогоплательщика есть возможность отказаться от представления документов по причине их отсутствия, но сделать это нужно на следующий день после получения соответствующего требования.

Каковы негативные последствия отказа от представления документов?

За непредставление в срок запрашиваемых в рамках налоговой проверки документов (ненаправление уведомления о невозможности представления таких документов) организации грозит штраф по ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ) в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако, по нашему мнению, это не все негативные последствия, которые могут иметь место в данном случае. Если запрос документов продиктован наличием противоречий в сведениях о сделке, зафиксированных в налоговых декларациях организации и ее контрагента (лица, привлеченного контрагентом для исполнения обязательств по договору), например, организация заявила по сделке вычет НДС, который исполнителями не начислялся и не уплачивался в бюджет, проверка данного факта со стороны налогового органа не прекратится после получения уведомления об отсутствии у налогоплательщика запрашиваемых документов. У налогового органа достаточно инструментов для выяснения подробностей хозяйственной деятельности юридического лица в данной части. Это запрос документов о движении денежных средств и у банков, и у контрагентов (их партнеров) как в рамках проведения налоговых проверок, так и вне таковых (см. ст. 93.1 НК РФ).

* * *

В том случае, когда запрос документов основан на положениях ст. 88 НК РФ, его следует считать обоснованным. Отказаться от представления документов по причине их отсутствия можно, но сделать это нужно достаточно быстро – сразу после получения требования (на следующий день). Если налоговый орган располагает сведениями о том, что проверяемый налогоплательщик отразил свои обязательства перед бюджетом иначе, чем его контрагент (партнер контрагента), отказ от представления документов не удовлетворит интерес налоговиков к спорной сделке. Таким образом, при возможности получения организацией запрашиваемых документов рекомендуем представить их налоговому органу для подтверждения реальности совершенной операции и обоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Егорова С. И., эксперт журнала

Журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов» № 11/2019

Каковы особенности проведения камеральной налоговой проверки (далее – КНП) по налогу на прибыль? Вправе ли ИФНС истребовать документы, подтверждающие право на применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. 25 НК РФ? Каковы особенности проведения КНП в отношении декларации по налогу на прибыль, представленной отдельными категориями налогоплательщиков, в частности ответственным участником КГН; участником РИП? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данном материале.

От чего зависит порядок оформления результатов камеральной проверки?

Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Имейте в виду, что если факт нарушения не установлен, то ее результаты не оформляются, то есть ни акт, ни справка, ни иной документ не составляются.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе КНП должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания КНП.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты оформления этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка по налогу на прибыль, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если вышеназванные лица уклоняются от получения акта (о чем делается отметка в акте), то он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Если проверяемое лицо не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу п. 6 ст. 100 НК РФ оно в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Каков порядок вынесения решения по камеральной проверке?

Порядок вынесения решений по камеральной проверке установлен в ст. 101 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (его замом) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (его замом) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, данного на представление возражений, принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

Указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Подробнее об этом читайте в статье С. И. Егоровой «Истребование документов в рамках КНП проверка декларации по налогу на прибыль» на стр. 52.

В отличие от выездной налоговой проверки, для которой требуется такое решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27).

admin